Научная статья на тему 'Ведущие аспекты построения системы педагогического управления современным техникумом'

Ведущие аспекты построения системы педагогического управления современным техникумом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY OF THE EDUCATION / THE EDUCATIONAL PRODUCT / COMPETENCE / THE QUALITY MANAGEMENT PROCESS / SYSTEMATIC QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельков Николай Николаевич

В статье раскрываются основные подходы к построению системы управления качеством в современном автотранспортном техникуме. Определяются цели и стратегические линии педагогического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бельков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the basic approaches to construction of the quality management system in modern motor transportation technical school. The purposes and strategic lines of pedagogical management are defined.

Текст научной работы на тему «Ведущие аспекты построения системы педагогического управления современным техникумом»

развития профессионального образования в Архангельской губернии в первой половине XIX века: государство инициировало развитие учреждений профессионального образования, исходя из общероссийских тенденций развития экономики и с учетом особенностей региона, частично финансировало образовательные учреждения; профессиональное обучение строилось на базе общего образования; содержание обучения выстраивалось с учетом индивидуальных интересов и склонностей обучающихся; в учебных заведениях создавалась материально-техническая база для подготовки специалистов; подготовка профессиональных кадров велась с учетом потребностей регионального рынка труда (в Архангельской губернии готовили специалистов для коммерции, образования, морского промысла, канцелярских служащих). В целом, в данный период начинают складываться элементы уровневого, профильного профессионального образования, адаптированного к возможностям и потребностям личности, специфике региона.

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

2. Государственный архив Архангельской области, ф. 2, д. 2785, л. 1

3. Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии (1811-1911) / Сост. Н.К. Ки-зель, В.И. Мазюкевич. - Архангельск, 1911. - 501 с.

4. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. -Челябинск, 1971. - 280 с.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века / Редкол.: А.И. Пискунов, А.М. Арсеньев, М.Ф. Шабаева. - М., 1973. - 608 с.

6. Синицына П. Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). - Архангельск: Изд-во Поморского педу-ниверситета, 1996. - 142 с.

7. Шперк Ф. Ф. Краткий очерк народного образования в Архангельске. - Архангельск, 1905. - 95 с.

УДК 377.5 Б 44

Н.Н. Бельков

ВЕДУЩИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНИКУМОМ

В статье раскрываются основные подходы к построению системы управления качеством в современном автотранспортном техникуме. Определяются цели и стратегические линии педагогического управления.

Ключевые слова: управление качеством, качество образования, образовательный продукт, компетентность, процесс управления качеством, системное управление качеством.

Современный мир обладает динамическими характеристиками организации всех сфер деятельности, кардинальные изменения происходят в самые короткие отрезки времени. При рассмотрении этих изменений можно выделить ключевое - это повышение требований общества к качеству не только товаров и услуг, но и к качеству технологий, что приводит к изменению качества жизни человека в современном обществе. Сегодня соответствие образования социальным запросам зависит от повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

Данные изменения затрагивают в полной мере и техникумы, в связи с чем повышаются потребности общества в качестве профессионального технического образования. Это обусловлено также тем,

что на настоящий момент в промышленности востребованы специалисты, способные осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с запросами современного производства.

Наряду с этим, происходит обновление технологий обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности техникумов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, что ведет к смене позиции государства по отношению к ним. Конкурентоспособным становится тот техникум, который стремится предоставить эффективное практическое образование наиболее высокого качества.

Усиление конкуренции связано с недостаточной сформированностью рынка труда и инвестиционных ресурсов образовательной сферы при

прогнозируемом демографическом сокращении потребителей образовательных услуг в течение первых 13 лет XXI века.

Сегодня можно лишь предположить степень вероятности того, что может потребоваться от человека в ближайшем будущем. Однако сейчас уже можно утверждать, что будет востребована личность созидающая, с высокой степенью сфор-мированности профессиональной мобильности, экономически и социально устойчивая.

Качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов. При этом основным аспектом качества образования является «адекватность результата образования существующим потребностям». В соответствии с этим под обеспечением качества среднего профессионального образования предлагается понимать любую политику, систему или процесс, направленные на сохранение и повышение качества образовательного продукта, создаваемого средними специальными учебными заведениями.

Качественное профессиональное образование - это средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Качество среднего профессионального образования определяется его социально-экономической адекватностью, т.е. способностью удовлетворять вполне конкретные потребности общества и экономики в специалистах среднего звена, образовательные потребности личности.

