Научная статья на тему 'Особенности функционального состояния иностранных студентов по системным показателям гемодинамики'

Особенности функционального состояния иностранных студентов по системным показателям гемодинамики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Погребняк Татьяна Алексеевна, Аль-Шаммари Мохаммед Ясим Исмаэл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционального состояния иностранных студентов по системным показателям гемодинамики»

4. Плотников И.А. Видовые особенности адаптации сурков (Marmota bobak Muller, 1776 и Marmota camtschatica Pallas, 1811) к условиям промышленной доместикации // Информационный вестник ВОГиС, 2010. Т. 14. N 3. С.451-459.

5. Сунцова Н.А., Плотников И.А., Федосеева Г.А. Морфологическая характеристика брыжеечных лимфатических узлов у самок степных сурков // Актуальные вопросы ветеринарной биологии. 2013. № 2. С.26-29.

6. Сыроечковский Е.Е., Рымалов И.В., Евреинов А.Г., Богомолов Л.Д. Сурководство перспективно // Кролиководство и звероводство. 1989. N 2. С. 4-5.

7. Mukhamedyanov M.M., Plotnikov I.A. Use of a chloroform by-product in raw fur and hide dressing processes // Russian Agricultural Sciences. 2014, Vol. 40, No. 4. pp. 295-297.

8. Mukhamedyanov M.M., Plotnikov I.A., Solomina E.S. Mixed feed from unconventional ingredients for herbivorous furbearers // Russian Agricultural Sciences. 2009, Vol. 35, N 5. pp. 343-345.

9. Plotnikov I.A. Cage housed marmot's diseases // Scientifur. 2012. Vol. 36 (3/4). P. 177-179.

10. Plotnikov Igor, Bespyatykh Oleg. Sampling of genetic material in sable, coypu and marmot males // Scientifur. 2008. Vol. 32. N 4. P. 113-114.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО СИСТЕМНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ГЕМОДИНАМИКИ

Процесс обучения сопряжен с нервно-эмоциональными нагрузками [1]. Поэтому нам представлялось актуальным и интересным изучить оценить уровень текущего функционального состояния студентов из дальнего зарубежья, обучающихся первый год в НИУ «БелГУ».

Механизмы регуляции систолической функции сердца и тонуса сосудов системы кровообращения обеспечивают устойчивость и динамичность функционального состояния организмак физиологическим условиям среды. Насосная функция сердца является важнейшим объектом управления со стороны механизмов саморегуляции, автономных механизмов вегетативной регуляции и центральных. Значимость её показателей является минимально выраженной в состоянии относительного физиологического покоя и более высокий в состоянии функционального напряжения [2, 5]

Методы исследования. В исследовании добровольно участвовали студенты - представители 4-х регионов мира - арабского (I - группа), индийского (II -

Погребняк Татьяна Алексеевна

Доцент, канд. биол. наук, НИУ «БелГУ» г. Белгород Аль-Шаммари Мохаммед Ясим Исмаэл

Аспирант 1 года обучения, НИИ «БелГУ», г. Белгород

группа), африканского (III - группа) и латино-американского (IV - группа). У каждого студента в течение недели определяли и оценивали артериальное давление (АД, мм рт.ст), частоту сердечных сокращений (ЧСС, мин-1), на их основе рассчитывали среднее артериальное давление (срАД, мм рт.ст.), пульсовое (ПД, мм рт. ст) [4]. Все исходно полученные индивидуальные данные обработаны на групповом уровне с применением описательной статистики программы «Statistica 6.0».

Результаты и обсуждение. Физиологических оценка функционального состояния и активности сердца и сосудов проведена по системным параметрам гемодинамики - АДС и АДД в сравнении их с возрастными нормами. Возраст человека влияет на величину всех компонентов АД, поэтому для студентов каждой группы с учетом их усредненного возраста был произведен расчет должных норм компонентов АД (табл. 1) [4]. Их значения оказались практически одинаковыми для всех групп студентов.

