Научная статья на тему 'Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп'

Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
465
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОБРАЗЫ ПОБЕДЫ / СПОСОБЫ МЕМОРИЗАЦИИ / COLLECTIVE MEMORY / MASS CONSCIOUSNESS / LARGE SOCIAL GROUPS / WORLD WAR II / GREAT PATRIOTIC WAR / IMAGES OF VICTORY / WAYS OF MEMORIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Татьяна Петровна, Мишарина Анна Владимировна

В статье изложены результаты поискового этапа исследования, посвященного изучению различных способов меморизации Великой Победы: общественные события, художественные фильмы, школьные учебники, интернет-проекты и т. д. Исследование проводилось методом структурированного интервью. На основе контент-анализа ответов 50 человек, представляющих три социальные группы общества (студенты, неработающие взрослые и неработающие пенсионеры), были выявлены основные характеристики образов Победы в Великой Отечественной войне, а также роль различных источников в формировании этих представлений. Определено, что центральным общественным событием, формирующим образ Победы у представителей всех социальных групп, является Парад Победы 9 мая. При этом трактовка этого события не всегда однозначна: если представители группы неработающих пенсионеров видят в нем позитивное событие, проявление уважительного отношения к ветеранам и напоминание о празднике окончания войны, то группа работающих взрослых отмечает нерациональное использование финансовых ресурсов, которые можно было бы потратить на улучшение быта ветеранов, а студенты зачастую видят в парадах 9 мая лишь формализм, неискренность и фальшь со стороны устроителей и участников. Респонденты уделяют должное внимание фильмам о войне и считают их важным способом передачи следующим поколениям знаний о войне, ее цене и событиях. Наиболее важным в таких фильмах респонденты группы неработающих пенсионеров считают патриотизм и готовность к самопожертвованию у главных героев, работающие взрослые отмечают, что эти фильмы прежде всего напоминание всем о том, как важно не допустить войны, о том, какой страшной трагедией стала война для каждой семьи. Студенты же ищут в фильмах о войне достоверную информацию о событиях тех лет, а также образцы поведения их ровесников в суровых и экстремальных условиях. Исследование показывает, что взгляды различаются у представителей социальных групп. Тем не менее остаются очевидными интегрирующий характер воспоминаний о событиях войны и необходимость более детального изучения представлений о ней в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commemoration of Victory in the Great Patriotic War as Perceived by Various Social Groups

The article presents the outcomes of the exploratory phase of our study, which focused on various ways to memorialize the victory, such as social events, movies, textbooks, Internet projects, etc. The research was conducted by means of a structured interview followed by content analysis of the responses given by 50 representatives of three social groups students, unemployed adults and retirees. They identified the main characteristics of the images of the war Victory and outlined the various sources behind these representations. We have discovered that the Victory Day parade on May 9th is the crucial social event in forming the image of Victory in all social groups. The interpretation of this event, however, is not always unambiguous while pensioners see it in the positive light, as a manifestation of respect for veterans and a reminder of the end of the War, working adults note misallocation of financial resources that could have been spent on improving the veterans’ housing conditions. Students frequently see the May 9 parade as merely a formal event, marked with insincerity and hypocrisy on the part of the organizers and participants. Respondents pay due tribute to films about the war and consider them an important tool of transmitting knowledge about the war, its costs and events to the future generations. Pensioners single out patriotism and readiness for self-sacrifice as the films’ major features. Working adults tend to view them as a reminder to us all about the importance of preventing war, and about the terrible tragedy war brought into the life of every family. Students seek reliable information about the wartime events and look for models of behavior of their peers under such extreme conditions. The study has shown that the views of the image of victory and the methods of its commemoration obviously differ between the three social groups. Nevertheless, it is clear that memories of the events of the Great Patriotic War are integrative for the society and thus deserve a more detailed study.

