Научная статья на тему 'Инновационный процесс на селе - залог повышения социально-экономического положения в регионах'

Инновационный процесс на селе - залог повышения социально-экономического положения в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / INNOVATION / AGRIBUSINESS / MINISTRY OF AGRICULTURE / SUBSTITUTION / FEDERAL TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лутовинова В. В.

В статье представлен обзор социальной обстановки в сельской местности, представлены и проанализированы основные государственные программы развития сельского хозяйства, выявлены основные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства на основе инноваций и импортозамещающей политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN RURAL AREAS IS THE KEY TO IMPROVING THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN THE REGIONS

The article presents an overview of the social situation in rural areas, presents and analyses the main state program of development of agriculture, identified the main problems and prospects of development of agriculture through innovation and import substitution policies.

Текст научной работы на тему «Инновационный процесс на селе - залог повышения социально-экономического положения в регионах»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.43

В.В. Лутовинова

аспирант, ассистент кафедры «Экономика», ФГБОУВПО «Тамбовский государственный технический университет»

ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕСС НА СЕЛЕ - ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РЕГИОНАХ

Аннотация. В статье представлен обзор социальной обстановки в сельской местности, представлены и проанализированы основные государственные программы развития сельского хозяйства, выявлены основные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства на основе инноваций и импортозамещающей политики.

Ключевые слова: инновации, агропромышленный комплекс, Министерство сельского хозяйства, импортозамещение, федерально-целевые программы.

V.V. Lutovinova, Tambov State Technical University

INNOVATION IN RURAL AREAS IS THE KEY TO IMPROVING THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN THE REGIONS

Abstract. The article presents an overview of the social situation in rural areas, presents and analyses the main state program of development of agriculture, identified the main problems and prospects of development of agriculture through innovation and import substitution policies.

Keywords: innovation, agribusiness, Ministry of agriculture, substitution, Federal target program.

«Приобщиться к цивилизации - дело совсем нелегкое»

Оскар Уайльд

В основе инновационной установки лежит положение, что искусственное, рационально сконструированное может быть совершеннее естественного и унаследованного. Однако до сих пор нет примера инновационной модели села. Во второй половине ХХ в. многие малые города жили за счет деревень и сельхозпродукции, а когда выросли до благополучных больших областных центров - забыли своих «кормильцев».

Общая численность населения Российской Федерации по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 142857 тыс. человек. В стране на момент проведения переписи насчитывалось 2386 городов и поселков городского типа с населением 105314 тыс. человек и 153 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживали 37543 тыс. человек [1]. Это 27% населения России, которое постоянно сокращается. Доля пустеющих населенных пунктов, в которых на текущий момент проживает менее 10 человек уже составляет более 30 процентов от их общей численности. В СевероЗападном федеральном округе количество таких населенных пунктов приблизилось к 50 процентам, а в Вологодской области перевалило за 60 процентов. При этом на территории Северо-Западного федерального округа преобладают небольшие деревни, в которых проживают в основном старики, которых здесь больше, чем в среднем по России Российская деревня - это не только сельхозпроизводство, но и главный хранитель традиций нашей культуры, истории, нравственности. Приведу только один пример. В Вологодской области каждый житель знает деревню Тимониху, подарившую миру Ва-

52

№ 2 (42) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

силия Ивановича Белова и его великую поэтику крестьянской философии.

Государство принимает меры по возрождению сельхоз производства, увеличению уровня жизни с помощью федерально-целевых программ таких как:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717). На реализацию мероприятий программы Минсельхозом России было предусмотрено 188474,7 млн руб., включая государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социального развития села в объеме 162385,85 млн рублей. По состоянию на 1 января 2014 г. государственная поддержка сельскохозяйственного производства и социального развития села профинансирована в объеме 162302,3 млн руб. (99,9%) [2].