В динамичных и сложно прогнозируемых условиях успешная работа любого учебного заведения СПО невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Эти услуги и есть тот товар (продукт), который средние специальные технические учебные заведения предъявляют на национальном и региональном рынках. По мнению В.Г. Попова и П.В. Голубкова, «образовательным продуктом» является выпускник техникума, обладающий таким уровнем «качества образования», которое обеспечит его готовность к успешному включению в процесс развития региона». Этот подход должен быть основополагающим в стратегии управления техникумом.

В связи с этим, повышение качества является одной из наиболее актуальных проблем в области образования в современных условиях. Это от-

ражено в основополагающих документах, определяющих развитие образования в России. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации предполагается, что государственная политика в области образования должна гарантировать необходимые условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования.

Качество образования - понятие относительное: каждый, кто им пользуется, вкладывает в него субъективный смысл. Этот смысл связан с соответствующими потребностями, запросами, ожиданиями, предпочтениями. Круг его «потребителей» достаточно широк, и он предъявляет свои требования к образовательным учреждениям. В первую очередь «потребителями» образовательных услуг являются участники образовательного процесса, - педагоги, студенты и их родители. Во вторую очередь это - работодатели, разные производственно-профессиональные группы, общество в целом, государственные органы и структуры и т.д. и каждый из них «качество образования» воспринимает не однозначно, вкладывает в него свой смысл. Взаимосвязь сферы образования и других сфер деятельности человека определяет разделение качества образования на «внутреннее системно-социальное» и «внешнее системно-социальное». «В первой, измерение качества образования - это его «кухня», во втором - это то, «что подается на стол». Иными словами, преподавателей, администрацию, методистов в большей степени интересует качество реализуемых учебных программ, педагогических технологий, а общество в целом - состоятельность образовательного учреждения как института социализации» [11].

Качество образования на любом уровне (педагогического объекта или педагогического процесса) может быть как потенциальным, так и реальным. Можно обеспечить высокое качество планирования и проектирования образовательного процесса, но при этом не подкрепить его высоким качеством реализации намеченных проектов и планов. Анализируя качество образования, можно и нужно говорить о раскрытии его потенциала, об исходных условиях, повлиявших на достижение результата. В этом случае потенциальным считается качество образования абитуриентов, реальным - качество образования

выпускников техникума. Вместе с тем качество образования рассматривается нами как качество разных уровней профессионально-педагогической системы, при этом выделяются: качество усвоения материала занятия, усвоения темы, освоения дисциплины; качество образования на уровне студента, на уровне учебной группы, на уровне техникума, на уровне района (города) и т.д.

В концепции модернизации российского образования отмечается, что повышение качества образования необходимо для того, чтобы выполнялась основная цель профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту» [7]. Кроме того, в концепции декларируется, что государство возвращается в образование как гарант качества образовательных услуг, и обозначены основные цели - доступность, эффективность и качество.

Соответственно современный производственно-промышленный техникум занимает важное место в образовательной составляющей регионального социума, воздействуя на уровень качества передачи знаний и передовых достижений науки и основ будущей профессии представителям «нового» поколения. Техникум выступает в качестве механизма регулирования потока выпускающихся кадров на рынок труда, удовлетворения запросов, особенно северных территорий, в молодых людях, потенциально пригодных к усвоению профессиональных компетенций.

Таким образом, особое внимание в деятельности автотранспортного техникума сегодня должно уделяться созданию системы управления качеством образования, без которой невозможно будет пройти не только государственную аттестацию и аккредитацию, но и обеспечить достаточно высокое качество профессионального образования и дальнейшее развитие учебного заведения.

Говоря о качестве образования, многие исследователи и авторы выделяют в нем качество результатов, качество процессов и качество управления. Высокое качество процессов закономерно обеспечивает высокое качество результатов, а первое, в свою очередь, обеспечивается качеством управления этими процессами.

Цели подготовки специалистов в техникуме задаются государственным образовательным стандартом, определяющим требования к уровню подготовки выпускников (минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности; необходимый уровень профессиональной культуры и специальной подготовки).

Следует подчеркнуть, что результаты образовательного процесса многообразны и не сводятся только к услуге. Они - итог деятельности по обучению, воспитанию студентов, научно-методической работы, самореализации участников (субъектов) образовательного процесса, совершенствования многостороннего взаимодействия автотранспортного техникума с его социальным окружением. При этом результатирующими характеристиками качества мы рассматриваем:

- уровень компетентности выпускников и преподавателей;

- результаты совершенствования образовательной системы техникума, его образовательного процесса;

- достижения техникума, уровень его влияния на общество и другие образовательные системы;

- выполнение учебного плана, запланированных мероприятий, полнота реализации целевых и долгосрочных программ;

- социальная эффективность деятельности техникума.

