А.А. Сиднева, магистрант
Научный руководитель — Л.А. Ющук, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств A. Sidneva, MA student
Scientific advisor L. Yuschuk, Associate Professor Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Возможности для развития велоинфраструктуры Новосибирского Академгородка
Opportunities for the development of bicycle infrastructure of Novosibirsk Akademgorodok
Статья посвящена выявлению направлений и возможностей развития велосипедной инфраструктуры Новосибирского Академгородка. Описана существующая линейная велоинфраструктура научного центра — велодорожки вдоль проспектов Академгородка. Выявлены современные точки притяжения для велосипедистов, типы веломаршрутов. Предложены типы рекомендуемой велосипедной инфраструктуры для Академгородка. Описаны требования к рекреационным веломаршрутам. Показаны пятикилометровые радиусы лёгкой велосипедной доступности от жилых зон Академгородка и включённые в них территории.
Ключевые слова: велоинфраструктура, велодорожки, велотранспорт, Академгородок, научный центр, Новосибирск
Abstract. The article is devoted to the identification of directions and possibilities for the development of the cycle infrastructure of Academgorodok in Novosibirsk. The existing linear bicycle infrastructure of the scientific center is described. It is bike paths along the avenues of Academgorodok. Modern points of attraction for cyclists and types of cycle routes identified. Types of recommended cycling infrastructure for Academgorodok offered. Requirements for recreational cycling routes are described. Five-kilometer radii of easy bicycle accessibility from the residential areas of the Academgorodok and the territories included in them are shown.
Keywords: cycling infrastructure, cycle paths, cycling, Akademgorodok, scientific centre, Novosibirsk
Одним из способов решения современных проблем урбанизированных территорий является использование велосипеда среди населения как экологичной и экономичной альтернативы автомобилю. Для популяризации вело-транспорта в ряде европейских стран, таких как Дания, Нидерланды, Германия, Финляндия, Великобритания и др. реализуются долгосрочные национальные стратегии развития велодвижения как части транспортной системы городов и сельских поселений [4]. В России в данный момент отсутствуют по-
добные программы, нет единой всероссийской концепции, по которой следовало бы продвигать велокультуру и формировать велоинфраструктуру. Велосипедная инфраструктура не в полной мере учитывается в градостроительной документации. Нет чёткого понимания принципов её комплексного проектирования и внедрения в сформировавшиеся градостроительные системы с учётом их природно-климатических условий. Во многих российских городах, вслед за тенденциями европейских городов, появляются новые велосипедные дорожки, велопарковки и другие отдельные инфраструктурные объекты, но они носят, как правило, формальный и локальный характер, поэтому велосипед используется населением в основном в рекреационных целях или как спортивный снаряд. Велосипед, тем не менее, обладает транспортным потенциалом, и его следует рассматривать как дополнительный и полноценный способ передвижения.
Исследовательская проблема заключается в противоречии между социальной потребностью в городской велоинфраструктуре и отсутствием знаний о создании условий для реализации данной потребности с учётом природно-климатических и градостроительных особенностей Академгородка. Объектом исследования является территория Новосибирского Академгородка. Предмет исследования — возможности для организации велоинфраструктуры в Академгородке. Цель работы состоит в выявлении направлений развития велоинфраструктуры на территории данного научного центра. Научная новизна заключается в исследовании существующей системы велоинфраструктуры и определении перспектив её развития для градостроительного центра с населением 130 тысяч человек в условиях всесезонного использования.
Неразвитость качественной велоинфраструктуры в городской среде существенно ограничивает возможность безопасного и комфортного движения на велосипеде. Это характерно для многих крупных городов, в том числе и для Новосибирска. Велотранспорт и велокультура могут активно развиваться только при качественной системе велоинфраструктуры. В данном случае можно сказать, что предложение стимулирует спрос.
Велосипед — локальный транспорт и эффективен для перемещений на небольшие расстояния, как правило, не превышающие 5-7 км. Следует начинать комплексное внедрение велоинфраструктуры в городскую среду в отдельных районах города и компактных градостроительных центрах. К таковым можно отнести научные центры, для которых характерно близкое расположение мест приложения труда, жилых, общественно-деловых и рекреационных зон.
Новосибирский Академгородок — относительно компактное городское образование, при его проектировании одной из основных целей было создание максимально комфортных условий для научного и творческого труда, учёбы, быта и отдыха работников комплекса научно-исследовательских институтов. Для планировочной структуры территории характерно чёткое деление на функциональные зоны, сформировавшаяся система транспортных и пешеходных связей между жилыми, научно-производственными и рекреаци-
онными зонами, меньшая плотность застройки по сравнению с другими районами Новосибирска, доминирующий природный ландшафт и лесные массивы. Как крупный образовательный и научный центр, Академгородок — место притяжения тысяч студентов и молодых учёных, которые являются наиболее активными потенциальными пользователями велоинфраструктуры.
