ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА
ПУТИЛОВА Л.М.
2-4 февраля 2012 года состоялся IV Всероссийский социологический Конгресс на тему «Социология в системе научного управления обществом». В ходе Конгресса были обсуждены вопросы роли социологии в современных процессах модернизации экономики с точки зрения новой парадигмы - знаниевой экономики.
On February 2-4 the IV All-Russian sociological Congress with the declared subject «Sociology in System of Scientific Management of Society». During the Congress questions of a role of sociology in modern processes of modernization of economy from the point of view of a new paradigm - knowledge economy were discussed.
2-4 февраля состоялся IV Всероссийский социологический Конгресс с заявленной темой «Социология в системе научного управления обществом», открытие которого состоялось в Колонном зале Дома Союзов. В приветственным слове Председатель Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко, сформулировав свое видение роли социологии в современных процессах модернизации экономики, отметила, что одним из ее факторов выступает новая парадигма -знаниевая экономика. Необходимым условием ее внедрения является междисциплинарная интеграция экономики и социологии. Именно этот междисциплинарный синтез должен позволить плодотворно верифицировать инновационные процессы модернизации возрождающихся промышленных технологий и сопутствующей этому процессу гармонизации социально значимых рынков труда и образовательных услуг1. Социология - важнейшая наука из всех гуманитарных. Ученых-социологов можно сравнить с врачами-диагностами, которые способны определить состояние здоровья общества, - подчеркнула В. Матвиенко.
Директор Института социально-политических исследований РАН академик Г.В. Осипов сказал о том, что одной из ключевых задач, которую декларируют власти, - увеличение валового внутреннего продукта. К сожалению, пока не являются приоритетными такие важные параметры, как качество жизни человека, наблюдается явное падение уровня культуры и образования. Необходимо установить постоянный диалог между властью и обществом: сегодня социологи проводят честные и объективные исследования, которые могут оказать существенную помощь в научном управлении социальными процессами.
Вице-президент РАН академик А.Д. Некипелов считает, что отечественная социология как наука находится на заметном подъеме: появляются новые темы, специализированные издания, расширяется набор используемых методов. Социология как специальность вошла в новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Ректор МГУ В.А. Садовничий отметил, что в связи с модернизацией экономики, современная Россия уже нуждается в новых специалистах, в новых профессиях. Как показывают социологические исследования, в последние десятилетия меняется отношение молодежи к образованию. Каждый второй сегодня считает, что любую проблему можно решить не с помощью знаний, а при наличии денег. Крайне негативно, по словам В. Садовничего, общество воспринимает реформы, проводимые в сфере образования в последние два-три года. Более 50% респондентов одного из социологических исследований, проведенных социологами МГУ, не поддерживают новый образовательный стандарт для старшей школы. Этот стандарт предполагает узко профилированное обучение, в то время как больший процент респондентов предпочитают получать знания самого широкого спектра, традиционного для отечественного образования.
1 Малышев А.М. Социально-трудовые отношения в современной российской экономике//Указан. источник. С. 1190.
Оценивая состояние мировой экономики и состояние образовательного процесса в условиях мирового финансового кризиса, В. Садовничий считает, что заявленная в России стратегия модернизация оказывается втянутой в мировые процессы глобальной турбулентности и «хаотического аттрактора. Это уже для многих стран обернулось безработицей, негативными последствиями для рынков труда и образовательных услуг. В российской экономике следовало бы максимально просчитывать возможности этих негативных последствий, - заключил свою мысль В. Садовничий.
Директор Института социологии РАН М.К. Горшков отметил, что начало XXI столетия ознаменовалось для России всеобъемлющими процессами социальной' трансформации, в ходе которых российское общество приобрело черты, в чем-то сближающие его с развитыми европейскими странами. Вместе с тем, тенденции, выявленные в ходе социологических исследований, позволяют утверждать: российский путь развития вряд ли поддается унификации и стандартизации, но есть основания утверждать: в плане «человеческого капитала» Россия сохраняет весьма высокий потенциал для развития науки и образования2. Применительно к настоящему этапу социального развития, это означает: обеспечение доступности качественного общего образования, особенно профессионально-технического, современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Реализация названных приоритетных направлений предполагает решения таких задач, как включение работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования, в целях более полного учета меняющихся потребностей рынка труда; обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг; обеспечение прозрачности финансовых потоков в системе образования; повышение качественного кадрового потенциала образования; обеспечение инновационного характера развития образовательной сферы.
