Научная статья на тему 'Гужевой транспорт как активная составляющая крупного сибирского города начала XX века'

Гужевой транспорт как активная составляющая крупного сибирского города начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
408
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сибирский город начала XX в. / гужевой транспорт / усадьба / прямоугольная сетка кварталов / благоустройство уличной сети / Siberian city of the beginning of the 20th century / cartage / town estate / rectangular grid of blocks / improvement of the street network

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журин Николай Петрович

В статье рассматривается специфичная особенность функционирования крупного сибирского города начала ХХ в. — наличие и преобладание гужевого транспорта. Содержание и эксплуатация данного транспортного средства в городских условиях оказали определенное влияние на характер и сохранение усадебной застройки, где жители города оборудовали конюшни, строения для хранения фуража. Отсутствие мощения и благоустройства городских улиц превращало лошадь в единственно возможное всепогодное транспортное средство. При этом относительная дешевизна в сибирском городе этого транспортного средства обеспечила высокий уровень хозяйственной деятельности горожан, свободу их индивидуального перемещения в растущем городском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cartage as an Active Component of a Large Siberian Town in the Early 20th Century

The article deals with a specific feature of the functioning of a large Siberian town at the beginning of the 20th century — the presence and predominance of cartage transport. Maintenance and operation of this vehicle type in urban conditions had a certain effect on the character and preservation of the town estate development where the inhabitants built up stables and forage storing structures. The lack of paving and improvement of town streets made the horse the only possible all-weather vehicle. At the same time, the relative cheapness of this vehicle in a Siberian town ensured a high level of economic activity of the citizens, freedom of their individual movement in the growing urban space.

Текст научной работы на тему «Гужевой транспорт как активная составляющая крупного сибирского города начала XX века»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10070 УДК: 72.036(571.1/.5)(075)

Н.П.Журин

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (Новосибирск)

[email protected]

Гужевой транспорт как активная составляющая крупного сибирского города начала XX века

Аннотация

В статье рассматривается специфичная особенность функционирования крупного сибирского города начала ХХ в. — наличие и преобладание гужевого транспорта. Содержание и эксплуатация данного транспортного средства в городских условиях оказали определенное влияние на характер и сохранение усадебной застройки, где жители города оборудовали конюшни, строения для хранения фуража. Отсутствие мощения и благоустройства городских улиц превращало лошадь в единственно возможное всепогодное транспортное средство. При этом относительная дешевизна в сибирском городе этого транспортного средства обеспечила высокий уровень хозяйственной деятельности горожан, свободу их индивидуального перемещения в растущем городском пространстве.

Ключевые слова: сибирский город начала XX в., гужевой транспорт, усадьба, прямоугольная сетка кварталов, благоустройство уличной сети

N.P. Zhurin

Novosibirsk State University of Architecture, Design a/?cMrfs(Novosibirsk) [email protected]

Cartage as an Active Component of a Large Siberian Town in the Early 20th Century

Abstract

The article deals with a specific feature of the functioning of a large Siberian town at the beginning of the 20th century — the presence and predominance of cartage transport. Maintenance and operation of this vehicle type in urban conditions had a certain effect on the character and preservation of the town estate development where the inhabitants built up stables and forage storing structures. The lack of paving and improvement of town streets made the horse the only possible all-weather vehicle. At the same time, the relative cheapness of this vehicle in a Siberian town ensured a high level of economic activity of the citizens, freedom of their individual movement in the growing urban space.

Key words: Siberian city of the beginning of the 20th century, cartage, town estate, rectangular grid of blocks, improvement of the street network

Не будет преувеличением утверждать, что основным городским транспортом в сибирском городе начала ХХ в. была лошадь. Все современные виды индивидуального городского транспорта — автомобиль, мотоцикл, велосипед — из-за их дороговизны, сложности обслуживания и эксплуатации, качества дорожной сети, климатических условий превращались в предметы роскоши и экзотики, мало пригодные для практических целей.

