Научная статья на тему 'ВЕЛИКИЕ МУЗЫКАНТЫ РУБЕЖА XIX–ХХ ВВ. В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ЯСС: ГАВРИИЛ МУЗЫЧЕСКУ'

ВЕЛИКИЕ МУЗЫКАНТЫ РУБЕЖА XIX–ХХ ВВ. В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ЯСС: ГАВРИИЛ МУЗЫЧЕСКУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Румынская Православная церковь / церковная музыка / певчие / протопсалты / композиторы / Гавриил Музыческу / румынские православные песнопения / Romanian Orthodox Church / church music / church singers / archpriests / composers / Gavriil Muzycescu / Romanian Orthodox chants

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александрел Барнеа, Хватова Светлана Ивановна

В Румынской Православной Церкви на протяжении многих лет по инициативе Блаженнейшего Даниила, Патриарха Румынской Православной Церкви, каждый календарный год посвящается культурному, духовному, общественному событию, богословскому субъекту либо сегменту богословской жизни. Благодаря этому каждый год насыщен научными и культурными мероприятиями, организуемыми Церковью, а также учреждениями довузовского и университетского богословского образования. Эти проекты реализуются посредством организации симпозиумов, научных конгрессов, концертов и т. п. 2023-й год имеет название: «Год почитания почтенных пасторов. Памятный год гимнографов и церковных певцов (псалтов)». Не претендуя на исчерпывающую полноту и принимая во внимание лишь вторую часть общей темы текущего года, мы предлагаем материал о великом музыканте XIX в. Гаврииле Музыческу. В статье раскрываются три ветви его деятельности — педагога, хормейстера и композитора. Отмечается значительная роль Гавриила Музыческу в развитии православного пения в Румынии, анализируются стилистические особенности духовных песнопений композитора во взаимосвязи с традициями русской композиторской школы в области хоровой музыки и их развитии. На основе анализа песнопения «Буду возвещать милость Твою», избранного в качестве примера, рассматриваются конструктивные особенности данного произведения и признаки его принадлежности концертному стилю. Высказывается предположение о недооценке роли композитора в развитии православной певческой традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT MUSICIANS IN THE 19TH CENTURY AT THE CATHEDRAL OF IASI: GAVRIIL MUSICESCU

In the Romanian Orthodox Church, for many years, at the initiative of His Beatitude Daniel, Patriarch of the Romanian Orthodox Church, each calendar year has been dedicated to a cultural, spiritual, social event or to a theological subject or a segment of theological life. Due to this, each year abounds with academic and cultural events organised by the Church and institutions of secondary and higher theological education. These projects involve through symposiums, scientific congresses, concerts, &c. The year 2023 was named Year of Respect for the Venerable Pastors. A Year of Commemorating Hym-nographers and Church Singers (psalts). Without claiming to be exhaustive and taking into account only the second part of the general theme, we propose to highlight the great musical personality of Iasi of the 19th century, Gavriil Muzycescu. The article describes three directions of his activity, i.e. a teacher, a choirmaster, and a composer. The article emphasises the significant role of Gavriil Muzycescu in the development of Orthodox singing in Romania. It analyses stylistic features of the composer’s spiritual chants in connection with the traditions of the Russian composer school in the field of choral music and its development. Using the example of the concert chant Буду возвещать милость Твою (‘I will proclaim your mercy’), the article studies its structural elements and stylistic signs of belonging to the concerto style. It is suggested that the role of the composer in the development of the Orthodox singing tradition is underestimated.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКИЕ МУЗЫКАНТЫ РУБЕЖА XIX–ХХ ВВ. В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ЯСС: ГАВРИИЛ МУЗЫЧЕСКУ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 50. С. 70-89 БОТ: 10.15382Мш^202350.70-89

Александрел Барнеа, д-р богословия, иерей Румынской Православной Церкви, доцент Факультета православного богословия «Думитру Станилоэ» Университета Александру Иоан Куза Румыния, г. Яссы alexbarnea@yahoo.com https://orcid.org/

Хватова Светлана Ивановна, д-р иск.,

профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования КГИК Россия, г. Краснодар hvatova_svetlana@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9711-456X

Великие музыканты рубежа Х1Х—ХХ вв. в кафедральном соборе Ясс: Гавриил Музыческу

Аннотация: В Румынской Православной Церкви на протяжении многих лет по инициативе Блаженнейшего Даниила, Патриарха Румынской Православной Церкви, каждый календарный год посвящается культурному, духовному, общественному событию, богословскому субъекту либо сегменту богословской жизни. Благодаря этому каждый год насыщен научными и культурными мероприятиями, организуемыми Церковью, а также учреждениями довузовского и университетского богословского образования. Эти проекты реализуются посредством организации симпозиумов, научных конгрессов, концертов и т. п. 2023-й год имеет название: «Год почитания почтенных пасторов. Памятный год гимнографов и церковных певцов (псалтов)». Не претендуя на исчерпывающую полноту и принимая во внимание лишь вторую часть общей темы текущего года, мы предлагаем материал о великом музыканте XIX в. Гаврииле Музыческу. В статье раскрываются три ветви его деятельности — педагога, хормейстера и композитора. Отмечается значительная роль Гавриила Музыческу в развитии православного пения в Румынии, анализируются стилистические особенности духовных песнопений композитора во взаимосвязи с традициями русской композиторской школы в области хоровой музыки и их развитии. На основе анализа песнопения «Буду возвещать милость Твою», избранного в качестве примера, рассматриваются конструктивные особенности данного произведения и признаки его принадлежности концертному стилю. Высказывается предположение о недооценке роли композитора в развитии православной певческой традиции.

А. Барнеа, С. И. Хватова

© Барнеа А., Хватова С. И., 2023.

Ключевые слова: Румынская Православная церковь, церковная музыка, певчие,

протопсалты, композиторы, Гавриил Музыческу, румынские православные

песнопения.