Далее в ходе конгресса работало 40 научных секций и 23 круглых стола. В конгрессе приняли участие видные российские и иностранные ученые, политики и практические работники, представители 60 российских регионов. На секциях и круглых столах обсуждались вопросы, связанные с социологией культуры, науки, политики, религии, труда, управления и других сторон общественной жизни. Секция социологии образования была одной из многочисленных и в тезисах выступлений на других секциях в разных контекстах касались проблем образования, особенно - профессионального образования.
К сожалению, не присутствовали на Конгрессе представители от Министерства образования и науки России, а также из Департамента образования города Москвы. К слову сказать -российская социологическая общественность разобщена, Высшая школа экономики не посещает всероссийские социологические конгрессы и конференции. В ГУ ВШЭ проходит ежегодная конференция по развитию социально-экономических процессов, г. Фурсенко, обычно, на них присутствует.
Вслед за высказыванием В. Садовничего, отличительной чертой России многие исследователи называют нескончаемые процессы турбулентности. «Хаос - это перманентное состояние российской действительности, которое постоянно в ней воспроизводится, нам необходимо научиться жить, а еще лучше - научиться пользоваться преимуществами этой данности, отметил О. Добродеев»3. Социологи имеют убедительное объяснение перманентному состоянию российской социальной турбулентности. Как и физическая, она может иметь «вихревой», или «волновой» характер. Последняя развивается в соответствии с внутренними закономерностями смены состояния порядка и хаоса, будучи открытой для взаимодействия с внешней
2 Под руководством М.К. Горшкова было проведено фундаментальное исследование, изложенное в книге Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М. : ЦСПиМ, 2010.
3 Добродеев О. Русский хаос - это тот же немецкий порядок // Политический журнал. 2009. N 5-6. URL: http://www.politjournal.ru/.
средой. Периодичность повторения процессов дает возможность выявить определенные циклы в развитии различных сфер общественной жизни и с большой долей вероятности моделировать, прогнозируя будущее в планах, программах, стратегиях, в целях максимальной точности и социальной адекватности - с привлечением математических расчетов. Причины «вихревой» социальной турбулентности, носят случайный, непредсказуемый характер4. В терминах философского определения этот тип турбулентности происходит «по метафизике своеволия субъекта», вопреки всем закономерностям, в том числе и социально-экономическим. Опасность подобного своеволия заключается в том, что «субъективные предпочтения» идеологически обрамляются в целесообразную государственную политику. Структурно-революционные разрушения в экономической сфере, начавшиеся одновременно с изменением политической системы в России, происходили не по закону объективно существовавших противоречий, а по субъективному своеволию, они к настоящему времени не завершены.
По утверждению Е.П. Тавокина (МГУ): «Нынешняя Россия представляет собой редкий в истории пример общества, которое целенаправленно движется от цивилизации назад, к более примитивным формам социальной жизни. Признаками этого является, в первую очередь, развал науки и образования, разрушение высокотехнологичных производств, материальнотехнической и инфраструктурной сферах, превращение экономики в сырьевую, деградация культуры, пронизывающая все структуры коррупция. Стало ясно, что рыночное либеральномонетаристское общество способно только к саморазрушению и уничтожению основы основ любого общества - человеческого капитала5.
Социологи отмечают, что молодежный социум продолжает «вращаться в вихревой турбулентной спирали развития», раскрученной бифуркационными рисками. Социологические данные подтверждают наличие социальной напряженности, детерминируемой: ростом цен - 59%; реформами ЖКХ - 52%; низким уровнем жизни - 51%; алкогольно-наркотической зависимостью - 48%; коррупцией и бюрократией - 68%; безработицей - 40%; конфликтогенной ситуацией в системе образования и здравоохранения - 78%; преступностью - 30%; углубляющимся кризисом морально - нравственных ценностей - 24%. Обостряется противоречие тем, что либеральная рыночная модель ориентирована на предпринимательские структуры, декларативно призывающие молодых людей, в реальности же этот социальный лифт связан с риском и неопределенностью. Развитию молодежного предпринимательства препятствуют: коррупция -21,2%; налоги -18,9%; недостаток инвестиций- 15,5%; преступность - 9,4%; инфляция - 8,5%; неэффективность чиновников-8,4%6.
