УДК - 93.94
Лоллекова О.А., кандидат исторических наук
старший преподаватель Попыева Д.Г. старший преподаватель кафедра общественных наук Туркменский национальный институт мировых языков имени
Довлетмеммеда Азади Туркменистан, Ашхабад
ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ: ДАЯ-ХАТЫН КАРАВАН-САРАЙ
Аннотация. В статье говорится об истории Великого Шелкового пути, о важных пунктах торговли Туркменистана в истории.
Ключевые слова: города, цивилизации, торговые артерии, караван-сарай.
Lollekova O.A., candidate of historical sciences
senior lecturer Popyeva D. G. senior lecturer Departments of Social Sciences Turkmen National Institute of world languages named after
Dovletmemmet Azadу Turkmenistan, Ashgabat
THE GREAT SILK ROAD: DAYAKHATYN CARAVANSERAI
Abstract. The article talks about the history of the Great Silk Road, about important trade points of Turkmenistan in history.
Keywords: cities, civilizations, trade arteries, caravanserai.
Туркменистан, располагаясь на стыке стратегических торговых маршрутов Великого Шелкового пути на протяжении веков служил надежным мостом дружбы и мирного сосуществования различных культур и цивилизаций.
Торгово-экономическое и культурное сотрудничество Туркменистана с дальними партнерами и сопредельными государствами восходят к тысячелетней истории нашего народа.
По мнению ученых, проведенные археологические исследования на территории нашей страны Алтын-депе, Гара-депе, Гонур-депееще в эпоху бронзы, датируемых и Ш-П тысячелетии до нашей эры и периода средневековья, были обнаружены целый ряд историко-культурных
памятников, свидетельствующие об активном международном взаимодействии на всем необьятном пространстве Древнего Востока-от междуречья Тигра и Ефрата до долины Инда, от Аму-Дарьи до Ближнео Востока. Именно тогда стали закладываться первые торгово -караванные ответвления величайшей торговой артерии Евразийского континента14
Великий Шелковый путь - грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов и даже государств, строительства архитектурных сооружений, и формирования традиций и обычаев. Этот маршрут тянулся на тысячи километров, ведя караваны по палящим пустыням, по жизненным оазисам и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации.
По свидетельству античных историков и путешественников, оставивших письменное упоминание о древних караванных путях, а также расположенных на их маршрутах городах и странах, современная территория Туркменистана была буквально опоясана важнейшими логистическими ответвлениями Великого Шелкового пути. В эпоху античности южная оконечность Каспийского моря (современная территория Балканского велаята Туркменистана) называлась Гирканией, земли к северу от Копетдагской гряды (ныне составная часть Ахалскоговелаята)-Парфиена, границы современного Каахка-Апавартикена, среднее течение реки Теджен
(современный Серахс)-Арея, дельта Мургаба-Маргиана, правобережье среднего русла Амударьи-Бактрия, дельта Джейхуна (ныне земли Дашогузскоговелаята страны)- Хоресмия15. В средние века топонимика указанных регионов трансформировалась и в арабской транскрипции стала звучать, Хорасан, Хаверан(Абиверд), Мерв, Хорезм и т.д.
Веками шумели разноязычные восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли купцы для продажи европейцамдрагоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотических птиц и зверей.
Особую роль в международной торговле, конечно, занимали караван-сараи, где путники могли отдохнуть, заключить торговые сделки, узнать новости. Караван-сараи превращались в торговые и управленческие центры по осуществлению международной торговли.
Одним из самых значительных туркменских памятников из числа караван-сараев является Дая-Хатын16, расположенный на левом берегу
14 Массон В.М. Алтын-депе// Труды ЮТАКЭ.-т.8.-Ленинград, 1981. Сарианиди В.И. Древние связи Южного Туркменистана и Северного Ирана// Древний Восток в свете новых раскопок. - М., 1956
15 Хлопин И.Н. Историческая география южных областей Средней Азии. - Ашхабад: Ылым, 1983.-с.58-60
16 Хмельницкий С. Между арабами и тюрками. Раннеисламская архитектура Средней Азии. Берлин; Рига, 1992.С.183-187
Амударьи,на средневековой дороге из Амуля в Хорезм (ныне это Дарган-Атинский район, в 170 км севернее Туркменабада). Крепость, построенная Тахиром ибн Хусейном, основателем династии Тахиридов, в общих очертаниях сохранилась до наших дней.
