DOI: 10.24411/2618-6888-2019-10017
Е.И. Сафронова
ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ КРИЗИС ВЛАСТИ: ПОЗИЦИЯ КНР
Аннотация. В статье анализируются взгляды Китая на проблему текущего кризиса власти в Венесуэле и подробно характеризуются политико-экономические позиции КНР в этой стране. Автор исходит из того, что направления и «поддерживающие опоры» китайских интересов в Венесуэле обусловлены не только важностью венесуэльских природных ресурсов для экономики Китая, но и ростом значения латиноамериканского вектора во внешней политике КНР как такового.
Новейшим, наиболее важным мотивом активизации китайской политики в отношении Латинской Америки в целом и Венесуэлы в частности в статье называется стремление Пекина подключить латиноамериканский регион к планам китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Что касается китайско-венесуэльского практического взаимодействия, то, как отмечается в статье, его текущее состояние во многом определяется кризисной ситуацией в погашении венесуэльской задолженности Китаю. При этом автор расценивает масштабность углеводородных запасов Венесуэлы и вытекающую из нее длительность их выработки в качестве мощных долгосрочных факторов заинтересованности КНР в Венесуэле; факторов, позволяющих поддерживать объемы китайско-венесуэльских экономических контак-
тов, а в перспективе — вывести их на новый уровень. Посему кризис задолженности наверняка будет смягчен (в основном благодаря политической воле Пекина) ввиду высокой обоюдной заинтересованности сторон в дальнейшем сотрудничестве.
Ныне особенность китайских капиталовложений в Венесуэле заключается в том, что они направляются не только в проекты по добыче природных ресурсов, но и (что особо важно) в переработку на «месте» базового венесуэльского сырья и полуфабрикатов в товары с высокой добавленной стоимостью. Такая инвестиционно-производственная схема применима и в условиях иных стран Латинской Америки, обладающей лучшим промышленным опытом, нежели большинство других регионов развивающегося мира. Автор обращает внимание и на то, что вскоре может возрасти число конкурентов Китая за доступ к венесуэльским ресурсам в лице Индии и Турции, которые предпочитают прямо закупать углеводороды за валюту, столь нужную Венесуэле, а не ввозить их в счет предоставленных ранее займов и кредитов.
В статье особо отмечается специфика позиции КНР по венесуэльскому кризису, обусловленная тем, что, поддерживая правительство Н.Мадуро, Пекин при этом проводит консультации со всеми сторонами конфликта в поисках мирного решения проблемы и для прояснения судьбы своей собственности при любом развитии событий. Автор отмечает конструктивность и рациональность такой линии.
Ключевые слова: Китай, Венесуэла, кризис власти, кризис задолженности, экономическое сотрудничество, доступ к природным/нефтяным ресурсам, инициатива «Один пояс, один путь», конкуренция.
Автор: Сафронова Елена Ильинична, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН. E-mail: safronova@ifes-ras.ru
E.I. Safronova
China's stance on Venezuelan crisis of power
Abstract. The article discusses political and economic stance of China on the current crisis of power in Venezuela. The author proceeds from the fact that directions and "supporting pillars" of Chinese interests in Venezuela are due not only to the importance of Venezuelan natural
resources for China's economy, but also to the growing significance of Latin America in China's foreign policy as such.
The article identifies Beijing's strive to involve Latin America in the plans of China's Belt and Road Initiative as the latest and most important motive for the enhancement of Chinese policy towards Latin America and Venezuela — in particular.
As for Chinese-Venezuelan practical economic ties, the article argues that their current status is largely determined by the crisis in Venezuelan debt to China. However, the author considers the scale of Venezuelan hydrocarbon reserves and the considerable length of time, necessary for their elaboration, to be powerful long-term factors of China's interest in Venezuela, allowing to maintain the volume of Chinese-Venezuelan economic contacts, and in the future — to bring them to a new level. Therefore it seems, that the debt crisis will be alleviated (thanks to the political will of Beijing mostly) because of the high interest of both parties in their further cooperation.
Nowadays, the peculiarity of Chinese investment in Venezuela is that investment goes not only to projects on the extraction of natural resources, but also — most importantly — to process basic Venezuelan raw materials and semi-finished items into high value added products. Such investment and production scheme can also be applicable in other countries of Latin America which has better industrial experience than most other regions of the developing world. The author draws attention to the fact that soon the number of China's competitors for the access to Venezuelan natural resources may increase at the expense of India and Turkey, which prefer to buy natural resources for "ready" currency (much needed by Venezuela), rather than to import them against loans and credits previously provided.
The article stresses the specificity of the PRC's position on the Venezuelan crisis, which consists in supporting the government of N.Maduro along with carrying out consultations with all parties to the conflict in search of peaceful solution to the problem and clarification of the fate of Chinese assets in any development of events. The author notes construc-tiveness and rationality of such a line.