Опасность продолжает сохраняться в том, что столь разрушительный кризис, о котором говорит Е. Тавокин, носит системный характер. Если принять определение системы, как такую, внутренне упорядоченную совокупность ее элементов, которая сохраняет ее от внешнего воздействия, то все становится понятно и объяснимо. Все формы вихревых процессов социальной турбулентности были следствием заимствованных извне революций, реформ, перестройки.
Разрушение всех отраслей народного хозяйства в полную меру распространилось на объекты профессионального образования, которые были составляющей частью этих отраслей и объектами собственности (здания, оборудования). Социологи, находящиеся на реалистических позициях, справедливо говорят не о модернизации профессионального образования, а о его возрождении, с фрагментами восстановления прошлого положительного опыта и формирования по меркам новых технологических параметров и информационных. В разных контекстах звучало на конгрессе, что основными критериями профессионального образования
4 Крамарова Е.Н. Социальная ответственность российского бизнеса: фактор преодоления социальной турбулентности// Социология в системе научного управления обществом/Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. ИС РАН 2012. E-mail: [email protected]
5 Тавокин Е.П. Смена курса как императив выживания России. Указан. источник. С. 473.
6 Черкасова Т.В. Российский молодежный социум в турбулентно-конфликтном анализе// Указан. источник. C. 718.
должна стать наконец-то человекомерность, ориентированная на формирование и реализацию не вообще, а российских мер человеческого капитала7.
По утверждению социологов, проблема всех российских преобразований состоит в отсутствии упора на отечественные устойчивые формы повседневного бытия, на котором преобразования могут закрепляться в стабильных, органичных структурах. Это относится как к устойчивым формам ведения домохозяйства, так и к устойчивости общественных организаций. Возникающая при этом культурная травма (по социологическим опросам) состоит не столько в экономических потерях, не столько в бытовых неурядицах, их россияне привыкли мужественно переносить, сколько в необходимости каждый раз переопределять все структуры повседневного бытия: существующие и укорененные в ментальности, правила действий, стереотипные оценки экономической ситуации и т.д. Все известные в истории России преобразования основывались на насилии и разрушении повседневных форм жизни, традиций.
Молодежь является самой уязвимой группой на рынке труда, особенно та, которая еще не имеет ни профессионального образования, ни социального опыта. В условиях же финансовоэкономического кризиса это приобретает особую остроту. Так, возрастная группа молодежи 20-29 лет, Республики Башкортостан традиционно является одной из наиболее представительных в составе безработных республики, не смотря на то, что при активном участии социологов, были реализованы более десяти программ, способствующих занятости молодежи и борьбе с молодежной безработицей, на сегодняшний день доля молодежи среди безработных составляет более 40%8.
Находясь в постоянно трансформирующейся реальности, состоящей из непонятных причинно-следственных связей и неопределенных ценностных ориентиров, молодой человек с помощью Интернета пытается минимизировать последствия нестабильности - игровым отношением к действительности, виртуализацией, то есть «замещением реального исполнения социальных ролей симуляцией.
Проект «Гражданское общество: заказ на «лучшую инновационную школу» выявляет сущность проводимых реформ, поэтому, изложенное социологом С.В. Лелюхиным (Саратов) исследование вызвало большой интерес и широкую дискуссию. В качестве инструментальных методов в исследовании были использованы массовый опрос и глубинное интервью экспертов. В исследовании приняло участие 1208 респондентов, 609 старшеклассников и 599 родителей в период с марта по май 2011 года в шести регионах Российской Федерации: Владимир, Волгоград, Пенза, Пермь, Самара и Саратов. В глубинном интервью были привлечены 40 экспертов из числа представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, преподавателей школ и вузов, представителей СМИ, политических партий и общественных организаций из Москвы, Саратова и Перми. Важным вопросом с точки зрения анализа отношения общества к усилиям государства по модернизации школьного образования является проблема выбора стратегии финансирования школ, выбора критериев увеличения или, соответственно, уменьшения размеров государственного финансирования конкретной школы в зависимости от ее успешности и востребованности. Оказалось, что стимулирование лучших школ (87%) незначительно превышает по частоте выбора равную поддержку всех школ (80,5%), косвенные оценки «заслуженная оценка» и «приведет к расслоению» поддержаны большинством тех, кто участвовал в опросе (около 77%). Респонденты с некоторым перевесом отдают предпочтение стимулированию лучших школ, но учитывают при этом важность развития доступной для всех без исключения системы школьного образования. К негативным последствиям проводимой таким образом оптимизации эксперты отнесли опасность лишиться сельской школы и отрыв младших школьников от семьи, поскольку ребенок должен учиться там, где он живет.
