Научная статья на тему 'Великая отечественная война в оценках студентов Уральского государственного аграрного университета'

Великая отечественная война в оценках студентов Уральского государственного аграрного университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
70-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НЕНАВИСТЬ К ФАШИЗМУ / ДЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ / ЧЕСТВОВАНИЕ ВЕТЕРАНОВ ВОВ / ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВОЙНЕ / ВЫДАЮЩИЕСЯ ПОЛКОВОДЦЫ ВОЙНЫ / ПОПЫТКИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ / УВЕКОВЕЧИВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / THE 70TH ANNIVERSARY OF THE GREAT VICTORY / QUESTIONING / PATRIOTISM / HATRED OF FASCISM / A DAY OF NATIONAL PRIDE / CELEBRATION OF VETERANS / THE MAIN SOURCES OF INFORMATION ABOUT THE WAR GREAT COMMANDERS OF THE WAR / ATTEMPTS TO FALSIFY / PERPETUATION / AND HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронин Б.А., Журавлева Л.А., Целищев Н.Н.

В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в УрГАУ проведено социологическое исследование с целью выявления уровня исторического сознания и изучения оценок студентов о Великой Отечественной войне. В анкетировании приняли участие 420 студентов с первого по четвертый курсы. 91 % респондентов считают победу собственного народа в войне главным событием ХХ века. У большинства опрошенных героический подвиг советских солдат вызывает чувство гордости, патриотизма, скорби по погибшим, а также ненависть к фашизму. Основные каналы информации о войне: школьный курс истории о войне, художественные и документальные фильмы, беседы с родителями, бабушками и дедушками, встречи с ветеранами войны и др. Многие знают таких полководцев, как Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский и др. Однако многие студенты не могли назвать других выдающихся военачальников. 90 % опрошенных осуждают попытки недругов исказить правду о войне и принизить значение нашей победы в избавлении народов Европы от фашизма. Вместе с тем 10 % относится к попыткам фальсификации нейтрально. Анализ полученных данных свидетельствует о необходимости усиления патриотического воспитания не только в духе истории и других общественных наук, но и во всей учебной, научной и воспитательной работе со студентами. Студенты указали на значимость таких мероприятий, как встречи с ветеранами, организация волонтерского движения, участие в поисковых отрядах и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE ASSESSMENTS OF STUDENTS OF THE URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

On the eve of the 70th anniversary of the Victory in the great Patriotic war in the Usau conducted a sociological survey to identify the level of historical consciousness and the study of students ‘ assessments about the great Patriotic war. In the survey participated 420 students from 1st to 4th courses. 91 % of respondents consider it a victory of his own in the main event of the twentieth century. The majority of respondents heroic feat of the Soviet soldiers evokes a sense of pride, patriotism, sorrow for the victims and hatred of fascism. The main channels of information about the war: school course war stories, films, documentaries, conversations with parents, grandparents, meetings with veterans of war and Many others know generals such as Zhukov, Rokossovsky and others. However, many students could not name other prominent generals. 90 % of respondents condemned the attempts of the enemies to distort the truth about the war and to diminish the significance of our victory in the deliverance of the peoples of Europe from fascism. However, the 10 % refers to attempts to falsify neutral. Analysis of the data suggests the need to strengthen Patriotic education, not only in the spirit of history and other social Sciences, but also in all academic, scientific and educational work with students. Students indicated the importance of such events as meetings with veterans, the organization of the volunteer movement, participation in the scout teams, etc.

Текст научной работы на тему «Великая отечественная война в оценках студентов Уральского государственного аграрного университета»

» - Аграрный вестник Урала № 6 (136), 2015 г. - <

История

УДК 94(470)1941/1945

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права, Л. А. ЖУРАВЛЕВА,

кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и экономической теории, Н. Н. ЦЕЛИЩЕВ,

доктор философских наук, профессор кафедры управления и права, Уральский государственный аграрный университет

(д. 42, ул. К. Либкнехта, г. Екатеринбург, 620075; тел.: 8 (343) 371-33-63).

Ключевые слова: 70-летие Великой Победы, анкетирование, патриотизм, ненависть к фашизму, день национальной гордости, чествование ветеранов ВОВ, основные источники информации о войне, выдающиеся полководцы войны, попытки фальсификации, увековечивание, историческая память.

