Научная статья на тему 'Векторы уровневого современного образования'

Векторы уровневого современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / EDUCATION / INNOVATIONS / COMPETENCE / QUALITY OF EDUCATION / INTERVISITATION / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкова Елена Ивановна, Дариенко Жанна Юрьевна

Рассмотрены особенности уровневого образования в РФ, механизм проверки умений и знаний профессорско-преподавательского состава через взаимопосещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюкова Елена Ивановна, Дариенко Жанна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Векторы уровневого современного образования»

4

научно-практическии журнал

УДК 378.126:005.336

Костюкова Е. И., Дариенко Ж. Ю.

Kostyukovo E. I., Dariyenko Zh. Yu.

ВЕКТОРЫ УРОВНЕВОГО СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

VECTORS OF LEVEL-STRUCTURED MODERN EDUCATION

Рассмотрены особенности уровневого образования в Features of level-structured education in the Russian Feder-

РФ, механизм проверки умений и знаний профессорско- ation and checking mechanism of skills and knowledge of teach-преподавательского состава через взаимопосещения. ing staff through intervisitation are considered in the article.

Ключевые слова: образование, инновации, компетен- Keywords: education, innovations, competence, quality of

ции, качество образования, взаимопосещение, контроль. education, intervisitation, control.

Костюкова Елена Ивановна -

доктор экономических наук,

профессор кафедры

бухгалтерского управленческого учета

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. 8 (8652) 35-71-99

E-mail: Elena-kostyukova@yandex.ru

Дариенко Жанна Юрьевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8 (8652) 35-71-99 E-mail: daj1205@mail.ru

Kostyukova Elena Ivanovna -

Doctor in Economics,

Professor of Department

of Management Accounting

Stavropol State

Agrarian University

Tel. 8 (8652) 35-71-99

E-mail: Elena-kostyukova@yandex.ru

Dariyenko Zhanna Yurevna -

Ph. D. in Economics,

Docent of Department of Management Accounting Stavropol State Agrarian University Tel. 8 (8652) 35-71-99 E-mail: daj1205@mail.ru

Многообразие форм обучения и контингента обучаемых требует дифференциации методических подходов к преподаванию, использования различных образовательных технологий, инновационных путей их реализации. Мы перешли на уровневую систему, предусматривающую подготовку бакалавров и магистров, при этом многие вопросы методики преподавания были и остаются спорными.

В Болонской декларации были сформулированы новые задачи образования: постоянное повышение качества, приобретение выпускниками вузов квалификации, открывающей выход на зарубежные рынки, создание международной системы лицензирования, сертификации программ, реализация концепции обучения в течение всей жизни [1]. Совершенно ясно, что реализация этих задач повлечет за собой обострение конкуренции в области образования (рис. 1, 2).

По словам ректора Воронежского государственного университета профессора Д. А. Ен-довицкого, «не стоит забывать, что на передовой конфликта идеологий атлантической цивилизации и так называемого русского мира важнейшим «лимфоузлом» является образование, через которое формируется система ценностей населения, особенно молодежи. Напом-

ню слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Есть два «О», которые определяют устойчивость государства и его независимость - это образование и оборона». Скажу прямо - сильный русскоязычный университет часто делает больше, чем политики и военные для сохранения единого культурного и экономического пространства с Россией. Крупный вуз априори должен решать не только узкопрофессиональные, но и геополитические задачи».

В настоящее время инновационное высшее профессиональное образование можно представить как взаимосвязь педагогической и ан-драгогической модели образования.

Рисунок 1 - Уровневое образование в РФ

Качество образования - это комплекс характеристик, соответствующих требованиям профессионального управления, интересам и ценностям современных специалистов (рис. 3).

в

естник АПК

Ставрополья

№ 2(6), 2012

Проблемыаграрногообразования

5

Последовательное и устойчивое его повышение определяется управлением, ориентированным на улучшение таких характеристик, как компетенции. В целом компетенции в образовании - сравнительно новый термин, полученный путем модернизации таких понятий, как знания, умения и навыки.

Рисунок 2 - Задачи образовательного процесса

НОВАЦИИ И ПОСТОЯННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАН

ИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ ПРОФЕССОРОВ И ДОЦЕНТОВ

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ППС

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ мониторинга процесса образования, анализа фактов

Рисунок 3 - Принципы качества образования

Компетенция - способность анализировать, воспринимать и использовать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Иметь компетенции, на наш взгляд, означает быть ответственным за постановку цели, выбор путей ее реализации, знать методы и средства ее достижения.

Компетенции сочетают в себе как профессиональный, так и общекультурный аспекты. Поэтому при переходе на уровневую систему образования гуманитарный блок не теряет своей привлекательности и силы, а позволяет дополнить, расширить и углубить полученные знания. Посмотреть на них сквозь призму общекультурных, нравственных и этических ценностей.

В связи с этим перед вузами ВПО стоит ряд новых задач и функций:

Новые задачи:

- организация индивидуальной познавательной деятельности;

- создание ситуации успеха;

- проведение экспертизы получения результата.