Текст научной работы на тему «Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп»

Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп*

Т. П. Емельянова (Московский гуманитарный университет), А. В. Мишарина («Ком-Денталь», г. Москва)

В статье изложены результаты поискового этапа исследования, посвященного изучению различных способов меморизации Великой Победы: общественные события, художественные фильмы, школьные учебники, интернет-проекты и т. д.

Исследование проводилось методом структурированного интервью. На основе контент-анализа ответов 50 человек, представляющих три социальные группы общества (студенты, неработающие взрослые и неработающие пенсионеры), были выявлены основные характеристики образов Победы в Великой Отечественной войне, а также роль различных источников в формировании этих представлений. Определено, что центральным общественным событием, формирующим образ Победы у представителей всех социальных групп, является Парад Победы 9 мая. При этом трактовка этого события не всегда однозначна: если представители группы неработающих пенсионеров видят в нем позитивное событие, проявление уважительного отношения к ветеранам и напоминание о празднике окончания войны, то группа работающих взрослых отмечает нерациональное использование финансовых ресурсов, которые можно было бы потратить на улучшение быта ветеранов, а студенты зачастую видят в парадах 9 мая лишь формализм, неискренность и фальшь со стороны устроителей и участников.

* Исследование выполняется по проекту «Коллективная память о победе в Великой Отечественной войне в сознании больших групп общества (к 70-летию Победы)» (грант РГНФ №14-36-01021).

The article was written as part of the project titled "Collective Memory ofthe Victory in the Great Patriotic War in the Minds of Large Groups of Society (Approaching the 70th Anniversary of Victory)" (supported by the Russian Foundation for the Humanities, grant No. 14-36-01021).

Респонденты уделяют должное внимание фильмам о войне и считают их важным способом передачи следующим поколениям знаний о войне, ее цене и событиях. Наиболее важным в таких фильмах респонденты группы неработающих пенсионеров считают патриотизм и готовность к самопожертвованию у главных героев, работающие взрослые отмечают, что эти фильмы прежде всего — напоминание всем о том, как важно не допустить войны, о том, какой страшной трагедией стала война для каждой семьи. Студенты же ищут в фильмах о войне достоверную информацию о событиях тех лет, а также образцы поведения их ровесников в суровых и экстремальных условиях.

Исследование показывает, что взгляды различаются у представителей социальных групп. Тем не менее остаются очевидными интегрирующий характер воспоминаний о событиях войны и необходимость более детального изучения представлений о ней в обществе.

Ключевые слова: коллективная память, массовое сознание, большие социальные группы, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, образы Победы, способы ме-моризации.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшие исторические события отечественной истории, такие как победа в Великой Отечественной войне, затрагивают все слои и группы российского общества. Наши предыдущие исследования (Емельянова, 2012; Кузнецова (Мишарина), 2012; 2013) и исследования других авторов (Афанасьева, Меркушин, 2005) показывают, что именно победа в войне является для всех исследованных групп российского общества наиболее значимым событием в истории России. При этом обилие новой информации, различные трактовки событий войны, высказываемые в литературе и в СМИ, порождают разные представления о факторах, способствовавших Победе. Факторами, определяющими различия в содержании коллективных воспоминаний, могут быть принадлежность к той или иной возрастной когорте, уровень образования, полотипические характеристики, преобладающие жизненные аксиомы, социальная идентичность членов групп и др.

