Научная статья на тему 'Династия Васильченко'

Династия Васильченко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Династия Васильченко»

активную общественную работу и трудовые достижения дважды награждался медалью «За трудовую доблесть» и значком «Отличник социалистического сельского хозяйства». Кроме этого, имел медали: «За победу над Германией», «За победу над Японией» в 1945 г., «За трудовое отличие» в 1961 г., «За трудовую доблесть» в 1971 г.; орден «Знак почета» в 1973 г. Приказом ректора института ему неоднократно объявлялись благодарности.

В октябре 1973 г. К.Я. Феско выполнена защита докторской диссертации на тему «Режим орошения и вопросы мелиорации почв Алейской оросительной системы Алтайского края».

За время своей работы в Алтайском СХИ К.Я. Феско оставил большой и неоценимый вклад в развитии агрономического факультета и института.

* ДИНАСТИЯ ВАСИЛЬЧЕНКО

В.Ф. Северин

Звенит звонок на перерыв, и в коридоры главного корпуса агроуниверситета из аудиторий выплескивается шумное студенческое племя. Разговаривают, шутят, иные и балуются, отдыхая от напряжения лекции. Некоторые после лекции по плодоводству уже как-то по-иному смотрят на три плаката на стене около преподавательской кафедры плодоовощеводства, где изложена сверхкраткая история кафедры, есть фотографии и фамилии тех, кто основал кафедру, ею руководил, кто обучал ранее и обучает студентов сегодня ведению сибирского плодоводства.

Кафедру плодоовощеводства в Алтайском сельскохозяйственном институте организовал в 1950 г. академик М.А. Лисавенко и пять лет ею руководил. За десятилетия сменились заведующие кафедрой, преподаватели дисциплин и лаборанты. Каждый из них внес свой неповторимый вклад в знания студентов по плодоводству, овощеводству, лесоводству, хранению, переработке и стандартизации сельскохозяйственной продукции. Но в очерках истории к 50-летию АГАУ, или десять лет назад, статья о кафедре завершалась строками: «Наибольший вклад в развитие кафедры внесли академик М.А. Лисавенко, доцент С.И. Кукис, доктор сельскохозяйственных наук Г.В. Васильченко».

В настоящих заметках хочу рассказать о Григории Владимировиче Васильченко, его династии и подчеркнуть, что в Алтайском крае и в Сибири два крупных ученых были у истоков научного сибирского плодоводства: Михаил Афанасьевич Лисавенко и Григорий Владимирович Васильченко. Только нелепая смерть ученого в неполные 49 лет, в расцвете творческих сил, не позволила Григорию Владимировичу создать такую же научную школу, какая была уже у Михаила Афанасьевича. Но ученик Васильченко был достоин учителя Лисавенко.

Рассказывая о Васильченко сегодня, я знаю, что не все его даже ближайшие коллеги представляют, какой энергией была полна его душа, как много успел он сделать для сибирского плодоводства и как много планов роилось в его голове, не представляют, какой огромной силой духа обладал этот человек, занимаясь наукой и отдавая свои знания людям. Это к нему в полной мере при-

менимы слова Сергея Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расетояньи». я. >г, -•

Замечу сразу, что мои заметки в настоящем виде никогда бы не родились, не приди мне на помощь жена Григория Владимировича, теперь, конечно, вдова Галина Игнатьевна. На мою просьбу рассказать о муже и его делах она откликнулась немедленно и живо, подобрала полную папку различной информации. которой я пользуюсь теперь.

Всего три года, с 1973 по 1976 гг., Григорий Владимирович работал в Алтайском сельскохозяйственном институте, но пропахал настолько глубокую борозду в жизни агрономического факультета и кафедры плодоовощеводства, что память о нем живет среди людей. Заместитель заведующего кафедрой Людмила Васильевна Штаба так кратко охарактеризовала ученого, который был научным руководителем ее кандидатской диссертации:

- Скажу о Григории Владимировиче кратко так: обладал энциклопедическими знаниями по многим отраслям, а не только по плодоводству. Имел доброе к людям сердце, и они платили ему за это и уважением, и любовью. Обладал необыкновенной работоспособностью и любил писать, рассказывая в газетах разных уровней не только о снеге или яблонях, или других вопросах, касающихся плодоводства, но и о жизни сельских тружеников края и, конечно, о жизни факультета, которым руководил.

