Научная статья на тему 'Вектор поиска новой образовательной модели в условиях экономики, основанной на знаниях'

Вектор поиска новой образовательной модели в условиях экономики, основанной на знаниях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON EDUCATIONAL SPACE / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тинякова В. И., Морозова Н. И.

Проводится теоретико-методологический анализ форм и технологий подготовки специалистов, которые были бы востребованы на рынке труда в условиях динамично развивающейся экономики и повсеместного распространения IT-технологий. В качестве результата работы выступает ряд теоретико-методологических и практических рекомендаций по модернизации системы профессиональной подготовки квалифицированных специалистов с учетом требования экономики, основанной на знаниях. Получен вывод о том, что кластерная модель позволит выстроить четкую взаимосвязь и гармонизировать ожидания между экономикой в лице ключевых работодателей региона и учреждениями образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тинякова В. И., Морозова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the theoretical and methodological analysis of the forms and technologies of training specialists who would be in demand on the labor market in the conditions of a dynamically developing economy and ubiquitous dissemination of IT technologies. As a result of the work, a number of theoretical, methodological and practical recommendations on the modernization of the professional training system of qualified specialists are taken into account the requirements of a knowledge-based economy. Conclusion: the cluster model will allow building a clear interconnection and harmonizing the expectations between the economy in the face of key employers of the region and educational institutions.

Текст научной работы на тему «Вектор поиска новой образовательной модели в условиях экономики, основанной на знаниях»

УДК 37.01

Тынянова В. И., Морозова Н. И.

ВЕКТОР ПОИСКА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

Аннотация

Проводится теоретико-методологический анализ форм и технологий подготовки специалистов, которые были бы востребованы на рынке труда в условиях динамично развивающейся экономики и повсеместного распространения IT-технологий. В качестве результата работы выступает ряд теоретико-методологических и практических рекомендаций по модернизации системы профессиональной подготовки квалифицированных специалистов с учетом требования экономики, основанной на знаниях. Получен вывод о том, что кластерная модель позволит выстроить четкую взаимосвязь и согласовать ожидания между ключевыми работодателями региона и учреждениями образования.

Ключевые слова

Непрерывное профессиональное образование, информационные технологии, компетенция, единое образовательное пространство, постиндустриальное общество.

JEL: I25

Tinyakova V. I., Morozova N. I.

THE SEARCHING VECTOR OF A NEW EDUCATIONAL MODEL IN A KNOWLEDGE-BASED ECONOMY

Abstract

The article is devoted to the theoretical and methodological analysis of the forms and technologies of training specialists who would be in demand on the labor market in the conditions of a dynamically developing economy and ubiquitous dissemination of IT technologies. As a result of the work, a number of theoretical, methodological and practical recommendations on the modernization of the professional training system of qualified specialists are taken into account the requirements of a knowledge-based economy. Conclusion: the cluster model will allow building a clear interconnection and harmonizing the expectations between the economy in the face of key employers of the region and educational institutions.

Keywords

Continuous professional education, information technologies, competence, common educational space, post-industrial society.

Введение. На современном этапе становления постиндустриального общества система непрерывного образования [1] приобретает ключевое значение в обеспечении устойчивого развития страны в глобальном мировом пространстве. А тезис «Образование никогда не кончается», обозначенный во всемирных до-

кладах и декларациях, принятых ЮНЕСКО, становится доминирующим идеологическим инструментом ведущих государств мира для достижения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Это связано с тем, что ключевым элементом новой экономики, основанной на знаниях, становится человеческий капитал, а обра-

зование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, формировании его профессиональных навыков [2, 3].

Методы и результаты. Переход на постиндустриальную стадию развития общества ведет к изменениям требований работодателей к профессиональной подготовке специалиста, принимаемого на работу [4, 5]. Статистические данные свидетельствуют, что получение высшего образования сегодня

становится не роскошью, а необходимостью. Как можно увидеть из таблицы 1, удельный вес взрослого населения, имеющего высшее образование в возрасте 25-34 лет, выше, чем в возрасте 55-64 лет. Причем эта тенденция характерна для многих ведущих стран мира.

Наблюдается рост средней продолжительности обучения в ведущих странах мира, которая уже сегодня колеблется в пределах от 16,4 года до 19 лет (рисунок 1).

Таблица 1 - Удельный вес взрослого населения, имеющего высшее образование (в % от общей численности населения соответствующей возрастной группы)1

Страны Все население в возрасте 25-64 лет Население в возрасте, лет

25-34 55-64

Россия 30,2 40,3 20,8

Великобритания 33,4 41,6 24,3

Германия 27,0 29,2 24,9

Италия 17,5 25,1 12,3

Канада 29,5 34,4 22,3

Республика Корея 32,4 46,7 14,5

США 34,1 36,1 30,9

Франция 19,0 27,7 11,9

Швеция 29,9 35,8 19,4

Япония 28,9 39,2 23,0

Примечание. По зарубежным странам приведены данные за 2015 г. или ближайшие годы; по России - данные микропереписи населения 2015 г.

