Научная статья на тему 'Круг научных интересов Чокана Валиханова и его друзей'

Круг научных интересов Чокана Валиханова и его друзей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2975
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PHENOMENAL ABILITIES / МЕТЕОР / METEOR / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ORIENTAL STUDIES / ОРИЕНТАЛИСТ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ДЕМОКРАТ / DEMOCRAT / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / EASTERN STUDIES / ENLIGHTENER / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абуев Кадыржан Кабиденулы

Статья посвящается 180-летию выдающегося ученого-просветителя Чокана Чингисовича Валиханова и содержит сведения о его дружеских взаимосвязях с известными представителями демократической интеллигенции России, таких как Ф.М. Достоевский, С.Ф. Дуров, П.П. Семенов-Тяншанский, Г.Н. Потанин и другие. Широк и разнообразен был круг научных интересов Ч.Ч. Валиханова и его друзей. Ф.М. Достоевский по достоинству оценив феноминальную личность Ч. Валиханова, увидел в нем гуманиста, просветителя и наставлял его на служение своему народу. Революционно-демократические взгляды С.Ф. Дурова оказали большое влияние на формирование общественно-политического мировоззрения Чокана. Именно он заставил его еще более критически взглянуть на существовавшую в то время систему социального устройства. П.П. Семенов-Тян-Шанский и академик Е.И. Ламанский, признавая научные заслуги молодого ученого, порекомендовали Ч. Валиханова в действительные члены Русского географического общества и в феврале 1857 г. он им стал. В истории русского востоковедения имена Г.Н. Потанина и Ч.Ч. Валиханова стоят рядом. Вместе с Чоканом они работали над путевыми записками азиатских купцов и журналами казачьих походов, изучали переписку ханов Среднего и Старшего жузов с Россией, ознакомились с русско-казахско-джунгарскими отношениями. Во время поездки в Кашгар Валихановым были собраны богатейшие материалы по истории, географии, экономическому состоянию Восточного Туркестана. Востоковеды России высоко ценят исследования Валиханова и считают их важным вкладом в науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Circle of scientifi c interests of Chokan Valikhanov and his friends

The article is dedicated to the 180-th anniversary of outstanding scholar and enlightener Chokan Chingizovich Valikhanov and contains the information about his friendly relationship with famous representatives of democratic intelligentsia of Russia, such as F.M. Dostoevskiy, P.P. Semeynov-Tyanshanskiy, G.N. Potanin and others. Ch.Ch.Valikhanov’s scientific interests were vast and various. Dostoevskiy appreciated Ch.Valikhanov’s phenomenal personality worthily; he identified him as a humanist, an enlightener and insisted on his devoting himself to the nation. S.F. Durov’s revolutionary-democratic views made a great impression on Chokan’s social-political worldview, and it was Durov who made him rather critically look at the existing social structural system. P.P. Semeynov-Tyanshanskiy and academician E.I. Lomansky, recognizing the young scholarly scientific achievements, recommended Ch.Valikhanov to take an active part in Russian Geographical Institute and he became a member of the institute in February, 1857. G.N. Potanin and Ch.Ch.Valikhanov’s contribution to the history of Russian orientalism is equal. G.N. Potanin and Chokan Valikhanov worked together on Asian merchants’ notes of a journey and journals of Cossack journeys; explored the Middle and fhe Senior Zhuz (zhuz means tribes) khans’ correspondence with Russia; found out more about Russian-Kazakh-Dzungarian relations. During a trip to Kashgar Valikhanov collected valuable materials on Western Turkistan’s history, geography and economic situation. Russian Orientalists set a high value on Valikhanov’s research and consider it as an important contribution to science.

Текст научной работы на тему «Круг научных интересов Чокана Валиханова и его друзей»

ИСТОРИЯ. АРХЕОЛОГИЯ

^г. .'V. лтг. лг?. лг», лу. л»«, л;/, л»?, .«.г«, л;?, ¿гг. лт«. лт?. л'«, ¿т^ .«т?. л;?- ¿у. лг», л;.?, ¿у. ¿»V.

