УДК 338.2
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ МАШИНОСТРОЕНИИ
Дроздова И.И., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» МГУПС (МИИТ),
тел.:+7(916) 920 17 71, e-mail: ildrozd@yandex.ru
В статье сделан акцент на степени зависимости транспортного машиностроения от иностранных технологий и иностранного капитала, рассмотрены вопросы регулирования доли иностранного капитала и иностранных технологий в общем объеме транспортного машиностроения в рамках права ВТО, проведен анализ консолидации предприятий транспортного машиностроения по номенклатуре выпускаемой продукции.
Ключевые слова: ВТО, транспортное машиностроение, импортозамещение, доля иностранных технологий.
VECTOR OF IMPORT SUBSTITUTION PROGRAM IN TRANSPORT ENGINEERING
Drozdova I., Ph.D., assistant professor, FSEIHPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT),
tel.: +7(916) 920 17 71, e-mail: ildrozd@yandex.ru
In article the emphasis is placed on degree of dependence of transport mechanical engineering on foreign technologies and the foreign capital, questions of regulation of a share of the foreign capital and foreign technologies in a total amount of transport mechanical engineering within the right of the WTO are considered, the analysis of consolidation of the enterprises of transport mechanical engineering for product range is carried out.
Keywords: WTO, transport mechanical engineering, import substitution, share of foreign technologies.
Вопрос степени зависимости стратегических отраслей экономики РФ от иностранных технологий и иностранного капитала в настоящее время приобрел особую значимость, напрямую связанную с экономической безопасностью страны.
Для большинства отраслей отечественной промышленности в той или иной мере характерна зависимость от иностранной продукции, технологий и услуг. По данным Минпромторга РФ, первостепенными для замещения являются две сферы деятельности: это станкостроение, где доля импорта сегодня уже составляет порядка 90 %, и машиностроение, показатель в котором варьируется от 60 до 80 %. [1].
С точки зрения международного права, начиная с даты присоединения РФ к ВТО, вопросы регулирования доли иностранного капитала и иностранных технологий в общем объеме транспортного машиностроения находятся в рамках специфических (секторальных) и горизонтальных обязательствах, которые Россия приняла на себя применительно к сфере (сектору) оказания услуг железнодорожного транспорта.
Под специфическими (секторальными) обязательствами по терминологии ВТО понимаются те обязательства, которые относятся в данном случае исключительно к услугам железнодорожного транспорта. Под горизонтальными обязательствами по терминологии ВТО понимаются обязательства, относящиеся вообще к любым сферам услуг, в которые Россия открыла доступ для иностранных лиц из членов ВТО, включая услуги железнодорожного транспорта. [2].
Немаловажным является вопрос постепенного снижения ставок импортных пошлин. В таблице 1 приведены основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом.[3].
К примеру, в 2012 году продлены на дополнительный срок ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные части высокотехнологичного оборудования, а также на непроизводимые в Российской Федерации пассажирские вагоны для обновления железнодорожного парка. Помимо этого, в сфере транспортного машиностроения
предусмотрено установление льготных таможенных пошлин на ввоз деталей и комплектующих для совместных отраслевых предприятий на срок вплоть до полной локализации их производства.
Основные целевые задачи развития отечественного транспортного машиностроения сформированы в утвержденной в 2014 году государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (подпрограмма «Транспортное машиностроение»)[4].
1. Стимулирование развития организаций транспортного машиностроения;
2. Поддержка инновационного развития организаций транспортного машиностроения;
3. Создание и организация производства в Российской Федерации дизельных двигателей и их компонентов нового поколения;
4. Стимулирование приобретения инновационного подвижного состава,
а также в решении Высшего евразийского экономического совета от 31 мая 2013 года №40 «Об основных направлениях координации промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»: одним из 19 пунктов перечня секторов экономики, приоритетных для сотрудничества, является производство промышленной продукции для железнодорожного транспорта. [5].
