Научная статья на тему 'Великая культура России: объективная реальность или «Фигура речи»?'

Великая культура России: объективная реальность или «Фигура речи»? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2244
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / THE GREAT CULTURE OF RUSSIA / CULTURAL PRIORITIES / CULTURAL BORROWING / CULTURAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аронов А.А.

Статья рассматривает объективное, реальное, подтверждённое множеством конкретных фактов действительное место отечественной культуры в общей сокровищнице мировой культуре. Автор доказывает правомерность и корректность понятия «великая культура России». История вопроса такова, что именно культуре Руси-России доведётся пережить тяжелейшие потрясения в своей истории: татаро-монгольское иго, державшееся на Руси два с половиной века, польско-шведская интервенция начала XVII века, Отечественная война 1812 года, послереволюционное лихолетие в 19171920-х годах, тоталитарный режим в СССР сталинского образца. И тем не менее великая российская культура сумела пережить все потрясения, все коллизии и при этом не просто существовать, а созидать, творить, побеждать и развиваться. Такое подвластно только великой культуре. Именно в России в течение 100 лет существовало такое уникальное историко-культурное явление, как крепостная интеллигенция, не имеющее аналога в истории цивилизации. Вопреки крепостническому гнёту, совершенно бесправные люди поднимались к высотам культуры. И это ещё одно убедительное доказательство мощи отечественной культуры, её подлинного величия. В статье также приводятся и другие аргументы в пользу обязывающего вывода о великой культуре России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT CULTURE OF RUSSIA: OBJECTIVE REALITY OR "FIGURE OF SPEECH"?

The article examines the objective, the real, confirmed by the numerous specific facts of the actual position of national culture in the common Treasury of world culture. The author proves the validity and correctness of the concept of “great Russian culture”. The history of the issue is that the culture of Russia Russia is going to experience severe shocks in its history: the Tatar-Mongol yoke, which was kept in Russia 2.5 century, the Polish-Swedish intervention of the early 17th century, Patriotic war of 1812, the post-revolutionary years of 1917 20-s’, totalitarian regime in the Stalinist USSR of the sample. And yet, the great Russian culture managed to survive all shocks, all collisions and not just to exist but to build, to create, to win and develop. Subject only to such great culture. In Russia for 100 years there was such a unique historical and cultural phenomenon of serf intelligentsia, which has no analogue in the history of civilization. Contrary to feudal oppression, completely disenfranchised people rose to the heights of culture. And this is another convincing proof of the power of national culture, its true greatness. The article also provides other arguments in favor of binding conclusion about the great culture of Russia.

Текст научной работы на тему «Великая культура России: объективная реальность или «Фигура речи»?»

ЕЛИКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ «ФИГУРА РЕЧИ»?

УДК 008

А. А. Аронов

Московский государственный институт культуры

Статья рассматривает объективное, реальное, подтверждённое множеством конкретных фактов действительное место отечественной культуры в общей сокровищнице — мировой культуре. Автор доказывает правомерность и корректность понятия «великая культура России». История вопроса такова, что именно культуре Руси-России доведётся пережить тяжелейшие потрясения в своей истории: татаро-монгольское иго, державшееся на Руси два с половиной века, польско-шведская интервенция начала XVII века, Отечественная война 1812 года, послереволюционное лихолетие в 1917— 1920-х годах, тоталитарный режим в СССР сталинского образца. И тем не менее великая российская культура сумела пережить все потрясения, все коллизии и при этом не просто существовать, а созидать, творить, побеждать и развиваться. Такое подвластно только великой культуре. Именно в России в течение 100 лет существовало такое уникальное историко-культурное явление, как крепостная интеллигенция, не имеющее аналога в истории цивилизации. Вопреки крепостническому гнёту, совершенно бесправные люди поднимались к высотам культуры. И это ещё одно убедительное доказательство мощи отечественной культуры, её подлинного величия. В статье также приводятся и другие аргументы в пользу обязывающего вывода о великой культуре России. Ключевые слова: великая культура России, культурные приоритеты, культурные заимствования, культурное взаимодействие.