В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в УрГАУ проведено социологическое исследование с целью выявления уровня исторического сознания и изучения оценок студентов о Великой Отечественной войне. В анкетировании приняли участие 420 студентов с первого по четвертый курсы. 91 % респондентов считают победу собственного народа в войне главным событием ХХ века. У большинства опрошенных героический подвиг советских солдат вызывает чувство гордости, патриотизма, скорби по погибшим, а также ненависть к фашизму. Основные каналы информации о войне: школьный курс истории о войне, художественные и документальные фильмы, беседы с родителями, бабушками и дедушками, встречи с ветеранами войны и др. Многие знают таких полководцев, как Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский и др. Однако многие студенты не могли назвать других выдающихся военачальников. 90 % опрошенных осуждают попытки недругов исказить правду о войне и принизить значение нашей победы в избавлении народов Европы от фашизма. Вместе с тем 10 % относится к попыткам фальсификации нейтрально. Анализ полученных данных свидетельствует о необходимости усиления патриотического воспитания не только в духе истории и других общественных наук, но и во всей учебной, научной и воспитательной работе со студентами. Студенты указали на значимость таких мероприятий, как встречи с ветеранами, организация волонтерского движения, участие в поисковых отрядах и др.

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE ASSESSMENTS OF STUDENTS OF THE URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

B. A. VORONIN,

doctor of legal Sciences, Professor, head of Department of management and law, L. A. ZHURAVLEVA,

candidate of philosophical Sciences, associate Professor, Professor of Department of management and economic theory N. N. TSELISHCHEV,

doctor of philosophical Sciences, Professor of the Department of management and law, Ural state agrarian University

(42, K. Libknehta str., Ekaterinburg, 620075; tel: +7 (343) 371-33-63).

Keywords: the 70th anniversary of the great Victory, questioning, patriotism, hatred offascism, a day of national pride, celebration of veterans, the main sources of information about the war great commanders of the war, attempts to falsify, perpetuation, and historical memory.

On the eve of the 70th anniversary of the Victory in the great Patriotic war in the Usau conducted a sociological survey to identify the level of historical consciousness and the study of students ' assessments about the great Patriotic war. In the survey participated 420 students from 1st to 4th courses. 91 % of respondents consider it a victory of his own in the main event of the twentieth century. The majority of respondents heroic feat of the Soviet soldiers evokes a sense of pride, patriotism, sorrow for the victims and hatred of fascism. The main channels of information about the war: school course war stories, films, documentaries, conversations with parents, grandparents, meetings with veterans of war and Many others know generals such as Zhukov, Rokossovsky and others. However, many students could not name other prominent generals. 90 % of respondents condemned the attempts of the enemies to distort the truth about the war and to diminish the significance of our victory in the deliverance of the peoples of Europe from fascism. However, the 10 % refers to attempts to falsify neutral. Analysis of the data suggests the need to strengthen Patriotic education, not only in the spirit of history and other social Sciences, but also in all academic, scientific and educational work with students. Students indicated the importance of such events as meetings with veterans, the organization of the volunteer movement, participation in the scout teams, etc.

Положительная рецензия представлена К. П. Стожко, доктором исторических наук, профессором Уральского государственного экономического университета.

54

www.avu.usaca.ru

Аграрный вестник Урала № 6 (136), 2015 г.

История

Проблема исторической памяти становится все более актуальной для нашей страны, поскольку является основой для исторической преемственности поколений и формирования патриотизма и чувства национальной гордости россиян. В сознании современных молодых людей восприятие и оценка удаленного по времени исторического события теряет личностный смысл, поэтому затрудняет формирование личной исторической памяти и нуждается в целенаправленном воздействии со стороны основных институтов социализации личности (семьи, образования, культуры, государства, средств массовой информации).