Обобщая выше рассмотренные позиции, можно констатировать, что качество образования понятие многомерное, многоаспектное и включает в себя как общее, философско-методологическое содержание, так и специфическое, выражающее меру полезности образования для конкретного субъекта.

Вместе с тем, управление системой образования рассматривается в настоящее время и как важная социальная задача, решение которой позволит обеспечить необходимое улучшение качества подготовки специалистов в автотранспортном техникуме.

По определению, данному В.Я. Белобраги-ным: «Управление качеством - это целенаправленный, скоординированный процесс воздействия на предметы, орудия и средства труда, системы и комплексные системы, коллектив и отдельных работников, обеспечивающий достижение высшего общественного качества и относительной его устойчивости». Система управления ка-

чеством продукции в его трактовке - это «комплекс постоянно действующих организационных, технических, экономических и идеологических мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции, соответствующего высшему общественному качеству, при ее разработке, производстве, хранении, транспортировке, эксплуатации или потреблении» [11].

По мнению А.И. Субетто [13], теорию управления качеством можно представить в виде трех основных «слоев»: общей теории управления качеством (методология, технология и типология); специальных (аспектных) теорий управления качеством (экономического регулирования качества; технологического и правового; организационного управления качеством и т.д.); объектных (предметных) теорий управления качеством (управления качеством продукции; качеством труда; качеством процессов и т.п.).

Сложный предметный состав теории определяет многообразие подходов к определению самого понятия «управление качеством». Анализ ряда определений [1; 4; 5; 9; 11; 15] показывает, что разные авторы акцентируют такие основные моменты:

- управление качеством рассматривается с точки зрения жизненного цикла - объекта;

- в определение закладывается принцип оптимальности;

- управлению качеством отводится роль средства совершенствования существующей (функционирующей) системы;

- управление качеством является одной из функций органов управления.

Управление качеством образовательного процесса можно определить как комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия на него в целом, так и на его основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов необходимым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Зачастую управление качеством образования рассматривается как управление процессом целостного развития человека педагогическими средствами образовательного учреждения.

Управление качеством образования является частным случаем программно-целевого управления и носит подчиненный характер по отношению к общему управлению образовательной системой. Идея управления качеством образования

может быть успешно реализована только на основе концепции системы качества [3; 6; 9; 12]. Эта система предполагает ситуационный подход к формированию организационных структур, системное представление объекта управления, достижение оптимального сочетания функционально-линейных и программно-целевых структур, наличие в технологическом блоке двух взаимосвязанных контуров управления (управление качеством текущего функционирования, управление качеством развития), а также отработанных методик и процедур диагностики и оценивания.

Концептуальную основу управления качеством образования в современном техникуме, на наш взгляд, составляют:

- ведущие положения философского учения о качестве, в основу которого положен системный подход, позволяющий рассматривать систему образования как открытую, динамическую, эволюционирующую систему и определять источники ее развития;

- личностно-деятельностный подход, ориентированный на реализацию целей образования, исходя из приоритета личностного развития обучающихся;

- аксиологический подход, определяющий условия согласования внешних и внутренних целей развития системы образования и деятельности по управлению ее качеством;

- технологический подход, обеспечивающий универсальный характер концептуальных подходов к управлению качеством образования.

В исследованиях П.Ф. Анисимова, А.С. Вострикова, В. Загвоздкина, К.И. Костенко, Б.Е. Левицкого, В.П. Панасюка, В.Е. Сосенко и др. выделяются основные методологические положения системы управления качеством образовательного учреждения:

- многовариантность технологических решений конкретных задач по управлению качеством объектов и процессов с учетом наличного потенциала, средств воздействия, обозначенных приоритетов и т.п.;

- ориентированность на свое постоянное развитие и совершенствование, развитие и совершенствование технологий управления качеством образования по мере расширения информационных баз данных, достижения результатов;

- многообразие видов педагогической деятельности (от воспитательной, методической, учебной до управленческой, оценочно-диагностической, прогностической);

- временное пространство системы качества образовательного учреждения наполняют жизненные циклы объектов педагогической деятельности (учебные планы, авторские образовательные программы, воспитательная работа, система дополнительного образования, система оценки качества и др.), процессов разной продолжительности (от нескольких месяцев до 10 лет и более), характеризующиеся повторяемостью, часто на новом качественном уровне.

