Научная статья на тему 'Великобритания: исламские финансы без привилегий'

Великобритания: исламские финансы без привилегий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
310
Поделиться
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ / СУКУК / ИСЛАМСКИЙ БАНК БРИТАНИИ / МУШАРАКА / МУДАРАБА / МУРАБАХА / ИДЖАРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калимуллина М.Э.

Великобритания одна из первых стран, в которой были внесены законодательные поправки в целях создания условий для формирования исламской финансовой инфраструктуры, включая банки, действующие на принципах участия в капитале, облигации, основанные на владении долями актива и др. Подход правительства Великобритании «никаких препятствий и никаких привилегий» дал свои положительные результаты, но и выявил некоторые слабые стороны такого принципа, что позволяет сделать ценные выводы для регуляторов и бизнеса, планирующих развивать сферу исламского финансирования.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калимуллина М.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Великобритания: исламские финансы без привилегий»

УДК 336.7

Великобритания: исламские финансы без привилегий

М. Э. КАЛИМУЛЛИНА,

директор департамента экономики E-mail: muslmeco@gmail. com Совет муфтиев России

Великобритания — одна из первых стран, в которой были внесены законодательные поправки в целях создания условий для формирования исламской финансовой инфраструктуры, включая банки, действующие на принципахучастия в капитале, облигации, основанные на владении долями актива и др. Подход правительства Великобритании — «никаких препятствий и никаких привилегий»—дал свои положительные результаты, но и выявил некоторые слабые стороны такого принципа, что позволяет сделать ценные выводы для регуляторов и бизнеса, планирующих развивать сферу исламского финансирования.

Ключевые слова: исламские финансы, исламские финансовые продукты, сукук, Исламский банк Британии, мушарака, мудараба, мурабаха, иджара.

Вопросы включения исламских финансовых институтов в финансовую систему страны в последнее время поднимаются во многих государствах. Несмотря на присутствие более чем в 40 странах мира, наибольшее развитие финансирование, основанное на принципах исламского права, получило в странах, где были введены законодательные поправки в целях регулирования новых финансовых институтов и продуктов, в частности исламских банков и облигаций сукук1. Лидерами отрасли являются Малайзия, ОАЭ и Бахрейн. В

1 Сукук (мн. ч. от араб «сакк» — документ, расписка, чек — прообраз нынешнего «чек») — ценные бумаги, подтверждающие права собственности на определенные реальные активы; сертификаты одинаковой стоимости, представляющие собой доли в праве на материальные активы, праве узуфрукта, праве на услуги или в праве собственности на активы (имущество) определенных проектов или определенной инвестиционной деятельности.

последние годы исламское финансирование в своих странах стали развивать правительства Великобритании, Франции и СНГ (Казахстан, Киргизия).

Великобританию по праву можно назвать лидером европейского рынка исламских финансов с пятью полноценными исламскими банками (табл. 1), более 20 традиционных банков, предлагающих услуги исламского финансирования через «исламские окна»2, широким спектром оптовых и розничных исламских финансовых продуктов (ИФП), равными возможностями их развития наряду с традиционными с точки зрения регулирования и налогового режима, комплексным подходом регуляторов к развитию нового рынка. Объем рынка исламского финансирования Великобритании превосходит размеры секторов в Пакистане, Турции и Египте3. В стране действует более 50 образовательных учреждений,

2 Исламские окна — филиалы традиционных банков, предоставляющие услуги по исламскому финансированию. Большинство шариатских советов дает разрешение на функционирование «исламских окон» в качестве временной меры на переходный период. Механизм финансирования через «исламские окна» используется многими банками по всему миру, прежде всего международными банками. Он предусматривает создание банками филиалов, которые ведут деятельность по приему вкладов и осуществлению финансирования согласно исламским финансовым принципам. Как правило, в таких филиалах имеется обособленный корреспондентский счет (чтобы средства не смешивались с фондами основного офиса), ведется отдельный учет и действуют особые инструкции и договоры, предусматривающие деятельность филиала согласно нормам исламского права, закрепленным в шариатских стандартах.

