Научная статья на тему 'ВЕКТОРЫ (ДЕЗ)ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ В УСЛОВИЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА'

ВЕКТОРЫ (ДЕЗ)ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ В УСЛОВИЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ РИСК / ОБЩЕСТВО РИСКА / ПОЛИТИКА РИСКА / ПАНДЕМИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / ДОВЕРИЕ К ВЛАСТИ / DIRECT GLOBAL RISK / RISK SOCIETY / RISK POLICY / PANDEMIC / INTEGRATION / DISINTEGRATION / REGIONAL SOCIETY / TRUST IN POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жаде Зуриет Анзауровна

В статье анализируется влияние непосредственного глобального риска (пандемии коронавируса COVID-19) на интеграционные и дезинтеграционные процессы в полиэтничном социуме. Под (дез)интеграцией понимается мера сцепления разнородных действующих элементов в обществе (институтов, групп, индивидов) в единую целостность, системность, которая возникает на основе совпадения целей и интересов и способствует развитию общества. На примере Республики Адыгея рассматриваются особенности «политики риска» в условиях пандемии, осуществляемой органами региональной власти. Обозначены основные блоки интеграционных и дезинтеграционных процессов, формирующие их течение в условиях непосредственного риска: «Информационно-коммуникационный», «Компетентность» и «Доверие». Необходимость проведенного анализа обусловлена экстремальностью сложившейся социально-политической и социокультурной ситуации, при которой основная угроза влечет за собой множественность угроз и рисков, трансгрессируемых в большинство сфер жизни общества, имеющих своего рода мультипликативный эффект в региональном социуме; высоким уровнем неопределенности в сфере экономики, образования, демографии, здравоохранения, при которой региональная власть должна управлять риском в условиях повышения ожиданий от общества, предъявляемых ей, и при этом - открывающегося горизонта новых возможностей, способных при высоком доверии усилить интеграцию; высоким интеграционным потенциалом, который традиционно имеет в российском обществе феномен «общей беды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF (DIS)INTEGRATION IN A MULTIETHNIC SOCIETY IN DIRECT GLOBAL RISK

The paper analyzes the impact of direct global risk (coronavirus pandemic COVID-19) on integration and disintegration processes in a multiethnic society. (Dis)Integration means a measure of the integration of heterogeneous active elements in society (institutions, groups, individuals) into a single integrity, a system that arises on the basis of coincidence of goals and interests and contributes to the development of society. An example of the Republic of Adyghea is used to examine the features of a "risk policy" under conditions of a pandemic carried out by regional authorities. The main blocks of integration and disintegration processes are identified, forming their course in direct risk conditions: Information and Communication, Competence and Trust. The need for analysis is due to the extremity of the prevailing socio-political and socio-cultural situation, in which the main threat entails a multiplicity of threats and risks transgressed into most areas of society, which have a kind of multiplicative effect in regional society. The need for analysis is also substantiated by the high level of uncertainty in the economy, education, demographics and health care, in which the regional authority must manage risk in the face of increasing expectations from society and, at the same time, the opening horizon of new opportunities that can, with high confidence, strengthen integration; as well as by the high integration potential, which traditionally has in Russian society the phenomenon of "common trouble".

Текст научной работы на тему «ВЕКТОРЫ (ДЕЗ)ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ В УСЛОВИЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА»

УДК 316.4.06 (470.621) ББК 60.524 (2 Рос.Ады) Ж 15

З.А. Жаде,

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права и политологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79183190868, e-mail: zhadezura@yandex.ru

ВЕКТОРЫ (ДЕЗ)ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ В УСЛОВИЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА1

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируется влияние непосредственного глобального риска (пандемии коронавируса COVID-19) на интеграционные и дезинтеграцион-ные процессы в полиэтничном социуме. Под (дез)интеграцией понимается мера сцепления разнородных действующих элементов в обществе (институтов, групп, индивидов) в единую целостность, системность, которая возникает на основе совпадения целей и интересов и способствует развитию общества. На примере Республики Адыгея рассматриваются особенности «политики риска» в условиях пандемии, осуществляемой органами региональной власти.

Обозначены основные блоки интеграционных и дезинтеграционных процессов, формирующие их течение в условиях непосредственного риска: «Информационно-коммуникационный», «Компетентность» и «Доверие».

Необходимость проведенного анализа обусловлена экстремальностью сложившейся социально-политической и социокультурной ситуации, при которой основная угроза влечет за собой множественность угроз и рисков, трансгрессируемых в большинство сфер жизни общества, имеющих своего рода мультипликативный эффект в региональном социуме; высоким уровнем неопределенности в сфере экономики, образования, демографии, здравоохранения, при которой региональная власть должна управлять риском в условиях повышения ожиданий от общества, предъявляемых ей, и при этом - открывающегося горизонта новых возможностей, способных при высоком доверии усилить интеграцию; высоким интеграционным потенциалом, который традиционно имеет в российском обществе феномен «общей беды».

