39. Об утверждении Методики оценки качества городской среды проживания: Приказ М-ва регион. развития РФ от 9 сент. 2013 г. №371.
40. Гейл Я. Города для людей. М.: КРОСТ-Концерн, 2012. 263 с.
41. Колясников В.А., Мацкова М.В. Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. 2014. №3. С. 18-22.
42. Панчина Е.Г., Баландин В.А. Формирование общественных пространств как составляющая часть мероприятий по улучшению качеств городской среды. Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. №31. С. 146-150.
THE ROLE OF PUBLIC PARTICIPATION IN ARCHITECTURAL DESIGN IN CASE OF PLANNING OUTDOOR RECREATION PUBLIC SPACES FOR CITIZEN - END-USERS ARCHITECTURE
Glushakova E.S., MA Student
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Bagrova N.V., Doctor of Culturologist Science, Professor Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Abstract: Substantiated is the necessity of participation of the population in the process of open recreational public spaces designing with the aim of creating an urban environment that meets the current trends in urban development and the needs of citizens. Considered are the directions of institutional reforms in Russia aimed at creating a comfortable urban environment, including in the context of civil participation in this process.
Keywords: participation (civic participation), participating architectural design, open recreational public space, urban environment, public space, institutional transformations.
УДК 72.036(571.1/.5) (075)
ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ НАЧАЛА ХХ ВЕКА И БУДУЩИЙ «СИБИРСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ»
Журин Н.П., кандидат архитектуры, профессор
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Аннотация: Уникальная Сибирская железнодорожная магистраль начала ХХ в. оказала влияние на рост сибирских городов, развитие экономики края. В данной статье рассматривается формирование нового мировоззрения горожан крупного сибирского города, связанного с динамикой городской жизни. Отмечается появление в городском пейзаже новых индустриальных черт, непосредственно связанных с эксплуатацией транзитной железной дороги. Современные мосты через сибирские реки, акведуки, технические сооружения железнодорожных станций, непрерывное движение подвижного состава - все эти новые элементы городского ландшафта вошли в сознание поколения, которому предстояло воспринять архитектурный и дизайнерский авангард в Сибири 1920-х - начала 30-х гг.
Ключевые слова: Великая Сибирская железнодорожная магистраль, железнодорожные мосты и инженерные сооружения, сибирский город конца XIX - начала ХХ в., паровоз, советский авангард в архитектуре и дизайне.
В своем установочном «кредо» советского авангарда один из его отцов-основателей, А. Веснин, обращаясь к студентам Института художественной культуры (ИНХУК) в 1922 г., обозначил «гениальные вещи, созданные инженерами: мост, паровоз, аэроплан, кран» [1].
В Сибири конца XIX - начала ХХ в. первые два транспортных явления -«мост и паровоз» - приобрели особое значение в деле формирования и реализации программы стилистического обновления сибирских городов в духе архитектуры эпохи авангарда 20-х начала 30-х гг.
Железная дорога в виде Транссибирской магистрали буквально ворвалась и изменила пространство будущих сибирских мегаполисов Омска, Красноярска, Иркутска, внесла новые «индустриальные» черты в их исторический облик. Паровозный гудок разбудил Сибирь и внес новые черты в мироощущение коренных сибиряков и приезжих. Мир сибирского города под влиянием транзитной железной дороги стал стремительно меняться, открывая вместе с Первой мировой войной, революционными потрясениями, Гражданской войной возможность предчувствия утопических идей революционного будущего, в том числе авангарда в архитектуре и дизайне.
Динамично развивающийся Новониколаевск (совр. Новосибирск) получил название «американского» в начале ХХ в. в связи со сходством его первоначального облика с городами запада Северо-Американских Штатов.
С точки зрения современников, железная дорога в городе приобретала характер эффектного зрелища, синтезирующего в себе представления о новом будущем края, наполненном новым мироощущением. Описывая пассажирское здание станции Красноярск, И.Р. Томашкевич, автор его фотографии конца XIX в., отмечает: «Эффективно выглядывает это здание ночью при свете электрических фонарей и когда подъезжаете к станции, среди шума и грохота
поезда, свистков, криков рабочих, оно сливается в одну линию с прилегающими строениями, кажется громадным чудовищем, вынырнувшим из обширной, лесной приподнятой равнины, без всяких признаков растительности» [2, с. 103]. Громадными невиданными футуристическими чудовищами представлялись современникам конструкции будущих железных мостов, механизмов, в которых угадывались архитектурные фантазии эпохи будущего. Образованная сибирская молодежь увидела как бы ожившие иллюстрации из фантастических романов, которыми она зачитывалась в конце XIX - начале ХХ в.
