ВЕКТОРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Бурганова Инна Николаевна
канд.полит. наук, доцент ОГПУ, РФ, г. Оренбург
E-mail: burganovain@yandex. ru
FOREIGN POLICY RUSSIAN FEDERATION IN VIEW OF GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION
Burganova Inna
political Science, Associate Professor of Orenburg State Pedagogical University,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности внешней политики Российской Федерации в начале XXI в. Автор акцентирует особое внимание на изменении направлений внешнеполитического взаимодействия РФ с другими участниками международного сообщества. Продемонстрировано место России в рамках мировой политики с учетом процессов глобализации и регионализации.
ABSTRACT
The article discusses the features of foreign policy at the beginning of the XXI century. The author pays particular attention to the changing directions of the Russian foreign policy cooperation with other members of the international community. Demonstrated Russia's place in the global policy taking into account the processes of globalization and regionalization.
Ключевые слова: Внешняя политика; Российская Федерация; национальные интересы; глобализация; регионализация; геополитическая парадигма.
Keywords: Foreign policy; the Russian Federation; national interests; globalization; regionalization; geopolitical paradigm.
Введение. Внешняя политика любого современного национального государства находится под влиянием нескольких аспектов, которые нельзя не
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
учитывать при налаживании взаимодействия с другими участниками международного сообщества:
во-первых, взаимозависимость стран сегодня определяется процессами глобализации, что заставляет государства отчасти соотносить национальные интересы с другими акторами международных отношений;
во-вторых, действия государств во внешней политике ограничиваются геополитическими факторами, где немаловажную роль играют территориальные границы, природные ресурсы, доступ к морю и пр.
в-третьих, участие государства в международных организациях позволяет определить как вектор внешней политики, так и местоположение страны в мире;
в-четвертых, немаловажным фактором, помогающим оценить возможности национального актора в мировой политике является наличие, как союзников, так и противников. Таким образом, рассмотрение указанных параметров позволит определить не только особенности внешней политики РФ, но и оценить, то что сегодня происходит в российской дипломатической сфере.
Основная часть. Внешняя российская политика начала XXI в. была направлена на создание системы многополярного мира. Исходя из поставленной цели, Россия пыталась максимизировать свои интересы, наладить партнерские отношения с другими государствами и приобрести дополнительные дивиденды от участия в различных международных организациях.
Поскольку геополитические парадигмы начали кардинально меняться в связи с событиями 9/11 (серия терактов 11 сентября 2001 г.), то понятно, что внешнеполитическая деятельность не могла остаться неизменной. В частности, национальные интересы нашей страны стали касаться угроз как национальной, так и международной безопасности. Поэтому поиск партнеров по борьбе с различными вызовами современности происходил на фоне оптимизации взаимодействия практически со всеми участниками международного сообщества, обеспокоенными нарушением стабильности в мире. По мере улучшения дипломатического фона РФ и укрепления ее местоположения в мире,
возможности Москвы начали возрастать, что вполне вписывалось в парадигму Концепции внешней политики РФ, принятой в 2000 г.
Исходя из данного документа, многополярный мир для Российской Федерации стал более притягательным, чем конструкция однополярного мира во главе с Вашингтоном. Москва на дипломатических встречах и саммитах на различных уровнях искала дополнительные возможности для своего усиления в мировой политике. Полноценное участие России в различных объединениях способствовало расширению ее влияния в мире. При этом глобализация как процесс, который охватывает все сферы общественной жизни, позволил нашему государству интенсифицировать различные контакты в структуре мирового разделения труда. Показателями включенности России в глобальную экономику стало участие нашей страны в таких форумах, как 0-8 и 0-20. Однако долгое принятие РФ в ВТО свидетельствовало о том, что экономические выгоды от участия Москвы в мировой торговле нивелировались другими участниками данной организации политической конъюнктурой.
