Научная статья на тему 'Вегетативный статус здоровых школьников с различной двигательной активностью'

Вегетативный статус здоровых школьников с различной двигательной активностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вегетативный статус здоровых школьников с различной двигательной активностью»

Степень зрелости функциональных систем организма и характер их становления у детей зависят от внешней и внутренней среды организма и определяются экологическими условиями и уровнем двигательной активности ребенка. Адаптация организма спортсмена к спортивным физическим тренировкам проявляется в повышении его функциональных возможностей, обусловленных изменениями на клеточном, субклеточном, органном, организменном уровне. Приспособившись к определенному раздражителю, к определенной мышечной работе, организм спортсмена отвечает в дальнейшем на данный раздражитель строго определенной реакцией, т. е. дальнейшего развития необходимого двигательного качества не происходит. Тренирующая нагрузка вызывает ряд сдвигов в различных органах, системах и функциональных системах в целом [1,4]. Исследование особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы у детей, находящихся на различном двигательном режиме, позволит выявить закономерности становления этой системы на определенном отрезке онтогенеза, а также определить степень зрелости системы и ее отличие от сверстников, находящихся на обычном двигательном режиме. %Цель настоящих исследований - выявить особенности вегетативного статуса детей младшего и среднего школьного возраста, находящихся на различном двигательном режиме.

Объект и методы исследования

Проведено обследование 333 ребенка младшего (7-9 лет) и среднего (10-12 лет) школьного возраста с различным двигательным режимом, проживающих в экологически благоприятном районе крупного промышленного центра. В первую группу вошло 215 детей, находившихся на обычном двигательном режиме (уроки физкультуры 2 раза в неделю), во вторую -118 детей с повышенной физической активностью (занятия физкультурой 4 раза в неделю плюс 2 раза в неделю занятия в спортивных секциях). Обследовались дети, не имевшие хронических заболеваний и не болевшие за последние 3 месяца ОРВИ. Обследование проведено в условиях относительного основного обмена.

Уровень физического и полового развития (оценивался по центильным шкалам) у детей младшего и средне-s го школьного возраста г. Красноярска соответствует среднестатистическим показателям детей-европейцев, проживающим в других регионах России [5-7]. Проведенные

статистические исследования, отсутствие достоверных отличий между группами позволили объединить обследованных детей в две группы: 7-9 лет и 10-12 лет.

Состояние сердечно-сосудистой системы изучали на аппаратно-программном комплексе «Valenta+», измеряли артериальное давление по методу Короткова, рассчитывали показатели пульсового давления, минутного объема кровообращения (МОК), сердечного индекса (СИ = МОК / площадь поверхности тела). Использование метода кардиоинтервалографии (КИГ) и клиноортостатической пробы (КОСП) позволило выявить особенности вегетативной регуляции у обследованных детей.

Результаты исследования и их обсуждение Под вегетативным обеспечением деятельности организма понимают поддержание оптимального уровня функционирования ВИС при действии различных нагрузок (физической, эмоциональной, умственной и т. д.). Для оценки этого необходимо учитывать пол, возраст, морфофункциональные особенности индивида, уровень его физической тренированности. Вопросы регуляции некоторых показателей сердечно-сосудистой системы и характер их изменения в ходе адаптации к изменившемуся положению тела в пространстве можно оценить при проведении клиноортостатической пробы (КОСП). Для предотвращения ортостатического коллапса организм производит общую перестройку системы кровообращения и включает саморегулирующую систему мозговых сосудов. Результатом общей перестройки системы кровообращения при КОСП является удержание системного АД на должном уровне. Последнее зависит от систолического выброса, общего периферического сопротивления сосудов, объема циркулирующей крови. Переходные характеристики системы кровообращения при КОСП обладают высокой информативностью и дают возможность оценить состояние механизмов адаптивной саморегуляции вегетативной нервной системы, ее возможности, быстродействие, устойчивость, точность регулирования [1, 3, 5]. Использование КОСП у обследованных школьников дало следующие результаты (табл. 1). Как известно, у детей уровень симпатических влияний на деятельность сердца и ее центральной регуляции в группах младших и средних школьников с возрастом снижается, усиливаются парасимпатические влияния [1,2]. Несомненный интерес представляет исследование влияния спортивных тренировок на степень созревания и уровень регулирования вегетативной нервной системы деятельности сердца у детей в процессе их роста и развития.