3 Beckford M. Britains' Islamic finance sector bigger than

Pakistan's // The Telegraph. February 2009.

Таблица 1

Исламские банки Великобритании

Банки Год открытия Активы (млрд долл. США), середина 2009 г. Предлагаемые услуги

Islamic Bank of Britain 2004 0,39 Розничный банк, занимается финансированием малого бизнеса, имеет восемь отделений и около 50 тыс. клиентов

European Islamic Investment Bank 2006 0,55 Инвестиционные продукты, управление активами, торговое финансирование

Bank of London and The Middle East 2007 1,1 Специализация — финансирование проектов, финансирование активов

Gatehouse Bank 2008 0,11 Банк, действующий на рынке капиталов, связанный с кувейтскими инвесторами

European Finance House 2008 Нет данных Инвестиционные продукты для компаний и состоятельных клиентов

Источник'. IFSL Research. Islamic finance 2010. P. 2—4. URL: http://www thecityuk. com/media/2373/IFSL_Islamic_Finance_2010.pdf.

предлагающих профессиональные курсы в области исламских финансов, что больше, чем в любой другой стране мира.

Актуальность развития рынка исламских финансов в Великобритании во многом объясняется общими для многих стран факторами: желанием привлечь инвестиции из стран Ближнего Востока, стремлением предоставить возможность мусульманскому населению4 пользоваться финансовыми продуктами согласно их вероубеждению и стратегией развития в столице международного финансового центра. Особую актуальность в Великобритании исламские финансы получили благодаря исторически тесным связям со странами Ближнего Востока и большей интеграции мусульманского населения по сравнению с другими европейскими странами.

Однако, несмотря на тесные связи британской экономики со странами Ближнего Востока и Северной Африки, многочисленные попытки развивать исламские финансовые продукты в стране до недавнего времени не получали распространения. Лишь после активного вовлечения в процесс в начале нового столетия регулирующих органов Великобритании (управление по финансовому надзору — Financial Services Authority), поставивших целью включение исламского финансирования в сектор финансовых услуг, Лондону удалось стать мировым центром исламского финансирования.

Изначально правительство Великобритании определило следующие задачи: создание и подде-

4 Численность мусульман Великобритании — около 2,5 млн чел., что составляет 3,3 % населения. Примерно половина из них проживает в Лондоне.

ржание Лондона в качестве европейского центра исламских финансов; удостоверение, что никто в стране не лишен права использовать по конкурентным ценам финансовые продукты, которые бы отвечали их религиозным воззрениям5.

Однако развитие отрасли исламских финансов в Великобритании сталкивалось и с определенными проблемами:

— использование налогового режима по альтернативным финансовым продуктам для уклонения от уплаты налогов традиционными компаниями;

— слабое развитие рынка розничных исламских финансовых продуктов и низкая вовлеченность мусульманского населения в операции исламского финансирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— вопросы взаимодействия шариатского и судебного арбитража;

— слабая эффективность маркетинговых стратегий исламских банков;

— нехватка кадров;

— вопросы управления ликвидностью.

Эти проблемы в той или иной степени

свойственны каждой юрисдикции, развивающей рынок исламских финансовых продуктов. Большинство этих проблем британский финансовый регулятор успешно решает и намерен снизить существующие риски в ближайшем будущем.

Несмотря на то, что исламские финансы пришли в Лондон еще в конце 1970-х гг., до 2000 г. исламские финансовые продукты были доступны только компаниям, и многие продукты, в част-

5 HM Treasury «The development of Islamic finance in the UK:

the Government's perspective», December 2008.

ности розничные, после их появления были более дорогими и, следовательно, неконкурентоспособными по сравнению с традиционными. Большинство из исламских финансовых продуктов не попадали под законодательное регулирование, следовательно, были менее надежными с точки зрения права. Создание управления финансового надзора6 в 1997 г. позволило объединить 11 различных служб в единую структуру, что значительно облегчило режим финансового регулирования. С 2000 г. началась работа по изучению рынка и созданию условий для вплетения исламских финансовых продуктов в финансовую систему страны, для чего каждому из наиболее известных исламских финансовых продуктов были найдены аналоги в гражданском праве.