Расположенный на северо-востоке Румынии, где гармонично переплетаются две цивилизации — Востока и Запада, город Яссы и сегодня сохраняет звание культурной столицы. Старинные церкви и монастыри, первый университет и старейшая музыкальная консерватория в Румынии, дворцы и другие памятники архитектуры, великолепные музеи и библиотеки — все это на протяжении веков способствовало созданию особой атмосферы, позволившей дать городу Яссы прозвище «сладкая ярмарка». В городе с таким богатым историческим и культурным прошлым музыка византийской традиции оказалась единственной воспринятой румынами и их религиозной культурой естественным образом, эта музыка всегда была хорошо представлена, сохранялась и развивалась в Яссах. Можно сказать, что вся духовная жизнь города концентрировалась вокруг Митрополичьего собора, под сенью которого всегда собирались страждущие просить милости у Бога, благодарить Его, находя утешение в песнопениях. Представленное в своей чистоте, в форме монодии или имея полифоническое облачение, церковное пение особо украшало Митрополичий собор в XIX в. и, может быть, не имеет себе равных и сегодня. Это период расцвета великих представителей двух ветвей церковной музыки — псалтийного пения, как мы называем его до сих пор (монодия византийской традиции. — С. Х.), и хорового пения: речь здесь идет о Дмитрии Сучевяну и Гаврииле Музыческу. Современники, трудившиеся в одном святом месте, они оставили потомкам бесценное наследие, входящее в круг ценностей не только национального, но и общечеловеческого значения. Мы предлагаем на следующих страницах вспомнить последнего из упомянутых выдающихся музыкантов, и не столько проанализировать его музыкальные произведения, сколько представить читателю некий очерк отдельных аспектов его творческой деятельности.

Литература о жизни и деятельности Гавриила Музыческу на румынском языке весьма обширна. Мы остановимся на нескольких вехах его биографии и основных направлениях творческой деятельности. Музыческу родился в Измаиле1 20 марта 1847 г. Некоторая неопределенность связана с датой рождения и написанием имени Музыческу. Что касается первой проблемы, то ее решил Жорж Брезул, обратившись за разъяснениями к профессору Киевской консерватории Н. Н. Михайлову, ответившему, что «в документальных материалах фонда церкви св. Николая в городе Измаиле, в книге новорожденных, 20 марта 1847 г. значится Музиченко Гавриил Вакулович. Родители — мещане из Измаила, отец Му-зиченко Вакул Онисимович, мать Музиченко Варвара Даниловна; оба родителя православного происхождения»2. По поводу второй проблемы Джордж Брезул пишет, что Музыческу был зачислен в семинарию Хуши под именем Мусиченку3;

1 В то время один из двух уездов Южной Бессарабии.

2 Breazul George. Gavriil Musicescu. Schi^ä monograficä. Bucure§ti, 1962. Р. 21.

3 Там же.

в другом месте он указывает, что музыкант был зарегистрирован в молдавских документах об образовании как Мусиченко4. В 1900—1901 гг. в списке преподавателей Музыкальной консерватории в Яссах появляется подпись преподавателя гармонии Г. Музыческу5. Подпись Г. Музыческу фигурирует в переписке с епископом Мелкиседеком Штефэнеску, Василе Мандинеску, директором Епископской канцелярии, и митрополитом Иосифом Наниеску6. Так в музыкальной лексикографии утверждается имя Музыческу.

Начало творческого пути Музыческу связано с родным городом, где его ценили за музыкальный талант и красивый голос — альт. Учебное заведение в Соколе7, довольно известное в своей округе, привлекало и молодых людей из-за Прута8, вероятно, отчасти тем, что здесь преподавали румынский язык. Известно также, что в 1860-е гг. в Яссы приезжали небольшие группы детей из Бессарабии, участников хорового ансамбля под руководством священника Симиона Вигурзинского, имевших музыкальное образование. «В тот год в Яссы приехал дирижер, сам превосходный бас, вместе с двумя сопрано, альтистом и тенором; и они пели так прекрасно, что их хор долгое время после этого ставился в пример ясским хоровым исполнителям. Помимо дирижера Туспатру, в хоре Соколаи были певчие, которых Гавриил Музыческу запомнил и записал, стремясь сохранить данные об истории зарождения и развития хоровой музыки в Молдове»9.

В 1860—1864 гг. Музыческу учился в Духовной семинарии в Хуши, испытывая особую склонность к хоровому пению. Его заинтересованность в этом получила поддержку Мелхиседека Штефэнеску, директора семинарии в 1856—1861 гг., который в отчете № 176 сообщает соответствующему министерству, что он назначил Джунеле Музиченку Гавриила на должность «библиотекаря и педагога»10. Более того, епископ Мелхиседек будет и в дальнейшем всегда поддерживать Музыческу. Например, по поводу занятия кафедры церковной музыки в Езианской консерватории, оставшейся вакантной после смерти Г. Т. Бурады, Музыческу обратится 27 июня 1870 г. именно к епископу11.

В 1864 г. он приезжает в Яссы и поступает в консерваторию. На первом этапе его музыкальные способности подвергаются испытанию. Для того чтобы Музыческу был принят в класс альта, потребуется вмешательство профессора Густава Вагнера. В дополнение к этому курсу он посещает также уроки теории и сольфеджио у Пьетро Меццетти: он включен в каталог Школы музыки и декламации в Яссах

4 Breazul George. Gavriil Musicescu. Schi^ä monograficä. Р. 21.

5 Arhivele Statului Ia§i, Fondul Academiei de muzicä. Dosar nr. 21/1900.

6 Paul Mihail. Via^a §i opera lui Gavriil Musicescu oglinditä în scrisorile anilor 1871-1899 // Stu-dii muzicologice. 1956. Nr. 2. Р. 101; Moisescu, Diac. Prof., Gheorghe. La 125 de ani de la na§terea lui Gavriil Musicescu; Corespondent lui Gavriil Musicescu cu Mitropolitul Moldovei Iosif Naniescu // Biserica Ortodoxä Romänä XC. 1972. Nr. 9/10. Р. 1039.

7 Сокола — село в Шолданештском районе Молдавии.

8 Прут — река на границе Румынии и Молдавии, левый приток Дуная.

9 Breazul George. Pagini din istoria muzicii române§ti. Vol. I: Editura Muzicalä a Uniunii Com-pozitorilor din R. S. R. Bucure§ti, 1966. Р. 337.

10 Там же. Р. 25.

11 Naghiu Iosif E. Contribuai la biografia lui Gavriil Musicescu (1847-1903) // Mitropolia Moldovei §i Sucevei. XLVIII. 1972. Nr. 3/4. Р. 217-230.

под номером 1. крт. 2, основной класс12, пение с Паскуале13, гармония с И. Шоль-тихом14. В Алфавитном реестре учащихся музыкальных школ 1865—1866 гг. специальность Гавриила Музыческу значится как «скрипка и гармония»15. Кроме того, он был учеником во 2-м классе скрипки Густава Вагнера16. Одновременно мы находим его в столичном хоре под руководством Г. Т. Бурады, во 2-й партии тенора, и в хоре Национального театра в Яссах, в то время базировавшегося в Копоу. Му-зыческу окончил консерваторию в 1866 г. и, пройдя по конкурсу, 22 мая 1866 г. занял кафедру вокальной музыки в Измаильской семинарии. Епископ Мелхиседек Штефэнеску поможет ему заложить основы церковного хора в Измаиле, с чего начнется подъем в музыкальной деятельности Музыческу.

