ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ НАУКИ
УДК 378.2 377
DOI: 10.24411/1728-5283-2018-10201
ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
© Р.Г. Буканова,
доктор исторических наук, профессор,
Башкирский государственный
университет,
ул. З. Валиди, 32,
450076, г. Уфа,
Российская Федерация,
эл. адрес: [email protected]
Рубеж 1990-х - 2000-х гг. является переломным в становлении профессионального образования в Российской Федерации. Именно к этому времени относится начало модернизации политической системы государства, направленной на восстановление единого законодательного пространства страны, включающего в себя также и образовательное пространство. Сложность этого процесса была предопределена тем, что вместе с исчезновением советского государства и упразднением прежних институтов государственной власти и управления были подорваны основы государственной образовательной политики. Вся тяжесть проведения реформ, особенно в сфере обеспечения духовных и образовательных потребностей общества, была возложена на регионы. В данной статье на примере Республики Башкортостан рассматривается региональный аспект этой проблемы, приводятся основные базовые характеристики, с которыми республика вступила в первый этап модернизации образовательной системы. В 90-х гг. XX в. Башкортостан в силу исторических традиций продолжал оставаться опорным регионом Российской Федерации, сохраняя лояльность в отношении центра и проявляя осторожность в реформировании общественно-политических институтов. Главную свою задачу руководство республики видело не в проведении радикальных реформ, а в сохранении сложившегося в советское время образовательного и научного потенциала и дальнейшего его развития в соответствии с новыми требованиями времени. В условиях экономического кризиса и децентрализации управления в сфере образования и науки было необходимо обеспечить разумный баланс в сочетании общероссийских и региональных интересов. Такая позиция местной власти имела как положительные, так и отрицательные последствия. Если по качественным характеристикам профессорско-преподавательского состава и выпускников образовательных учреждений Республика Башкортостан не уступает наиболее развитым в социально-экономическом отношении регионам, то все еще остается актуальной необходимость инновационного прорыва в модернизации системы профессионального образования и повышения организационно-правового статуса ведущих вузов республики.
Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Башкортостан, высшее и среднее профессиональное образование, реформы, регионализация, модернизация
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2018, том 28, № 3(91) |||||||||||||||||||||||||| 11111111В
© R.G. Bukanova
VECTORS OF THE VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT AT THE TURN OF THE 21ST CENTURY: A CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Bashkir State University, 32, ulitsa Zaki Validi, 450076, Ufa, Russian Federation, e-mail: [email protected]
The years between the late 1990s and the early 2000s proved to be a turning point in the formation of vocational education in the Russian Federation. It was precisely the time that the modernization had begun in the Russian political system aimed at restoring the single legislative space of the country, including the educational space. The complexity of this process was predetermined by the fact that, together with the disappearance of the Soviet state and the abolition of the former institutions of state power and administration, the foundations of state educational policy were undermined. The whole burden of carrying out the reforms, especially in the sphere of ensuring the society's spiritual and educational needs, was imposed on the regions. The article discusses the regional aspect of this problem, with the Republic of Bashkortostan taken as an example, and gives some basic characteristics, with which the republic entered the first stage in modernizing its education system. In the 1990s, by virtue of historical traditions, Bashkortostan remained the supporting region of the Russian Federation that maintained loyalty to the centre and showed caution in reforming socio-political institutions. The leaders of the republic saw their main task not in carrying out radical reforms, but in preserving the educational and scientific potential formed in the Soviet period and its further development in accordance with the new requirements of the time. In terms of economic crisis and management decentralization in the sphere of education and science, it was also necessary to ensure a reasonable balance between all-Russian and regional interests. This position of local authorities had both positive and negative consequences. Qualitative characteristics of the faculty and graduates of educational institutions of the Republic of Bashkortostan are not inferior to the most developed regions, but the need for an innovative breakthrough in modernizing the vocational education system and enhancing the institutional and legal status of the leading universities of the country still remains urgent.
Key words: Russian Federation, Republic of Bashkortostan, higher and secondary vocational education, reforms, regionalization, modernization
Конец XX - начало XXI в. были решающими не только в процессе государственного строительства новой России, но и в определении приоритетных задач, стоявших перед обществом. Исследователи характеризуют этот рубеж как решающий этап в становлении современной системы образования. Перед Россией, вставшей на путь строительства
демократического общества и правового государства, на рубеже 1990-х - 2000-х гг. стояла «новая перспективная задача создания единого общеевропейского образовательного пространства, построенного на общих принципах» [1, с. 29]. В научной литературе отмечается изменение вектора государственной политики в отношении высшей школы
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 28, № 3(91) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
на рубеже 1990-2000-х гг., начало реорганизации федеральных органов управления образованием, попытка исправления ошибок, допущенных в 90-х гг. предыдущего столетия [2, с. 24]. В целом, начало 2000-х гг. считается началом модернизации системы образования или, по выражению Н.А. Григорьевой, «модернизационным этапом в развитии государственной политики в сфере гражданского образования» [3, с. 33].