Григорий Владимирович - украинец. Родился 6 апреля 1928 г. в селе Малая Вовча Ольховатского района Харьковской области в бедной крестьянской семье. Отец - Владимир Антонович - мастер на все руки, был садоводом, пчеловодом, сапожником, закройщиком. Исключительно трудолюбивый и духовно наполненный человек. Любил и тонко ценил музыку и живопись, играя на различных народных инструментах, и писал лирические пейзажи. А мама - Анна Моисеевна - во всем помогала мужу. Семья жила своим трудом, но бедно. На руках у матери и отца кроме Григория были еще четверо детей да старые дед и бабушка. И когда засветила надеждой на лучшую жизнь организовывающаяся коммуна, отец с матерью первыми в нее вошли и проработали в ней четыре го-да. 'V? ч.;;

В 1933 г., когда Григорию только пошел шестой год, Украину постигло несчастье - от неурожая разразился голод. Голодная смерть подстерегала каждого. В этом году в семье умерли от голода двое детей, дедушка и бабушка. Остальные члены семьи, опухнув от голода, были вынуждены покинуть Украину и ехать в Сибирь на плодородные земли.

На воспитание в семью был взят еще шестилетний брат отца Леонтий, который после смерти деда и бабушки остался сиротой.

В Сибири Васильченко поселились в селе Сосновка Алейского района Алтайского края. Село понравилось. Работали в колхозе. Но приближалась пора учиться Григорию, и потому в 1936 г. семья переехала в соседнее село Прудки, где была школа.

Гриша стал ходить в первый класс и показывал большое старание в учебе, прилежание и немалые способности в постижении знаний.

Однако здоровье, ослабленное голодом в детстве, пока полностью не восстановилось, и учебу после седьмого класса пришлось прервать, да не на день или неделю, а на два года. Но желание учиться было велико, хотелось также догнать своих сверстников.

В годы его учебы экзамены в школе начинались с 4-го класса и продолжались по 10-й, до получения аттестата зрелости. В эти годы Григорий совершает свой первый подвиг: он за один год успешно сдает экзамены сразу за 8-й и 9-й классы.

Зимой учился и помогал в семье, а летом работал в колхозе, помогая маме. Она работала одна. Отец и дядя в 1941 г. ушли на фронт, и в 1942 г. семья получила на отца похоронку. На плечи Григория легла большая трудовая нагрузка и ответственность.

Григорий с детства видел на Украине сады, рос в крестьянской семье, так что любовь к сельскому хозяйству была привита у него с детства. Поэтому раздумий, какой профессии посвятить себя в жизни, не было. В 1947 г. он поступает учиться на агрофак Алтайского сельхозинститута и учится только на отлично, интересуется всеми областями науки, много читает, в институте его зовут «ходячая энциклопедия». Такого «почетного» звания удостоиться может далеко не каждый. В институте Григорий с первого курса получал повышенную стипендию, а на 4-м и 5-м курсах был Сталинским стипендиатом, получал именную стипендию.

И все равно семье, которая жила в колхозе, средств не хватало. Чтобы помочь ей, Григорий часто между занятиями, а нередко и в ущерб занятиям работал на разгрузке угля и овощей.

Естественно, в институте занимался научной работой с первого курса. Сначала ходил в зоологический кружок, а когда побывал в первой своей экспедиции по краю, увлекся биологией, а потом и плодоводством, и определил свою жизнь в науке. Активно работал в научном кружке и по результатам исследований делал доклады на студенческих научных конференциях. А после третьего курса проходил практику на Алтайской опытной станции садоводства у академика М.А. Лисавенко.

Григорий много читал научной литературы по плодоводству, ездил в хозяйства, где выращивали сады, и начал проводить опыты с различными сеянцами сибирской ягодной яблони.

После окончания института в 1952 г. был рекомендован в аспирантуру. Но все же решил попробовать себя на практической агрономической работе и стал агрономом Калистратихинской МТС Калманского района Алтайского края. На этой должности он завоевал большое уважение среди рабочих и механизаторов. Руководители Калманского райкома партии сразу заприметили талантливого организатора производства и уже осенью рекомендовали его на должность главного агронома МТС. Но и М.А. Лисавенко не хотел потерять для науки и сибирского плодоводства талантливого агронома. Он давно его заметил и на практике, и когда руководил кафедрой. Поэтому по его настойчивому требованию, конечно, через крайком партии, Васильченко отзывается в Алтайский сельскохозяйственный институт в аспирантуру, в которой и учился с ноября

1952 по 1955 гг. и вел исследования под руководством М.А. Лисавенко. В первый же год учебы сдал все кандидатские экзамены. * « ь-’ци ,и-

Тема диссертационной работы «Сибирская яблоня как подвой» была далеко не простой. Подвой - это фундамент будущего дерева, это основа его зимостойкости и продуктивности. Конечно, тема эта не уложилась в три года аспирантской подготовки, и потому Григорий Владимирович после окончания аспирантуры был зачислен на должность ассистента кафедры растениеводства.