К.К. Абуев УДК 951/959(5каз)

КРУГ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА И ЕГО ДРУЗЕЙ

Аннотация

Статья посвящается 180-летию выдающегося ученого-просветителя Чокана Чингисовича Валиханова и содержит сведения о его дружеских взаимосвязях с известными представителями демократической интеллигенции России, такими как Ф.М. Достоевский, С.Ф. Дуров, П.П. Семенов-Тяншанский, Г.Н. Потанин и другие.

Широк и разнообразен был круг научных интересов Ч.Ч. Валиханова и его друзей. Ф.М. Достоевский по достоинству оценив феноменальную личность Ч. Валиханова, увидел в нем гуманиста, просветителя и наставлял его на служение своему народу. Революционно-демократические взгляды С.Ф. Дурова оказали большое влияние на формирование общественно-политического мировоззрения Чокана. Именно он заставил его еще более критически взглянуть на существовавшую в то время систему социального устройства. П.П. Семенов-Тян-Шанский и академик Е.И. Ламанский, признавая научные заслуги молодого ученого, порекомендовали Ч. Валиханова в действительные члены Русского географического общества и в феврале 1857 г. он им стал. В истории русского востоковедения имена Г.Н. Потанина и Ч.Ч. Валиханова стоят рядом. Вместе с Чоканом они работали над путевыми записками азиатских купцов и журналами казачьих походов, изучали переписку ханов Среднего и Старшего жузов с Россией, ознакомились с русско-казахско-джунгарскими отношениями. Во время поездки в Кашгар Валихановым были собраны богатейшие материалы по истории, географии, экономическому состоянию Восточного Туркестана. Востоковеды России высоко ценят исследования Валиханова и считают их важным вкладом в науку.

Ключевые слова: феноменальные способности, метеор, востоковедение, ориенталист, просветитель, демократ, интеллигенция, биография.

Kadyrzhan K. Abuev

CIRCLE OF SCIENTIFIC INTERESTS OF CHOKAN VALIKHANOV AND HIS FRIENDS

Abstract

The article is dedicated to the 180-th anniversary of outstanding scholar and enlightener Chokan Chingizovich Valikha-nov and contains the information about his friendly relationship with famous representatives of democratic intelligentsia of Russia, such as F.M. Dostoevskiy, P.P. Semeynov-Tyanshanskiy, G.N. Potanin and others.

Ch.Ch.Valikhanov's scientific interests were vast and various. Dostoevskiy appreciated Ch.Valikhanov's phenomenal personality worthily; he identified him as a humanist, an enlightener and insisted on his devoting himself to the nation. S.F. Durov's revolutionary-democratic views made a great impression on Chokan's social-political worldview, and it was Durov who made him rather critically look at the existing social structural system. P.P. Semeynov-Tyanshanskiy and academician E.I. Lomansky, recognizing the young scholarly scientific achievements, recommended Ch.Valikhanov to take an active part in Russian Geographical Institute and he became a member of the institute in February, 1857. G.N. Potanin and Ch.Ch.Valikhanov's contribution to the history of Russian orientalism is equal. G.N. Potanin and Chokan Valikhanov worked together on Asian merchants' notes of a journey and journals of Cossack journeys; explored the Middle and fhe Senior Zhuz (zhuz means tribes) khans' correspondence with Russia; found out more about Russian-Kazakh-Dzungarian relations. During a trip to Kashgar Valikhanov collected valuable materials on Western Turkistan's history, geography and economic situation. Russian Orientalists set a high value on Valikhanov's research and consider it as an important contribution to science.

Key words: phenomenal abilities, meteor, Eastern studies, Oriental studies, enlightener, democrat, intelligence, biography.