Особенностью процессов модернизации в России является, как правило, ведущая роль государства. Модернизация образовательной системы была продиктована общегосударственными интересами и проводилась на фоне реформирования всей социально-политической системы российского общества.
Векторы развития профессионального образования были направлены на восстановление роли государства в образовательном пространстве страны, усиление роли центра на местах. Сложность этого процесса была предопределена тем, что вместе с исчезновением советского государства и упразднением прежних институтов государственной власти и управления были подорваны основы государственной образовательной политики. Либерализация общественной жизни неизбежно привела к децентрализации управления этой сферой и регионализации системы образования. Если в советском обществе традиционно образование и наука считались средствами достижения единства и интеграции, позволяющими преодолевать экономические и социальные различия, то в первые десятилетия постсоветской эпохи наметились серьезные различия в структуре и организации профессиональной подготовки специалистов.
Распад единого образовательного пространства оказался весьма болезненным процессом. Вся тяжесть осуществления государственных задач в период трансформации общественно-политической системы, особенно в сфере обеспечения духовных и образовательных потребностей общества,
была возложена на регионы. В связи с этим процессы перехода к новой политике в сфере профессиональной подготовки специалистов следует рассматривать в региональном разрезе.
Процесс регионализации науки и высшего образования в республиках и областях Российской Федерации, в первую очередь, проявился в создании собственной нормативной и законодательной базы, а также организационно-управленческих структур. В 90-х гг. XX в. Башкортостан в силу исторических традиций продолжал оставаться опорным регионом Российской Федерации, сохраняя лояльность в отношении центра и проявляя осторожность в реформировании общественно-политических институтов. Разветвленная сеть вузов и ссузов, а также учреждений академической и отраслевой науки побудила правительство Республики Башкортостан создать в 1994 г. Государственный комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. Возникновение совершенно новой функции в системе управления Республики Башкортостан было обусловлено необходимостью сохранения сложившегося в советское время образовательного и научного потенциала и дальнейшего его развития в соответствии с новыми требованиями времени. В условиях экономического кризиса и децентрализации управления в сфере образования и науки было также важно обеспечить единство российского научного и образовательного пространства, сочетание общероссийских и региональных интересов [4, с. 30].
Общей тенденцией развития системы профессионального образования, коснувшейся и Республики Башкортостан, было возникновение новых университетов и академий (что, в сущности, являлось лишь изменением названия вуза), зарождение и становление негосударственных учебных заведений, внедрение внебюджетной системы подготовки кадров, переход к новым
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
'2018, том 28, № 3(91) |||||||||||||||||||||||||| 11111111В
образовательным стандартам и многое другое, но в целом система развивалась крайне неравномерно. Количество высших учебных заведений в Башкортостане осталось на том же уровне, что и в 80-х гг. XX в. Лишь в 2001 г. было получено разрешение Министерства образования и науки РФ на открытие еще одного высшего учебного заведения - Уфимского государственного института сервиса (УГИС). В связи с этим высокая потребность выпускников школ в получении образования удовлетворялась за счет филиалов вузов других субъектов РФ и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории республики. Наиболее динамично развивалась система среднего профессионального образования, которая сумела быстро приспособиться к новым реалиям. К началу нового столетия подготовку специалистов в республике осуществляли 77 средних специальных учебных заведений по 121 специальности, 10 самостоятельных государственных вузов и 18 подразделений вузов России по 199 направлениям и специальностям, а также 88 учреждений дополнительного профессионального образования. Наряду с государственными образовательными учреждениями, функционировали 27 негосударственных вузов и ссузов, осуществлявшие подготовку специалистов по 30 направлениям и специальностям высшего и 29 специальностям среднего профессионального образования. В целом, учреждения высшего и среднего профессионального образования обеспечивали подготовку специалистов практически для всех отраслей народнохозяйственного комплекса республики за исключением ряда специфических областей, таких как телевидение, кинематография, полиграфия, цветная металлургия, реклама. Наблюдались устойчивые тенденции роста контингента приема студентов. Так, общий контингент студентов вузов по сравнению с 1991 годом увеличился на 44 тыс. человек и
составил 97 тыс. человек. Вместе с тем по численности студентов вузов республика намного отставала от среднероссийских показателей: если на 10 тыс. населения в Российской Федерации приходилось 246 студентов, то численность студентов вузов республики составляла лишь 185 человек [5, с. 32-33].