Но кафедра растениеводства имеет несколько иной профиль работы, чем кафедра плодоводства, и никак не укладывается в профиль исследований в аспирантуре. Потому в 1956 г. Григорий Владимирович перешел на работу в отдел агротехники Алтайской опытной станции садоводства, стал младшим научным сотрудником.

На опытной станции активно продолжил исследования, начатые в аспирантуре. Провел изучение подвоев, уточнил их районирование в Алтайском крае в зависимости от времени установления снежного покрова и его высоты. В 1958 г. в Ленишрадском сельскохозяйственном институте Григорий Владимирович защитил кандидатскую диссертацию «Сибирская яблоня как подвой», и это был его второй подвиг в жизни.

Уже одна эта работа выдвигала Григория Владимировича в число известных плодоводов Сибири. Яблоня в Сибири является ведущей плодовой культурой, и Г.В. Васильченко в диссертации в конце 50-х годов подчеркивал, что она «и в дальнейшем будет занимать не менее 50% площади всех насаждений сада», по крайней мере в Алтайском крае.

В качестве подвоя всегда использовалась сибирская ягодная яблоня. Но потом начали отдавать предпочтение более сильнорослому подвою - сеянцам сорта Ранетка пурпуровая, а сибирская ягодная яблоня во всех зонах Сибири стала рекомендоваться как дополнительный подвой. «Даже Иркутская плодово-ягодная станция, - пишет Г.В. Васильченко в автореферате диссертации, - работавшая в ареале распространения дикой сибирской яблони, отказалась от ее использования и стала привлекать ранетки в качестве подвоев». Но почему вдруг такое пренебрежение к сибирской ягодной яблоне, которая способна, по разным источникам, выдержать зимой температуру -55...-57°С? Г.В. Васильченко поясняет: «Основной причиной устранения сибирской яблони из питомников послужило широкое распространение мнения о ее слаборослости и необходимости, вследствие этого, выращивать сеянцы три года до окулировки, а также наблюдаемые случаи несоответствия с сортами».

Но так ли это? Многие питомники стали использовать в качестве подвоя даже не сеянцы Ранетки пурпуровой, а вообще сеянцы всех яблонь-ранеток; Добрыни, Багрянки Кащенко, Таежного, Сеянца Пудовщины. Они, конечно, произошли при несомненном участии дикой сибирской яблони. Но годны ли они в качестве подвоя?

На основании многолетних исследований ученый пришел к выводу, что «замена сибирской яблони сеянцами ранеток явилась оправданной лишь в предгорной зоне Алтайского края с мало промерзающими здесь почвами. В малоснежных степных и лесостепных районах Алтая корни сеянцев ранеток, в том

числе и Ранетки пурпуровой, вследствие слабого снежного покрова, в отдельные годы в саду и питомнике замерзают. Здесь, как и повсюду в Сибири, единственно устойчивым подвоем является сибирская яблоня».

Автор диссертации отобрал, испытал и размножил три лучшие формы садовой сибирской яблони (гибриды между сибирской яблоней и ранетками) номера 50, 26 и 9 и настоятельно рекомендовал сибирским питомникам, и не только на Алтае, создавать из них маточно-семенные сады.

Вывод потрясающий: нельзя в качестве подвоя яблони в сибирских садах использовать что попало. Это ведет к катастрофе: у деревьев мерзнут корни. И если они только подмерзают, то потом дерево «залечивает» раны, и у него нет сил еще и на обильное плодоношение. А в иные зимы, которые отличаются суровостью, бесснежьем в ноябре и в декабре, корни и все дерево гибнут полностью.