Особый интерес вызывает планировка караван-сарая Дая-Хатын. Аркада галерей в середине каждого фасада прерывается айваном. Фасады расчленены широкими прямоугольными орнаментальными панно, чередующимися с арками. Местами сохранились рельефные, выполненные из кирпича фрагменты текстов с именами халифов Абу-Бекра, Омара, Али.
Еще одна особенность памятника в том, что это единственный памятник в Центральной Азии, отличающейся по высоте входа и стен коридоров. В правой стороне от входа была расположена комната для мечети. У караван-сарая были выходы в стороны Мерва и Хорезма. Напротив входа располагалась комната для приема гостей. Стены украшены орнаментом.
Исследования показывают, что архитектурный стиль караван-сарая совпадает не только с хорезмским, но и, с сельджукским архитектурным стилем.
2.Оразов О. Археологические и архитектурные памятники Серахского оазиса. - Ашхабад, 1973
Внешние стены караван-сарая в XII веке были украшены новым орнаментом. Этот караван-сарай пережил государство Великих Сельджуков. Он функционировал в конце XII- начале XIII веков при Хорезмшахах, а в ХШ-Х1У веков при вхождении Хорезма в состав улуса потомков Джучи.
В XV веке на территории караван-сарая были произведены ремонтные работы, несколько видоизменившие главный вход сооружения. С конца XVII века караван-сарай находился в заброшенном состоянии.
Начало научному освоению руин караван-сарая было положено в 70-х годах XIX века и работа по историческому исследованию этого памятника продолжалась в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы XX века.
Караван-сараи были разной величины и могли принимать караваны от 100 до 1000 верблюдов. Караваны, где численность верблюдов превышала до 500 голов, считались большими.
В книге национального Лидера туркменского народа, Героя Аркадага Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан - сердце Великого Шелкового пути» приводится подробная научная информация о караван -сараях, расположенных на Великом Шелковом пути. В свое время они имели большое значение и служили безопасным местом отдыха караванов.
Руины сооружений, особенно караван-сараев, возведенных на этом пути и сохранившихся до наших дней, считаются историческими источниками для изучения славной истории туркменского народа.
Караванные маршруты, следовавшие по территории нашей страны, а также располагавшихся некогда вдоль них многочисленных городов, крепостей, караван-сараев позволяют составить наиболее полную картину развития не только непосредственно Туркменистана, но и реконструировать целостную систему исторических явлений и событий, культур, торгово-экономического, духовно-культурного и гуманитарного взаимодействия государств, расположенных вдоль Великого Шелкового пути.17
Национальный Лидера туркменского народа, Герой Аркадаг Гурбангулы Бердымухамедов в книге «Туркменистан - сердце Великого Шелкового пути» пишет об этом: «Великий Шелковый путь оставил неизгладимый след в нашей истории. Вдоль его трасс между Каспийским морем на западе и Амударьей на Востоке, между плато Устюрт на севере и хребтом Копетдага на юге формировалась туркменская культура, которая этими путями распространилась по всему миру... »3
На сегодняшний день независимый нейтральный Туркменистан выступает важным звеном в создании новой транспортно-коммуникационной системы регионального и межрегионального масштаба. Ярким доказательством торжества предпринимаемых в данном направлении мер является реализация долгосрочных национальных программ, осуществляемых под руководством Президента страны и нацеленных на системное укрепление и коренную технологическую модернизацию транспортной сферы, дальнейшему расширению и укреплению позитивного взаимодействия в многостороннем формате между государствами, располагающимися вдоль старинной трансконтинентальной торговой артерии Великого Шелкового пути.
Использованные источники:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. «Туркменистан - сердце Великого Шелкового пути». -Ашхабад: ТГИС, 2017 г. С.15-18-19.
2. А. Бердыев, Г.Ягшымурадов. Транскаракумские трассы Великого Шелкового пути. -Ашхабад: Ылым, 2019 г. С.135
3. Оразов О. Археологические и архитектурные памятники Серахскогооазиса. -Ашхабад, 1973
5. Хмельницкий С. Между арабами и тюрками. Раннеисламская архитектура Средней Азии. Берлин; Рига, 1992.С.183-187
6. Хлопин И.Н. Историческая география южных областей Средней Азии. -Ашхабад: Ылым, 1983. - с.58-60
17 Гурбангулы Бердымухамедов. «Туркменистан - сердце Великого Шелкового пути».- Ашхабад: ТГИС . 2017 г. С.15-18-19.