Вместе с тем железная дорога среди городской застройки не всегда получала положительную оценку современников, особенно старшего поколения. Так, известный сибирский областник Г.Н. Потанин с сожалением отмечал в своем очерке «Города Сибири», что в Иркутске набережная левого берега Ангары «....составила бы самый красивый участок города, но она искалечена тем, что по ней проведено полотно железной дороги» [3, с. 264].
Постника моста черезъ р, Ё ни с ем из Сибирской жел. дар, Возведете пролета .моста.
Ил. 1. Строительство моста через р. Енисей на Сибирской ж.д. Литография конца ХК в.
Постройкз каста черМЪ р. Енисей на Сибирской жа.1, дер. Деревянный подвишкой кранъ.
Ил. 2. Постройка моста через р. Енисей. Деревянный подвижной кран.
Литография конца XIX в.
Ил. 3. Железнодорожный мост через р. Енисей. Фотография начала ХХ в. Источник: URL: http://www.admkrsk.ru/city/areas/zhelez/Pages/history.aspx
Ил. 4. А. Родченко. Обложка издания «Маяковский Сергею Есенину», 1926 г., тип. «Заря Востока». Источник: URL: http:madikenold. wordpress.com
Современная динамика, привнесенная железной дорогой, кардинально изменила образ жизни сибирского города. Магистраль внесла новые черты в городской пейзаж не только своими инженерными сооружениями, наполненными активной жизнью пассажирскими и грузовыми станциями, гудками паровозов, но и обликом железнодорожного подвижного состава, оказавшегося в гуще городских кварталов.
Активным проводником новых художественных представлений сибиряков выступали металлические и железобетонные конструкции инженерных железнодорожных сооружений, лишенные эклектического декора. Открытые металлические конструкции, столь любимые в будущем архитекторами-авангардистами, сочетались с транспортными средствами, прежде всего с символом эпохи - паровозом, который наряду с современными мостовыми
конструкциями лидеры конструктивистов относили к лучшим изобретениям инженерной мысли.
Ил. 5. Д.А. Буланов. Паровоз в советском плакате эпохи авангарда.
Источник: URL: http://expositions.nlr.ru/construct/cat1.php
Характерно, что здание Наркомата путей сообщения у Красных ворот в Москве было запроектировано в 1929-1934 гг. архитектором И. Фоминым в стилистике позднего конструктивизма и носило явные ассоциации с движущим паровым локомотивом. Этот дом среди некоторых москвичей до сих пор зовется «дом-паровоз» [4].
Определенное композиционное сходство с компоновкой паровоза - тендер, будка машиниста, котел, дымовая труба - увидели многие жители Новосибирска в композиции здания железнодорожного вокзала, первоначально запроектированного сторонниками архитектурного авангарда. Новый декор вокзала, выполненный в стилистике постконструктивизма, не смог скрыть первоначальный конструктивистский асимметричный композиционный замысел, состоявший из раздельного выявления различных его функциональных составляющих [5].
г
ш я »I я В
№ « RI Ш ■ № II Ii Я с
- ^e'r^-nskJiwKJurTial.corn
Ил. 6. Новосибирский железнодорожный вокзал. Проект Киевского отделения Гипротранса. Перспектива. Начало 1930-х гг. Источник: Баландин С.Н. Новосибирск: история градостроительства 1893-1945 гг. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978, рис. 115
Ил. 7. Железнодорожный вокзал в Новосибирске в стилистике советского ар-деко, 1930-e гг. Источник: URL: http://gelio nsk/livejournal/com
Сама асимметричная композиция парового локомотива являлась своеобразным материализованным символом современного движения. «Наш паровоз вперед лети - в коммуне остановка....», - пелось в известной советской программной песне 1920-х гг. Процесс наглядного движения был воплощен в функциональной конструкции парового локомотива - все составляющие его элементы были трактованы раздельно - котел, будка паровозной бригады, тендер, паровая коробка, шатунный механизм - весь этот организм работал совместно и слажено, в то же время демонстрируя функциональный метод раздельного дизайнерского проектирования своих составляющих, столь типичный для будущего творческого метода работы с формой
конструктивистов. Насколько блекло и невыразительно выглядели в конце 1930-х дизайнерские разработки первых электровозов, в которых весь процесс рождения движения (дым, пар, работа кривошипно-шатунного механизма) отсутствовал.