После полученных Г.В. Васильченко выводов прошло много лет, но его работы так широко и не прокомментированы в сибирских учебниках по плодоводству. Не знают об этих работах студенты. А питомники, в том числе и прославленного НИИ садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко, утратили отборные формы садовой сибирской яблони, не созданы из них маточно-семенные сады и продолжают практику заготовки семян для подвоев уже не только ранеток, но даже и гибридных форм, плоды которых не идут в реализацию, но используются для приготовления, скажем, сока.

Однако основной труд жизни Г.В. Васильченко был еще впереди. Он связан с ролью снега в жизни сибирского сада. Я спросил Галину Игнатьевну:

- А верно ли говорят, что во время вьюги Григорий Владимирович нередко лежал в саду в тулупе и наблюдал, как кружится под ветром снег, как оседают снежинки и снег закрывает деревья?

Григорий Владимирович и Галина Игнатьевна соединили свою судьбу в ту пору, когда он был на последнем курсе (1951 г.). Она тоже закончила Алтайский сельхозинститут и всю жизнь обучала студентов земледелию и растениеводству. Она была другом и постоянным помощником мужа во всех его делах. Она ответила удивительно:

- Верно говорят. Да мы все ему помогали, я и дети - Татьяна и Виктор. Помогали замерять высоту снега в саду, или, например, освобождали растения от снега, выясняя тот температурный порог, который они выдержат.

Потом, в 1970 г., спустя двенадцать лет после защиты кандидатской диссертации, из этих наблюдений родятся книги и удивительный труд - «Снежный покров как ведущий фактор садоводства в Алтайском крае». Эти наблюдения войдут составной частью и в научные труды его учеников: будущего доктора наук, а потом академика С.Н. Хабарова, преподавателя и будущего заведующего кафедрой плодоовощеводства Антонины Владимировны Четошниковой. V

Григорий Владимирович совершил в сорок два года свой очередной подвиг, обобщив накопленные им материалы в виде диссертации. Таких молодых докторов было немного в России и в СССР в те годы; маститые ученые, решавшие судьбу будущих докторов на диссертационных советах, считали, что настоящий доктор наук созревает как минимум к 50-55 годам.

Другой подвиг, еще один, был на самой защите. Вот что рассказала мне Галина Игнатьевна:

. .л - Мы любили вместе кататься на лыжах, спускаться с гор. Вышли на лыжную прогулку и 23 февраля 1970 г., за пять месяцев до защиты докторской диссертации, даже не предполагая о предстоящей беде. Был удивительно солнечный и достаточно теплый день. Гриша спустился с горы и ждал меня у ее подножья. Он не видел, как к нему стремительно приближается лыжник со стороны, в которую он не смотрел. Он смотрел на меня и ждал меня.

Лыжник, как оказалось потом, студент политеха, сбил Васильченко с ног, и результат встречи со студентом был очень горестным. Сломана нога, сильно ушиблена голова.

Потом была больница, и полтора месяца нога на вытяжке, и поза - лишь лежа на спине. Затем на восемь месяцев ногу поместили в гипс, и за взрослым человеком надо было ухаживать, как за маленьким.

В таком виде, выписавшимся из больницы, но с загипсованной ногой, жена повезла мужа из Барнаула в Ленинград на защиту докторской диссертации. Уже в зале защиты Ленинградского сельскохозяйственного института Галина Игнатьевна предлагала свою помощь:

- Буду ходить вдоль таблиц и показывать цифры, которые будешь называть в докладе.

Но он отказался от этой помощи и сам с помощью двух указок, длинной и короткой, показывал нужные цифры.

Доктор наук, профессор И.А. Веселовский после доклада Васильченко вдруг задая вопрос о зимостойкости яблони на английском языке. Григорий Владимирович не растерялся, вопрос понял, перевел его и дал хороший ответ, конечно, на русском языке, чтобы было понятно всем.

Разве не удивителен приведенный факт в жизни ученого? Разве не характеризует он его целеустремленность, стойкость, мужество? Хочу привести интересную деталь: в большом списке разных наград, дипломов, Почетных грамот есть и Диплом второй степени за второе место в лыжных гонках среди преподавателей на первенство института. Выдан он 13 марта 1974 г., через четыре года после описанной выше трагедии. айда

Я показал свои воспоминания Тамаре Федоровне Корниенко, которая, много лет занимаясь селекцией яблони, работала рядом с Григорием Владимировичем. Прочитав их, она заметила:

- Григорий Владимирович с людьми был прост, потому и работать, и общаться с ним было легко. Если уж мог чем-то помочь, даже просто что-то посоветовать, он делал это с какой-то легкостью, даже радостью. И никогда не ссылался на отсутствие времени, хотя, как мы знали, свободного времени у него никогда не было. Настоящие ученые ведь этим и характеризуются. А Григорий Владимирович в наших глазах относился именно к этому племени подвижников в науке.