A. A. Aronov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE GREAT CULTURE OF RUSSIA: OBJECTIVE REALITY OR "FIGURE OF SPEECH"?

The article examines the objective, the real, confirmed by the numerous specific facts of the actual position of national culture in the common Treasury of world culture.

The author proves the validity and correctness of the concept of "great Russian culture". The history of the issue is that the culture of Russia — Russia is going to experience severe shocks in its history: the Tatar-Mongol yoke, which was kept in Russia 2.5 century, the Polish-Swedish intervention of the early 17th century, Patriotic war of 1812, the post-revolutionary years of 1917 — 20-s', totalitarian regime in the Stalinist USSR of the sample. And yet, the great Russian culture managed to survive all shocks, all collisions and not just to exist but to build, to create, to win and develop. Subject only to such great culture. In Russia for 100 years there was such a unique historical and cultural phenomenon of serf intelligentsia, which has no analogue in the history of civilization. Contrary to feudal oppression, completely disenfranchised people rose to the heights of culture. And this is another convincing proof of the power of national culture, its true greatness. The article also provides other arguments in favor of binding conclusion about the great culture of Russia.

Keywords: the great culture of Russia, cultural priorities, cultural borrowing, cultural interaction.

АРОНОВ АРКАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации 30 ARONOV ARKADY ALEKSEYEVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Full Doctor of Cultural

Studies, Head of Department of History, Cultural History and Museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation

e-mail: agkazakova@yandex.ru © Аронов А. А., 2016

Сегодня, когда Россия в силу ряда причин и обстоятельств оказалась в сложной ситуации, становится модно и даже в известном смысле слова престижно быть в оппозиции и только таким способом утвердиться в своих глазах, привлечь внимание к себе и заслужить чьё-то одобрение. Всё зарубежное в глазах скептиков выглядит предпочтительнее, осознаётся как жизненно необходимое. Рожать детей - только за рубежом, учиться детям - только за рубежом, постоянно жить - только за рубежом. На своей родине бывать эпизодически, только наездами. Наши наблюдения касаются не только многих звёзд шоу-бизнеса, но и россиян самых разных профессий. Наступает лето, и потоки российских туристов устремляются в другие страны, преимущественно -в экзотические. Видимо, привлекает «романтика»: там тайфуны, там опасные болезни, там высокая преступность, систематически происходят аварии с туристическими автобусами. Такое не может не привлекать. Показательно и другое: абсолютное большинство российских туристов никогда не были на Байкале, они не путешествовали по «Золотому кольцу России», не отправлялись на Валаам, не видели Волги, Амура, Енисея, Оби, Камы, не посещали Плес, воспетый Левитаном, только понаслышке знают про Абрамцево, Архангельское, Мураново, Шахматово, Михайловское и т.д.

В сложное для России время режиссёры, так называемые новаторы (Черняков и другие), переделывают русскую драматургию, оперную русскую классику и за эту кощунственную миссию становятся обладателями многих наград и премий.

Очевидной недооценке отечественной культуры во многом способствует телевидение. Лишь по двум каналам («Культура» и «Звезда») телезрители имеют счастливую возможность смотреть преимущественно отечественные фильмы. Тенденция пропаганды западного искусства зримо прослеживается на примере репертуара московских драматических театров. Исключение состав-

ляет лишь Малый театр, где и сегодня не забыт Александр Николаевич Островский.

А может быть, и в самом деле нет оснований для гордости за культуру Руси-России -как в прошлом, так и в настоящем?

Вопрос далеко не риторический, если учитывать, что число сомневающихся действительно растёт, а поиск истины без сомнений невозможен.

Мы полагаем, что у нас есть некоторые предпосылки для того, чтобы попытаться взвешенно, объективно ответить на поставленный вопрос. Так, в 2002 году издательство «Профиздат» выпустило достаточно большим тиражом (по сегодняшним меркам) наш биографический энциклопедический словарь «Вклад России в мировую культуру». Различные периоды истории отечественной культуры рассматриваются нами в таких работах, как: «Мировая художественная культура России. XX век», «Русское Предвозрождение», «История русской культуры», «Гении русской культуры», «Отечественная культура в период тоталитаризма (30-50-е годы XX века)», «Оттепель в истории отечественной культуры», «Дворянство в русской культуре», «Пушкин в истории русской культуры» и в других.

