Научная статья на тему 'Вегетативная адаптация учащихся на этапе дошкольное-начальное образование'

Вегетативная адаптация учащихся на этапе дошкольное-начальное образование Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ / ШКОЛЬНАЯ УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ / АДАПТАЦИЯ / КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИЯ / ИСХОДНЫЙ ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС / ИНДЕКС БАЕВСКОГО СТРЕСС ИНДЕКС / МЕЖГРУППОВАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ / ВНУТРИГРУППОВОЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОПЕРАТИВНЫЙ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / PRESCHOOL / SCHOOL TEACHING LOAD / ADAPT / CARDIOINTERVALOGRAPHY / INITIAL AUTONOMIC TONE / THE INDEX BAEVSKY-STRESS INDEX / INTER-GROUP VARIABILITY / INTRA-GROUP COMPARATIVE ANALYSIS / OPERATIONAL MEDICAL AND EDUCATIONAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калюжный Е. А., Кузмичёв Ю. Г., Михайлова С. В.

В статье представлена методика и опыт изучения проблемы вегетативной адаптации учащихся на этапе дошкольное-начальное образование проспективным данным кардиоинтервалографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калюжный Е. А., Кузмичёв Ю. Г., Михайлова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VEGETATIVE ADAPTATION OF PUPILS AT THE STAGE PRESCHOOL-ELEMENTARY EDUCATION

In article the technique and experience of studying of a problem of vegetative adaptation of pupils at a stage preschool-elementary education under the longitudinal data oardiointer-valographic are presented.

Текст научной работы на тему «Вегетативная адаптация учащихся на этапе дошкольное-начальное образование»

Раздел 5 МЕДИЦИНА

Редактор раздела:

МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА ЧУХРОВА - доктор медицинских наук, профессор, Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск)

УДК 612.654

Kalyuzhny E.A., KuzmichevY.G, Mikhailova S.V. VEGETATIVE ADAPTATION OF PUPILS AT THE STAGE PRESCHOOL-ELEMENTARY EDUCATION. In article the technique and experience of studying of a problem of vegetative adaptation of pupils at a stage preschool-elementary education under the longitudinal data сardiointer-valographic are presented.

Key words: preschool, school teaching load, adapt, cardiointervalography, initial autonomic tone, the index Baevsky-stress index, inter-group variability, intra-group comparative analysis, operational medical and educational control.

Е.А. Калюжный, канд. биол. наук., доц. ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail: eakmail@mail.ru; Ю.Г. Кузмичёв, д-р. мед. наук, проф. ГОУ ВПО «НГМА Росздрава», г. Н. Новгород. E-mail: dr_kuzmichev@mail.ru; С.В.Михайлова, ассистент ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail: quality-infolab@mail.ru

ВЕГЕТАТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОЕ-НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье представлена методика и опыт изучения проблемы вегетативной адаптации учащихся на этапе дошкольное-начальное образование проспективным данным кардиоинтервалографии.

Ключевые слова: дошкольная, школьная учебные нагрузки, адаптация, кардиоинтервалография, исходный вегетативный тонус, индекс Баевского - стресс индекс, межгрупповая вариативность, внутригрупповой сравнительный анализ, оперативный медико-педагогический контроль.

Наиболее перспективным для оценки состояния здоровья является изучение функциональных возможностей организма с позиций его целостности, системной организации внутренних функций, при учете одного из ведущих свойств живой материи - адаптивности [1, с. 3]. Качественные морфофунк-циональные изменения отдельных систем организма происходят в разные возрастные периоды, что определяет избирательное повышение чувствительности на отдельных этапах онтогенеза отдельных физиологических функций [2, с. 148].

В исследованиях по возрастной физиологии проблема адаптации детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам является одной из ведущих. Основная цель этих исследований состоит в том, чтобы изучить физиологические механизмы адаптации и получить возможность влиять на нее средствами педагогики и гигиены. Ведущее место среди системных механизмов адаптации принадлежит центральной нервной системе (ЦНС) и вегетативной нервной системе (ВНС) [3, с. 36-41; 4, с. 27].

Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе [5, с. 7].

Многолетний опыт использования кардиоинтервалогра-фии в клинике позволяет считать ее целесообразной для оцен-

ки состояния здорового и больного организма, вегетативного гомеостаза [6, с. 97-98].

Цель и задачи исследования:

Изучить методом естественного проспективного наблюдения функциональную адаптацию сердечно-сосудистой системы подготовительной группы дошкольников с последующим переходом её в первый класс в условиях современного педагогического процесса. Исследовать особенности и динамику вегетативной регуляции сердца по данным кардиоинтер-валограммы и провести анализ степени напряженности адаптационных механизмов вегетативной нервной системы ребенка в количественном выражении Индекса Напряжения (ИН) или Стресс Индекса ^Г) в зависимости от педагогических программ обучения на данном этапе.

Материалы и методы:

Исследование выполнено на базе Арзамасского образовательного комплекса дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) - школа.

Для реализации поставленной цели и задач в двухлетний период методом кардиоитервалогафии проведено проспективное, в начале и конце каждой учебной четверти, исследование динамики вегетативной регуляции сердца.

Показатели кардиоинтервалограммы (КИГ) регистрировались у 42 детей обучающихся ДОУ и у 31 ребенка первого года школьного обучения, принадлежащих к предыдущей исследуемой группе, всего 580 измерений. Отработка кардио-интервалограмм проводилась на аппарате «Кардиоэксперт-1».

Оценка исходного вегетативного тонуса и вегетативной реактивности проводилась в соответствии с унифицированными рекомендациями [6, с. 97-98]. По результатам обследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 2000». Статистическая обработка проводилась средствами параметрического и непараметрического анализа с использованием ППП «STADIA v.6». Показатели вегетативной регуляции сердца оценивались по интегральному коэффициенту, наиболее полно информирующему о напряжении компенсаторных механизмов организма, уровне напряженности и лабильности функционирования симпатического и парасимпатического отделов (ВНС) - Индексу напряжения (ИН). Он отражает степень централизации управления как сердечным ритмом, так и напряжение регуляторных систем всего организма, имеет собственные названия - «Индекс Баевского» или «Стресс-Индекс (SI)» [3, с. 36-41; 6, с. 97-98].

Результаты исследования и их обсуждение:

Анализируя индекс напряжения (ИН) между группой детей находящейся в ДОУ и этими же детьми перешедшими в первый класс, мы наблюдаем статистически значимую разницу 13% (р<0,05) по среднегодовому значению (ИН) (Таблица 1). Хотя и в первой и во второй группе ИН находится в зоне умеренного симпатического тонуса, тем не менее, в семилетнем возрасте среднегодовое значение более приближается к цифрам удовлетворительной адаптации. Распределение параметра при высоком коэффициенте вариации предполагает, что больший процент исследуемой группы демонстрировал уме-

ренныи симпатический тонус и некоторое напряжение адаптации, что свидетельствует об адекватном реагировании веге-тативнои нервнои системы ребенка на учебныи процесс и предполагает положительный тренировочный эффект. При осмотре в детском саду дети показали тенденцию ^ =0,68; сс=7/342; р=0,69) вариации исследуемого признака ИН в пределах умеренной симпатикотонии, по половому признаку статистических различий не наблюдалось (р=0,1).

Дети, пришедшие из ДОУ и продолжившие обучение в первом классе, в течение учебного года между осмотрами, внутри группы, показали динамику варьирования ИН в общем плане противоположную динамике периода детского сада (Таблица 2). Если в прошлом году реляция планомерно шла от более низких значений до шестого осмотра с последующим снижением, то вариация первого года начального обучения более выражена от начала к концу четверти, и демонстрирует статистически значимую разницу ^=2,47; сс=7/244; р=0,02) между значениями ИН в течение учебного года. Различий адаптационного процесса по половому признаку не выявлено ^=0,63; сс=1/244; р=0,43). Интегральный показатель адаптации ИН менее значительно выходит из зоны эйтонии, всплеск повышения пришелся на конец второй и четвертой четвертей, что предположительно объясняется в первом случае повышением общего утомления организма в конце первого полугодия и повышением простудной заболеваемости; во втором случае утомлением к концу учебного года и авитаминозом.