Потом чуточку задумалась и добавила:

- Надо обязательно написать о том, что было ведь у него представлено к защите две докторских диссертации. Одна написана и доложена потом в Ленинграде, а вторая сделана в натуре и много раньше написана.

Такая информация меня несколько озадачила, но Тамара Федоровна ее сразу и объяснила:

- Когда Алтайская опытная станция переехала из Горно-Алтайска в Барнаул, местные власти выделили коллективу за городом участок земли площадью 360 гектаров. Он так и назывался - загородное отделение, или полевой участок, как, между прочим, называется и сейчас. Говорит научный сотрудник: «Поехал на полевой», и уже ясно, где его при необходимости можно найти. Этот участок был предназначен для расширения научной деятельности опытной станции. Обычный пустырь, по которому гуляли ветры, смерчи поднимали в воздух пыль, сухую траву и мусор.

Лисавенко предложил Васильченко составить план участка с размещением лесополос и кварталов. И Григорий Владимирович один отмеривал пешком вдоль и поперек участка километры, думая о размещении лесополос и подборе пород деревьев для них, прикидывая, как учесть направление господствующего ветра, рельеф участка с легким склоном к Оби, какую выбрать длину и ширину кварталов, чтобы можно было вести научную работу сотрудникам станции, создать торкальную рощу (участок выращивания ивового прута для плетения корзин) и сохранить различные формы садовой сибирской яблони, выделенной им для подвоев. Был проведен гигантский труд и составлен умнейший инженерный план освоения и эксплуатации участка на сто лет вперед.

«Мне посчастливилось, - завершает свой рассказ Тамара Федоровна, - начиная с 1961 г., претворять этот план в жизнь посадкой лесополос из березы, тополя, лиственницы».

Сегодняшний полевой участок ОПХ «Барнаульское» с прямолинейными березовыми лесополосами, удобно размещенными кварталами сада - это памятник знаниям и таланту Г.В. Васильченко. Он не только много знал, но много и умел. ^ .

Замечу, что такой же план многие годы назад надо было бы составить и реализовать в Шадринском отделении ОПХ «Барнаульское». Только после Г.В. Васильченко в НИИ садоводства Сибири так и не нашлось никого, кто мог бы сравниться с ним в знаниях и трудолюбии и был бы способен совершить незаметный, но подвиг во имя науки и человека.

Свою жизнь в науке Григорий Владимирович посвятил развитию сибирского садоводства, опубликовал много работ по проблеме увеличения производства плодов и ягод на Алтае, в Сибири. Его книга «Азбука садовода», изданная в Барнауле в 1967 г., на Всероссийском конкурсе на лучшую сельскохозяйственную книгу была удостоена диплома III степени, а в 1975 г. вышла из печати вторым изданием.

Но сколько же научных и популярных научных статей и книг опубликовано? Какая их тематика? Я держу в руках три списка. Первый из них - это газетные и журнальные публикации из 54 наименований на темы любительского садоводства. Например, в 1959 г. в газете «За победу» Рубцовского района

можно было прочитать статью «Совхозный сад», а в газете «Алтайская правда»

- о журнале «Сельское хозяйство Сибири». 24 марта 1960 г. газета «Металлург» Кузнецкого металлургического комбината им. И.В. Сталина напечатала его статью «Защищайте деревья от снеголомов», а 14 апреля этого года Кемеровская областная газета «Кузбасс» поместила статью «За работу, садовод!».

Во втором списке я нахожу 97 статей в журналах и сборниках, включая 1973 г., которые одинаково интересны и для производственников, и для садово-дов-любителей. Напечатаны они в журналах «Приусадебный сад», «Садоводство», в сборниках типа «Для вас, любители природы» и др.

Часть статей второго списка попадет и в третий список, наиболее строгий. Он составлен 10 апреля 1976 г. В него вошло 115 работ общим объемом 98,6 печатных листа только научного плана, опубликованных в разных изданиях. Этот список прилагался к характеристике на декана агрономического факультета Г.В. Васильченко, представляемой в ВАК (Высшую аттестационную комиссию) для присуждения ему звания профессора.