Отсутствие общественного городского транспорта в сибирском городе превращало индивидуальный гужевой (предназначенный для выезда) или ломовой (рабочий) транспорт в необходимый элемент городского быта в Сибири. Этому способствовала относительно невысокая стоимость лошади в сибир-

ском городе: цены достаточно разнились, но были значительно ниже, чем в городах европейской России. Ломовую крестьянскую лошадь можно было приобрести за 30—40 руб., выездные лошади стоили дороже, начиная с 80—100 руб. [Широкогоров].

Сено, упряжь, телеги, коляски широко и относительно дешево предлагались в сибирских городах на «сенных рынках», обычно располагавшихся на окраине городской застройки. Учитывая большой процент среди городского населения бывших крестьян, многие из которых так и не вышли из крестьянского сословия, содержание лошади было привычным делом. В сибирской деревне в зажиточных крестьянских хозяйствах содержалось по 4—5 лошадей. На одно крестьянское хозяйство к 1917 г. — в среднем

по 16—18 голов скота (в Европейской России — 8—9 голов). По данным на 1909 г., на 100 жителей Сибири приходилось 55 лошадей, в Европейской России — только 18, в США — 25, во Франции — 5, в Голландии — 6, в Дании — 21. Как видим, Сибирь занимала первое место по количеству лошадей на 100 жителей. Наиболее близко к этому показателю подошла только Канада — 41 [Корелин].

Столь же впечатляющим было количество лошадей во владении сибирских горожан. Планировка застройки городской усадьбы предполагала наличие, кроме жилых построек, большого количества вспомогательных служб, необходимых для тогдашней жизни. Относительно невысокая стоимость городской земли в Сибири позволяла на земельном участке размером около 15 на 17 саженей (31,5 на 35,7 м) в Новониколаевске иметь обширные конюшни, складские помещения для хранения продуктов, фуража, запасов топлива на зиму. Такой быт был привычен для сибирского горожанина, который, повторимся, имел тесную родственную связь с деревней [Журин, 2014, с. 108—109].

В структуре сибирского города важное место занимали крупные торговые и ярмарочные площади, которые предполагали многочисленную торговлю крестьянами и горожанами прямо с возов. Обширные площади, полностью заполненные крестьянским гужевым транспортом, являются яркими картинами городской сибирской жизни [Там же, с. 56—57] (ил. 1).

Лошадь в сибирском городе позволяла перемещать седоков и грузы по труднопроходимым для других транспортных средств немощеным улицам сибирских городов в любые сезоны. Торцовая мостовая из деревянных чурок, углубленных в грунт, и первые асфальтовые покрытия являлись лишь немногочисленными, редкими фрагментами благоустройства центральных улиц даже крупных губернских сибирских городов — Омска, Томска, Красноярска, Иркутска. Мелкая, равноценная по значимости прямоугольная уличная сеть среди кварталов сибирских городов в основном была наиболее адаптирована на использование гужевого транспорта. Ее большая протяженность, связанная с применением подобной «шахматной» градостроительной схемы, при ограниченности городских бюджетов затрудняла благоустройство транспортной сети городских улиц. В данной ситуации гужевой транспорт в начале ХХ в. в сибирском городе оказался наиболее уместным (ил. 2, 3).

Следует назвать значительные по своей площади неблагоустроенные городские селитебные территории, где дорожная сеть в принципе отсутствовала. К таким обширным, стихийно сложившимся очагам проживания малоимущих горожан относились разросшиеся овраги, неудобья городских территорий, стихийно сложившиеся вдоль трассы железной дороги и набережных рек. Сами их названия в молодом Новониколаевске — «Порт-Артур», «Нахаловка» — ясно обозначали технологию их возникновения. На «живописных» тропах подобных жилых образований, где трассирование проездов никогда не производилось, лошадь, доступная в Сибири и для этой категории городских жителей, оставалась единственно возможным транспортным средством.

Важным элементом городской улицы был легко-

вой извозчик. Основной сферой его деятельности являлось обслуживание прибывающих на вокзал пассажиров железной дороги, а также выполнение частных заказов горожан, представителей имущих слоев, не имевших собственного выезда или предпочитающих не использовать его в данном случае. Так, сохранились многочисленные фотосвидетельства семейных выездов горожан на пикники с запасом продуктов и даже с собственным самоваром. Городская администрация следила за качеством городского извоза, регламентируя качество и виды экипажей, униформу их владельцев, занимающихся частным извозом.