Ил. 8. Паровоз серии О-в. Источник: URL: http://kom-and.live journal.com
Дети сибирского города у железной дороги начала ХХ в. - это новая особая генерация городских жителей, выросших в условиях своеобразного культа Транссибирской железнодорожной магистрали. Так, в Новониколаевске любимым местом времяпрепровождения детей прилегающих районов Центральной и Железнодорожной частей города была так называемая Валуха, само название которой происходило от слова «вал», чем и являлась глубокая выемка для железнодорожных путей на подходе к станции. Детям было интересно наблюдать за работой маневровой горки, когда вагоны сталкивались с нее маневровым паровозом и разбегались по своим путям, формируя будущие составы. Каждый городской мальчишка хорошо знал марки паровозов, эксплуатировавшихся на магистрали, и легко отличал грузовой паровоз серии «О-в», в просторечии «Овечки», от пассажирских локомотивов серии «С». Особый интерес вызывало прохождение пассажирского Транссибирского экспресса.
Не будет преувеличением сказать, что многие дети сибирского города начинали изучать русский алфавит по буквенным сериям локомотивов на Сибирской железной дороге. В связи с этим интересна дореволюционная открытка, изображающая пассажирское здание Алтайской железной дороги с
паровозом серии «Ы», на которой ребенок пробует писать, копируя надписи с почтовой карточки. Сами открытки с железнодорожной тематикой были весьма востребованы и знакомили горожан и проезжающих с устройством железной дороги, которая прочно вошла в быт в начале ХХ в.
Ил. 9. Вокзал Алтайской железной дороги. Почтовая карточка начала ХХ в.
Таким образом, будущие авангардные архитектурно-дизайнерские решения строились в своем формотворчестве на языке понятной современникам визуальной символики, почерпнутой широкими массами именно в годы строительства и эксплуатации Транссибирской магистрали. Авангард, имевший в начале ХХ в. элитарный характер, получил в сибирском городе свою многочисленную аудиторию, готовую его воспринять через визуальный и практический опыт. Мир железной дороги с ее непрерывным движением, инженерными сооружениями, транспортными средствами выступал как мощные визуальные образы наступающего будущего, воспринятые не только творцами авангарда, но и огромными массами сибирских горожан.
Дальнейшее развитие в Сибири железнодорожного строительства, появление аэропланов, дирижаблей, автомобилей, трамваев в послевоенных и послереволюционных сибирских городах, авангардная архитектура конструктивизма слились воедино в мироощущении сибиряков. Таким образом, все факторы, обусловившие формирование конструктивистского мировоззрения в сибирском городе - мост, паровоз, аэроплан - сложились в один визуальный
комплекс, который опосредованно способствовал формированию и допущению новой эстетики в городской жизни 20-х - начала 30-х гг.
Библиографический список
1. Ефимов А.В. Мировые художественные течения и архитектурное творчество [Электронный ресурс]. URL: https://www.marhi .ru/AMIT/2016/4kvart16/PDF/AMIT_2016-4(37)_Efimov_PDF .pdf (дата обращения: 31.03.2017).
2. Великий путь. Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги / виды сняты фот. И.Р. Томашкевичем. - Красноярск: М.Б. Аксельрод и К°, 1899. 124 с.
3. Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь, ее современное состояние и нужды / изд. АФ. Девриена. СПб., 1908.
4. Кудрявцев А.П. От «Паровоза» к «Сталинскому ампиру» // Московская правда. 2014. 17 июня.
5. Баландин С.Н. Новосибирск: история градостроительства 1893-1945 гг. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1978. 135 с., ил.
THE GREAT SIBERIAN RAILWAY AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY AND THE FUTURE "SIBERIAN CONSTRUCTIVISM"
Zhurin N.P., Candidate of Architecture, Professor Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Abstract: The unique Siberian railway at the beginning of the 20th century influenced the growth of Siberian towns, the development of the economy of the region. This article considers the formation of a new worldview of the townspeople of a large Siberian cities, connected with the changing dynamics of city life. The article notes the appearance of new industrial features in the urban landscape directly related to the operation of the transit railway. Modern bridges across the Siberian rivers, aqueducts, technical structures of railway stations, continuous movement of rolling stock - all these new elements of the urban landscape entered the consciousness of the generation, which was to perceive the architectural and design avant-garde in Siberia in the 1920s and early 30s.
Keywords: Great Siberian Railway, railway bridges and engineering facilities, Siberian city of the late 19th - early 20th century, locomotive, Soviet avant-garde in architecture and design.