Научная статья на тему 'Венчурный капитал как инструмент государственной поддержки предпринимательства в инновационной сфере Иркутской области'

Венчурный капитал как инструмент государственной поддержки предпринимательства в инновационной сфере Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ В РЕГИОНЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / VENTURE CAPITAL / INNOVATIONS IN THE REGION / GOVERNMENT SUPPORT / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернига Станислав Юрьевич

Рассматриваются особенностии роль государства при формировании рынка венчурного капитала. Обосновывается необходимость и условия государственной поддержки по привлечению венчурных инвестиций в инновационное предпринимательство региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернига Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VENTURE CAPITAL AS INSTRUMENT OF STATE SUPPORT FOR BUSINESS INNOVATIONS IN IRKUTSK REGION

The article discusses the peculiarities and role of the government in formation of venture capital market in Russia, and proves the necessity and conditions of state support to attract venture capital investments in innovative entrepreneurship in Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Венчурный капитал как инструмент государственной поддержки предпринимательства в инновационной сфере Иркутской области»

СО

%

(N

тН

О

(N

УДК 332.146.2 ББК 65.290-93

С.Ю. Чернига

ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются особенности и роль государства при формировании рынка венчурного капитала. Обосновывается необходимость и условия государственной поддержки по привлечению венчурных инвестиций в инновационное предпринимательство региона.

Ключевые слова: венчурный капитал, инновации в регионе, государственная поддержка, предпринимательство.

S.Yu. Cherniga

VENTURE CAPITAL AS INSTRUMENT OF STATE SUPPORT FOR BUSINESS INNOVATIONS IN IRKUTSK REGION

The article discusses the peculiarities and role of the government in formation of venture capital market in Russia, and proves the necessity and conditions of state support to attract venture capital investments in innovative entrepreneurship in Irkutsk region.

Keywords: venture capital, innovations in the region, government support, entrepreneurship.

SSI

2sl

KS г

MhSI

HSS

H5i

Ой"

°i<s ^ 1

Ps І

^ n £

« ¡Ґ I

8s! ИН 25 о

ChO!

£m§||

E40 Ї ЙИ-І See

H

H

о

H

PQ

CO

H

Переориентация российской экономики на инновационный тип развития диктует необходимость глубоких социально-экономических преобразований в регионах страны. Важность формирования и развития рынка венчурного капитала обусловливается не только острой необходимостью общего оживления инвестиционного процесса в инновационном предпринимательстве, но и придания ему интенсивного характера.

По мнению Л.И. Сергеева, венчурный капитал является одним из основных факторов развития инновационной экономики региона, учитывающий повышенные риски, неустойчивость экономической среды, цикличность инноваций, недостаточность управленческих навыков и знаний инвестиционного процесса у предпринимателей [4, с. 32].

Успешный мировой опыт, во многом, определяет роль государства и государственных программ поддержки развития венчурного предпринимательства (таких как SBIC — в США, Yozma — в Израиле, SITRA — в Финляндии и др.), как катализатора запуска венчурного процесса [3, с. 64].

Зарубежный опыт свидетельствует, что основным потребителем венчурных инвестиций являются малые и средние предприятия (МСП).

В экономической литературе под венчурным капиталом (от англ. «venture», что означает «рискованное начинание») подразумевается вложение денег в перспективный инновационный бизнес, который еще не имеет доступа на фондовый рынок.

Венчурные фонды — инвестиционные компании, работающие исключительно с инновационными предприятиями и проектами.

© С.Ю. Чернига, 2012

со

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Практически все венчурные фонды в России сформированы за счет двух источников: с государственным участием со стороны РВК и со стороны региональных органов власти.

Ключевая роль отводится РВК (Российская венчурная компания). Поскольку, именно РВК исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации. Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло двенадцати (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции), их размер — 26,1 млрд р., а число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний к декабрю 2011 г. достигло 101. При этом совокупный объем проинвестирован-ных средств составил 9,1 млрд р. [5].

Несмотря на это, особое внимание уделяется созданию и развитию региональных венчурных фондов. Поскольку это направление финансирования дает реальный шанс для развития малого инновационного предпринимательства. На начало 2012 г. в России действовало 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2010 гг. Минэкономразвития РФ, совместно с администрациями регионов, общим объемом 9,2 млрд р. [5].