Keywords: China, Venezuela, power crisis, debt crisis, economic cooperation, access to natural/oil resources, Belt and Road Initiative (BRI), competition.
Author: Elena I. SAFRONOVA, Ph.D. (Economics), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: safronova@ifes-ras.ru).
Очевидно, что Венесуэла с ее громадными запасами нефти (достигающими, по разным данным, от 17 до 20 % мировых), близостью к морским путям у северных берегов Южной Америки (Панамский канал, планируемый Никарагуанский канал, пути между карибскими островами) и наработанными за последние 15 лет тесными политико-экономическими связями с КНР является весьма важным партнером и опорным пунктом Пекина в Латинской Америке. Отношениям с Венесуэлой Китай придал статус «всеобъемлющего стратегического партнерства».
В последние годы активность КНР в Венесуэле сопряжена и с намерением китайского руководства расширить международное влияние Пекина посредством реализации проекта «Один пояс, один путь», планы которого им активно пропагандируются в латиноамериканских столицах.
Китай является первым по значимости финансовым партнером Венесуэлы (Россия — второй). Данные о финансировании экономики Венесуэлы Китаем ограничены, однако они сходятся в том, что КНР выделила Венесуэле 17 займов в размере от 62,2 до 70 млрд долл. (в зависимости от информационного источника), которые должны быть погашены поставками нефти и других полезных ископаемых. Эти займы предоставлены Венесуэле госбанками КНР, в основном Китайским банком развития (CDB). Тот факт, что запасы «тяжелой» венесуэльской нефти — самые крупные в мире и посему нескоро будут выработаны, уже обусловливает долгосрочность интересов Пекина (и Москвы) в этой стране. Венесуэла к тому же обладатель вторых по величине мировых запасов золота, весьма значительных — железа, алмазов, алюминия, ниобия и тантала.
На Китай ныне приходится около 23 млрд долл. из 135-миллиардного внешнего долга Венесуэлы, что делает его крупнейшим международным кредитором страны [Sánchez, Gedan, McCarthy]. Сумма кредитов Каракасу превышает объемы китайского кредитования любого другого латиноамериканского государства. С 2014 г. почти половина кредитов Китая Латинской Америке приходится на Венесуэлу, другая половина в неравных долях — на Бразилию, Аргентину и Эквадор. Условия кредитования китайских банков в целом не отличаются от общемировой практики, даже для развивающихся
стран. Если процентные ставки по кредитам Эксимбанка Китая — чуть ниже, чем у аналогичных международных банков, то ставки Банка развития Китая превышают средний мировой показатель [China presto a Latinoamérica 22.100 millones de dolares...].
С 2005 по 2015 г. китайские компании инвестировали в проекты в Венесуэле более 19 млрд долл. Но с 2016 по 2018 г. Пекин выделил Венесуэле «лишь» 1,84 млрд долл. То есть, факт кредитования продолжает иметь место, однако его темпы заметно сокращаются. Таким образом, общая сумма инвестиций Китая в Венесуэлу (по-видимому, имеются в виду прямые иностранные инвестиции (ПИИ). — Е.С.) к настоящему времени составляет примерно 22—23 млрд долл., и не все эти объемы освоены [Gedan, McCarthy]. Капиталовложения направляются в проекты по добыче природных ресурсов, а также по переработке китайскими предприятиями базового венесуэльского сырья и полуфабрикатов в товары с высокой добавленной стоимостью. (Общее количество проектов достигло 790, из них более почти 500 объявлены выполненными или находящимися на завершающей стадии.) Эта схема справедлива и в отношении других стран Латинской Америки. Если у Китая изменятся товарные потребности или он перенацелится на другие региональные рынки, то возникнет риск снижения экономических позиций многих стран континента [Silvera].
Следует отметить, что даже в период расцвета китайско-венесуэльского «романа» времен У.Чавеса, кредиты Поднебесной носили строго связанный характер. Условия большинства из них предусматривали погашение нефтью, хотя Венесуэла отчаянно нуждалась в продаже нефти за твердую валюту. По некоторым данным, с тех пор как Н.Мадуро сменил У. Чавеса в апреле 2013 г., Пекин поставил еще более жесткие условия кредитования [Gedan, McCarthy].
После резкого падения цен на нефть в 2014 г. венесуэльский государственный нефтяной концерн Petroleos de Venezuela Sociedad Anónima (PDVSA) не смог выполнять условия предоставленных Китаем займов. Именно тогда КНР начала «оптимизировать» программу кредитования, указывая на первоочередность погашения старых кредитов. В силу масштабности долга перед КНР его погашение
имеет для Каракаса приоритетное относительно долга России значение, на что сетовал глава «Роснефти» И. Сечин во время его визита в Венесуэлу в ноябре 2018 г. [Умаров].
Однако надежды Китая на отдачу от своих инвестиций и кредитов могут стать шаткими в случае ухода Мадуро со своего поста. Нынешний венесуэльский президент более нацелен не на смягчение растущего гуманитарного кризиса в стране, а на погашение внешней задолженности [Guy J.], но при новых властях все может быть наоборот.
