Венский триптих
Ю.М.Мурзин
2 сентября 2012 года исполнилось 75 лет почетному члену РААСН, академику МААМ, Заслуженному архитектору РФ, лауреату премии Совета министров СССР, профессору МАрхИ, обладателю национального приза «Хрустальный Дедал», премии «Золотое сечение», медали им. В. И. Баженова «За высокое зодческое мастерство» и медали САР «За преданность содружеству зодчих», ветерану архитектурной периодики Юрию Михайловичу Мурзину.
В 1955 году я, студент второго курса МАрхИ, начал подрабатывать рисованием в соседнем с институтом доме на Рождественке. На дверях этого здания, построенного архитектором Кринским, преподававшим у нас, висела знаменитая вывеска «Совинформбюро». Это вселяло гордость в мою юную душу. Во времена «железного занавеса» мне казалось крайне престижно рисовать для заграницы и печататься за рубежом. Рисовал я для журнала «Советский Союз сегодня». Рисунки у меня забирали в большом количестве. Макет делался в Австрии и Западной Германии. Там же журнал печатался и распространялся. Материал отправлялся с большим запасом, в журнал попадало моих рисунков гораздо меньше, чем их брали, но так как оплачивали все, то я зарабатывал очень прилично. Покупал на гонорары книги по искусству, заграничные шмотки в комиссионках, джазовые пластинки и, очень важничая, нисколько не сожалел о большом количестве своих рисунков, исчезнувших навсегда в архивах этих периодических журналов.
Моим шефом был не художник - художественного редактора в московской редакции журнала не было. Это был журналист-международник, долгое время проработавший в Вене. Он много писал об этом городе, а я иллюстрировал его статьи, тщательно срисовывая с фотографий Штефансдом, Петерскирхе, здание Венской оперы, памятник Иоганну Штраусу в городском парке и прочие архитектурные достопримечательности. Тогда я и представить себе не мог, что все это увижу своими глазами.
Прошло много лет. Я приехал в Вену с проектом гостинично-торгового комплекса на Фридрих-штрассе. И вот я иду по Вене. Свернув с Ринга у здания Оперы на пешеходную Керт-нер-штрассе, выхожу на Штефанс-плац к Штефансдому. Напротив главного фасада собора в конце 1980-х годов по проекту архитектора Ханса Холляйна построен комплекс с магазинами и ресторанами «Хаас-Хаус». В стеклянных барабанах здания отражаются готические шпили собора, его
мозаичная крыша, небо, бегущие облака. В закругленных зеркальных стеклах эти отражения причудливо искажаются и переливаются дивными красками. И тут я осознаю, что нахожусь в столице сецессиона, одного из самых оригинальных и декоративных художественных стилей.
Здесь следует напомнить, что в конце XIX века в европейских странах, переживавших стремительный технический прогресс, рационализм стал преобладать над чувствами, а материальный мир - над духовным. Так как реализм стремился точно и дотошно изображать жизнь, то хотелось мечты, видений и грез. Хотелось проникнуть туда, где за реальной формой скрыта тайная сущность явлений, так называемая изначальная идея. Именно тогда поэты Поль Верлен, Стефан Малларме, Артур Рембо создали новое течение - символизм, в котором, по их утверждению, идеи облекались в символы, изображающие смысл, который постигался интуитивно в момент вдохновения.
Под влиянием новой эстетики в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве появился стиль модерн: во Франции и Англии это был ар-нуво по названию парижского магазина английского антиквара Самюэля Бинго «Maison le I'Art Nouveau», в Германии мюнхенский журнал «Jugend» («Юность») дал новому стилю название «югендстиль», в Австрии по названию творческого объединения венских архитекторов и художников «Сецессион» (от лат. secession - отделение, обособление) новый стиль стал именоваться именно так.
Австрийская школа сецессиона неразрывно связана с творчеством архитектора Отто Вагнера (1841-1918). До пятидесятилетнего возраста он проектировал в манере неоклассицизма, находясь под впечатлением от работ Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841). В 1884 году Вагнер начинает преподавать в Венской академии изящных искусств и становится ее членом. Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хофман, также активисты «Сецессиона», работали в частной архитектурной студии Вагнера. Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье считали, что именно эта студия, а не школа Питера Беренса, была первой архитектурной студией, работавшей в стиле модерн.