Новые функции:

- обеспечение индивидуального целепола-гания;

- сопровождающее обучение;

- обеспечение рефлексивных действий студентов по выявлению собственных изменений.

Научная основа методики преподавания неразрывно связана с содержанием. Они едины. Метод - способ достижения цели или прием познания (исследования) действительности. Его назначение - определять внутреннюю логику науки, отражающую сущность явлений, их развитие. Методика - это основные этапы и последовательность использования методов, система способов, форм, приемов воздействия на процесс изучения в определенных временных рамках.

Особенности методики преподавания конкретных учебных дисциплин обусловливаются сущностью, содержанием экономических категорий, закономерностями процессов их формирования, использования и взаимодействия. Незнание сущностной категории и процессов не может быть компенсировано методикой, так как она вторична, организационно обусловлена содержанием. Вместе с тем высокое качество преподавания дисциплины невозможно обеспечить без должной разработки его методической основы. Методическое мастерство связано с педагогикой как наукой об обучении, образовании и воспитании. Зачастую преподаватели, хорошо владеющие содержанием предмета (практические работники, начинающие преподаватели) не могут передать свои знания студентам и организовать процесс качественного обучения из-за непроработанности методических вопросов, изложения материала и контроля его усвоения.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание - это посох, который помогает идти дальше. Таким образом, в компетентностном подходе значение слова «знание» означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.

Переход к информационному обществу в условиях интеграции наук и диалога культур меняет базовые образовательные ориентиры - от «образования на всю жизнь» - к «образованию через всю жизнь», к самообразованию!!!

В связи с этим высшая школа ориентируется на подготовку специалиста, способного работать не на уровне действий и операций (когда цель задана и рефлексии не подлежит), а на

6

жквар™лнй^...-.

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

уровне деятельности (когда цель освещается смыслом и у человека возникает возможность выбора).

Речь идет не просто о повышении уровня образованности и самостоятельности выпускников вузов, а о формировании у них рефлексивных способностей, что требует создания особой образовательной среды.

Поступая на 1 курс, студент обладает определенным Я, но имеется и раздвоение личности. Поэтому наша задача и модель инновационного образования заключается в формировании у студента: ценности (образование в течение жизни), мотивации (умение выполнять любую работу с интересом и увлечением - условие успешной работы и полноценной жизни), стратегии (умение строить свою индивидуальную образовательную программу), управления (умение строить свою индивидуальную образовательную программу), самостроительства и самовоспитания; в приобретении навыков (все виды практик и НИРС), культуре выбора (свобода выбора и ответственности) и компетентности (организация своих и прочих ресурсов для постановки и достижения целей по преобразованию социально-экономической ситуации) и т. д.

В свою очередь преподаватель принимает студента таким, какой он есть и в то же время должен быть для него тьютером (организовывать сопровождение), фасилитатором (облегчать, помогать, способствовать), тренером (помогать успешно идти к той цели, которую сам поставил студент, магистрант), сетевым администратором (организовывать работу в сети), социальным продюсерам (помогать вывести свою ООП в социально-экономическую сферу).

Одним из требований Рособрнадзора, предъявляемых к системе качества университета, является наличие механизмов проверки умений и знаний профессорско-преподавательского состава. Практически единственными инструментами оценки качества преподавательской деятельности являются взаимопосещения и отчеты преподавателей по результатам семестра и при конкурсном отборе. Поэтому взаи-мопосещение следует рассматривать, с одной стороны, как средство формирования и развития профессиональной компетентности преподавателя, с другой - как инструмент оценки качества.

Эти контрольные функции взаимопосеще-ния в свою очередь обучают, развивают, воспитывают, организуют преподавателя высшей школы [2].

Главная цель - повышение педагогического мастерства ППС и контроля за освоением ООП.

Организация взаимопосещения занятий носит системный характер, проводится с определенной периодичностью и имеет ряд особенностей, анализ которых позволит найти пути совершенствования этого вида мероприятий.

Основной целью взаимопосещения преподавателей является контроль выполнения тема-

тического плана, форм преподавания, трудовой дисциплины, а в целом - оценка профессиональной компетенции. Часто объектом оценки становятся малоопытные преподаватели, реже - опытные. В то же время мировой опыт показывает, что взаимный мониторинг может стать источником распространения наиболее успешных педагогических практик. Кроме того, доминирует контролирующая функция взаи-мопосещения. Исходя из концепции развития важным является не констатация факта наличия или отсутствия качества преподавания, а ориентация на улучшение качества. С этой точки зрения, необходимо организовывать посещение занятий лучших преподавателей.

Результаты взаимопосещения обсуждаются на заседании кафедр. На других уровнях эти вопросы практически не рассматриваются. Информация, полученная от преподавателей, посетивших занятия, не используется для принятия управленческих решений на более высоких, чем заведующий кафедрой, уровнях и крайне редко учитывается при прохождении преподавателем конкурсных процедур. Таким образом, на практике не реализуется принцип международных систем качества - признание заслуг. Кроме того, низкой является осведомленность преподавателей других кафедр об общих слабых и проблемных местах в учебном процессе и положительном опыте их преодоления. Важно наладить взаимопосещение преподавателей на межкафедральном уровне, что будет стимулировать широкое обсуждение вопросов качества преподавания на уровне вуза и способствовать нахождению решений повышения эффективности преподавательской деятельности.