7 Путилова Л. М. Профессиональное образование: парадоксы реформ и векторы развития//Указ источник. С. 1122.
8 Тулумбаева Р.Н. Роль социологии в развитии молодежного рынка труда// Указан. источник.С. 2107
Согласно теории социальной мобильности, разработанной американским социологом из России - П. Сорокиным, институты образования и воспитания всех уровней, во все времена были средствами вертикальной социальной циркуляции и стратификации9. Государственная поддержка одаренных детей должна сделать элитарные школы доступными всем членам общества, социальное неравенство будет нивелировано, и школьная система будет представлять собой систему социальных лифтов, движущихся от нижних социальных слоев до элитарных.
По оценке экспертов, оптимизация системы образования сегодня направлена только на сокращение финансирования школ и не только не решает, но и не формулирует задач повышения качества образования. Для преодоления противоречий эксперты предлагают практику поддержки талантливых школьников, раскрывающей личностный потенциал детей, но находящуюся в резонансе с государственным пониманием «лучшей школы»10.
Более оптимистично настроенные социологи возлагают все-таки надежду на высокотехнологичные производства, продуцирующих потребность в рабочей силе и квалифицированном мастерстве как форме «человеческого капитала», который должен будет формироваться в системе профессионального образования11.
Многие социологи говорили о различии стратегии профессионального образования в высшей школе и среднего профессионального образования: есть определенное перенасыщение некоторых специалистов с высшим образованием и острый дефицит специалистов среднего звена во всех отраслях народного хозяйства и во всех регионах России. Речь шла о многомиллионной молодежной когорте российского населения, которую надо качественно профессионально обучить, трудоустроить так, чтобы была возможность для дальнейшего карьерного роста и профессионального развития.
Отношение к трудоустройству учащихся и студентов профессиональных учебных заведений было отмечено в исследовании, проведенном в Липецке в 2011 году. Всего в исследовании приняли участие 454 учащихся и студентов, обучающихся в профессиональных учебных заведениях, в том числе: 32% составляют студенты ВПО, 34% - студенты СПО и 34% - учащиеся НПО. В период обучения в профессиональном учебном заведении около половины студентов осуществляют трудовые практики: 17% работают постоянно, 26% занимаются трудовой деятельностью только в каникулярный период, 13% иногда подрабатывают, 44% учащихся и студентов не работают. Трудовая деятельность, которой занимаются учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений в период обучения напрямую связана с осваиваемой ими профессией лишь у 23% работающих, 29% заявили, что их трудовая деятельность лишь отчасти связана с профессией, а большинство студентов (48%) признают отсутствие какой-либо связи их работы с получаемой профессией. Среди данной категории респондентов 34% планируют продолжить работу на том же месте после окончания учебного заведения, 45% намерены сменить сферу деятельности, 22% затруднились с ответом.
Успех в трудоустройстве зависит, считают студенты, от личностных факторов (77,6%), в том числе: собственных усилий (35%), знаний и умений (33,3%) и активности (9,3%). Определяющим является и популярность профессии (5,1%). Влияние таких факторов, как «ситуация в стране и регионе», «состоятельность родителей», «удачное знакомство» играет свою роль, но оно не является определяющим (суммарная оценка данных факторов составляет 17,3%).
Значимость индивидуально-личностного фактора профессионализации подтверждается мнением студентов о том, что успех в жизни «зависит только от них самих» (55,1%), лишь в «определенной степени от них самих» (25,8%). При этом 8% затруднились с ответом, а 11,1% определяющим фактором признали «стечение обстоятельств». Трудоустройство по специаль-
9 Сорокин П. Социальная мобильность. М., Academia, 2005, 588 с.