В 2003—2010 гг. были внесены изменения в закон о финансах страны, касающиеся отмены двойного налогообложения и двойного марочного сбора при сделках с недвижимостью (2003 г.), регулирования агентства по распределению прибылей и убытков (аналоги операций агентирования, вака-ла), предоставления беспроцентных ссуд сотрудникам (аналог кард хасан) (2006 г.), налогообложения сукук, получившего название «инвестиционные облигации альтернативного финансирования» (2007—2010 гг.), альтернативного финансирования покупки недвижимости (2007—2008 гг.) и др.

Несмотря на то, что управление финансового надзора приветствует развитие исламских финансовых институтов, оно не считает возможным создавать какие-либо особые условия для их развития, в частности, позволив им действовать по особым стандартам или законам. Это было четко оглашено его председателем Ховардом Дэвисом во время его выступления на конференции в Бахрейне в сентябре 2003 г. Подход к развитию исламских финансовых учреждений можно резюмировать как: «никаких препятствий, но и никаких особых привилегий» («no obstacles, no special favours») 7.

На первом этапе развития отрасли ключевой задачей регулятора является правильное опреде-

6 Управление финансового надзора (УФН) — Financial Services Authority — независимый неправительственный орган, осуществляет регулирование и надзор за деятельностью всех инвестиционных, финансовых и банковских компаний, осуществляющих деятельность на территории Великобритании.

7 Официальный сайт управления финансового надзора Великобритании. URL: http://www. fsa. gov. uk/Pages/Library/ Communication/Speeches/2003/SP118.shtml.

ление исламских финансовых продуктов в целях регулирования8. Для британских компаний, желающих заняться исламскими финансами, важно четко понимать, какие именно продукты они планируют предложить рынку, и в соответствии с этим выбрать вид финансовой деятельности из перечня регулируемых видов деятельности (Regulated Activities Order)9. Выбор конкретного вида деятельности важен для определения правовых условий, в которых продукт будет продаваться. В частности, могут быть ограничения касательно того, кому может продаваться продукт. Компаниям, планирующим начать такого рода деятельность, рекомендуется заранее обратиться в управление финансового надзора и к их юридическим консультантам относительно определения финансовых продуктов. Рассмотрим примеры отдельных наиболее распространенных исламских финансовых продуктов и их место в перечне.

Инвестиционные депозиты (мудараба)10. В Великобритании депозит определяется как «сумма денег, вносимая на условиях, по которым она будет возвращена либо по требованию, либо при наступлении условий, согласованных сторонами»11. Одновременно существует гарантия возврата депозитов. Сберегательный счет в Исламском банке Британии предполагал депозит на условиях мудараба, где вкладчик несет риск потери части средств, что не подпадает под интерпретацию депозита управления финансового надзора. Решение, предложенное Исламским банком Британии, заключалось в том, чтобы официально данная операция именовалась депозитом, и вкладчики имели право на возврат полной суммы депозита, однако при этом у них будет право отказаться от гарантии депозитов по религиозным соображениям и выбрать систему компенсации

8 Структура исламских финансовых продуктов основана на перечне основных договоров, приемлемых шариатом. Экономический эффект от таких продуктов может быть схожим с эффектом традиционных финансовых продуктов, но структура, лежащая в основе этих продуктов, может в корне отличаться.

9 Согласно гл. 19 закона о финансовых услугах и рынках (Financial Services and Markets Act) 2000 г. любое лицо, осуществляющее регулируемую деятельность, обязано получить разрешение управления финансового надзора, иначе такая деятельность будет считаться преступной.

10 Разделение прибылей и убытков по результатам финансовой деятельности банка.

11 Statutory Instrument 1990 No. 20 The Banking Act 1987 (Exempt Transactions) (Amendment) Regulations 1990//0ffice of Public Sector Information. URL: http://www. opsi. gov. uk/SI/ si1990/Uksi_19900020_en_2.htm.

по схеме разделения рисков и прибылей. Данное решение является индивидуальным для случая с Исламским банком Британии и, возможно, не будет действовать в других случаях.