Сейчас и в дальнейшем, определяя реальное место отечественной культуры в мировой культуре, хотелось бы в связи с этим апеллировать к конкретным фактам. В противном случае, мы бы занимались мифотворчеством.

А факты говорят о следующем. С конца XIX века Россия стремительно, интенсивно, неудержимо будет укреплять свои приоритеты в мировой культуре. Это время украсится гордыми, звонкими именами россиян, которыми вправе гордиться вся земная цивилизация. Назовём хотя бы некоторых: И. П. Павлов, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, В. И. Вернадский, Н. И. Вавилов, И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров, К. Э. Циолковский, В. К. Зворыкин, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский,

А. М. Павлова, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, М. Л. Ростропович, Г. В. Свиридов, С. П. Королев и многие другие.

Наступление отечественной культуры на протяжении всего XX столетия было обусловлено рубежным временем конца XIX -начала XX века, которое русский Гегель XX века - Николай Александрович Бердяев -назвал культурным, духовным ренессансом. Этот ренессанс и не мог произойти раньше

- с учётом тех потрясений, которые довелось пережить Руси-России: татаро-монгольское иго (держалось два с половиной века; Русь своим героическим сопротивлением обескровила кочевников, спасла европейские страны, в том числе Италию, от нашествия), польско-шведская интервенция начала XVII века, решительные Петровские реформы, Отечественная война 1812 года. Не забудем и «бироновщину», когда попиралось всё русское и поощрялось всё немецкое.

Никто и никогда не станет утверждать, что культуры Италии, Германии, Франции, Испании, Великобритании не являются великими. О великом русском языке (а язык

- основа культуры) писал задолго до советского времени Михаил Васильевич Ло-моносов(1711- 1765)

Согласимся с тем, что сопоставление уникальных явлений надо делать весьма осторожно, корректно, «в белых перчатках». Можно сказать априори, что, например, культуры Италии и России являются уникальными (= великими), но как они соотносятся между собой? Или, быть может, нас рановато сравнивать с самой Италией? Обращаясь к фактам, справедливости ради заметим: феноменальный взлёт итальянской культуры на стадиях Проторенессанса (Данте, Петрарка, Джотто) и Высокого Ренессанса (Рафаэль, Леонардо, Микел-анджело) отдалён от нас многими веками (XIII - XVI века). В дальнейшем к этому высочайшему уровню итальянская культура никогда не подходила.

Посмотрим на культуры Италии и России уже в XX столетии, через призму самой пре-

стижной награды - Нобелевской премии. В данном случае мы опираемся на такой источник, как: Ларина О. В., Гитун Т. В. и др. «Лауреаты Нобелевской премии» (Москва: Дом славянской книги, 2006).

Премии по физике учреждены с 1901 года. Обладателями их стали:

Россияне: П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк, Л. Д, Ландау, Г. Н. Басов, А. М. Прохоров, П. Л. Капица, А. А. Абрикосов, Ж. И. Алферов, В. Л. Гинзбург.

Итальянцы: Г. Маркони, Э. Ферми, Э. Сег-ре, К. Рубиа.

Премии по химии учреждены с 1901 года. Обладателями их стали: Россияне: Н. Н. Семёнов, И. Р. Пригожин. Итальянцы: в списке лауреатов отсутствуют.

Были все основания для награждения Дмитрия Ивановича Менделеева Нобелевской премией, но в 1906 году Шведская королевская академия наук отказалась принять решение Нобелевского комитета о присуждении премии Д. И. Менделееву за периодическую систему элементов, и премия была присуждена Ф. Муассану за открытие фтора. Нелогичное решение было принято под давлением С. Аррениуса. Менделеев был противником теории электролитической диссоциации, разработанной Аррениусом.