/ ¿г <? / ^ ¿Г & *

Рисунок 1 - Средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение

2

предстоящей жизни до достижения возраста 40 лет для детей в возрасте 5 лет

1 Образование в цифрах: 2017. Краткий статистический сборник / Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг, О. Б. Жихарева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 13.

2 Там же. С. 14.

Однако наличие высшего образования еще не гарантирует, что выпускники получили те навыки и компетенции, которые ждут работодатели [6, 7]. Выпускники демонстрируют знания, но у них зачастую отсутствуют умения применять полученные знания в практической деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что должно являться результатом обучения?

На наш взгляд, универсальной единицей измерения результата образовательного процесса должна выступать не квалификация, приобретенная обучающимися и записанная в дипломе, а компетенция, точнее, профиль индивидуальных компетенций обучающегося, отражающий его способности решать проблемы, возникающие в процессе познания, профессиональной деятельности [8, 9, 10]. Данный подход позволит получить ответ на вопрос о том, кто будет более конкурентоспособным на рынке труда: выпускник, получивший знания и демонстрирующий умения их транслировать, или выпускник, обладающий набором инструментов, позволяющих ему трансформировать полученное знание в экономическое благо, принимающее различные формы (новые товары, услуги, программные продукты, технологии и т. д.), востребованные обществом [11].

Для решения данной проблемы необходимы новые методологические подходы, формы и технологии образования [12, 13]. В деятельности педагога происходит смещение акцента с функционального исполнителя на «рефлексирующего практика», имеющего опыт педагогической и практической деятельности по преподаваемой дисциплине, стремящегося к творческой и экспериментальной деятельности, быстро адаптирующегося к постоянно изменяющимся требованиям социума [14, 15]. Иначе говоря, педагог и применяемые им технологии обучения должны не только развивать, но и стимулировать саморазвитие.

Действенным инструментом модернизации процесса обучения, стимулирующим саморазвитие, может стать геймификация образования. Уже сегодня можно наблюдать, как растет рынок развивающих игровых сред, который в скором времени может стать реальным конкурентом традиционной системы образования и потребует от учебных заведений включения в процесс образования игровых элементов, сделав их не менее интересными и образовательно функциональными. Игровые приемы стимулируют развитие командной активности, творчество и дают возможность преодолеть шаблоны мышления. Это позволит произвести «перепаковку» серьезной деятельности (например, открытие собственного бизнеса или проведение научных исследований) в игру. С этой задачей успешно справляются всевозможные симуляторы и виртуальные игры, предназначенные для приобретения и развития профессиональных умений и навыков, а также краудсор-синг идей, геймифицированные среды для коллективной работы и т. п. [16].

Динамичная экономическая среда, глобализация и повсеместное распространение телекоммуникационных технологий ведут к усложнению рабочих задач, выполнить которые уже не под силу отдельному индивиду, даже очень талантливому. Решить сложно-функциональные задачи или разработать проект может только команда с компетенциями из различных сфер деятельности, где каждый участник группы имеет узкую специализацию. От лидера группы требуются навыки распределения задач, координация и мотивация участников команды.

Пространства для обучения, работы, творчества и созидания начинают обретать новые формы: коворкинги, ха-кспейсы, лаборатории science-art, фаб-лабы и прочие, где создается свободная атмосфера, стимулирующая творчество.

Ключевую роль в переформатировании образовательного процесса начинают играть профессиональные сообщества, поскольку становится важным получить знание из первых рук, в виде передачи практического опыта, это ведет к тому, что в качестве преподавателей привлекаются представители работодателей, являющиеся носителями самых современных компетенций и знаний в своей профессиональной области.

Распространенной моделью образования в XXI веке для ведущих образовательных учреждений мира может стать «перевернутый» университет, в котором трансляция теоретического материала осуществляется с помощью ведущих МООС-платформ, а в образовательных учреждениях происходит живое обсуждение практических вопросов, представляющих интерес для конкретной сферы деятельности человека, вы-

полняются лабораторные работы, реализуются учебные проекты. В систематизированном виде сравнительная характеристика различных моделей обучения представлена в таблице 2. Сконструированный таким образом образовательный процесс гораздо сильнее ориентирован на практические навыки решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности. Такой подход может выступать ключевым фактором успеха в подготовке квалифицированных специалистов для системы потребительской кооперации, будущая сфера деятельности которых - это общественное питание, торговля, закупка сельскохозяйственных продуктов и сырья, где нужно не только транслировать полученное знание, но и уметь использовать его для решения профессиональных задач.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика традиционной и инновационной модели организации образовательного процесса