Несмотря на то, что правительством РФ утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Транспортное машиностроение» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»,[6] применение их имеет серьезные ограничения в рамках международного права ВТО в части предоставления субсидий. Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО (с 2014 года РФ перешла из класса развивающихся стран в развитые). Запрещено осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также
Таблица 1. Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом
ETT: средневзвешенная ВТО: среднев тешенная
Начальный уровень1 Конечный уровень2
Вся номенклатура 10,293 11,850 7,147
C/x товары 15,634 15,178 11,275
Промышленные товары 9,387 11,256 6,410
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015 | 67
Таблица 2. Целевые показатели подпрограммы «Железнодорожный транспорт»
№ Наименование индикатора Ед. Изм. Ожидаемый результат 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1. Пассажир ооборот млрд. пасс.-км 165,6 138.9 139.8 144 139.6 141.1 143.1 153 155.9 159.6 162.4 165.6
2. Грузооборот млрд. т-км 3227,4 2501.1 2073.1 2140 2785.3 2805.2 2836.9 2882.1 2958.3 3028.9 3124.8 3227.4
3 Объем перевозок грузов в транзитном сообщении млн. тонн 47,3 31.9 32.2 33.7 35.8 38.1 40.9 44 47.3
4 Объем перевозок контейнеров в транзитном сообщении в 20-футовом эквиваленте млн. единиц 0,85 0.16 0.17 0.18 0.24 0.3 0.36 0.42 0.5 0.59 0.69 0.85
5 Скорость доставки грузов (в сутки) - всего км 310 274 247 290.9 250 270 290 294 298 302 306 310
6 в том числе контейнеров в транзитном сообщении (в сутки) км 900 714.3 718.5 725 675 690 710 730 750 770 825 900
7 Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий км 1825,94 450 406 213.4 748
8 Ввод в эксплуатацию дополнительных главных путей км 1226,26 156.2 175.6 58.9 63.5 66.4 137.3 186.36 219.5 146
9 Электрификация железнодорожных линий км 1146,3 148.4 131.3 35 69.8 748
10 Обновление парка локомотивов единиц 12176 1220 2500 985 1313 1081 763 748 770 980 876 940
11 Обновление парка грузовых вагонов тыс. единиц 292,6 39.1 56.7 36.2 31.4 35.5 10 10 10
12 Обновление парка пассажирских вагонов единиц 8032 581 1833 445 402 316 332 420 861 877 935 1030
13 Обновление парка мотор- вагонного подвижного состава единиц 3509 686 532 512 260 175 294 205 250 250 250 95
предоставлять субсидии на закупку отечественной техники или с использованием отечественных компонентов в производстве. Для промышленности импортозамещающие субсидии в ВТО запрещены, т.е. механизм предоставления субсидий не должен преследовать импортозамещение как цель.
Проведенный анализ доли иностранного капитала, иностранных технологий и, в том числе, доли комплектующих иностранного производства показывает, что одним из самый острых вопросов является производство электронных компонентов. Большая часть их закупается за рубежом и по данным разработчиков и изготовителей аппаратных средств микропроцессорных систем управления, доля импортных комплектующих составляет сегодня не менее 80%. Разработка и модификация программных продуктов, за исключением технологического программного обеспечения, зачастую тоже ведется в других странах. Системы управления движением поездов, по оценкам экспертов, как минимум на 50% также нуждаются в импортозамещении.
Согласно данным (в поправках 2014 года) к федеральной целевой программе «Национальная технологическая база на 20072011 годы» основные целевые индикаторы развития подпрограммы "Железнодорожный транспорт" представлены в таблице 2. [7].
По оценкам Минпромторга, одной из ключевых проблем отрасли является избыток старых грузовых вагонов на сети в количестве 150-200 тыс.штук.[8]. На рисунках 1 и 2 схематично представлена сложившаяся ситуация с качеством вагонного парка. [9].
Представляется интересным проанализировать изменения, произошедшие за последние пять лет в части основных игроков отрасли транспортного машиностроения. По состоянию на 2010 год 80% продукции отрасли было сосредоточено «в руках» 7 крупных компаний: [10].
1. Группа компаний «Трансмашхолдинг», объединяющая более 10 ведущих предприятий отрасли, являющихся лидерами в своих сегментах, в том числе Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, Новочеркасский электровозостроительный завод, Метровагонмаш, Демиховский машиностроительный завод и другие;
2. Группа Дедал (Вагонмаш, Петербургский трамвайно-механический завод, Сибэлектропривод);
3. Вагоностроительная компания Мордовии (Рузхиммаш, производители комплектующих для подвижного состава);
4. ФГУП «Уралвагонзавод»;
5. ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод»;
6. ОАО «Алтайвагон»;
7. ОАО «Торжокский вагоностроительный».