Из характеристики на трех с половиной страницах, подписанной ректором Алтайского сельскохозяйственного института И.И. Крыжка, секретарем парткома С.И. Федоровым и председателем профкома Ю.В. Ефтефеевым, мы узнаем основные этапы жизненного пути ученого.

* е Работал на Алтайской опытной станции садоводства с 1956 года сначала научным сотрудником, а с 1968 по 1972 гг. - заместителем директора по науке. В апреле 1973 г. избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой, а в сентябре 1974 г. - на должность декана агрофака.

В Алтайском сельскохозяйственном институте читает курс лекций по плодоводству и проводит лабораторно-практические занятия на агрономическом и экономическом факультетах. Кроме того, он читает курс лекций по охране природы на агрофаке, зоофаке и ветфаке.

Его занятия со студентами выполнялись на высоком идейно-теоретическом и методическом уровнях с привлечением новейших достижений науки и передовой практики. Это позволяло правильно сочетать процесс обучения и воспитания молодежи. п ' :

Под руководством Г.В. Васильченко на агрономическом факультете проведена работа по совершенствованию учебных и производственных практик, что способствует качественной подготовке специалистов. По итогам зимней сессии 1975/76 учебного года агрономический факультет занял первое место в институте. Возглавляемой Г.В. Васильченко кафедре плодоовощеводства и лесоводства за правильную постановку учебно-воспитательной, методической и научной работы присуждено первое место на факультете.

Деятельность Г.В. Васильченко в период работы в сельскохозяйственном институте многогранна. Он думал о подготовке научных кадров, и под его руководством в 1976 г. было защищено шесть кандидатских диссертаций и успешно проходили подготовку еще три аспиранта, готовилась к защите диссертации под его руководством Людмила Васильевна Штаба. Она сегодня работает заместителем заведующего кафедрой, а по существу несет всю нагрузку заве-

дующего, связанную с планированием учебного процесса на кафедре, проведением лабораторно-практических занятий и подготовкой дипломников к защите.

Жизнь Григория Владимировича не ограничивается только стенами института. Он принимал активное участие в пропаганде общественно-политических и специальных знаний в районах и городах края. Уже на Алтайской опытной станции садоводства он неоднократно избирался секретарем парторганизации. Поэтому было естественным, что он стал членом партбюро агрофака и ему поручили осуществлять руководство занятиями в философском семинаре преподавателей агрономического факультета. Он также стал председателем экспертной и конкурсной комиссий факультета. Более того, был членом методической комиссии сельскохозяйственной секции краевого общества «Знание» и председателем нештатного отдела пропаганды краевого совета общества охраны природы. Принимал участие в организации краевого университета охраны природы и вёл там занятия.

Перечислено далеко не все. Им, например, поддерживалась тесная связь со специалистами сельского хозяйства Монгольской народной республики. В сентябре 1975 г. в качестве научного консультанта Григорий Владимирович ездил на Улангомскую сельскохозяйственную опытную станцию и оказал’’ научным сотрудникам методическую помощь в изучении полевых, кормовых, плодовых и ягодных культур, уточнил отдельные вопросы исследований по облепихе в МНР, которую проводил директор станции Лааган Бинья, дал ему консультацию по оформлению кандидатской диссертации, которую тот защитил в 1976 г. в Новосибирском сельхозинституте. Замечу попутно, что все эти консультации и методическая помощь ученого целому коллективу опытной станции и вообще специалистам Монголии стали возможными благодаря уникальным, поистине энциклопедическим знаниям в области сельского хозяйства. Таких людей среди ученых в России всегда было мало, они и сегодня просто наперечет.

Работая в Алтайском СХИ, имея огромную учебно-методическую и общественную нагрузку, Васильченко много писал и делал доклады на научных конференциях. Например, в 1974 г. у него плановая нагрузка была 674 часа, а фактически выполнил 993 часа.

Григорий Владимирович словно знал, что жить оставалось совсем немного, и очень торопился. В 1974 г. за один только год написал и опубликовал научных статей общим объемом 8 печатных листов и готовил ко второму изданию книгу «Азбука садовода» и книгу «Снежный покров и садоводство», которая вышла в Ленинграде в Гидрометеоиздате в 1977 г., уже после смерти ученого.

