Научная статья на тему 'ВЕЛИКИЙ СЫН КАЗАХСКОЙ СТЕПИ'

ВЕЛИКИЙ СЫН КАЗАХСКОЙ СТЕПИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНЫЙ / ПУТЕШЕСТВЕННИК / ИСТОРИК / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ЭТНОГРАФ / КУЛЬТУРОВЕД / ПАТРИОТ / ГРАЖДАНИН / SCIENTIST / TRAVELER / HISTORIAN / RESEARCHER / ETHNOGRAPHER / CULTUROLOGIST / PATRIOT / CITIZEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдрахманова Сауле Ахметжановна, Жапарова Кульша Габдулловна

Работа посвящена изучению жизни и творчества великого ученого Шокана Шынгисовича Уалиханова. Всесторонне раскрыты его научные, исследовательские, этнографические, исторические труды. Убедительно показана роль ученого, этнографа, историка, культуроведа, патриота своей страны в развитие истории казахской степи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT SON OF THE KAZAKH STEPPE

The work is dedicated to the study of the life and work of the great scientist Shokan Shyngisovich Ualikhanov. His scientific, research, ethnographic and historical works are explored comprehensively. His role as a scientist, ethnographer, historian, culture expert, patriot of his country in the development of the history of the Kazakh steppe is demonstrated convincingly.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКИЙ СЫН КАЗАХСКОЙ СТЕПИ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЕЛИКИЙ СЫН КАЗАХСКОЙ СТЕПИ

Абдрахманова Сауле Ахметжановна, Жапарова Кульша Габдулловна

старшие преподаватели, кафедра Всеобщей истории и СГД, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова,

Республика Казахстан, Кокшетау

GREAT SON OF THE KAZAKH STEPPE

Abdrakhmanova Saute Ahmetzhanovna, Japarova Kulsha Gabdullovna

Senior Lecturer, Department of General History and ^S, Kokshetau State University Ualikhanov, Republic of Kazakhstan, Kokshetau

АННОТАЦИЯ

Работа посвящена изучению жизни и творчества великого ученого Шокана Шынгисовича Уалиханова. Всесторонне раскрыты его научные, исследовательские, этнографические, исторические труды. Убедительно показана роль ученого, этнографа, историка, культуроведа, патриота своей страны в развитие истории казахской степи.

ABSTRACT

The work is dedicated to the study of the life and work of the great scientist Shokan Shyngisovich Ualikhanov. His scientific, research, ethnographic and historical works are explored comprehensively. His role as a scientist, ethnographer, historian, culture expert, patriot of his country in the development of the history of the Kazakh steppe is demonstrated convincingly.

Ключевые слова: Ученый. Путешественник. Историк. Исследователь. Этнограф. Культуровед. Патриот. Гражданин.

Keywords: Scientist. Traveler. Historian. Researcher. Ethnographer. Culturologist. Patriot. Citizen.

-посвящается 185-летию со дня рождения Ш.Ш. Уалиханова-

В казахской истории, возможно, не было другой такой одарённой личности, как Шокан Шынгисович Уалиханов.. В нем немыслимым образом соединились гениальный ум, дар исследователя, особая казахская чувственность и высокий дух предков. Любое прикосновение к его пламенной судьбе оставляет в нашем сердце след. Академик, востоковед Н.И. Веселовский отметил: «Как блестящий метеорит промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов». Прежде всего, следует сказать, что Чокан Валиханов - замечательный ученый и путешественник, славный сын своего народа, в своих трудах останется с ним как образец гуманности и гениальности, и нет сомнения, что история его жизни, его наследие озарят своим светом ещё многие и многие поколения пытливых и любознательных.

Он родился в 1835 году в местности Кунтимес близ Кушмурунской крепости, в самом сердце казахской степи. Чокан рос, как и подобает потомку Чингисхана, в особой среде. Развивался быстро, опережая своих сверстников. Вскоре Чокан выучил русский язык и с поразительной восприимчивостью впитывал знания. «Моё сближение с Чоканом началось со страсти к чтению, к путешествиям и географии степи, некоторые части которой были

ещё неизвестны», - вспоминал впоследствии Григорий Потанин [1]. Исследовательский дух полностью овладел его существом.

