Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/73EVN515.pdf DOI: 10.15862/73EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/73EVN515)
УДК 331.556.4
Бурганова Инна Николаевна
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Россия, Оренбург1
Доцент кафедры «Истории Отечества и социально-политических теорий»
Кандидат политических наук E-mail: [email protected]
Поток мигрантов в страны-участники Европейского союза: экономические риски и последствия
1 460014, г. Оренбург, ул. Советская, дом 19
Аннотация. В статье представлены результаты исследования экономических рисков и последствий потока мигрантов в страны-участники Европейского Союза в настоящее время. Миграционные процессы в конце XX в. и начале XXI в. детерминируются двумя важнейшими факторами: глобализацией мирового сообщества (что ведет к прозрачности границ) и модернизацией или переходом развивающихся государств от индустриального к постиндустриальному типу развития. В этих обстоятельствах движение мигрантов в более обеспеченные и экономически развитые государства является не только добровольным, но и вынужденным шагом в условиях гражданской войны, хаоса и беспорядка в государствах Ближнего Востока, Северной Африки и др. Поэтому в статье рассматриваются причины новейшего «переселения народов» на территорию ЕС. Исследована динамика отношения европейских государств к мигрантам от лояльного взгляда в связи депопуляцией населения Европы и уменьшением лиц трудоспособного возраста до резко негативных действий в адрес беженцев на уровне использования нелетального оружия и возведения стен. Показаны проблемы, связанные не только с финансовыми затратами на оказание необходимой помощи мигрантам, но и продемонстрированы трудности в организации диалога между элитами стран Европейского Союза. Обращается внимание, с одной стороны, на наднациональные инструменты, позволяющие делать коммунитарные шаги Брюсселем. С другой - на «Дублинскую конвенцию», разделяющие участников ЕС на умеренных сторонников и «ярых противников» движения мигрантов в Европу. Исследованы экономические последствия потока беженцев как на уровне отдельных национальных акторов (государств), так и в целом на уровне ЕС. Произведена оценка дальнейших перспектив ЕС и его субсидиарной политики в связи с наплывом беженцев.
Ключевые слова: экономическая миграция; Европейский Союз; международные отношения; беженцы; нелегальная миграция; субсидиарная политика Европейского Союза; глобализация; депопуляция населения в Европейском Союзе; «Дублинская конвенция»; рынок труда в Европейском Союзе.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Бурганова И.Н. Поток мигрантов в страны-участники Европейского союза: экономические риски и последствия // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/73EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/73EVN515
Введение. В современную эпоху глобализации значение миграции возрастает настолько, что политический истеблишмент, различные международные организации, лидеры национальных государств относят, связанные с ней риски и угрозы к важнейшим задачам, которые необходимо решать в первую очередь. Въезд мигрантов в пределы того или иного национального актора (государства) сопровождается не только политическими проблемами (потеря легитимности у населения тех политических сил, кто поддерживает мигрантов в их движении к переселению в более развитые страны). Но и ведет к нарушению стабильности, прежде всего, в экономической сфере [5]. Это связано с своеобразной дихотомией, сложившейся в развитых странах Запада. С одной стороны, происходит естественная убыль на фоне старения населения при повышении средней продолжительности жизни. В этой ситуации въезд мигрантов позволяет решить проблему экономического роста, что невозможно без привлечения пришлых граждан в условиях стагнации экономики. С другой -рынок труда развитых государств пополняется неквалифицированной рабочей силой, что ведет к увеличению числа лиц, занятых нелегальной трудовой деятельностью.
Рассмотрение вопроса об экономических последствиях наплыва мигрантов на территорию Европейского Союза позволит ответить на следующие вопросы:
• с чем связано современное «переселение народов» в страны ЕС;
• какие существуют подходы в государствах ЕС по поводу современной миграции;
• каковы условия гармонизации миграционной политики в странах Евросоюза;
• каковы экономические последствия движения беженцев в Евросоюз;
• как повлияет поток беженцев в целом на субсидиарную политику Брюсселя;
• каковы дальнейшие перспективы ЕС.