Ведущая ритмологическая характеристика кардиоцикла - мода (Мо), отражающая активность гуморального канала регуляции, находится на верхних границах возрастных нормативов. У детей, находящихся на обычном двигательном режиме, этот показатель имеет следующие закономерности: у девочек он достоверно ниже, чем у мальчиков, и с возрастом не изменяется. У мальчиков

младшего школьного возраста, находящихся на активном двигательном режиме, отмечено достоверное снижение этого параметра по сравнению с их сверстниками контрольной группы, у остальных групп детей не выявлено достоверных изменений этого показателя.

Вариационный размах длительности кардиоинтервалов ((X) является показателем деятельности автономного контура регуляции ритма сердца и связан с колебаниями тонуса блуждающего нерва. У мальчиков, находящихся на обычном двигательном режиме, он достоверно снижается с возрастом, у девочек остается на одном уровне. У 7-9-летних мальчиков с повышенной двигательной активностью его значение достоверно ниже, чем в контрольной группе, в остальных возрастных группах детей нет достоверных отличий от контроля.

Согласно данным корреляционного анализа, уровень АХ находится в зависимости от других показателей стабильности ритма сердца: Мо (г = -0,56), ИН (г = -0,41), и имеет прямую функциональную связь с длительностью RR после выполнения КОСП (г = 0,93). Полученные данные позволяют говорить о стабильно высоком во всех возрастных группах влиянии на сердечный ритм вегетативной нервной системы, о чем свидетельствует показатель амплитуды моды (АМо). О повышении стабильности ритма сердца у детей, находящихся на повышенном двигательном режиме, свидетельствует достоверное (Р < 0,05) увеличение по сравнению с контролем этого параметра во всех обследованных возрастных группах, лишь у 10-12-летних девочек это увеличение имеет тенденцию (Р > 0,02). Выявить возрастную динамику этого показателя у детей с различной двигательной активностью не удалось.

Индекс напряжения (ИН) - интегральный показатель уровня централизации регуляции сердечным ритмом - в группах обследованных детей имеет некоторые особенности. Как известно, условная граница между состояниями нормы и адаптации проходит на уровне значений ИН, равных 80, а между состояниями адаптации и напряжения - на уровне значений ИН, равных 160. У детей с обычной двигательной активностью значения ИН не выходят за пределы границ адаптации, а у детей, находящихся на повышенном двигательном режиме, его значения находятся на верхних границах этого интервала. Характерно, что адаптационный потенциал (АП), предложенный Р.М. Баевским, у детей с повышенной двигательной активностью также выше, чем у контрольных групп, и находится на верхней границе нормы, лишь у мальчиков 7-9 лет он превышает этот уровень. Этот результат согласуется с данными о низкой стабильности ритма.

Проведение клиноортостатической пробы позволило выявить особенности вегетативной регуляции на нагрузку (рис. 1).

У детей с повышенной двигательной активностью выявляются некоторые особенности вегетативной реактивности на нагрузку. Исходный уровень вегетативной саморегуляции сердечно-сосудистой системы во многом определяет и реакцию организма на нагрузку. В группе 7-9-летних школьников с повышенным двигательным режимом у 47,82% мальчиков и 17,73% девочек отмечена нормотоническая реакция на нагрузку (варианты исходного уровня регуляции -эйтонический и симпатикотонический); у 26,05% мальчиков и 44% девочек - гиперсимпатикотоническая реакция (варианты исходного уровня регуляции - ваготонический, эйтонический, симпатикотонический); у 18,18% мальчиков и 26,4% девочек - асимпатикотоническая реакция (варианты исходного уровня регуляции - симпатикотонический, гиперсимпатикотонический).

