Т.Н. Поддубная
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТАНДЕМ
Когда организация отмечает некоторую рубежную дату, обычно вспоминают тех, кто причастен к факту ее появления. Из официальных документов можно узнать немного об этих людях. И тогда на помощь приходит память тех, кто был с ними вместе во времена становления. Факультету информатики всего десять лет, совсем немного по меркам университетской истории. Еще не просто живы его основатели, они по-прежнему во главе факультета, и совсем нетрудно оставить для грядущих поколений неофициальное описание их личностей.
Учитель
Лошадью легче управлять, если не слишком натягивать вожжи.
Р. Роллан
Деканом факультета информатики с момента его основания является Борис Афанасьевич Гладких (доброжелательное имя - Боб). 80-е гг. прошедшего века характеризовались тем, что компьютеризация образования была одной из насущных проблем общества. Обладая неординарным стратегическим чутьем, Борис Афанасьевич сумел убедить руководство нашего университета в необходимости создания факультета информатики. Всякий, кто что-нибудь создавал, знает, как много нужно сделать, чтобы создаваемая структура начала функционировать: массу формальных, а главное, неформальных документов. Одним из свойств Бориса Афанасьевича является его умение так выразить мысль словами, что она прочитывается и понимается однозначно. Некоторые студенты его стремление бороться за чистоту русского языка относят к недостаткам («занудство», мол: кое-кто, якобы, боится открыть рот в его присутствии). А вот для официальных документов это очень важно. Иначе чем можно объяснить тот факт, что факультет был открыт при недопустимо малом доселе числе студентов (25 человек).
Сотрудниками факультета в большинстве своем стали люди, которые до этого работали вместе с Б. А. Гладких несколько лет в научной лаборатории, им возглавляемой. Коллектив сохранился до сих пор, пополняясь молодыми выпускниками факультета. Множество комиссий, проверяющих факультет в течение этих десяти лет, отмечают как главное его качество дружелюбную атмосферу и самые доброжелательные отношения между сотрудниками. Это, безусловно, заслуга руководителя. У Бориса Афанасьевича - талант видеть в людях лучшие качества, приподнимать их, не обращая внимания на недостатки. Кстати, коллектив ему платит тем же.
Некоторые недостатки Бориса Афанасьевича -это продолжение его достоинств. Обстоятельность при решении проблем, превращающаяся в почти бесконечную тянучку. Стремление узнать все и по-
бывать везде, превращающееся в эффект «отсутствия присутствия». Однако этот недостаток можно рассматривать и как достоинство с современной точки зрения - отсутствие мелочной опеки над преподавателями, иными словами, создание атмосферы демократии в коллективе.
За долгие годы руководящей работы Борис Афанасьевич не потерял важного качества - умения и желания нормально поговорить с любым человеком независимо от его ранга и возраста. Студентам на первом курсе он говорит: «Пока вы учитесь на нашем факультете, я ваш папа и ваша мама». Он не отказывает в помощи любому, кто к нему обращается, будь это преподаватель или студент. А уж какой он оратор и лектор! Студенты про его лекции говорят так: «Борис Афанасьевич не читает лекцию, он декламирует поэму. Лекции Бориса Афанасьевича - это театр одного актера, такое не забывается!» А сотрудники, сначала слушая его речь с интересом, потом начинают думать: «И тут Остапа понесло!», понимая, однако, что их Боб, как птица Говорун из детского мультфильма, отличается и умом, и сообразительностью.
Борис Афанасьевич - широко образованный человек. Он может пообщаться и с англичанином, и с француженкой на их языке. Он любит и знает и классическую, и современную музыку, задушевно поет русские народные песни, и не только сам посещает концерты и театр, но и приобщает к этому студентов. Некоторые из них только во время учебы на факультете впервые увидели театральную постановку.
Более тридцати лет назад, являясь уже заведующим кафедрой, Борис Афанасьевич принимал экзамен у студентов своей группы. В лицо он их пока знал не всех. И вот, как он сам рассказывает, один из них очень хорошо ответил на все вопросы билета. Просто из преподавательского интереса, уже мысленно поставив «отлично», Борис Афанасьевич задал ему еще один вопрос. Ответ был безукоризненным. Тогда он задал трудный вопрос. Результат тот же. Перед ним сидел худощавый паренек, лицо которого говорило, что он готов отвечать на любые вопросы и дальше. Это был Юрий Леонидович Кос-тюк, тогда еще просто Юра. Он стал дипломником Бориса Афанасьевича и зарекомендовал себя с наилучшей стороны.
