Научная статья на тему 'Ведомственный контроль за организацией и производством дознания'

Ведомственный контроль за организацией и производством дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3379
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОЗНАНИЕ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ / INSTITUTIONAL CONTROL / INQUIRY / INVESTIGATOR / INQUIRY BODY / THE HEAD OF DEPARTMENT OF INQUIRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудов Д. Н.

В статье рассматриваются последние изменения, связанные с ведомственным контролем за организацией и производством дознания в современном уголовном процессе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Departmental control over the organization and production of the inquiry

This article examines recent changes related to departmental control over the organization and production of an inquiry into modern Russian criminal procedure.

Текст научной работы на тему «Ведомственный контроль за организацией и производством дознания»

И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Кг ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ^ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

и

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ

DEPARTMENTAL CONTROL OVER THE ORGANIZATION AND PRODUCTION OF THE INQUIRY

УДК 343.123.1

Д.Н. Рудов,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются последние изменения, связанные с ведомственным контролем за организацией и производством дознания в современном уголовном процессе России.

Ключевые слова: Ведомственный контроль, дознание, дознаватель, орган дознания, начальник подразделения дознания.

D.N. Rudov, the candidate of jurisprudence, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia

Abstract: This article examines recent changes related to departmental control over the organization and production of an inquiry into modern Russian criminal procedure.

Keywords: Institutional control, inquiry, investigator, inquiry body, the head of department of inquiry.

С принятием 07.02.2011 года Федерального закона Российской Федерации № З-ФЗ «О полиции» было окончено формирование системы контроля за организацией и производством дознания в РФ.

Одним из ключевых видов контроля за производством дознания согласно ФЗ «О полиции» является ведомственный контроль, который включает себя контроль со стороны руководителей подразделений дознания за организацией и производством дознания.

Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания в УПК РФ урегулированы впервые. Статья 5 УПК РФ в п. 17 и п. 17.1 определяет круг должностных лиц, наделенных полномочиями начальника подразделения дознания:

- начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

- начальник подразделения дознания -должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения в системе органов внутренних дел, как руководитель специализированного подразделения дознания, существует с 1992 года - на основании Приказа МВД России № 368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно», то есть с момента образования подобных подразделений в системе органов внутренних дел, а именно в службе милиции общественной безопасности. В указанном ведомственном нормативном акте были определены основные процессуальные полномочия данного руководителя по отношению к сотрудникам, находящимся в его подчинении. Вместе с тем, с точки зрения уголовно-процессуального закона начальник

теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

подразделения дознания не являлся участником уголовно-процессуальных правоотношений. Только после внесения изменений в УПК РФ федеральным законом от 6 июня 2007 года № 90 начальник подразделения дознания стал официальным участником уголовно-процессуальной деятельности, а его процессуальный статус закреплен в тексте уголовно-процессуального закона.

Применительно к системе органов внутренних дел начальниками подразделений дознания являются начальники (заместители начальников) отделов (отделений) дознания горрайлинорганов, а также входящих в Управления (отделы) организации дознания МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам Российской Федерации подразделений, специализирующихся на расследовании преступлений.

Известно, что начальник подразделения дознания не является начальником органа дознания. Несмотря на то, что начальник специализированного подразделения дознания находится в административном подчинении у начальника органа дознания, это два самостоятельных субъекта уголовнопроцессуальной деятельности. Начальник подразделения дознания вправе осуществлять предусмотренные законом полномочия только по отношению к сотрудникам, находящимся в его подчинении, то есть к штатным дознавателям.

Начальник подразделения дознания в процессуальном плане независим от начальника органа дознания. Он, так же как и дознаватель, поднадзорен прокурору, который вправе реализовывать в отношении его полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

По отношению к подчиненным ему дознавателям начальник подразделения дознания уполномочен осуществлять ведомственный контроль, состоящий из процессуального и организационного контроля.

