Научная статья на тему 'Векордизм, дефицит социализирующего знания в практиках повседневности и современной социологии'

Векордизм, дефицит социализирующего знания в практиках повседневности и современной социологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VEKORDISM / ОТТОРЖЕНИЕ ЗНАНИЙ / REJECTION OF KNOWLEDGE / СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / SOCIAL CHARACTER / ДЕФИЦИТ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГО ЗНАНИЯ / LACK OF SOCIALIZING KNOWLEDGE / ВЕКОРДИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филипповская Татьяна Владимировна

В статье автор пытается проанализировать достоинства и недостатки рассуждений М. В. Чекмарёва и А. С. Чупрова о векордизме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Филипповская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vekordism, lack of socializing knowledge in everyday life practices and modern sociology

The author tries to analyze the strengths and weaknesses of the arguments by M. V. Chekmarev and A. S. Chuprov on vekordism.

Текст научной работы на тему «Векордизм, дефицит социализирующего знания в практиках повседневности и современной социологии»

ВЕКОРДИЗМ, ДЕФИЦИТ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГО ЗНАНИЯ В ПРАКТИКАХ ПОВСЕДНЕВНОСТИ И СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

УДК 316.752.4

Любая попытка введения нового понятия для объяснения актуальных интеракций и поведенческих стратегий индивидов и общностей не может не вызывать интерес. В связи с этим, векордизм, представленный М. В. Чек-марёвым и А. С. Чупровым [7], неизбежно привлечет внимание исследователей. Это связано с тем, что востребованность оценки способов ухода от реальности, социокультурной и психологической самозащиты в социуме никогда не теряла своей значимости. Итак, по мнению разработчиков понятия, векордизмом следует считать «способ защиты от агрессивного мира путём использования ресурса безумия» [7, с. 6-7]. В свою очередь, агрессивность мира воспринимается человеком через «разнородный поток сигналов, транслирующих, порой, противоположные культурные коды, говорящие об опасности, нестойкости и дискомфортности существования». Отсюда интериоризация мира идет через осмысление свойственных этому миру «психопатологических элементов», а экстериоризация связывается с «крушением надежд на внятный смысл жизни для всех и каждого», детерминируется стремлением к самозащите «от всего мира сразу» и выражается в агрессии и бегстве.

Агрессия, по мнению М. В. Чекмарёва и А. С. Чупрова, проявляется в демонстрации пренебрежения по отношению и к миру природному («лесные пожары» по вине человека, публичное «насилие над животными», символическая агрессия - насилие над собственным телом через пирсингование и татуировки), и к миру социокультурному («неприятие норм общества, транслируемых от родителей к детям»).

Аутоагрессия выделяется авторами отдельной проблемой агрессии «как в физическом, так и психологическом проявлении» и позиционируется «патологией» «на общем фоне гедонистической установки» [7, с. 7]. Однако, мы не видим ответа на вопрос о том, как коррелируют социально-психологический контекст и социокультурные реалии. То есть, не внесена методологическая ясность об этом в связи с различными уровнями интеракций (индивид, общность, общество), диспозициональными акцентами и отличиями в методологических подходах философии, социальной психологии, социологии как общей, так и девиантного пове-

Т. В. ФИЛИППОВСКАЯ

дения, и т. д., хотя авторы используют достаточно широкий междисциплинарный контекст для подтверждения своих выводов.

Указанное нами противоречие проявляется и при обращении М. В. Чекмарёва и А. С. Чупрова к мотивам бегства, которое в сравнении с аутоагрессией «встречается не менее часто. Бежать можно к чему-то и от чего-то, поэтому побег от проблемы предстаёт в форме зависимости или изоляции» [7, с. 8]. Нехимические зависимости авторами дополняются шопингом, трудоголизмом и «аффлюенцэй» - зависимостью от кредитных услуг и обобщаются через всё, что связано с «товарами, услугами и развлечениями» [7, с. 8]. В сущности, как далее указывают М. В. Чек-марёв и А. С. Чупров, происходит своеобразная замена «свободы на очередное рабство».

Причины авторами также представлены:

1.«новая эпоха и новое мироощущение вводит иную классификацию людей, в которой место знания заменяет навык, а компетентность начинает означать «умение делать» без обязательной «способности понять»;

2. «никто не хочет сказать, как принимать самостоятельные решения, совершая осознанный выбор, предполагающий значительную меру (и бремя) ответственности. Человек пытается доверить свою свободу (и, соответственно, ответственность) кому-то или чему-то» [7, с. 8].