Несомненно, у КНР есть ресурсы, чтобы удержать Мадуро на плаву, но у него есть и репутация, которую надо блюсти. Пекин, похоже, испытывает нарастающую обеспокоенность моральным и имиджевым риском, связанным с финансированием правительства Н. Мадуро. Ведь этот режим стал раздражителем не только для США, но и для большинства стран латиноамериканского континента. Да и Китаю самому не нравится ситуация с выполнением двусторонних проектов. Так, знаком неудовлетворенности Пекина Каракасом стало то, что крупный китайский нефтяной «игрок» Sinovensa в конце 2017 г. даже подал в суд на PDVSA, чтобы добиться компенсации за пропущенные платежи [Gedan, McCarthy].
Пока же экспорт сырой нефти в КНР не приносит Каракасу много «живых денег», ибо выручка засчитывается в погашение его долга.
При этом нельзя отрицать конструктивную роль Китая в развитии Венесуэлы. Так, несмотря на то, что в 2015 г. после обвала цен на нефть выплаты по задолженности Китаю были фактически заморожены, Пекин продолжал инвестировать в инфраструктурные проекты в Венесуэле, строительство жилья и добывающую промышленность (см. [Голобоков]).
В сентябре 2018 г. Н. Мадуро нанес внезапный визит в Китай, имевший целью оживить венесуэльско-китайское взаимодействие, вступившее в полосу сложностей и тревожных ожиданий. В результате визита было подписано 28 соглашений о сотрудничестве в сфере экономического развития, особенно в области добычи полезных ископаемых, в первую очередь нефти, безопасности и промышленных технологий.
Тогда же Мадуро выразил согласие на «интеграцию» Венесуэлы в проект ОПОП. В результате, ему удалось достичь договоренности о предоставлении Китаем Венесуэле нового кредита в размере 5 млрд долл. Таким образом, долг страны перед КНР в ближайшие годы может возрасти до 28 млрд долл. [Toro]. Логично предположить, что Мадуро, если останется у власти, будет просить новые кредиты хотя бы для того, чтобы еще больше «привязать» к себе Пекин самoй величиной китайских вложений.
Видимо, во многом благодаря последним договоренностям, китайский частный бизнес продолжал вкладываться в Венесуэлу вплоть до декабря 2018 г. Он присутствует не только в нефтедобыче, но и в горнодобывающей отрасли, транспорте, телекоммуникациях, сельском хозяйстве, электроэнергетике и розничной торговле (приводится по [Кашин]). Однако думается, что эти инвестиции осуществлялись в счет освоения уже согласованных и ранее одобренных кредитов.
Высказывается и противоположное мнение, согласно которому Китай все же сворачивает свою инвестиционную активность в Венесуэле. Причем не только из-за кризиса неплатежей, но и потому, что его ожидания на инвестиционные привилегии в венесуэльской части нефтегазоносного бассейна р. Ориноко не оправдались, несмотря на всю насыщенность политических связей с Каракасом и масштабность китайского финансирования [Cerchen].
Тем не менее, уже достигнутые Китаем успехи экономического взаимодействия с Венесуэлой весьма значительны и Пекин, конечно же, не хочет их терять. Помимо инвестиционной деятельности Китай преуспел и как подрядчик целого ряда инфраструктурных проектов. Так, вплоть до 2017 г. Китай участвовал в расширении крупнейшего порта страны — Пуэрто-Кабельо согласно договору, подписанному между China Harbour Engineering Company (CHEC) и государственной венесуэльской компанией Bolivariana de Puertos (Bolipuertos). В порту проводились дноуглубительные работы и строительство новых причалов для крупнотоннажных судов и контейнерного терминала. Кроме того, до недавнего времени активно обсуждался и проект создания СЭЗ «Пуэрто-Кабельо — Морон». Стороны также рассматривали перспективы участия КНР в проекте
электрификации Венесуэлы [Сафронова, с. 175]. Возможно, что эти планы не остановлены, но новейшая информация по ним пока недоступна.
Китай в свое время (2011 г.) поддержал партнерство Венесуэлы и Колумбии в строительстве нефтепровода протяженностью 3 тыс. км. Проект носил стратегический характер, так как предусматривал обеспечение доступа венесуэльской нефти к колумбийскому побережью Тихого океана, что особо важно в свете облегчения нефтяных поставок в Китай [Колумбия и Венесуэла построят совместный нефтепровод...]. Далее этот нефтепровод планировалось продлить до Панамы, что создало бы особые преимущества для китайских управленцев Панамского канала, особенно в свете планов Морского Шелкового пути XXI века. Однако в марте 2019 г. было объявлено, что Колумбия построит нефтепровод к Тихому океану без помощи PDVSA. Колумбийская государственная нефтяная компания Ecopetrol будет сооружать «трубу» с канадской Enbridge и только на территории Колумбии. Это связано с тем, что PDVSA отложила план строительства. Оператором нефтепровода станет Ecopetrol. Несколько иностранных компаний, например, Canadian Pacific Rubiales и нефтет-рейдер Vitol, выразили желание стать акционерами проекта [Колумбия построит нефтепровод...]. Пока неизвестно, захочет ли Китай финансировать проект при новых условиях. Но если бы планы колумбийско-венесуэльского инфраструктурного сотрудничества сохранились, то у Китая был бы шанс, спонсируя проект, сыграть роль посредника и экономического миротворца в отношениях Колумбии и Венесуэлы.