С целью выявления уровня исторического сознания и изучения ценностного отношения современной молодёжи к Великой Отечественной войне в преддверии 70-летнего юбилея победы нами было проведено репрезентативное социологическое исследование студентов Уральского государственного аграрного университета. В исследовании, проведенном методом письменного анонимного опроса (анкетирования), в апреле 2015 года приняли участие 420 студентов с первого по четветрый курс: 34 % опрошенных обучаются на 1-м курсе, 30 % на 2-м курсе, 28 % на 3-м курсе и 8 % на 4-м курсе. Среди опрошенных 66 % обучаются на бюджетной и 34 % на внебюджетной основе. Процент респондентов мужчин составил 48, а женщин 52 (что соответствует социально-демографической структуре современного студенчества). Большинство опрошенных студентов (65 %) учатся на «хорошо» и «отлично», 33 % имеют в зачетных книжках преимущественно удовлетворительные оценки, по самооценкам 2 % респондентов учеба дается им с трудом. Полученные в ходе исследования данные показали, что из всех событий XX века подавляющее большинство респондентов (91 %) считает главным именно победу советского народа в Великой Отечественной войне. Все остальные события - освоение космоса, распад СССР, гибель монархии, по мнению респондентов, гораздо менее значимы и не сопоставимы с победой над фашизмом. В семье 81 % респондентов были участники войны, что еще раз подтверждает тезис о ее народном характере.

Одной из программных задач исследования было выявление доминирующих чувств, которые возникают у молодых людей при воспоминании о Великой Отечественной войне. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Анализ данных, приведенных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что память о войне не является для молодежи беспристрастной, имеет сильную эмоционально-экспрессивную составляющую и может стать опорной точкой формирования национального самосознания и патриотизма молодых россиян. Никаких чувств не испытывает лишь 3 % от числа ответивших, что является статистически не значимым показателем. Эта же тенденция проявилась при ответе студентов на вопрос «Чем для Вас лично является праздник День Победы 9 мая?». Ответы респондентов на данный вопрос приведены в табл. 2.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в современном российском обществе ослабевают семейные традиции совместного празднования Дня Победы и поминания погибших членов семьи. С уходом из жизни поколения победителей (которыми в равной мере можно считать и тружеников тыла) сокращается возможность передачи исторической правды о войне от близких родственников из уст в уста. Без живого и доверительного общения с очевидцами и участниками Великой Отечественной войны, без семейного воспроизводства воспоминаний об этом героическом периоде затрудняется историческая социализация молодежи, начинает ослабевать коллективная семейная гордость и радость Дня Победы.

Симптоматично, что 9 % опрошенных не знают, были ли в их семье участники Великой Отечественной войны. Отношение к Великой Отечественной войне связано с объемом и качеством информации об этом грандиозном и многоаспектном историческом событии. Поэтому одной из задач исследования было выявление основных каналов получения информации студентами о Великой Отечественной войне. Ответы респондентов на данный вопрос приведены в табл. 3.

Данные об основных источниках получения информации респондентами о событиях Великой Отечественной войны можно считать надежными и достоверными, поскольку совпадают по тенденциям с аналогичными исследованиями, в частности проведенными В.Н. Стегнием, доктором социологических наук, профессором кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Таблица 1

Чувства, которые вызывают у респондентов воспоминания о Великой Отечественной войне

(процент от числа ответивших) 1

Испытываемые чувства Респонденты, %

Чувство восхищения героическим подвигом советских солдат 74

Чувство скорби по погибшим 62

Патриотические чувства любви к Родине 54

Чувство ненависти к фашизму 40

Никаких чувств не испытываю 3

Таблица 2

Отношение респондентов к Дню Победы (процент от числа ответивших)

День Победы осознается респондентами как Респонденты, %

День национальной гордости и сплоченности всех людей нашей страны 75

День чествования ветеранов войны 66

Семейным днем поминания погибших членов семьи 17

Днем народных гуляний и праздничного салюта 12

Очередным выходным днем 6

1 В табл. 1-5 сумма ответов превышает 100 %, поскольку каждый респондент выбирает несколько ответов.

www.avu.usaca.ru

333^»- Аграрный вестник Урала № 6 (136), 2015 г. - <

История

Важным информационным каналом для опрошенных студентов являются семейное общение и беседы с родителями, бабушками и дедушками (57 %), семейные истории о войне и военном времени, передаваемые из поколения в поколение (27 %), а также встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (46 %). Далее в порядке убывания предпочтения следуют художественные книги (35 %), телевизионные передачи (34 %), мероприятия, посвященные годовщине победы (32 %), Интернет-источники (19 %), университетский курс истории (10 %), из газет и журналов (7 %). Что касается книг и Интернет-источников, то здесь невозможно сделать вывод о полноте, качестве и правдивости, содержащейся в них информации.