Таким образом, внешне инвестиционный депозит в Исламском банке Британии не отличается от депозита обычного банка с гарантией возврата основной суммы. С одной стороны, такой подход удобен для регулирования, однако, с другой стороны, это вызывает немало вопросов у потенциальных клиентов банка, ставящих под сомнение соответствие данных услуг требованиям шариа-та12. Об опасности такого рода «компромиссов» говорил и глава организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial institutions, AAOIFI) М. Н. Альшар во время встречи с российскими экспертами по исламскому финансированию13.

Исламская ипотека в Великобритании доступна под двумя видами контрактов: мурабаха (купля-продажа с наценкой) и иджара (аренда с последующим выкупом). Вариант с мурабаха подпадает под определение регулируемого контракта ипотеки и с октября 2004 г. регулируется управлением финансового надзора на равных условиях с традиционной ипотекой. В Великобритании данный метод финансирования ипотеки используется крайне редко. Контракты, основанные на иджара — иджара14, и уменьшающаяся мушара-ка15 — наиболее часто используемые договоры

12 Согласно социологическому опросу значительная доля населения (83 %) не обладает полной уверенностью в соответствии таких продуктов шариату (Humayun Dar. Demand for Islamic Financial Services in the UK: Chasing a Mirage?' P. 24. URL: dspace. lboro. ac. uk/dspace/bitstream/2134/335/3/ TSIJ. pdf).

13 AlchaarM. N. Islamic finance is the example of Excellency and Laziness // September 21, 2010. URL: http://www. muslimeco. ru/eng/onews/63/.

14 В контракте иджара финансовое учреждение приобретает недвижимость и становится законным владельцем. Клиент дает согласие приобрети актив у финансового учреждения по согласованной цене по окончании определенного периода и подписывает договор об аренде на использование имущества. В течение срока аренды клиент осуществляет регулярные платежи учреждению, состоящие из арендной платы и выкупной цены актива. По окончании срока право собственности на актив переходит клиенту.

15 В случае уменьшающейся мушараки переход собствен-

ности происходит постепенно, по мере того, как клиент выкупает долю учреждения в собственность. До недавнего времени такой вид ипотеки не подпадал под регулирование управления финансового надзора.

финансирования ипотеки. До 2007 г. такой метод финансирования не подпадал под регулируемые виды деятельности в Великобритании. Ситуация изменилась с принятием закона о государственном бюджете 2007 г. Для целей регулирования такой вид контрактов называется «Планы по покупке жилья» (Home Purchase Plans, HPPs). Необходимость включения данных контрактов в регулируемую базу объяснялось тем, что потребители таких продуктов потенциально были в менее защищенных условиях, чем потребители традиционной ипотеки, и могли подвергнуться мошенничеству. Внесенные законодательные изменения основывались на относительно малом размере рынка и принципиальном подходе управления финансового надзора, требования которого к исламским финансовым институтам в этой связи были пропорциональны ожидаемой пользе для потребителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сукук в целях регулирования подпадает под две регулируемые категории:

— схема коллективных инвестиций (участники не должны иметь постоянного контроля за управлением активом), где соблюдаются одно или оба условия: а) вклады участников и прибыль по ним, из которых генерируются выплаты, обобщаются; б) собственность управляется оператором схемы;

— долговой инструмент (в целях листинга). В первом случае такой продукт не может иметь свободного обращения на рынке, а управляющий схемой должен иметь разрешение на ведение данной деятельности. Процесс формирования базы для выпуска сукук в стране все еще продолжается. При этом управление финансового надзора проводит постоянные консультации с лидерами рынка16.

Следует отметить, что данные изменения в законодательстве, позволяющие осуществлять операции исламского финансирования, не содержат какого-либо упоминания самих операций, распространенных под арабскими названиями, либо упоминания исламского финансирования вообще. Следовательно, новые законодательные нормы распространяются на все компании и финансовые институты, независимо от того, имеют они отношение к исламскому финансированию или нет. В связи с этим возрастает вероятность использования новых положений в целях, не имеющих ничего общего с исламским финансированием, в том числе уклонения от уплаты налогов, когда

16 В их число входят исламские банки, юридические компании, мусульманское сообщество.