Еще один положительный момент заключается в том, что Чокан был очень красивым, мужественным человеком. Мужеством дышало врождённое стремление быть первым, любил подтрунивать над собой. Он не был человеком с холодным рассудком и каменным сердцем. Всегда жил, повинуясь чувствам, как настоящий казах. Примечательно, что в 12 лет Чокан поступил в Омский кадетский корпус, лучшее в то время учебное заведение в Сибири. Привыкший к распорядку жизни в степи, вставал с постели последним. Здесь следует отметить, что дружба с председателем правления сибирских киргизов Гутковским предопределила будущую профессию Чокана. За шесть лет учебы он совершил невероятный скачок. Уже в 1852 году он был включен в состав военно-научной экспедиции по Семиречью. Корнет Валиханов оказался незаменимым в этом походе. Он лучше других офицеров знал традиции и культуру казахов, свободно владел не только казахским, но и другими тюркскими языками. Один из аргументов в поддержку Чокана, это то, что его научные работы, дневники и отчеты дышат свежестью и оригинальностью. Он наблюдателен в деталях, точен в аналитике, блистателен в стиле изложения. В 1856 году Чокана отправили в Кульджу с

дипломатической миссией. Поручение было выполнено блестяще. 27 февраля 1857 года Чокан Валиханов избран действительным членом Русского географического общества [2,3,4,5].

Общественность в целом склонна полагать, что такого чистого таланта, как Чокан, больше не было в казахской истории. Многие известные люди оставили воспоминания о Чокане на письме. «Чокан Чингисович - единственный феномен между киргизами, и в наших оренбургских степях, может быть, долго ещё ждать такого явления» [6].

«Эскадронным кадетам много новостей приносил Чокан Валиханов. Омское образованное общество очень интересовалось этим кадетом; некоторые лица из этого общества брали его в свой дом на воскресный отпуск; это были очень интересные дома. Поэтому мы, эскадронные кадеты, немного были обязаны этому киргизскому аристократу с демократическими убеждениями»

[7].

«Монгольская раса вообще некрасива, но Чокан был донельзя привлекателен, скажу даже красив, несмотря на выраженный в его физиономии чистый монгольский тип (черные густые прямые волосы, узкие черные глаза, маленький, немного вдавленный нос - всё в нем было монгольское). Но все черты его лица говорили в его пользу, свидетельствовали о доброте, мягкости, всё в нем было крайне симпатично, тянуло к нему... » [8].

«По возвращении из Кашгара Валиханов был переведен на службу в Петербург, где деятельно принялся за научную разработку собранного им обширного этнографического и исторического материала, стараясь в то же время пополнить всячески свое образование. Вечно занятый своими вопросами, он успевал не только читать массу литературы, но даже слушать лекции в университете и т. д.» [9].

Чокан горячо любил свой народ, жаждавший служить своей родине, стремился к деятельности плодотворной, творческой.

В первую очередь одним из важнейших трудов Чокана Валиханова по истории являются «Исторические предания о батырах XVIII в.». В основе произведения лежат известные всему казахскому народу события, связанные с борьбой против джунгарских (калмыцких) захватчиков. Валиханов в своих «Исторических преданиях...» дает четкое перечисление батыров, которые пожертвовали своими жизнями во имя спасения родной земли. В произведении также неоднократно упоминается имя Абылай хана. Если такие имена, как Богенбай, Кабанбай, Райымбек, Карасай, Наурызбай хорошо известны, то имена, представленные в «Исторических преданиях.» не так популярны среди широкой общественности, их почти никто не знает. Поэтому нельзя отрицать, что данный исторический труд имеет большое значение с целью пропаганды малоизвестных имен киргизских (казахских) батыров.