Абуев Кадыржан Кабиден улы, доктор исторических наук, профессор Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова (Ч. Валиханова) (г. Кокшетау Республика Казахстан), е-mail: [email protected]

Kadyrzhan К. Abuev, Dr. Sc. (History), professor of the Ch. Valikhanov Kokshetau State University (Kokshetau, Rebublic of Kazakhstan), e-mail:[email protected]

© Абуев К.К., 2015

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/4 (70)

Чингизид, потомок прославленного хана Абылая, Чокан (настоящее имя Мухаммед Канафия) Валиханов (1835-1865 гг.) был рожден для великих свершений и исполнил эту высокую миссию блистательно. «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальные явления и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов...», - писал о нем Н.И. Веселовский [1, с.1].

Широк и разнообразен был круг научных интересов Ч.Ч. Валиханова. Великий ученый, просветитель-демократ, историк-востоковед, отважный путешественник, фольклорист, этнограф, художник, публицист, человек «феноменальной эрудиции и взглядов истинно гуманных» - таким сохранился он в памяти современников, таким он вошел в историю Казахстана и России.

Жизнь его была короткой (прожил неполных 30 лет), но исключительно содержательной, наполненной как творческими исканиями, так и яркими, значительными событиями.

Родители Чокана, будучи выходцами из среды казахских аристократов, были людьми состоятельными и достаточно грамотными и культурными. Его отец Чингис Валиханов, окончив в свое время Омское войсковое училище, проработал несколько сроков старшим султаном двух округов, чиновником в органах Сибирского административного управления казахской степью. Он был известен еще как зачинатель этнографических исследований в Казахстане.

Начальное образование Чокан получил именно в Сырымбете, в школе, организованной его бабушкой, умной и образованной женщиной Айганым-апа в своей усадьбе. Под влиянием бабушки и отца Чокан еще в детские годы стал проявлять большой интерес к истории родного края, устному народному творчеству. Уже в те годы им были записаны образцы многих казахских героических песен и поэм, таких как «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Еркокше», «Едиге» и др.

Новый этап жизни Ч. Валиханова начинается с 1847 года, когда начал учиться в Сибирском ка-

детском корпусе. Годы учебы в нем оказали большое воздействие на внутренний мир юноши, на формирование его общественно-политических взглядов и научных пристрастий.

Среди его друзей те, кто духовно обогатил Ч.Ч. Валиханова, кого частицей своей души обогатил и он сам - великий русский писатель Ф.М. Достоевский (18211881), русский поэт С.Ф. Дуров (1816-1869), выдающийся русский ученый, этнограф, публицист, фольклорист Г.Н. Потанин (1835-1920), крупная фигура в истории русской науки и общественной мысли, этнограф и публицист, археолог и исследователь Сибири Н.М. Ядринцев (18421894), известный ученый и общественный деятель П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) и многие др.

В последние годы его учебы в корпусе состоялась встреча Чокана с сосланными в Западную Сибирь участниками кружка петрашевцев - С.Ф. Дуровым и Ф.М. Достоевским. Революционно-демократические взгляды С.Ф. Дурова оказали большое влияние на формирование его общественно-политического мировоззрения. Именно Дуров заставил его более критически взглянуть на существовавшую систему социального устройства. Валиханов познакомил его со своим другом Г.Н. Потаниным. Григорий Николаевич в своей статье «Встреча с С.Ф. Дуровым» признается, что до встречи с Дуровым он был монархистом, обожал царя Николая I [2].

Встреча Федора Достоевского с Чоканом Ва-лихановым переросла в крепкую дружбу на долгие годы. Они часто встречались в Омске, Петербурге, Семипалатинске. В 1859 г. Валиханов приезжал к Достоевскому, находившемуся в Семипалатинске. После отъезда Достоевского в Петербург, между ними завязалась переписка, не прерывавшаяся многие годы. Валиханов часто советовался с великим писателем по насущным вопросам общественной жизни. Достоевский по достоинству оценив феноменальную личность Ч. Валиханова, увидел в нем гуманиста, просветителя и наставлял его на служение своему народу. «Не великая ли цель, не святое ли дело, -писал Достоевский Валиханову, - быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое степь, ее значение и Ваш народ

Ч.Ч. Валиханов

относительно России, и в то же время служить своей Родине просвещенным ходатаем за нее у русских... Вспомните, что Вы первый киргиз, образованный по-европейски в полне. Уж один этот случай поразителен и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности» [2. с. 178-179]. Этот факт дружбы Ф.М. Достоевского и представителя «инородческого» племени Ч.Ч. Валихано-ва сам по себе говорит о многом. Эта дружба основывалась на гуманистических традициях русской литературы и демократической общественной мысли той эпохи.