Большое количество информационно противоречивых, а иногда и прямо фальсифицирующих исторические события Великой Отечественной войны, материалов бесконтрольно размещается в виртуальном пространстве и влияет на формирование исторического сознания студентов. В связи с этим приведем ответы респондентов на следующий вопрос анкеты: «Сегодня существуют попытки фальсификации исторических событий, в том числе искажение правды о Великой Отечественной войне, о решающей роли СССР в разгроме фашизма. Как Вы относитесь к подобным фальсификациям?». Абсолютное большинство опрошенных (90 %) на этот вопрос ответило «отрицательно». Однако каждый десятый респондент (10 %) относится к таким фальсификациям либо нейтрально, либо даже положительно. С учетом этих данных необходимо уделять больше внимания проблемам патриотизма и гражданственности в воспитательной работе со студентами.

Таблица 3

Основные каналы получения информации респондентами о событиях Великой Отечественной войны (процент от числа ответивших)

Каналы получения информации Респонденты, %

Из школьного курса истории 90

Из художественных и документальных фильмов 70

Из бесед с родителями, бабушками и дедушками 57

Из встреч с ветеранами войны 46

Из художественных книг 35

Из телевизионных передач 34

Благодаря мероприятиям, посвященным годовщине победы 32

Из семейных историй, передаваемых от родственников 27

Из Интернет-источников 19

Из курса истории, прочитанного в университете 10

Из газет и журналов 7

Таблица 4

Знания респондентов о военачальниках, которые внесли наибольший вклад в победу советского народа

в Великой Отечественной войне (процент от числа ответивших)

Фамилии военачальников Респонденты, %

Сталин И.В. 83

Жуков Г.К 79

Рокоссовский К.К. 32

Конев И.С. 23

Чапаев В.И. 14

Будённый С.М. 14

Кузнецов Н.Г. 13

Василевский А.М. 12

Тухачевский М.Н. 11

Блюхер В.К. 10

Баграмян И.Х. 8

Толбухин Ф.И. 5

Чуйков В.И. 3

шшш. avu.usaca.ru

Анализируя представленные в табл. 3 данные, мы можем зафиксировать системный подход к анализу этого исторического события. С большим отрывом (90 %) лидирует школьный курс истории, который является базовым в системе исторических знаний молодых людей. Это соответствует единой концепции преподавания истории в школе, единому историко-культурному стандарту, инициатором создания которого в 2013 году выступил Президент России В.В. Путин. Он подчеркнул, что в новых учебниках не должны допускаться двойные толкования исторических событий [1].

Следующим важным каналом получения молодыми людьми информации о войне заслуженно является просмотр художественных фильмов (70 %). Лучшие отечественные фильмы о войне («...А зори здесь тихие», «Баллада о солдате», «Батальоны просят огня», «Аты-баты, шли солдаты...» и многие другие) строятся на реальных исторических событиях и не могут эмоционально не затронуть молодых зрителей, формируя национальную гордость и объективное отношение к этому великому историческому событию. Однако во многих зарубежных фильмах допускается фальсификация исторических событий Великой Отечественной войны. В качестве примера можно привести голливудский фильм «Номер 44», заявка на получение прокатного удостоверения которого была отозвана по причине искажения исторических фактов до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи [2].

» - Аграрный вестник Урала № 6 (136), 2015 г. - <

_История

Таблица 5

Мнения респондентов о мероприятиях, способствующих формированию адекватных представлений молодежи

о Великой Отечественной войне (процент от числа ответивших)

Мероприятия Респон., %

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 74

Проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы 54

Организация волонтерского движения помощи ветеранам войны и труженикам тыла 51

Участие в поисковых отрядах и движениях 46

Организация творческих конкурсов, посвященных Дню Победы 31

Проведение научных конференций и дискуссий 20

Организация встреч с политическими деятелями 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никакие мероприятия не нужны 4

Одной из задач исследования было выявление осведомленности студентов о Великой Отечественной войне, а именно знания о военачальниках, которые внесли наибольший вклад в победу. В предлагаемых вариантах ответов мы дали перечень полководцев Великой Отечественной и Гражданской войны, чтобы проверить уровень исторической осведомленности респондентов. Полученные результаты представлены в табл. 4.