На этом фоне успешно развивалось среднее профессиональное образование. В Башкортостане доля учащихся ссузов составляла 188 человек, что на 49 человек было выше, чем показатель по Российской Федерации [6]. Возможно, такая тенденция наблюдалась и в других регионах. Для этого имелись объективные причины, которые заключались в следующем:
- во-первых, государство законодательно сняло с себя ответственность за предоставление всеобщего полного (11-летнего) среднего образования;
- во-вторых, решением правительства России учреждения начального профессионального образования были переведены в ведение субъектов Федерации. В условиях экономической несостоятельности многих регионов это фактически привело к ликвидации системы начального профессионального образования. В результате многие школьники после 9-го класса были вынуждены доучиваться в средних специальных учебных заведениях, которые стали готовить специалистов по некоторым направлениям начального профессионального образования.
Не следует также упускать из поля зрения и такое явление, характерное для 90-х гг. прошлого столетия, как постепенное снижение престижа высшего профессионального образования, превращение сферы образования в сферу услуг и связанный с этим перевод подготовки кадров по наиболее востребованным специальностям на коммерческую основу. В этих условиях средние специальные учебные заведения оказались более доступными для большинства малообеспеченных слоев населения.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 28, № 3(91) |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитию системы среднего профессионального образования на рубеже веков способствовала передача некоторых функций из федерального центра в органы управления образованием субъектов РФ. В частности, это относилось к лицензированию программ среднего и дополнительного профессионального образования, аттестации работников учреждений среднего профессионального образования. При Государственном комитете РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию были созданы комиссии по лицензированию программ среднего и дополнительного профессионального образования и комиссия по аттестации работников учреждений среднего профессионального образования.
Известно, что лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений является важным резервом повышения качества образования на всех уровнях. Поэтому с 2000 г. часть контрольных функций была возложена на региональные органы управления системой образования и общественные организации. Министерство образования и науки РФ перешло к единой процедуре, объединяющей лицензирование, аттестацию и аккредитацию вузов, при активном взаимодействии в этом процессе субъектов федерации с профессиональными ассоциациями: Советами ректоров вузов и региональными отделениями Союзов директоров ссузов. Органам управления субъектов РФ были переданы полномочия по усилению контроля за деятельностью учреждений профессионального образования в межаттестационный период и в процессе самоаттестации вузов и ссузов.
Введенные в 2000-2001 учебном году новые государственные образовательные стандарты давали большую автономию образовательным учреждениям. В связи с переходом вузов и ссузов на новые образовательные стандарты предусматривалась работа по разработке и внедрению в учебный процесс республиканского компонента, созданию со-
ответствующих учебников и учебных пособий для вузов и ссузов. Важной задачей было обеспечение высокого качества образования путем внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные возможности, предусматривающие более активное участие студентов и учащихся в реализации текущего учебного процесса.
Развитие рыночных отношений явилось стимулом для расширения подготовки специалистов на платной основе на базе государственных и негосударственных образовательных учреждений. Образовательные учреждения получили неограниченные возможности зарабатывать собственные средства и расходовать их без налогообложения, если доход направлен на обеспечение и развитие учебного процесса. Вместе с тем, возникла проблема рационального использования заработанных средств: имелись случаи, когда до 65% внебюджетных средств направлялись на заработную плату при большой задолженности по оплате коммунальных услуг, необходимости осуществлять капитальный и текущий ремонт зданий. Главная причина такого положения заключалась в том, что законодательно установленные нормы государственного обслуживания образования в РФ не были подкреплены финансовыми ресурсами. Так, например, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Законом РБ «Об образовании» средняя заработная плата работников образования должна была быть не менее средней зарплаты в промышленности. Фактически в рассматриваемый период средняя зарплата работников образования в России составляла 813 рублей, т. е. лишь 49% от зарплаты в промышленности. В Башкортостане - 61%. Оставались не совсем ясными межбюджетные отношения субъектов РФ и центра, принципы финансирования учебных заведений федерального подчинения. В этих условиях учреждения профессионального образования оказались на грани выживания.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
'2018, том 28, № 3(91) ||||||||||||||||||||||||||||||||||В
В целях улучшения финансового состояния учреждений профессионального образования, находящихся на территории республики, по предложению Государственного комитета РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию были приняты постановления Кабинета министров и Государственного Собрания РБ: «О нормативах потребления коммунальных и бытовых услуг студентами, проживающими в общежитии», «Об установлении дополнительных льгот по налогообложению и оплате коммунальных услуг для учреждений высшего и среднего профессионального образования в РБ», установлен порядок предоставления платных образовательных услуг и т. д. Все эти меры были направлены на сохранение научного и образовательного потенциала республики в условиях рыночной экономики, обеспечение образовательных учреждений минимальными материальными ресурсами, финансовой поддержкой.