Таблица1

Расчетные нормативные величины артериального давления с учетом среднего возраста четырех групп _ студентов, постоянно проживающих в разных регионах мира_

Показатели, ед. изм. Регион постоянного проживания студентов

Арабский Индийский Африканский Латино-американский

АДС, мм рт. ст. 118,0 116,3 117,8 118,1

АДД, мм рт. ст. 73,7 73,4 73,6 73,8

ПД, мм рт. ст. 44,3 42,9 43,2 44,3

Установленные в процессе обследования каждой группы студентов средние показатели системной гемодинамики представлены в табл. 2.

Для лиц юношеского возраста нормативные значения АДС и АДД составляют 109-117 и 66-74 мм. рт.ст. соответственно. Установленные для студентов II и IV групп их средние их величины соответствуют возрастным и расчетным нормам (см. табл. 1). По данным показателям, измеренным в состоянии относительного физиологического покоя, студенты индийского региона наиболее адаптированы к текущим нагрузкам и обладают высокими функциональными возможностями, так их средние значения АДС

и АДД ниже возрастных значений и соответствуют более молодому возрасту - 15-20 годам. По сравнению с ними у студентов I группы средние величины АДС и АДД достоверно более высокие (р<0,01), а у III группы - значительно выше АДС (р<0,05) (табл. 2).

Средние значения всех компонентов АД у студентов I и III групп превысили как нормативные, так и расчетные возрастные величины, равные для лиц в возрасте от 20 до 30 лет, для АДС и АДД 117-121 и 74-76 мм. рт.ст. соответственно, для ПД - 42-44 мм рт. ст. (см. табл. 1).

Таблица 2

Показатели системной гемодинамики студентов из разных регионов мира__

Регион Показатели, ед. изм М± m с min max

Арабский АДС, мм рт. ст. 128,3±3,17** 13,72 106 160

АДД, мм рт. ст. 80,0±3,15** 13,73 63 123

ПД, мм рт. ст. 49,8±2,72 11,54 30 70

Индийский АДС, мм рт. ст. 117,4±2,58 11,00 100 141

АДД, мм рт. ст. 72,0±1,85 7,83 57 90

ПД, мм рт. ст. 45,4±1,33 5,63 36 57

Африканский АДС, мм рт. ст. 127,1±2,21* 8,55 119 144

АДД, мм рт. ст. 76,2±2,63 10,19 56 95

ПД, мм рт. ст. 50,9±2,73 10,57 34 69

Латино-американский АДС, мм рт. ст. 117,5±1,94 9,52 96 132

АДД, мм рт. ст. 70,8±1,50 7,34 54 82

ПД, мм рт. ст. 46,3±2,06 10,11 20 67

Примечание: здесь и во всех последующих таблицах статистическая значимость достоверности различий с наименьшим показателем при: * - 0,05; ** - более 0,01; *** - более 0,001.

Они оказались выше расчетных возрастных норм у I и III групп: АДС - на 8,7% и 7,8%; АДД - на 8,5 и 3,7%; ПД - на 12,4% и 17,7% соответственно, указывая на функциональное напряжение миокарда. На это указывают и средние значения их ПД, превысившие возрастную норму, равную 43-45 мм р.ст. (см. табл. 2).

У студентов IV группы средние значения АДС и АДД соответствовали возрастным нормам для более молодого возраста - до 20 лет, а среднее значение ПД, равное более 46 мм рт.ст. - на утомление миокарда (см. табл. 2) и, следовательно, на снижение функциональных его возможностей.

Анализ индивидуальных значений компонентов АД у студентов с учетом нормальных значений артериального давления и критериев оценки степени артериальной гипертензии представлены на рис. 1 и 2.