Из своей поездки в Россию владыка Мелхиседек привозит Музыческу книги о музыке, которые расширяют его знания, полученные в Измаиле. Внимание Музыческу обращается к Йозефу К. Хунке, профессору контрапункта в Петербургской консерватории и композиции в Императорской капелле: с ним он вступает в переписку17.

Так случилось, что в 1870 г. через Павла Романенко, русского консула в Измаиле, и с согласия епископа Г. Музыческу был рекомендован для поступления в Петербургскую Императорскую капеллу. Серьезность, которую он проявил, дала возможность Музыческу, при поддержке Хунке и Николая Бахметева, директора Императорской капеллы, поступить в Петербургскую консерваторию в качестве стипендиата императора Александра II. Влияние русской школы наложит отпечаток на большинство поздних произведений Г. Музыческу. Здесь же он установит контакты с выдающимися русскими композиторами, такими как Дмитрий Бортнянский и Гавриил Ломакин. Несмотря на то что ему предлагалась должность дирижера хора Исаакиевского собора в Петербурге, в 1872 г. Музыческу вернулся на родину. После освобождения кафедры гармонии в консерватории в Яссах он подает заявку на конкурс и с 15 по 17 сентября сдает необходимые тесты18. Указом 9780 от 23 сентября 1872 г. он объявляется прошедшим по конкурсу и назначается профессором с временным званием на кафедре гармонии. Он будет работать в этом учреждении до 1903 г. В июне 1873 г. Г. Музыческу временно заменит на посту директора Эдуарда Кауделлу19. С 1882 по 1900 г. он занимает должность заместителя директора Консерватории20, а с 1900 г., после отставки Э. Кауделлы, — должность директора. Скончался Гавриил Музыческу 8 декабря 1903 г. в доме своего зятя Теодореану на улице Златоуста21, похоронен на кладбище Этернитатеа в Яссах22.

12 Arhivele Statului Ia§i. Fond Conservatorul de muzicä. Dosar nr. 1. 1864-1869, f. 315.

13 Breazul George. Gavriil Musicescu. Schi^ä monograficä. Р. 25.

14 Breazul George. Pagini din istoria muzicii romane§ti. Vol. I. Bucure§ti, 1966. Р. 105.

15 Breazul George. Op. cit. Р. 25.

16 Arhivele Statului Ia§i. Fond Conservatorul de muzicä. Dosar nr. 1. 1864-1869, f. 315.

17 Cosma Viorel. Muzicieni romani. Lexicon. Bucure§ti, 1970. Р. 8.

18 Arhivele Statului Ia§i. Fond Conservatorul de muzicä. Dosar nr. 3. 1879-1890, f. 23.

19 Ibid. Dosar nr. 2.1873, f. 225.

20 Breazul George. Pagini din istoria muzicii romane§ti. Vol. I. Р. 150.

21 Arhivele Statului Ia§i, Fond Conservatorul de muzicä. Dosar nr. 22. 1903, f. 412.

22 Ibid. f. 412-413, 416-417.

Музыкальная деятельность Гавриила Музыческу разнопланова: он известен как педагог, композитор, организатор и дирижер хора.

Педагогическая деятельность Г. Музыческу была очень интенсивной, на этом поприще он трудился, не щадя себя. Вместе со своими коллегами-учителями он будет бороться в 1876 г. за восстановление консерватории, которая в 1875 г. была упразднена тогдашним министром образования Титу Майореску. По сравнению со «стерильным» академизмом, отличавшим некоторых педагогов, его собственная концепция, сформировавшаяся в творческой атмосфере русской музыкальной школы, внушала уважение и вселяла в учеников незыблемое доверие своему мастеру. Его убеждение, которое он разделял с ними и не только, заключалось в том, что «музыка — это не простое развлечение, а отражение того, что находится глубже в человеческой душе»23.

Приоритетом для Музыческу была роль музыки как воспитательного фактора, причем начиная с самого раннего возраста. Он настаивал на необходимости преподавания музыки уже в начальных классах: «Во всех цивилизованных странах и особенно в Германии изучение музыки начинается в 1-м классе сельских и городских начальных школ и продолжается до университета. У нас, однако, в сельских школах музыке вообще не учат, а в городских школах только на среднем курсе. Это большое упущение. Распространение музыки в народе востребовано временем. Для достижения данной цели, т. е. для распространения музыкальной культуры в народе, наиболее целесообразным было бы поставить изучение музыки на практический лад в начальных, сельских и городских школах»24. Ради этого Музыческу написал и размножил практический курс вокальной музыки для гимназий, средних школ и частных институтов, а для юношества сочинил 25 песен на один, два, три, четыре и более голосов, рассчитанных на уровень школы. Тем не менее «организация, предложившая новый законопроект, оставила вопрос изучения музыки без внимания»25. Несмотря на это, летом Музыческу организует встречи с молдавскими учителями, которые приезжают в Яссы на ежегодные конференции. Некоторые из его учеников или выпускников класса гармонии под строгим руководством Музыческу будут преподавать музыку в нескольких начальных школах, сам же он не ограничивается курсами консерватории, но и преподает в Училище Василе Лупу в Яссах26.

Композиторская деятельность Гавриила Музыческу включает две сферы: это церковно-хоровое творчество и светское хоровое творчество. В нашей статье мы обратимся только к церковному хоровому творчеству композитора. Однако, прежде чем выделить некоторые существенные аспекты этого раздела, напомним, что имя Музыческу связано с началом систематической и официальной транскрипции псалмов, предполагающей использование нотолинейной записи. Инициатива переложения принадлежала этому известному музыканту, который пригласил также к участию в работе Григория Георгиу и Георге Диму. Тем, кто поощрял это предприятие, был епископ Мелхиседек Штефэнеску. Святейший

23 Verde§-Ia§i §tefan. Gavriil Musicescu // Mitropolia Moldovei §i '. XXX. 1954. Nr. 3/4. Р. 70.

24 Atanasiu A. D. Membru al Asocia^iunii Generale a Arti§tilor din Ia§i. Nr. 3. 1904. Р. 2.

25 Ibid.

26 Breazul George. Gavriil Musicescu. Р. 350.

Синод утвердил просьбу 6 ноября 1881 г., и Музыческу в 1884-1898 гг. вместе со своими соратниками подготовил выход из печати «Анастасиматар»27 восьми гла-сов, евангельские стихи и славословия во всех гласах, три Литургии, песнопения Праздников — все это составило 11 томов. Ошибочно полагая, что данная транскрипция предназначена для обучения семинаристов, Министерство культов направляет этот труд на утверждение Священному Синоду. Вывод двух докладчиков, архиепископа Нифона Плоистеану и епископа Герасима Арджешского, которым Синод поручил изучить дело, заключался в следующем: трое музыкантов хотят удалить невменную запись из обучения и заменить ее линейной записью, что явилось причиной возникновения острой полемики.