10 Лелюхин С. В., Дегтярева Н. В. Отношение общества к модернизации школьного образования: кого поддерживать - слабых или лучших?// Социология в системе Указан. источник. C. 1087
11 Бубнова М.И. Человеческий капитал как процесс трансформации интеллектуальной услуги в экономический ресурс// Социология в системе. Указан. источник. С. 336.
ности в первую очередь зависит от «профессионального учебного заведения, в котором они обучаются» (35%), «собственных возможностей» (30%), «предложений работодателя» (19%), «неформальных связей родственников и знакомых» (10%), «служб занятости» (5%)12.
В нескольких секциях обсуждались темы профориентации учащихся, мотивированные Национальной доктриной РФ, в которой указывается, что ужесточение конкуренции на рынке труда диктует необходимость формирования специалистов с высокой профессиональной мобильностью и мотивацией, отличающихся способностью к самостоятельному выбору. С целью изучения реального состояния профессиональной направленности старшеклассников было проведено социологическое исследование в 10-11 классах средних общеобразовательных школ Мичуринского рациона Тамбовской области, выявляющее профориентацию школьников на свою будущую специальность. Наиболее востребованными явились специальности, связанные с умственной деятельностью (56%). Специальности, связанные с физическим трудом, оказались менее популярными (37%), а техническим специальностям отдали предпочтение лишь 7%. Среди старшеклассников 11 класса было выявлено, что большинство респондентов (90%) уже определились с выбором профессии, 10% - нет. Данное исследование показало, что для 72% учащихся главным при выборе учебного заведения является статус вуза. В целом, констатируется, что интересы учащихся не резонируют с «социальным заказом»13.
Подобное социологическое исследование позволяет моделировать задачу, которую должна конкретизировать и решать как школа, так и трудовые площадки, нуждающиеся в омоложении кадров. Существующая в современной России этика труда стимулирует слабую деятельностную мотивацию, не создает этической основы для развития нормальных трудовых отношений. Трансформация трудовой этики в сторону негативного отношения к труду становится тормозом модернизации управленческих практик, необходимых для изменения представлений о ценности труда в идеалах и ценностных ориентациях российской молодежи как социальной группы, являющейся резервом будущего развития нашего общества14.
В различных контекстах социологи отмечали сложности модернизации России, они состоят в том, что процесс модернизации совпадает с процессом мировой глобализации, которая является продолжением распространения стандартов общества потребления, сопряженных с социокультурными признаками постмодерна. В отличие от модернизации производства, постоянная изменчивость, характерная потребительским рынкам, лишает модернизационные процессы устойчивого вектора развития и порождает различные риски для повседневности15. Конструктивные практики управления этой нестабильностью пока отсутствуют в российском модернизационном дискурсе16.
Все перечисленное явно или имплицитно служит исходными принципами «мэйнстрима» современного обществоведения, в некоторых случаях и педагогики. К сказанному можно добавить то, о чем так же несколько лет уже говорят и социологи, и философы - о компьютере, который, при всех его информационных достоинствах, формирует особый, мозаичный тип восприятия информации, следствием чего развивается специфическая форма перцептивного мышления, для которой характерно клиповое сознание, построенное на знаковосимволической системе, она является доминирующей, в ущерб вербальному, логикопонятийному, что препятствует не только усвоению профессионально-базовых знаний, но адекватному отражению реальности. Странно, что эта проблема пока не сформулирована педаго-
12 Силкина Н. А. Модель трудоустройства студентов в профессиональных учебных заведений в регионе: анализ индивидуальных практик конструирования// Социология в системе Указан. источник. С. 1343
13 Михайлова А. И. Профессиональные предпочтения учащихся на современном этапе// Социология в системе. Указан. источник. С. 1106.
14 Жижко Е. В. Трансформация трудовой этики как фактор модернизации управленческих практик// Указан. источник. С. 1263.
15 Зарубина Н. Н. Повседневность в модернизационном дискурсе современной России//Указан. источник. С. 150.
16 Под дискурсом социологии полагают социально и культурно обусловленные правила и практики, по которым образуются знания дальнейшие действия, в соответствии с ними.
гами, хотя она - педагогическая в первую очередь.
Социально-технологическая культура специалиста, представляет собой систему диспозиций личности профессионала, предполагающей развитие: профессионального мышления; социально-технологических стандартов поведения; профессиональной компетентности. Ключевую роль в данном случае играет социально-технологическое мышление, моделирующее поведение в соответствии с компетенциями и для которого характерны: понятийность, проблемати-зация и рефлективность17.
