известия вгпу
в.и. ТИНЯКОВА (Москва)
Н.И. МОРОЗОВА (Волгоград)
контуры системы образования в условиях постиндустриального общества*
Приведен теоретико-методологический анализ условий и способов подготовки специалистов, которые были бы востребованы на рынке труда в условиях динамических изменений в экономике и повсеместного распространения ^-технологий. В качестве результата работы выступает ряд рекомендаций по модернизации системы профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, информационные технологии, компетенция, единое образовательное пространство, постиндустриальное общество.
На современном этапе становления постиндустриального общества основным ресурсом, обеспечивающим социально-экономический прогресс, становится человек, а основными показателями его благополучия выступают образование, высокий интеллект, профессиональное мастерство, творческая активность [7]. Именно от уровня образования человека во многом зависят конкурентные и инновационные возможности предприятия.
Переход на постиндустриальную стадию развития общества привел к изменениям требований работодателей к профессиональной подготовке обучающихся в системе высшего образования, а также системе дополнительного обучения и переквалификации работников. Динамичной модели развития экономики на постиндустриальной стадии должна соответствовать адаптивная система образования, оперативно реагирующая на потребности рынка труда, стимулирующая экономический рост и способная воспроизводить востребованных специалистов на перспективу. Для решения данной проблемы требуются новые методологические подходы, технологии, формы взаимодействия системы образования и рын-
* Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 17-02-00182 «Институциональная модель инновационного развития системы потребительской кооперации»).
ка труда, направленные на разработку персональных образовательно-карьерных траекторий, востребованных работодателями. Иначе говоря, образование создает предпосылки для дальнейшего развития экономики, а запросы экономики определяют вектор изменений в системе образования. Таким образом, определять перспективы развития современного образования необходимо на основе анализа общих тенденций развития мировой экономики.
Как известно, эпоха глобализации характеризуется ростом общественного характера производства, углублением международного разделения труда, а на этой основе - ускорением развития интеграции и кооперации производства, сопровождающейся ростом взаимозависимости национальных хозяйств. Данный процесс А.Д. Бородаевский описывал как «непосредственно международное производство» (directly international production). Иначе говоря, «возникает такая исторически новая, а ныне уже весьма широко распространенная, хотя и остающаяся весьма специфической, разновидность производственной системы, когда вклад в изготовление конечной продукции делают производители (звенья производственной системы) многих стран. Соответственно, можно говорить и о "непосредственно международных продуктах" (directly international products), воплощающих в себе ресурсы множества таких территориально разобщенных, но технологически и организационно связанных производителей в десятках стран» (цит. по: [2,
с. 14]).
Появление таких сложно организованных хозяйствующих субъектов ведет к тому, что предъявляются новые требования к знаниям и способностям работников такого предприятия, их ключевым компетенциям. Человеку необходимо научиться работать в мульти-язычных и мультикультурных пространствах, устанавливать взаимодействие с партнерами со всего мира. Знание иностранного языка становится обязательным и перестает быть конкурентным преимуществом работника будущего. Все более востребованными становятся способности человека к эмпатии - умению сопереживать, сочувствовать, поставить себя на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами. Это поможет работнику понять, что именно нужно потребителю в той или иной стране, исходя из его национальных особенностей, религии, менталитета. Формируется такая компетенция, как клиентоориен-тированность.
О Тинякова В.И., Морозова Н.И., 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В связи тем, что часть партнеров и сотрудников находятся в других странах, востребованным навыком становится не просто удаленная работа (работа с коллегами через Интернет), но и умение работать в территориально распределенных группах (когда совместно работающие профессионалы находятся в различных странах и на разных континентах). Это ведет к необходимости развития многих компетенций из области так называемых мягких компетенций (soft skills), включающих в себя лидерство, командную работу, фасилитацию и т.п. Приобретение таких компетенций невозможно только в процессе усвоения знаниево-го компонента дисциплин, необходимо создать условия обучающимся для их совместной работы в командах над проектом, а для консультирования и оценки готового проекта привлекать экспертов и менторов из бизнес-сообщества по направлению проекта.
Кроме того, бизнес начинает инвестировать средства в сферу образования для переподготовки своих сотрудников, применяя нестандартные подходы: кейс-методы, симу-ляторы профессиональной деятельности, системы дополненной реальности и т.п. Сконструированный таким образом образовательный процесс гораздо сильнее ориентирован на практические навыки решения задач, возникающих в ходе рабочей деятельности. Такой подход может выступать ключевым фактором успеха в подготовке квалифицированных специалистов для системы потребительской кооперации, будущая сфера деятельности которых - общественное питание, торговля, закупка сельскохозяйственных продуктов и сырья, где нужно не только получить знание, но и приобрести умения и навыки применить его в конкретной ситуации
Ключевым «надпрофессиональным» навыком, который будет востребован большим количеством специалистов и управленцев в самых разных областях деятельности, станет системное мышление [4]. Работник будущего должен понимать глобальные проблемы и взаимозависимости современного мира, а это невозможно без развития системного мышления - умения видеть целостную картину предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Системное мышление помогает человеку мысленно экспериментировать, изменять большое количество параметров рассматриваемого явления, видеть, как элементы целого взаимодействуют между собой, какие они накладывают ограничения, находить убедительные аргументы, чтобы сделать понятны-
ми свои идеи для людей из других сфер деятельности.