Премия по физиологии и медицине была учреждена в 1901 году. Обладателями награды стали: Россияне: И. П. Павлов, И. И. Мечников. Итальянцы: К. Гольджи. Премия по экономике учреждена в 1969 году. Обладателями награды стали: Россияне: В. В. Леонтьев, Л. В. Канторович. Итальянцы: Ф. Модильяни. Примерное равенство находим только в отношении Нобелевской премии по литературе. Обладателями награды (присуждается с 1901 года) стали:

Россияне: И. А. Бунин, Б. Л. Пастернак, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, И. А. Бродский.

Итальянцы: Д. Кардуччи, Г. Делледа,

Л. Пиранделло, С. Квазимодо, Э. Монтале, Д. Фо.

Обратимся к недавно вышедшей работе: «100 великих архитекторов» (автор-составитель Д. К. Самин. Москва: Вече, 2016). Здесь в числе 100 великих - 25 россиян и 16 итальянцев.

Конечно, мы помним, что Италия - родина бельканто и многих замечательных вокалистов. Однако вспомним и другое: после блистательных выступлений Фёдора Ивановича Шаляпина в марте 1901 года на сцене «Ла Скала» в опере А. Бойто «Мефистофель» великий русский певец будет удостоен почётного титула «король бельканто». На картине польского художника Тадеуша Стыка (1912) за круглым столом сидят три великих певца: итальянец Энрико Карузо (в те годы - первый тенор мира), итальянец Титта Руффо (в те годы - первый баритон мира), русский Фёдор Иванович Шаляпин (первый бас мира). Показательно, что есть несколько художественных полнометражных фильмов о Карузо («Великий Карузо», «Молодой Карузо») и нет ни одной художественной картины о Шаляпине, поскольку не могут найти исполнителя главной роли. Если в известном американском фильме «Великий Карузо» в главной роли блестяще выступил, играл и пел итало-американский певец Марио Ланца, то выступить в роли Шаляпина в готовящихся в своё время на «Мосфильме» картинах, посвящённых русскому гению, не решились прославленные басы Большого театра, народные артисты Советского Союза Александр Павлович Огнивцев (1920 - 1981) и Евгений Евгеньевич Нестеренко (р. 1938, самый титулованный бас наших дней). С Карузо часто сравнивают таких выдающихся теноров, как Марио дель Монако, Беньямино Джильи, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Владимир Атлантов, Хосе Кура. Но никого из известных басов, выступавших на оперной сцене после смерти Шаляпина (1938), не считают возможным сравнивать с великим певцом. Более того, по мнению музыковедов, крити-

ков, дистанция между Шаляпиным и талантливыми басами (почти все они - россияне: В. Р. Петров, Л. М. Сибиряков, А. С. Пирогов, М. О. Михайлов, И. И. Петров, А. А. Эйзен, А. Ф. Ведерников, М. М. Корякин, В. И. Касторский, М. О. Рейзен, А. П. Огнивцев, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколов и другие) ещё больше увеличилась.

Конечно же, Италия - родина бельканто. Но на сегодня первый баритон мира - русский Дмитрий Хворостовский. Ещё недавно блистала на оперных сценах, в том числе Италии, первая меццо-сопрано мира - Елена Васильевна Образцова. Звездой мировой оперной сцены называют в наши дни Анну Нетребко, Марию Гулегину, Венеру Гимадиеву, Хиблу Герзмаву, Веронику Джиоеву.

Оказывается, можно по ряду параметров сравнивать различные культуры. Выясняется и другое: отечественная культура достойно выглядит в сравнении с любой великой культурой, в том числе с культурой Италии. Более того, свет культуры России мы видим на всех континентах.

Владимира Козьмича Зворыкина (1889 -1982; русский; в эмиграции с 1918 года, США) в Штатах называли «подарком американскому континенту». Изобретатель телевидения имел свыше 120 патентов, более 30 наград, Президентский диплом Почёта, орден Почётного легиона Франции и т.д.