Анализ полученных данных позволил выявить две тенденции формирования исторического сознания. Первая - признание большинством опрошенных роли И. В. Сталина как Верховного Главнокомандующего, внесшего наиболее значительный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Полученные данные коррелируют с результатами, полученными в ходе упомянутого выше социологического исследования В. Н. Стегния и другими аналогичными исследованиями. 61 % опрошенных студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета положительно оценили роль И. В. Сталина в Великой Отечественной войне. По данным Левада-Центра, отношение к Сталину сильно дифференцируется в зависимости от возраста, образовательного уровня, типа населённого пункта и потребительского статуса респондента. Если в целом по стране за последние годы выросло позитивное восприятие вождя, то среди москвичей, состоятельных россиян и россиян с высоким образовательным уровнем преобладает негативная оценка Сталина и его политики [3]. Выдающуюся роль в победах над германским вермахтом сыграл Г. К. Жуков, которого Сталин направлял на самые сложные и ответственные участки войны. Большинство респондентов отметили этот факт.

Вторая тенденция связана с противоречивостью исторического сознания и низким уровнем знаний о Великой Отечественной войне у каждого десятого опрошенного, которые не смогли отличить военачальников Великой Отечественной и Гражданской войн. Так, некоторые студенты отметили вклад в победу над фашизмом В. И. Чапаева, М. Н. Тухачевского и В. К. Блюхера, участников Гражданской войны, которых к началу Великой Отечественной войны не было в живых. Одной из важных задач исследования было выявление мнений студентов о мероприятиях, способствующих формированию адекватных представлений современной молодежи о Великой Отечественной войне. Предложения респондентов представлены в табл. 5.

Ответы респондентов показывают, что наряду с традиционными мероприятиями (встречами с ветеранами Великой Отечественной войны, торжественными собраниями и митингами, посвященными Дню Победы) студенты считают важным активную деятельность в волонтерских движениях и поисковых отрядах, связанную с оказанием помощи ветеранам Великой Отечественной войны, поиском и анализом информации о без вести пропавших во время военных действий. Можно сделать вывод о стремлении большинства опрошенных поддерживать коллективную историческую память о Великой Отечественной войне как базе национального самосознания и преемственности поколений нашей страны.

Полученные данные подтверждают актуальность и значимость программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», разработанной Министерством образования и науки РФ [4].

Литература

1. В Минобрнауки предложили внедрить единый подход к преподаванию истории в вузах [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.infox.ru/science/enlightenment/2014/11/17/V_Minobrnauki_pryedl.phtml (дата обращения: 18.04.2015).

2. Москва, 16 апр — РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа : http://ria.ru/culture/20150416/1059018544. html#ixzz3XfQmy3Lw (дата обращения: 18.04.2015).

3. Сталин и его роль в истории страны [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.levada.ru/31-03-2015/stalin-i-ego-rol-v-istorii-strany (дата обращения: 18.04.2015).

4. Тавокин Е. П., Табатадзе И. А. К вопросу об исторической памяти о Великой Отечественной войне // Социологические исследования. 2010. № 5 (313). С. 62-66.

References

1. In the Ministry proposed to introduce a single approach to the teaching of history in higher education [Electronic resource] Access Mode : http://www.infox.ru/science/enlightenment/2014/11/17/V_Minobrnauki_pryedl.phtml (reference date: 18.04.2015).

2. Moscow, 16 APR — news [Electronic resource] Access Mode : http://ria.ru/culture/20150416/1059018544.html#ixzz3XfQmy3Lw (reference date: 18.04.2015).

3. Stalin and his role in the country's history [Electronic resource] Access Mode: http://www.levada.ru/31-03-2015/stalin-i-ego-rol-v-istorii-strany (reference date: 18.04.2015).

4. Tabakin E. P., Tabatadze, I. A. On the issue of historical memory about the great Patriotic war // Sociological researches. No. 5 (313). 2010. P. 62-66.

www.avu.usaca.ru

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.