Коллективная память о Победе спустя 70 лет обрела новые черты и актуализируется на новом уровне в соответствии с запросами, потребностями, коллективными чувствами и эмоциями, свойственными сегодняшней жизни социальных групп. Наши предыдущие исследования позволяют утверждать, что конструирование образов коллективной памяти, поддержание ее определенных смысловых элементов происходит за счет целенаправленной мемо-ризации, пропагандистской работы, а также стихийных процессов в психологии групп. Раскрытие особенностей этих процессов и механизмов по отношению к событиям и итогам Великой Отечественной войны может внести вклад в понимание факторов, определяющих различия в содержании коллективных воспоминаний в той или иной возрастной когорте. Важной проблемой является также выявление таких социетальных факторов коллективных воспоминаний, как патриотический дух народа, сплоченность вокруг национальных символов, разноплановый и разноуровневый (межличностный, групповой, в СМИ) дискурс о событиях войны. Для нашего исследования особенно важно выявление путей сохранения образа войны и Победы в коллективной памяти (способы меморизации, ознаменования, характер чествования ветеранов и др.); процессы изменения в содержании памяти от поколения к поколению.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представляемое исследование носит поисковый характер и посвящено способам ознаменования событий Великой Отечественной войны: характеру чествования ее ветеранов, акцентам в пропагандистских и образовательных материалах, особенностям тематической кинопродукции и интернет-ресурсов. Мы ставили задачу изучить, как их содержание отобра-

жается в коллективной памяти граждан, как формируется образ Победы и какие из источников вносят в него наибольший вклад.

В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 20 лет до 91 года, мужчины и женщины в равной пропорции, представители трех социальных групп — студенты, работающие взрослые, неработающие пенсионеры. С респондентами было проведено полуструктурированное интервью, в процессе которого задавались вопросы относительно способов чествования и меморизации событий Великой Отечественной войны и отношения к ним респондентов. По итогам контент-анализа ответов нами были получены следующие результаты.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

В начале интервью респондентам было предложено рассказать о наиболее запомнившихся им мероприятиях и общественных событиях в ознаменование Победы. Кроме того, респондентам было предложено дать свою оценку этих событий и рассказать о своем в них участии. В табл. 1 указаны наиболее часто упомянутые события, а также их оценка респондентами.

Практически все респонденты трех исследованных групп назвали среди наиболее заметных общественных событий Парад Победы, который по праву можно признать наиболее масштабным, регулярным и содержательно ценным для всех категорий респондентов мероприятием. Тем не менее были обнаружены и отличия в оценке различными группами респондентов этого и других общественных событий, посвященных войне.

Для группы неработающих пенсионеров Парад Победы — это праздник, наполненный переживаниями прошлого, день торжества и радости. Некоторые из участников опроса были свидетелями Парада Победы 1945 г., потому их отношение к этому празднику особенно эмоционально. Все респонденты дают высоко позитивную оценку ежегодным парадам. Большинство активно и с удовольствием участвовали в них во времена юности и в период трудовой деятельности. Со слов респондентов, эти парады всегда были большим и светлым праздником, давали чувство единения народу. Сейчас большинство респондентов с удовольствием смотрят Парад Победы по телевизору и считают, что это мероприятие подчеркивает силу и мощь нашей страны, а также отдает должное памяти героев. Кроме того, среди часто упоминаемых общественных событий в группе неработающих пенсионеров оказались события послевоенного периода (20% ответов). Эти события не относились к категории ознаменования, но напрямую связывали жизнь участников опроса с событиями войны — это были мероприятия по восстановлению социальной инфраструктуры и экономики, восстановление заводов, работа по трудодням. Для этой группы респондентов воспоминания о войне неотделимы от тягот и лишений послевоенного периода. Около 10% респондентов отметили среди общественных мероприятий чествования Победы праздничные концерты, транслируемые по центральным телевизионным каналам. Для неработающих пенсионеров такие концерты стали неотъемлемой составляющей Дня Победы, утверждающей праздничный статус этого дня. Также для этой группы в качестве события по ознаменованию Великой Победы важны встречи ветеранов войны. Такие встречи позволяют им чувствовать гордость за свое прошлое, а также дают ощущение причастности к группе единомышленников.

