В. В. Казакова
«Век табакерки»: эволюция модного аксессуара
Для культуры и искусства XVIII века нет более контекстуального предмета, чем табакерка. Эту эпоху иногда прямо называют «Веком табакерки»1. И хотя мода на нюхательный табак началась в Европе несколько раньше, никогда увлечение табакеркой не достигало таких размеров, как в XVIII веке, когда светский человек должен был иметь их в большом разнообразии. Отсутствие табакерки считалось не только дурным вкусом, но и нарушением этикета2. Однако следует заметить, что табакерка была атрибутом не только придворного аристократического быта, но поистине вездесущим предметом. В Европу нюхательный табак завезли моряки, имевшие возможность наблюдать, с каким удовольствием его употребляют аборигены Нового Света, а популяризовали его, как это ни парадоксально, монахи и медики. Францисканскому монаху Рамо-ну Пане, приписанному к экспедиции 1497 года на острова Санто-Доминго (Гаити) с благословения папы Александра VI Борджиа, принадлежит первое письменное упоминание табака в одном из его трактатов3.
Сведения о лечебных свойствах табака собирали и издавали различные авторы, как, например, Томас Эрио, Николя Баре или Николо Монардес. Но история отдала пальму первенства Жану Нико де Вильмену, что отразилось в названии этого растения на латыни: «МсоИапа 1аЪасиш». Справедливости ради, надо отметить, что сделали это французы, братья Либо, в своей книге по растениеводству в 1570 году, приписав Нико славу первооткрывателя4. В XVI веке табаку приписывали черты панацеи едва ли не от всех болезней, начиная от мигрени и астмы и заканчивая гнилой горячкой (сепсисом). Более того, считалось, что окуривание табачным дымом помогает уберечься от чумы и холеры. Екатерина Медичи применяла нюхательный табак, чтобы избавиться от мучительных головных болей и, как ни странно, это ей помогало. В скором времени ее двор, а затем и двор короля стал употреблять нюхательный табак в больших количествах5.
Трудно сказать, когда табакерка приобрела наиболее известную и распространенную форму коробочки с откидывающейся крышкой. Еще в XVII веке подобного рода коробочки и шкатулки не использовались
1 Snowman A.K. Eighteenth century gold boxes. - London, 1990. - С. 27
2 Русское декоративное искусство. XVIII век. Т. 2. - М., 1962. - С. 235
3 Stankiewicz J. Dzieje tabakiery. Cracow, 1976. - Р. 17.; Snowman A.K.....- Р. 34.
4 Stankiewicz J.....- Р. 18.
5 Ibid. - P. 19.
83 © Казакова В. В., 2007
для сыпучих веществ. Наиболее близким им предметом был «дражеуар» или «дражуар» («drageoir», бонбоньерка, вазочка для сладостей или сахара с плотно прилегающей крышкой). Первые контейнеры для нюхательного табака по форме напоминали флакончики. Аналогом им послужили флаконы для нюхательной соли, ароматизаторы-поумандеры и тому подобные вещицы. Редчайший экземпляр ранней формы табакерки можно видеть в коллекции Уоллес в Лондоне: грушевидный футлярчик сделан из шагреневой кожи и украшен «пикированным»1 орнаментом. Сноумен уточняет, что во Франции подобная форма (одна из первых) была скопирована с пороховницы и называлась «poire-à-poudre», что собственно и означает «пороховница». Табак из нее высыпали через устьице в верхней части горловины на тыльную сторону ладони и так вдыхали. Виньоль-Марвий (Vigneul-Marville) в своем «Историко-литературном сборнике» от 1700 года говорит, что маркиз де Польми, французский аристократ, был первым, кто стал пользоваться табакеркой-«пороховницей», хотя и не указывает конкретной даты. Следует заметить, что другая ранняя форма табакерки, просуществовавшая гораздо дольше грушевидной «пороховницы» (табакерка в виде рожка), берет свое начало также от вместилища для пороха. Обе эти формы табакерки задержались только как атрибуты мужского обихода2. Табакерка в виде приземистой коробочки с откидной крышкой вошла в употребление почти одновременно с модой на большие пудреные парики, обилие пудры в макияже, а также с появлением мушек, т. е. уже к концу XVII века. Пудреницы и мушечницы, по мнению некоторых исследователей3, стали прообразом табакерок-коробочек.
Перед появлением настоящих табакерок в конце XVII века в обиходе широко присутствовала еще одна вещица - табачная терка, или «гривуа» («grivois»), что означает одновременно «солдат» и «шутка». Название утвердилось в связи с военной кампанией в Страсбурге 1690 года, когда солдаты сами терли себе табак. Позднее нюхательный табак стали продавать в уже готовой форме и с этого момента, по утверждению Сноумена, специалиста в области декоративно- прикладного искусства, появляется само определение «табакерка», от французского «tabatière», или «ta-baquière». Выбор форм и материала ограничивался только фантазией мастера и заказчика4.
