Научная статья на тему 'Вегетативный статус и адаптивные возможности 14-15-летних школьников'

Вегетативный статус и адаптивные возможности 14-15-летних школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Погребняк Татьяна Алексеевна, Набокова Екатерина Олеговна, Каунова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вегетативный статус и адаптивные возможности 14-15-летних школьников»

4.

зисы докладов Восьмой Всероссийской конференции по трихинеллезу, г.Москва 30-31 мая 2000 г.-М., 2000. - С. 108-115.

Масленникова О.В. Гельминты диких животных на северо-востоке Европейской части России. Lambert Academic Publishing -Saarbrücken, 2013.- 153 c.

5. Ромашов Б.В., Василенко В.В., Рогов М.В. Трихинеллез в Центральном Черноземье (Воронежская область): экология и биология трихинелл, эпизоотология, профилактика и мониторинг трихинеллеза: Воронеж: ВГУ, 2006. - 181 с.

ВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 14-15-ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ

Погребняк Татьяна Алексеевна

Канд. биол. наук, доцент кафедры зоологии, физиологии и биологической эволюции НИУ «БелГУ» г. Белгород

Набокова Екатерина Олеговна Магистрант 2 года обучения, НИУ «БелГУ» г. Белгород

Каунова Светлана Сергеевна

Магистрант 2 года обучения, НИУ «БелГУ», г. Белгород

Раннее выявление и предупреждение негативных изменений в состоянии еще растущего организма определяет актуальность исследований, направленных на поиск доступных для самодиагностики информативных методов и соответствующих им показателей функционального статуса организма в различных условиях. Любая устойчивая адаптация организма к условиям обучения имеет свою цену, которая обусловлена вегетативным статусом организма, уровнем физического развития и, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы, которая наиболее быстро и точно реагирует на любые изменения во внешней и внутренней среде. [1].

Согласно современным данным, сердечно-сосудистая система с её многоуровневой регуляцией представляет собой функциональную систему, конечным результатом деятельности которой является обеспечение заданного уровня активности организма в целом на основе функционального синергизма отделов вегетативной нервной системы. Поэтому её состояние рассматривается как индикатор вегетативного напряжения организма и приспособительных механизмов организма в целом [1, 2].

Целью исследования являлось определение особенностей вегетативного статуса и адаптивных возможностей 14-15-летних школьников.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 14-16-летние школьники МБОУ «СОШ №42 Г. Белгорода», которые на момент обследования были условно здоровы и по состоянию здоровья отнесены к основной группе здоровья. Для оценки функций сердечнососудистой системы применяли пальпаторный метод подсчета частоты пульса (ЧСС, мин-1), и аускультатив-ный метод И.С. Короткова регистрации артериального давления (АД, мм рт.ст.). Анализировали исходно полученные центральные показатели гемодинамики - ЧСС, и основные компоненты АД - систолическое (САД), диа-столическое (ДАД) и пульсовое (ПД). Далее на их основе

рассчитывали индивидуальные значения вегетативного индекса Кердо (ВИК, усл. ед) и адаптивный потенциал кровообращения (АП, усл. ед.) [2, 3]. Поскольку для определения АП по данной формуле по формуле Р.М. Ба-евский (1988) в модификации А.Н. Берсеневой (1989) необходимы соматометрические показатели физического развития, то определяли массу и длину тела школьников

[4].

Полученные данные обработаны на групповом уровне с применением описательной статистики пакета компьютерных программ <^а^йса 6».

Результаты и обсуждение. Полученные средние значения компонентов АД и ЧСС, установленные для трех возрастно-половых групп школьников. представлены в табл. 1.

У всех групп школьников, особенно у девочек, средние значения АДС и АДД были выше верхних границ средней возрастной нормы, соответствующей среднему уровню физического развития. Высокие значения АДД указывали на недостаточный уровень диастолического расслабления миокарда. Высокие индивидуальные значения ПД - более 46 мм рт.ст., свидетельствовали об утомлении миокарда и предрасположенности школьников к артериальной гипертензии. Диапазон колебаний индивидуальных величин компонентов АД по каждой воз-растно-половой группе указывал на их проявления в довольно широком диапазоне (табл. 1).

Выявленная тенденция к повышению значений всех компонентов артериального давления у школьников однозначно свидетельствует о наличии положительного хронотропного эффекта, то есть о проявлении повышенного уровня симпатического регуляторного воздействия на силу сокращения миокарда и определение его функционального напряжения.

Таблица 1.

