Научная статья на тему 'ВЕЛОТУРИЗМ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ВЕЛОСРЕДЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

ВЕЛОТУРИЗМ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ВЕЛОСРЕДЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
велотуризм / городская велосреда / велоинфраструктура / критерии удовлетворенности веломаршрутом / cycling tourism / urban cycling environment / cycling infrastructure / criteria for satisfaction with a cycling route

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Ирина Юрьевна, Кузьмина Виктория Алексеевна

Поднимаются вопросы состояния велоинфраструктуры Тулы, необходимой для развития велотуризма и создания благоприятных условий как для велосипедистов, так и пользователей других средств индивидуальной мобильности; рассматриваются проблемы и перспективы развития велосреды региона и делается вывод о необходимости дальнейшего соединения велодорожек в единую сеть. В работе проводится анализ факторов, влияющих на степень удовлетворенности туристов веломаршрутом, и приводятся результаты анкетирования двух групп потребителей велопродукта (опытных и начинающих велотуристов), показавшие, что туристические группы с разными интересами и опытом по-разному оценивают ключевые факторы успеха веломаршрута. Предложенные критерии говорят о необходимости разработки веломаршрута с учетом состава туристической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYCLING TOURISM IN THE TULA REGION: ANALYSIS OF THE CYCLING ENVIRONMENT AND CONSUMER PREFERENCES

The article raises questions about the state of Tula’s cycling infrastructure, which is necessary for the development of cycling tourism and the creation of favorable conditions for both cyclists and users of other means of individual mobility; The problems and prospects for the development of the cycling environment in the region are considered and a conclusion is drawn about the need to further connect bicycle paths into a single network. The paper analyzes the factors influencing the degree of tourists' satisfaction with a cycling route, and presents the results of a survey of two groups of cycling product consumers (experienced and novice cycling tourists), which showed that tourist groups with different interests and experience differently assess the key factors for the success of a cycling route. The proposed criteria indicate the need to develop a cycling route taking into account the composition of the tourist group.

Текст научной работы на тему «ВЕЛОТУРИЗМ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ВЕЛОСРЕДЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

coincidence in 70% of respondents, which confirms the thesis that social networks are an effective tool for constructing and broadcasting the image of a politician.

Key words: image of a politician, designing the image of a politician, social networks, image of D.A. Medvedev, telegram channel of D.A. Medvedev.

Zimova Natalia Sergeevna, candidate of sociological sciences, associate professor, nzimova@mail.ru, Russia, Moscow, LomonosovMoscow State University,

Sokolova Ksenia Maximovna, bachelor's degree sociology, 7149999@,gmail.com, Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University

УДК 338.48-52:796.61(470.312) 001: 10.24412/2071-6141-2024-3-102-111

ВЕЛОТУРИЗМ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:

АНАЛИЗ ВЕЛОСРЕДЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И.Ю. Пономарева, В.А. Кузьмина

Поднимаются вопросы состояния велоинфраструктуры Тулы, необходимой для развития велотуризма и создания благоприятных условий как для велосипедистов, так и пользователей других средств индивидуальной мобильности; рассматриваются проблемы и перспективы развития велосреды региона и делается вывод о необходимости дальнейшего соединения велодорожек в единую сеть. В работе проводится анализ факторов, влияющих на степень удовлетворенности туристов веломаршру-том, и приводятся результаты анкетирования двух групп потребителей велопродукта (опытных и начинающих велотуристов), показавшие, что туристические группы с разными интересами и опытом по-разному оценивают ключевые факторы успеха ве-ломаршрута. Предложенные критерии говорят о необходимости разработки вело-маршрута с учетом состава туристической группы.

Ключевые слова: велотуризм, городская велосреда, велоинфраструктура, критерии удовлетворенности веломаршрутом.

Введение. Интерес к велосипеду как к мобильному, экологичному и полезному для здоровья виду транспорта крайне высок во всём мире. Эти качества позволили велосипедным прогулкам занять особое место в сфере путешествий и, конечно же, в туризме. Актуальность темы обусловлена необходимостью развития велосипедного туризма в целом и внедрения на туристский рынок Тульской области нового интересного продукта.