участники рынка пользовались законодательными поправками, не имея намерения осуществлять сделки исламского финансирования.

Закон о государственном бюджете 2003 г. (ст. 71А) ввел положение, согласно которому при сделках купли-продажи недвижимости, облагаемых марочным сбором (SDLT), в случаях проведения операций альтернативного финансирования, предусматривающих сначала покупку недвижимости у поставщика, затем перепродажу ее клиенту, наступает освобождение от уплаты марочного сбора в первой сделке купли-продажи в случае, если клиентом является физическое лицо17. Данное изменение не повлекло случаев уклонения от уплаты марочного сбора. В последующем закон о государственном бюджете 2006 г. распространил такое освобождение и на случаи, когда покупателем выступает юридическое лицо18. Данное положение стало использоваться компаниями, которые в целях избежания уплаты марочного сбора разработали следующую схему: банки стали создавать дочерние компании для приобретения недвижимости у поставщика без уплаты налога, а затем конечный покупатель приобретал эту дочернюю компанию, становясь собственником недвижимости.

Законодательно такая схема не была запретной, но очевидной было налоговое преимущество тех, кто использовал ее. Когда такие действия обнаружились, управление финансового надзора ввело в 2008 г. положение (гл. 73АВ), согласно которому отмена уплаты марочного сбора в случае первой сделки купли-продажи не распространяется на случаи, когда есть намерение у какой-либо компании приобрести в собственность компанию, осуществившую первоначальную покупку.

Шариатский контроль. На практике действующий при каждой финансовой компании, предлагающей исламские финансовые продукты шариатский совет (ШС) проверяет новые продукт или операцию и, если они соответствуют шариату, издает соответствующее заключение. Управление финансового надзора в данном процессе не принимает участие, однако следит за ролью шариатского совета в каждой компании. Это необходимо для того, чтобы иметь понимание, выполняет

17 Finance Act 2003. URL: http://www. legislation. gov. uk/ ukpga/2003/14/contents.

18 Finance Act 2006. URL: http://www. legislation. gov. uk/

ukpga/2006/25/contents.

ли он исполнительные функции либо только консультативную функцию. Для этих целей управление финансового надзора осуществляет проверку структуры руководства компании, систему отчетности, систему оплаты труда и условия договора с шариатским советом.

При наличии малого количества признанных шариатских советников, по мнению регуляторов, возрастает риск недостаточной эффективности шариатского контроля. В то же время это осложняется тем, что шариатский совет несет сразу две функции: ежегодный шариатский аудит и одобрение продуктов.

Для решения проблемы нехватки кадров в Великобритании несколько образовательных институтов уже предлагают курсы по исламским финансам. Среди программ — университетская степень и профессиональные курсы. Для подготовки шариатских советников некоторые исламские финансовые институты практикуют привлечение в шариатские советы новых специалистов с тем, чтобы они на практике перенимали опыт своих старших, более знающих и опытных коллег.

Управление ликвидностью. Наиболее распространенные инструменты управления ликвидностью, используемые банками (межбанковские кредиты и государственные и корпоративные облигации), будучи основанными на процентной ставке, противоречат принципам шариата. В связи с этим исламским финансовым институтам приходится разрабатывать иные способы управления ликвидностью. Наиболее часто используемым инструментом является биржевая мурабаха (commodity murabaha), которая имеет схожий эффект в отношении ликвидности с межбанковскими депозитами.

В деятельности «исламских окон» компании практикуют объединение рисков операций «исламских окон» с традиционными операциями. Так, несмотря на то, что учет операций ведется раздельно, по обоим направлениям действует единый риск-менеджмент. В целом проблема ликвидности связана с относительно небольшим размером отрасли, однако рынок продолжает расти внушительными темпами.