Ключевые слова: непосредственный глобальный риск, общество риска, политика риска, пандемия, интеграция, дезинтеграция, региональный социум, доверие к власти.

Z.A. Zhade,

Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of State and Law Theory and Political Science, Adyghe State University, Maykop, ph.: + 79183190868, e-mail: zhadezura@yandex.ru

VECTORS OF (DIS)INTEGRATION IN A MULTIETHNIC SOCIETY IN DIRECT GLOBAL RISK

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31523.

Abstract. The paper analyzes the impact of direct global risk (coronavirus pandemic COVID-19) on integration and disintegration processes in a multiethnic society. (Dis)Integration means a measure of the integration of heterogeneous active elements in society (institutions, groups, individuals) into a single integrity, a system that arises on the basis of coincidence of goals and interests and contributes to the development of society. An example of the Republic of Adyghea is used to examine the features of a «risk policy» under conditions of a pandemic carried out by regional authorities.

The main blocks of integration and disintegration processes are identified, forming their course in direct risk conditions: Information and Communication, Competence and Trust.

The need for analysis is due to the extremity of the prevailing socio-political and socio-cultural situation, in which the main threat entails a multiplicity of threats and risks transgressed into most areas of society, which have a kind of multiplicative effect in regional society. The need for analysis is also substantiated by the high level of uncertainty in the economy, education, demographics and health care, in which the regional authority must manage risk in the face of increasing expectations from society and, at the same time, the opening horizon of new opportunities that can, with high confidence, strengthen integration; as well as by the high integration potential, which traditionally has in Russian society the phenomenon of «common trouble».

Keywords: direct global risk, risk society, risk policy, pandemic, integration, disintegration, regional society, trust in power.

В текущий исторический момент современные угрозы и риски, затрагивающие социально-экономическое неравенство, экологические и демографические проблемы, активизацию вызовов экстремизма и международного терроризма, обеспечение безопасности информационного пространства, обозначились как угрозы «второго порядка». Это стало возможным в условиях пандемии коронавируса COVID-19, перед которой все человечество оказалось бессильно.

Все больше ученых и экспертов высказывают мнение, что непосредственный глобальный риск в корне меняет политику, как региональную и общегосударственную, так и мировую. Исследуя влияние коронавируса COVID-19 на международные отношения, А. Громыко подчеркивает, что «всю многоликую палитру международной жизни стала затмевать эпидемия корона-вируса, переросшая в заболевание мирового масштаба. В результате наложения друг на друга столь многочисленных негативных факторов мир оказался в ситуации, близкой к «идеальному шторму» [1; 4].

Сегодня российский социум находится в состоянии динамичного развития, при этом в условиях пандемии коронавируса возникают дополнительные параметры к различного рода модификациям, чем предопределяется активизация как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов. Пандемия вызвала огромное число очевидных последствий политического, экономического, культурного, медицинского порядка, а также несколько менее очевидных, но потенциально весьма деструктивных духовных, социетальных и политических последствий.

Обозначенный глобальный контекст, став мощнейшим вызовом для власти, одновременно открыл для нее горизонт возможностей. Российская ситуация отличается тем, что это проявилось как на национальном, так и на региональном и даже на локальном уровнях. В ситуации внешней угрозы общество готово в значительной степени рассчитывать на обеспечение безопасности, которая является имманентной функцией государства.

В этих условиях социогуманитар-ные науки призваны осмысливать

векторы (дез)интеграции общества, которые задают направления развития и создают различного рода практики и дискурсы, отвечающие вызовам времени. По мнению Л.М. Дробижевой, «эффективность интеграции поликультурных, полиэтнических обществ достигается при балансе целей и подходов групп интересов с соблюдением ограничений каждого из них» [2; 143].

В условиях непосредственного глобального риска возникает необходимость, с одной стороны, в его оценке и определении путей его преодоления, с другой стороны, в обновлении ведущих институциональных дискурсов и пересмотре прогнозных сценариев будущего всего человечества. При этом следует учитывать, что в ответ на вызовы времени модифицируются политические цели и идеологии, социокультурные контексты, экономические реалии и нормы.

Специалист в области рисколо-гии О.Б. Иванов, исследуя воздействие и последствия пандемии ко-ронавируса, подчеркивает, что «в наши дни к глобальным рискам, которыми человечество не управляет, но воздействие которых исключительно, следует отнести эпидемии и пандемии. Внезапный, масштабный и разрушительной удар обвалил мировую экономику, унес жизни сотен тысяч людей, изменил психологическое состояние населения Земли, перечеркнул перспективы безопасного сотрудничества государств. Человечество получило предупреждение, что апокалипсис может грянуть неожиданно» [3; 19].