Работающие взрослые также часто упоминали Парад Победы, около трети респондентов участвовали в парадах и митингах 9 мая вместе с рабочими коллективами, меньшее количество (около 10%) — с семьями. Большая часть респондентов относятся к Параду Победы положительно, считают его грандиозным, масштабным и трогательным, важным для увекове-

Таблица 1

КАКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, ЗАПОМНИЛИСЬ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Table 1

WHICH PUBLIC EVENTS DEVOTED TO THE GREAT PATRIOTIC WAR DO YOU REMEMBER BEST?

Событие Значение Труппа Частота упоминания, % от общего числа респондентов

Парад Победы Мощь, масштабность, гордость за свое вооружение, восторг, общий порыв по всей стране, трогательность, возможность увидеть ветеранов, формализм Во всех группах 73

События послевоенных лет, восстановление страны Радость освобождения, бытовые сложности, тяготы послевоенных лет Пенсионеры 20

Встречи с ветеранами Большое значение, возможность получить информацию, уважение Студенты, взрослые 17

Встречи обществ ветеранов Причастность, гордость, признание Пенсионеры 13

Организованные митинги и демонстрации Непонимание цели, формализм Студенты 10

Раздача георгиевских ленточек Чувство причастности Взрослые 10

Праздничные концерты Торжественность, позитивные эмоции Пенсионеры 10

Шествие «Бессмертный полк» Впечатляет искренностью и общей включенностью Взрослые 5

чения памяти героев войны и для передачи последующим поколениям памяти о событиях войны, воспитания уважения к ее событиям и участникам. В то же время около трети респондентов характеризуются амбивалентным отношением к Параду Победы — они считают, что большие расходы на эти мероприятия стоило бы направить на улучшение качества жизни ветеранов. Некоторые респонденты в группе работающих взрослых отметили такие события, как раздача георгиевских ленточек — положительно оцениваемое ими событие, дающее чувство единства и причастности к Победе, а также шествие «Бессмертный полк», прошедшее во многих городах страны. Наши респонденты не участвовали в нем, но отметили это событие как крайне полезное, трогательное, важное для сохранения и передачи памяти о героях войны следующим поколения. Кроме того, отдельные участники упомянули о митингах и шествиях неонацистских организаций, вызывающих резко негативную оценку и возмущение. И в группе студентов, и в группе работающих взрослых респонденты отметили важность встреч с ветеранами войны в ознаменование Победы (всего 17% упоминаний). Участники отмечают, что эти встречи вызывают у них сильные эмоции, на них можно полу-

чить ценную достоверную и подробную информацию о военных днях от очевидцев, отдать дань уважения героям войны.

Студенты также отмечают значимость и важность Парада Победы как способа чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Кроме того, респонденты этой группы отмечали также особую роль этого мероприятия в демонстрации военной мощи и силы нашей страны потенциальным сегодняшним противникам. В то же время часть респондентов (около 30%) высказали свое неодобрение из-за неискренности, излишнего пафоса этого мероприятия, отсутствия полного осознания смысла происходящего у большинства участников и наблюдателей. Студенты вспоминают, что им часто приходилось участвовать в митингах и шествиях в школьные годы, но тогда они делали это с неохотой, так как проходили они в принудительном порядке и без объяснения сути мероприятия. Подобный формализм со стороны организаторов сформировал скептическое отношение у представителей группы студенчества по отношению к мероприятиям чествования Победы.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Отдельный блок интервью был посвящен изучению художественных фильмов о Великой Отечественной войне, которые произвели наибольшее впечатление на участников опроса. У респондентов также уточнялось, чем для них особенно примечателен тот или иной фильм и каков характер его главных героев. В табл. 2 представлены фильмы, названные более чем один раз.

Таблица 2

КАКИЕ КИНОФИЛЬМЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПРОИЗВЕЛИ НА ВАС НАИБОЛЬШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ?

Table 2

WHICH MOVIES ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR HAVE IMPRESSED YOU MOST?