В.П. Панасюк [11] выделяет основные положения управлением качеством образования, к ним он относит:

1) управление качеством на основе передовых достижений науки и техники, на основе передовой технологии и бездефектного труда, на основе регламентированных условий и форм обслуживания);

2) управление качеством, построенное на принципах общей теории управления: планирование уровня качества, сбор, обработка информации, оценка на ее основе фактического уровня качества и сравнение его с заданным, выработка управляющих воздействий, направленных на обеспечение заданного уровня;

3) наличие комплекса стандартов, регламентирующих элементы педагогической системы внутри образовательного учреждения.

В.В. Окрепилов [10] сформулировал основные законы управления качеством (единство систем управления, соотносительность управляющей и управляемой систем, оптимальное сочетание централизации и децентрализации), а также вывел структурный ряд принципов: принципы управления качеством (плановость, эффективность, оптимальность), принципы формирования структур управления качеством (системно-целевой, иерархичности, единства распоряжений, рационального сочетания коллегиальности и единоначалия), принципы формирования процесса управления качеством (динамичность, непрерывность, оптимальность, цикличность) и требования процессу управления (оперативность, пропорциональность, экономичность, эффективность).

В настоящее время система подходов к проблеме управления качеством наиболее сжато, представлена в концепции TQM - Total Quality Management (Всеобщее управление качеством), реализованной в международных стандартах качества ISO серии 9000:2000 [2].

Термин «процесс управления качеством» в стандартах ISO трактуется как совокупность взаи-

мосвязанных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических) и деятельности, которая преобразует вход и выход. Ресурсы являются непременным условием функционирования любого процесса. В международных стандартах ШО различаются понятия «обеспечение качества» и «управление качеством». В плане отображения характеристик процесса управленческой деятельности в системе управления качеством можно выделить единые для всех уровней и сфер функции управления, реализуемые в определенном временном интервале (фазе управления). Условно эти фазы принято разделять на управление перспективным развитием, текущее и оперативное управление. На каждой фазе управления выполняется одна и та же последовательность функций: прогнозирование, планирование, функциональное регулирование, учет и контроль, оценка и анализ.

Следовательно, системное управление качеством - это новая парадигма управления в сфере образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования организации, учреждения. Эффективность системы качества, например, образовательного учреждения достигается тогда, когда весь педагогический коллектив исповедует идеологию системного управления качеством, практически участвует в управленческой деятельности.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что анализ состояния качества образования в России осуществляется по двум главным линиям [9]:

- по внешнему социальному качеству (сфера, обеспечивающая воспроизводство интеллектуальных ресурсов общества). Используются индикаторы образовательного ценза населения, массовости образования, его доступности, участие в нем государства, образованности населения, показатель отчисления обучаемых из образовательных учреждений);

- по внутреннему качеству (институциональное качество) используются индикаторы качества подготовки выпускников, содержания образования, кадрового потенциала, материально-технической базы, показатели состояния здоровья обучающихся и др.

Управление качеством образования в техникуме строится на основе конструктивного переноса общих закономерностей и принципов управления, характерных для экономического, организационного, социального и других типов управления на образовательные системы.

Управление качеством образования в учебном заведении начинается с выделения цели, основных идеологических подходов и приоритетов. Определяя основную цель своей деятельности как обеспечение качества образования, техникум выполняет заказ трех потребителей: личности, получающей образование; предприятий и организаций, для которых готовятся квалифицированные специалисты; общества в целом.

Целью профессионального образования в Красноярском автотранспортном техникуме является развитие готовности личности к жизнедеятельности в статусе техника, связанной с самоактуализацией, с видением и осуществлением жизненных перспектив. В образовательной среде автотранспортного техникума в плоскости изучения и развития оказываются в первую очередь конкурентно способность специалиста на рынке труда, его техническая грамотность, готовность к использованию современного технологического оборудования для обслуживания и эксплуатации автомобильного транспорта, профессиональная мобильность.

Особенностью управления автотранспортным техникумом является акцентуация управленческих усилий не только на организационно-структурных, но и на содержательных аспектах деятельности. Управление техникумом направлено на получение конечного результата - обеспечение заранее заданного качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Сама сущность техникума видится нами в -«обслуживании целей». Цели - стержень развития техникума, побуждение к действию - «опережающее отражение» [8]. Мы считаем, что в своей деятельности техникуму важно соотнести цели-ориентации (цели, формируемые педагогическим коллективом техникума) с целями-заданиями. Цели-задания - это оформленные как программа общих действий поручения, формируемые внешней средой - надсистемой - нормативные цели образования, определенные государственными документами. Одной из таких целей является удовлетворение текущих и перспективных потребностей общества в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям социального и научно-технического прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью [14].