Подготовленные к печати песнопения, надо признать, содержали ряд ошибок, в особенности в голосах, содержащих хроматизмы, кроме того, источники многих из них не были указаны, запись содержала тактовые черты, некоторые песнопения оказались неоправданно упрощенными. Многие в то время считали невменную нотацию устаревшей, труднодоступной, и сам Музыческу, не признавая ценности безлинейной нотации, отмечал, что он просил «удалить невменную нотацию28», полагая, что церковная музыка дошла «до смертельной агонии»29. Митрополит Иосиф Наниеску отверг эти транскрипции по указанным выше причинам. Так или иначе, но заслуга трех музыкантов очевидна, поскольку их намерением было обеспечить доступность церковной музыки и тем, кто не знал невменной грамоты. Первоначально это и было причиной их смелого проекта, но, по всей видимости, Музыческу зашел слишком далеко, потребовав отмены невменной нотации и замены ее линейной. Однако инициатива не осталась без отклика: начиная со 2-й половины XX в., уже широко используется метод двойной записи. Возвращаясь к церковному хоровому творчеству композитора, отметим, что Музыческу сочинил значительное количество хоровых произведений для смешанного хора a cappella, для хора в сопровождении фортепиано, составившие четыре тома, отдельные богослужебные песнопения, концерты и др. Первые религиозные сочинения появились в 1866 г., когда он был профессором Измаильской семинарии.

В 1869 г. при поддержке епископа Мелхиседека Г. Музыческу издал в типографии Иоанна Карту op. 1 — «Песнопения Божественных литургий». Подавляющее большинство песнопений этих литургий являются переложениями, но в этом ряду есть и авторские сочинения, такие как «Символ веры» B-dur, «Отче наш» F-dur, «Тебе, Господи, вознеси душу мою» G-dur. Из авторских произведений op. 2 особо выделяются два концерта: «Приклони, Господи, ухо Твое» и «Помилуй, Господи». В 1870 г. в Бухаресте появляются «Песнопения Божественной литургии», op. 3, адаптированные к архиерейской службе, в сопровождении фортепиано. Подавляющее большинство песнопений в этом сочинении —

27 «Анастасиматар» — книга, включающая в себя песнопения Воскресения — Вечерни и Утрени — на восемь гласов, в невматической нотации. Каждый глас звучит в течение одной недели, то есть от субботней вечерни до 9-го часа следующей субботы (А. Б.).

28 Bucescu Florin. Un muzician ie§ean pe nedrept uitat // "Byzantion" — Revista de Arte Bizan-tine a Academiei de Arte "George Enescu". Ia§i, 1996. Р. 242.

29 Poslu§nicu Mihail. Istoria musicei la români. Bucure§ti, 1928. Р. 361.

авторские произведения Г. Музыческу. Обращаю внимание на два из них: «Да возрадуется душа Твоя, о Господе» и «Исполла эти Деспота». Ор. 4, напечатанный в 1871 г. также в типографии Иоанна Карту, включает Свадебный цикл (Чин венчания) для смешанного хора в сопровождении фортепиано. В дополнение к этому, он также содержит напевы, обработанные и гармонизованные в соответствии с церковными традициями.

Нельзя забывать и о хоровом репертуаре, который включает в себя традиционные напевы, обработанные и гармонизованные Музыческу. Выделим также большие респонсории30 8-го гласа, задостойники и два больших концерта внушительной музыкальной архитектоники: концерт № 1 «Кто взойдет на гору Господню» В-ёиг и концерт № 2 «Обновляйся. Новый Иерусалим» С-ёиг. Говоря о том, что Г. Музыческу использовал строгую форму концерта в церковном хоровом пении, нелишне вспомнить и «Рождественский концерт» С-ёиг, с модуляцией в тональность субдоминанты, «Воскресенский концерт» С-ёиг, с той же модуляцией, и концерт «Река Вавилон» а-то11. Музическу остался наследником традиций русской композиторской школы. В какой-то степени он отошел от традиционного тона профанных песен с их ладовым и ритмически разнообразным обликом, что особенно легко заметить в его зрелых работах. Если часть его хоровых произведений ограничивается диапазоном октавы и аккордами главных ступеней, то некоторые произведения опираются на развитую ладовую периферию и характеризуются плотной семи- и даже восьмиголосной вертикалью, благодаря октавным удвоениям. В целом хоровая фактура аккордовая, часто сменяющаяся характерным для русских хоров речитативом. Заслуга Г. Музыческу в том, что он был признанным композитором и прекрасным дирижером, обогатившим сокровищницу церковного хорового пения художественными ценностями, которые сегодня можно найти в репертуаре многих хоровых коллективов (профессиональных или любительских), по крайней мере в Молдове.

Музыческу — организатор хора и дирижер. Митрополичий хор был основан митрополитом Калиничем Миклеску в 1863 г. В его состав входили мальчики, которых митрополит содержал, обеспечивая им проживание, питание и одежду. Интернат находился в домах Школы церковных певцов. Вначале в хоре было 18 учеников, из них 12, занимающихся очно, и шесть заочников. Их количество увеличится позже до 30. С 1864 по 1876 г. хор будет зависеть от Консерватории, а бюджет на его содержание будет обеспечиваться попечением митрополита. 15 января 1876 г. Гавриил Музыческу возглавил хор. Период, когда Музыческу был дирижером, явится порой расцвета столичного хора.

В то время в Яссах существовали еще два государственных хора: один в церкви Никорицэ, а другой в церкви Святого Лазаря, и они были переданы на попечение Музыческу31. Обнаружив низкий исполнительский уровень этих двух

30 Респонсории 8-го гласа: это относится к «Великим откликам» Божественной Литургии, от «И духу твоему» / «Об Отце, Сыне и Святом Духе...» (следует за Символом веры) от «Милости мира» до «Тебе поем». Эти ответы могут быть на каждом из восьми гласов. Здесь речь шла о 8-м гласе, гармонизованном Музыческу.