Васильченко не только много писал, но и много ездил, участвуя в конференциях. В августе 1974 г. на научно-практической конференции в г. Карасуке Новосибирской области прочитал доклад «Полезащитное лесоразведение и вопросы охраны природы».

А потом наступил 1975 г. В январе в г. Новочеркасске на 36-й научно-технической конференции прозвучал его доклад «Снежные мелиорации в садоводстве Сибири». В феврале этого же года в Чите на научной конференции он делает сразу два доклада: «Вишня в Сибири» и «Влияние экологических условий

на продуктивность облепихи». В марте в Барнауле на лисавенковских чтениях участниками был внимательно выслушан и одобрен его доклад «Повышение зимостойкости плодовых и ягодных растений в Сибири», а в июне в г. Иркутске на зональной методической конференции Сибири и Дальнего Востока он читает два доклада: «Методическая работа на агрономическом факультете Алтайского сельскохозяйственного института» и «Опыт организации научной работы студентов».

Григорию Владимировичу на конференции в г. Иркутске было что сказать. Под его руководством на кафедре велась научная работа по теме «Влияние снежного покрова на повышение зимостойкости, урожайности и качества продукции зерновых, плодовых и ягодных культур». Опыты проводили в учебном хозяйстве «Пригородное» на площади 20 гектаров. А производственные опыты были заложены в совхозе Ордена Дружбы народов «Урожайный» и в колхозе «Родина» Советского района, в колхозе «Родина» Новичихинского района.

Многое сделано Григорием Владимировичем Васильченко за короткий срок жизни, отпущенный ему судьбой. Но самым, пожалуй, удивительным было создание в Алтайском сельскохозяйственном институте, теперь агроуниверситете, династии Васильченко. Нет ее основателя, а династия живет и расширяется. И хочется мне эту династию перечислить.

Жена - Васильченко Галина Игнатьевна. Работала в АГАУ с 1946 по 1986 гг. доцентом на кафедре земледелия и защиты растений, а начинала лаборантом, ассистентом. Диссертацию на тему «Влияние предшественников яровой пшеницы на режим влажности почвы в колочной степи Алтайского края» защищала в ^Иркутском СХИ в 1972 г. Теперь она на пенсии, но дома застать ее трудно, потому что работает в совете ветеранов АГАУ, участвует в заседаниях поэтического клуба «Родничок», сама пишет замечательные стихи. Состоит в совете музея, и еще она - председатель домкома.

Дочь - Татьяна Григорьевна Хижнякова, 1952 г. р. Закончила Алтайский СХИ в 1975 г., работала лаборантом в Алтайском НИИ земледелия и селекции. Подготовила и защитила кандидатскую диссертацию «Формирование урожайности озимой пшеницы в зависимости от сроков посева и норм высева в Приобской зоне Алтайского края». Теперь работает доцентом на кафедре ботаники, физиологии растений и кормопроизводства.

Сын - Виктор Григорьевич Васильченко, 1956 г. р. Сначала закончил Барнаульский строительный техникум, потом заочно экономический факультет АГАУ.

Зять - Александр Николаевич Хижняков, 1954 года рождения. Заочно окончил факультет механизации АГАУ и теперь работает заведующим транспортного отдела в агрофирме «Цветы Алтая». Эта агрофирма в годы перестройки совсем перестала выращивать цветы, одно название лишь осталось от прежних лет, а перешла на питомниководство и садоводство, выращивает саженцы, в большом количестве яблони многих сортов, а в садах - яблоки и облепиху.

Сестра Григория Владимировича - Антонина Владимировна Четошникова, 1936 г. р. В 1972 г. в Новосибирском сельскохозяйственном институте защи-

тила кандидатскую диссертацию «Влияние садозащитных лесных полос на влажность почвы и урожай яблони в колочной степи Алтайского края», стала доцентом, а после смерти брата - заведующей кафедрой. Ушла на пенсию в 1996 г. Из жизни ушла 15 июня 2002 г., оставив у всех, кто ее знал, очень добрую память.

Григорий Владимирович и Галина Игнатьевна Василъченкр

(1 ноября 1963 г.)

5 Г.В. Васильченко в саду (май 1962 г.)

Александр Николаевич и Татьяна Григорьевна Хижняковы (8.12.2002 г.)

Антонина Владимировна Четошникова (15 апреля 1962 г.)