№ п/п Параметры для сравнения Традиционная модель образовательного процесса Инновационная модель образовательного процесса

1 Итог обучения Освоение установленного программой объема знаний в виде информации и ее транслирование Научить учиться - применять полученные знания для решения профессиональных задач

2 Роль преподавателя Функциональный исполнитель, ведущий - источник знаний Рефлексирующий практик -менеджер, режиссер

3 Технологии трансляции знаний Поточная лекция и индивидуальная работа(подготовка к практическим и семинарским занятиям, промежуточным и итоговым контрольным работам) Использование коллективных и групповых форм в образовательном процессе

4 Формы получения знаний Передача знаний в готовом виде с помощью вербальных и текстовых форм его передачи Активные формы обучения (игровые, проблемные, инициирующие самостоятельный поиск ответа на поставленные вопросы и пр.)

5 Использование знаний Решение типовых заданий, касающихся профессиональной деятельности Прикладное использование знаний в реальных условиях

Наряду с изменениями содержания, технологий и форм организации педагогической деятельности в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов, системе образования необходимо осуществлять прогнозирование востребованности выпускников того или иного направления на рынке труда [17], помня, что образование - это индустрия, направленная в будущее (С. П. Капица). Из-за быстрой смены технологий происходят глубокие изменения в структуре занятости: ряд профессий исчезает, но в тоже время возникает потребность в подготовке специалистов по ранее не существовавшим видам деятельности, особенно в сфере услуг и 1Т-технологий. Образовательная система игнорирует вызовы постиндустриального развития, ведет себя достаточно консервативно, продолжая реали-зовывать традиционные направления подготовки, такие как «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» и т. д., схожие или близкие по профилю основные и дополнительные образовательные программы, никак не учитывая структурных изменений в экономике и появления новых востребованных профессий. Определенная вариация наблюдается в выборе профиля, но и их названия и содержание могли бы быть более смелыми и конкурентоспособными.

Удовлетворить потребности регионального рынка труда в кадрах можно, если взять за основу кластерную модель, которая позволит выстроить четкую взаимосвязь между экономикой в лице ключевых работодателей региона и сетью образовательных учреждений [18-20]. В каждом регионе есть несколько десятков крупных предприятий, торговых сетей, кредитных организаций, которые являются основными игроками на рынке труда, формируя так называемый целевой заказ. Образовательные учреждения должны готовить специалистов не на неизвестный рынок, а учитывая существующие или потен-

циальные потребности ключевых работодателей региона. Простейший пример: подготовка обучающихся по направлению «Таможенное дело» можно осуществлять в регионе, имеющем таможенные посты или приграничное положение. В противном случае выпускники не смогут найти работу и будут вынуждены пройти переобучение или уехать. Тесное взаимодействие органов власти, ключевых работодателей и образовательных учреждений позволит прогнозировать потребности экономики региона в специалистах разного уровня и профиля. А это, в свою очередь, позволит решить проблему занятости и существенно повысить уровень и качество жизни населения конкретной территории [21].

Заключение. Таким образом, в статье предложен ряд теоретико-методологических и практических рекомендаций по модернизации системы профессиональной подготовки квалифицированных специалистов с учетом требования экономики, основанной на знаниях. Кластерная модель позволит выстроить четкую взаимосвязь и согласовать ожидания между ключевыми работодателями региона и учреждениями образования.

Благодарность. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-02-00182 «Институциональная модель инновационного развития системы потребительской кооперации».

Библиографический список

1. Делор Жак. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. - Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. - 296 с.

2. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: доклад Всемир. банка: пер. с англ. - М.: Весь мир, 2003. - 199 с.

3. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 520 с.

4. Гамукин В. В. Экономика высшего образования: пространство рисков и угроз // Высшее образование в России. -2014. - № 5. - С. 23-33.

5. Потачев С. А. Обеспечение конкурентоспособности выпускника педагогического университета (методология и системные модели): монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 136 с.

6. Арженовский С. В. Управление университетскими комплексами: математические модели и методы: дисс. ... д.э.н. - Ростов н/Д, 2002. - 310 с.

7. Куликова С. С., Яковлева О. В. Образовательный запрос студентов в условиях развития информационной среды // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9 (122). - С. 22-27.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.

9. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 392 с.

10. Субетто А. И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. - СПб.; М.: ПАНИ, 2002. - 122 с.

11. Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики: опыт пед. когнито-логии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 142 с.

12. Кайль Я. Я., Зудина Е. В., Ламзин Р. М. Инновационные образовательные технологии в преподавании экономических дисциплин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. -№ 9. - С. 41-46.

13. Носкова Т. Н. Педагогика общества знаний: монография. - СПб.:

Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. -236 с.

14. Балакирева Э. В. Профессио-логический подход к педагогическому образованию - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 - 255 с.