Уровень консолидации предприятий транспортного машиностроения по номенклатуре выпускаемой продукции представлен в таблице 3.
Согласно приказу Минпромторга России от 13 апреля 2015 года № 798 «Об утверждении перечня организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли», в
68 ТЯАШРОЯТ ВиБШЕББ Ш ЯШБТА | №3 2015 |
Оператор* Парк Из них - за нормативным сроком службы
ПГК 195 544 86 094
ФГК 159 069 62 320
ГлобалТранс 54 896 1 781
РусАгроТранс 49 868 18 747
Нефтетранссервис 41 815 11 720
УВЗ-Логистик 33 333 22
СГ-Транс 30 067 1 194
Новотранс 26 746 252
Трансойл 26 559 527
Брансвик Рейл 25 683 442
Спецэнерготранс 23 842 - |
ОВК 22 661 -
Прочие частные операторы 433 929 73 150
РЖД (инвентарный парк) 95 157 36 914
Итого 1 218169 293 163
Возраст вагона, лет
Рис. 1. Качество вагонного парка на 1 квартал 2015 года
Рис.2. Основные игроки рынка - владельцы вагонного парка.
Таблица 3. Уровень консолидации предприятий транспортного машиностроения по номенклатуре выпускаемой продукции
Рынок Крупнейшие игроки Форма собственности Число игроков на рынке Концентрация (сумма долей 3 лидеров)
Электровозы
Магистральные электровозы Трансмашхолдинг частная 1 100%
Промышленные и рудничные электровозы Трансмашхолдинг, Александровский машзавод частная 4 92,1%
Тепловозы
Магистральные тепловозы Трансмашхолдинг частная 1 100%
Промышленные и маневровые тепловозы Трансмашхолдинг, Людиновотепловоз частная 3 100%
Пассажирские вагоны
Вагоны локомотивной тяги Тверской вагоностроительный завод (Трансмашхолдинг) смешанная 2 100%
Электропоезда Трансмашхолдинг, Торжокский вагоностроительный завод частная 2 100%
Вагоны метро Трансмашхолдинг Группа "Дедал" частная 2 100%
Трамвайные вагоны Усть-Катавский вагоностроительный завод, ФГУП 3 100%
Уралтрансмаш ФГУП
Группа Дедал частная
Путевая техника
Машины для строительства и Калугапутьмаш, частная 6 72%
планового ремонта путей КЗ "Ремпутьмаш", частная
Кировский Машзавод 1 мая, частная
Трансмаш, г. Энгельс, частная
Тулажелдормаш частная
Машины для текущего содержания "192 центральный завод". ФГУП 7 68%
путей Калугапутьмаш, частная
КЗ "Ремпутьмаш", частная
Истьинский машзавод частная
Грузовые вагоны
Грузовые вагоны Уралвагонзавод, ФГУП 15 84%
Алтайвагон, частная
ТЯАШРОЯТ БШШЕЗЗ Ш ЯШЗТА | №3 2015 | 69
Таблица 4. Предмет контрактов с иностранными производителями пассажирских поездов
год Компания, с которой заключен контракт Предмет контракта Кол-во Цена
2006 Siemens поставку скоростных поездов Velaro RUS («Сапсан») 8 276 млн евро
Siemens обслуживание скоростных поездов Velaro RUS («Сапсан») в течение 30 лет 8 354,1 млн евро.
2007 Alstom поставка поезда Allegro 4
2009 Siemens электропоезд Desire RUS 38 410 млн евро
2011 Siemens поставку скоростных поездов Velaro RUS («Сапсан») 8 297 млн евро
Siemens обслуживание скоростных поездов Velaro RUS («Сапсан») в течение 30 лет 8 600 млн евро
2012 Alstom контракт на поставку и обслуживание в течение 40 лет скоростных поездов Talgo. 7
области транспортного машиностроения ведущими предприятиями признаны: [11].
1. ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод»
2. ООО «НПЦ «Пружина»
3. ОАО «Демиховский машиностроительный завод»
4. ОАО «Коломенский завод»
5. ОАО «ПО «Бежицкая сталь»
6. ООО «ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод»
7. ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод»
8. ОАО «Центросвармаш»
9. ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод»
10. ООО «Уральские локомотивы»
11. ОАО «Калужский завод путевых машин и гидроприводов»
В 2015 году крупнейшими поставщиками тягового подвижного
состава для компании ОАО «РЖД» являются "Трансмашхолдинг" (70% средств) и группа "Синара" (30%). [12].