В те времена выпускники вузов распределялись на место будущей работы, еще обучаясь на четвертом курсе. Костюку в результате этой формальной процедуры выпал Институт метрологии в Новосибирске. Потерять такого перспективного сотрудника Борис Афанасьевич не мог, он приложил массу усилий для того, чтобы изменить результаты предварительного распределения. Еще не раз Борис Афанасьевич боролся за то, чтобы сохранить в своем коллективе Юрия Леонидовича, с которым у него сложился особый стиль работы, они понимают друг друга с
полуслова. Один генерирует идею, другой развивает ее до получения конечного результата.
Ученик
Стиль, что нос: двух одинаковых не бывает.
Бернард Шоу
Достоинством Юрия Леонидовича является его математический ум. Возможно, это делает его внешне излишне строгим и суховатым, но как каждый математик, он способен ценить гармонию и красоту. Он хорошо рисует, и, видимо, это - одна из причин, почему Юрий Леонидович выбрал себе в качестве научного направления машинную графику. А в своей кандидатской диссертации он ввел в употребление новый математический термин «красивые последовательности».
Юрий Леонидович может исполнить танец шамана на празднике Нептуна на обском берегу в Ки-реевске. Он может быстрее всех сочинить четверостишие, играя в буриме при поздравлении женщин в день 8 Марта, с рифмами известного пушкинского стихотворения:
О, женщина, она одна все может!
А я, защитник, ослабел совсем,
И что меня все более тревожит -Я не могу прославиться ничем...
Говорят, что Иммануил Кант мог читать лекции по всем курсам в том университете, где он работал. То же самое можно сказать о Костюке применительно к факультету информатики. Ему доступны почти все специальные курсы. Редкостным свойством Юрия Леонидовича является то, что он читает лекции без конспекта. Правда, говорит, грешил немного в начале своей преподавательской карьеры -читал по конспектам. Возможно, педант-методист усмотрит в этом определенную недоработку, да и студенты не назовут его лекции блестящими по форме. Бывает, что Юрий Леонидович «зависает» (у них это так и называется: «Костюк завис»). Однако в отличие от компьютера он всегда выходит из этого «зависания» без всякого внешнего воздействия, просто осуществив нужный поиск в своей памяти, а не в пожелтевших листах конспекта.
По мнению коллег, нет вопроса, на который Юрий Леонидович не дал бы обоснованного ответа. Правда, иногда он говорит, что не хочет думать, так как сильно занят, но его цепкий ум уже не может отказаться от поставленной задачи и буквально через несколько минут ответ готов.
Юрий Леонидович - прекрасный методист. Многие студенты факультета информатики знакомятся с ним еще до поступления, так как он много
лет занимается со школьниками - любителями программирования, готовя их к участию в олимпиадах и конкурсах. Ни каникулы, ни мороз не являются причиной для пропуска занятия. Это так и называется: «Пошел к Костюку». Автору этой статьи пришлось однажды наблюдать, как Юрий Леонидович, сначала отказавшись (он не программировал на языке, который был нужен для ответа), все-таки согласился помочь студенту написать нужный алгоритм. Он просто задавал вопросы, чтобы получить информацию для себя: на какие подзадачи можно разбить сложную исходную задачу; какие есть возможности для решения каждой из них; чем один из способов лучше или хуже другого и пр. В результате студент, отвечая на его вопросы, включился в мыслительный процесс и... решил задачу, вроде бы сам. Но это был поистине сократовский метод обучения, и Юрий Леонидович способен на него именно благодаря очень высокому уровню характеристик его знания, носящих название широта, обобщенность и абстрагиро-ванность.
Он готовит тексты задач для вступительного экзамена по информатике, и будьте уверены, они никому не будут известны до начала экзамена. Здесь он строг и принципиален и совсем не похож на ласкового деда, таскающего по лесу на своих плечах внучку Маринку. И что странно, возле нее совсем нет комаров, вьющихся тучами над другими. Наверно, они тоже боятся Костюка, как студенты с «хвостами».
Стратег и тактик - вот особенность этого союза, сохранившегося на долгие годы. Не умаляя заслуг многих, нужно сказать, что факультет информатики прежде всего обязан своим существованием хитроумным организаторским способностям Бориса Афанасьевича и кропотливому труду Юрия Леонидовича по разработке учебных планов и программ, а также прозорливости и деликатности обоих.
«Понимание - начало согласия», - сказал Спиноза.