Академгородок уже имеет велосипедную историю и культуру. Велодорожки на некоторых улицах изначально были включены в генплан и построены, хотя интенсивность автотранспортных потоков позволяла велосипедистам передвигаться по проезжей части улиц. Изначально две односторонние асфальтированные велодорожки общей протяжённостью 9,5 км проходили вдоль по обе стороны главной транспортной артерии-полукольца, образуемого современными проспектами Строителей, Лаврентьева и Морским и при этом отделялись полосами зелёных насаждений от проезжих частей улиц и пешеходных тротуаров. Они соединяли жилые территории «Верхней зоны» и микрорайона «Щ» с основными местами приложения труда — научно-исследовательскими институтами. Схема существующих велодорожек Академгородка приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема существующих велодорожек Академгородка
В данный момент велодорожки находятся практически в разрушенном состоянии, прерываются парковочными карманами и не пригодны к использованию по назначению. Однако по GPS-данным глобальной тепловой карты спортивного приложения «Strava» [2] можно определить, что проспекты Лаврентьева, Строителей и Морской по-прежнему остаются одними из популярных маршрутов движения велосипедистов в Академгородке. Интенсивность велодвижения показана на рис. 2.
Рис. 2. Данные активности велодвижения приложения «Strava»
Велодорожки на них требуется реконструировать, а основные места приложения труда — многочисленные НИИ — оборудовать дополнительными парковками для велосипедов. В местах для хранения также нуждаются жилые зоны и другие общественные места.
Исторически сложившиеся велодорожки связывали только часть «точек притяжения» горожан, к настоящему времени территория дополнилась новыми объектами, до которых необходимо благоустроить маршруты для велосипедного движения. Помимо НИИ в научном центре можно выделить другие здания, которые могут служить «точками притяжения» велосипедистов. Это учебные корпусы НГУ, общеобразовательные школьные и дошкольные учреждения, общежития и группы жилых домов, общественные и бизнес-центры, Технопарк, резидентами которого являются 356 компаний с общим количеством сотрудников 9064 человека [1]. Транспортно-пересадочные узлы способствуют организации объектов велоинфраструктуры, так как могут стимулировать людей совершать мультимодальные поездки с использованием ве-лотранспорта. В Академгородке это, прежде всего, железнодорожные станции
для пригородных поездов «Сеятель» и «Обское море», а также некоторые остановки наземного общественного транспорта, например, «Цветной проезд». В данных комплексах наиболее важным является организация мест для долгосрочного хранения велосипедов, а также возможность подъезда на велосипеде непосредственно к ТПУ. На рис. 3 представлена схема потенциальных веломаршрутов Академгородка с «точками притяжения» людей.
Рис. 3. Схема потенциальных веломаршрутов Академгородка
Утилитарная велотранспортная сеть представляет собой систему вело-маршрутов для различных целей поездок. Для Академгородка после определения пунктов назначения велотрафика были определены основные типы маршрутов: «дом — работа», «дом — образовательное учреждение», «дом — магазин», «транзит». В зависимости от сложившихся условий городской среды и интенсивности транспортных и пешеходных потоков определяется тип необходимой велоинфраструктуры для участков каждого маршрута. При этом необходимо соблюдать основные требования к велотранспортной инфраструктуре, которые впервые были изложены в голландских рекомендациях по развитию вело-транспорта: безопасность, прямолинейность, связность или непрерывность, комфортность и привлекательность. Для Академгородка с учётом местных природно-климатических, градостроительных и социокультурных особенностей могут быть применены такие типы, как выделенные велосипедные дорожки с различным количеством полос для движения и велопешеходные дорожки для совместного использования. Важными аспектами здесь являются соблюдение необходимых параметров элементов велоинфраструктуры на перегонах и перекрёстках, радиусов поворотов. Велоинфраструктурные элементы благоустройства предлагаются к размещению в границах территорий общего пользования.
Существует возможность создания рекреационных веломаршрутов на территории городских лесов Академгородка. В конце 2014 года научный центр был включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ как достопримечательное место «Новосибирский Академгородок». Для его территории были сформулированы ограничения использования лесов. Исходя из них, на большей части территории зелёных насаждений «запрещается устройство дорожно-тропиночной сети с покрытием из твёрдых монолитных или сборных материалов (асфальтобетона, цементобетона, бетонной плитки и т.п.)»1 [4, с. 11], но разрешены покрытия из насыпных материалов: щебёночного отсева, песчано-гравийных смесей — на территории смешанных экосистем» [4, с. 10]. Таким образом, на существующих лесных тропах Академгородка возможно благоустройство велопешеходных дорожек с насыпными покрытиями.