Корни многих экономических проблем Венесуэлы лежат в том, что страна отличается высокой зависимостью от иностранных финансовых и мировых товарных рынков в силу недиверсифицирован-ности ее экономики, базирующейся на эксплуатации нефтересур-сов. Сейчас, в условиях санкций Вашингтона Н. Мадуро усиливает поиски альтернативных США экономических партнеров. Ввиду развития кризиса эксперты ожидают активизации импортной роли Индии как покупателя венесуэльской нефти.
Индия — ныне единственная страна, помимо США, которая, в отличие от России и Китая, оплачивает нефтяные поставки из Вене-
суэлы твердой валютой. Венесуэла стала признанным поставщиком нефти в Индию после введения санкций Европы и США против нефтяного сектора Ирана. Сегодня Индия импортирует более 4 млн барр. нефти в день, 300 тыс. из которых поступают из Венесуэлы. В Индии также обеспокоены ходом кризиса в Венесуэле, поскольку там работают индийские компании, ведущие бизнес с PDVSA. Это касается ONGC Videsh, Indian Oil Corporation и Oil India, вложившихся в нефтяные месторождения Карабобо и Сан-Кристобаль, где добыча ныне сократилась вдвое из-за нехватки оборудования и бегства рабочей силы. В настоящее время Индия требует от PDVSA около 600 млн долл. дивидендов от нефтяного проекта в Сан-Кристобале [ Villardon].
Ввиду сложности положения в Венесуэле PDVSA пытается договориться с Индией не только о продаже нефти в обмен на валюту, но и об ее бартере на продовольствие, предлагая удвоить нефтепостав-ки в эту страну. Усугубление ситуации в Венесуэле может подстрекнуть также и Китай поставить вопрос о закупках венесуэльской нефти с большим дисконтом (см. [Зотин]).
Помимо Индии, заметно активизирует свою работу на венесуэльском направлении Турция, заинтересованная в венесуэльском золоте, а также в обретении статуса актора геополитического масштаба. Кроме того, Турция, по мнению турецких экспертов, способна помочь диалогу США с Каракасом, учитывая хорошие личные отношения Р. Эрдогана с Трампом и Мадуро.
Следует подчеркнуть, что позиция Китая относительно политического кризиса в Венесуэле в целом является более сдержанной, чем позиция России, хотя Пекин существенно опережает РФ по объемам экономического сотрудничества в Венесуэле.
Симптоматично, что, согласно целому ряду источников как в самом Китае, так и в РФ и Латинской Америке, в условиях нарастания венесуэльского кризиса Пекин налаживает контакты с разными силами, включая оппозицию. По всей видимости, в КНР надеются сберечь свои кооперационные позиции в Венесуэле даже при смене власти (см., например [Голобоков]).
Проходила информация, что китайцы зондируют почву на предмет сохранения своих активов в случае смены власти в Венесу-
эле уже на протяжении 2—3 лет. Так, в 2016 г. связанная с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) Китайская ассоциация международного взаимопонимания официально пригласила соучредителя венесуэльской социально-либеральной партии «За справедливость» Хулио Борхеса в Китай. Посол Китая Чжао Бэньтан, по сообщениям СМИ, имел частную встречу с лидерами оппозиции, несмотря на то, что венесуэльское правительство требовало от иностранных дипломатов не контактировать с недругами режима [Умаров].
СМИ сообщали и о том, что в 2016 г. минимум трое венесуэльских оппозиционеров, а также экономисты и консультанты-специалисты нефтяной отрасли посещали Пекин по приглашению КПК для обсуждения вопроса о гипотетическом создании переходного правительства и плана восстановления экономики. Пекин был обеспокоен незаконным присвоением в Венесуэле выделенных им средств и при этом — весьма заинтересован в предоставлении ему гарантий уважения инвестиционных прав, если смена власти состоится. Эмиссары оппозиции обещали, что выданные займы будут признаны, однако высказали пожелание, чтобы будущие сделки с Китаем были одобрены не только президентом Венесуэлы, но и парламентом страны [Vyas], как того требует венесуэльская Конституция.
