УДК 94
ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ СТОЛЕТИЕ
(К ВЕКОВОМУ ЮБИЛЕЮ ФЕВРАЛЯ И ОКТЯБРЯ 1917)
© Любовь Николаевна Лисенкова, Владислав Валерьевич Лебаков
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2
Контактная информация: Любовь Николаевна Лисенкова — к. и. н., доцент кафедры гуманитарных наук и биоэтики. E-mail: lunili@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Великая Российская Революция, 1917 год, Николай II, А. И. Шингарев, И. В. Годнев, Н. М. Кишкин, С. С. Салазкин, Б. В. Верховский, Женский Медицинский институт.
THE GREAT RUSSIAN REVOLUTION:
OUTLOOK THROUGH THE CENTURY
(TO THE CENTURY ANNIVERSARY
OF THE FEBRUARY AND OCTOBER 1917)_
© Lyubov N. Lisenkova, Vladislav V. Lebakov
Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100
Contact Information: Lyubov N. Lisenkova — PhD, Associate Professor, Department of Humanities and Bioethics. E-mail: lunili@yandex.ru
KEY WORDS: The Great Russian Revolution, 1917, Nicholas II, A. Shingarev, I. Godnev, N. Kishkin, S. Salazkin, B. Verkhovsky, Women's Medical Institute.
23 октября 2017 г. в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете (СПбГПМУ) прошла межвузовская научная студенческая конференция «Великая Российская революция: взгляд сквозь столетие», посвященная вековому юбилею Февраля и Октября 1917 г. Молодежный научный форум собрал студентов из спбгпмУ и ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. Поддержку мероприятию оказывало санкт-петербургское научное общество историков медицины. Студентами первого курса Педиатрического университета была подготовлена выставка плакатов и лозунгов той далекой революционной эпохи.
И. О. ректора СПбГПМУ Дмитрий Олегович иванов, обратившийся к аудитории с при-
ветственным словом, сказал: «Наша страна пережила две революции за одно столетие. Важно усвоить те уроки, которые преподает нам история, сделать взвешенные выводы. В ходе революций погибло много хороших, замечательных людей по обе стороны, которые желали только одного — прекрасного и светлого будущего для россии, но каждый видел его по-своему». Дмитрий Олегович также отметил: главное, что должны усвоить участники конференции — это неприятие революции, как метода достижения каких либо целей, пусть благородных и высоких, т. к. социальные перемены такого масштаба всегда влекут за собой огромные человеческие жертвы.
Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики проф. Галина Львовна Микиртичан
MEDOEAIID HEALTH [AREтШШШ
ТОМ 2 № 4 2017
50
Рис. 1. Выступает и. о. СПбГПМУ Д. О. Иванов
рассказала, что в последнее время открылись возможности глубокого переосмысления истории революции 1917 г., включая определения произошедшего — «революция», «смута», «переворот», кстати, в документах большевиков до 1927 г. эти события часто назывались «переворотом».
До сих пор нет единого взгляда на причины революции, ее сущности и значения. Вызывает споры и вопрос о хронологических рамках революции. Так, например, по мнению А. И. Солженицына, революция продолжалась в течение 15 лет: с 1917 г. до 1930-1932 гг. Большинство современных историков считают, что революция началась в феврале 1917 г. со свержения монархии, включала события октября 1917 г. и Гражданскую войну, когда, по словам писателя Артема Веселого: «Россия умылась кровью».
Оценивая сегодня события 1917 г., особо подчеркнула проф. Г. Л. Микиртичан, нельзя забывать, что они произошли в огромной многонациональной, раздираемой жесточайшими социально-экономическими противоречиями, втянутой в пучину мировой войны стране. Поэтому и принимаемые участниками революции решения мы должны оценивать исходя из реалий первой четверти ХХ века.
Российская революция — явление сложное и неоднозначное, в нем объединились: стремление к социальной справедливости и борьба политических честолюбий; копившаяся веками классовая ненависть и вера в утопические теории; мечта крестьян о земле и усталость от войны; предательство, жертвенность и доблесть.
EVEnTS
Рис. 2. Выступает зав. кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики проф. Г. Л. Микиртичан
О противоречивости как признаке русской революции свидетельствовали и транспаранты с лозунгами, отражавшими требования, с которыми в 1917 г. выступали различные политические силы. Здесь и «Война до победного конца!» и «Долой Войну. Мир без аннексий и контрибуций!», «Да здравствует Учредительное собрание!» и «Вся власть Советам!», «Земля и Воля!» и «Пролетарии всех стран соединяйтесь».