Вариация (ИН)/^1) детей на этапах подготовительной группы ДОУ и первого класса начального образования

Таблица 1

Осмотры Детский сад (возраст 6 лет) Школа (возраст 7 лет) Статистика

( ИН )/(SI) ( M± m) Ts P <

1 160,9±18,4 159,8±16,3 0,43 0,96

2 154,1±16,7 158,8±29,1 0,15 0,88

3 166,4±19,5 138,4±16,6 1,04 0,30

4 167,3±18,7 162,9±29,6 0,13 0,89

5 158,4±20,1 133,6±13,4 0,94 0,35

6 204,4±23,6 110,2±16,3 3,02 0,01

7 183,7±21,8 103,9±9,3 2,96 0,01

8 174,5±18,7 183,3±15,1 0,34 0,73

Всего: 164,8±6,27 143,6±6,9

Статистика Осмотры: F=0,68; СС 7/342; р=0,69 Пол: F=1,66; СС 1/342; р=0,10 Осмотры: F=2,47; СС 7/244; р=0,02 Пол: F=0,63; СС 1/244; р=0,43

Совокупная оценка исходного вегетативного тонуса (ИВТ) изучаемой группы, в бальном выражении как в ДОУ, так и в первом классе, характеризуется как оптимальная (Таблица 2). Большая масса наблюдаемых детей показала параметры нормотонии, в ДОУ - 50,3% и первом классе - 64,9%; и умеренного симпатического тонуса - 20,3% и 12,5% соответственно. Крайние позиции адаптационного процесса свидетельствующие о неудовлетворительной адаптации как по гиперсимпатическому - 20,3% и 12,5%, так и по гиперваготони-ческому типу 1,43% и 3,63% в общей массе, показали закономерность снижения в первом случае и повышение во втором

(X =24,46). По половому признаку между возрастными группами также выявлена закономерная динамика движения вегетативной напряженности в сторону ее уменьшения - с возрастом, статусом и разницей интеллектуальной нагрузки (б-%2=11,24; $-%2=14,80), более явно этот процесс виден в первой и пятой градации (ИВТ). Очевидно это отображение стабилизации взаимодействия центрального и автономного контуров в сторону снижения активности централизации регуляторных механизмов сердца, вследствие стабилизации адаптационных процессов.

Распределение Исходного Вегетативного Тонуса (ИВТ ) в динамике по годам обучения и по половому признаку

Таблица 2

(ИВТ)1 Детский сад (возраст 6 лет) Школа (возраст 7 лет)

3 ? Общее 3 ? Общее

значение значение

1 3 2 5 7 2 9

0,86% 0,57% 1,43% 2,82% 0,81% 3,63%

2 53 60 11 34 49 83

15,4% 17,14% 32,29 % 13,71% 19,76% 33,47%

3 26 7,43% 37 10,57% 63 18,00% 27 10,89% 51 20,56% 78 31,45%

4 44 12,57 % 54 15,04% 98 28,00% 17 6,85% 30 12,10% 47 18,95%

5 24 6,86% 47 13,43% 71 20,29% 11 4,44% 20 8,06% 31 12,50%

Всего: 150 42,86% 200 57,14% 350 100,00% 96 38,71% 152 61,29% 248 100,00%

Статистика: По возрасту: х 2 = 24,46; 2 = 11,24; $-% 2 = 14,80

1 Примечание: Критическое значение х' ния, 5 - гиперсимпатикотония.