Фильм Частота упоминаний

(% от общего числа респондентов)

В бой идут одни старики 23

А зори здесь тихие... 23

Молодая гвардия 17

Они сражались за родину 17

Летят журавли 15

Мы из будущего 10

Офицеры 10

Освобождение 7

Сталинград 7

Ленинград. Город живых 7

Горячий снег 7

Батальоны просят огня 7

Солдатами не рождаются 7

Штрафбат 7

Баллада о солдате 7

Обращаясь к поиску ключевых содержательных пунктов наиболее популярных среди респондентов кинофильмов, мы использовали контент-анализ описаний достоинств и особенностей главных героев, данных участниками опроса. Описывая фильм «В бой идут одни старики», респонденты отмечали прежде всего его искренность и позитивный настрой, а у героев — оптимизм, бесстрашие и готовность к самопожертвованию во благо Родины. Для респондентов этот фильм прежде всего о победе добра над злом и об умении героев сохранить себя и интерес к жизни в тяжелое военное время. Фильм «А зори здесь тихие...» также близок респондентам своей искренностью и сильным эмоциональным откликом на судьбу юных героинь фильма, продемонстрировавших поразительную отвагу и мужество. Фильмы «Молодая гвардия» и «Они сражались за родину», наиболее популярные в группе неработающих пенсионеров, отмечены ими как пример подлинного патриотизма, мужества, несгибаемой воли к победе его героев. Чаще всего респонденты указывали на перевоплощение героев в течение фильма — обычные юноши и девушки в силу экстремальных обстоятельств становятся настоящими воинами, они преодолевают свои страхи и отдают все, что могут, во имя победы. Фильм «Летят журавли» был упомянут респондентами категории работающих взрослых. Для них этот фильм — прежде всего киноповествование о семейной трагедии, о людях, чьи судьбы исковерканы войной. Респонденты группы работающих взрослых отмечают трагичность и пронзительную эмоциональность фильма, они сопереживают героям и сочувствуют их горю. Этот фильм, по словам респондентов, напоминание об ужасах войны и о том, как важно ее не допустить. Отметим, что ответы респондентов старшего поколения отличались большой гомогенностью — половина респондентов группы неработающих пенсионеров назвали фильмы «Молодая гвардия» и «Они сражались за родину», около трети упомянули фильмы «А зори здесь тихие.» и «В бой идут одни старики». В то время как респонденты из группы студентов практически не повторялись в ответах, они вспомнили большое число разных фильмов, каждый из которых упоминался по одному-два раза. Именно эта группа продемонстрировала знание широкого спектра менее популярных фильмов, не вошедших в таблицу из-за низкой частоты упоминания («Обыкновенный фашизм», «Отец солдата», «Воздушный извозчик», «Смерш», «Диверсант», «Звезда», «Сволочи», «Крепкий орешек» и т. д.). Разнообразием отличаются и причины выбора этих фильмов — от доверия к достоверности информации в фильме («Обыкновенный фашизм») до отождествления себя с героем и сопереживания судьбе ровесника («Сволочи») и простого удовольствия от бесхитростного и позитивного сюжета («Крепкий орешек»).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОН ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Данные исследования показали, что роль интернет-ресурсов в формировании облика Победы в целом ограниченна. Только респонденты группы студентов смогли вспомнить и охарактеризовать специализированные ресурсы, посвященные событиям войны, которыми они пользуются либо пользовались ранее. Наибольшей популярностью пользуется универсальная интернет-энциклопедия «Википедия» (https://ru.wikipedia.org), ее указали 30% респондентов этой группы. Как правило, они обращаются к нему для получения быстрых и кратких справок по интересующим вопросам о событиях войны в связи с личным интересом либо необходимостью подготовки докладов и рефератов. Отдельные респонденты отметили электронный архив «Мемориал» (www.obd-memorial.ru) — электронный банк данных, содержащий информацию о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период. Участники использовали его для поиска информации о пропавших без вести родственниках или знакомых. С аналогичны-