Продвижение исламских финансовых услуг. Управление финансового надзора считает своей задачей обеспечение надлежащего информирования потребителей о соответствии шариату компаний и их продуктов. Поэтому оно поддерживает инициативы международных организаций (орга-

низации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений — ААОИФИ и исламский совет по финансовым услугам — ИФСБ) по развитию международных стандартов19 в области исламских финансов, а также рекомендует тщательно прорабатывать договоры с тем, чтобы снизить риск возникновения спорных ситуаций, и указывать в качестве арбитража национальное право. Субъекты исламских финансовых отношений указывают в договорах, как правило, право Великобритании или Нью-Йорка.

Согласно правилам управления финансового надзора, обеспечивающим защиту интересов потребителей, любая реклама должна быть ясной, честной и не должна вводить в заблуждение20. Это требование особенно актуально для исламских финансов по двум причинам: 1) продукты данной сферы являются новыми, и их структура отличается от большинства традиционных продуктов; 2) многие потенциальные потребители данных продуктов могут иметь мало опыта использования финансовых услуг.

В Великобритании действует принцип справедливости по отношению к потребителям (Treating Customers Fairly), являющийся шестым принципом в принципах управления финансового надзора, нацеленный на получение следующих результатов:

— потребители должны обладать четкой и понятной информацией о продуктах (что в целом соответствует требованиям шариата);

— потребители имеют право в любое время получить нужный совет;

— высокий уровень обслуживания;

— финансовые услуги должны удовлетворять потребности всех групп населения.

Исламские финансовые институты должны не только обеспечить прозрачность своей деятельности и высокий уровень обслуживания, но и удостовериться, что потребители имеют правильное понимание сути операций финансирования. Это особенно важно с учетом перспектив даль-

19 С 2010 г. стандарты операций исламского финансирования доступны и на русском языке. К концу года опубликованы официальные переводы стандартов «Сукук», «Мурабаха», «Исламское страхование», «Иджара» (аренда). В 2011 г. планируется издание еще восемь стандартов, в том числе по операциям участия в капитале, кредитным и платежным картам, гарантиям, валютообменым операциям.

20 Официальный сайт управления финансового надзора. URL: http://www. fsa. gov. uk/Pages/Doing/Regulated/Promo/ index. shtml.

нейшего роста индустрии. Для этого управление финансового надзора даже разработало документ «Национальная стратегия финансовой грамотности»21. Стратегия вовлекает индустрию финансовых услуг, потребителей и независимые организации, государственные органы и средства массовой информации в целях повышения уровня финансовой грамотности в Великобритании. В отношении исламских финансов управление финансового надзора предоставляет разъяснения продуктов и связанных с ними рисков. Хорошим примером служит справочная информация, изданная в марте 2007 г., представляющая собой пошаговую инструкцию по каждому продукту и связанным с ним рисками и выгодами22.

На рынке исламских финансов в Великобритании «предложение рождает спрос», следовательно, учреждения, предлагающие исламские финансовые услуги, должны создавать спрос на свои продукты посредством маркетинговой политики. Поэтому ключевым моментом является грамотная маркетинговая стратегия исламских финансовых институтов. При этом изначально маркетинговая стратегия была адресована не среднестатистическому потребителю, а мусульманам. Однако значительная доля мусульман Великобритании — это молодежь, которая не имеет достаточных сбережений для инвестирования. Кроме того, большинство мусульманского населения, несмотря на активную религиозную практику, не обладает хорошим пониманием сути операций исламского финансирования. Внешне названия продуктов и экономический эффект ничем не отличаются от конвенциональных финансовых продуктов, тем не менее населению сложно разобраться в специфике, и на первый взгляд не видно отличий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России лишь 16 % мусульман знакомы с исламскими принципами финансирования, и всего 5 % — хорошо разбираются в специфике таких операций, как мудараба, мушарака, что в целом сопоставимо с ситуацией в Великобритании, поэтому следует ожидать схожих проблем и в России и уделить особое внимание процессу просвещения и образования23.

21 Официальный сайт The Financial Services Authority. URL: http://www. fsa. gov. uk/financial_capability.