По международным требованиям величина АДС в пределах 120-139 мм рт.ст. соответствуют прегипертензии [4, 5]. Наиболее высокие функциональные возможности выявлены у студентов индийского и латино-американского региона, при этом у 58,3% последних значения АДС соответствовали высоким функциональным возможностям миокарда. По индивидуальным значениям АДС среди студентов всех групп выявлен большой процент лиц с прегипертензией, особенно среди студентов III группы -85,2% (рис. 1).

У большей части студентов из всех регионов индивидуальные значения АДД соответствовали норме. Преги-пертензионное АДД выявлено у студентов III и IV групп - соответственно у 33,2% и 24,9%. По индивидуальным значениям АДС выделена группа риска по гипертензии. В основном её составили студенты арабского региона -21,0%, один студент индийского и двое африканского (рис. 2).

%

90 / 80 70 60 50

40 30 20 10 0

I

□ 1

□ 2 □ 3

II

III

IV

Рисунок 1. Распределение студентов по индивидуальным значениям АДС с учетом критериев нормы и артериальной гипертензии: 1 - нормальное давление, 2 - прегипертензия, 3 - гипертензия;

I, II, III, IV группы студентов.

%

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ 1 □ 2 □ 3

I

II

III

IV

Рисунок 2. Распределение студентов по индивидуальным значениям АДД: 1 - нормальное давление, 2 - прегипертензия, 3 - гипертензия; I, II, III, IV группы.

Среди студентов каждого региона выделена группа физиологического покоя индивидуальные значения ПД риска по развитию артериальной гипертензии. В неё во- выше 46 мм рт. ст. - критической величины, склонность к шли студенты, у которых даже в условиях относительного артериальной гипертензии (рис. 3).

%

60 50 40 30 20 10 0

ZI

IV

Рисунки 3. Процент студентов со склонностью к артериальной гипертензии, у которых индивидуальные значения ПД превышают 46 мм рт. ст.: I, II, III, IV группы.

Повышенное регуляторное влияние симпатического отдела ВНС на сократительную функцию миокарда определяет данный негативный прогноз В I и III групп студентов выявлен наиболее высокий процент лиц с предрасположенностью к артериальной гипертензии, так как у них индивидуальные значения ПД превышали указанную критическую величину даже в условиях относительного физиологического покоя (см. рис. 3).

Средние значения ЧСС соответствуют возрастной норме, равной 60-80 мин-1 (в табл. 4).

У студентов III группы наиболее низкое среднее значение ЧСС указывает на более экономный режим сократительной функции сердца. Учитывая, что у африканских студентов наиболее высокие значения АДС, соответствующие проявлению прегипертензии, по значение ЧСС в пределах нижней границы нормы демонстрирует обратную зависимость между ЧСС и АДС, отражающую преобладание у них сосудистого типа саморегуляции кровотока. Средняя ЧСС достоверно выше у I, II и IV групп (р<0,05) по сравнению с её величиной в III группе.

II

II

Таблица 4.

Средние показатели ЧСС у студентов в физиологических условиях_

Регион ЧСС, мин-1

М± m с min max

Арабский 71,9±2,93** 12,76 47,0 105,0

Индийский 72,7±2,50* 10,59 55,0 98,0

Африканский 62,5±2,09 8,09 52,0 75,0

Латино-американский 71,5±1,81* 8,88 52,0 82,0

Согласно рисунку 4, по средним значениям ЧСС тельной функции миокарда характерен для 79,9% студен-отличный и хороший уровень тренированности и сократи- тов III группы, 57,8% - I группы, 44,3% - II группы и 33,3

IV группы.

% 60 50 40 30 20 10 0

I II III IV

Рисунок 4. Распределение студентов по уровню тренированности сердца: 1 - отличная, 2 - хорошая, 3 - посредственная, 4 - плохая; I, II, III, IV группы студентов.

□ 1 □ 2

□ 3

□ 4

Проявление у студентов в состоянии относительного физиологического покоя симпатотонии указывает на снижение адаптивных возможностей организма в целом к текущим нагрузкам. В этом аспекте IV группа является наименее адаптированной, так как у 66,6% её студентов посредственный и плохой уровень тренированности сердца.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

1. У студентов арабского региона ЧСС, АДС, АДД высокая предрасположенность к артериальной ги-пертензии; ЧСС определяется симпатическим тонусом (р<0,05).