Следующий исторический труд - это «Абылай». Абылай хан являлся прадедом Чокана Валиханова, поэтому неудивительно, почему Чокан посвятил ему целое историческое произведение. В нем говорится о периоде власти хана Абылая. Абылай, благодаря своим личным достоинствам, пользовался непоколебимым авторитетом среди народа. «Уважение хана Абылая носило какой-то мистический характер» - как описывает Валиханов в своей работе. «Ни один киргизский хан не имел такой неограниченной власти, как Абылай» В преданиях киргизов он носит какой-то поэтический характер.

Один из интересных и важных этнографических трудов Чокана Валиханова -«Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи». В этом труде Чокан подробно описывает «вооружение киргиз в древние времена.». В нем содержатся более конкретные факты, чем в любом школьном учебнике истории. В работе Чокана Валиханова встречаются ранее неизвестные названия оружия киргизов. Таким образом, изучив данный этнографический труд, можно не только получить ценные сведения по истории, но и обогатить свой словарный запас новыми терминами.

Не меньшей этнографической значимостью является труд Чокана - «Следы шаманства у киргизов». Где уделяет большое внимание происхождению шаманства, его объектам (солнце, луна, звезды, небо). Пишет о том, что шаманство есть почитание природы в целом. Всё, что человек видел над собой, он почитал и уважал. Значительная часть труда автора посвящена вере в Кок-Тенгри (Синее небо). У шаманов, по утверждению Чокана, немаловажную роль играет поклонение огню. «Огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у киргизов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме». Киргизы придавали большое значение обряду очищения огнем. По большому счету, Чокан Валиханов дал подлинное описание вероисповедания киргизов. Несомненно этот труд вошел в золотой фонд науки этнографии [10].

Было бы несправедливо не упомянуть тот факт, что экспедиционная деятельность Ч. Валиханова и его исследования как ученого в области географии заслуживают особого внимания. Труды Валиханова «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтышара» и многие другие отличаются тонкими научными наблюдениями за ландшафтом, характеристикой флоры и фауны, гидрографии этих мест. Тот факт, что 21 февраля 1857 года Чокан Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества, означает признание выдающихся заслуг молодого ученого перед российской наукой. Наиболее известный географический труд Ч. Валиханова -«Очерки Джунгарии». Чокан: «Вся страна., как одна громадная пустыня с заброшенными водопроводами, каналами и колодцами, засеянная развалинами; пустыня, занесенная песком,

заросшая уродливыми кустами колючего саксаула и обитаемая только стадами диких ослов и пугливых сайгаков...». В труде «Очерки Джунгарии» Валиханов подробно описывает свое путешествие в Кашгар. Как сообщает Чокан: «Сведения, собранные во время путешествия, состоят, во-первых, из личных наблюдений; во-вторых, из сведений и материалов, полученных от людей, достойных вероятия и поверенных другими показаниями, и, наконец, из письменных источников, полученных от купцов, чиновников, из туземных официальных документов и книг». Одним из трудов Чокана Валиханова по географии является «Дневник поездки на Иссык-Куль» (1856г.). В этой работе Валиханов подробно описывает свой маршрут к озеру Иссык-Куль. Здесь встречается множество ранее малоизвестных географических названий. В «Дневнике...» содержатся ценные сведения о флоре и фауне рек, впадающих в озеро. Валиханов как путешественник отличился своей

наблюдательностью, внимательностью, казалось, по пути он не пропустил даже ни одной малейшей детали, ещё успевал делать некоторые зарисовки, наброски [11]. Надо признать, что поездка в Кашгарию, в Восточный Туркестан, сопряженная с необычайными трудностями, лишениями, опасностями, утвердила за Валихановым славу отважного путешественника и неутомимого ученого-исследователя. Труды Валиханова в области географии явились крупным вкладом в народоведение, в отечественную и мировую науку.