22 Just the facts about home purchase plans. URL: www. mon-eymadeclear. fsa. gov. uk/pdfs/home_purchase_plans. pdf.

23 Калимуллина М. Э. Социокультурные факторы в национальной модели экономики России и стран СНГ (на основе социологического исследования по исламской экономике и

В настоящее время основные видимые препятствия развитию исламских финансовых продуктов в Великобритании преодолены: законодательно созданы равные условия с точки зрения экономических и налоговых последствий для сделок исламского и традиционного финансирования. Работа продолжается в части совершенствования системы регулирования и выравнивания условий деятельности для всех игроков на рынке.

Основными достижениями Великобритании в области развития исламских финансов являются: активная вовлеченность финансового регулятора в процесс, включающий четкую формулировку целей и задач развития новой индустрии; комплекс мер, направленных на развитие новой индустрии и защиту интересов потребителей; экономическая и налоговая нейтральность исламских финансовых продуктов; развитый спектр исламских финансовых продуктов и услуг, доступных населению.

Исламское финансирование направлено на перераспределение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики путем справедливого разделения рисков участников финансовых транзакций с отчислением положенной доли активов в пользу социально незащищенных слоев населения. Именно успешное выполнение данных задач должно лечь в основу оценки эффективности исламского финансового сектора.

Изучение проблем развития исламского финансирования в Великобритании и использование полезного опыта позволят российскому рынку, встающему на путь формирования исламских финансовых институтов, избежать многих сложностей в развитии данного направления. Залогом успеха развития исламских финансовых институтов и продуктов могут стать твердая воля Правительства РФ и готовность к последовательному внесению поправок в целях выравнивая условий игры на финансовом рынке, взаимодействие в этой связи участников рынка, международного сообществи и общественности.

Подход «никаких препятствий и никаких особых привилегий», с одной стороны, ставит исламские финансовые институты в равные конкурентные условия и не дает оснований для оппортунистического поведения и злоупотреблений, но в то же время требует надлежащего удостоверения

финансам среди населения России) // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2010. № 2 (42). С. 13—20.

в том, что никакая сторона не использует новые условия в целях уклонения от уплаты налогов. С другой стороны, излишние компромиссы в ряде случаев развития исламских финансов (например, сохранение гарантии инвестиционных депозитов, что противоречит изначальным принципам) может затруднить дальнейшее развитие отрасли.

Параллельно с развитием законодательной базы необходимо обеспечить надлежащую защиту прав потребителей, стимулировать образовательные и просветительские программы, в том числе в рамках вузовской профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Законы о государственном бюджете 2003, 2005—2010. URL: http://www. opsi. gov. uk/acts.

2. Закон о финансовых услугах и рынках (Financial Services and Markets Act) 2000.

3. Законодательный акт 1990 №. 20. Закон о банках 1987 (Exempt Transactions) (Поправки) Регулирование 1990. URL: http://www. opsi. gov. uk/SI/si1990/Uksi_19900020_en_2.htm.

4. Бекфорд М. Британский сектор исламских финансов больше, чем в Пакистане // The Telegraph. февраль 2009.

5. Исламские финансовые услуги (Лондон). Исламские финансы 2010 (Исследование). URL: http://www. thecityuk. com/media/2373/IFSL_ Islamic_Finance_2010.pdf.

6. Исламские финансы в Великобритании: Регулирование и проблемы. Управление финансового надзора. Ноябрь 2007. С. 20. URL: http://www. fsa. gov. uk/pubs/other/islamic_finance. pdf.

7. Калимуллина М. Э. Британский опыт развития исламских финансовых продуктов // Финансы. 2010. № 9. С. 73—74.

8. Калимуллина М. Э. Социокультурные факторы в национальной модели экономики России (на основе социологического исследования по исламской экономике и финансам среди населения России и стран СНГ) // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2010. № 2 (42).

9. Официальный сайт управления финансового надзора Великобритании — The Financial Services Authority: http://www. fsa. gov. uk.

10. Официальный сайт Исламского банка Британии: http://www. islamic — bank. com/.

11. Официальный сайт Казначейства Великобритании: www. hm-treasury. gov. uk.

12. Хьюмэйн Дар. Спрос на исламские финансовые услуги в Великобритании. Demand for Islamic Financial Services in the UK: Chasing a Mirage?