Научная статья на тему 'Ведущие развитые страны Европейского союза- в авангарде процессов инновационного развитияэкономики региона'

Ведущие развитые страны Европейского союза- в авангарде процессов инновационного развитияэкономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2309
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Евгений Николаевич

В статье проанализированы особенности реализации национальной инновационной политики в ведущих странах Европейского союза, которые достигли особенных успехов в формировании инновационных систем. Приводятся основные методы и инструменты повышения конкурентоспособности национальных экономик этих стран на основе инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие развитые страны Европейского союза- в авангарде процессов инновационного развитияэкономики региона»

E.H. Смирнов

ВЕДУЩИЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА -В АВАНГАРДЕ ПРОЦЕССОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Аннотация. В статье проанализированы особенности реализации национальной инновационной политики в ведущих странах Европейского союза, которые достигли особенных успехов в формировании инновационных систем. Приводятся основные методы и инструменты повышения конкурентоспособности национальных экономик этих стран на основе инноваций.

Ключевые слова: Европейский союз, национальная инновационная политика, инновационное развитие, кластеры.

Сложившаяся специфика национальных инновационных систем и моделей социально-экономического развития отдельных стран существенно способствует сохранению национального начала при выборе методов, форм, инструментов осуществления инновационной политики в разных странах. Так, например, в странах англосаксонской модели экономического развития изначально была продемонстрирована гораздо большая готовность к вхождению в инновационное и информационное общество, нежели в странах континентальной экономической (так называемой рейнской) модели.

Инновационная система Германии является одной из наиболее эффективных среди прочих стран ЕС. По данным Европейской комиссии, технологическое развитие, инновации и научные исследования должны стать сердцевиной экономики ЕС, основным фактором его экономического роста и конкурентоспособности в XXI веке. Германии, только благодаря своей грамотно сформулированной инновационной политике, единственной в ЕС удалось поддержать экономический рост и стабильность своей национальной экономики, а также сохранить высокий кредитный рейтинг в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Это свидетельствует о высоком уровне развития инновационной системы этой страны.

В современных условиях глобализации многие немецкие предприятия успешно функционируют в странах и регионах с дешевой рабочей силой, но, тем не менее, в отличие от других развитых стран ЕС, процессы деиндустриализации практически не коснулись экономики Германии, а конкурентоспособность наукоемкого экспорта Германии и экономики страны в целом сохранилась. Этим объясняется, например, тот факт, что Германия является одним из идеологов и основных участников создания фонда по поддержке стабильности евро - Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) и последующего выделения Греции кредита свыше 100 млрд евро. Кроме этого, около 150 млрд долл. Германия внесла в стабилизационный фонд ЕС с бюджетом около 0,5 трлн евро (доля Германии составляет почти 30 %) [1, с. 79-80], который предназначен для оказания помощи другим странам ЕС, находящимся в бедственном экономическом положении - Испания, Португалия, Ирландия.

Еще в 2002 г. Федеральное министерство экономики и труда совместно с Федеральным министерством образования и научных исследований (BMBF) была разработана кон-

© Смирнов E.H., 2013

цепция инновационной политики Германии, ключевой целью которой явилось повышение уровня занятости, всемерное поощрение инноваций, а также идея о том, чтобы данная концепция стала базовой составляющей экономического развития страны [8, с. 3]. Инновационная политика Германии включает в себя такие стратегические направления, как рост государственного финансирования НИОКР с акцентом на приоритетные области науки и технологий; улучшение условий для внедрения инноваций в частном секторе; осуществление институциональной реформы научных организаций, а также административной реформы. Безусловно, основным элементом инновационной политики страны стала политика в области научных исследований и образования, разработчиком которой явилось ВМВГ, деятельность которого заключалась, прежде всего, в проведении передовых научных исследований и улучшении качества образования в целях роста инновационного потенциала [6, с. 5].

Как на уровне ЕС, так и в Германии одним из основных элементов инновационной политики является проведение прогрессивной промышленной политики, направленной на модернизацию промышленного сектора. При этом следует указать, что Федеральным министерством образования, науки и инноваций Германии еще в 2002 г. предпринимались попытки создания необходимых условий для роста международных конкурентных позиций промышленных предприятий [6, с. 38]. В частности, компетенция министерства охватывала вопросы финансирования инноваций за счет использования инструментов венчурного финансирования и заемных средств, прямой поддержки НИОКР на предприятиях сектора МСП, антимонопольного регулирования и либерализации экономики, содействия развитию консалтинга в области патентования и технологий [2, с. 47].

В качестве другого национального примера развития национальной инновационной системы автор считает необходимым привести и Великобританию, которая также далеко продвинулась в деле формирования эффективной инновационной политики. В последние годы для экономики Великобритании характерен рост наукоемкого производства в общем объеме создаваемой добавленной стоимости, но существенная доля результатов научных исследований и разработок не достигает стадии коммерциализации [7]. В связи с этим в 2008 г. Кабинетом Министров был подготовлен специальный доклад, в котором были определны основные направления реформы инновационного менеджмента на основе анализа проблем, с которыми столкнется экономика и инновационная сфера страны до 2025 г. [9]. Департаментом инноваций, университетов и профессиональной подготовки (ОШБ) была подготовлена инвестиционная программа по науке и инновациям на период до 2014 г. [10], отражающая позиции правительства о необходимости осуществления долгосрочных капиталовложений в инновационную сферу. В качестве одной из целей поставлена задача повышения доли инвестиций на НИОКР в ВВП с 1,9 % до 2,5 % ВВП к 2014 году.