Экспериментальная часть. Автором в данной работе были применены общенаучные методы системного и сравнительного анализа. Для валидности исследования использовались документальные данные по миграционной политики Европейского Союза, прежде всего Евростата, а также соглашения, принятые исполнительными органами ЕС. Применение моделирования позволило определить дальнейшие сценарии развития Европейского Союза как интеграционного объединения на фоне его коммунитарных действий в сфере миграционной политики. Таким образом, методология исследования представляет собой совокупность различных методических приемов, что дало возможность наиболее полно рассмотреть проблему наплыва мигрантов в ЕС в экономическом разрезе.
Результаты и их обсуждение.
Причины современного «переселения народов» в страны Европейского Союза можно классифицировать по различным основаниям. Нами они определяются исходя из собственной направленности мигрантов, которые сегодня большими потоками проникают на территорию стран ЕС. В соответствии с их запросами можно выделить две категории мигрантов, активно проникающих на территорию европейского пространства:
1) Политические беженцы, которые были вынужденно покинуть свои дома. Прежде всего, это связано с теми иностранцами, которые пережили в своих государствах ужас войны, хаоса и безвластия. По данным Евростата за второй квартал 2015 г. было подано 213,2 тыс. заявлений на получение убежища. Эти цифры больше на 15%, чем за первый квартал 2015 г. и больше на 85% по сравнению с 2014 г. Причем рост произошел за счет сирийских и афганских граждан (44 тыс. чел. и 27 тыс. чел. соответственно) [10].
2) Экономические мигранты, переезжающие по причинам неустроенности быта, сложной социально-экономической обстановки в своих государствах. Именно отсутствие рабочих мест и низкий уровень экономики толкает население на движение в другие, более обеспеченные и развитые государства.
На современном этапе экономическая миграция приобретает глобальный масштаб за счет процессов модернизации [3]. На наш взгляд именно неравномерное развитие стран и регионов, рост демографических различий между экономически сильными и экономическими слабыми государствами способствует подъему передвижения населения в страны ЕС. Однако возникает вопрос, сможет ли Евросоюз помочь всем страждущим в их желании обрести более стабильное, сытое и небедное существование [8]. Тем более что ЕС не является однородным по своему составу. Так сложилось исторически, что одни европейские государства является подлинными локомотивами интеграции (Германия и Франция), других можно считать аутсайдерами, прежде всего, за счет их сложного экономического положения. Они нуждаются в финансовой помощи и дотации более сильных партнеров.
На современную проблему массовой миграции в Европейском Союзе в странах ЕС сложилось подхода:
Первый - немецкий, предусматривающий достаточно лояльный взгляд на переселяющихся мигрантов в связи с тем, что это позволит решить демографические задачи, т.к., в Германии существует «отрицательное сальдо» - превышение смертности над рождаемостью на уровне 200 тыс. чел. Власти ФРГ готовы принимать в течение нескольких лет около 500 тыс. беженцев ежегодно. А. Меркель объявила о согласии въезда в 2015 г. около 800 тыс. чел. Причем немецкие власти готовы потратить 12-13 тыс. евро на одного мигранта [7]. Дело в том, что правительство ФРГ не только получает лишние рабочие руки в лице пришлых граждан. Но и получает дополнительный бонус, как экономия бюджетных средств за счет выбора в сторону обучения мигрантов профессиональным навыкам, чем выплата льгот безработным гражданам. Такая точка зрения подтверждается данными Всемирного банка, Международной организации труда ООН и ОЭСР. Например, исследование, проведенное профессором Оксфордского К.В. Сильва показывает, что приток около 260 тыс. мигрантов в год поможет Великобритании сократить вдвое гос. долг за пятьдесят лет [7]. Важным плюсом прибывающих мигрантов является их молодой возраст, что избавляет европейские государства от таких проблем, как болезни и выплата пенсий по старости. Около 40% беженцев испытывают более лояльные чувства именно по отношению к Германии, берущую на себя львиную долю расходов по помощи мигрантов. Однако, как прогнозируют эксперты, через полгода количество беженцев на ее территории достигнет миллиона человек. Сможет ли немецкая экономика нести и дальше такой груз ответственности большой вопрос.
Второй - британский, исходящий из того, что мигранты еще более накалят ситуацию в ЕС. В условиях стагнации европейской экономики затраты на питание мигрантов, их размещение в специальных лагерях, медицинское обслуживание беженцев, сбор средств на карманные расходы и обучение языку выходят слишком дорого бюджету стран Евросоюза. К тому же проблема депопуляции населения в Европейском Союзе является экономически очень сложным вопросом. В обстоятельствах, когда возрастает доля граждан пенсионного возраста и уменьшается число трудоспособного населения, исполнительные и законодательные структуры ЕС идут на единственно верное решение по привлечению дополнительных рабочих рук.