Знакомство Валиханова с П.П. Семеновым Тян-Шанским состоялось в 1856 г. в Омске. В последствии он писал: «Другим лицом, особенно меня заинтересовавшим в Омске, был Ч.Ч. Вали-ханов, киргиз родом из Средней Орды. Обладая совершенно выдающимися способностями, Ва-лиханов окончил с большим успехом курс в Омском кадетском корпусе, а последствии, уже в Петербурге, под моим влиянием слушал лекции в университете. И так хорошо освоился с французским и немецким языками, что сделался замечательным эрудитом по истории Востока и в особенности народов, соплеменных киргизам. Само собой разумеется, что я почел своим долгом обратить на этого молодого талантливого человека особенное внимание генерала Гасфорта и подать мысль о командировке Валиханова в киргизской одежде в Кашгар, что и было впоследствии осуществлено Валихановым с полным успехом...» [2, с. 241].

Одним из самых близких друзей Ч.Ч. Валиханова был Г.Н. Потанин. Его имя стоит отдельно в русской науке, в истории русско-казахских отношений, в жизни Чокана. В истории русского востоковедения их имена стоят рядом. Дружба степного аристократа и сына русского казака, для которого казахские степи стали его родиной, началась в первый день приезда Чокана в Омск. Здесь они встретились, сразу нашли общий язык, подружились и стали единомышленниками до конца дней.

Вместе с Чоканом они около полугода работали над путевыми записками азиатских купцов и журналами казачьих походов, изучали переписку ханов Среднего и Старшего жузов с Россией, ознакомились с русско-казахско-джунгарскими отношениями. Чокан в это время уже готовился к экспедиции в Кашгарию и специально для него Г.Н. Потанин переписывал несколько маршрутов.

В 1855 г. Ч. Валиханов совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Се-

миречью и Тарбагатаю, а в последующие два года совершил исследовательскую поездку на Иссык-куль и в Джунгарию. В ходе этих поездок им были собраны богатейшие сведения не только по географии, но и по археологии, этнографии и истории этих районов. Признавая научные заслуги молодого ученого, в феврале 1857 г. по рекомендации П.П. Семенова-Тян-Шанского и академика Е.И. Ламанского Ч.Ч. Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества.

Широкую известность и славу бесстрашного путешественника принесла Валиханову поездка в 1858 г. в Кашгарию (в Восточный Туркестан, где происходили антицинские выступления), куда китайские власти запретили под угрозой смертной казни поездку европейцев. Идею включения Чокана в состав купеческого каравана под видом проводника подал П.П. Семенов-Тян-Шанский.

Чокан много раз рисковал жизнью, но поездка закончилась благополучно. Чоканом были собраны богатейшие материалы по истории, географии, экономическому состоянию Восточного Туркестана. Специалисты высоко оценили исследования Валиханова в Кашгаре, считая его важным вкладом в науку. Заслуги Чокана были отмечены 7 апреля 1860 г. награждением его орденом Святого Владимира 4-ой степени, он также был произведен досрочно в штабс-ротмистры. В том же году Валиханов назначается на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Годы пребывания Ч.Ч.Валиханова в Петербурге (1859-1861 гг.) были одним из ярких периодов его биографии. Он опубликовал в «Записках ИРГО» труды по истории и культуре народов Казахстана, Средней Азии и Западного Китая. Много и плодотворно работал, редактировал карты Средней Азии и Восточного Туркестана в Военно-ученом комитете Генерального Штаба, слушал лекции Н.Н.Костомарова в университете, занимался литературной деятельностью, посещал собрания студентов сибирского землячества Г.Н. Потанина. Здесь, в столице он познакомился со многими выдающимися представителями русской интеллигенции (А.Н. Бекетовым, А.Н. Майковым, С.Т. Аксаковым, Н.П. Игнатьевым, Н.И. Веселовским др.).