Что же касается целей-ориентаций, то, по нашему мнению, техникум должен оказывать сту-

дентам помощь во «вхождении» в профессию и в подготовке к переменам: формировать социально-техническое видение мира, способствовать развитию умения оперативно и эффективно, творчески решать возникающие проблемы.

Таким образом, особое внимание в деятельности автотранспортного техникума сегодня должно уделяться созданию системы педагогического управления, без которой невозможно будет пройти не только государственную аттестацию и аккредитацию, но и обеспечить достаточно высокое качество профессионального образования и дальнейшее развитие учебного заведения.

Библиографический список

1. Анисимов П.Ф., Сосенко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. - Казань, 2001. - 256 с.

2. ГОСТ Р. ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.

3. Загвоздкин В. Качество образования: тенденции развития и инструменты реализации // Директор школы. - 2003. - №8. - С. 18-24.

4. Качество образования. Достижения. Проблемы: Материалы 4-й международной научно-методической конференции / Под общ. ред. А.С. Вострикова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.

5. Кортов С.В., Солонин С.И. Развитие системы управления качеством образования в УГТУ // Университетское управление. - 2000. - №3 (14). -

С. 42-45.

6. Марухина О.В., Берестнева О.Г. Системный подход к оценке качества образования // Открытое образование. - 2002. - №3. - С. 38-42.

7. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р. ИСО 9000:2001 в высших учебных заведениях / Д.В. Пузанков, А.В. Олейник, В.С. Соболев, С.А. Степанов. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. - 220 с.

8. Морозова А.В. Структура целей современного ССУЗА как социальной организации // Среднее профессиональное образование. - 2002. -№5. - С. 39-41.

9. Обеспечение качества обучения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации: информационные, методические, аналитические материалы. Вып. 2. Управление качеством подготовки специалистов / Под общ. ред. Ф.Д. Демидова, М.Ф. Королева. - М.: РАГС, 2004.

10. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. - СПб.: СПбГУЭР, 1996 - 454 с.

11. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе / Под ред. А.И. Су-бетто. 20-е изд. - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 239 с.

12. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России, 2001.

13. Субетто А.И. Классификация видов, методов и решений по управлению качеством // Матер. Всесоюз. конф.: Системные исследования

проблем управления качеством и автоматизации процессов управления качеством, 27-29 сентября 1983. - Львов, 1984. - С. 113-120.

14. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации. Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. - № 543.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Фейгенбаум А. Комплексное управление качеством // Управление качеством на фирме. -М.: Издательство стандартов, 1970. - С. 47-56.

УДК 378.147

Е.В. Воробьева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества в связи с повысившимися требованиями к овладению речевыми навыками и умениями. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке студентов. Решению данной проблемы может способствовать использование аутентичных, ценных в познавательном отношении песенных материалов, адекватно отражающих особенности языка, жизни, культуры, быта, образа мысли и действительности страны изучаемого языка. Песня на изучаемом языке может быть средством формирования языковой личности студента, его профессиональной компетентности, развития его эмоциональной сферы, памяти, речевых навыков.

Ключевые слова: песни, аудирование, иностранный язык, лингвистическая компетентность, социокультурная компетентность, языковая личность студента.

Развитие деловых и личных контактов, рас ширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед учебными заведениями в области обучения иностранному языку на первый план задачу воспитания человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой «взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса» [1, с. 24]. Одним из путей решения этой проблемы может быть гуманизация образования, т.е. приобщение обучаемых к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов.

Культура - это сфера развития личности в целом, ценностные ориентации личности, понима-

ние себя в мире и мира вокруг себя, уровень общей культуры, способность к развитию своего творческого потенциала.

Целью обучения иностранному языку является не только приобретение знаний, формирование у студентов навыков и умений, но и усвоение ими сведений лингвистического, лингвострановедческого и социокультурного характера и познания новых человеческих отношений и новых ценностей.

В познавательном плане на занятиях иностранным языком студенты приобретают также определённые знания о культуре, строе самого языка, его особенностях, сходстве и различии с родным языком.

Человек, владеющий иностранным языком, отличается иным мировоззрением, так как полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.