Однако миграционная политика является гармонизированной только тогда, когда:
1. Приезжающие граждане соответствуют экономическим запросам стран-участников Европейского Союза. Европейские страны по идеи должны иметь финансовые возможности для того, что обеспечить мигрантов всем необходимым, начиная от пунктов питания, обогрева, мест ночлега до создания сети учреждений, помогающим мигрантам в преодолении языкового барьера, оказании необходимой медицинской помощи, получении профессиональных навыков и пр. Для сравнения можно привести пример, что институциональные органы ЕС пока даже не в состоянии оперативно обработать все ходатайства и заявления о предоставлении убежища. Летом 2015 г. более 592 тыс. заявлений находились на рассмотрении. В 2014 г. на тот же период число ходатайств составляло 365 тыс. Такая неразбериха вызывает проблему нелегальной миграции. Международный опыт также свидетельствует о широком распространении этого явления. Так, существующие оценки численности нелегальных мигрантов для отдельных стран колеблются в широких пределах. В Италии - от 500 тыс. чел. До 1 млн человек. В Греции - 300 тыс., или около 3% населения. Предполагается, что в государствах Северной и Западной Европы нелегальные иммигранты могут составлять до 50% от общей численности легальных мигрантов. При этом меньше всего нелегальных мигрантов находится в Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии [6].
2. Власть и собственные граждане готовы принять мигрантов в европейское пространство. Но не секрет, что мультикультурная политика Брюсселя функционирует разнонаправленно [1]. С одной стороны, институциональные органы Европейского Союза провозглашают такие универсальные ценности, как толерантность, права человека и эгалитаризм. С другой - правительства европейских государств принимают дискриминационные законы о запрете на ношение хиджаба и никаба (подобные законы были приняты во Франции и Бельгии), запрещают строительство объектов религиозной направленности (например, минаретов в Швейцарии).
3. Аттитюды мигрантов направлены на интериоризацию европейских ценностей. Однако многие из них имеют иные установки, поэтому не готовы включаться в европейскую среду и поэтому сохраняют собственную идентичность, что идет в разрез с представлениями европейских граждан [1]. Показательным является история с французским ежегодником Charlie Hebdo [2].
Эти сложности отягощаются так называемой «Дублинской конвенцией», принятой еще в 1990 г. По данному документу ответственность за мигрантов должно нести то государство, границу которого они пересекли первым. Но такая постановка вопроса ставит в сложное положение периферийные страны, находящиеся на границе Шенгенской зоны. Лидеры, элиты и население Венгрии, Греции и Италии очень серьезно обеспокоены тем, почему только они должны нести бремя ответственности за беженцев. Финансовые затраты в условиях сложной экономической ситуации становятся непосильной ношей для бюджета пограничных стран [4]. Призрачные плюсы от приезда мигрантов как потенциальной рабочей силы перекрываются расходами на дополнительное обустройство границ, в том числе строительство стен с металлическим забором и колючей проволокой.
Наплыв беженцев становится тем политическим водоразделом, который разделяет элиты государств-участников Евросоюза на умеренных сторонников и «ярых» противников подобной миграции. Например, существует позиция политических кругов «малых стран» ЕС (находящихся вдали от мест непосредственного прибытия мигрантов) недовольных квотированием - равномерным распределением беженцев по квотам, которые были разработаны Еврокомиссией. При этом распределение мигрантов в ЕС по принципу сравнения состояния экономической системы, численности жителей и количества
безработных потерпело фиаско, т.к. против такой постановки вопроса выступили власти Польши, Чехии и Эстонии.
Европейский Союз на сегодняшний день является удивительным примером интеграционного объединения, сумевшего за более чем 60-летнюю историю пройти путь от создания зоны свободной торговли до создания наднациональных органов. Однако сегодня именно противоречия в миграционной политике становятся «Рубиконом», который возможно повлияет на дальнейшую судьбу ЕС. Поэтому оценивая дальнейшие перспективы «европейского велосипеда» можно сказать, что они детерминируются следующими факторами:
1) Оптимистичный сценарий развития ЕС предусматривает, что европейские государства должны иметь не только политическую волю в реализации шагов по решению общих проблем, но и иметь необходимые возможности для проведения коммунитарной политики. К сожалению, противоречия интересов участников ЕС по поводу греческого кризиса, наднациальности и субсидиарной политики показывают, что стороны по-разному видят будущее ЕС. Современная проблема с переселением мигрантов оказалась еще одной неразрешимой задачей для двадцати восьми участников Евросоюза.