31 Moisescu, Diac. Prof., Gheorghe I. O jumâtate de veac de la moartea lui Gavriil Musicescu // Biserica Ortodoxâ Românâ. LXXII. 1954. Nr. 1. Р. 48.

хоров, он приступил к единственно возможному и одновременно жизнеспособному решению — к их объединению. Так родилось одно из самых известных в Молдове церковно-хоровых образований, способное приблизиться к довольно обширному репертуару, от церковного до вселенского. Слава этого хора росла поразительно быстро и за короткое время перешагнула границы страны. «Нево-церковленные и атеисты Ясс, — писала Гала Галактион, — с восхищением приходили слушать великого мастера, который из воздвигнутой под сводами собора клетки распространял всепобеждающее очарование своих церковных мелодий, пронизанных мистическим дыханием Церкви Востока. Хотя в то время столица Молдовы чтила свободомыслящую интеллектуальную моду, тем не менее, словно по странному договору, этот эмансипированный и свободомыслящий мир создал новую религию, религию музыки Музыческу»32.

Музыческу был мастером в распределении голосов, что является необходимым условием достижения баланса между партиями и обеспечения идеального звучания. Отбором хористов занимался Григорий И. Георгиу, а за их распределение и обучение отвечал Музыческу. При выборе мужских голосов Музыческу также интересовало моральное состояние и, не в последнюю очередь, социальное положение хористов. Элитное формирование с претензиями должно было сохранять свою репутацию с помощью морального этикета. Свидетельством этого беспокойства являются «Положение» и «Условие о штрафах», введенные, когда он стал руководителем хора. Физиологические изменения, происходящие в голосовом аппарате 14-15-летних мальчиков (мутация), создавали проблемы для Музыческу, когда ему приходилось терять певцов, уже достигших некоего уровня музыкальности и исполнительского опыта. Ради стабильности участников хора Музыческу прибегнет к новаторскому решению: введению женских голосов вместо детских. Для его времени подобное было невообразимым. Даже в Синоде говорили, что «введение в хор женщин является осквернением». Однако, следуя аргументам архиепископа Атанасия Крайовеанула и поддержке митрополита Иосифа Наниеску, к которым добавились просьбы видных деятелей того времени33, Священный Синод одобрил введение женских голосов в хор. Так, в 1895 г. мы находим в хоре Музыческу таких исполнителей партии сопрано, как Матильда Гальбаза, Эсмеральда Скули, Мария Карп, Наталья Григориу, Элиза Мокрански. В поисках хороших голосов Музыческу пересек «границу», отправившись в Кишинев и Одессу. Среди солистов хора мы находим:

Петру Номен, отличный глубокий бас с интенсивностью до ми в контроктаве; стал легендой хора и Ясс. Музыческу отдал ему особую дань уважения, обозначив его партию Nomen party;

Иоан Думитреску, всемирно известный тенор, высоко ценимый английским королевским двором;

Г. С. Василиу, тенор и композитор, был в числе певцов первой румынской оперной труппы в Крайове;

И. Джорджеску, бас-кантабиле, солист хора, учился в Италии. Позже он стал мэром Констанцы;

32 Galaction Gala. Gavriil Musicescu // Mitropolia Moldovei §i Sucevei. XIII. 1937. Nr. 11. Р. 425.

33 Xenopol A. D. Corul Mitropolitan din Ia§i // Arte. IV. 1895. Nr. 4. Р. 101-105.

Андрей Теодореску, глубокий одухотворенный бас; Д. Михайлеску, певчий бас;

Димитрие Ионеску, тенор, учитель музыки в Школе Василе Лупу в Яссах; Георге Григориу, тенор, директор Школы певцов и гуслей при Кафедральном соборе;

Григорий И. Георгиу, тенор, профессор гуслей Вениаминской семинарии, протопсальт в Митрополии; с 1903 г., после смерти Музыческу, дирижер столичного хора;

Дмитрий Думитриу, баритон, преподаватель музыки Вениаминской семинарии, военного училища и Университетской педагогической семинарии; сменит Григория И. Георгиу в управлении хором; Георге Завалиде, тенор, учитель музыки в средней школе в Тулче; Альберто Чирилло, тенор, учитель музыки в гимназии в Пятра Нямц; И. Гальбаза, «вундеркинд» с альтовым голосом;

Тимотей Попович, баритон, преподаватель Педагогического училища в Си-биу и дирижер Митрополичьего хора в Сибиу; Титус Попович, баритон;

Михаил Гр. Послушнику, баритон, преподаватель средней школы им. А. Т. Лауриана и педагогической школы им. Михая Эминеску из Бото-шани, музыковед; Мария Карп, сопрано; Матильда Василиу, сопрано;

Лукреция Линке, контральто с особым тембром голоса.

Серьезность и чувство ответственности, присущие каждому участнику, продвигали столичный хор к совершенству исполнения. Сам Г. Музыческу был душой хора: «...летая, как воздушный змей, он командовал хором поднятыми бровями, голосом грома и перстами молнии. Никто не смел ему перечить. Чувствовалось, что даже взрослые мужчины-хористы с низкими голосами подчинялись одному его взгляду»34. С другой стороны, он был ближайшим другом всех хористов, проявляя интерес к материальному положению каждого из них. Выступления хора обусловили авторитетные высказывания таких, например, специалистов, как Д. А. Агренева-Славянского35, заметившего, что «он не ожидал найти хор, состоящий из высоко образованных певцов, в Яссах»36. С этим хором Музыческу дал многочисленные концерты в городах Молдавии, Бессарабии, Ба-ната, Олтении и Трансильвании. Репертуар включал разнообразные произведения: религиозные, патриотические и популярные песни.

В настоящее время произведения Музыческу востребованы в регентской практике и довольно гармонично вписываются в стилистический контекст музыкального ряда богослужения, в котором присутствуют авторские сочинения. Во многом это обусловлено тем, что Музыческу ориентировался на стилевую модель классицизма, свойственную хоровым сочинениям Д. Бортнянского,

34 Teodoreanu Ionel. Masa umbrelor. Bucure§ti, 1990. Р. 144.

35 Д. А. Агренев-Славянский (1834—1908) — русский певец (тенор), хоровой дирижер, собиратель народных песен.