ми запросами несколько респондентов обращались на сайт «Победители. Солдаты Великой войны» (www.pobediteli.ru), представляющий собой обобщенную базу данных участников войны. Кроме того, студенты ищут информацию о событиях войны на различных информационных сайтах, без отсылки к какому-то конкретному источнику. Это могут быть статьи, заметки, электронные версии книг — все, что, по мнению респондентов, помогает им построить более объективную и правдивую картину событий военного периода. Таким образом, можно отметить, что Интернет для участников опроса — не самый популярный источник информации о войне. Прежде всего это способ для группы студентов найти информацию о событиях либо участниках войны. Других видов активности в интернет-пространстве (как, например, участие в интернет-проектах, обсуждения в блогах, на форумах, обмен информацией) в данном исследовании зафиксировано не было.

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В нашем исследовании респондентам также был задан вопрос о том, как в школьных учебниках, по которым они учились, описывались события войны. Результаты представлены в табл. 3.

Стоит отметить, что в группе студентов, недавно закончивших обучение по курсу отечественной истории, 70% респондентов заявили, что не помнят содержания учебников о событиях Великой Отечественной войны либо помнят фрагменты информации, конкретные сражения, имена отдельных полководцев. Часть респондентов (20%) отмечают неудовлетворенность информаций в школьных учебниках, считают ее однобокой, пафосной, не соответствующей действительности.

В группе работающих взрослых все респонденты смогли вспомнить содержание и характер оценки Великой Отечественной войны, данные школьными учебниками. Более трети уча-

Таблица 3

ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ — КАК В НИХ ОПИСЫВАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯЯ ВОЙНА?

Table 3

DO YOU REMEMBER HOW THE GREAT PATRIOTIC WAR WAS PRESENTED IN SCHOOL TEXTBOOKS OF YOUR TIMES?

Труппа Утверждение Частота (%)

Студенты не помню, помню отрывками 70

описание основных сражений, количества жертв 20

схематичность, однобокость, пафосность описания 20

Работающие перечисление основных событий 40

взрослые как защита от внешнего террора, отражение нападения 20

о цене победы, о количестве жертв 20

великий подвиг всего советского народа над фашистами 20

Пенсионеры учились до войны / когда еще не было таких учебников 60

справедливая оценка 30

освободительная война от фашистов 20

воспевался героизм советских людей 10

стников смогли достаточно подробно и логично пересказать ход основных событий войны, о которых они узнали из этих учебников. Как считают респонденты, история войны в школьных учебниках преподносится с точки зрения цены победы и количества жертв в ней, с подчеркиванием великого подвига советского народа. Часть респондентов обращали особое внимание на то, что в учебниках подтверждается оборонительный характер военных действий, защита нашей армии от внешнего агрессора. Этот акцент особенно важен для респондентов с учетом участившихся заявлений современных иностранных исследователей, представляющих СССР как зачинщика Второй мировой войны, недооценивающих вклад СССР в победу, и прочих попыток трансформации образа войны и ее участников.

В группе неработающих пенсионеров большинство респондентов закончили обучение в школе до того, как события Великой Отечественной войны вошли в школьную программу, потому они не отвечали на этот вопрос. Треть респондентов отметила, что считает информацию в школьных учебниках правдивой и справедливой, 20% считают, что в учебниках особенно подчеркивается освободительный характер действий Советской армии, 10% считают, что в школьных учебниках отводится особая роль подчеркиванию героизма советского народа в годы войны.

ЧЕСТВОВАНИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

В качестве обобщающего вопроса в конце интервью мы спросили респондентов, чего, с их точки зрения, не хватает в существующих мероприятиях чествования Великой Отечественной войны. Как оказалось, респонденты в разных социальных группах отличаются по видению должного ознаменования Великой Победы.