Процессы интеграции в мировой экономике вызвали необходимость реформировать национальные системы образования, способствовать их сближению и гармонизации, формированию некоего единого стандарта, целью которого является создание благоприятных условий для свободного передвижения и трудоустройства дипломированных специалистов, а также стимулирование академической мобильности. Инициаторами процесса интеграции в сфере высшего образования в 1998 г. выступили министры образования Великобритании, Германии, Италии и Франции. В 1999 г. двадцать девять европейских государств подписали Болонскую декларацию. Россия присоединилась к ней в 2003 г. Сегодня Болон-ский процесс объединяет 46 стран, однако данный процесс еще нельзя считать завершенным. Несмотря на наличие достаточно четко сформулированных целей, Болонский процесс представляется явлением в большой степени аморфным и спорным, преследующим масштабные цели и вызывающим небезосновательные опасения утраты национальных образовательных традиций, которые складывались веками во многих странах мира.
Высокая динамичность экономической среды, быстрая смена технологий, рост экономической неопределенности ведут к глубоким изменениям в структуре занятости, ряд профессий могут исчезнуть в результате автоматизации. В то же время появляется потребность в ранее не существовавших видах деятельности, особенно в сфере услуг и 1Т-технологий [1]. В связи этим растет спрос на работников, обладающих гибкостью и креативностью, готовых к обучению в течение всей своей жизни. Происходит отказ от традиционного деления жизни на периоды «детский сад - школа -приобретение профессии - работа». Привычный уклад жизни постепенно уходит в прошлое. Непрерывное образование превращается в продолжающийся всю жизнь взаимосвязанный процесс попеременного или параллельного получения и возобновления учебы и работы. На смену концепции «образование на всю жизнь» приходит концепция непрерывного образования или «образование через всю жизнь», впервые представленная на форуме ЮНЕСКО крупнейшим теоретиком Ж. Де-лором и вызвавшая огромный теоретический и практический интерес [3]. Сегодня система непрерывного профессионального образования является нормой для экономически развитых стран и ориентиром для развивающих-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ся стран, при этом выступая эффективным механизмом преодоления социальных барьеров, развития человеческого потенциала.
Как мы уже увидели, изменения в экономической сфере и бурное развитие технологий стали предъявлять новые требования к системе образования, побуждать вузы быть более мобильными к запросам потребителя, в том числе по формам и технологиям обучения [6]. К сожалению, зачастую традиционная система образования еще не готова оперативно обновлять учебные программы, а преподаватель как источник актуальных знаний не всегда может выдержать конкуренцию с постоянно обновляющимся потоком информации. Между реальностью обучающегося (находящегося онлайн 24 часа в сутки 7 дней в неделю) и реальностью преподавателя (инструменты, формы, содержание образовательного процесса) возникает разрыв, нарастает напряжение и неудовлетворенность обучающегося существующей системой образования.
В силу нарастающего разрыва между знаниями и умениями, приобретенными в вузах, и навыками и компетенциями, ожидаемыми работодателями, обучающийся начинает занимать активную позицию и искать альтернативные возможности приобретения востребованных компетенций. Это приводит к тому, что растет количество обучающихся-автодидактов, готовых предъявлять собственные требования к получаемой услуге в сфере образования, самостоятельно формулировать свои цели обучения и требуемый для профессионального роста набор компетенций. растущий спрос на аутентичность - поиск собственной траектории профессионального, карьерного развития, стремление максимально раскрыть свой творческий потенциал - уже становится значимым, все более распространенным социальным явлением. В ответ на данную потребность появляются общедоступные открытые образовательные ресурсы (МООС-платформы, такие как Сошгеега, edX, «Открытое образование», «Универсариум» и пр.) и соответствующие подходы к оценке результатов обучения, готовые предоставить услуги в сфере формирования личной образовательной траектории [5].
Традиционное образование, чтобы сохранить свои лидирующие позиции на образовательном рынке, должно будет трансформироваться в сторону форм, связанных с развитием аутентичности, возвращая учительству его первоначальное содержание и смысл. Культура индивидуального взаимодействия наставника и наставляемого была частично утеряна в ин-
дустриальную эпоху. Образовательные подходы были направлены в основном на «массовую обработку человеческого материала». Сегодня информационно-коммуникационные технологии помогают вернуть в центр образовательного процесса индивидуальный подход, а в силу своего повсеместного распространения и доступности - сохранить его массовый характер.
Кроме того, IT-технологии дают новый импульс развитию инклюзивного образования, которое позволяет по-новому посмотреть на решение проблемы профессиональной самореализации инвалидов и возможности получения ими полноценного профессионального образования, что поможет повысить их социальный статус, обеспечить экономическую независимость и равноправную интеграцию в общественную жизнь.