О том, что Китай еще три года назад просчитывал развитее ситуации в Венесуэле по чрезвычайному сценарию, свидетельствует и мнение исследователей Китайской академии общественных наук, которые прямо заявляли, что рост неплатежеспособности по кредитным обязательствам и риски безопасности в Венесуэле затрудняют китайско-венесуэльское экономическое сотрудничество. Кризис в латиноамериканской стране отрицательно сказывается на процессе выделения ей дополнительных китайских займов, потому что их предоставление все более и более ориентируется на рыночные принципы, а Китаю необходимо контролировать его финансовые риски. Если Пекин прекратит предоставлять Венесуэле новые кредиты, то ситуация в этой стране может еще более ухудшиться, так как Каракас не имеет широкого выбора источников финансирования на мировом рынке. Следовательно, Венесуэле придется задействовать
собственные силы, например, путем продажи своих золотых резервов и иностранных активов, а также за счет получения кредитов от региональных организаций. Уже тогда китайские специалисты подчеркивали, что в случае смены власти в Каракасе и отстранения Ма-дуро от должности, отношения между Китаем и Венесуэлой не претерпят существенных изменений, поскольку всеобъемлющее стратегическое партнерство двух стран — шире, чем партнерство Пекина и КПК с правящей Единой социалистической партией Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV). Китай все равно сохранит свои кредитные активы в Венесуэле еще и в силу того, что сотрудничество между КНР и Венесуэлой основано на сбалансированной оценке национальных интересов обеих стран, которые вместе стремятся к беспроигрышности ситуации (приводится по [Xuleta]).
Вскоре после резкого обострения кризиса в январе 2019 г., официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан 1 февраля проинформировал, что Китай поддерживает тесную связь со всеми сторонами венесуэльской ситуации и готов работать для содействия мирным переговорам и создания благоприятных условий урегулирования соответствующего вопроса. Далее он отметил, что «как бы ни развивалась ситуация, сотрудничество Китая и Венесуэлы не должно пострадать» [Foreign Ministry Spokesperson Geng Shuang's Regular Press Conference on February 1, 2019].
Чуть позже — 11 февраля 2019 г. другой представитель МИД КНР — Хуа Чуньин выразила надежду Китая на то, что венесуэльский народ сам сможет решить свои проблемы посредством мирных диалогов и политических средств согласно Конституции Венесуэлы. Китай поддерживает усилия международного сообщества, направленные на достижение этой цели. Далее спикер заявила, что отношения между Китаем и Венесуэлой — это пример нормальных межгосударственных отношений, основанных на принципах равенства, взаимной выгоды, общего развития и соблюдения коммерческих норм. Такое сотрудничество соответствует законам и правилам, оно принесло пользу двум странам и народам, и поэтому оно не должно понести какой-либо ущерб, независимо от изменений, которые могут произойти «на местах» [Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying's Regular Press Conference on February 11, 2019].
По всей видимости, Китай вышел на контакт с оппозицией, возглавляемой Х.Гуайдо, «подняв на щит» установку, что китайско-венесуэльские контракты и проекты, а также обязательства по ним, включая долговые, являют собой отношения не режимов и/или правительств, а субъектов международных отношений и что в случае потерь «все равно что-то останется» (см. [Morales]). Можно предположить, что эти принципы китайско-венесуэльских отношений носят универсальный характер и в глазах Пекина приемлемы для связей со всеми возможными правительствами в Венесуэле.
Как известно, «исполняющий обязанности президента Венесуэлы» Х. Гуайдо заявил, что сотрудничество с его правительством будет выгодно не только Китаю, но и России [No talks between China and Venezuela opposition...] и даже пообещал Пекину сохранение всех китайских контрактов и планов.
Однако в марте 2019 г. Пекин решительно опроверг сообщение The Wall Street Journal о том, что его дипломаты, обеспокоенные судьбой нефтяных проектов и многомиллиардной задолженности Каракаса, провели в Вашингтоне переговоры с представителями Х. Гуайдо. «На самом деле это сообщение является ложным», — заявила пресс-секретарь МИД КНР Хуа Чуньин [No talks between China and Venezuela opposition...].
На первый взгляд, данное высказывание Хуа Чуньин противоречит заявлению официального представителя МИД КНР Гэн Шуана от 1 февраля, да и ее же собственным словам от 11 февраля, приведенным выше. Но так ли это? Китайцы могли встречаться с венесуэльской оппозицией с целью предложить свое медиаторство в вопросе мирного урегулирования кризиса, и такая информация звучала. Стороны вполне могли затрагивать и тему китайских вложений. Но начать переговоры, прямо объявив их целью прояснение судьбы своих инвестиций и кредитов, — это означало бы открытое признание шаткости позиций Мадуро, что преждевременно и непредусмотрительно, ибо до сих пор никто не знает, чем закончится кризис. Кроме того, Вашингтон как место переговоров Китая с венесуэльской оппозицией — не самое «деликатное» решение в отношении Каракаса, и Пекин поспешил опровергнуть указанную информацию, видимо, и из соображений дипломатического такта.