Мы не можем игнорировать тот факт, что Валиханов становится кумиром российских востоковедов и дипломатов, писателей и поэтов. Имена первооткрывателей не исчезают из науки, не вычеркиваются никогда и никем. Выдающиеся путешественники А.Р. Голубев и М.И. Венюков, побывавшие в Заилийском крае вскоре после Чокана Валиханова, первыми сказали о значении его открытий. Трудно смириться с тем фактом, что русские ориенталисты единогласно признали в его лице феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд.

Следует отметить, что Валиханов известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахского народа. В трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» Валиханов приводит и исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий казахского народа. Он сделал первую научную запись киргизского героического эпоса «Манас», сопроводил ее историко-литературным анализом и частично перевел на русский язык. Валиханов считал «Манас» «национальной святыней киргизского народа». «Манас» в оценке Валиханова — это «энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий,

приведенное к одному времени и сгруппированное около одного лица - богатыря Манаса. Это нечто вроде степной Илиады. Образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинские познания киргизов и международные отношения их нашли себе выражение в этой огромной эпопее».

Выходец из среды кочевого народа, Чокан сумел подняться до вершин научного и общественного прогресса и занять почетное место в рядах ученых того времени. Его путешествия на Тянь-Шань, в Джунгарию, Восточный Туркестан, научные труды и исследования явились важным вкладом не только в русское, но и в мировое востоковедение. Он одним из первых поведал миру о неведомой и загадочной Кашгарии, написал ряд интересных исследований по истории, этнографии и политическом положении Средней Азии, оставил оригинальные труды по истории Казахстана, различиях киргизов с казахами. До конца своих дней Ч. Валиханов оставался патриотом своей родины. Его труды заслужили мировое признание.

Роль Уалиханова в науке невозможно переоценить. Благодарные потомки в знак глубокого уважения к Ч. Валиханову назвали его именем ряд улиц городов Казахстана. Ему воздвигнуты памятники, в том числе и в городе Омске. НАО «Кокшетауский университет» носит имя выдающегося ученого. Здесь же проводятся международные конференции «Валихановские чтения». Воздвигнут великолепный памятник в центре города, разбит уютный сквер. Его именем названа одна из важнейших магистральных улиц Кокшетау. В ауле «Сырымбет» Айыртауского района Кокшетауской области (ныне СКО) создан этнографическо-краеведческий музей в его честь. Профессор, д.и.н. Абуев К.К. издает книги о нем, публикует монографии.

Сегодня Республика Казахстан - независимое, суверенное государство, развивается по пути демократизации и прогресса. И этому мы в немалой степени обязаны Шокану Уалиханову, который внес огромнейший вклад в развитие науки, культуры Казахстана.

Список литературы:

1. Валиханов Чокан Чингисович. Собрание сочинений в пяти томах. Ред. колл. С.Б. Баишев и др. Т. I. Алма-Ата, «Наука», 1968 г.

2. Валиханов Чокан Чингисович. Собрание сочинений в пяти томах. Ред. колл. С.Б. Баишев и др. Т. IV. Алма-Ата, «Наука», 1968г.

3. Википедия: http://m.wikipedia.org/wiki/Валиханов,_Чокан_Чинг исович

4. Ч. Валиханов http://www.peoples.ru/science/history/walihanov/

5. Ч. Валиханов http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/

Literature

/VALIHANOV_CHOKAN_CHINGISOVICH.html

6. Л.Н. Плотников. Валиханов Чокан Чингисович. Собрание сочинений в пяти томах.

Ред. колл. С.Б. Баишев и др. Т. IV. Алма-Ата, «Наука», 1968г. - с. 536

7. Г.Н. Потанин. Валиханов Чокан Чингисович. Собрание сочинений в пяти томах. Ред. колл. С.Б. Баишев и др. Т. IV. Алма-Ата, «Наука», 1968г. - с. 542

8. С.Я. Капустин. Валиханов Чокан Чингисович. Собрание сочинений в пяти томах. Ред. колл. С.Б. Баишев и др. Т. IV. Алма-Ата, «Наука», 1968г. - с.559-560

9. Н.И. Наумов. Валиханов Чокан Чингисович. Собрание сочинений в пяти томах. Ред. колл. С.Б.