Например, по итогам 2014 г., как сообщает Министерство экономики в Краснодарском крае, достигнута финансовая устойчивость сельского хозяйства. На поддержку основных направлений сельскохозяйственного производства в части повышения доступности кредитов из федерального бюджета выделено 1330,0 млн рублей, софинансирование за счет средств краевого бюджета предусмотрено в сумме 243,2 млн рублей. По состоянию на 1 июля 2014 г. принято заявлений от сельхозпроизводителей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту в области животноводства:

• по краткосрочным кредитам до 1 года выплачено субсидий в сумме 84,3 млн рублей (исполнение - 86,6%);

• по инвестиционным кредитам выплачено субсидий в сумме 486,8 млн рублей (исполнение - 66,3%);

в области растениеводства:

• по краткосрочным кредитам до 1 года выплачено субсидий в сумме 191,0 млн рублей (исполнение - 50,8%);

• по инвестиционным кредитам выплачено субсидий в сумме 68,3 млн рублей (исполнение - 17,3%).

Объем субсидируемых кредитов в 1 полугодии 2014 года составил:

• по краткосрочным - 12 970,2 млн рублей;

• по инвестиционным - 14 747,2 млн рублей

В целях поддержки малых форм хозяйствования на селе заключены соглашения с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края о взаимодействии по финансированию мероприятий по поддержке граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2014 году общая сумма субвенций муниципальным образованиям края по данному направлению - 41,0 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 32,2 млн рублей.

2. «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года», признанной Правительством России одной из эффективных и капиталоемких целевых программ. В ходе реализации, согласно отчету за 9

№ 2 (42) - 2015

53

Проблемы экономики и менеджмента

месяцев 2014 года, Минсельхозом России доведены до бюджетополучателей средства федерального бюджета в объеме 5909451 тыс. рублей (74% годового объема), в том числе в полном объеме по направлению «капитальные вложения» (5305403,6 тыс. рублей) [2]. Привлеченный объем софинансирования составил за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 660966,7 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 4534680,84 тыс. рублей.

Результаты программы по направлению «капитальные вложения».

За отчетный период проводились работы по реконструкции и строительству наиболее крупных объектов - сооружений Шапсугского межрегионального водохранилища в Республике Адыгея, Донского магистрального канала в Ростовской области, Большого Ставропольского канала, 1-ой очереди Спасской оросительной системы в Самарской области, Варфоломеевского группового водопровода в Саратовской области, головного водозабора магистрального канала и сооружений Самур-Дербентской оросительной системы в Республике Дагестан и др.

3. Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года. Программа предполагает использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности, будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест с учетом применения современных технологий в организации труда, повышению налогооблагаемой базы бюджетов муниципальных образований и обеспечению роста сельской экономики в целом.

Еще одна важная проблема, тормозящая развитие села, недоступность кредитов для развития производства. Для упрощения процедуры кредитования сельхозорганизаций в Минсельхозе создали рабочую группу, в которую вошли представители ЦБ, крупнейших банков, Минфина и Минэкономразвития. В результате выявлена важная проблема: действующее регулирование банковской деятельности фактически не учитывает специфику аграрной отрасли - ее низкую рентабельность, высокую закредито-ванность сельхозтоваропроизводителей, зависимость от природы и климата.

По инициативе данной рабочей группы, в частности, увеличен срок субсидирования инвестиционных кредитов для молочных предприятий с 8 до 15 лет и доли компенсации затрат на уплату процентов по кредитам за счет федерального бюджета с 80 до 100 процентов.

Кроме того, в Минсельхозе полагают, что земля, зачастую, является основным или единственным источником залога при оформлении кредита. Однако сейчас земли сельхозназначения - это неликвидный залог, что снижает возможность получения кредитов. Чтобы увеличить капитализацию наделов надо формально поднять их уровень до необходимой «второй» категории. Соответствующие документы направлены на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти, кредитные организации, ассоциации и союзы.

