Научная статья на тему 'Венчурный бизнес в России и за рубежом, инструменты управления'

Венчурный бизнес в России и за рубежом, инструменты управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карась А.А., Смородинова Н.И.

Рассматривается масштабность распространения венчурного бизнеса, проблематика его развития в России, а также инструменты для успешного его ведения и возможные способы улучшения бизнес-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Венчурный бизнес в России и за рубежом, инструменты управления»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 330.131.7

А. А. Карась Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ, ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рассматривается масштабность распространения венчурного бизнеса, проблематика его развития в России, а также инструменты для успешного его ведения и возможные способы улучшения бизнес-среды.

Венчурный бизнес-бизнес с большим риском и высокой доходностью. Венчурный бизнес является одной из главных составляющих инновационной экономики, но для успешного его функционирования, требуется участие государства, которое выступает в качестве инвестора и исполняет регулятивную функцию, а также берет на себя определенную часть рисков. Данный бизнес направлен на реализацию крупных и даже более того прорывных новшеств, инноваций. Масштабное распространение венчурный бизнес получил в США и странах Запада, в России же он применяется меньше в связи с тем, что ее экономика инерционна и соответственно внедрение и распространение венчурного бизнеса проблематично. Исходя из особенностей экономической модели РФ, большая часть иностранных инвестиций по данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году за январь-сентябрь было направлено в обрабатывающие производства - 73,190 млрд долл. (в основном в производство кокса и нефтепродуктов) из 132,385 млрд долл. Поступивших [1].

Проблематика продвижения венчурного бизнеса в России состоит в том, что российской экономике свойственна коррумпированность и криминализации. Как следствие, снижается эффективность труда, экономики, бизнеса и государства. Для создания инновационного сектора экономики, эффективного венчурного бизнеса необходима соответствующая благоприятная среда, качественно функционирующие институты, человеческий капитал (например, венчуристы и бизнес-ангелы - высоко профессиональные специалисты и предприниматели). Необходимы конкурентные преимущества экономики и привлекательность условий проживания в стране [2]. Но главенствующей проблемой служит то, что все это есть лишь на листе бумаги, на самом же деле, политика введение инноваций в экономику России не поддерживается. Политика российской экономики направлена на укрепление компаний, которые связаны с добычей, переработкой и экспортом нефти и природного газа. Такие компании становятся в некотором роде монополистами, тем самым, не давая возможности пробиться более мелким предприятиям и ущемляя их в финансировании со стороны государства.

Безусловно, в рыночной экономике финансированием инвестиционного процесса должны заниматься сами компании- производители, но у них отсутствуют инвестиционныевозможности, а финансировать НИ-ОКР самостоятельно они пока не в состоянии, потому что потребительские товары не конкурентоспособны в сравнении с товарами многих зарубежных компаний.

Оттого в России высокий импорт и слабо развитый потребительский рынок. Для решения проблемы, производители потребительских товаров должны наладить выпуск конкурентоспособных товаров, чтобы часть вырученных средств можно было использовать на финансирование своей инвестиционной деятельности повышение уровня уникальности своей продукции.

Для эффективного управления бизнесом требуется определенная стратегия его ведения, так называемое стратегическое управление, которое мало применяется отечественными компаниями. Под стратегическим управлением подразумевается ряд взаимосвязанных элементов тесно контактирующих между собой и вживленных в одну и ту же среду - инновационную. К таким элементам относятся фабрика идей - генерирует идеи, тем самым способствуя обеспечению конкурентного преимущества, ситуационные центры-неотъемлемое звено, служащее продвижению инноваций и позволяющее принимать управленческие решения, генерирование идей - создание идей и их воплощение, способность находить нестандартные решения быстрее конкурентов. Также модель стратегического управления включает в себя конкурентную среду, возможности и угрозы, управленческую ситуацию, технологический, ресурсный, интеллектуальный потенциалы.

В современной экономике успешный бизнес сопровождается особенными инструментами управления производством. Речь идет о таких инструментах как аутсорсинг, краудсорсинг и другие.

Под аутсорингом понимается привлечение сторонних ресурсов для выполнения определенных функций на основе долгосрочных договоров. За рубежом аутсорсинг используют порядка 70 % крупных компаний, в России 20 %. Столь существенная разница объясняется тем, что в США, например, аутсорсинг применяется с 1920 года, в России на 70 лет позднее. Сдерживается развитие и распространение инструмента аутсоринга в России, прежде всего, несовершенством правовых норм.