: 9,49 для СС= 4 и р<0,05. (ИВТ) - 1 - ваготония, 2-3 - эйтония, 4 - симпатикото-

Распределение по группам здоровья произошло согласно общей тенденции итогов диспансеризации. В общем плане сравнения общегородской результативности и выборки исследуемых нами групп наблюдается более положительная тенденция в распределении по группам здоровья у детей, находящихся в детском саду. Данное положение свидетельствует

об адекватной медицинской активности в данном образовательном комплексе. Тем не менее, первая группа здоровья уменьшилась на 2,6%, вторая группа выросла на 4,7% , третья группа уменьшилась на 2%, с учетом того, что из детского сада в наблюдаемую школу пошли не все 42 ученика, 30% из них ушли в другие учебные заведения (Таблица 3).

Распределение наблюдаемых детей по группам здоровья(%)

Таблица 3

Класс/возраст Группа здоровья

I II III

ДОУ подг. группа 9,1 43,2 47,7

СОШ 1 класс 6,5 47,9 45,6

Диспансеризация (муниципальная)

Возраст < 7 лет 15,1 66,6 18,3

Возраст 7 < лет 23,4 42,6 34,0

Статистика1: X2 = 35,2

1 Критическое значениех 2 =12,59 для СС=6 ир<0,05.

Анализ вариабельности значений показателя ИН в зависимости от факторов возраста, пола и педагогических программ и выборки непосредственно выпускной - подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения показал, что динамика индекса Баевского зависима от условий среды (Рис. 1). Общий фон напряжения адаптационных процессов в течение всего года обучения не выходит из границ эйтонии и умеренного симпатического тонуса и в 80% случаев соответствует уровню удовлетворительной адаптации, а в 20% случаев проявлялось некоторое напряжение адаптационных процессов (ИН =160-180 у.е). Следовательно, устойчивость

вегетативной реактивности объясняется как реализация мор-фофункциональных перестроек на системном и органном уровне в организме под воздействием адекватного учебного процесса. Группа № 4, реализующая образовательную программу «Развитие», которая акцентирует развивающее обучение на принципах художественно-эстетического воспитания, демонстрирует на уровне тенденций более низкие, устойчивые и стабильные цифры индекса напряжения в течение всего учебного года в сравнении с учениками группы № 8, работающей по программе «Детский сад - дом радости» на базе типовой программы по Васильевой (Рис. 1).

Рисунок 1

Динамика ( ИН )|^Г) в процессе дошкольного образования ( группы 4 и 8 ).

ИН

250 200 150 100 50 0

1 2 3 4 5 6 7 8

207 141 142 160 149 185 174 171

159 189 229 197 154 226 203 1 85

группа 4

группа 8

повторности исследования

Значимых различий в адаптационном процессе фронтально между группами 4-й и 8-й по осмотрам не обнаружено ^осм =0,73^^ =3,23). Половая дифференциация не проявила закономерностей различий в динамике напряженностей вегетативного тонуса у мальчиков (б- р<0,95; р<0,26). По осмотрам в течение года внутри группы девочек различия в реактивности проявились лишь на уровне тенденций (р<0,81); однако между группами 4 и 8 у девочек отмечается значительная статистически значимая разница в динамике адаптации в пользу группы № 4 (р<0,01).

В анализе корреляционных связей индекса напряжения (ИН) в группе детей детского сада, с изучаемыми переменными и факторами обнаружилась значимая положительная -функциональная корреляция с индексом вегетативного равновесия (ИВР)(г=0,87 при р<0,01) и индексом исходного вегетативного тонуса (ИВТ) (г=0,78 при р<0,01), следовательно, эти индексы также адекватно и качественно отражают напряженность функционирования сердечно-сосудистой системы, степень централизации вегетативной реактивности и качественные характеристики адаптационных процессов детского организма в конкретных условиях образовательного процесса; с фактором «пол» ( г=0,14 при р<0,01) и фактором «группа дет-

ского сада» (г=0,10 при р<0,05) обнаружена слабая, но значимая корреляция. С осмотром и группой здоровья значимой обусловленности не установлено.

Заключение:

Таким образом, полученные результаты лонгитудиналь-ного кардиоинтервалографического исследования одних и тех же детей в период подготовительной группы детского сада и первого года начального образования подтвердили данные об индивидуальных особенностях вегетативной регуляции как сердечного ритма, так и адаптационных процессов в зависимости от возраста, пола, учебной нагрузки и исходного состояния здоровья.