Следует отметить, что степень изученности вопросов велосипедного туризма невысока. Этот вид путешествий занимает своё место в классификациях под критерием «туризм по способу передвижения», а большин-

ство авторов нередко упоминают о нём, как о подвиде спортивного (активного) туризма. В ныне уже не действующем ГОСТе Р 54601-2011 «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения» можно было встретить следующее определение, которого придерживаются авторы большинства опубликованных на сегодняшний день трудов: «велосипедный туризм - это путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение маршрутов по равнинной и горной местностям на велосипедах». В этом же стандарте велотуризм классифицируют как активный вид туризма в зависимости от способа передвижения. Пришедший на его смену ГОСТ Р 54601-2022 «Туризм и сопутствующие услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения» непосредственного определения велотуризма не дает [1]. Причем здесь категория активного отдыха отделяется от категории путешествий, походов и экскурсий, осуществляемых с активными способами передвижения, на основании значимой разницы в целеполагании и мотивации: путешествия, походы и экскурсии предполагают достижение пунктов назначения - объектов туристского притяжения - и соответствующую познавательную составляющую, а в активном отдыхе преобладающее значение имеет сам процесс активного перемещения, как, например, катание на горных лыжах или винд-серфинг.

Анализ состояния велосреды. Комфортный велосипедный туризм невозможен без существования полноценной велоинфраструктуры - вида городской инфраструктуры, основной задачей которой является создание благоприятных условий для велосипедистов и пользователей других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Вопрос организации городского пространства стал предметом активного обсуждения в России в последнее десятилетие. Велосипед признаётся полноценным транспортным средством, а нуждам людей, передвигающихся на велосипеде, уделяется должное внимание. В стране начинали проводиться велоконгрессы, форумы и семинары. Кроме того, с апреля 2014 г. вступил в силу пункт 24 ПДД Российской Федерации «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов» [2]. В стратегиях развития практически всех регионов России присутствуют план и сопутствующие мероприятия по модернизации городской инфраструктуры, учитывающей интересы не только пешеходов и автомобилистов, но и пользователей СИМ.

В Тульской области имеются благоприятные природные условия для развития велосипедного туризма: это и хорошие климатические условия, позволяющие в течение стандартного велосезона планировать вело-экскурсии на большое количество ясных дней, и комфортный, равнинно-холмистый рельеф местности, т. к. Тульская область располагается в северо-восточной части Среднерусской возвышенности. Однако поддержанию должного уровня развитости велоинфраструктуры в регионе мешает ряд проблем: крайне малое количество велодорожек (к тому же большая часть их находится в пределах парковых зон), неудовлетворительное состояние

проезжих частей и тротуаров, практически полное отсутствие бордюрных съездов/заездов. Кроме того, к особо актуальным проблемам можно отнести отсутствие связи велодорожек в единую сеть: это делает невозможным перемещение между районами Тулы без необходимости менять велосипед на иной вид транспорта или же пешую прогулку [5]. На рис. 1 представлена система велосипедных дорожек в пределах Тулы на сегодняшний день.

Рис. 1. Система велосипедных дорожек в пределах Тулы

В течение последних лет в Тульской области идёт активное приспособление городской среды под альтернативные виды транспорта, в частности, под велосипед. Одной из причин этого является исполнение распоряжения Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года», которое предусматривает в том числе создание комфортной инфраструктуры для велосипедистов в населённых пунктах страны [3]. Это отражено и в программе развития Тульской области на 2021-2026 гг., одним из предложений и впоследствии пунктов которой является развитие велоинфраструктуры [4]. Так, в текущем году планируется не только прокладывать новые маршруты велодорожек по городу (вдоль улицы Октябрьская и улицы Токарева), но и объединять уже имеющиеся и известные велосипедистам маршруты в одну сеть (велодорожки на набережной р. Упа и в Баташовском саду). Также в рамках программы развития региона ведётся разработка выбранного самими туляками велосипедного маршрута «Лев Толстой», который, как планируется, будет иметь протяжённость 18 км и соединит исторический центр Тулы с музе-

ем-усадьбой «Ясная Поляна». Маршрут выстраивается таким образом, чтобы велодорожка не создавала неудобств пешеходам и автомобилистам, гармонично вписывалась в структуру города, была безопасной, хорошо освещённой и не имела слишком тяжёлых для велосипедиста-любителя препятствий. Время в пути по маршруту в одну сторону также окажется комфортным - не более 2 ч. [4].