Инструмент краудфандинг предполагает сбор пожертвований на цели более, чем значительные. Иными словами, вложение средств в дорогостоящее проекты, осуществление которых слишком затратное. Воздействие инструментом краудфандинг на массу людей происходит с помощью Интернета и СМИ. В России инструмент краудфандинг применяется достаточно широко. Так организовывается издание произведений искусства, дорогостоящее лечение детей, поддержание проектной деятельности, решение других вопросов.

Секция «Финансы и кредит»

Таким образом, можно сделать вывод, что для того, чтобы улучшить бизнес-среду в России необходима более тщательная проверка документов на всех уровнях РФ с целью избежание несанкционированного использования денежных средств, для создания инновационного сектора, нужна соответствующая инфраструктура, то есть нужно обустроить Россию, ее регионы, различного рода поселения, в конце концов дороги. Создание специализированных фондов, цель которых будет состоять в поддержке инновационных новшеств и помощи их продвижения. В связи с переходом на экономику с инновационной составляющей, необходимо привлечение сторонних средств путем установления определенных льгот для иностранных и отечественных инвесторов, а также постепенное увеличение этих средств в финансовой и инвестиционной среде. «Выращивание» компаниями своих собственно подготовленных венчуристов на специфических договорных условиях. Разработка стратегического управления (одним из таких средств служит введение строгой контрактной технологической дисциплины). Воз-

никает острая необходимость в активизировании участия государства в поддержании бизнеса, создании грамотной политики основополагающей на частно-государственных отношениях.

Библиографические ссылки

1. Ведомости Финансы. // vedomosti.ru: Росстат: Прямые иностранные инвестиции в Россию в январе-сентябре выросли на 51,6 %, 2013 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/ 19103721/rosstat-pryamye-inostrannye-investicii-v-rossiyu-v-yanvare#ixzz2noUBGZjr (дата обращения: 8.04.2014).

2. Корчагин Ю. ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики // lerc.ru : Инновационная экономика в России: призрак или реальность? 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://lerc.ru/?art= 4&page=28&part=articles (дата обращения: 8.04.2014).

© Карась А. А., 2014

УДК 336

Н. В. Никитина Научный руководитель - В. А. Кузнецова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕНДЕР КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Представлена классификация тендеров, продемонстрирована эффективность их проведения, обозначены некоторые проблемы.

Современные экономические реалии требуют от хозяйствующих субъектов максимальной эффективности использования собственных ресурсов, в особенности в сферах снабжения и сбыта продукции. Одной из основных форм повышения результативности хозяйственной деятельности предприятий, реальным и действенным способом сокращения излишних издержек является тендер, который представляет собой специальный конкурс, или соревнование для выбора предложения на поставку каких-либо товаров или услуг по заранее оговоренным условиям и срокам [1]. Отбор претендентов осуществляется на принципах конкуренции между несколькими соискателями, при этом конкурс выигрывает поставщик, предложивший наиболее выгодные условия. Иными словами, тендер - это закупочный аукцион, который проводится с участием одного покупателя и многих продавцов, и где главная цель - игра на понижение цены.

Тендеры, как правило, используются крупными компаниями, государственными корпорациями, муниципалитетами и другими государственными структурами, так как сложная структура этих субъектов требует постоянного контроля закупочной деятельности на всех этапах. Главная задача тендеров - обеспечить проведение закупок на оптимальных для покупателя условиях, к которым относятся: минимальная

стоимость (цена), соблюдение требований к качеству, соблюдение стабильности поставок и «щадящий» порядок расчетов.

Итогом тендера, как правило, является заключения договора не на какую-то разовую поставку, а на серию поставок в течение какого-то относительно продолжительного периода времени - как правило, года.

Проведение тендеров регламентируется федеральными законами: № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Разнообразие характеристик позволяет провести типизацию тендеров (табл. 1).

Проведение тендеров позволяет:

- наилучшим образом использовать средства компании - выдержать оптимальное соотношение «цена/качество»;

- приобрести продукцию (работы, услуги) максимально соответствующую требованиям к ее потребительским характеристикам;

- исключить работу с неквалифицированными и недобросовестными поставщиками;

- минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных работников компании;

- обеспечить долгосрочную лояльность поставщика (поставщиков).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.