УДК 656.2 ГРНТИ 03.91

Баишев и др. Т. IV. Алма-Ата, «Наука», 1968г. - с.564

10. Бейсенбащлы Ж. Fибратты г^мыр (Личность и время): Шокан- 1-е изд.. -Алматы: Казакстан, 2009. - 608 с.

11. Бейсенбащлы Ж. Ыстьщкел, Жепсу сапары (Путешествие на Иссыккул и Семиречье); Корганы бшк К^лжа (Крепость Кульджа) // Fибратты Еумыр (Личность и время):Шокан — 1-е изд. — Алматы: Казакстан, 2009. -С. 206-350. - 608 с.

ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

РР!: 10.31618/Б8и.2413-9335.2020.4.80.1128 Кулумбегов Роберт Петрович

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Осетии и Кавказоведения, Юго-Осетинский государственный университет,

г. Цхинвал

Ванеев Сармат Джемалиевич

инженер НОЦ по ДТБ Бесаев Константин Адикович

мастер дорожного участка РГУП «Дорэкспострой»

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается история строительства железной дороги «Гори-Цхинвал», соединившей узловую станцию в г. Гори (Грузия) и г. Цхинвал (Южная Осетия). Вопрос строительства Кавказской перевальной железной дороги на протяжении двух веков затрагивает не только технологические, но и политические, экономические, социальные и культурные факторы развития региона. Особый интерес эта магистраль представляет по той причине, что она должна была стать частью перевальной железной дороги через Главный Кавказский хребет. В статье представлены сведения о стройке, ее руководителях и участниках, проблемах с которыми сталкивались в процессе строительства.

ANNOTATION

The article examines the history of the construction of the Gori-Tskhinval railway, which connected the junction station in Gori (Georgia) and Tskhinvali (South Ossetia). For two centuries, the issue of building the Caucasian Passage Railway affects not only technological, but also political, economic, social and cultural factors in the development of the region. This main line is of particular interest for the reason that it was supposed to become part of the railway pass through the Main Caucasian ridge. The article provides information about the construction site, its leaders and participants, the problems they encountered during the construction process.

Ключевые слова: проект, железная дорога, мосты, поезд, паровоз.

Key words: project, railway, bridges, train, steam locomotive.

В Южной Осетии - крае гор и предгорий транспортное сообщение всегда имело большое значение. В отличие от равнин здесь нет широких плато, по которым можно было проложить сеть дорог и проселков. Зачастую к населенному пункту вела одна единственная дорога, по которой мог двигаться только гужевой транспорт. Горные обвалы, снежные лавины или сугробы, наметенные пургой, на долгие недели или даже месяцы становились причиной изоляции не только отдельных сел, но и целых ущелий.

Регион долгие годы находился на периферии больших транзитных путей - Южная Осетия была транспортным тупиком вплоть до прокладки Транскавказской автомобильной магистрали в 80-годах XX века. Конечно же, горные дороги не заканчивались у отрогов Главного Кавказского хребта, к которому примыкает юг Осетии. Дальше

шли караванные и пешеходные тропы, которые выводили путников и купцов в Северную Осетию и дальше на юг России. Но большой ценности как маршруты для перевалки значительных объемов грузов и пассажиров эти тропы, конечно же, не представляли.

С вхождением Осетии в состав Российской империи начинается утверждение устойчивого и полноценного транспортного сообщения материковой России с ее владениями в Закавказье. Главной связующей артерией стала Военно-грузинская дорога, идущая через Крестовый перевал. Помимо собственно строительства была организована и система армейских постов, которые должны были обеспечивать безопасность военных и гражданских грузов, а также путешественников. В 1857 году в селении Дзау (Южная Осетия) было выстроено укрепление для российского гарнизона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.