Имеющиеся на данный момент доступные для передвижения вело-туристов дороги не отличаются разнообразием и продуманным внедрением в транспортную инфраструктуру Тулы [7]. В городе представлены такие типы обустройства, как велосипедная (отделённая от пешеходного и автомобильного потоков движения) и велопешеходная (с совмещённым движением пешеходов и велосипедистов) дорожки. Во многих других российских городах можно встретить велосипедные полосы, мосты, велобульва-ры, отдельные велоулицы. Все эти решения для организации велосипедного движения имеют свои преимущества, помогают объединять и регулировать потоки как автомобилей, так и пешеходов и велосипедистов, увеличивая степень комфорта для всех пользователей дороги.

Хотя уровень развитости велоинфраструктуры города и не так высок, важно отметить, что общая протяженность сети велодорожек в Туле составляет около 20 км, а на территории города имеется 321 пункт велосипедной парковки общей вместимостью более чем 1 400 мест [5].

Помимо уже запланированных усовершенствований велосети, в Туле могло бы появиться ещё больше удобств и пространства для туриста, выбирающего основным средством перемещения велосипед. Соединение достопримечательностей в разных частях города единой сетью велодорожек могло бы открыть велосипедному туризму в городе новые просторы для развития. Ведь уже сейчас, как можно заметить по карте велодорожек, турист на велосипеде может проехать по небольшим маршрутам в пределах Казанской набережной, территории около Тульского кремля, а также улицы Металлистов, где сосредоточены некоторые из главных городских достопримечательностей. Таким образом, дальнейшее расширение сети велосипедных дорожек в Туле (их создание в процессе реконструкции автомобильных дорог, внедрение в план при проектировании жилищных комплексов) сделало бы возможным проведение масштабных велосипедных прогулок и экскурсий по городу [6].

Развивать велоинфраструктуру и делать упор на использование ве-лопрогулок в туристической области является логичным шагом для города, ведь многие называют его велостолицей России. Именно в Туле появился один из первых в России велотреков (на котором катался даже Лев Толстой). А какое-то время после Октябрьской революции тульский велотрек и вовсе оставался единственным действующим в стране. Однако для того, чтобы действительно называться велостолицей России, Тула должна улучшить текущую ситуацию в велоинфраструктуре. Одним из наиболее

острых вопросов всё ещё остаётся доступность велосипеда как транспортного средства, ведь не каждый человек имеет возможность обладать им или же держать дома. Решением данной проблемы является создание пунктов аренды двухколёсного экологичного транспорта. Основным пунктом проката велосипедов в Туле остаётся база в Центральном парке культуры и отдыха им. П.П. Белоусова. Но перемещение на велосипеде из паркового проката всё же ограничено пределами его территории. В связи с этим в 2019 г. в городе появились пункты аренды велосипедов (вело-шейринга). Кроме того, в рамках первого участка маршрута «Лев Толстой» в районе перекрестка проспекта Ленина и улицы Болдина был установлен первый в Туле светофор для велосипедистов (рис.2). Фазы велосветофора синхронизированы с основным, и его работа никак не сказывается на движении автомобильного транспорта. Устройство позволяет пользователям СИМ пересекать проезжую часть по размеченному велопереезду на специальный зеленый сигнал, не спешиваясь.

Рис. 2. Велосветофор на маршруте «Лев Толстой»

Важной частью комфортной велосипедной среды города являются специально оборудованные в удобных местах парковки. Они имеются у входа во многие магазины и торговые центры; велосипед можно оставить у ряда корпусов Тульского государственного университета, Тульского театра драмы и других организаций: гипермаркет «Глобус» приветствует паркующихся велосипедистов словами «Спасибо, что выбрали экологичный вид транспорта!», а сеть «Додо-пицца» организовала велопарковку в виде букв DODO. На рис. 3 представлена карта велосипедных парковок города.

Кроме того, плюсом можно считать, что для вновь открывающихся торговых точек в Туле одним из условий обозначено наличие парковки

для велосипеда. Таким образом, сеть велопарковок расширяется, делая городскую среду более комфортной для туриста, выбирающего велосипед.