К сожалению, эти позиции авторами не подтверждаются ни через социологические, ни через какие бы то ни было другие исследования. Хотя подобный экскурс, предполагающий научность подхода, явно востребован. Думается, что в связи с этим и в последующих авторских выводах позиционируется явное противоречие с предшествующими рассуждениями. Так, М. В. Чекмарёв и А. С. Чупров, развивая мысль не о всепланетарном апокалипсисе, артикулируемом в актуальных исследованиях, а о «социальной смерти», выражают удивление в связи с тем, что в представленном ими фрейме присутствует возрастающий интерес молодежи к духовности: «Девальвация ценностей почти не касается утраты интереса к духовности. Вопросы смысла бытия, смерти, свободы, межличностных взаимоотношений и одиночества не теряют актуальности для молодёжи. Но их поиск идёт в другой культуре. Её даже трудно назвать более низкой» [7,

с. 9]. Скорее, ее следует назвать просто иной -молодежной субкультурой. «Низка» она или «высока», - может быть определено только в процессе выбора критериев для сравнения. Одновременно, не анализируется, почему в рамках именно этой молодежной культуры, как можно увидеть в тексте статьи, параллельно идут взаимоисключающие процессы: векор-дизм и рост востребованности традиционных культурных ценностей.

Не сосредоточивая внимания на процесс-ности представляемых социальных феноменов, М. В. Чекмарёв и А. С. Чупров так и оставляют читателя перед большим веером комментируемых, но ничем не верифицируемых утверждений. Представляется, что и в этих ссылках явно не хватает классически известных источников. Например, ссылки на подход к исследованию проблемы бегства от свободы Э. Фромма [4, с. 10]. Как известно, ученый указывал: «Современный человек все еще охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам - или потерять ее, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат». Не исключено, что и фроммовский концепт о социальном характере также оказал бы значительную помощь авторам в более четкой институционализа-ции вводимого понятия «векордизм». Так, у Э. Фромма указывалось на то, что именно социальный характер является ключевым для понимания общественных процессов и специфической формой. «человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» [4, с. 271].

Аналогично, по можно было бы обратиться и к концептам Э. Фромма по поводу проблем этики, норм и ценностей, так как «неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя «приспособление» никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия)» [5, с. 10].

Много дополнительной информации для усиления научности рассуждений М. В. Чекма-рёва и А. С. Чупрова можно было бы получить в эссе Р. Арона [1], в работах Ф. Фукуямы [6] и других известных исследователей.

В связи с отсутствием в статье о векордизме того, что мы называем методологией, интересные авторские мысли оказываются как бы в смешении причин и следствий. Так, безусловный интерес представляло бы сопоставление авторских рассуждений с «дефицитом социализирующего знания», который сказывается на неспособности личности сконструировать базовые компетенции, «необходимые для полноценного социального функционирования в обществе» [2]. Этот дефицит назван Е. В. Руденским виктимизацией в образовании и становится «когнитивной дефи-цитарностью личности» и приводит именно к тем последствиям, на которые указывают М. В. Чек-марёв и А. С. Чупров.

Как бы там ни было, но вопрос, заданный Э. Фроммом много лет назад, остается по-прежнему актуальным: «Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?» [4, с. 11]. Другой вопрос: каков механизм инициирования этого конфликта в практиках повседневности и, что самое важное - преодоления этого конфликта. В этом ракурсе М. В. Чектарёв и А. С. Чупров предполагают, что «постепенно жизнь в новом мире становится привычной... Компенсация переходит в адаптацию» [7, С. 12]. Но указание на источник преодоления «ресурса безумия» весьма пессимистично: оно связано только со временем взросления «детей начала второго десятилетия XXI века». То есть, тех, «кто всецело вырос внутри среды с высокой информационной динамикой». Учитывая этот, ориентированный только на абстрактное время, прогноз, чрезвычайно важно осознать: если именно они с нашей помощью не освоят технологию минимизации негативных экстерналий от отторжения знаний [3], мир, действительно, «скатится» в полный векордизм.

1. Арон Р. Эссе о свободах / Р. Арон / Пер. с фр. Н. А. Руткевич. - М. : Праксис. - 2005. - 208 с.

2. Руденский Е. В. Рефлексивная концептуализация тенденций модернизации российского образования на основе интеграции парадигм социологии знания и клинической социологии / Е. В. Руденский. -URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus.

3. Филипповская Т. В. Отторжение знаний и регрессивная мобильность интеллигенции: актуальные практики // Социум и власть. - 2012. - № 2. С. 19-23.

4. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм / Пер. с нем. Г. Ф. Швейника. - М. : АСТИ; АСТ Москва. -2011. - 288 с.

5. Фромм Э. Человек для самого себя / Э. Фромм / Пер. с англ. Э. Спировой. - М. : АСТИ; АСТ Москва. -2009. - 328 с.

6. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. - М. : АСТИ: АСТ Москва. - 2008. - 730 с.

7. Чекмарёв М. В., Чупров А. С. Векордизм, или мироощущение как способ защиты // Социум и власть. -2011. - № 4 (32). С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.