Так, неработающие пенсионеры в большей степени довольны мероприятиями чествования Победы. Респонденты, относящиеся к категории ветеранов (более половины из опрошенных), высказывают свое удовлетворение существующими льготами и вниманием, оказываемым им по поводу участия в войне (либо работы в тылу). Около 30% неработающих пенсионеров считают, что ветеранам не хватает внимания и заботы, а также уважения со стороны молодежи. Некоторые респонденты отмечают, что на данный момент всем не хватает исполнения обещаний, данных правительством. Большая часть работающих взрослых полагают, что необходимо проводить меньше формальных мероприятий и больше оказывать реальной поддержки ветеранам, прежде всего — улучшать их жилищные и бытовые условия. Треть респондентов этой группы отмечают необходимость воспитания молодого поколения, разъяснения им причин и событий военного периода с помощью демонстрации старых советских фильмов и исполнения военных песен, регулярных встреч с ветеранами. Отдельные респонденты отметили, что чествование Победы происходит слишком громко, в то время как этому дню скорее соответствует тихая скорбь. Рассуждая о должном подходе к чествованию Победы в войне, участники из группы студентов прежде всего говорили о необходимости сделать это более осмысленным, искренним и объективным. Студенты отмечают, что большинству, в том числе и им самим, не хватает понимания смысла событий войны, их беспокоит множественность их трактовок. Многие респонденты этой группы испытывают недоверие к имеющейся информации о войне, ощущают ее острую нехватку и заявляют о желании узнать правду о военных событиях. Около трети участников также отмечают необходимость оказывать адресную помощь ветеранам, улучшать их жилищные условия вместо проведения затратных мероприятий празднования Победы. Студенты считают, что необходимо проводить больше трансляций документальных передач и фильмов о войне и интервью с ветеранами, экскурсий и поездок на места сражений и памятные места, на основе которых можно было бы составить достоверную и полную картину событий Великой Отечественной войны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, наше поисковое исследование показало богатство и противоречивость отношения к празднованию Великой Победы. Налицо информационный разрыв между поколениями респондентов — для всех события войны имеют высокую эмоциональную значимость, но если оценки и впечатления неработающих пенсионеров достаточно согласованны и однозначны, то поколение современной молодежи демонстрирует высокую степень скепсиса по отношению к существующим традициям, сомнения и неуверенность в своих знаниях о событиях войны. Ключевое значение в ознаменовании Победы для всех респондентов заключается в закреплении чувства причастности, единства народа, а также в возможности передать следующим поколениям воспоминания об этом значимом событии. Это в очередной раз доказывает особую роль Великой Отечественной войны в коллективной памяти народа, а также доказывает интегрирующую роль коллективной памяти в сохранении групповой идентичности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьева, А. И., Меркушин, В. И. (2005) Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. №5. С. 11-22.

Емельянова, Т. П. (2012) Коллективная память в контексте обыденного политического сознания [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №4. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/4/Emelianova_Collective-Memory [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2014).

Кузнецова (Мишарина), А. В. (2012) Суждения о политической власти и коллективные воспоминания представителей различных поколений о значимых событиях исторического прошлого России // Актуальные проблемы социальной психологии: вопросы теории и практики : сборник научных трудов. М. : МГППУ. 207 с. С. 150-159.

Кузнецова (Мишарина), А. В. (2013) Коллективные воспоминания о политической власти в различные исторические периоды у представителей разных социальных групп россиян // Социальная психология и общество. № 3. С. 102-115.

Дата поступления: 30.08.2014 г.

COMMEMORATION OF VICTORY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR AS PERCEIVED BY VARIOUS SOCIAL GROUPS T. P. Emelianova (Moscow University for the Humanities), A. V. Misharina (Com-Dental LLC, Moscow)

The article presents the outcomes of the exploratory phase of our study, which focused on various ways to memorialize the victory, such as social events, movies, textbooks, Internet projects, etc.