Таким образом, на смену моноуровневой системе образования, ориентированной на массовую подготовку специалистов, готовых к репродуктивному воспроизведению информации, должна прийти новая конструкция виртуального образования, предоставляющая возможность многовекторного движения обучающегося в образовательном пространстве, гибко реагирующая на потребности современного рынка труда (и зачастую предвидящая их), создающая условия для профессиональной самореализации всех групп населения, в том числе и для людей с ограниченными возможностями вне зависимости от территории проживания. Распространенной моделью образования в XXI в. для большинства высших учебных заведений мира может стать «перевернутый» университет, в котором преподавание ведется через ведущие MOOC-платформы, а в самих университетах выполняются лабораторные работы, реализуются учебные проекты и происходит живое обсуждение практических вопросов, представляющих интерес для конкретной сферы деятельности человека.
Список литературы
1. Атлас новых профессий / П. Лукша, Е. Лукша, Д. Песков [и др.]. М.: Агентство стратегических инициатив; Сколково, 2014.
2. Бородаевская А.А. Масштабы превыше всего, или Новая волна слияний в мировой экономике. М.: Междунар. отношения, 2001.
3. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище: доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. Изд-во ЮНЕСКО, Бельгия, 1997.
4. Доклад о мировом развитии - 2015: «Мышление, общество и поведение: Обзор». Вашингтон, Всемирный банк, 2015.
5. Доклад о мировом развитии - 2016: «Цифровые дивиденды: Обзор». Вашингтон, Всемирный банк, 2016.
6. Кайль Я.Я., Зудина Е.В., Ламзин P.M. Инновационные образовательные технологии в преподавании экономических дисциплин // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 9(122). С. 41-46.
7. Морозова Н.И. Планирование и регулирование развития территориальных социально-экономических систем по критерию качества жизни населения / Мин-во образования и науки российской
Федерации, Волгогр. гос. ун-т. Волгоград, 2011. * * *
1. Atlas novyh professij / P. Luksha, E. Luksha, D. Peskov [i dr.]. M.: Agentstvo strategicheskih ini-ciativ; Skolkovo, 2014.
2. Borodaevskaja A.A. Masshtaby prevyshe vse-go, ili Novaja volna slijanij v mirovoj jekonomike. M.: Mezhdunar. otnoshenija, 2001.
3. Delor Zh. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishhe: doklad Mezhdunarodnoj komissii po obrazovaniju dlja XXI veka. Izd-vo JuNESKO, Bel'gija, 1997.
4. Doklad o mirovom razvitii - 2015: «Myshlenie, obshhestvo i povedenie: Obzor». Vashington, Vse-mirnyj bank, 2015.
5. Doklad o mirovom razvitii - 2016: «Cifro-vye dividendy: Obzor». Vashington, Vsemirnyj bank, 2016.
6. Kajl' Ja.Ja., Zudina E.V., Lamzin R.M. In-novacionnye obrazovatel'nye tehnologii v prepodava-nii jekonomicheskih disciplin // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 9(122). S. 41-46.
7. Morozova N.I. Planirovanie i regulirovanie razvitija territorial'nyh social'no-jekonomicheskih sistem po kriteriju kachestva zhizni naselenija / Min-vo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Volgogr. gos. un-t. Volgograd, 2011.
Contours of education system in conditions of post-industrial society
The article represents the theoretical and methodological analysis of the conditions and methods of training specialists who would be in demand in the labor market in the conditions of dynamic changes in the economy and the widespread use of IT-technologies. As the result of the work, there is a number of recommendations on modernizing the system of professional training of qualified specialists.
Key words: continuing vocational education, information technologies, competence, unified educational space, post-industrial society.
(Статья поступила в редакцию 15.01.2018)
О Коротков А.М., Штыров А.В., Земляков Д.В., 2018
жие науки -
а.м. коротков, а.в. штыров, д.в. земляков
(волгоград)
практика создания интернет-ресурсов школ волгоградской области: тенденции и перспективные направления*
Приводятся доказательства того, что создание множества школьных сайтов силами самих школ не является эффективным средством информатизации образовательной, административной и социальной функций современной сельской школы. Предлагается альтернативный способ включения школ в единое информационно-образовательное пространство.
Ключевые слова: сельская школа, школьный сайт, региональное информационно-образовательное пространство, школьный информационно-коммуникационный портал, проект «Мирознай».
Одной из характерных особенностей Волгоградской области является сочетание довольно большой по меркам европейской части России территории и низкой плотности населения. Это определяет ряд проблем системы образования области (в частности, значительное количество малокомплектных школ, расположенных на существенном отдалении друг от друга, но в то же время организационно подчиненных одному территориальному органу управления образованием). Для осуществления эффективного управления учебным процессом и методической поддержки педагогов и обучающихся необходимы разработка и применение системы мер, обеспечивающих интеграцию этих школ в единое образовательное пространство. основной инструмент создания такого пространства в современных условиях -информационно-коммуникационные технологии. однако методы применения этого инструмента до сих пор остаются предметом экспериментов и дискуссий.
одним из распространенных методов применения информационно-коммуникационных технологий в организации образовательно-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области (научный проект № 16-47-340969 «Разработка концепции социальной образовательной сети малокомплектных сельских школ на основе кластерного подхода»).