В данном контексте интерес представляет рассмотрение векторов интеграции и дезинтеграции между различными социальными группами в региональном социуме, которые усилены тенденциями самоорганизации на уровне повседневных практик, ставшими ответом на «общую беду». Процессы интеграции и дезинтеграции в обществе детерминированы сегодня кризисной

ситуацией. Доминирование тенденций интеграции становится существенной ценностью для современного общества, испытывающего постоянно необходимость находить пути решения отмеченных вызовов. Возможные дезинтеграционные процессы, обусловленные разнообразием последних, требуют расширения традиционных теоретических рамок, так как сложность и динамичность социально-политической системы приобретают беспрецедентные масштабы. Как свидетельствует исторический опыт, именно в моменты кризисов происходит консолидация общества и власти, растет запрос на защиту со стороны власти, но далее очень многое будет зависеть от продолжительности пандемии и от ее последствий.

В рамках данной статьи мы под (дез)интеграцией понимаем меру сцепления разнородных действующих элементов в обществе (институтов, групп, индивидов) в единую целостность, системность, которая возникает на основе совпадения целей и интересов и способствует развитию общества.

В условиях непосредственного глобального риска актуализируется дискурс взаимодействия власти и общества в целом и этнополити-ческих элит в частности. Исследование взаимодействия общества и власти имеет особое значение для уменьшения общественных опасностей и преодоления угроз в условиях непосредственного риска. И в этом отношении значимую роль играет уровень доверия к власти как форма позитивного отношения к политическим институтам. Согласимся с Т.Н. Литвиновой в том, что «одной из важнейших задач государства становится обеспечение согласования интересов власти и общества, как на федеральном, так и региональном уровне. Феномен политического доверия характеризуется тесной взаимосвязью субъекта и объекта власти и выступает важнейшим условием согласия между

ними. Доверие к власти во многом зависит от восприятия успешности политической и экономической деятельности органов государственного управления» [4; 49].

В России создан Координационный совет при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 2020 № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», «совет будет заниматься рассмотрением проблем, угроз и вызовов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, а также выработкой предложений по проведению мероприятий, направленных на борьбу с ее распространением» (режим доступа: ЫгЬрв:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ ^е/73647090/). Кроме того, в документе отмечается, что «совет будет организовывать взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других органов и организаций по вопросам реализации мероприятий, направленных на борьбу с распространением новой коронавирус-ной инфекции».

В контексте анализируемой проблемы остановимся на реалиях Республики Адыгея, опыт которой показывает, что те регионы, которые начали реагировать с самого начала проникновения пандемии и принимать чрезвычайные меры, действуют весьма успешно.

Анализируя влияние нового глобального риска на функционирование полиэтничного общества, обозначим основные блоки (дез)интеграционных процессов, формирующие их течение в условиях непосредственного риска: «Информационно-коммуникационный» блок (степень открытости власти

перед обществом); блок «Компетентность» (адекватность (решительность, жесткость) принимаемых решений); блок «Доверие» (институциональное доверие, выполнение обещаний).

«Информационно-коммуникационный» блок. Одной из характеристик современности стало более тесное общение представителей власти с гражданами. В процессе коммуникации глава Адыгеи М.К. Кумпилов активно использует интернет-среду, постоянно информирует граждан о социальных антикризисных мерах и мерах по недопущению распространения коронавирусной инфекции, принимаемых в республике.

На сайте органов власти Республики Адыгея (режим доступа: http://www.adygheya.ru) создан специальный раздел «Коронавирус: официальная информация» (режим доступа: http://www.adygheya. ru/koronavirus-ofitsialnaya-informatsiya/), в котором размещены нормативно-правовые акты и решения оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Адыгея.

Блок «Компетентность». Совершенно очевидно, что данный глобальный риск наглядно продемонстрировал компетентность различных органов власти. Региональные политические лидеры, отвечая на этот чрезвычайный вызов, демонстрируя стойкость, результативность и лидерские качества, поэтапно доказывают гражданам свою способность преодолеть последствия кризиса COVID-19. Следует подчеркнуть, что органы власти республики приняли системные меры, позволяющие оперативно справиться с распространением вируса, сохранить жизнь и здоровье людей, также предложили сбалансированный план действий по нормализации кризисной ситуации.

В этой связи следует учитывать тот факт, что увеличивается ответственность органов власти как

гаранта стабильности функционирования полиэтничного социума. Речь идет о сбалансированной координации деятельности всех субъектов политической системы как единого механизма. Ввиду общей неопределенности и негативных экономических прогнозов особое внимание уделяется организации и регулированию социально-экономических процессов, а также созданию стимулов экономической активности.