На основе анализа опыта стран с развитой венчурной индустрией и использованием высокорисковых инвестиций в развитие инновационной деятельности в российской экономике, постепенно формируется национальная система венчурного инвестирования.

К концу 2011 г. в России насчитывалось 112 венчурных фондов с общим объемом средств равным 130-135 млрд р. Количество венчурных сделок в стране, составлявшее пару лет назад всего несколько десятков в год, в 2011 г. стало исчисляться сотнями. Общий объем венчурных инвестиций в России составил в 2011 г. около 15 млрд р. Позитивным моментом является постепенно растущая активность деятельности зарубежных инвесторов в сфере венчурного финансированя. В 2012 г. ожидается открытие московских офисов двух-трех ведущих международных венчурных фондов [1].

В последние годы в России активно формируется рынок венчурного капитала, и этому способствует государственная политика. Однако, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, рынок венчурного капитала в России находится на этапе становления и требует более активного участия со стороны государства, для создания модели и комплексного развития венчурной индустрии.

В 2011-2012 гг. по доступности венчурного капитала Россия находится лишь на 88 месте из 142 стран мира (в 2010-2011 гг. — 95 место) [7]. Это отражает текущее состояние рынка венчурного капитала РФ и сведетельствует о невысокой эффективности реализуемых мер государственной поддержки, что является серьезным барьером для полноценного и устойчивого развития предпринимательства на всех этапах формирования инновационного проекта.

В настоящее время многие российские регионы обладают значительным нереализованным потенциалом. Поэтому их поддержка является одним из главных приоритетов в развитии инноваций и венчурного капитала в стране. В этой связи, главной задачей должно стать создание широкой сети региональных венчурных фондов, в первую очередь, в ре-

%

СО гионах с высоким уровнем инновационного потенциала, таких как, на-

пример, Иркутская область.

Формирование региональных венчурных фондов на начальном этапе М| должно осуществляться за счет средств федеральных и региональных ор-

^ ганов власти. При этом основной задачей представителей органов власти

5^ в ходе управления региональными фондами должно стать стремление

снизить риски до уровня, приемлемого для коммерческих инвесторов, а не к замещению частного капитала государственным.

На данный момент условия для привлечения венчурного капитала в Иркутскую область являются сложными. Во многом, это связано с недостаточным вниманием региональных органов власти к развитию данного направления финансирования. Прежде всего, это выражется в отсутствии собственных и представительств крупных венчурных фондов. Кроме того, данному вопросу практически не уделяется внимание при формировании регионального законодательства.

Наиболее перспективными направлениями развития предпринимательства Иркутской области, где венчурный капитал мог бы принести максимальную выгоду, является использование лесных и водных ресурсов области1.

Несмотря на существенный запас лесных ресурсов, их использование в регионе осуществляется неэффективно из-за недостаточного развития обрабатывающих производств. В 2009 г. удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации в области обработки древесины и производство изделий из дерева в стране составил всего 3,5% [6]. В результате большая часть лесных ресурсов отправляется для обработки в Китай, нанося существенный ущерб экономике Иркутской области.

Особый интерес представляет использвание водных ресурсов области. Прежде всего, различных минеральных вод, ничем не уступающих мировым брендам2.

В этой связи, формирование рынка венчурного капитала окажет ; значительную поддержку развитию субъектов МСП, внедрению инно-

вационных технологий и эффективному развитию имеющихся запасов ой § природных ресурсов Иркутской области. Успешная реализация данных

^1 направлений позволит региону повысить уровень производимой инной* | вационной продукции и ее конкурентноспособность как на российском,

о*! так и на мировом рынках.

вВ целом, для успешного развития рынка венчурного капитала в §к§ Иркутской области необходима реализация следующего комплексного в го пакета мер и стимулов государственной поддержки, способстующих

иоэ формированию оптимального сочетания инвестиционного потенциала

к®Э и низкого инвестиционного риска: совершенствование регионального

законодательства, формирование регионального венчурного фонда, разработка, формирование и реализация самостоятельной модели, стимулирования капиталовложений в регионе, создание эффективной инфраструктуры поддержки инвестиций и увеличение деловой активности частного сектора.