2) Пессимистичный сценарий включает в себя такие ужасные последствия потока беженцев, как возрастание нелегальной миграции. Это приведет к плачевным результатам на уровне создания в Европе многочисленных гетто, криминализации обстановки в тихих и спокойных государствах европейского пространства [9]. Эти обстоятельства будут способствовать отпугиванию туристов от некогда респектабельной Европы. К тому же при отсутствии должного контроля на территорию ЕС проникают боевики ИГ.
Выводы
1) Основные причины современного переселения беженцев связаны с, одной стороны, дестабилизацией политической обстановки в странах Ближнего Востока (Сирия, Афганистан) и Северной Африки (Ливия), а с другой - процессами модернизации, заставляющих мигрантов перемещаться из беднейших государств в более обеспеченные страны, в том числе в ЕС.
2) В настоящий момент существует две основные точки зрения на проблему миграции. Более лояльная отражает немецкое видение представленной проблемы, т.к. с помощью мигрантов можно решить проблему депопуляции населения сокращения государственного долга, экономии бюджета и пр. Негативный подход связан с британской версией, боящихся наплыва беженцев из-за образования гетто в спокойных европейских странах, исламизации, возрастания этнических конфликтов, криминализации обстановки за счет нелегалов и пр.
3) Основными условиями гармонизации миграционной политики являются следующие обстоятельства:
• готовность и финансовая обеспеченность государств ЕС по оказанию помощи мигрантам на различных уровнях, начиная от питания, ночлега до создания специальных центров по получению навыков в профессиональной деятельности и языковой практике;
• позитивная установка населения ЕС на принятие мигрантов в европейское пространство;
• стремление беженцев к принятию таких европейских ценностей, как эгалитаризм, толерантность и свобода.
4) Субсидиарная политика ЕС на сегодняшний день тормозится из-за разных представлений странами ЕС по поводу «Дублинской» конвенции, квотирования, наднациональных механизмов.
5) Оптимистичный и пессимистичный вариант развития ЕС связаны с современной проблемой миграции. Если первый предусматривает использование политической воли государствами-участниками ЕС в решении вопросов миграции, то второй подразумевает подводные камни современного переселения мигрантов, способные остановить «европейский велосипед» и разрушить единый европейский «дом».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурганова, И.Н. Реалии мультикультурализма в Евросоюзе и в СНГ: возможности и перспективы / И.Н. Бурганова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. -№26. - С. 43-49.
2. Бурганова, И.Н. Перспективы мультикультурной политики в контексте мультикультурной политики в контексте противоречий в Европейском Союзе / И.Н. Бурганова - Инновации в науке: в 2 ч. - 2015. - №41 - Ч. 2. - С. 176-180.
3. Бурганова, И.Н. Теория и практика региональной интеграции на постсоветском пространстве в современных условиях: соотношение экономики и политики / И.Н. Бурганова // В мире научных открытий. 2015. - №7.2 (67). - С. 700-707.
4. Бурганова И.Н. Влияние приграничного региона на интеграционные процессы на постсоветском пространстве (на примере Оренбургской области) / И.Н. Бурганова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - №8 (46). - С. 38-41.
5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова. - М.: Юрайт, 2013.
6. Попова, О. Влияние трудовой миграции на функционирование принимающего государства / О. Попова // Власть. 2011. - №2. - С. 58-60.
7. Самофалова О. Нашествие мигрантов может оказаться для ЕС даже прибыльным [Электронный ресурс]: URL:http://www.vz.ru/economy/2015/9/9/765 964.html (дата обращения): 22.09.2015].
8. Смирнов Е.Н. Императивы и противоречия преобразования экономики Европейского союза с учетом вызовов инновационного развития мировой экономики // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №6 [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
9. Смирнов Е.Н. Приоритетные направления и проблемы формирования инновационной экономики Европейского Союза на современном этапе // Интернет-журнал «Науковедение», 2013. №6(19) [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/20EVN613.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
10. Eurostat [Электронный ресурс]: URL: http://ec.europa.eu/eurostat/help/new-eurostat-website (дата обращения): 22.09.2015.