Предполагается построить и оптово-распределительные центры, которые должны помочь наладить сбыт сельхозпродукции в города. Невозможность продать то, что

54

№ 2 (42) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

выращено, заработать на этом деньги - одна из вечных бед российского крестьянства. «Сейчас разрабатывается отдельная подпрограмма создания сети оптовораспределительных центров в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Также во многих регионах появляются объекты технологического хранения скоропортящейся продукции с учетом специализации российских регионов», - рассказали в Департаменте регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза.

Социальные перспективы и поддержание традиционной культуры на селе.

С 1 января 2016 года лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период проживания в сельской местности. Данная мера предусмотрена Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ часть 14 статья 17.

В настоящее время создана Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений о совершенствовании нового пенсионного законодательства России в части, касающейся механизма формирования пенсионных прав работников сельского хозяйства. Готовятся «Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей работников сельского хозяйства», в соответствии с которыми устанавливается указанная надбавка.

В целях учета основных работ, производств, профессий, должностей, специальностей в сфере АПК Департамент сельского развития и социальной политики Минсельхоза России, совместно с заинтересованными структурными подразделениями, органами АПК субъектов Российской Федерации, Профсоюзом работников агропромышленного комплекса страны проводит работу по формированию таких списков, с учетом перечня работ, производств, профессий, должностей, специальностей профессий, существовавших с 1940 года.

Минсельхоз России ведет работу по разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года. В План мероприятий планируется включить проведение паспортизации сельских поселений страны.

Примером может служить предыдущий опыт сельских поселений Волгоградской области, в ходе которого получена актуальная информация о демографической ситуации, состоянии социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, жилищного фонда, а также определены сильные и слабые стороны каждого поселения с точки зрения его привлекательности для инвестора.

Разработка паспорта предполагает использование комплексного подхода в развитии сельских территорий. Данные, полученные в результате паспортизации сельских поселений, учитываются в разработке проектов муниципальных долгосрочных программ по устойчивому развитию сельских территорий.

На основе базы данных всех муниципальных районов будет разработан комплекс-

№ 2 (42) - 2015

55

Проблемы экономики и менеджмента

ный план социально-экономического развития сельских поселений региона. Это даст возможность скорректировать региональные программы и бюджет Волгоградской области.

С примерной формой паспорта можно ознакомиться на официальном сайте Минсельхоза России.

С помощью Международного форума «Сельский туризм в России» реализовалась попытка поддержания культурных традиций на селе. Сельский туризм сегодня приобретает все большую популярность в России, способствует развитию сельских территорий, сохранению народных традиций, является важным элементом занятости сельского населения.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму и Правительством Оренбургской области в августе 2014 г. провело Третий международный форум «Сельский туризм в России» в Соль-Илецком районе Оренбургской области.

В рамках Форума прошли: межрегиональное конгресс-совещание с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере АПК и туризма; конференции и семинары, в ходе которых изучен опыт субъектов Российской Федерации и зарубежных стран в развитии сельского туризма, народных промыслов и иных видов несельскохозяйственной деятельности на сельских территориях. «По мнению участников и организаторов все прошло благополучно, понравилась атмосфера проведения, прочувствовался деревенский быт и менталитет деревни с запахом домашней еды и выпечки, который сможет еще больше мотивировать жителей и органов власти к возрождению села», - сказал независимый гость форума.

Инновации - это не столько новые технологии, но и новый образ мышления, желание отойти от сложившейся годами и веками практики и сделать шаг вперед. И в первую очередь это нужно донести жителям именно сельской местности, ведь они непосредственные участники данного процесса. Но и здесь оказалось не так все просто. Приведем пример сельских жителей Белгородской области. Генеральный директор компании ЭФКО, которая производит продукцию под известными торговыми марками «Слобода» и Altero Валерий Кустов совместно с социологами и психологами во главе с профессором Николаем Конюховым попытались выяснить тормозящую причину процессов нововведений. Они провели огромный объем работы - каждый из исследованных ими крестьян прошел тест «Семантический дифференциал» (триста шестьдесят оценок, сравнений), MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник - пятьсот пятьдесят шесть вопросов) и несколько других. В общей сложности каждый крестьянин ответил на полторы тысячи вопросов.