Вагнер заимствовал у Шинкеля романтизм, но адаптировал его к новым технологиям, соблюдая в своих работах баланс традиций и современности. Всей той эпохе была свойственна дихотомия имперского традиционализма и индустриализации воплощения. Вагнер считал, что функциональность и прагматизм в архитектуре не должны влиять на высокий вкус с применением декорирования, и оставил по-
Отто Вагнер. Майоликовый дом. Вена. 1898-1899
60 3 2012
Дом на улице Линке Винцайле. Вена. 1898-1899
3 2012 61
Детали фасада Австрийского сберегательного банка Фойе здания на Хоенштауфен-гассе. 1883-1884
Здание Австрийского сберегательного банка. Вена. 1904-1912
сле себя прекрасные здания. Именно благодаря им Вена так удивительна и прекрасна. Прежде всего это здание «Лэндэр-банка» на Хоенштауфен-гассе, 3, со скульптурой Йоханнеса Бенка «Аллегория Австрии» в круглом фойе. Это два особняка на Хютельберг-штрассе, 26 и 28, где под влиянием Адольфа Луса и Йозефа Хофмана Вагнер использовал майолику. На улице Линке Винцайле стоит его замечательный Майоликовый дом с розовым цветочным орнаментом. Декор выполнен по эскизам Алоиза Людвига. К нему примыкает угловой дом с позолоченными декоративными элементами, выполненными
по рисункам Коло Мозера, и скульптурами по эскизам Отмара Шимковица - еще одно творение Отто Вагнера.
В 1894 году Вагнер был назначен на должность советника по строительству в Вене и получил заказ на архитектурную часть городской железной дороги. Особенно выделяется станция «Карлсплац» с позолотой и бело-зелеными украшениями, состоящая из двух стоящих друг напротив друга павильонов, как бы символизирующих связь резиденций Габсбургов - дворцов Хофбург и Шенбрунн.
Венцом творчества Отто Вагнера можно считать церковь Ам-Штайнхоф при психиатрической лечебнице в Штайн-хофе. Выиграв конкурс, он построил здание, в котором сочетается множество архитектурных стилей. Силуэт - неоклассический, объемно-пространственная композиция - в стиле Ренессанса, детали - в стиле барокко. Купол и его ребра изготовлены из позолоченной меди. Фасады облицованы мрамором. Белый интерьер украшен мозаиками и витражами Коло Мозера. Фигуры ангелов выполнены Отмаром Шимковицем, статуи святых - Рихардом Лукшем.
В начале ХХ века «Сецессион» распадается, и Вагнер строит на Георг-Кох-плац монументальное здание Австрийского сберегательного банка с широким применением нового для того времени материала алюминия. Этим строением Вагнер выходит за пределы ар-нуво и создает образец архитектуры нового века.
Павильон станции «Карлсплац». 1894-1899
Церковь Ам-Штайнхоф (Святого Леопольда). 1906
Собственная вилла Отто Вагнера. 1886-1888
3 2012 63
Вернемся на Кертнер-штрассе. С нее я поворачиваю на Грабен с «чумным столбом» в центре и магазинами, затем на Браунер-штрассе и выхожу к официозному центру австрийской столицы - Хофбургу. Мой путь лежит к знаменитой картинной галерее у памятника Марии Терезии. В картинных галереях современной Вены на первом этаже обязательно есть магазин, где продают книги, постеры, открытки, репродукции. Самые распространенные из них - репродукции работ Густава Климта.
Густав Климт (1862-1918) прокладывал новые пути в искусстве и вел за собой других художников. Окончив Венскую школу прикладного искусства и находясь под влиянием австрийских поэтов Райнера Марии Рильке и Гуго фон Гофмансталя, архаической древнегреческой скульптуры и крито-микенской росписи на вазах, он начинает серьезно из-
Густав Климт. Музыка. 1895
Дева. 1913
64 3 2012
учать современное искусство. Уже в 1895 году Климт создает свои первые картины - «Любовь» и «Музыка». В 1897 году он становится лидером венского «Сецессиона» и участвует в первой его выставке 1898 года вместе с французским художником Пьером Пюви де Шаванном, русским скульптором Павлом Трубецким и швейцарским живописцем Арнольдом Бёклином. Картина Климта «Юдифь» ломает все традиционные представления о героине, вызывая критику и споры. В 1902 году Климт создает грандиозное панно «Бетховенский фриз», посвященное Девятой симфонии Бетховена, для выставочного зала венского «Сецессиона», где Макс Клингер поместил свою скульптуру «Бетховен».