Славу французской литературы приумножил Анри Труайя (Лев Тарасов, родился в Москве, 1911 - 2007). Он станет членом Французской академии, обладателем престижной Гонкуровской премии, кавалером Большого креста ордена Почётного легиона, командором Национального ордена заслуг, командором ордена Искусств и литературы. Им были написаны около 100 томов литературных произведений, из которых почти половина посвящена великой культуре Великой России.

Выдающиеся деятели отечественной и мировой культуры Иван Сергеевич Тургенев, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Анна Андре-

евна Ахматова стали почётными докторами Оксфорда по разряду изящной литературы.

Гонкуровская премия, по законам Франции, присуждается писателям лишь один раз. В разные годы обладателями этой награды становились Анри Барбюс, Марсель Пруст, Морис Дрюон, Эльза Триоле, Анри Труайя и другие.

Роман Леонидович Касев (Ромен Гари, он же Эмиль Ажар, 1914-1980) по большинству источников родился в Москве. О себе он любил говорить: «Во мне нет ни капли французской крови, но Франция течёт в моих жилах». Именно он, вопреки всем законам, дважды станет обладателем Гонкуровской премии - в 1956 и в 1975 году (под псевдонимом - Эмиль Ажар).

Скажем несколько слов о Николае Александровиче Бенуа (1901-1988), театральном художнике и живописце. Он сын и ученик выдающегося русского искусствоведа, художественного критика, живописца Александра Николаевича Бенуа. С 1936 по 1971 год Н. А. Бенуа был директором постановочной части театра «Ла Скала» (Милан). В общей сложности он участвовал в оформлении более 300 постановок, в том числе около 20 русских опер и балетов. В 1975 году Николай Александрович стал первым лауреатом премии «Золотого Биббиена», учреждённой за заслуги в области сценографии.

Говоря о великой культуре России, вспомним не только её выдающихся учёных, поэтов, прозаиков, художников, скульпторов, архитекторов, певцов, композиторов, но и ещё некоторые знаменательные обстоятельства (= аргументы) в пользу обязывающего вывода, не имеющего ничего общего с так называемым квасным патриотизмом: культура России действительно великая.

Было множество эмиграций в истории человечества, но только первая послеоктябрьская эмиграция из России сумела решить две взаимосвязанные задачи: изгнанники сумели в экстремальных условиях эмиграции сохранить российскую культуру (во-первых), и,

более того, они сумели сделать невероятное - поднять отечественную культуру на ещё большую высоту и тем самым продолжить сущностное и временное пространство культурного ренессанса, состоявшегося в России на рубеже XIX- XX веков (во-вторых).

Вспомним и о том, что только в России возникло такое уникальное явление, не имеющее аналогов в истории культуры, как «крепостная интеллигенция», существовавшая в течение 100 лет и отмеченная такими именами, как: художники О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, Ф. С. Рокотов, архитектор А. Н. Воронихин, актёры М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, П. И. Ковалева (в замужестве - графиня Шереметева), Т. В. Шлыкова, историк М. П. Погодин, поэт Т. Г. Шевченко и другие. Если даже в условиях крепостнического гнёта задавленные, бесправные, униженные поднимались, вопреки всему, к высотам культуры, разве это не говорит о мощи культуры, о её подлинном величии?

Мало какая культура переживала столько ударов, потрясений, сколько отечественная культура. К сказанному по этому вопросу ранее присовокупим также хорошо известное: отечественной культуре довелось существовать в том числе в условиях тоталитарного режима сталинского образца, когда людские потери исчислялись миллионами. Только Великая культура могла пережить все коллизии и, несмотря ни на что, не просто существовать, но созидать, творить, побеждать, развиваться.

Время - строгий экзаменатор. Оно отсеивает преходящее, корректирует оценки, уточняет эпитеты. Канули в Лету многие открытия, свершения, достижения, как и их авторы. Но разве в связи с этим не показательно, что культура Руси-России удивительно богата открытиями, свершениями, достижениями, именами, не перечёркнутыми временем, не претерпевшими амортизацию: это и учение К. Э. Циолковского об освоении космоса, учение В. И. Вернадского о биосфере, и периодическая система элементов Д. И. Менделеева, учение о высшей нервной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.