15. Снеткова Т. А., Маркарьян С. Э. Актуальные методы обучения для формирования профессиональных умений и навыков экономиста // Учет и статистика. - 2017. - № 3. - С. 60-68.

16. Сергеев А. Н. Становление и развитие сетевых сообществ педагогов в социальной образовательной сети: теоретические основы и практика реализации в ВГСПУ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 73-77.

17. Лукша П., Лукша Е., Песков Д., Коричин Д. Атлас новых профессий. -М.: Агентство стратегических инициатив; Сколково, 2014. - 168 с.

18. ГрудцынаЛ. Ю., Лагут-кин А. В. Реформирование высшего образования: кластерный подход // Административное и муниципальное право. -2014. - № 7. - С. 723-732.

19. Сергеев А. Н. Модель внутренней кластеризации социальной образовательной сети // Грани познания. -2017. - № 2 (49). - С. 67-73.

20. Шугрина Е. С. Анализ и обобщение российского опыта организации образовательных кластеров гуманитарного профиля на базе образовательных организаций высшего образования // Административное право и процесс. - 2015. - № 5. - С. 47-52.

21. Морозова Н. И. Планирование и регулирование развития территориальных социально-экономических систем по критерию качества жизни населения: монография. - Волгоград: Изд-во ВГУ, 2011. - 441 с.

Bibliographic list

1. Delor Jacques. Education: The Hidden Treasure. Report of the International Commission on Education for the 21st

Century. - Paris: UNESCO Publishing House, 1997. - 296 p.

2. Formation of a society based on knowledge. New tasks of higher education: Dokl. The World Bank. - M.: The whole world, 2003. - 199 p.

3. Ogurtsov A. P., Platonov V. V. Images of education. Western philosophy of education. The twentieth century. -SPb.: RKhGI, 2004. - 520 p.

4. Gamukin V. V. Economics of Higher Education: the Space of Risks and Threats // Higher Education in Russia. -2014. - № 5. - P. 23-33.

5. Potachev S. A. Ensuring competitiveness of the graduate of the Pedagogical University (methodology and system models): monogr. - SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen, 2003. - 136 p.

6. Arzhenovskiy S. V. Management of university complexes: mathematical models and methods: diss. doctor of economics. - Rostov-on-Don, 2002. - 310 p.

7. Kulikova S. S., Yakovleva O. V. Educational request of students in conditions of development of information environment // News of Volgograd State Pedagogical University. - 2017. - № 9. - P. 22-27.

8. Raven J. Competence in modern society: identification, development and implementation. - M.: Kogito-Center, 2002. - 396 p.

9. Competence approach in pedagogical education: monograph / ed. V. A. Kozyreva, N.F. Radio. - SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University, 2004. - 392 p.

10. Subetto A. I. The problem of the quality of higher education in the context of global and national problems of social development. - SPb.; M.: PANI, 2002. -122 p.

11. Ginetsinsky V. I. Knowledge as a category of pedagogy: the experience of ped. cognitive science. - Leningrad: Leningrad State University, 1989. - 142 p.

12. Kail Ya. Ya., Zudina E. V., Lam-zin R M. Innovative educational technologies

in the teaching of economic disciplines // Izvestiya Volgograd State Pedagogical University. - 2017. - № 9. - P. 41-46.

13. Noskova T. N. Pedagogy of the knowledge society: monograph. - SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University, 2015. - 236 p.

14. Balakireva E. V. The professional approach to pedagogical education. -SPb.: Publishing house RSPU, 2008. -255 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Snetkova T. A., Markaryan S. E. Actual methods of teaching for the formation of professional skills and skills of the economist // Accounting and statistics. -2017. - № 3. - P. 60-68.

16. Sergeev A. N. Formation and development of networked communities of teachers in the social educational network: the theoretical basis and practice of implementation in VGSPU // Izvestiya Volgograd State Pedagogical University. -2013. - № 11. - P. 73-77.

17. Luksha P., Luksha E., Peskov D., Korichin D. Atlas of new professions. -M.: Publishing Agency for Strategic Initiatives; Skolkovo, 2014. - 168 p.

18. Grudtsyna L. Yu., Lagutkin A. V. Reforming Higher Education: Cluster Approach // Administrative and Municipal Law. - 2014. - № 7. - P. 723-732.

19. Sergeev A. N. Model of internal clustering of the social educational network // Boundaries of knowledge. -2017. - № 2. - P. 67-73.

20. Shugrina E. S. The analysis and generalization of the Russian experience of the organization of educational clusters of the humanitarian profile based on educational organizations of higher education // Administrative law and process. - 2015. -№ 5. - P. 47-52.

21. Morozova N. I. Planning and regulation of the development of territorial socio-economic systems based on the quality of life of the population: monograph. -Volgograd: Volgograd state university, 2011. - 441 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.