Вот что сказал Валерий Кустов по этому поводу: «Когда я увидел результаты социологического исследования местного населения, мое состояние было близко к истерике. Оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в душе, тридцать пять - в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что не стали бы расширять свое личное подсоб-

56

№ 2 (42) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

ное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, шестьдесят процентов, открыто признались чужим людям - опрашивающим, что не считают воровство зазорным. А сколько еще просто постеснялись об этом сказать! При этом значительное число «неворующих» отметили, что им просто нечего красть.

Отметим и еще один важный момент в жизни сельчан. Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: «Вам мнение вашего соседа Васи важно?», - ответ был: «Да вы что, да я его, да пошел он!» А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть. А психологи отметили, что у них уровень эмпатии (Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры - рацио-нально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпа-тичную - жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля по сравнению с представителями других культур) выше на несколько порядков [3].

В итоге социологи и психологи помогли компании ЭФКО создать систему мотивации эффективной работы для сельских жителей Белгородской области, нашли точку опоры, или, точнее, почву, на которой удалось построить всю систему мотивации.

На данный момент ЭФКО создала на базе колхозов новый тип коллективноакционерной организации сельскохозяйственного производства. Стали совладельцами бывших колхозов, выделили необходимые для подъема разоренных хозяйств инвестиции и привнесли свой опыт в организациях.

Влияние импортозамещения на агропромышленный комплекс.

По оценкам Минпромторга, политика импортозамещения, объявленная в качестве приоритетной в связи с обострением политической ситуации, к 2020 г. должна снизить импортозависимость по разным отраслям промышленности с 70-90% до 50-60%. В этом направлении действительно делаются определенные шаги: меняется таможенно-тарифное регулирование, вводятся дополнительные субсидии и налоговые преференции, государственные закупки максимально разворачивают в сторону отечественных производителей - к 2017 г. 80% закупаемых товаров должны быть отечественного производства. Но в данной ситуации есть свои нюансы. Во-первых, государство, частично закрывая рынок от иностранных производителей, рассчитывает, что отечественные предприятия в достаточно короткий период смогут удовлетворить спрос на внутреннем рынке при сохранении того же уровня качества. Между тем, известно, что и технологии, и разработки, которые осваивают наши предприятия, зачастую уже завершают свой жизненный цикл на мировом рынке. Поскольку предполагается, что замещать нужно уже существующую продукцию, появляется большой риск, что, решая задачи импортозамещения, мы вновь окажемся в роли догоняющего: промышленники будут фокусироваться не на повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции и прорывных технологиях, а на простом реплицировании импортных изделий и латании дыр.

Результаты глобального опроса промышленников (международная компания

№ 2 (42) - 2015

57

Проблемы экономики и менеджмента

KPMG проводит ежегодно) показывают, что 70% международных предприятий намерены в течение ближайших двух лет удвоить расходы на НИОКР, а 88% считают, что будущее инноваций - не за внутриорганизационной деятельностью, а за партнерскими отношениями: интеграцией и обменом опытом. Возможно, именно такой путь был бы наиболее эффективным в российских реалиях. Существование предприятий мировых промышленных гигантов на территории России выгодно не только с точки зрения привлечения инвестиций, развития инфраструктуры, создания рабочих мест и удешевления логистики. Локализованные иностранные производства помогают создать среду для развития технологий и повышения эффективности российского бизнеса, ведь инновации не могут появиться на пустом месте. Еще более надежным вариантом видится создание совместных производств, ведь в этом случае речь идет не столько о сборочных фабриках, сколько о возможности встраиваться в мировые производственнотехнологические цепочки и получать доступ к глобальным технологиям.