Надо отметить, что вся масштабность китайских вложений в Венесуэлу, объекты, построенные и налаженные там, сами по себе могут стать мощным стимулом для оппозиции сохранить отношения с КНР на достигнутом уровне. Оппозиция понимает ценность партнерства с такой страной, как Китай, и в случае ее прихода к власти, на наш взгляд, предпримет усилия по недопущению ущерба двусторонним контактам.
Мировая общественность с особым интересом отреагировала на сообщения СМИ о прилете в Венесуэлу 31 марта 2019 г. борта со 120 китайскими военнослужащими (спустя неделю после прибытия в эту страну российской военной делегации). Сообщается, что, как и в российском случае, контингент из КНР прибыл в рамках «программы сотрудничества между двумя странами». Говорится и о доставке 65 т гуманитарной помощи и военного снаряжения правительству Венесуэлы [Сайт ИА REX...]. Это свидетельствует о некоей индурации подходов Пекина по венесуэльскому кризису, но отнюдь не служит доказательством его намерений участвовать в силовом разрешении венесуэльского кризиса. Скорее всего, КНР направила своих военных в целях защиты китайских граждан в стране (если таковая понадобится), а также китайской собственности.
В целом создается впечатление, что Китай, заявляя о поддержке действующих властей Венесуэлы, резко выступая против вмешательства в ее внутренние дела и ратуя за мирное разрешение ситуации путем переговоров, ведет свою политику по «золотой, серединной линии», не обостряя отношений с командой Х.Гуайдо, но и не отказываясь от партнерства с Н. Мадуро. Китай выжидает, призывая все стороны (Вашингтон, Каракас и оппозицию) проявлять хладнокровие и решать проблемы на основе компромисса. При этом, в отличие от России, Китай имеет мощные экономические рычаги влияния в Латинской Америке [Кашин] и, желая их сохранить, не выступает против взглядов подавляющего большинства стран региона на венесуэльский кризис.
Поэтому стремление Китая не перессориться с Латинской Америкой (особенно в свете его планов по распространению проекта ОПОП на этот континент), сохранить незатронутым потенциал
влияния на континенте можно назвать тем важным фактором, который во многом обусловил сдержанность Пекина в венесуэльском вопросе.
Библиографический список
Голобоков Н. Кого Китай поддерживает в Венесуэле. Пекин поддерживает режим Мадуро, но готов к смене власти. URL: https://news.ru/v-mire/venesuela-kit aj-besporyadki-maduro-spectehnika (дата обращения: 25.02.2019).
Зотин А. О будущем чавизма и Венесуэлы. Сколько продержится Мадуро // КоммерсантЪ. 21.02.2019.
Кашин В. Венесуэльский кризис и китайская империя. Политика России в отношении Венесуэлы оправдана и гораздо перспективнее, чем китайский подход. URL: https://profile.ru/columnist/venesuelskij-krizis-i-kitajskaya-imperiya-65617 (дата обращения: 19.02.2019).
Колумбия и Венесуэла построят совместный нефтепровод до Тихого океана. URL: https://ria.ru/economy/20111129/501063688.html (дата обращения: 28.04.2017).
Колумбия построит нефтепровод к Тихому океану без помощи PDVSA. URL: https://satoil.kz/kolumbiya-postroit-nefteprovod-k-tihomu-okeanu-bez-pomos hhi-pdvsa (дата обращения: 28.12.2018).
Сайт ИА REX. URL: http://www.iarex.ru/news/65645.html (дата обращения: 15.04.2019).
Сафронова Е.И. Китай — развивающийся мир: концепции и актуальная практика отношений (на примере Африки и Латинской Америки). М.: ИД «ФОРУМ», 2018.336 c.
Умаров Темур. Дракон в кустах. Как Китай спасает свои вложения в Венесуэлу. URL: https://carnegie.ru/commentary/78265 (дата обращения: 02.04.2019).
China prestó a Latinoamérica 22.100 millones de dólares en 2014, mбs que el BID y el BM juntos. URL: https://www.efe.com/efe/america/economia/china-presto-a-latinoamerica-22-100-millones-de-dolares-en-2014-mas-que-el-bia-labm-juntos/20 000011-2547894 (accessed: 07.08.2018).
Ferchen Matt. Can China Help Fix Venezuela? URL: https://carnegietsinghua.org/ 2017/07/24/can-china-help-fix-venezuela-pub-71564 (accessed: 10.03.2019).
Foreign Ministry Spokesperson Geng Shuang's Regular Press Conference on February 1, 2019. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665 401/2511_665403/t1634957.shtml (accessed: 04.03.2019).
Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying's Regular Press Conference on February 11, 2019. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_66 5401/2511_665403/t1637013.shtml (accessed: 20.02.2019).
