Научная статья на тему 'Вектор социальной ориентации рыночных отношений в реализации федерального закона «о развитии сельского хозяйства»'

Вектор социальной ориентации рыночных отношений в реализации федерального закона «о развитии сельского хозяйства» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ГРАЖДАН / ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алентьева Наталья Владимировна

В статье рассматривается Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства», определяющий основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. На основании реализации этого закона общество стремится коренным образом изменить социальную среду жизнедеятельности сельского труженика, обусловить тем самым приоритет социальной среды в обеспечении эффективности сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вектор социальной ориентации рыночных отношений в реализации федерального закона «о развитии сельского хозяйства»»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Н. В. Алентьева

вектор социальной ориентации рыночных отношений в реализации федерального закона «о развитии сельского хозяйства»

В статье рассматривается Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства», определяющий основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. На основании реализации этого закона общество стремится коренным образом изменить социальную среду жизнедеятельности сельского труженика, обусловить тем самым приоритет социальной среды в обеспечении эффективности сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: развитие сельского хозяйства, уровень жизни граждан, поддержка сельского хозяйства, реализация закона, эффективность сельскохозяйственного производства.

В январе 2007 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [1], охватывающий всю систему развития сельского хозяйства. Как всякий экономический закон, он нуждается в разработке механизма его реализации, т. е. он должен быть тесно связан со всеми процессами формирования новой экономической системы. Общество посредством реализации этого закона стремится коренным образом изменить социальную среду жизнедеятельности сельского труженика, обусловить тем самым приоритет социальной среды в обеспечении эффективности сельскохозяйственного производства.

Обращаясь к проблемам российского села, следует отметить, что масштабы его нынешнего социального неблагополучия таковы, что делают невозможным устойчивое развитие сельского хозяйства и экономики страны в целом, более того, они ставят под угрозу продовольственную безопасность и само сохранение российской государственности. Возрастают риски осуществления расширенного воспроизводства деревни как специфической социально-территориальной подсистемы общества и выполнения его важнейших народнохозяйственных функций — производственных, демографических, социальнопроизводственных, рекреационных, экологических, социально-пространственных.

Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства», вступивший в силу 11 января 2007 г., устанавливает основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Это обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержка развития системы страхования рисков в сельском хозяйстве, племенного животноводства и элитного семеноводства, обеспечение производства продукции животноводства, закладки многолетних насаждений и ухода за ними, обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, мероприятий по повышению плодородия почв. Кроме того, к основным направлениям отнесены обеспечение устойчивого развития сельских территорий, предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства, информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики. При этом определено, что финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, Закон «О развитии сельского хозяйства» создает правовую основу, обеспечивающую условия для повышения эффективности реализации государственной аграрной политики, для устойчивого развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий, улучшения социально-экономического положения сельского населения. Важно то, что в документе вводится понятие «государственная программа» по поддержке сельского хозяйства. Она, согласно документу, утверждается на пять лет. Первая «пятилетка», как указано в законе, должна быть утверждена до 1 июня 2007 г., а ее основные показатели на 2008-2012 г.— до 15 февраля 2007 г. К разработке показателей программы привлекается трехсторонняя комиссия с участием членов правительства, четырех депутатов Госдумы и четырех членов Совета Федерации. Без решения трехсторонней комиссии параметры программы правительство принимать не может [3].

В рамках нового закона правительство должно отслеживать цены на сельхозпродукцию, горючее, технику. В случае нарушения их паритета предусмотрены дотации для сельхозтоваропроизводителей, государственные товарные и закупочные интервенции. К примеру, чтобы стабилизировать рынок зерна, интервенции могут проводиться в отношении продовольственной и фуражной пшеницы, ячменя, ржи и кукурузы. Перечень видов сельхозпродукции, продуктов рыболовства, в отношении которых могут проводиться закупочные интервенции, утверждается правительством. Оно же определяет предельные уровни минимальных и максимальных цен для проведения интервенций, также ограничительные меры по ввозу или вывозу продукции из России в случае проведения интервенций.

Закон обязал власти ежегодно, до 15 мая, оповещать страну о ходе и результатах реализации государственной программы с помощью так называемого Национального доклада. Принятый документ позволит большинству сельхозпроизводителей войти в гос-программу.

Формирование программы — это определение объемов финансирования и основных направлений использования тех финансовых средств, которые должны обеспечить повышение темпов роста производства, улучшение условий жизни на селе, занятость сельского населения и на этой основе увеличение их оплаты труда. Это серьезная площадка для того, чтобы правительству РФ можно было подготовить документ, который в полной мере отражал бы и практическую ситуацию, которая сложилась в сельском хозяйстве, и те реальные пути, которые должны быть осуществлены, чтобы резко поправить в самый короткий период времени положение дел на селе. Документ вводит понятие «устойчивое развитие села» и впервые определяет четкую систему мер поддержки сельского хозяйства. В целом закон носит рамочный характер, и то, что в нем заявлено, должно быть более подробно представлено в подзаконных актах.