Социологический аспект инноваций в образовании заключен в тех новых задачах, которые поставлены перед российским профессиональным образованием, преподавательский корпус которого сегодня, в условиях модернизации, должен исследовать, изучать (позиция исследователя), объяснять, логично излагать (позиция публичного оратора), понимать субъектов деятельности (позиция медиатора, переговорщика), изменять, управлять - (позиция рефлексивного управленца, специалиста, менеджера), активно жить в обществе (позиция гражданина).
Социологический аспект социальных инноваций заключается в трансформации норм, правил и принципов социального взаимодействия, всей статусно-ролевой системы. Сущность инноваций состоит не только в технических изобретениях и технологических новшествах, а в отношениях между людьми, в изменении ценностных оснований их взаимодействия, - отметила Л.Н. Цой (ИС РАН, Москва)18.
Беглый просмотр материалов Конгресса неожиданно принудил к более тщательному прочтению текста в 2553 страниц, т.к. проблемы образования, профессионального образования и воспитания (в том числе и в связи с проводимыми реформами) - самая обсуждаемая тема, она проблематизирует большое число секций и круглых столов. Ее касались в работе секций социологии управления, социологии культуры, социологии труда, социология молодежи, социология семьи, социологии детства, экономической социологии, особенно остро она обсуждалась в секции методология социологии.
Если учесть, что в работе Конгресса приняли участи представители 60 регионов России, то можно сказать, что это самая насущная российская проблема. Материалы прошедшего социологического Конгресса позволяют сделать ряд выводов.
Во-первых, возрождение профессионального образования во всех его прежних и новых формах: профтехучилищ, техникумов, колледжей - сегодня должно стать в центре государственной политики модернизации знаниевой экономики.
Во-вторых, профессиональное образование должно занимать центральное место в молодежной социальной политике.
В-третьих, профобразование должно достойно финансироваться на осуществление социокультурной составляющей, что отвечает требованиям организации повседневной жизнедеятельности самой многочисленной возрастной когорты России.
В-четвертых, научно-исследовательские институты развития профессионального образования должны модернизировать профессиональную классификацию и составить несколько моделей специалистов, с целью обоснования конкретных, специфических для некоторых профессий, методов инноваций в педагогическом процессе.
В-пятых, методологическая модернизация профессионального образования должна исходить из следующих предпосылок:
- профессиональное образование должно отвечать модернизационным процессам знание-вой экономики;
- учитывать влияние и роль информационных технологий на учебный процесс;
- новоевразийского пространства России;
17 Дятченко Л.Я. Проблема формирования социально-технологической культуры специалиста Указан. источник.// С. 1259
18 Цой Л.Н. Социологический аспект инноваций в образовании// Указан. источник. С, 1116.
- профессиональное образование должно быть источником такого «человеческого капитала», который позволит выпускнику утвердиться в профессии, карьерно развиваться в ней, а при необходимости, психологически достойно, сменить профессию, специальность, но, используя имеющиеся навыки и знания, применить их, профессионально развиваясь в другом качестве и на другом уровне;
- профессиональное образование должно отвечать требованию гармонизации социально значимых рынков труда и образовательных услуг.
Социокультурной сущностью России является соборное единение, основанное на комплементарном характере взаимосвязей представителей русской, исламской и буддистской цивилизаций, совместно проживающих на обширном евразийском пространстве. Модернизация в России как процесс может быть развернут не иначе как на аутентичном социокультурном основании, соответствующей новоевропейской цивилизационной матрице. Это максимально следует учитывать в современном образовательном процессе, а в профессиональном образовании необходимо совмещать с формированием социально-технологической культуры, соответствующей будущей профессии.
Библиографический список:
1. Добродеев О. Русский хаос - это тот же немецкий порядок // Политический журнал. 2009. No 5-6. URL: http://www.politjournal.ru
2. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шеренги. - М. : ЦСПиМ, 2010.
3. Сорокин П. Социальная мобильность. М., Academia, 2005.
4. Социология в системе научного управления обществом/Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. ИС РАН 2012.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: профессиональное образование, социология, векторы развития профессионального образования.
Keywords: professional education, sociology, vectors of development of professional education.