Gedan Benjamin, McCarthy Michael. The Limits to Russia and China's Support of Venezuela. URL: https://www.realclearworld.com/articles/2018/01/15/venezuela_ma duro_chavez_russia_china_112682.htm (accessed: 21.02.2019).
Guy Jack. ¿Por qué China, Rusia y Turquía apoyan a Maduro en el 'patio trasero' de Estados Unidos? URL: https://cnnespanol.cnn.com/2019/01/30/por-que-china-rusia-y-turquia-apoyan-a-maduro-en-el-patio-trasero-de-estados-unidos (accessed: 20.02.2019).
Kuleta Gene. How Critical Is China's Lifeline to Venezuela? // Latin America Advisor. 26.09. 2016. URL: http://www.thedialogue.org/wp-content/uploads/2016/09/ LAA160926.pdf . P.3—4 (accessed: 18.04.2019).
Morales Carlos. Venezuela ya es ficha de una velada 'Guerra Fria' entre EEUU y Rusia-China // El Deber (Santa Cruz de la Tierra, Bolivia).16.02.2019. URL: http:// www.eldeber.com.bo/mundo/Venezuela-ya-es-ficha-de-una-velada-Guerra-Fria-entr e-EEUU-y-Rusia-China-20190216-9367.html (accessed: 20.02.2019).
No talks between China and Venezuela opposition Beijing says, instead it's 'fake news'. URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/2186003/no-talks -between-china-and-venezuela-opposition-beijing-says (accessed: 25.02.2019).
Sánchez Carlos. El oro de Maduro: cómo Rusia y China exprimen Venezuela // El Confidencial (Madrid). 31.01.2019. URL: https://www.elconfidencial.com/economia/ 2019-01-31/venezuela-maduro-china-rusia-cuba-armamento-deuda-externa-petroleo _1794314 (accessed: 20.02.2019).
Silvera Camila. Neo Guerra Fría? Los intereses que Rusia, China y EEUU tienen en Venezuela // El Observador (Montevideo, Uruguay). 30.01.2019. URL: https:// www.elobservador.com.uy/nota/-neo-guerra-fria-los-intereses-que-rusia-china-y-eeu u-tienen-en-venezuela-201912918597 (accessed: 28.02.2019).
Toro Magaly. China y Venezuela firman 28 acuerdos de cooperación. Oliveros: Deuda de Venezuela con China subió de $23.000 a $28.000 millones // El Universal (Caracas). 15.09.2018. URL: http://www.eluniversal.com/economia/20689/china-y-ve nezuela-firman-28-acuerdos-de-cooperacion# (accessed: 20.02.2019).
Villardón María. El futuro económico de Venezuela en manos de China, India, Rusia // OK Diario (Madrid). 25.09.2017. URL: https://okdiario.com/economia / futuro-economico-venezuela-manos-china-india-rusia-1353431 (accessed: 24.02.2019).
Vyas Kejal. China Talks With Venezuela Opposition to Protect Investments // The Wall Street Journal. 12.02.2019. URL: https://www.wsj.com/articles/china-holds-talks-with-venezuelan-opposition-on-debt-oil-projects-11549993261 (accessed: 28.03.2019).
References
China presó a Latinoamérica 22.100 millones de dlólares en 2014, más que el BID y el BM juntos (2014). URL: https://www.efe.com/efe/america/economia/china-presto -a-latinoamerica-22-100-millones-de-dolares-en-2014-mas-que-el-b-a-l-bm-juntos/ 20000011-2547894 (accessed: 7 August, 2018).
Ferchen, Matt (2017). Can China Help Fix Venezuela? URL: https://carnegietsi nghua.org/2017/07/24/can-china-help-fix-venezuela-pub-71564 (accessed: 10 March, 2019).
Foreign Ministry Spokesperson Geng Shuang's Regular Press Conference on February 1, 2019. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665 401/2511_665403/t1634957.shtml (accessed: 4 March, 2019).
Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying's Regular Press Conference on February 11, 2019. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_66 5401/2511_665403/t1637013.shtml (accessed: 20 February, 2019).
Gedan, Benjamin; McCarthy, Michael (2018). The Limits to Russia and China's Support of Venezuela. URL: https://www.realclearworld.com/articles/2018/01/15/ven ezuela_maduro_chavez_russia_china_112682.htm (accessed: 21 February, 2019).
Golobokov, N. (2019). Kogo Kitay podderzhivaet v Venesuele. Pekin podderzhivaet rezhim Maduro, no gotov k smene vlasti [Whom China supports in Venezuela. Beijing supports the Maduro regime, but is ready for a change of power]. URL: https://news.ru/ v-mire/venesuela-kitaj-besporyadki-maduro-spectehnika (accessed: 25 February, 2019). (In Russian).
Guy, Jack (2019). ¿Por qué China, Rusia y Turquía apoyan a Maduro en el 'patio trasero' de Estados Unidos? URL: https://cnnespanol.cnn.com/2019/01/30/por-qu e-china-rusia-y-turquia-apoyan-a-maduro-en-el-patio-trasero-de-estados-unidos (accessed: 20 February, 2019).