Создав серию портретов и пейзажей, которые напоминают декоративные панно, Климт заслужил прозвище Чужестранец из Венеции за стилизацию живописи под мозаику.
Удовлетворение. 1905-1909
В работах Отто Вагнера и Густава Климта много противоречий. На фасаде здания Австрийского сберегательного банка отсутствуют академические каноны в пропорциях и деталях. Используя восточные мотивы для придания декоративности своим полотнам, Климт на самом деле был далек от подлинного искусства Востока. Но именно благодаря смешению различных элементов этот период в искусстве считается революционным.
Из окна отеля «Мариотт», выходящего на Ринг, виден старый городской парк и памятник «королю вальсов» Иоганну Штраусу. Сам композитор к сецессиону отношения не имел, а вот памятник ему сделан в этом стиле. Я убедился, что архитектура и музыка развиваются по единому закону. Наиболее наглядным мне представляется сравнение архитектуры с джазом. Во времена сецессиона джаз только зарождался, и к нему никто еще серьезно не относился. Тем не менее я хочу вспомнить одного великого музыканта. Пианист Джо Завинул родился в Вене в 1932 году. После войны, закончив школу Беркли, он обосновался в США. С 1961 года играл с братьями Джулианом и Натом Эдерли. В 1968 году бунтующая западная молодежь подготовила почву для рок-культуры. Майлз Дэвис одним из первых встает на эту почву, и в это время появляется новое течение - джаз-рок. А Джо Завинул в 1971 году создает группу «Weather Report» («Прогноз погоды»), произведения которой чем-то похожи на симфонические поэмы европейских композиторов конца Х1Х - начала ХХ века, напоминая «программную музыку». Композиции группы «Weather Report» были основаны на
Бетховенский фриз. Фрагмент
слиянии разных музыкальных стилей, где двуольное ритмическое деление равно периодическому триольному, где прослеживается влияние мелодий и ритмов разных народов мира. Они создают впечатление непредсказуемости и переменчивости, свойственных погоде с ее капризами, вызывая ремининисценции с художественным стилем сецессион. Возможно, это связано с венской архитектурной средой, в которой вырос Джо Завинул.
Я иду по Москве и среди зданий старой постройки вижу странные сооружения последних лет, своей экстравагантностью явно подражающие одиозным западным архитектурным творениям. Сегодня в архитектуре реабилитирована эклектика, и глядя на театр «Et cetera» напротив московского Почтамта, понимаешь, что допустимо все.
Вероятно, на рубеже веков всегда так происходит: старые мастера еще живут в прошлом и не умеют мыслить по-новому, а молодежь, отрицая все старое, пока не набрала мастерства. С появлением гения из этой каши рождается новое направление, а пока оно не родилось, эту кашу величают словом «фьюжн». Тем не менее к произведениям такого искусства, как архитектура, нельзя относиться однозначно.
Я вспоминаю, как во времена учебы в МАрхИ на занятиях по истории архитектуры наш преподаватель Алексей Павлович Акимов водил нас по Москве. Перед неказистым желтеньким домиком с мезонином и пузатенькими обветшалыми колоннами он призывал нас снимать шапки, так как это был изысканный русский классицизм, а к зданиям, построенным по проектам Льва Кекушева и Федора Шехтеля, относился, как к дурному примеру эпохи декаданса с ее бездуховностью.
Я не против русского классицизма. Эти чудом сохранившиеся особнячки трогательны, наивны и очаровательны. Но в то время меня гораздо больше очаровывали Шехтель и жилые дома в Риге на бывшей улице Фрича Гайля в стиле сецессион.
Вспоминая работы Вагнера и Климта, отражающие непрерывную борьбу между классикой и современностью, я думаю о сегодняшнем дне, о том, что опять появляется эстетика, основанная на растительных органических формах, и вновь волнистая линия служит источником вдохновения для архитектора, художника и джазмена, символизируя приход новой эры.
The Vienna Triptych. By Yu.M.Murzin
The article is dedicated to Vienna and its prominent architects and artists, who in the late 19th - early 20th centuries transformed the capital of the feudal Austro-Hungarian Empire into one of the most beautiful cities of Europe.
Ключевые слова: Вена, сецессион, Отто Вагнер, Густав Климт, Джо Завинул.
Key words: Vienna, secession, Otto Wagner, Gustav Klimt, Joe Zawinul.