Ретроспективный взгляд на внешнюю политику России после 1991 г., демонстрирует смену позиции МИДа в зависимости от состояния внутренней политики [1]. Так, например, курс А. Козырева проходил под углом америкацентризма, когда любые решения Запада принимались полностью российской стороной, даже если они были невыгодны. Кардинальные перемены внешнеполитического ведомства были замечены с приходом к власти Е. Примакова. Поиск союзников и стратегических партнеров осуществлялся в азиатском направлении с помощью создания оси «Москва-Пекин-Дели».
С приходом к власти В. Путина российский МИД взял установку на возвращение РФ в статус полноценного стратегического участника международного сообщества со всеми вытекающими последствиями.
Однако внешняя политика России со стороны США и стран Западной Европы трактуется двояко. С одной стороны, понимание роли России в мире, исходя из ее исторической миссии, геополитического местоположения и владения природными ресурсами. С другой — существует неготовность Запада
разговаривать с Россией на языке равноправного партнерства из-за неодинакового понимания узловых тем мировой политики, отсутствия подлинных гражданских свобод и зрелой демократии в Российской Федерации. Поэтому противоположность мнений сторон становится препятствием в выстраивании конструктивного диалога. К тому же, украинские события делают отношения РФ, США и ЕС еще более сложными. Эпоха глобализации демонстрирует, что механизм санкций Запада по отношению к России становится «игрой с ненулевой суммой».
Оценка местоположения России в мире будет не полной без рассмотрения процессов регионализации. Постсоветское пространство после 1991 г. стало ареной «парада суверенитетов» всех бывших республик СССР. В этой ситуации любые инициативные проекты были обречены на крах, т.к. каждый участник СНГ пытался самостоятельно выстраивать собственную государственность и национальную идентичность. Субсидиарность не могла стать путеводной ниточкой в налаживании сотрудничества бывших республик Советского Союза. Поскольку формат двенадцати (12 стран-участниц СНГ) не получил своего развития, то на постсоветском пространстве стали появляться более дробные организации (Союзное государство России и Белоруссии, ОДКБ и пр.). Практически во всех объединениях лидирующее место занимала РФ из-за геополитических факторов (территория, структура национального хозяйства, население, ресурсы и т. д.). Однако положение России на пространстве СНГ страдает двойственностью. С одной стороны, признание РФ и ее важной роли в этом регионе, с другой — вмешательство в дела других стран-участников СНГ со стороны России воспринимается как нарушение национального суверенитета.
Современная внешняя политика Российской Федерации на постсоветском пространстве соответствует следующим тенденциям: 1. Формат «изменяемой геометрии» позволяет России выстраивать взаимодействия только с теми участниками СНГ, кто реально в этом заинтересован; 2. Модель «твердого ядра» служит вариантом сближения позиций партнеров по таможенному союзу, куда входит Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. 3. Сохранение лидирующих
позиций России с далеко идущими перспективами в реализации проекта евразийской интеграции [2].
Заключение. Более подробное рассмотрение внешней политики РФ показывает, что произошла реальная смена ее принципов, начиная от америкацентризма до многополярного мира. Участие России в различных международных организациях, а также стратегически важное геополитическое положение позволяет РФ занимать достойное место на международной арене. Однако украинские события негативно повлияли на роль России в мире. Произошла переоценка инвестиционной привлекательности, состоялось исключение РФ из формата G-8 и пр. В этой ситуации Москва вынуждена искать новых союзников. Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать регионализация на уровне партнеров по постсоветскому пространству. Таможеный союз и евразийская интеграция становятся важными вехами во внешней политики Российской Федерации, позволяющими объединить усилия России как на глобальном, так и региональном уровне современных международных отношений.
Список литературы:
1. Бурганова И.Н. Релевантность российской внешней политики на постсоветском пространстве в условиях многовекторности // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. № 5(41).2014. М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс, 2014. — С. 140—145.
2. Burganova I.N. The implementation of the Eurasian and European integration projects with the participation of the Russian Federation (коллективная монография) // A state an individual: historical and sociological issues of interaction: Monograph, Volume 3. Vienna «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. — P. 3—19.