Среди приоритетных направлений господдержки в документе также названы развитие сельских территорий, в том числе строительство качественных автомобильных дорог между населенными пунктами, обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей, а также страхование рисков в сельском хозяйстве. Основой господдержки должны стать доступные кредиты.

Общая сумма кредита среднему подсобному хозяйству на два года составит до 300 тыс. рублей, на 5 лет — до 700 тыс. рублей. Крестьянским (фермерским) хозяйствам — 3 млн рублей при сроке кредитования в 5 лет, потребительским кооперативам —10 млн на 2 года или на 15 лет [3]. По данным Минсельхоза, объем кредитования сельхозпроизводителей в 2006 г. превысил 30,4 млрд рублей, в то время как за весь 2005 г. он составил всего 3,4 млрд рублей. Количество заемщиков превысило 140 тысяч, в то время как в 2005 г.

эта цифра составила лишь 2,5 тысячи. Особенно заметно вырос спрос на кредитные ресурсы среди мелких производителей — личных подсобных хозяйств. Основные операторы — это Россельхозбанк и Сбербанк, на долю которых приходится более 90 % кредитной массы [5].

В 2006 г. шло активное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Создано около 2 тыс. перерабатывающих, заготовительных, снабженческо-сбытовых и кредитных кооперативов, что в полтора раза больше проектного задания, отмечают в Минсельхозе. Принятие закона позволит создать целостную нормативно-правовую базу для повышения эффективности государственного регулирования сельского хозяйства, сокращения неэффективных расходов бюджетов всех уровней, привлечения инвестиционных ресурсов в агропромышленный комплекс, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения эффективности сельскохозяйственного производства и улучшения социально-экономического положения сельского населения.

Необходимо отметить, что в сельском хозяйстве на сегодня нет стабильности. Например, 35 % мяса Россия завозит из-за рубежа, износ сельхозтехники перешел все мыслимые пределы, наблюдается дефицит квалифицированных кадров, старение села, обезлюдевание сельских территорий. А село всегда считалось хранителем традиций, культуры, российской ментальности. Совершенно очевидно, что социальное развитие села — это первостепенная задача или, по крайней мере, задача, которая стоит на первой ступени с развитием производства.

Принятие закона обязывает правительство заниматься государственной аграрной политикой и отчитываться за результат, а также дает возможность законодателю идти дальше. Необходимо искать пути совершенствования механизмов ценообразования на сельхозпродукцию, снижения диспаритета цен, обеспечения повышения доходности сельхозтоваропроизводителя. Государство активнее должно участвовать в подготовке кадров для села, внедрении новых прогрессивных аграрных технологий, развитии новых направлений деятельности в сельской местности, напрямую не связанных с агропроизводством, для увеличения занятости сельского населения. Закон является достаточно комплексным и системным. Он настраивает общество не только на устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, но, что немаловажно, на развитие сельскохозяйственных территорий, повышение уровня жизни сельского населения. Иными словами, государство определило основные цели, точки роста и подходы к модернизации агро-продовольственной сферы экономики страны

Оценивая поступающие предложения от селян, основное внимание необходимо уделять развитию в районе малых и средних форм хозяйствования на земле, прежде всего личных подсобных и фермерских хозяйств. Следует создать все условия для наращивания их доли в совокупном валовом объеме производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Основываясь на мнении жителей села, хорошо помнящих высокие показатели 80-х и начала 90-х гг., конечно же, стоит обсудить и принять решение о восстановлении необдуманно утраченных производств и целых сельскохозяйственных комплексов, но уже на современной, правовой и технологической основе.

Таким образом, наиболее приоритетной социально-политической задачей становится немедленное повышение уровня жизни граждан. Причем это приоритетная задача всей власти — и законодательной, и исполнительной, и судебной, и информационной, а не только правительства. Немедленное, т. е. в течение 1-2 лет, повышение в 3-4 раза уровня жизни, прежде всего бюджетников — учителей, врачей, служащих, необходимо, чтобы

обеспечить прожиточный минимум, который не ущемлял бы ни их человеческого достоинства, ни гражданских прав личности. Сегодняшний прожиточный минимум не поддается никакой объективной характеристике. Достаточно сказать, что он в 10-15 раз ниже, чем в развитых странах, т. е. несопоставим с ними. Значит, несопоставимы и уровни развития экономики и общества. О том, что резкое повышение доходов — реальная задача, свидетельствует, например, опыт Московской области, где планируется до конца 2007 г. довести среднюю зарплату до уровня 1 тыс. долл.

Русский инженер, ученый, врач должен зарабатывать не меньше, чем сегодня определено пособием по безработице для необразованного американца, т. е. 900 долл. [4].