Одной из форм взаимопосещений на межкафедральном уровне могут быть открытые занятия опытных преподавателей для всех преподавателей, участвующих в подготовке по образовательной программе, желающих познакомиться с опытом коллег.

Объектом оценки при существующей системе взаимопосещения является собственно процесс преподавания. Зарубежный опыт организации проведения взаимного мониторинга показывает, что можно также анализировать и оценивать учебные материалы, используемые ресурсы и учебные достижения студентов. Для осуществления этих целей необходимо, чтобы взаимопосещение занятий было вписано во внутривузовскую систему обеспечения качества преподавания. Система качества преподавания предполагает, что целью оценки является не просто фиксация результатов, а определение направлений дальнейшей деятельности вуза, факультета, кафедры.

Различные точки зрения, аспекты влияют на качество образования. Поэтому в роли субъектов оценивания выступают все заинтересованные в качестве преподавания стороны, в том числе преподаватели. Они оценивают следующие показатели: качество ресурсов для преподавания и эффективность их использования; уровень организации учебной работы студентов

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 2(6), 2012 =

преподавателем, в том числе самостоятельной работы студентов; уровень подготовки студентов по дисциплинам, то есть результаты преподавания, включая учебные достижения студентов, и степень их прогресса по сравнению со «стартовым уровнем». Процедурами оценки преподавателями деятельности своих коллег являются взаимопосещение занятий, изучение учебной и иной документации и т. п.

Работа по индивидуальной программе развития педагогической культуры коррелирует с другими формами работы, в том числе коллективными. На учетно-финансовом факультете СтГАУ часто проводятся круглые столы, мастер-классы, викторины и бухгалтерские брейн-ринги [3].

Взаимопосещение и взаимодействие ППС строится как межкафедральное, а также межвузовское (повышение квалификации, семинары, работа с институтом профессиональных бухгалтеров, саморегулируемые аудиторские организации).

Заведующий кафедрой аккумулирует знания, методы и способы воздействия на учебный процесс, имманентный для каждого из его участников. Грамотное использование взаимо-посещения как инструмента развития ППС дает инновационный эффект в образовательной среде.

Главное, определиться, что необходимо проверить при взаимопосещении занятий и как должна быть отражена эта форма взаимного мониторинга в документах вуза.

1. Документы учебного управления (распоряжение на проведение посещения, лист профессиональных запросов, задание методической комиссии, обязательство проверяющих, график взаимопосещений занятий).

2. Самоанализ проверяемого (анкета - самоанализ, карта результатов контроля, программа посещения, планирование посещения занятий, программа развития).

Проблемыаграрногообразования

3. Планирование работы по программе развития (планирование работы по программе развития, карта - презентация по результатам работы по программе развития, анкета - оценка результатов взаи-мопосещения, ведомость контроля для администрации учебного заведения).

Таким образом, в Ставропольском аграрном университете созданы предпосылки для успешного функционирования взаимопосещения занятий как одной из составляющих взаимного мониторинга [4].

Для улучшения качества и действенности взаимопосещения занятий можно предложить следующее:

1 . При избрании профессорско-преподавательского состава на очередной срок должны обязательно учитывать итоги вза-имопосещений занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Взаимопосещение занятий должно проводиться как для контроля совершенствования качества педагогического мастерства, так и для дальнейшего развития образовательной среды.

3. Взаимопосещение занятий должно способствовать установлению доминирующей функции рефлексивного образования (методический семинар «Современные технологии обучения в вузе» - модельные занятия. Для усовершенствования данной формы работы можно предложить, кроме «модельных занятий», включение в семинар микрозанятий малоопытных преподавателей с последующим их анализом и оценкой участниками семинара).

4. Взаимопосещение занятий должно быть и в конечном итоге перейти в форму педагогического аудита.

Литература

1. Гатальская Е. А. Болонский процесс и непрерывное профессиональное образование в России // Alma mater Вестник высшей школы. 20І1. № 11. С. 96-97.

2. Трухачев В. И. СтГАУ: по пути инновационного развития // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 20-28.

3. Трухачев В. И. Опыт применения технологии е-learning в системе аграрного образования // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 75-80.

4. Трухачев В. И. ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» - качество, профессионализм, международное сотрудничество // Стандарты и качество. 2010. № 9. С. 106-107.

References

1. Gatalskaya E. A. The Bologna process and continuing professional education in Russia //Alma mater Vestnik visshey shkoli. 2011. № 11. P. 96-97.

2. Trukhachev V. I. Stavropol State Agrarian University: on the way of innovative development // Higher Education in Russia. 2009. № 6. P. 20-28.

3. Trukhachev V. I. Experience of e-learning technology application in the system of agrarian education // Higher Education in Russia. 2009. № 11. P. 75-80.

4. Trukhachev V. I. Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education «Stavropol State Agrarian University» -quality, professionalism, international cooperation // Standards and Quality. 2010. № 9. P. 106-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.