Показатели гемодинамики у 14-16-летних школьников

Показатели, ед. изм. Возраст, лет Норма М ±m с Min Max

Мальчики

АДС, 14 108-114 117,9 5,28 13,96 107 145

мм рт.ст. 15 111-117 122,9 2,83 12,02 103 145

16 114-118 124,4 2,44 12,22 90 144

АДД, 14 62-64 71,6 3,95 10,44 59 88

мм рт.ст. 15 66-72 75,2 2,31 9,79 59 98

16 65-71 75,2 1,56 7,78 60 87

ПД, 14 30-45 46,3 4,64 12,27 27 62

мм рт.ст. 15 30-45 47,7 3,31 14,05 20 76

16 30-45 49,3 2,24 11,20 21 74

ЧСС, уд./мин 14 60-84 78,0 2,69 7,14 71 91

15 60-84 89,1 4,05 17,19 60 128

16 60-84 85,0 2,74 13,71 63 107

Девочки

АДС, 14 108-113 122,9 2,74 10,61 105 136

мм рт.ст. 15 104-112 117,6 2,77 14,41 102 172

16 106-112 121,3 1,67 5,55 113 128

АДД, 14 62-66 73,7 2,42 9,37 60 98

мм рт.ст. 15 64-68 69,41 1,42 7,37 60 95

16 64-69 76,6 2,90 9,63 62 93

ПД, 14 30-45 49,2 1,99 7,69 38 65

мм рт.ст. 15 30-45 48,19 2,10 10,92 32 78

16 30-45 44,6 3,27 10,86 21 58

ЧСС, уд./мин 14 60-84 87,0 4,51 17,46 63 125

15 60-84 83,0 2,68 13,92 59 111

16 60-84 87,3 6,90 22,88 63 130

ЧСС позволяет судить о степени тренированности миокарда и его адаптивных возможностях. Средние значения ЧСС только у 14-летних подростков соответствовали возрастной норме, а у остальных групп школьников они превышали её. Считаем, что данный результат является тревожным сигналом, так как среди обследованных школьников по индивидуальным значениям ЧСС вы-

100% 80% 60% 40% 20% 0%

явлен высокий процент девочек и мальчиков с тахикардией. С возрастом процент подростков с тахикардией возрастает, несмотря на закономерное повышение влияния на активность миокарда блуждающего нерва в процессе онтогенеза [1]. Так в ряду от 14 до 16 лет проявление тахикардии выявлено у 14,3%, 44,4% и 36,0% мальчиков; у 26,7%, 25,9% и 45,5% девочек. Данных школьников следует отнести к группе риска по здоровью (рис. 1).

М

I II III Д I II III

■ 4

□ 3

□ 2

■ 1

Рисунок 1. Распределение мальчиков по уровню тренированности сердца: I - 14, II - 15, III - 16 лет; 1 - брадикардия, 2 - хороший, 3 - средний, 4 - тахикардия.

Вегетативный статус школьников оценивали по индивидуальным значениям индекса Кердо. Согласно им более чем у половины мальчиков 14 и 16 лет и 44,4% 15-летних выявлено состояние эйтонии, которое свидетельствует об уравновешенности тонуса отделов ВНС, у подростков - симпатотония, составившая среди 14-ти, 15-ти и 16-летних соответственно 42,9%, 44,4% и 32,0% (рис. 2).

Ваготоники и симпатотоники в равной степени представлены только среди 15-летних - по 5,6%, и 16-летних - по 8,0%.

У всех возрастных групп девочек наиболее выражено проявление состояния эйтонии и симпатотонии. Так их выраженность в группе 14-летних девочек составило по 42,9%. У 48,2% девочек 15-летнего возраста преобладала симпатотония, а у большей части 16-летних - уравновешенность баланса отделов ВНС.

т

I2Z

й

0%

20%

40%

60%

80% 100%

1

□ 2

□ 3

□ 4

□ 5

Рисунок 2. Вегетативный статус мальчиков по индивидуальным показателям вегетативного индекса Кердо: 1 - выраженная ваготония, 2 ваготония, 3 - эйтония, 4 - преобладание симпатического отдела, 5 - выраженная симпатотония; I - 14, II - 15, III - 16 лет.

Симпатотония наименее выражена она у 16-тилет-них школьниц. К группе риска следует отнести девочек с выраженной симпатотонией, которая среди 14-ти, 15-ти и 16-летних соответственно составила 14,2%, 7,4% и 9,1%. У девочек с симпатотонией и выраженной симпатотонией высокой уровень активности симпатического отдела ВНС является основным механизмом, определяющим напряженный ритм сердца - тахикардию (см. рис. 1). Полагаем, что наиболее высокое проявление симпатической активности у 14-летних девочек обусловлено интенсивным проявлением у них процессов периода полового созревания, требующего больших энергозатрат. В целом у 14-15-летних девочек симпатический тонус более выражен по сравнению с мальчиками. Как и у мальчиков ваготоники выявлены только среди 15-ти и 16-летних девочек. Повышение с возрастом процента подростков с ваготонией соответствует становлению в процессе онтогенеза тормозного влияния парасимпатической активности на модуляцию сердечного ритма (см. рис. 2).