36 Verde§-Ia§i §tefan. Gavriil Musicescu. H/78

М. Березовского, А. Дегтярева, Д. Сарти и других авторов, песнопения которых составляют большую долю в сборниках, рекомендованных к пению за богослужением. И это не случайно, ведь «Православию близка лежащая в основе классической философии — основной идеологической платформы классицизма — идея порядка, в утверждении которого ведущая роль отводилась разуму и знаниям»37. В соответствии с этим сложилась и концепция человека, которая, по мнению В. А. Бачинина, сводилась к трем основным положениям: приоритет разума над страстями, уверенность в том, что высшая добродетель состоит в разрешении противоречий между разумом и страстями в пользу первого, и высшая доблесть заключается в действиях, предписываемых разумом, а не аффектами; путеводительная роль разума, способного вести человека к истине, благу и справедливости путями морали и законопослушания; социальное служение, согласно которому долг, предписываемый разумом, заключается в честном и самоотверженном служении своему государю и государству. Творения культуры, по мнению автора, подчиненные этим принципам, несли на себе печать устойчивого равновесия, композиционной стройности, логической завершенности, предельной духовной собранности и напряженного интеллектуализма38.

Вспомним здесь о богослужебных песнопениях русских композиторов эпохи классицизма: М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя, А. Галуппи, Ф. Тица (Дица), А. Дегтярева, Д. Сарти, и др. Это именно те авторы, которые наиболее полно представлены в 20-томном издании «Годичный круг богослужебных песнопений» (Воронежская епархия, 1994) и уже длительное время составляют основу церковного репертуара. В значительной части это праздничные изменяемые песнопения, несущие на себе основную дидактическую нагрузку дня: тропари, кондаки, прокимны, светильны, запричастные песнопения (последние в основном — трех- или четырехчастные концерты, части которых функционально подобны сонатно-симфоническому циклу).

Сочинения Музыческу стилистически согласуются с произведениями перечисленных выше авторов, однако ориентированы на разные составы хоров, и если сопоставить, к примеру, две Херувимские песни Музыческу ф-ёиг и С-ёиг), то можно обнаружить, что в первой из них композитор ориентировался на небольшой ансамбль певчих: музыкальный материал излагается здесь в лаконичной «компактной» фактуре с умеренными небольшими диапазонами голосов, гармоническими оборотами, сходными с теми, которые использованы в Обиходе в гармонизации С. В. Смоленского (Приложение. Пример 1). До мажорную Херувимскую Музыческу предназначает для большого хора собора, где возможны divisi хоровых партий, есть голоса с большими диапазонами (например, бас-профундо), имеется возможность контрастного сопоставления голосов, введения приемов тембризации и проч., свойственных в большей мере уже композиторам Нового направления в русской духовной музыке (Приложение. Пример 2). Сочинения автора свидетельствуют о том, что в своем творчестве он и подводит итог предыдущему — классическому — периоду развития русской ду-

37 Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже ХХ—ХХ1 столетий. Майкоп, 2011. С. 147.

38 Бачинин В. А. Введение в христианскую эстетику. СПб., 2005. С. 100—121.

ховной музыки, с одной стороны, и коррелирует со стилистическими тенденциями, наблюдаемыми в произведениях современников, — с другой (на это указывают, например, рафинированные чувственные «бахметевские» хроматические ходы и лирические сентиментальные интонации, подобные тем, что встречаются в сочинениях Лирина, Львова и Архангельского). Таковы его «Христос вос-кресе», Задостойники, «Достойно есть», «О Тебе радуется» и другие сочинения.

Весьма часто в регентской практике в качестве запричастного песнопения звучит концерт Музыческу «Буду возвещать милость Твою» (Приложение. Пример 3). Популярность этой музыки обусловлена и ее художественными качествами, и идеальным соответствием тому моменту Литургии, когда он обычно звучит, — ожидание прихожанами причастия, молитвенное предвкушение благодати. Состояние умиротворения и покоя создается композитором благодаря логично выстроенной конструкции песнопения. В первом построении — спокойное обращение к Господу («Боже, рано услышь»), подчеркнутое тоническим органным пунктом басов, консонирующими созвучиями над ним, плавной мелодической линией, гармоническим оборотом, завершающимся полной каденцией. В начале развивающей части — «Я буду петь» — композитор сопоставляет фразы женской и мужской групп, затем вводит имитационное полифоническое построение, выявляющее всю красоту пения и добавляющее лирических красок, благодаря введению секстовых мелодических ходов с заполнением. Заключительное построение («Я буду петь, возвещать милость Твою») возвращает смирение, безмятежный покой.

Эта хоровая миниатюра, получившая самостоятельную жизнь в регентской практике, является частью более крупного сочинения Гавриила Музыческу — его хорового концерта № 1 (Приложение. Пример 4), масштабного хорового полотна, в котором можно обнаружить как функциональное подобие сонатно-симфоническому циклу, так и конструктивное, драматургическое и стилистическое сходство с концертами Д. Бортнянского и С. Дегтярева. Его трехчастная композиция основана на текстах трех псалмов, в оригинале звучащих на румынском языке (Приложение. Таблица). Известный в России концерт «Я буду петь...» в контексте данного сочинения — лирический центр, обрамленный утвердительно звучащими частями, символизирующими незыблемость веры.

Думается, композиторское наследие Гавриила Музыческу еще предстоит по достоинству оценить как исполнителям хоровой музыки, так и музыковедам. По мастерству владения техникой композиции, знанию хоровой специфики, эстетическим качествам его музыки и благодаря соответствию его духовных произведений молитвенному устроению православного богослужения Г. Музыческу с полным основанием можно поставить в один ряд с его великими современниками. Надеемся, что будущие исследования откроют новые данные о композиторе, столь необходимые для объективного подхода к освещению истории церковного пения обозначенного периода.

Пример 1

Херувимская D-duг

Приложение

Пример 2

Херувимская С^г

Пример 3

А. Барнеа, С. И. Хватова. Великие музыканты рубежа Х1Х-ХХ вв. в кафедральном соборе Ясс... Пример 4

Таблица

Текст оригинала концерта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перевод с румынского о. Александрела Барнеа

Gavriil Musicescu, Concert nr. 1, op. 15

Partea I — Andante M.M.

(Psalm 23, 3-10) Cine, cine se va sui în muntele Domnului si cine va sta în locul cel sfânt?

Cel nevinovat cu mîinile si curat cu inima.

Acela va lua binecuvântare de la Domnul si dreptate de la Dumnezeu Mântuitorul sâu.

Cei puternici ridicati capetele voastre, usi vesnice, ridicati-vâ, ca sâ intre Împâratul slavei!

Cine este Acesta, Împâratul slavei?

Domnul Savaot, Acesta este împâratul slavei.

Partea a II-a — Adagio

(Psalm 50, 16) Doamne, buzele mele vei deschide si gura mea va vesti lauda ta.

Partea a III-a Allegro moderato

(Psalm 142, 8) Aratâ-mi, Doamne, calea pe care sâ merg, câci câtre Tine am ridicat sufletul meu.