Муж Антонины Владимировны - Валентин Иванович Четошников, 1940 г. р. Закончил Алтайский СХИ, в 1974 г. в Челябинске защитил кандидатскую диссертацию «Исследование возможности уменьшения зазора в сопряжении поршень-цилиндр тракторного двигателя с воздушным охлаждением». Работает доцентом на кафедре тракторов и автомобилей Алтайского госагроуниверси-тета. Педагогический стаж - с 1965 г. 1.

Внук - Алексей Александрович Хижняков, 1983 г. р. Учится на втором курсе института техники и агроинженерных исследований (ИТАИ), который входит в состав Алтайского госагроуниверситета.

Внук - Григорий Викторович Васильченко, 1986 г. р. Заканчивая в Барнауле среднюю общеобразовательную школу № 53 с углубленным изучением отдельных предметов, весной 2003 г. представил преподавателю биологии Т.А. Вежновец свой первый многостраничный труд - реферат по биологии, который назвал «Научные труды доктора сельскохозяйственных наук Григория Владимировича Васильченко». Может быть, он пойдет по стопам деда - Григория Владимировича и продолжит династию. Во всяком случае, у него есть желание стать агрономом-плодоовощеводом, и он отнес в приемную комиссию АГАУ заявление и документы.

Завершая свой далеко не полный рассказ об удивительном человеке, хочу заметить, что 2003 г. для Григория Владимировича Васильченко - год особый. Ученому исполнилось бы 75 лет. Своим интеллектуальным трудом он много сделал и для алтайских, и для сибирских садоводов, чтобы они могли умело

вести промышленное и любительское садоводство. И сегодня творят ученики Григория Владимировича Васильченко, среди них академик Станислав Николаевич Хабаров, преподаватель Горно-Алтайского сельскохозяйственного института Юрий Дмитриевич Бурый, бывшая заместитель директора по науке НИИСС, теперь пенсионерка Ольга Александровна Баранова. Ходит на работу и главный научный сотрудник НИИСС академик Ида Павловна Калинина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть еще вот какое обстоятельство. Сибирское отделение РАСХН в 1979 г. опубликовало биографо-библиографический справочник «Деятели сельскохозяйственной науки Сибири и Дальнего Востока», в 1997 г. вышло второе издание книги, названное «Учреждения и деятели сельскохозяйственной науки Сибири и Дальнего Востока». Две солидные монографии. В последней мы находим имена и фотографии И.П. Калининой, Н.И. Кравцевой, М.А. Лисавенко, З.И. Лучник, Е.И. Пантелеевой, М.А. Прокофьева, Ф.Ф. Стрельцова, С.Н. Хабарова и Е.Е. Шишкиной. Да еще также упоминание, что «значительный вклад в научную деятельность института внесли также кандидаты сельскохозяйственных наук И.В. Верещагина и B.C. Путов», а о Г.В. Васильченко ничего не сказано.

Восполняя допущенный пробел, я и написал воспоминания.

-

ВОСПОМИНАНИЕ ОБ УЧИТЕЛЕ В.А. Демин

Мое знакомство с Петром Ивановичем Костровым, как и у многих выпускников факультета механизации 1955-1995 гг. Алтайского государственного аграрного университета, началось со студенческой скамьи. Его знаменитый курс «Сельскохозяйственные машины» отложился в памяти многих поколений ин-женеров-механиков. Отложился он в памяти и у меня.

Повторная встреча с ним, переросшая, несмотря на большую разницу в возрасте, в дружбу, произошла в декабре 1976 года.

Я уже два года как работал в институте патентоведом, забегал на кафедру, здоровался с ним в коридоре, но в дружеских отношениях не был, и вот однажды встретил его у доски объявлений. Как обычно, поприветствовали друг друга, перебросились парой слов. Собрался идти дальше, но он попридержал меня и, немного смущаясь, но в то же время настороженно глядя в глаза («А не ошибся ли я в тебе?»), предложил поработать над «кое-какими проблемами». И мы занялись разработкой рабочих органов снегопаха. В течение четырех месяцев ежедневно до девяти вечера мы бились над их совершенствованием и оформлением заявок на изобретения. *.,* •

Научно-техническая экспертиза в то время проводилась жестко и не шла ни в какое сравнение с настоящей, и данная работа на тот момент не была оценена должным образом.

После полугодовой нашей работы над снегопахами Петр Иванович выложил, уже без опаски, свою основную идею, которая, давно созрев, томилась в его душе и по которой уже успел защититься один из его дипломников. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.