В заключении проф. Г. Л. Микиртичан поблагодарила студентов первого курса, которые помогли оформить аудиторию, в которой проходила наша конференция. Используя фотографии 1917 г., сохранив орфографию и особенности написания букв, они нарисовали лозунги того далекого революционного времени. Также была отмечена работа преподавателей, под руководством которых студенты подготовили доклады и оформили аудиторию. Несомненно, определенный эмоциональный настрой создавали революционные песни, которые звучали перед открытием конференции. В программе конференции было 6 студенческих докладов.
Студент 2 курса СПБГПМУ Илья Решетняк (научный руководитель: доцент Л. Н. Лисенко-ва) выступил с докладом «Николай II: загадка отречения». Согласно официальной версии, 2 марта 1917 г. в Пскове Государь отрекся от престола в пользу своего младшего брата вел. кн. Михаила Александровича. Факты, приведенные докладчиком, свидетельствовали, что отречение Николая II не было добровольным, а было сделано под мощнейшим давлением. Манифест, который является главным
МЕДИЦИНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТОМ 2 № 4 2017
Рис. 3. Выступает студент 2 курса СПБГПМУ И. Ре-шетняк
и, по существу, единственным «доказательством» отречения от престола Николая II, был обнаружен специальной комиссией в 1929 г. в Ленинграде в бумагах академика С. Ф. Оль-денбурга. Но данный документ не соответствует порядку оформления Высочайших манифестов. Даже на проектах всегда ставилась шапка с титулом Императора — «Божьей милостью Мы, Николай Второй...» и т. д. Здесь же в левом верхнем углу имеется надпись «Ставка». Посередине «Начальнику штаба». Долее идет знаменитый текст. Подпись: «Министр Императорского Двора Генерал-Адъютант Фреде-рикс» сделана чернилами, которые написаны поверх карандашной надписи, причем подпись В. Б. Фредерикса написана по подчищенному месту. Но главное, подпись: «Николай», сделана карандашом! Понятно, что документы государственной важности Николай II никогда не подписывал карандашом. Проведенное историками исследование показало, что «карандашная подпись» взята с Приказа Государя по армии и флоту от 1915 г., а текст «Отречения» почти полностью повторяет манифест об Ответственном министерстве, переданный по телеграфу генералом М. В. Алексеевым Государю 1 марта 1917 г. Таким образом, подводил итог студент И. Решетняк, хотя прошло уже 100 лет, как революционный вихрь унес с собой всю старую Россию, но в отречении Николая II от престола остается еще очень много загадок.
Интересное сообщение о медиках — членах Временного правительства — сделала студентка 1 курса СПбГПМУ Дарья Пазюра (научный
руководитель: доцент Д. В. Логинова). Она напомнила, что Временное правительство в России просуществовало всего несколько месяцев, с февраля по октябрь 1917 г., за период своей короткой деятельности успело пережить несколько кризисов, сменить четыре раза состав. В первом и втором Временном правительстве было два министра-врача: кадет Андрей Иванович Шингарев и октябрист Иван Васильевич Годнев.
Студентка Д. Пазюра остановилась на врачебной и политической деятельности А. И. Шингарева. Андрей Иванович окончил физико-математический и медицинский факультеты Московского университета, и хотя мог остаться на кафедре и в перспективе сделать профессорскую карьеру, но предпочел «пойти в народ». Он работал земским врачом в селе Малая Верейка Землянского уезда Воронежской губернии, принося много пользы обездоленному люду. Андрей Иванович исследовал санитарные условия жизни крестьян, результатом напряженной работы стала книга «Вымирающая деревня», опубликованная в 1901 г. Конкретными цифрами автор показал бедственное положение крестьян: высокий уровень смертности (особенно детской) и заболеваемости заразными болезнями, малоземелье, бедность, невежество.
А. И. Шингарев был одним из основателей и виднейшим деятелем кадетской партии. В марте — мае 1917 г. занимал должность министра земледелия в первом составе Временно-
Рис. 4. Выступает студентка 1 курса СПБГПМУ Д. Пазюра
МЕООЕ Ш НЕМ ШЕ ОИЕША«
ТОМ 2 № 4 2017
52
Рис. 5. Выступает студентка 1 курса СПБГПМУ К. Зиновьева
го правительства и вынужден был инициировать принятие закона о хлебной монополии. На должность заместителя он пригласил своего земляка и соратника по кадетской партии земского хирурга А. Г. Хрущева. В своих воспоминаниях о совместной с А. И. Шингаревым работе во Временном правительстве А. Г. Хрущев запечатлел образ бескомпромиссного, твердого демократа-государственника, добросовестного труженика. В мае — июле 1917 г. Андрей Иванович работал министром финансов в первом коалиционном составе Временного правительства, провел ряд важнейших преобразований в области налогового законодательства. 2 июля 1917 г. по решению ЦК партии кадетов вышел из Временного правительства. Арестованный в ноябре 1917 г., содержался в Петропавловской крепости, в заключении вел дневник, впоследствии опубликованный. 6 января 1918 г. переведен вместе с видным кадетом Ф. Ф. Кокошкиным в Мариинскую больницу, где на следующий день они были убиты матросами и красногвардейцами.