Для успешного проведения целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в период перехода из ДОУ к начальному школьному образованию, необходимо систематическое слежение за состоянием физического здоровья детей с привлечением современного метода - кардиоин-тервалографии - Современного наукоемкого метода, позволяющего исследовать и констатировать резервные возможности сердечнососудистой системы и потенциал вегетативной обеспеченности процессов адаптации, при выборе разнообразных по интенсивности программ обучения.

Библиографический список

1. Аболенская, В.Н. Адаптационные возможности организма и состояния здоровья детей. - M.: Mеждyнародный фонд охраны здоровья матери и ребенка, 1996.

2. Безруких, M.M. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / M.M. Безруких, Д.А. Фарбер. - M.: Образование от А до Я, 2000.

3. Баевский, P.M. Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение / P.M. Баевский, Н.И. Шлык // Тез. докл. междунар. симп. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2003.

4. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А.Г. Хрипкова [и др.]. - M.: Педагогика, 1982.

5. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

6. Белоконь, Н.А. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: в 2 т. / Н.А. Белоконь, Mb. Кубергер. - M.: Mедицина, 1987. - Т. 1.

Bibliography

1. Abolenskaya, V.N. Adaptacionnihe vozmozhnosti organizma i sostoyaniya zdorovjya deteyj. - M.: Mezhdunarodnihyj fond okhranih zdorovjya materi i rebenka, 1996.

2. Bezrukikh, M.M. Fiziologiya razvitiya rebenka: teoreticheskie i prikladnihe aspektih / M.M. Bezrukikh, D.A. Farber. - M.: Obrazovanie ot A do Ya, 2000.

3. Baevskiyj, R.M. Variabeljnostj serdechnogo ritma: Teoreticheskie aspektih i prakticheskoe primenenie / R.M. Baevskiyj, N.I. Shlihk // Tez. dokl. mezh-dunar. simp. - Izhevsk: Izd-vo Udm. un-ta, 2003.

4. Adaptaciya organizma uchathikhsya k uchebnoyj i fizicheskoyj nagruzkam / A.G. Khripkova [i dr.]. - M.: Pedagogika, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Nizhegorodceva, N.V. Psikhologo-pedagogicheskaya gotovnostj rebenka k shkole / N.V. Nizhegorodceva, V.D. Shadrikov. - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001.

6. Belokonj, N.A. Bolezni serdca i sosudov u deteyj: Rukovodstvo dlya vracheyj: v 2 t. / N.A. Belokonj, M.B. Kuberger. - M.: Medicina, 1987. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 20.07.11

УДК 572.024 + 612.821

Demidko N.N., Gainanova N.K., Miroshkin D.G., Kozlikina N.B. THE PATTERNS OF DISTRIBUTION OF BRAIN FUNCTIONAL ASYMMETRY OF TEENAGER BOYS IN TOWNS OF ALTAI REGION DIFFERS BY LEVEL OF POLLUTION. The results of investigation of boys confirmed the impact of environment condition on lateralization profiles in teenager population are presented. When the left cerebral hemisphere dominate the degree of left-laterality in areas polluted by heavy metals increased.

Key words: brain functional asymmetry, teenagers, industrial pollutions.

Н.Н. Демидко, канд. биол. наук, доц. каф. биологии Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина; Н.К. Гайнанова, д-р биол. наук, проф. каф. биологии Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина; Д.Г. Мирошкин, аспирант каф. биологии Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина; Н.Б. Козликина, аспирант кафедры биологии Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, E-mail: bnn77@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА У МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ С РАЗЛИЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ

Представлены результаты обследования мальчиков, подтверждающие влияние экологической обстановки на распределение профилей латерализации в подростковой популяции. На фоне общего доминирования левого полушария отмечена тенденция к повышению леволатеральности на территориях, подвергшихся эмиссии тяжелых металлов.

Ключевые слова: функциональная асимметрия мозга, подростки, промышленное загрязнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.