Гавриил Музыческу, Концерт №. 1, оп. 15

Часть I — Анданте М.М.

(Псалом 23, 3—10) Кто, кто взойдет на гору Господню и кто будет стоять на святом месте?

Тот, кто невинен руками и чист сердцем.

Он получит благословение от Господа и справедливость от Бога, своего Спасителя.

Вы, могучие, поднимите свои головы, вы, вечные двери, поднимитесь, чтобы мог войти Царь славы!

Кто Это, Царь славы?

Господь Саваоф, Это Царь славы.

Часть II — Адажио

(Псалом 50, 16) Господи, Ты откроете мои губы, и мои уста возвестят Твою хвалу.

Часть III Аллегро модерато М.М

(Псалом 142, 8) Укажи мне, Господи, путь как мне идти, ибо к Тебе я поднял душу мою.

Список литературы

Бачинин В. А. Введение в христианскую эстетику. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 100— 121.

Xватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX—XXI столетий: монография. Майкоп: ИП О. Г. Магарин, 2011. 416 с. Breazul George. Gavriil Musicescu. Schitä monograficä. Bucure§ti: Editura Muzicalä, 1962.

223 p., not, facs., 1 f.facs., front. portr. Breazul George. Pagini din istoria muzicii române§ti. Vol. I. Bucure§ti: Editura Muzicalä a

Uniunii Compozitorilor din R. S. R., 1966. 546 р. Bucescu Florin. Un muzician ie§ean pe nedrept uitat // "Byzantion" — Revista de Arte Bizantine

a Academiei de Arte "George Enescu". Ia§i, 1996. Ciobanu Gheorghe. Muzica bisericeascä la români // Studii de Etnomuzicologie §i Bizantinologie. Vol. I. Bucure§ti: Editura Muzicalä, 1974. Р. 329—401.

Cire§eanu Badea. Tezaurul liturgic al Sfintei Biserici Ortodoxe de Räsärit. Vol. II. Bucure§ti, 1911. 623 р.

Ciureanu-Bode§ti Vasile. Liturghier — Cantäri biserice§ti armonizate §i scris cu note psaltice. Chi§inäu, 1928.

Cosma Viorel. Muzicieni romani. Lexicon. Bucure§ti: Editura Muzicalä a Uniunii Compozitorilor, 1970. 473 р.

Delcea Pr. Al. Dimitrie Suceveanu-100 de ani de la tipärirea Idiomelarului unit cu Doxastarul // Glasul Bisericii. XV. 1956. Nr. 6/7.

Erbiceanu Constantin. Istoricul Seminarului "Veniamin" din Mänästirea Socola. Ia§i: Tipo-Litografia H. Goldner, 1885. 412 р.

Galaction Gala. Gavriil Musicescu // Mitropolia Moldovei §i Sucevei. XIII. 1937. Nr. 11.

Galinescu Gavriil. Muzica in Moldova, in George Breazul §i Petre Nitulescu, Muzica romaneascä de azi. Bucure§ti, 1939.

Gheorghiu Grigorie I. Corul lui Musicescu. Ia§i: Tipografia Viata Romaneascä, 1926.

Ionescu C. Gheorghe. Lexicon al celor care, de-a lungul veacurilor, s-au pcupat cu muzica de traditie bizantinä in Romania. Bucure§ti: Editura Diogene, 1994.

Marin, Ierodiacon. Dionisie, Paharnicul Dimitrie Suceveanu // Mitropolia Moldovei §i Sucevei". XXXII. 1956. Nr. 11/12. Р. 747-754.

Moisescu, Diac. Prof., Gheorghe. La 125 de ani de la na§terea lui Gavriil Musicescu; Corespondenta lui Gavriil Musicescu cu Mitropolitul Moldovei Iosif Naniescu // Biserica Ortodoxä Romanä. XC. 1972. Nr. 9/10.

Moisescu, Diac. Prof., Gheorghe I. O jumätate de veac de la moartea lui Gavriil Musicescu // Biserica Ortodoxä Romanä. LXXII. 1954. Nr. 1.

Moldoveanu, Diac. Conf. Dr., Nicu. Muzica bisericeascä la romani in secolul al XIX-lea (partea I) // Glasul Bisericii. XLI. 1982. Nr. 11/12. Р. 883-912.

Naghiu Iosif E. Contributii la biografia lui Gavriil Musicescu (1847-1903) // Mitropolia Moldovei §i Sucevei. XLVIII. 1972. Nr. 3/4.

Paul Mihail. Viata §i opera lui Gavriil Musicescu oglinditä in scrisorile anilor 1871-1899 // Studii muzicologice. 1956. Nr. 2.

Päcurariu, Pr. Prof. Dr., Mircea. Istoria Bisericii Ortodoxe Romane. Vol. III. Bucure§ti: Editura Institutului Biblic §i de Misiune al Bisericii Ortodoxe Romane, 1981.

Popescu-Pasärea Ion. Intemeietorii cantului bisericesc romanesc // Cultura. XVII. 1938.

Poslu§nicu Mihail. Istoria musicei la romani. Bucure§ti: Editura Cartea romaneascä. 1928.

Severeanu Nicolae. Amintiri despre Dimitrie Suceveanu. Un alt cantäret de valoare al Ia§ilor este G. Cociu // Cultura. XXVII. 1938. Nr. 1/2.

Suceveanu Dimitrie, Idiomelar. Partea intaia, care cuprinde cantärile särbätorilor din lunile septembrie-decembrie. Editura Manästirii Sinaia, 1992.

Teodoreanu Ionel. Masa umbrelor. Bucure§ti: Editura Minerva, 1990.

Vasile Vasile. Istoria muzicii bizantine §i evolutia ei in spiritualitatea romaneascä. Vol. II. Bucure§ti: Editura Interprint, 1997.

Vasile Vasile. Protopsaltul Dimitrie Suceveanu (1816-1898) // "Byzantion" — revista de arte bizantine a Academiei de Arte "G. Enescu" din Ia§i. Vol. I. Ia§i, 1995.

Verde§-Ia§i §tefan. Gavriil Musicescu // Mitropolia Moldovei §i Sucevei. XXX. 1954. Nr. 3/4.