1 «Пике» - техника, которая заключается в следующем: в материале делаются углубления или отверстия, в которые вставляется проволока из драгоценных металлов, в результате возникает точечный рисунок.
2 Snowman A.K. Eighteenth century gold boxes. - L., 1990. - Р. 34.
3 Thorn L., Whright K. The smocking and the snuffing. - N.Y., 1982. - Р. 16; Fraser J. „La dame a la mode". - Paris, 1956. - Р. 22
4 Snowman A.K. Ibid. - Р. 34.
Интересно, что очевидная нелюбовь Людовика XIV к нюхательному табаку и почитателям «пагубной привычки» привела к появлению табакерки редкого типа - «Ъойе-а-ройгай», или, если быть совсем точным -«ЛаЪаИёге-а-роПгаИ». Такая табакерка, умышленно маскируясь под двусмысленным названием, служила своего рода пропуском ко двору, где король неодобрительно взирал на любителей нюхать табак. Аутентичная «ЪоЛе-а-роПгаИ» выглядела как плоская коробочка овальной или неправильной формы с «секретом»: например, поднимая крышечку, можно было увидеть миниатюрный портрет, в то время как основное вместилище было занято табаком. Носили ее как подвеску, для чего в верхней части делали кольцо1.
Лувуа, военный министр Людовика XIV, обладатель большой табакерки, едва ли не первой по великолепию исполнения при французском дворе, вынужден был скрывать свое пристрастие от глаз короля. Табакерка была лакированной, богато оправленной, выполнена в форме сердца. После смерти короля примеру Лувуа последовали все, кому раньше недоставало смелости обладать большими, богато украшенными табакерками.
Значимость табакерок была полностью оценена с течением времени. Это была элегантная уменьшенная копия самого века элегантности, которая, в итоге, была тем свидетельством вкуса, которое мог выказать человек, не переходя границ дозволенного. Табакерка могла быть использована в качестве подарка, и этот подарок должен был иметь небольшие размеры. Драгоценности также далеко не всегда были уместными, за исключением случаев предложения вступить в брак, не говоря уже о деньгах или других видах имущества, дарить которые было просто немыслимо. Выбор в итоге был сравнительно узок, однако табакерка в качестве подарка компенсировала этот недостаток многообразием материалов - от дешевых до самых дорогих.
Табакерка могла иметь большое значение и в области политики, в бесчисленных случаях служа в качестве дипломатического подарка, посылаемого от одного двора к другому. Некогда установленный принцип, что табакерка является допустимым подарком, привел к тому, что она стала излюбленным предметом роскоши, которым можно было обмениваться, особенно в критической ситуации. Пакты между государствами заключались быстрее, если начинались с взаимных подношений. О том, насколько распространена была дипломатическая традиция дарить табакерки в XVIII веке во Франции, говорит тот факт, что в 60-томном сборнике документов «Дипломатические дары» им отведено едва ли не первостепенное место.
1 ма. - р. 35.
Табакерки, производимые в Париже в XVIII веке, по качеству и разнообразию превосходили все, что выходило из мастерских других европейских стран. Париж стал безусловным показателем безупречного стиля в сочетании с высочайшим качеством исполнения, а золотые табакерки -неотъемлемыми аксессуарами высшего общества. Становится понятным, почему XVIII век называют «веком табакерки». Дело не только в размахе производства или размерах спроса, а в тех уникальных отношениях, которые сложились в это время между заказчиком и мастером, объединенных желанием получить в итоге великолепную вещь1.
К числу наиболее прекрасных и бесценных памятников XVIII века, дошедших до нас, относятся рисунки и гравюры - эскизы украшения табакерок. Большинство наиболее оригинальных и элегантных рисунков табакерок имело парижское происхождение. Среди рисовальщиков, в первую очередь, следует назвать Жана Берэна, оказавшего значительное влияние на все декоративно-прикладное искусство первой трети XVIII века. В 1695 году он издал альбомы рисунков в стиле «шинуазри», уже свободные от сухой симметрии «Большого стиля». Без его начинаний не состоялись бы такие мастера декоративного искусства, как Жилло, Одран и Ватто, которые ввели такой стиль в оформлении как «бабуине-ри», т. е. «обезьяний», а позднее - Гюэ и Пильман. Значительное число проектов для табакерок выполнил Клод Берэн. С приходом к власти Людовика XV лидирующую роль в развитии декоративно-прикладного искусства занимает Ж.-О. Мейссонье. Ему принадлежит честь считаться создателем стиля рококо. Выпускал он и большое количество проектов для различных предметов обихода, в том числе и табакерок, о чем можно судить по изданию 1938 года2.