11. Экономика Европейского Союза / колл. авторов, под общ. ред. Р.К. Щенина. -М.: Кнорус, 2012.
Рецензент: Наточий Владимир Викторович, кандидат политических наук, доцент кафедры «Химии», заведующий кафедрой «Теории и практики управления», Оренбургский филиал «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Burganova Inna Nikolaevna
Orenburg State Pedagogical University Russia, Orenburg E-mail: [email protected]
The flow of migrants to the participating countries of the European Union: economic risks and consequences
Abstract. The article presents the results of a study of economic risks and effects of the flow of migrants in the participating countries of the European Union at the moment. Migration processes in the end of XX-XXI century. Are determined by two major factors: the globalization of the international community (which leads to transparency of borders) and the modernization of developing countries or the transition from industrial to post-industrial type of development. In these circumstances, the movement of migrants to more affluent and economically developed countries is not only voluntary, but forced to step in the civil war, chaos and disorder in the countries of the Middle East, North Africa, and others. Therefore, this article discusses the causes of the latest "Migrations" on EU territory. The dynamics of the relationship of European countries towards migrants from loyal sight due depopulation of Europe and a decrease in people of working age to sharply negative actions against the refugees at the level of use of non-lethal weapons and walling. Showing the problems associated not only with the financial cost of providing the necessary assistance to migrants, but also demonstrated the difficulties in organizing the dialogue between the elites of the European Union. Attention is drawn, on the one hand, the supranational tools to do communitarian steps Brussels. On the other - on the "Dublin Convention", EU members to share the moderate supporters and "ardent opponents' movement of migrants to Europe. Studied the economic impact of refugees at both the national actors (states), and in general at EU level. An assessment of the future prospects of the EU and its subsidiary policy in connection with the influx of refugees.
Keywords: economic migration; European Union; international relationships; refugees; illegal migration; subsidiary policy of the European Union; globalization; depopulation in the European Union; "Dublin Convention"; the labor market in the European Union.
REFERENCES
1. Burganova, I.N. The realities of multiculturalism in the European Union and the CIS: Opportunities and Prospects / I.N. Burganova // Actual questions of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. - 2013. - №26. - P. 43-49.
2. Burganova, I.N. Prospects of multicultural policy in the context of multicultural policy in the context of the contradictions in the European Union / I.N. Burganova // Innovations in Science: 2 p. - 2015. - №41 - Part 2 - P. 176-180.
3. Burganova, I.N. Theory and practice of regional integration in the post-modern conditions: the ratio of economy and politics / I.N. Burganova // In the world of scientific discoveries. 2015. - №7.2 (67). - P. 700-707.
4. Burganova I.N. The impact of the border region in the integration processes in the post-Soviet space (for example, Orenburg region) / I.N. Burganova // Regional problems of transformation of the economy. 2014. №8 (46). P. 38-41.
5. The world economy and international economic relations: a textbook for universities / ed. R.K. Schenin, V.V. Polyakov. - M.: Yurayt 2013.
6. Popov, A. Impact of labor migration on the functioning of the host State / O. Popova // Power. 2011. - №2. - P. 58-60.
7. Samofalova O. Invasion of migrants can be profitable even for the EU [electronic resource]: URL: http://www.vz.ru/economy/2015/9/9/765964.html (the date of circulation): 22.9.2015.
8. Smirnov, E.N. The imperatives and contradictions transform the economy of the European Union taking into account the challenges of innovation development of the world economy [electronic resource]. - International Journal of Science of science. 2014. №6. - Access: http://naukovedenie.ru/PDF/172EVN614.pdf).
9. Smirnov E.N. Priorities and problems of formation of an innovative economy of the European Union at the present stage [electronic resource]. - International Journal of Science of science. 2013. №6 (19). - Access: http://naukovedenie.ru/PDF/20EVN613.pdf.
10. Eurostat [Электронный ресурс]: URL: http://ec.europa.eu/eurostat/help/new-eurostat-website (дата обращения): 22.09.2015.
11. The economy of the European Union / the call. authors, under the total. Ed. RK SHHenin. - M.: KnoRus 2012.