Еще одним медиком — членом Временного правительства был Иван Васильевич Годнев, доктор медицины, приват-доцент Казанского университета по кафедре частной патологии и терапии. Он был врачом Дома призрения неимущих, престарелых и увечных граждан города Казани, занимался частной медицинской практикой. Иван Васильевич являлся членом
EVENTS
«Союза 17 октября», избирался в III и IV Государственные думы, где входил в состав комиссии по исполнению государственной росписи доходов и расходов, являлся товарищем председателя комиссии о народном здравии. В марте — июле 1917 г. И. В. Годнев — государственный контролёр Временного правительства первого и второго составов. После отставки он уехал в Уфу, где скончался в 1919 г.
В состав третьего коалиционного Временного правительства входили два министра — врачи по профессии: министр просвещения Сергей Сергеевич Салазкин и министр государственного призрения Николай Михайлович Кишкин, принадлежавшие к кадетской партии.
Большее внимание в своем докладе студентка Д. Пазюра уделила Николаю Михайловичу Кишкину. Врач-физиотерапевт, он был совладельцем частной водолечебницы и пансиона для нервнобольных в Москве. В годы Первой мировой войны — заместитель главноуполно-моченного и член Главного комитета Всероссийского союза городов. Будучи министром Временного правительства, в связи с наступлением немецких войск на Петроград, подготовил план эвакуации столицы, назначен руководителем Особого совещания по разгрузке города. В октябрьские дни 1917 г. министр-председатель А. Ф. Керенский вручил ему диктаторские полномочия по борьбе с большевистским выступлением. Вместе с другими министрами Временного правительства Н. М. Кишкин был арестован в Зимнем дворце и заключен в Петропавловскую крепость. После освобождения работал в медицинских государственных учреждениях. В 1921 г. Николай Михайлович был одним из создателей Всероссийского комитета помощи голодающим. Врач-физиотерапевт по специальности, он трудился в курортном отделе Наркомздрава и несколько раз также подвергался арестам. Умер 16 марта 1930 г.
Таким образом, делала вывод докладчица, врачи — министры Временного правительства были людьми высокообразованными и авторитетными в медицинских кругах, они беззаветно любили свое отечество и искренне стремились внести свой посильный вклад в урегулирование сложных политических процессов, происходивших в революционном 1917 г. Но слишком короткий срок (всего восемь месяцев), отмеренный историей Временному правительству, несомненно, сказался на результатах их деятельности.
Тема «Революционный Петроград: октябрь 1917» была раскрыта в выступлении студентки
медицина и ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТОМ 2 № 4 2017
Рис. 6. Оформление аудитории конференции «Великая Российская революция: взгляд сквозь столетие»
1 курса СПбГПМУ Карины Зиновьевой (научный руководитель: доцент Д. В. Логинова). Она особо отметила, что пришедшее к власти после крушения монархии Временное правительство не смогло остановить движение страны к катастрофе. К осени 1917 г. Россия переживала тяжелейший общенациональный кризис, стремительно нарастала угроза анархии и полного развала государства.
Анализируя хронологию октябрьских дней 1917 г., докладчица показала, что большевики подготовили и осуществили вооруженное восстание, когда город продолжал жить своей мирной жизнью: дребезжали по улицам трамваи, публика спешила в кинематограф, уличные мальчишки продавали газеты. Демонстрируя кадры из фильма С. М. Эйзенштейна «Октябрь», студентка рассказала, что никакого «штурма», вроде изображенного в знаменитом фильме, не было. Фильм, снятый в 1927 г., отражал миф о масштабе происходивших событий. В действительности на защиту Временного правительства вышли лишь несколько сот юнкеров и женский батальон М. Л. Бочкаре-вой. Зимний дворец обороняли только со стороны Дворцовой площади, при этом забыли запереть задние двери со стороны Невы, через которые без труда стали проникать не только восставшие, но и любопытствующие, любители поживиться. после долгих поисков матросы, солдаты, красногвардейцы нашли министров в Малой столовой. Возглавлявший вооружённую толпу, В. А. Антонов-Овсеенко
крикнул: «Объявляю вам, членам Временного правительства, что вы арестованы!». Заместитель министра-председателя А. И. Коновалов ответил: «Члены Временного правительства подчиняются насилию и сдаются, чтобы избежать кровопролития». На следующий день в газетах будет напечатано, что при взятии Зимнего с обеих сторон погибли шесть человек и еще несколько получили раны. Арестованных членов Временного правительства препроводили все в ту же петропавловскую крепость, где они заняли камеры по соседству с царскими министрами. Впрочем, уже на следующий день, 26 октября 1917 г., министров-социалистов перевели из крепости под домашний арест, а потом и вовсе освободили. В заключении студентка К. Зиновьева сказала: «К Октябрьской революции можно относиться по-разному, и каждый имеет право на свою точку зрения. Но черта, характерная для сознания действительно цивилизованного общества, — уважительное отношение к своей истории со всеми её тёмными и светлыми сторонами».