В группе 10-12-летних школьников с повышенным двигательным режимом у 36,36% мальчиков и 28,58% девочек отмечена нормотоническая реакция на нагрузку (варианты исходного уровня регуляции - эйтонический, симпатикотонический); у 36,37% мальчиков и 26,53% девочек - гиперсимпатикотоническая реакция (варианты исходного уровня регуляции - эйтонический, гиперсимпатикотонический); 13,65% мальчиков и 24,49% девочек -

асимпатикотоническая реакция (варианты исходного уровня регуляций - эйтонический и гиперсимпатикотонический).

Таким образом, данные исследования вегетативного статуса и реакции сердечно-сосудистой реакции на нагрузку у детей младшего и среднего возраста с различным двигательным режимом позволили выявить определенные закономерности как от пола, так и от возраста и физической активности.

Выводы

1. Стабильность сердечного ритма у школьников 7-9 лет, находящихся на повышенном двигательном режиме, достоверно выше, а у 10-12-летних выявляется подобная тенденция по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом. Это подтверждается более высоким показателем амплитуды моды (АМо), меньшим вариационным размахом длительности кардиоинтервала (АХ).

2. У детей 7-12 лет независимо от пола, возраста и уровня физической активности преобладают симпатические влияния на сердечную деятельность. У детей с повышенной двигательной активностью отмечается более частый ритм сердечной деятельности по сравнению с их сверстниками, находящимися на обычном двигательном режиме.

3.У детей с более высоким двигательным режимом доля нормотонических и симпатикотонических реакций на нагрузку повышается с возрастом и не зависит от пола ребенка.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант 03-0600465 а/т.

обмежим акт.режим об.pежим акт.pежим об.pежим акт.режим об.pежим акт.pежим 7-9 лет 7-9 лет 10-12 лет 10-12 лет

мальчики девочки мальчики девочки

Рис. 1. Типы вегетативной реакции на нагрузку у детей 1-12 лет с различной двигательной активностью (полоска — асимпа-тикотоническая, косая штриховка—гиперсимпатикотоническая, свободная от штриха — нормотоническая).

Показатели КИГ у здоровых детей с различной двигательной активностью

Возраст, годы Двигательный режим п Мо, с АХ, с АМо, % ИНф, усл. ед. ИН, усл. ед. ИВР, усл. еЛ|

Мальчики 7-9 лет обычный 43 0,61±0,03 0,25+0,019 44,23+2,36 72,68+20,85 140,72+22,85 195,14+22,21

повышенный 22 0,70+0,018 0,37+0,033 35,02+2,00 95,77+15,74 110,26+18,14 133,62+20,09

10-12 лет обычный 58 0,71+0,018 0,30+0,025 40,35+2,99 178,43+31,95 187,17+33,14 215,35+34,07

повышенный 23 0,71+0,013 0,32+0,017 36,16+1,70 111,59+13,34 108,77+23,68 158,78+17,74

Девочки 7-9 лет обычный 42 0,63+0,013 0,26+0,03 43,13+2,07 193,91+15,07 147,22+14,90 204,04+16,21

повышенный 23 0,62+0,013 0,28+0,014 38,41+1,92 134,95+15,33 207,60+24,70 166,87+16,26

10-12 лет обычный 72 0,65+0,011 0,27+0,021 41,90+1,99 201,92+25,26 160,84+16,67 233,12+25,48

повышенный 50 0,68+0,011 0,30+0,015 40,41+1,77 132,63+13,53 121,25+18,13 179,08+16,85

Показатель достоверности отличия Р1-2, 3 Р1-2, 3 Р1-2 Р1-3,5 Р1-2,3 Р2- Р1-2

Р2-6 Р2-4, 6 Р2-6 6

Р4-8 Р5-6

между группами

Рз-4 РЗ-4 Р5-6

(Р < 0,05) Рб-8 Р7-8

Примечания. Мо—мода, АХ—вариационный размах, АМо—амплитуда моды, ИНф—индекс напряжения в покое, ИН—индекс напряжения на нагрузку, ИВР — индекс вегетативной регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.