Смерть Чокана в 1865 г. потрясла всех его друзей. Искренне сожалел о такой огромной утрате для себя лично, российской науки и казах-

ского народа Г.Н. Потанин, который проявил усилия и настойчивость в подготовке и издании его трудов. Он пишет первую краткую заметку о Ва-лиханове, которая была опубликована в журнале «История русской этнографии». С целью приведения в порядок записи Чокана и ознакомления с воспоминаниями о нем его земляков в начале 1895 года Потанин отправляется на родину друга в Сырымбет (Кокчетавский уезд) и в 1896 г. в журнале «Русское богатство» был опубликован его очерк «В юрте последнего киргизского царевича».

Чокан Валиханов с Н.М. Ядринцевым познакомился по приезду в Петербург [3, с. 95]. Николай Михайлович пишет о своем восхищении блеском личности Валиханова: «...стройная фигура и его манеры были необыкновенно изящны, в них было что-то женственное, ленивые движения придавали ему вид европейского сибарита и денди. Разговор всегда отличался остроумием, он был наблюдателен и насмешлив, в этом сказалась его племенная особенность (киргизы большие насмешники), под влиянием образования эта способность у Валиханова получила расцвет. Она получила характер сатиры и гейневского юмора. Острил он зло, я редко встречал человека с таким острым, как бритва, языком. Он давал темы Всеволоду Крестовскому, тогда модному поэту, темы для восточных стихотворений..» [2, с. 277].

В значительной степени под влиянием знакомства с Валихановым у Ядринцева складывается взгляд на казахский народ. Вот что он пишет: «Ближайшее знакомство с казахским народом, как справедливо думал Валиханов, много бы содействовало гуманизации взглядов на этот народ той русской массы, которая находится с ним в непосредственных сношениях, а изучение взаимных отношений двух наций способствовало бы разъяснению тех печальных недоразумений, какие в последнее время возникали в русской литературе о правах человеческих рас на благо цивилизации» [2, с. 9].

Общение с Чоканом Валихановым позволяло Ядринцеву лучше узнать характер, быт и традиции казахского народа, проникнуть уважением к его самобытности и таланту. В статье «Чокан Ва-лиханов и культурные взаимосвязи народов» он отмечает: «Киргизы (казахи) отличаются наблюдательным умом и необыкновенной энергией мускульной силы. Народ - глубоко поэтичный, музыкальный, склонен к сатире и юмору» [2, с. 286]. Он предлагает поднять уровень образованности, духовной культуры казахов на основе

улучшения экономического и гражданского быта.

По словам Ядринцева, Ч. Валиханов мечтал «о создании серьезного народного воспитания не в виде школ для толмачей и других административных потребностей, а в виде целой системы органов распространения европейской науки и гуманности». Н.М. Ядринцев утверждает идеи национального равноправия, с негодованием отбрасывает расистские теории «близоруких историков», выносящих этим народам, «смертный приговор», называя их «выдумкой шарлатана». Его статьи проникнуты гуманистическим пафосом, верой в грядущее: «Должны исчезнуть историческая вражда между народами, распри, войны и замениться в новом мире принципами мира, цивилизации, свободы, когда народы, позабыв распри, в великую семью соединятся» [4. с. 298].

В 1889 г. Ядринцев поехал к верховьям реки Орхон и окончательно установил место столицы древней монгольской империи - Каракорума, откуда вывез загадочные рунические письмена. Во время экспедиции (1886,1891) в Минусинский край и верховья Орхона он сделал значительные открытия. Изучал столицу Уйгурского каганата - Караба-ласугун, древнетюркские письменные памятники.