Необходимо признать, что ситуация в этой области хотя и медленно, но меняется. В связи с этим представляет интерес анализ данных о доходах населения страны, предоставленных Росстатом в июле 2006 г., за первую половину 2006 г. в сопоставлении с тем же периодом 2005 г.:

- несколько выросли доходы 10 % наиболее богатых граждан (с 29,6 до 29,9 % от всех полученных доходов);

- на прежнем уровне остались доходы 10 % наименее обеспеченной части населения

(2 %) [4].

Поэтому государственная поддержка сельского хозяйства и развития производства, бесспорно, благотворно скажется и на этой сфере нашей жизни.

Важно подчеркнуть, этот Закон «О развитии сельского хозяйства» предусматривает специальную программу социального развития села. Она вступила в силу, но требует доработки, новых масштабов реализации. В этой программе особая роль отведена обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов. На 2007 г. на эти цели было выделено более 2 млрд рублей. По состоянию на сегодня 115 тыс. человек, ведущих личное подсобное хозяйство, получили более 16 млрд рублей кредита на развитие производства по пониженной ставке, по существу без банковской ставки. Из федерального бюджета им компенсируется 95 %, а 5 % рекомендовано компенсировать из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Принятие закона станет серьезным стимулом для развития отечественного сельскохозяйственного производства, улучшения жизни людей. Это даст нам возможность постепенно сокращать импорт продовольствия и обеспечивать граждан России высококачественной отечественной продукцией — в этом и состоит главный смысл реализации закона. В целом закон представляет собой набор известных направлений регулирования АПК, которые по разным причинам не использовались уже 15 лет [2]. Нужно признать системный кризис в сельском хозяйстве. К сожалению, нормы закона не могут изменить ситуацию в сельском хозяйстве, не способствуют восстановлению АПК как единого хозяйственного организма. Закон «О развитии сельского хозяйства» в существующем виде нуждается в серьезной переработке. В связи с необычайной актуальностью настоящего закона работу над ним следует продолжить, сделав главный упор на создание паритета экономических условий хозяйствования между сельским хозяйством и промышленностью.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ.

2. Гогаева, А. В. Закон «О развитии сельского хозяйства». Кризис не отменяется / А. В. Гогаева, Л. С. Усов, Ф. М. Хапов // Экон. и филос. газ. № 4. С. 1-3.

3. Зыкова, Т. Каждому фермеру по пятилетке. Сегодня вступает в силу Закон «О развитии сельского хозяйства» / Т. Зыкова // Рос. газ. 2007. 11 янв. С. 5.

4. Константинов, И. Стратегия развития России: роль приоритетных национальных проектов [Электронный ресурс] / И. Константинов. Режим доступа: www.viperson.ru/ wind.php?ID=262688&soch=1

5. Минсельхоз: объем кредитования в рамках нацпроекта по АПК превысил 30,4 млрд руб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.allmedia.rn/newsitem.asp?id=786497

Д. Ю. Двинин

оптимизация процесса планирования в системах экологического менеджмента предприятий

Предложен метод оптимизации планирования в системах экологического менеджмента. В качестве критерия экоэффективности рассматривается снижение потребления природных ресурсов. Для оптимального выбора планируемых природоохранных мероприятий, с учетом ограниченного природоохранного бюджета, предлагается использовать задачу выбора вариантов целочисленного линейного программирования. Формирование экологических программ с использованием данного метода позволит снизить экологическое воздействие в наибольшей степени при ограниченных финансовых ресурсах предприятия.

Ключевые слова: экологический менеджмент, окружающая среда, производственный экобаланс.

Экологический менеджмент — это часть общей системы административного управления, реализующая ценностную ориентацию на достижение устойчивого развития, которая включает в себя организационную структуру, оптимальное эколого-экономическое планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики. Таким образом, в качестве функционального элемента экологический менеджмент включает в себя оптимальное планирование с учетом эколого-экономических условий. Формирование оптимизированных экологических планов и программ, которые всесторонне учитывают проблемы охраны окружающей среды и существующие ресурсы предприятия, является важным условием успешного функционирования системы экологического менеджмента.

Процесс планирования в экологическом менеджменте начинается с выделения экологических аспектов. Согласно международному стандарту ISO 14001-2004 экологический аспект (environmental aspect) — это элемент деятельности, продукции или услуг организации, который может взаимодействовать с окружающей средой. Организация должна идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые предположительно может влиять [9. C. 5]. Это ключевой элемент системы экологического менеджмента, позволяющий соотнести производственную деятельность организации с влиянием на окружающую среду.

Все воздействие на окружающую среду является результатом экологических аспектов организации. Таким образом, любое промышленное предприятие взаимодействует с окружающей средой через них. Существуют экологические аспекты, оказывающие как положительное, так и отрицательное воздействие на окружающую среду. В результате непосредственное осуществление контроля предприятием своих экологических аспектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.