Рис. 3. Карта велосипедных парковок в г. Туле

Помимо велодорожек, Тула может предложить велосипедисту для катания также и вело - лыжероллерную трассу, которая была открыта в сентябре 2018 г. на месте упразднённой в 90-е гг. старой лыжной трассы в микрорайоне Косая Гора и названа в честь двукратного олимпийского чемпиона по лыжным гонкам Вячеслава Петровича Веденина. Летом трасса предполагает спортивное и прогулочное катание на велосипедах и других СИМ, а зимой раскрывает свой потенциал, т. к. является прошедшей лицензирование профессиональной лыжной трассой и предлагает спортсменам такие удобства, как, например, искусственное оснежение.

Анализ факторов удовлетворённости туристов велосипедным маршрутом. Одним из важных источников информации, на данные из которых стоит ориентироваться при проектировании велодорожек города, является мнение активистов местных велосообществ и профессиональных клубов, а также результаты опросов, проводимых среди участников подобных сообществ или просто заинтересованных велотуризмом горожан.

В последние годы широкая общественность по-иному, по-новому воспринимает физическую активность и спорт, склоняясь к более неформальному способу участия, такому как, например, любительская езда на велосипеде. Популярность подобной деятельности связана в основном с

желанием большой части населения вести здоровый образ жизни, что, соответственно, положительно влияет на развитие велосипедного туризма.

Многосекторальная картина туризма привела к появлению многомерного подхода к общей туристической удовлетворённости, включая множество отдельных факторов ее возникновения [9; 10]. Можно выделить следующие независимые атрибуты (критерии) удовлетворенности туристов веломаршрутом, создающие у потребителя туруслуг общее удовлетворение:

1. Туристические ресурсы:

- красивый пейзаж;

- наличие достопримечательностей в ходе маршрута.

2. Доступность маршрута:

- наличие смежных видов транспорта;

- многовариантность маршрута;

- качество велодорожек;

- низкая плотность транспортного потока.

3. Туристическая инфраструктура:

- наличие средств размещения;

- наличие предприятий питания.

4. Дополнительные услуги:

- освещенность маршрута;

- наличие проката велосипеда;

- наличие станций для ремонта велосипеда;

- наличие дорожных знаков и разметки для велосипедистов;

- наличие информационных указателей;

- наличие зон отдыха и туалетов.

Проведя дифференцированное исследование влияния определённых факторов на общую удовлетворенность веломаршрутом, можно выявить его сильные и слабые стороны, тем самым определив возможность его устойчивого развития [8].

В ходе выполнения работы был проведен опрос на платформе «Ян-декс.Формы», которая на сегодняшний день является одной из самых удобных для дистанционного исследования целевой аудитории. За период исследования был опрошен 161 велотурист. Из них 39,13 % составляли мужчины (п = 63) и 60,87 % - женщины (п = 98), при этом 43,48 % составили опытные велотуристы и спортсмены (п = 70) и 56,52 % - велотури-сты-любители (п = 91). По результатам опроса была составлена линейчатая диаграмма (рис. 4), показывающая соотношение выборов опытных велоту-ристов (столбец слева) и велотуристов-любителей (столбец справа) и позволяющая определить приоритетность факторов привлекательности маршрута для дальнейшей работы по развитию этих направлений. Ответы без

звездочек были даны велотуристами-любителями, а со звездочками -спортсменами, занимающимися велоспортом, и опытными велотуристами.

Опытные велотуристы Велотуристы-любители Красивый пейзаж -21 -21 35

Наличие достопримечательностей Наличие смежных видов транспорта Многовариантность маршрута Качество велодорожек Низкая плотность транспортного потока Наличие средств размещения Наличие предприятий питания Наличие системы освещения Наличие проката велосипедов

-42 -21 %7 12 35

-7 -63 21 35 28 7

7 35 35 14

42 49

-7 -28 -28 -7 42

49

-35 -35 21 49 14 7

-14 -28 -28 7 21 42

-14 -28 -21 -7 21 42

-14 -56 14 42 21 14

Наличие станций для ремонта... -14 -42 -14 7 42 28 14

Наличие дорожных знаков и разметки... -14 -35 -14| 28 35

Наличие информационных указателей -7 -21 -42 14 42 Наличие зон отдыха и туалетов -28 -28 7 42