Для финансирования и инвестирования инновационной сферы Великобритании характерен ряд черт и особенностей, как-то:

1. расходы бизнеса на НИОКР составляют лишь 1/3 общих инвестиций на инновационную деятельность;

2. помимо традиционных затраты фирм на НИОКР дополняются другими типами инновационных инвестиций, как, например, затраты на обучение и проектную деятельность;

3. весьма высокий уровень интернационализации НИОКР Великобритании. Доля НИОКР, финансируемых филиалами зарубежных фирм, в общем объеме затрат на НИОКР английским бизнесом составляет около 40 % [4, с. 22];

4. высокие расходы на НИОКР филиалов британских фирм за рубежом, которые составляют около 20 % общих затрат инновационного бизнеса на территории Великобритании (порядка 6 млрд долл.)

В отличие от Великобритании, для Франции характерно широкое вовлечение участие государства в организацию и финансирование инновационного процесса, а бюджетное финансирование расходов на научные исследования по доле в общих расходах находится на втором месте в Европе. В итоге по большинству показателей инновационного развития страна занимает среднее или выше среднего положения в ЕС при довольно низкой степени участия в научно-исследовательских программах, финансируемых Европейским союзом. Инновационная система Франции на современном этапе сталкивается с рядом проблем, к основным из которых следует отнести: устаревание научных кадров; сложность административной системы организации и финансирования научных исследований; низкая привлекательность научной карьеры и последующая утечка мозгов за границу; региональные диспропорции в концентрации научного потенциала.

Италия по сравнению с тремя странами, указанными выше, обладает невысокой инновационной активностью. Это связано с тем, что изначально уровень инновационного сектора экономики был невысоким, доля использования высоких технологий в промышленности была невысока, а объемы государственного финансирования НИОКР имеют тенденцию к сокращению. Более того, в отличие от других развитых стран ЕС, Италия имеет слабую систему патентной защиты, в связи с чем поступления в бюджет от лицензирования технологических инноваций были невысоки.

Позитивным для развития национальной инновационной системы (НИС) является то, что во многих отраслях промышленности (например, производство одежды, текстильная промышленность) сохранились сильные традиции семейного бизнеса, что делает отрасли конкурентоспособными на мировом рынке. Эти отрасли нацелены на инновационную деятельность и дают серьезный вклад в ВВП.

При анализе инновационного механизма развития экономики ЕС необходимо учитывать особенности функционирования и взаимодействия региональных инновационных подсистем (РИП) с НИС отдельных стран и наднациональной НИС ЕС в целом. Начало концепции РИП приходится на 90-е гг. прошлого столетия, в частности, основоположником этой концепции был профессор Кембриджского университета Ф. Кук [5, с. 365-382]. Опираясь на основные положения этой концепции, следует отметить, что в основе функционирования РИП лежит взаимодействие образовательных учреждений и фирм, а надстройкой функционирования РИП является социально-экономическая инфраструктура конкретного региона в условиях определенной институциональной и правовой среды.

Применительно к отдельным регионам стран ЕС важно учитывать культурные, социальные аспекты, традиции развития промышленности, определяющие формирование инновационного механизма экономики региона. С учетом того ЕС в целом характеризуется зна-

чительными региональными контрастами [3, с. 219] в области взаимосвязей региональной и инновационной политики ЕС необходимо выделить следующие сложившиеся тенденции:

- наиболее развитые крупнейшие страны ЕС - Германия, Франция, Нидерланды -наиболее активно участвуют в формировании РИП;

- среди менее развитых стран ЕС более активно вовлечены в процесс формирования РИП именно столицы этих государств (например, Мадрид);

- многие отсталые регионы получают от ЕС существенную финансовую поддержку на развитие инноваций (например, Каталония (Испания), Сицилия (Италия), причем это происходит по линии региональной, а не инновационной политики ЕС.

Библиографический список

I. Игнатущенко Е.И. Инновационная Германия в экономике ЕС в эпоху мирового экономического и финансового кризиса // Молодой ученый. - 2012. - № 7.

2. Циренщиков B.C., Абрамова С.В., Жестков A.M. Поддержка инновационного обновления экономики Германии. - М.: Русский сувенир, 2007.

3. Экономика Европейского союза: учебник / под ред. Р.К. Щенина. - М.: КноРус, 2012.

4. Bulli S. Business Innovation Investment in the UK / Science and Innovation Analysis, Department for Innovation, Universities & Skills, 2008.

5. Cooke P. Regional Innovation Systems: Competitive Regulation in the New Europe // Geoforum. 1992. N23.

6. Heute die Zukunft gestalten. Das Bundesministerium fuer Bildung und Forschung. - Bonn, Berlin, 2005.

7. Innovation Nation. Background analysis: strengths and weaknesses of the UK Innovation system / Department for Innovation, Universities and Skills (DIUS), 2008.

8. Innovation Policy. More Dynamic for Competitive lobs / Federal Ministry of Economics a. Technology. - Bonn, 2003.

9. Realising Britain's Potential: Future Strategic Challenges for Britain / Cabinet Office. The Strategy Unit. 2008. February.

10. Science and Innovation Investment Framework 2004-2014. Next Steps. Annual Report 2008 / Department for Innovation, Universities & Skills / HM Treasury / Department for Children, schools and Families. 2008. December.

II. http://ec.europa.eu/enterprise/newsroom/cf/document.cfm?action=display&doc_id=559&userservice_id =l&request.id=0 // Innovation Clusters in Europe: a Statistical analysis & overview of current policy Support

12. http://www.clusterobservatory.eu/upload/European_Cluster_Memorandum.pdf // European Cluster Memorandum

13. http://www.clusterobservatory.eu/upload/Synthesis_report_cluster_mapping.pdf // Cluster Policy in Europe. A brief Summary of cluster policies in 31 european countries Jan. 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.