2. У студентов индийского региона АДС и ПД, ЧСС сократительная функция миокарда находится под доминирующим контролем (р<0,05) симпатического отдела ВНС.

3. У студентов африканского региона АДС находится под контролем симпатического отдела ВНС, определяющего предрасположенность к артериальной гипертензии, парасимпатической активностью модулирует ЧСС, определяя склонность к брадикар-дии.

4. У студентов латино-американской группы средние значения ЧСС обусловлены высоким уровнем сим-

патического тонуса, снижающего адаптивные возможности миокарда и организма к текущим нагрузкам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Агаджанян, Н.А. Эколого-физиологические особенности адаптации организма студентов из различных климатогеографических регионов к условиям учебы и жизни в Москве в острый период адаптации / Н.А. Агаджанян [и др.] //Экология и здоровье: Материалы Сателлитного симпозиума ХХ съезда физиологов России. - М.: РУДН, 2007. -С. 1-3.

2. Апанасенко Г.Л. Попова Л.А. Медицинская валео-логия. Серия «Гиппократ». - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - С. 115-148.

3. Кошелев В.Б. Механизмы регуляции артериального давления / Избранные лекции по современной физиологии с приложением на DVD; под ред. М.А. Островского и А.Л. Зефирова. - Арт-Кафе, 2009. -С. 178-179.

4. Синяков А. Секреты бодрости и здоровья. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 379-380.

5. Ткаченко Б.И. Системная гемодинамика / Избранные лекции по современной физиологии с приложением на DVD; под ред. М.А. Островского и А.Л. Зефирова. - Арт-Кафе, 2009. - С. 138-139.

ОБРАЗОВАНИЕ БИОПЛЕНОК БАКТЕРИЯМИ ESCHERICHIA COLI В ПРИСУТСТВИЕ ЭКСТРАКТОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И АНТИБИОТИКОВ

Самойлова Зоя Юрьевна

Канд. биол. наук, научный сотрудник ЛФГМИЭГМ УрО РАН, г. Пермь

Музыка Надежда Геннадьевна Канд. биол. наук, старший научный сотрудник ЛФГМ ИЭГМ УрО РАН, г. Пермь

Смирнова Галина Васильевна Д. биол. наук, ведущий научный сотрудник ЛФГМ ИЭГМ УрО РАН, г. Пермь

Октябрьский Олег Николаевич Д. биол. наук, профессор, зав. лабораторией ЛФГМ ИЭГМ УрО РАН, г. Пермь

В естественных условиях бактерии образуют фиксированные сообщества - биоплёнки (БП), которые представляют собой скопления клеток, внедренных в синтезированный ими полимерный матрикс [1]. Благодаря этому, популяция бактерий усиливает свою защиту от неблагоприятных воздействий, в том числе от антибиотиков и факторов иммунной защиты макроорганизма [2; 3]. Исследование особенностей жизнедеятельности бактерий в БП стало актуальным после того, как было обнаружено, что среди всех инфекционных поражений около 65-80% вызываются бактериями, формирующими биоплёнки. В этой связи, одним из перспективных направлений современной

микробиологии и медицины является исследование факторов, которые влияют на образование БП как патогенными микроорганизмами, так и теми, которые входят в состав нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека и животных. Жизнедеятельность последних вносит существенный вклад в поддержание здоровья макрохозяина, благодаря участию в переваривании пищи, деток-сикации ксенобиотиков, подавлению активности патогенных бактерий и т.д.

Одним из возможных путей попадания как патогенных, так и непатогенных бактерий в организм человека и животных является желудочно-кишечный тракт (ЖКТ). Бактерии могут проникать в кровоток, выводиться наружу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.