Абсолютно неважно I Очень важно Важно**

-28

Не очень важно I Абсолютно неважно** Очень важно**

-28 ^7 42^~

■ Важно

■ Не очень важно*

Рис. 4. Приоритетность факторов привлекательности маршрута для опытных велотуристов и велотуристов-любителей

Между группами опытных велотуристов и велотуристов-любителей были выявлены некоторые сходства в предпочтениях: выделение в качестве важных факторов качества велодорожки и многовариантности марш-

рута, а в качестве критериев, имеющих наименьшее значение для удовлетворенности, - наличие смежных видов транспорта, пунктов проката велосипедов и средств размещения на маршруте. Однако по целому ряду показателей мнения этих двух групп велотуристов не совпадают и даже являются противоположными, что говорит о необходимости разработки любого веломаршрута с учетом состава туристической группы.

Заключение. Проведенное исследование показало, что для успешного развития велотуризма важнейшее значение имеет городская велосре-да. В настоящее время, несмотря на ряд имеющихся проблем, велоинфра-структура в Тульской области развивается значительными темпами и создает все условия для велопутешествий. Однако соединение велодорожек в единую сеть остается для региона приоритетной задачей. Исследование факторов, влияющих на степень удовлетворенности туристов веломаршру-том, показало не только их актуальность для оценки эффективности реализуемых туристических велопрограмм, но и необходимость учета этих критериев при разработке новых перспективных продуктов велотуризма.

Список литературы

1. ГОСТ Р 54601-2022 Туризм и сопутствующие услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2023. 11 с.

2. О правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

3. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р.

4. Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года: указ Губернатора Тульской области от 12 октября 2021 г. № 108.

5. Пономарёва И.Ю., Кузьмина В.А. Инфраструктура велотуризма Тульской области: проблемы и перспективы развития // Российские регионы: взгляд в будущее. 2022. № 1. С. 13-21.

6. Пономарёва И.Ю., Кузьмина В.А. Перспективы и возможности проведения велоэкскурсий в Тульской области // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы XVI Международной науч.-практ. конф., Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. 256 с. С. 204-213.

7. Велодорожку в 21 км могут проложить от Тулы до Ясной Поляны // Интерфакс: [сайт]. [1991-2024] [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/79927 (дата обращения: 03.09.2024).

8. Chang H.-L., & Chang H.-W. Comparison between the differences of recreational cyclists in national scenic bikeway and local bike lane. Journal of the Eastern Asia Society for Transportation Studies, 2005. 6, P. 2178-2193.

9. Lamont M. J. Reinventing the wheel: A definitional discussion of bicycle tourism. Journal of Sport and Tourism, 2009. 14(1), P. 5-23.

10. Ritchie W. R. Bicycle tourism in the South Island of New Zealand: Planning and management issues. Tourism Management, 1998. 19(6). P. 567-582.

Пономарева Ирина Юрьевна, канд. техн. наук, доц., проф., зав. кафедрой, iup05@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Кузьмина Виктория Алексеевна, магистрант, r-marloy@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CYCLING TOURISM IN THE TULA REGION: ANALYSIS OF THE CYCLING ENVIRONMENT AND CONSUMER PREFERENCES

I. Yu. Ponomareva, V. A. Kuzmina

The article raises questions about the state of Tula's cycling infrastructure, which is necessary for the development of cycling tourism and the creation of favorable conditions for both cyclists and users of other means of individual mobility; The problems and prospects for the development of the cycling environment in the region are considered and a conclusion is drawn about the need to further connect bicycle paths into a single network. The paper analyzes the factors influencing the degree of tourists' satisfaction with a cycling route, and presents the results of a survey of two groups of cycling product consumers (experienced and novice cycling tourists), which showed that tourist groups with different interests and experience differently assess the key factors for the success of a cycling route. The proposed criteria indicate the need to develop a cycling route taking into account the composition of the tourist group.

Key words: cycling tourism, urban cycling environment, cycling infrastructure, criteria for satisfaction with a cycling route/

Ponomareva Irina Yuryevna, candidate of technical sciences, docent, professor, head of the department, iup05@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Kuzmina Victoria Alekseevna, student of the master's program, r-marloy@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.