Исходя из средних расстояний, преодолеваемых на велосипеде (5-7 км), можно обозначить радиусы велосипедной доступности, центрами которых являются жилые микрорайоны Академгородка. При заданном радиусе в пять километров территории Академгородка, п. Каинская Заимка, п. Ложок, п. Кирова, п. Геологов, часть г. Бердска, ж/м Нижняя Ельцовка, Шлюз и жилой район
1 Прил. № 1 к приказу управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 23.05.2016 № 96 «Требования к осуществлению деятельности, ограничения использования лесов и требования к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения — достопримечательное место «Новосибирский Академгородок», расположенного по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, Советский район» от 23.05.2016 № 96. 2016 г.
«ОбьГЭС» можно рассматривать как места лёгкой доступности для велосипедистов. Передвижения велосипедистов из Академгородка в р.п. Кольцово и основную часть г. Бердска будут требовать больших временных затрат, но при организованной велоинфраструктуре данные расстояния остаются доступными и преодолимыми на велосипеде. На рис. 4 показаны пятикилометровые радиусы велосипедной доступности от жилых зон Академгородка.
Условные обозначения
Зоны | Жилые доступности _| микрорайоны
Рис. 4. Схема с радиусами велосипедной доступности Академгородка
Выводы. Существующая линейная велоинфраструктура научного центра представлена велодорожками вдоль проспектов Академгородка. В настоящее время точками притяжения для велосипедистов являются образовательные учреждения, общественные и бизнес-центры, транспортно-пересадочные узлы, учитывая которые, выявлены типы веломаршрутов: «дом — работа», «дом — образовательное учреждение», «дом — магазин», «транзит». Рекомендованы следующие типы велосипедной инфраструктуры для Академгородка: выделенные велосипедные дорожки, велопешеходные дорожки для совместного использования, парковки для краткосрочного и долгосрочного хранения. Рекреационные веломаршруты возможно организовать только с применением насыпного покрытия. Пятикилометровые радиусы лёгкой велосипедной доступности от жилых зон Академгородка включают в себя тер-
ритории п. Каинская Заимка, п. Ложок, п. Кирова, п. Геологов, часть г. Бердска, ЖМ Нижняя Ельцовка, Шлюз и жилой район "ОбьГЭС".
Территория Академгородка обладает потенциалом улучшения качества городской среды, в том числе системы велоинфраструктуры. Тема данного исследования перспективна для дальнейшего изучения и разработки модели велоинфраструктуры для южной части города Новосибирска и смежных территорий (р.п. Кольцово, п. Каинская Заимка, п. Ложок).
Список литературы
1. Академпарк. Технопарк Новосибирского Академгородка [Электронный ресурс]. URL: https://academpark.com (дата обращения: 13.04.2018).
2. Глобальная карта активности [Электронный ресурс]. URL: https://www.strava.com/heatmap (дата обращения: 13.04.2018).
3. Кузнецова, Е.А. Достопримечательное место «Новосибирский академгородок»: историко-архивные и библиографические исследования / Е.А. Кузнецова // Баландинские чтения. — 2015. — Т. 10. — № 2. С. 282-288.
4. Рослякова М.В. Европейский опыт стратегического планирования территории // Проблемы современной экономики: сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Ж.А. Мин-галевой, С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. С. 37-42.
References
1. Akadempark. Texnopark Novosibirskogo Akademgorodka [Academpark. Technopark Of Novosibirsk Akademgorodok]. Available at: https://academpark. com (accessed: 13 April 2018).
2. GlobaTnaya karta aktivnosti. Strava [Global activity map. Strava]. Available at: https://www.strava.com/heatmap (accessed: 13 April 2018).
3. Kuznetsova, E.A. DostoprimechatePnoe mesto «Novosibirskij akademgorodok»: istoriko-arxivny'e i bibliograficheskie issledovaniya [Noteworthy place «Novosibirsk Akademgorodok»: historical, archival and bibliographic research]. Novosibirsk, 2015, pp. 282-288.
4. Rosliakova M.V. Evropeiskii opyt strategicheskogo planirovaniia territorii [The European experience of planning of the territory. Problems of modern economy: proceedings of the XXVIII International scientific and practical conference]. Novosibirsk, 2017, pp. 37-42.
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 14.01.2019