От эффективности и оперативности антикризисных мер органов власти зависят не только экономические показатели, но и жизнь абсолютного большинства российских граждан. Пандемия, естественно, является серьезным испытанием для всех уровней власти, поскольку она демонстрирует, насколько те или иные политические решения являются правомерными или неправомерными, насколько политические элиты справляются с вызовами и отвечают тем запросам, которые существуют у населения. В конечном итоге это приведет к изменениям во властных структурах. Успехи или неудачи органов государственной власти в преодолении пандемии и ее последствий так или иначе повлияют на вопросы обеспечения национальной безопасности и на поляризацию внутри общества.

Как свидетельствует ситуация в Адыгее, не меньшую значимость имеют и вопросы обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод граждан, в том числе в получении своевременной и качественной медицинской помощи. Но, как представляется, наибольшую значимость несет в себе способность политических лидеров и элиты обеспечить в текущей ситуации и обозримой перспективе солидарные отношения в обществе, сотрудничество его различных слоев, реализовать на практике принцип социальной справедливости в региональном социуме.

Блок «Доверие». Непосредственный глобальный риск, который с необычайной скоростью и

непредсказуемостью охватил практически весь мир, актуализировал вопрос о доверии к власти. По мнению Е.В. Реутова, «доверие представляет собой необходимое условие стабильности мироощущения людей, без которой оно деформируется и становится подверженным стрессу. Наличие доверия позволяет также исключить из личных и социальных контактов затратные механизмы взаимного контроля и сосредоточиться на содержании коммуникации. Политическое доверие в данном конкретном случае перекрывает институциональные дефициты (например, несовершенство системы здравоохранения) и создает основу для массовой мобилизации на решение тех или иных задач, стоящих перед сообществом» [5; 173].

За короткое время система взаимоотношений власти и общества в регионе подверглась переструктурированию из-за многократного увеличения уровня ожиданий, адресованных властным структурам. Между тем, решительные действия региональной власти в отношении новой коронавирусной инфекции повысили доверие к властным структурам. Ожидания населения, будучи оправданными, обеспечили достаточно высокий уровень доверия, в свою очередь детерминирующий интеграционные процессы в обществе. Как известно, чем выше степень интеграции в обществе, тем более высокой будет эффективность органов государственной власти.

Возросший уровень доверия к власти и качество оказания адресной помощи гражданам в период пандемии являются результатом комплексной и тщательной работы органов власти Республики Адыгея. Именно сейчас начинает проявляться традиционный для российских кризисов эффект сплочения общества вокруг власти в целом. Кризисная ситуация привела к консолидации общества вокруг власти, однако дальнейший уровень доверия будет

зависеть от экономических последствий эпидемии коронавируса.

Таким образом, необходимость проведенного анализа обусловлена экстремальностью сложившейся социально-политической и социокультурной ситуации, при которой основная угроза влечет за собой множественность рисков, проникающих во все сферы жизни общества, обладающих мультипликативным эффектом в региональном социуме; значительным уровнем

неопределенности в сфере экономики, образования, демографии, здравоохранения, при которой региональная власть должна управлять риском в условиях повышения ожиданий от общества, предъявляемых ей, и при этом - открывающегося горизонта новых возможностей, способных при высоком доверии усилить интеграцию; высоким интеграционным потенциалом, который традиционно имеет в российском обществе феномен «общей беды».

Примечания:

1. Громыко А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. № 2. С. 5-13.

2. Дробижева Л.М. Политика интеграции полиэтнического российского общества в доктринальных документах, политологическом дискурсе и массовом сознании // Общественные науки и современность. 2019. № 4. С. 134-146.

3. Иванов О.Б. Глобальные риски и новые вызовы человеческой цивилизации // ЭТАП: экономическая теория, анализ и практика. 2020. № 2. С. 7-20.

4. Литвинова Т.Н. Доверие власти как предпосылка согласия в обществе (на примере Северо-Кавказских республик Российской Федерации) // Политика и общество. 2018. № 3. С. 35-51.

5. Реутов Е.В. Роль доверия в легитимации власти // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. 2014. № 21. С. 172-176.

References:

1. Gromyko A. COVID-19 as a factor in world politics//Scientific and Analytical Bulletin of the IE RAS. 2020. No.2. P. 5-13.

2. Drobizheva L.M. The policy of integrating multiethnic Russian society into doctrinal documents, political discourse and mass consciousness//Social Sciences and Modernity. 2019. No. 4. P. 134-146.

3. Ivanov O.B. Global risks and new challenges of human civilization//STAGE: Economic Theory, Analysis and Practice. 2020. No. 2. P. 7-20.

4. Litvinova T.N. Trust in power as a prerequisite for harmony in society (in the case of the North Caucasus Republics of the Russian Federation)//Politics and Society. 2018. No.3. P. 35-51.

5. Reutov E.V. The role of trust in the legitimization of power//Scientific Statements of Belgorod State University. Series History. Political Science. 2014. No. 21. P. 172176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.