Важно отметить, что активное использование конного транспорта не являлось в начале ХХ в. чертой только сибирского города. В городах Северной Америки, как и в городах Европейской России также активно использовался гужевой транспорт, однако в Сибири он не имел альтернативы в виде общественного транспорта и новых типов транспортных средств (ил. 4).

Важным элементом городской жизни в Сибири являлись ипподромы, использовавшиеся для лошадиных бегов. Такие ипподромы размещались на периферии городской территории и выполняли спортивно-развлекательную функцию, где лошадь являлась ведущем участником этого мероприятия с участием большого количества сибиряков.

В Томске деревянное здание, декорированное пропильной резьбой, на ипподроме было спроектировано в 1906 г. ведущим сибирским архитектором-художником К.К. Лыгиным. Симметричная по композиции постройка имела два этажа с центральной трибуной для зрителей на главном фасаде [Романова, 2004]. На ипподроме обустроили беговую дорожку для лошадей из измельченной пробки, смешанной с просеянным грунтом. Здесь на ней устраивались бега разных пород лошадей, которых доставляли с конных заводов Сибири и Европейской России.

Другим видом использования лошади в городе являлась перевозка ломовыми извозчиками различных грузов, необходимых для хозяйственной деятельности города. Крупные и мелкие промышленные предприятия сибирского города использовали свой гужевой транспорт или нанимали частный. Так, по улицам Томска передвигались фирменные обозы, запряженные лошадьми-тяжеловесами, перевозившие в бочках пиво известной фирмы «Крюгер».

Совершенно не экзотично смотрелись на улицах Омска и Благовещенска сани и повозки, запряженные верблюдами. Дело в том, что эти города непосредственно граничили со степными районами Средней Азии и Монголии, а использование данного вида гужевого транспорта было характерно для представителей коренных народов, регулярно доставлявших в эти города товары. Характерно, что и опыт устройства мобильного жилища в виде юрт на переселенческих пунктах Транссибирской магистрали также был заимствован у кочевых народов Средней Азии и Монголии [Журин, 2014, с. 28].

Список литературы

1. Журин Н.П. Архитектура сибирского города кон-

ца XIX — начала ХХ века: учеб. пособие. — Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад., 2014. — 145 с. 2. Корелин А.П. Сельское хозяйство России на рубеже XIX — начала XX вв. // Энциклопедия «Петр Аркадьевич Столыпин» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.stolypin.ru/proekty-fonda/entsiklopediya-petr-arkadevich-stolypin/?ELEMENT_ID=254 (дата обращения: 26.12.2017)

3. Романова Л.С. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске. — Томск: Д-Принт, 2004. — 193 с.

4. Широкогоров В. Цены и оклады: дореволюционная Россия [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.pmarketing.ru/publications/general-questions/ social-dynamics/prices-salaries-before-wwi (дата обращения: 26.12.2017).

Ил. 1. Красноярск. Базар на Ново-базарной площади. Фотография 1895 г. (URL: humus.livejournal.com/4643106.html)

Ил. 2. Томск. Почтамтская улица (совр. ул. Ленина), оборудованная тротуарами для пешеходов и немощенным дорожным полотном для гужевого транспорта. Конец XIX в. Фотография И.Р. Томашкевича (из альбома «Великий путь. Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги». Красноярск: Изд. М.Б. Аксельрод и К, 1899)

Ил. 3. Фритьоф Нансен — полярный норвежский исследователь — перед поездкой в окрестности Красноярска на Такмак. 27 сентября 1913 г. (URL: http://newslab.ru/photo/726211)

Ил. 4. Вокзал Луисвилл и Нэшвилл с конными легковыми экипажами, ожидающими пассажиров. Флорида, 1910 г. («Американские мегаполисы сто лет тому назад», URL: http://bigpicture.ru/?p=275579)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.