Опыт развития системы образования в постсоветском пространстве требует все-
стороннего и более детального изучения. В данной статье обозначены лишь основные векторы развития профессионального образования в Республике Башкортостан в переходный период - на рубеже XX - XXI вв. Главную свою задачу руководство республики видело не в проведении радикальных реформ, а в сохранении сложившегося в советское время образовательного и научного потенциала и дальнейшего его развития в соответствии с новыми требованиями. В условиях экономического кризиса и децентрализации управления в сфере образования и науки было необходимо обеспечить разумный баланс в сочетании общероссийских и региональных интересов. Такая позиция местной власти имела как положительные, так и отрицательные последствия. Как стало ясно сегодня, преимущество оказалось на стороне тех субъектов Российской Федерации, которые раньше других расстались с иллюзиями прошлого и адаптировались к новым реалиям современного общества.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Борисов В.М. Высшая школа Российской Федерации в условиях системных реформ (1984-1999 гг.): автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2008. 32 с.
2. Тарасова С.В. Исторический опыт разработки и реализации проектов реформирования системы образования Российской Федерации в 1984-2004 гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2008. 33 с.
3. Григорьева Н.А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России (1958-2006 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Астрахань, 2009. 42 с.
4. Буканова Р.Г. Государственная политика в сфере науки и высшего профессионального образования в Республике Башкортостан в 1990-2000 гг. // История науки и техники. 2012. № 6. Спецвып. № 2. С. 29-33.
5. Высшее и среднее профессиональное образование республики Башкортостан: Основные итоги за 2000 год. Уфа: РИО РУНМЦ Госком-науки РБ. 37 с.
6. Среднее профессиональное образование в Башкортостане: сб. мат-лов. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2001. 193 с.
R E F E R E N C E S
1. Borisov V.M. Vysshaya shkola Rossiyskoy Feder-atsii v usloviyakh sistemnykh reform (1984-1999 gg.) [Higher school of the Russian Federation in the conditions of systemic reforms (1984-
1999)]. Dr. Sci. Thesis in History. Moscow, 2008. 32 p. (In Russian). 2. Tarasova S.V. Istoricheskiy opyt razrabotki i re-alizatsii proektov reformirovaniya sistemy obra-zovaniya Rossiyskoy Federatsii v 1984-2004 gg.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 28, № 3(91) lllllllllllllllllllllllllllllllllll
[Historical experience in development and implementation of projects of reforming the education system of the Russian Federation in 1984-2004]. Dr. Sci. Thesis in History. Moscow, 2008. 33 p. (In Russian).
3. Grigoryeva N.A. Gosudarstvennaya politika i praktika razvitiya grazhdanskogo obrazovaniya v Rossii (1958-2006 gg.) [State policy and practice in the development of civic education in Russia (1958-2006)]. Dr. Sci. Thesis in History. As-trahan, 2009. 42 p. (In Russian).
4. Bukanova R.G. Gosudarstvennaya politika v sfere nauki i vysshego professionalnogo ob-razovaniya v Respublike Bashkortostan v 19902000 gg. [State policy in the sphere of science and higher vocational education in the Republic
of Bashkortostan in 1990-2000]. Istoriya nauki i tekhniki - History of Science and Technology, 2012, no. 6, special iss. no. 2, pp. 29-33. (In Russian).
5. Vysshee i srednee professionalnoe obrazovanie respubliki Bashkortostan: Osnovnye itogi za 2000 god. [Higher and secondary vocational education of the Republic of Bashkortostan: Basic results for 2000]. Ufa, RIO RUNMTs Goskom-nauki RB, 37 p. (In Russian).
6. Srednee professionalnoe obrazovanie v Bash-kortostane [Secondary vocational education in Bashkortostan]. Collected materials. Ufa, RIO RUNMTs Goskomnauki RB, 2001, 193 p. (In Russian).
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
'2018, том 28, №3(91) llllllllllllllllllllllllllИИИмШ