Xenopol A. D. Corul Mitropolitan din Ia§i // Arte. IV. 1895. Nr. 4.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Priest of Romanian Orthodox Church,

Alexandrel Barnea, Doctor of Geology,

Associate Professor,

2023. Vol. 50. P. 70-89

DOI: 10.15382/sturV202350.70-89

Faculty of Orthodox Geology "Dumitru Stäniloae", Alexandru Ioan Cuza University, Iasi, Romania

alexbarnea@yahoo.com Svetlana Khvatova,

Doctor of Sciences in Art Criticism, Professor, Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Krasnodar State Institute of Culture,

Krasnodar, Russia

hvatova_svetlana@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9711-456X

Great Musicians in the 19th Century at the Cathedral of Iasi: Gavriil Musicescu

Abstract: In the Romanian Orthodox Church, for many years, at the initiative of His Beatitude Daniel, Patriarch of the Romanian Orthodox Church, each calendar year has been dedicated to a cultural, spiritual, social event or to a theological subject or a segment of theological life. Due to this, each year abounds with academic and cultural events organised by the Church and institutions of secondary and higher theological education. These projects involve through symposiums, scientific congresses, concerts, &c. The year 2023 was named Year of Respect for the Venerable Pastors. A Year of Commemorating Hym-nographers and Church Singers (psalts). Without claiming to be exhaustive and taking into account only the second part of the general theme, we propose to highlight the great musical personality of Iasi of the 19th century, Gavriil Muzycescu. The article describes three directions of his activity, i.e. a teacher, a choirmaster, and a composer. The article emphasises the significant role of Gavriil Muzycescu in the development of Orthodox singing in Romania. It analyses stylistic features of the composer's spiritual chants in connection with the traditions of the Russian composer school in the field of choral music and its development. Using the example of the concert chant Буду возвещать милость Твою ('I will proclaim your mercy'), the article studies its structural elements and stylistic signs of belonging to the concerto style. It is suggested that the role of the composer in the development of the Orthodox singing tradition is underestimated.

Keywords: Romanian Orthodox Church, church music, church singers, archpriests, composers, Gavriil Muzycescu, Romanian Orthodox chants.

Bachinin V. (2005) Vvedenie v khristianskuiu estetiku. St. Petersburg (in Russian).

Breazul G. (1962) Gavriil Musicescu. Bucharest. (in Romanian).

Breazul G. (1966) Pagini din istoria muzicii romane$ti, vol. 1. Bucharest (in Romanian).

А. Barnea, S. Khvatova

Reference

Bucescu F. (1996) "Un muzician ie§ean pe nedrept uitat" in Byzantion. Revista de Arte Bizantine a Academiei de Arte "George Enescu". Ia§i (in Romanian).

Ciobanu G. (1974) "Muzica bisericeascä la români" in Studii de Etnomuzicologie ¡¡i Bizantinologie, vol. I, pp. 329-401. Bucharest (in Romanian).

Ciureanu-Bode§ti V. (1928) Cântâri bisericeçti armonizate ¡i scris cu notepsaltice. Chi§inäu.

Cosma V. (1970) Muzicieni români. Lexicon. Bucharest (in Romanian).

Delcea Pr. Al. (1956) "Dimitrie Suceveanu-100 de ani de la tipärirea Idiomelarului unit cu Dox-astarul" in Glasul Bisericii XV, vol. 6-7 (in Romanian).

Galaction G. (1937) "Gavriil Musicescu" in Mitropolia Moldovei ¡¡i SuceveiXIII, vol. 11 (in Romanian).

Galinescu G. (1939) "Muzica în Moldova" in George Breazul ¡¡i Petre Ni^ulescu. Muzica româneascâ de azi. Bucharest (in Romanian).

Gheorghiu G. (1926) Corul lui Musicescu. Ia§i (in Romanian).

Ionescu C. (1994) Gheorghe, Lexicon al celor care, de-a lungul veacurilor, s-aupcupat cu muzica de tradifle bizantinä în România. Bucharest (in Romanian).

Khvatova S. (2011) Pravoslavnaia pevcheskaia traditsiia na rubezhe XX—XXIstoletii. Maykop (in Russian).

Marin, hierodeacon (1956) "Dionisie, Paharnicul Dimitrie Suceveanu" in Mitropolia Moldovei ¡¡i SuceveiXXXII, vol. 11-12, pp. 747-754 (in Romanian).

Moisescu, diac. (1972) "Gheorghe, La 125 de ani de la naçterea lui Gavriil Musicescu; Corespondents lui Gavriil Musicescu cu Mitropolitul Moldovei Iosif Naniescu" in Biserica OrtodoxäRomânâXC, vol. 9-10 (in Romanian).

Moisescu, diac. Gheorghe I. (1954) "O jumätate de veac de la moartea lui Gavriil Musicescu" in Biserica Ortodoxä Românâ, LXXII, vol. 1 (in Romanian).

Moldoveanu, diac. Nicu (1982) "Muzica bisericeascä la români în secolul al XIX-lea (partea I)" in Glasul Bisericii, XLI, vol. 11-12, pp. 883-912 (in Romanian).

Naghiu I. (1972) "Contributii la biografia lui Gavriil Musicescu (1847-1903)", in Mitropolia Moldovei ¡¡i Suceve, XLVIII, vol. 3-4 (in Romanian).

Paul M. (1956) "Viata §i opera lui Gavriil Musicescu oglinditä în scrisorile anilor 1871-1899" in Studii muzicologice, vol. 2 (in Romanian).

Päcurariu, Pr. (1982) Mircea, Istoria Bisericii Ortodoxe Române, vol. 3. Bucharest (in Romanian).

Popescu-Pasärea I. (1938) "Întemeietorii cântului bisericesc românesc" in Cultura, XVII(in Romanian).

Posluçnicu M. (1928) Istoria musicei la români. Bucharest (in Romanian).

Severeanu N. (1938) "Amintiri despre Dimitrie Suceveanu. Un alt cäntäret de valoare al Iaçilor este G. Cociu" in Cultura, XXVII, vol. 1-2 (in Romanian).

Suceveanu D. (1992) Idiomelar, Partea întâia, care cuprinde cântârile särbätorilor din lunile septembrie-decembrie. Editura Mänästirii Sinaia (in Romanian).

Teodoreanu I. (1990) Masa umbrelor. Bucharest (in Romanian).

Vasile V. (1997) Istoria muzicii bizantine ¡i evolu^ia ei în spiritualitatea romaneascä, vol. II. Bucharest. (in Romanian).

Vasile V. (1995) "Protopsaltul Dimitrie Suceveanu (1816-1898)" in Byzantion. Revista de arte bizantine a Academiei de Arte "G. Enescu" din Iaçi, vol. I. Ia§i (in Romanian).

Verde§-Ia§i §. (1954) "Gavriil Musicescu" in Mitropolia Moldovei ¡i Sucevei XXX, vol. 3-4 (in Romanian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 13.03.2023

The article was submitted 13.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.