Kashin, V. (2019). Venesuelskiy krizis i kitayskaya imperiya. Politika Rossii v otnoshenii Venesuely opravdana i gorazdo perspektivnee, chem kitayskiy podhod [Venezuelan crisis and the Chinese Empire. Russia's policy towards Venezuela is justified and much more promising than the Chinese approach]. URL: https://profile.ru/colu mnist/venesuelskij-krizis-i-kitajskaya-imperiya-65617 (accessed: 19 February, 2019). (In Russian).
Kolumbiya i Venesuela postroyat sovmestnyy nefteprovod do Tihogo okeana (2011) [Colombia and Venezuela to build a joint oil pipeline to the Pacific ocean]. URL: https://ria.ru/economy/20111129/501063688.html (accessed: 28 April, 2017). (In Russian).
Kolumbiya postroit nefteprovod k Tihomu okeanu bez pomoschi PDVSA (2015) [Colombia will build an oil pipeline to the Pacific ocean without the help of PDVSA].
URL: https://satoil.kz/kolumbiya-postroit-nefteprovod-k-tihomu-okeanu-bez-pomos hhi-pdvsa (accessed: 28 December, 2018). (In Russian).
Kuleta, Gene (2016). How Critical Is China's Lifeline to Venezuela? Latin America Advisor. September, 26: 3—4. URL: http://www.thedialogue.org/wp-content/uploads/ 2016/09/LAA160926.pdf (accessed: 18 April, 2019).
Morales, Carlos (2019). Venezuela ya es ficha de una velada 'Guerra Fria' entre EEUU y Rusia-China, El Deber (Santa Cruz de la Tierra, Bolivia). 16.02.2019. URL: http://www.eldeber.com.bo/mundo/Venezuela-ya-es-ficha-de-una-velada-Guerra-Fr ia-entre-EEUU-y-Rusia-China-20190216-9367.html (accessed: 20 February, 2019).
No talks between China and Venezuela opposition Beijing says, instead it's 'fake news' (2019). URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/2186003/ no-talks-between-china-and-venezuela-opposition-beijing-says (accessed: 25 February, 2019).
Safronova, E.I. (2018). Kitay — razvivayuschiysya mir: koncepcii i aktualnaya praktika otnosheniy (na primere Afriki i Latinskoy Ameriki) [China and the Developing World: concepts and modern practice of relations in the case of Africa and Latin America]. Moscow: «Forum» PH, 2018. 336 p. (In Russian).
Sánchez, Carlos (2019). El oro de Maduro: cómo Rusia y China exprimen Venezuela, El Confidencial (Madrid). 31 Enero. URL: https://www.elconfidencial.com/ economia/2019-01-31/venezuela-maduro-china-rusia-cuba-armamento-deuda-extern a-petroleo_1794314 (accessed: 20 February, 2019).
Sait IA REX [The News Agency REX website]. URL: http://www.iarex.ru/news/ 65645.html (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).
Silvera, Camila (2019). Neo Guerra Fria? Los intereses que Rusia, China y EEUU tienen en Venezuela, El Observador (Montevideo, Uruguay). 30 Enero. URL: https:// www.elobservador.com.uy/nota/-neo-guerra-fria-los-intereses-que-rusia-china-y-eeu u-tienen-en-venezuela-201912918597 (accessed: 28 February, 2019).
Toro, Magaly (2018). China y Venezuela firman 28 acuerdos de cooperacion. Oliveros: Deuda de Venezuela con China subió de $23.000 a $28.000 millones, El Universal (Caracas). 15 Septiembre. URL: http://www.eluniversal.com/economia/206 89/china-y-venezuela-firman-28-acuerdos-de-cooperacion# (accessed: 20 February, 2019).
Umarov, Timur (2019). Drakon v kustah. Kak Kitay spasaet svoi vlozheniya v Venesuelu [The dragon in the bushes. How China saves its investments in Venezuela]. URL: https://carnegie.ru/commentary/78265 (accessed: 2 April, 2019). (In Russian).
Villardón, Maria (2017). El futuro económico de Venezuela en manos de China, India, Rusia, OK Diario (Madrid), 25 Septiembre. URL: https://okdiario.com/
economia/futuro-economico-venezuela-manos-china-india-rusia-1353431 (accessed: 24 February, 2019).
Vyas, Kejal (2019). China Talks With Venezuela Opposition to Protect Investments, The Wall Street Journal, 12 February. URL: https://www.wsj.com/articles/ china-holds-talks-with-venezuelan-opposition-on-debt-oil-projects-11549993261 (accessed: 28 March, 2019).
Zotin, A. (2019). O buduschem chavizma i Venesuely. Skolko proderzhitsya Maduro [On the future of chavism and Venezuela. How long will Maduro last], Kommersant [The Businessman], 21 February. (In Russian).