Анализ индивидуальных величин АП показал, что удовлетворительный уровень адаптации характерен для 6,9% 15-летних девочек, напряженный - 5,6% 15-летних мальчиков, а у всех остальных обследованных школьников в той или иной степени снижены адаптивные возможности организма, против нормы, обозначаемой оптимальный или удовлетворительный уровень адаптации. Неудовлетворительный уровень адаптации установлен у мальчиков в возрасте 14 и 15 лет - соответственно у 71,4% и 5,6%. Срыв адаптации, при значении АП более 4,31 ус.

ед., установлен у всех 16-летних подростков и 14-летних девочек, у 15-летних 88,8% мальчиков и 93,1% девочек, у 28,6% 14-летних мальчиков.

Проявление почти у половины подростков по индивидуальным показателям ВИК эффектов симпатотонии и гиперсимпатотонии указывает на повышенную у них напряженность механизмов регуляции активности сердечно-сосудистой системы и, следовательно, на фоне общего утомления организма. Срыв адаптации у подавляющей части 14-16-летних школьников является важным диагностическим показателем, указывающим на необходимость исследования проблемы снижения уровня их утомляемости и выявления основных факторов функционального напряжения растущего организма.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - С. 140-152., 274.

2. Апанасенко Г.Л. Попова Л.А. Медицинская валео-логия. Серия «Гиппократ». - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - С. 49-51.

3. Косованова Л.В. Мельников М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. -С. 119-127, 195-206.

4. Набокова Е.В., Каунова Е.О. Особенности физического развития 11 -16-летних школьников. - Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2014. - № 3 (17) - С.7-11.

ЭКОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВВЕДЕНИЯ СУРКОВ (MARMOTA) В ЗООКУЛЬТУРУ

Плотников Игорь Аркадьевич

Канд. биол. наук, доцент ФГБОУ Вятская государственная сельскохозяйственная академия; зав. лабораторией ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова,

г. Киров

Мы изучали два вида сурков, наиболее удаленных по ареалам в Евразии: степной (Marmota bobak Müller, 1776) и черношапочный (Marmota camtschatica Pallas, 1811). Современный ареал степного сурка располагается в степной зоне; лишь кое-где байбак проникает в лесостепь. Однако и в лесостепи он живет на остепненных участках или по южным склонам оврагов. В полупустыне его мало ввиду быстрого выгорания там растительности. Ареал черношапочного сурка расположен в зоне многолетней мерзлоты, сильных морозов и короткого лета [2].

Сурки - самые крупные после бобров грызуны Палеарктики. Их внешний вид, анатомическое строение и поведение отражают приспособленность к подземному образу жизни. Форма тела сурков обтекаемая, оно гибкое, зверь способен протискиваться в узкие щели и ходы. Имеются видовые отличия в размерах и отдельных биологических особенностях сурков. Европейский подвид степного сурка - самый крупный представитель рода сурков (максимальная масса среди отловленных составила 10,3 кг) [3]. Черношапочные сурки по размерам меньше степных. От сурков получают шкурку, идущую на пошив головных уборов и шуб, пищевое мясо и целебный жир. Вся продукция пользуется устойчивым спросом. Сурки 5-8 месяцев в году находятся в спячке, не требуют заготовки кормов на зиму и какого-либо ухода в это время. Основу питания составляет растительный корм [4].

На основе проанализированных данных можно сделать вывод о значительной перспективности сурководства. Но для успешного разведения этих зверей необходимо изучить и правильно использовать их биологические особенности и приспособительные возможности [5,9]. Освоение разведения рода сурков (Marmota) и разработка технологии клеточного содержания различных видов этих зверей обоснованы необходимостью расширения перспективных объектов клеточного звероводства и сохранения исчезающих видов [6].

Для успешной разработки рациональной системы разведения сурков в зоопитомниках и создания технологии клеточного сурководства необходимо расширение и углубление знаний специфических особенностей биологии этих зверей, решение вопросов адаптации к кормам, несвойственным для сурков в естественной среде обитания. Нужна разработка и обоснование норм кормления, составление технологичных рационов с учетом переваримости и усвояемости питательных веществ. Актуально проведение зоогигиенической и технологической оценки разных вариантов содержания и совершенствование конструкции клеток, оборудования и помещений для сурков, определение приемлемости их для успешного проведения спячки [7,8,10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.