н

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

н

М

со

н 1 По запасам лесных ресурсов Иркутская область занимает второе место среди регио-

нов России (9,1 млрд м3). В пределах области сосредоточено 23% лесных ресурсов Восточ-НЧ но-Сибирского экономического района, 10% общероссийских и 2% мировых (см. [2]).

2 В пределах Иркутской области разведано 230 источников и скважин с минеральной

Н водой. Кроме того, оз. Байкал содержит 23 тыс. км3 чистейшей пресной воды (что состав-

ляет около 80% общероссийских и 20% мировых запасов поверхностных пресных вод). При этом удельные затраты на получение 1 м3 воды в 2-5 раз ниже, чем в Европейской России (см. [2]).

со

%

тН

о

(N

Реализация данных условий будет способствовать созданию благоприятной среды для привлечения венчурного капитала. Это, в свою очередь, активизирует приток инвестиций для малых инновационных предприятий и будет способствовать структурному изменению экономики региона. В этой связи, формирование венчурного капитала в регионе будет ориентировано на повышение эффективности хозяйственной деятельности, структурное обновление экономики и стимулирование инновационных преобразований в бизнес-структурах.

Однако региональный рынок венчурного капитала в России имеет хорошие перспективы только при условии продуманных и согласованных действий как государственных, так и частных структур.

Список использованной литературы

1. Агамирзян И.Р. Рычаг для венчура [Электронный ресурс] / И.Р. Агамир-зян // Российская бизнес-газета инновации. — 2012. — 24 янв. — URL: http:// www.rg.ru/2012/01/24/vencur.html.

2. Винокуров М.А. Экономика Иркутской области / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. — Иркутск: Облмашинформ, 1999. — 310 с.

3. Каширин А.И. Венчурное инвестирование в России / А.И. Каширин, А.С. Семенов. — М.: Вершина, 2008. — 331 с.

4. Сергеев Л.И. Формирование системы венчурного финансирования инноваций в регионе / Л.И. Сергеев, М.Ю. Писаренко // Балтийский экономический журнал. — 2009. — № 2. — С. 30-36.

5. Сайт Российской Венчурной Компании. — URL: http://www.rusventure. ru/ru/investments/regional_funds/ (дата обращения 2 марта 2012 г.).

6. Сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http:// www.gks.ru (дата обращения 2 марта 2012 г.).

7. 2011-2012 Annual report / The Global Competetitiveness Report 2011-2012 of World Economic Forum. — Geneva, 2011. — 501 p.

SSI

2sl

KS г

MhSI

нД

НА

Ой"

^ 1

І

^ Л £

h Е

« і

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§|

МО I

нее

н

н

о

н

Р5

со

н

Referenses

1. Agamirzyan I.R. Rychag dlya venchura [Elektronnyi resurs] / I.R. Agamir-zyan // Rossiiskaya biznes-gazeta innovatsii. — 2012. — 24 Jan. — URL: http:// www.rg.ru/2012/01/24/vencur.html.

2. Vinokurov M.A. Ekonomika Irkutskoi oblasti / M.A. Vinokurov, A.P. Su-khodolov. — Irkutsk: Oblmashinform, 1999. — 310 s.

3. Kashirin A.I. Venchurnoe investirovanie v Rossii / A.I. Kashirin, A.S. Semenov. — M.: Vershina, 2008. — 331 s.

4. Sergeev L.I. Formirovanie sistemy venchurnogo finansirovaniya innovatsii v regione / L.I. Sergeev, M.Yu. Pisarenko // Baltiiskii ekonomicheskii zhurnal. — 2009. — № 2. — S. 30-36.

5. Sait Rossiiskoi Venchurnoi Kompanii. — URL: http://www.rusventure.ru/ ru/investments/regional_funds/ (data obrashcheniya 2 March 2012 g.).

6. Sait Federal’noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. — URL: http://www. gks.ru (data obrashcheniya 2 March 2012 g.).

7. 2011-2012 Annual report / The Global Competetitiveness Report 2011-2012 of World Economic Forum. — Geneva, 2011. — 501 p.

Информация об авторе

Чернига Станислав Юрьевич — аспирант, кафедра экономика предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: dims1988@mail.ru.

Author

Cherniga Stanislav Yurievich — post-graduate student, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: dims1988@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.