Если говорить об импортном подвижном составе на российских железных дорогах, то на сегодняшний момент у РЖД есть несколько рабочих контрактов с иностранными производителями пассажирских поездов. И все эти контракты касаются закупок скоростных поездов, современного производства которых в России пока нет. В таблице 4 представлен перечень основных контрактов:
После исполнения действующих контрактов с иностранными производителями скоростных поездов, планов закупок за рубежом локомотивов и пассажирских вагонов для скоростного сообщения у РЖД пока нет.
Несмотря на курс импортозамещения, по оценкам экспертов Минтранса, в 2014 году доля российского производства на рынке железнодорожного подвижного состава в Российской Федерации составила 78% (без учета иностранных комплектующих и сервисного обслуживания). К примеру, со времен СССР до настоящего времени электровозы постоянного тока ЧС остаются одними из наиболее эффективных. Большая часть их была выпущена чешским заводом Skoda в г.Пльзень в период с 1962 по 1990 год. Наиболее массовыми сериями стали ЧС2, ЧС2К и ЧС7. До недавнего времени электровозы серии ЧС200 были единственными локомотивами в парке ОАО «РЖД», имеющими конструкционную скорость 200км/час. И по настоящий момент ремонтный фонд ежегодно требует десятки тысяч единиц запасных частей иностранного производства. [13].
К примеру, объединенная вагонная компания активно привлекает иностранных инвесторов. Продажа акций ОВК привлекла около 9 млрд руб. дополнительных инвестиций. Самым крупным покупателем стала чешская компания PPF. Всего было реализовано 12,22% акций Объединенной вагонной компании на общую сумму 9,028 млрд руб. В IPO приняли участие около 50 компаний, доля иностранных инвесторов составила 38,3%. [14].
Т.о., представляется разумным следующий алгоритм действий для оценки поступательных шагов в области импортозамещения:
1. На основе тщательного анализа тарифных преференций в рамках права ВТО оценить степень зависимости транспортного машиностроения в области железнодорожного транспорта от иностранных технологий и иностранного капитала.
2. Оценить стоимостную долю иностранных комплектующих на всех стадиях жизненного цикла подвижного состава
3. По номенклатуре использования иностранных комплектующих произвести стоимостную оценку программы импортозамеще-ния и определить «реперные» точки.
4. Проранжировать по степени влияния на уровень экономической безопасности отрасли возможность доступа иностранных игроков как в сфере локализации производства, так и в части сервисного обслуживания и страхования.
Литературы:
1. Гудок. Основная идея замещения. http://www.gudok.ru/ zdr/181/?ID=1226945 (дата обращения 16.06.2015)
2. Drozdova I.I. Import substitution as one ofthe factors of economic security of industrial enterprises in the sphere of railway transport in conditions of WTO / World applied sciences journal. - 2014 - №29-8. - С.1000-1003
3. Министерство экономического развития. www.economy.gov. ru (дата обращения 16.06.2015)
4. Постановление правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 15 апреля 2014 года № 328
5. Решение Высшего евразийского экономического совета «Об основных направлениях координации промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 31 мая 2013 года №40
6. Постановление Правительства РФ №1223 от 19 ноября 2014
г.
7. http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2015/266/
8. Доклад Министра промышленности и торговли Д.В.Мантурова от 16 марта 2015 года «О мерах государственной поддержки российского рынка железнодорожного подвижного состава»
9. Доклад Министра промышленности и торговли Д.В.Мантурова от 16 марта 2015 года «О мерах государственной поддержки российского рынка железнодорожного подвижного состава»
10. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года
11. Приказ Минпромторга России «Об утверждении перечня организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли» от 13 апреля 2015 года № 798
12. Газета «Гудок». РЖД делает ставку на российские локомотивы http://www.gudok.ru/transport/zd/?ID=1256045 (дата обращения 16.06.2015)
13. Презентация ООО «ТехноСтрой» http://www.tekhno-stroy. ru/ (дата обращения 15.06.2015)
70 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015 |