А во-вторых, большинство руководителей субъектов Российской Федерации и работающих в АПК считают, что импортозамещение окажет благоприятное влияние на социально-экономическое состояние страны и, кроме того, российские санкции, наложенные на ввоз в страну ряда продуктов питания, станут серьезным стимулом для развития регионального сельского хозяйства. Например, «Принятые государственные решения дают серьезный импульс роста ставропольскому АПК, делают наше продовольствие еще более востребованным», - заявил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

Курс на импортозамещение в АПК Ставропольского края был взят еще несколько лет назад. «Якорным» проектом в этом процессе стал агропромышленный парк «Ставрополье», призванный решить важнейшие проблемы организации сельского хозяйства в регионе - нехватку перерабатывающих мощностей, современных площадей по хранению сельхозпродукции и сбытовых площадок.

Проект был представлен общественности в конце 2011 года, в разгар избирательной кампании в Госдуму, когда региональный список «Единой России» на Ставрополье возглавлял Игорь Сечин (на тот момент вице-премьер российского правительства). Объем инвестиций в три очереди парка (до 2020 года) был оценен в 40 млрд рублей.

В рамках ожидаемой кампании по импортозамещению сельхозпродукции Карачаево-Черкесская Республика (далее КЧР) должна занять одно из лидирующих мест в производстве овощей, поскольку в республике расположен крупнейший в России и Европе тепличный комбинат «Южный» с площадью теплиц порядка 145 га. В КЧР расположен крупнейший в России и Европе тепличный комбинат «Южный».

Г осударству необходимо обратить внимание на следующие моменты.

1. Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам. Предоставление субсидий в части первого взноса при лизинге сельскохозяйственной техники, оборудования и скота.

2. Внятная технологическая политика. Важным условием создания эффективного производства в сельском хозяйстве является проведение ясной технологической по-

58

№ 2 (42) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

литики в области сельского хозяйства. Несмотря на весьма значительные ассигнования на деятельность Россельхозакадемии и других аналогичных организаций, нет четкого понимания, сколько специалистов нужно подготовить, сколько и какой нужно сельхозтехники, какие технологии нужно развивать самим, какие закупать за рубежом. Государство должно оказывать консультационную помощь по данным вопросам и обеспечивать фермеров объективно и достоверной информации.

3. Развитие системы страхования сельхозпроизводства. Следующая мера в блоке развития производства - страхование урожая и маржи производителей. Россия значительно отстает от других стран по доле застрахованных земель, и показатель этот существенно не менялся за последние годы. Неразвитость этого механизма ограничивает возможности по привлечению заемного финансирования под залог урожая и делает риски сельхозпроизводителей чрезмерными. Согласно данных Национального союза агростраховщиков, 45% отказов в страховании происходит в результате несовершенства законодательства.

4. Развитие оптово-логистических центров. Необходимо проработать вопросы обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой, фитосанитарного и ветеринарного контроля, автоматизированных информационных систем для создания эффективных каналов сбыта. Это обеспечит конкурентное и справедливое ценообразование, повысит рентабельность предпринимательской деятельности в аграрном секторе, а также создаст условия для импортозамещения за счет межрегионального перераспределения потоков сельхозпродукции.

Выводы

Каждое село способно повысить уровень социально-экономического развития в регионе. Важно только индивидуально рассматривать и учитывать особенности жизни в трудовой, образовательной и культурной деятельности крестьян, их быт, природные условия местности и т.д. Обратить внимание на образовательный процесс. И для успешного осуществления инноваций необходимо принять государственную программу подготовки и закрепления кадров на селе, в том числе повсеместно создать региональные образовательные центры, обучающие специалистов для системы муниципалитетов и управления сельскими территориями.

Список литературы:

1. Социально-демографический портрет России: по итогам всероссийской переписи населения 2010 года. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012.

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/

v7_show/25557.342. htm

3. Наше село. Модели и концепции социально-экономического возрождения села [Электронный ресурс]. URL: http://nasheselo.pp.ua

№ 2 (42) - 2015

59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.