Открытие Ядринцевым грандиозных мемориальных сооружений, памятников древнетюрк-ского периода, обилие предварительных материалов - все это позволило профессору Копенгагенского университета Вильгельму Томсену расшифровать древнетюркское письмо, а В.В. Рад-лову сделать первые научные переводы текстов на стелах в честь брата великого кагана-полководца Кюль-Тегина и мудрого советника тюркских ханов - Тонюкука.

Н.М. Ядринцев пришел к выводу, что у тюркских народов была своя письменность, опубликовал в научных журналах статьи: «Труды об орхон-ской экспедиции» (1892 г.), «Старинный монгольский атлас» (1882-1899 гг.). В многочисленных этнографических исследованиях Ядринцев описывал историю Сибири и ее народов, процесс перехода к оседлости, о роли русского народа в Сибири. В статьях «Кочевой быт и исследования в степь», «План исследования инородцев Западной Сибири» предлагал комплексное антропологическое, этнографическое изучение казахского народа.

И так, в короткой, но яркой, наполненной важными событиями жизни Ч. Валиханова, особое место занимает общение с выдающимися представителями русской демократической интеллигенции. За каждым их именем стоят мно-

гие значимые события и явления русской общественно-политической жизни, которые пропускал через свое сердце и ум Чокан Валиханов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веселовский Н.И. Метеор // Валиханов Чокан Чингисович. Сочинения / под ред. Н.И. Веселовско-го. - СПб., 1904. - 531 с. (Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Т. XXIX).

2. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т. 5. - Алма-Ата: Казахская советская энциклопедия, 1985 - 604 с.

3. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т. 1. - Алма-Ата: Казахская советская энциклопедия, 1985 - 432 с.

4. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное состояние. -СПб.: Издание И.М. Сиби-рякова, 1891. - 154 с.

REFERENCES

1. Veselovskij N.I. Meteor [Meteor], In: Valikhanov Chokan Chingisovich, Sochinenija [Valihanov Chokan Chingisovich, Works]. Ed. by N.I. Veselovskij. St. Peterburg, 1904 (Notes of imperial Russian geographical society on office of ethnography. Vol. XXIX) (In Russ.).

2. Valikhanov Ch. Ch. Sobranie sochinenij [Theses collection]. Vol. 5. Alma-Ata, Kazakh Soviet encyclopedia, 1985, 604 p. (In Russ.).

3. Valikhanov Ch. Ch. Sobranie sochinenij [Theses collection]. Vol. 1. Alma-Ata, Kazakh Soviet encyclopedia, 1985, 432 p. (In Russ.).

4. Yadrintsev N.M. Sibirckie inorodtsy, ikh byt i sovremennoe sostoyanie [Siberian aborigines, their way of life and modern condition]. St. Peterburg, Edition by I.M. Sibirjakov, 1891, 154 p. (In Russ.).

К сведению читателей

Сибай: энциклопедия / гл. ред. Х. Х. Сулейманов. - Уфа: Башк. энцикл., 2015. - 560 с.: ил., карты, ноты.

Научно-издательским комплексом "Башкирская энциклопедия" изданы энциклопедия "Сибай" и фотоальбом "Сибай 2011-2015", подготовленные к 60-летнему юбилею города по заказу Администрации городского округа город Сибай. Издание, содержащее более 1760 понятийных и биографических статей, около 550 иллюстраций, рассказывает о природе, истории, экономике, системе образования, культуры, здравоохранения Сибая. Значительное место в энциклопедии уделено истории образования города. Основную часть (около 1060 статей) составляют биографические статьи о Героях Советского Союза, Героях Социалистического Труда, жителях и уроженцах города, награждённых орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почёта", Трудовой Славы и др., удостоенных почётных званий, и т.п. В энциклопедию включены статьи о предприятиях, учреждениях, организациях, а также улицах, переулках, микрорайонах города. Издание содержит хронологический указатель событий, происходивших в Сибае.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей и современным состоянием родного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.