студентка 1 курса пспбгМУ им. акад. и. п. павлова ирина гришина (научный руководитель: профессор И. В. Зимин) сделала доклад «Женский медицинский институт в 1917 г.». Первое в России и в Европе учебное заведение, в котором женщины могли получить высшее медицинское образование, было открыто по настоянию медицинской общественности в 1897 г. Слушательницы, окончившие женский медицинский институт, вы-
МЕС1С1МЕ Ш НЕМ ШЕ ОИЕША«
ТОМ 2 № 4 2017
54
ORIGINAL PAPERS
пускались врачами-терапевтами, получали звание «женщина-врач» и имели право работать только в лечебных учреждениях, оказывающих помощь женщинам. Со времени своего основания до 1917 г. институт выпустил 13 тысяч женщин-врачей. После февраля 1917 г. Женский медицинский институт стал одним из важнейших общественно-политических центров революционного Петрограда. Здесь 24-29 апреля 1917 г. проходила Седьмая Всероссийская конференция РСДРП (б), на которой В. И. Ленин выступил с докладом, в котором обосновал политический курс партии на подготовку и проведение социалистической революции.
Студент 1 курса ПСПбГМУ им академика И. П. Павлова Чингиз Гатауллин (научный руководитель: к. и. н. Т. В. Давыдова) рассказал о профессоре Сергее Сергеевиче Салазкине, который с 1898 г. преподавал физиологическую химию в женском медицинском институте, а в 1905 г. был избран его директором. человек либеральных взглядов, С. С. Салаз-кин за сочувствие студенческому движению был отстранен от всех должностей и выслан из столицы. В Петроград вернулся в 1917 г., в третьем коалиционном Временном правительстве кадет С. С. Салазкин занял должность министра народного просвещения. Он выступал за введение бесплатного начального и среднего образования, автономию высших учебных заведений. В ночь на 26 октября 1917 г. вместе с другими министрами Временного правительства был арестован, заключен в Петропавловскую крепость, после освобождения уехал в Крым. В 1925 г. профессор С. С. Салазкин приехал в Ленинград, препо-
давал в ленинградском медицинском институте, затем возглавил Институт экспериментальной медицины.
Наконец, студентка 1 курса ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова В. И. Калинина выступила с докладом «Гражданский долг профессора Б. В. Верховского» (научные руководители: к. и. н. Н. В. Павлова, к. и. н. Т. В. Давыдова). Используя документы фондов Музея ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, докладчица в своем выступлении сосредоточилась на конфликте директора Петроградского женского медицинского института проф. Бориса Владимировича Верховского с новой советской властью. 2 августа 1918 г. СНК РСФСР принял Декрет о реформе высшей школы, согласно которому отменялись все испытания при приеме в высшие учебные заведения. Проф. Б. В. Верховский, убежденный в том, что Россия нуждается в увеличении числа научно образованных врачей, направил письмо народному комиссару просвещения А. В. Луначарскому с критикой основных положений Декрета. В 1920 г. Б. В. Верховский, из-за конфликта с военным комиссаром Петроградского медицинского института Г. А. Вигдорови-чем, подал прошение об отставке, но продолжал работать в институте. Лишь в декабре 1930 г. он по состоянию здоровья покинул 1-й Ленинградский медицинский институт.
Доклады студентов о русской революции вызвали оживленную дискуссию. Это свидетельствует о том, что события столетней давности по-прежнему вызывают интерес у молодежи. И это не случайно, Революция 1917 года в России, объединившая в себе великое и трагическое, навсегда останется крупнейшим, переломным событием ХХ века.
МЕЯИЦИНА и ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТОМ 2 № 4 2017