Табакерка была не просто наиболее приемлемым предметом для подарка, ее размеры и допустимость любой декорировки позволяли мастерам быстро реагировать не только на изменения стиля, но на любые запросы моды. Табакерки рококо как правило были высокими, причудливых очертаний, украшенными драгоценными камнями; табакерки классицизма - низкими, простых геометрических форм, излюбленной техникой декора было применение гильоширования под прозрачную эмаль, причем цвет эмали вполне соответствовал самым модным веяниям. Известны табакерки с эмалями оттенка «мордоре», «гриделин» и пюсового
цвета3.
1 Ibid. - Р. 55.
2 Norton R., Norton M. History of gold snuff boxes. L., 1938. - Р. 36.
3 «Мордоре», от фр. more d'ore, т.е. золотой мавр, означает золотисто-коричневый оттенок (Кирсанова Р. М. Костюм... - С. 176); цвет «гриделин» происходит от фр. «gris de ligne», т.е. «в серую полоску» (КирсановаР. М. Костюм...-С. 124); пюсовый цвет, от фр. рuce, что значит «блоха», был чрезвычайно популя-86
Результатом мобильного реагирования мастеров на сиюминутные модные увлечения были табакерки разных типов и форм. Так, на короткий период в середине века, связанный с именем министра финансов Си-луэтта и его экономической политикой, в моду входят табакерки из подчеркнуто недрагоценных материалов - дерева, рога, кости. Они так и назывались табакерки-а-ля-Силуэтт1. Табакерка «boîte-a-chasse», как видно из названия («охотничья коробочка»), декорировалась охотничьими сюжетами. Табакерка-«еп peloton» была круглой. Успех братьев Монголь-фье в 1783 году вызвал к жизни табакерки-«аи-Ьа11оп», с декорировкой в виде воздушных шаров, и эти примеры бесконечны. Иногда в табакерки также встраивались музыкальные механизмы, а на крышке изнутри помещали фривольные сценки, что не могло не влиять на этикетные отношения, на особый ритуал нюхания табака, в который входило извлечение табакерки из кармана, ее демонстрация, предложение и «реклама» своего нюхательного табака. Известно, например, что Екатерина II сама выращивала табак, терла высушенные листья, так что часто адресат получал в дар табакерку, уже наполненную нюхательным табаком августейшего производства2.
Другое модное веяние, связанное с декором табакерок, следует связать с увеличением интереса к естественнонаучным знаниям. Появляются табакерки, инкрустированные поделочными и полудрагоценными камнями, как например, работы английского мастера Джеймса Кокса, а затем и знаменитые «штайнкабинеты» саксонских мастеров Хайнриха Тадде-ля, Иоганна Нойбера и Христиана Готлиба Штиля. Особенно великолепны были табакерки последнего, где тонкие пластинки камня вырезались с извилистым краем и укреплялись в золотую основу на просвет.
В XVIII веке табакерка начинает проникать в русский быт, и занимает свое место в культуре, а уже в XIX веке лучшее и богатейшее в мире собрание табакерок находилось в отделе драгоценностей Императорского Эрмитажа. Это табакерки, в основном, XVIII века. Огромный вклад в эту коллекцию внесла Елизавета, страстная их собирательница, а позднее -Екатерина II. Не следует забывать, что увлечение нюхательным табаком в XVIII веке не было привилегией одних лишь мужчин. Женщины в равной степени владели табакерками, и собирали их. Среди дам-
рен в это время, как в России, так и во Франции (Кирсанова Р. М. Костюм... -С. 228); Мерсье Л. С. Картины Парижа. Т.1. - 1935. - С. 338. Мерсье говорит: «Теперь, когда я пишу, модным цветом в Париже является цвет блошиной спинки и блошиного брюшка». Книга вышла в свет в 1780 году.
1 Le Corbeiller C. European and American snuff-boxes. - L., 1968. - Р. 55.
2 В письме графу Орлову императрица сделала приписку: «Я бы в табакерку насыпала табак, растущий в моем саду, а иного ныне не нюхаю, но опасалась, что дорогою засохнет» (Сборник ИРИО. Т.1. - 1867. - С. 113).
коллекционеров известны Мария-Франсуаз де Бурбон, супруга Филиппа Орлеанского, маркиза де Помпадур и та же Елизавета, причем ее собирательство началось в весьма юном возрасте.
Подводя итоги, можно утверждать, что для XVIII века табакерка явилась знаковым предметом. В ней полно отразились малейшие колебания, как в рамках стиля, так и дань модным увлечениям дня. Табакерка была многофункциональным предметом: помимо представительской, она обладала коммуникативной функцией, причем не только в личном общении, но и в дипломатии. Наконец, в табакерке была выражена та функция, которая делает ее до сих пор желанным предметом музейных собраний и частного коллекционирования. Это ее художественная ценность, когда к созданию табакерок привлекались не только высококлассные ювелиры, но и профессиональные графики, декораторы и живописцы.