The research was conducted by means of a structured interview followed by content analysis of the responses given by 50 representatives of three social groups — students, unemployed adults and retirees. They identified the main characteristics of the images of the war Victory and outlined the various sources behind these representations. We have discovered that the Victory Day parade on May 9th is the crucial social event in forming the image of Victory in all social groups. The interpretation of this event, however, is not always unambiguous — while pensioners see it in the positive light, as a manifestation of respect for veterans and a reminder of the end of the War, working adults note mis-allocation of financial resources that could have been spent on improving the veterans' housing conditions. Students frequently see the May 9 parade as merely a formal event, marked with insincerity and hypocrisy on the part of the organizers and participants.

Respondents pay due tribute to films about the war and consider them an important tool of transmitting knowledge about the war, its costs and events to the future generations. Pensioners single out patriotism and readiness for self-sacrifice as the films' major features. Working adults tend to view them as a reminder to us all about the importance of preventing war, and about the terrible tragedy war brought into the life of every family. Students seek reliable information about the wartime events and look for models of behavior of their peers under such extreme conditions.

The study has shown that the views of the image of victory and the methods of its commemoration obviously differ between the three social groups. Nevertheless, it is clear that memories of the events of the Great Patriotic War are integrative for the society and thus deserve a more detailed study.

Keywords: collective memory, mass consciousness, large social groups, World War II, Great Patriotic War, images of Victory, ways of memorialization.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Afanasieva, A. I. and Merkushin, V. I. (2005) Velikaia Otechestvennaia voina v istoricheskoi pa-miati rossiian [The Great Patriotic War in the Historical Memory of Russians]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 5, pp. 11-22. (In Russ.).

Emelianova, T. P. (2012) Kollektivnaia pamiat' v kontekste obydennogo politicheskogo soznaniia [Collective Memory in the Context of Everyday Political Consciousness]. Informatsionnyi gu-manitarnyi portal «Znanie. PonimanieUmenie», no. 4 [online] Available at: http://www.zpu-jour-nal.ru/e-zpu/2012/4/Emelianova_Collective-Memory [archived in WebCite] (accessed 10.08.2014) (In Russ.).

Kuznetsova (Misharina), A. V. (2012) Suzhdeniia o politicheskoi vlasti i kollektivnye vospominani-ia predstavitelei razlichnykh pokolenii o znachimykh sobytiiakh istoricheskogo proshlogo Rossii [Judgments about Political Power and the Collective Memories of the Significant Events of Russia's Past in Various Generations]. In: Aktual'nye problemy sotsial'noi psikhologii: voprosy teori i prak-tiki [Topical Issues of Social Psychology: Problems of Theory and Practice] : a collection of articles. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ. 207 p. Pp. 150-159. (In Russ.).

Kuznetsova (Misharina), A. V. (2013) Kollektivnye vospominaniia o politicheskoi vlasti v razlich-nye istoricheskie periody u predstavitelei raznykh sotsial'nykh grupp rossiian [Collective Memories of Political Power during Various Historical Periods in Different Social Groups]. Sotsial'naia psikhologiia i obshchestvo, no. 3, pp. 102-115. (In Russ.).

Submission date: 30.08.2014.

Емельянова Татьяна Петровна — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: t_emelyanova@ inbox.ru

Мишарина Анна Владимировна — менеджер по персоналу ООО «Ком-Денталь», г. Москва. Адрес: 103104, Россия, г. Москва, Большой Козихинский пер., д. 7, стр. 2. Тел.: +7 (495) 580-30-80. Эл. адрес: nutkins@mail.ru

Emelianova Tatiana Petrovna, Doctor ofPsychology, Professor, Department ofSocial and Ethnical Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-56-11. E-mail: t_emelyanova@inbox.ru

Misharina Anna Vladimirovna, HR-manager, Com-Dental LLC, Moscow. Postal address: 7-2 Bol-shoi Kozikhinsky Lane, Moscow, Russian Federation, 103104. Tel.: +7 (495) 580-30-80. E-mail: nutkins@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.