Процессуальный контроль осуществляется за уголовно-процессуальной деятельностью дознавателей и регламентируется УПК РФ.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания закреплены в ст. 40.1 УПК РФ, в соответствии с которой начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следствен-

ных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания, так же как начальник органа дознания и дознаватель, согласно ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ вправе возбудить уголовное дело, хотя в ч.1 ст.146 УПК РФ он не указан в числе должностных лиц, уполномоченных принимать данное процессуальное решение (что следует считать браком законодательной техники). Начальник подразделения дознания вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для производства расследования была создана группа дознавателей - полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания в соответствии с ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ уполномочен:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Начальник подразделения дознания наделен правом давать указания о направлении расследования по вопросам выяснения обстоятельств дела, аналогичные тем, что дает прокурор (п. 2 ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ). Однако в отличие от прокурора начальник подразделения дознания не может дать указание о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении дела по подследственности в следственный орган или по подсудности

- мировому судье.

Указания начальника подразделения дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Однако дознаватель в соответствии с ч. 4

теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

ст. 41 УПК РФ вправе обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе предоставить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

В отличие от процессуального контроля, организационный, осуществляемый начальником подразделения дознания, регулируется в ведомственном нормативном порядке. Этот вид контроля отличается от процессуального также способом воздействия на процессуальную деятельность. Процессуальный контроль воздействует на процессуальную деятельность непосредственно, а организационный - опосредованно.

Таким образом, помимо процессуальных полномочий, закрепленных в УПК РФ, начальник подразделения дознания обладает рядом полномочий, закрепленных в ведомственных правовых актах, и, в частности, в Типовом положении об отделе (отделении, группе) дознания отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому району) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейного органа внутренних дел на транспорте, органа внутренних дел в закрытых административных образованиях, на особо важных и режимных объектах, утвержденном приказом МВД РФ от 6 августа 2007 года № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания». В соответствии с данным Положением начальник подразделения дознания:

1) обладает в соответствии с законодательством РФ процессуальными полномочиями начальника подразделения дознания в отношении подчиненных дознавателей;

2) осуществляет руководство деятельностью подразделения и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него задач;

3) поручает дознавателю подразделения дознания рассмотрение в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке заявлений и сообщения о преступлении, а также производство дознания по уголовному делу;

4) организует в пределах компетенции взаимодействие с подразделениями крими-

нальной милиции и милиции общественной безопасности, экспертно-криминалистическими подразделениями, а также с органами следствия, органами, осуществляющими прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

5) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации передает уголовные дела от одного дознавателя подразделения дознания другому, осуществляет контроль за обоснованностью и своевременностью принятия ими процессуальных решений;

6) в порядке, установленном уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации, осуществляет процессуальные полномочия дознавателя;

7) определяет должностные обязанности своих заместителей и подчиненных сотрудников, планирует работу подразделения, осуществляет контроль за выполнением плановых мероприятий;

8) контролирует дежурство дознавателей в следственно-оперативной группе, их работу на месте происшествия по документированию преступлений, по которым предварительное следствие необязательно;

9) проводит оперативные совещания, заслушивает доклады и отчеты подчиненных дознавателей о результатах работы;

10) запрашивает в установленном порядке от подразделений и сотрудников органа внутренних дел сведения и информацию, необходимые для решения задач по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, производству дознания;

11) выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по их устранению;

12) проводит работу по отбору и воспитанию кадров, организует обучение личного состава в системе боевой и служебной подготовки, несет персональную ответственность за состояние дисциплины и законности в подразделении;

13) в установленном порядке вносит предложения:

- о назначении на должность, перемещении, временном отстранении и увольнении сотрудников подчиненного подразделения;

- о представлении отпусков сотрудникам подразделения;

- об обеспечении сотрудников подразделения средствами организационной, криминалистической и вычислительной техники,

TEGPETИЧEГKИE И ПPИKЛAДHЫE АГПЕКГЫ ПPGTИBGДEЙГTBИЯ ПPEГTУПHGГTИ GPГAHAМИ BHУIPEHHИX ДЕЛ

выделении служебных помещений, улучшении условий их труда и быта, социальной защищенности и личной безопасности;

- о применении к сотрудникам подразделения мер морального и материального стимулирования;

14) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Таким образом, начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа

дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Начальник подразделения дознания наделен уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять ведомственный процессуальный контроль и надзор за деятельностью дознавателя, а также самостоятельно осуществлять производство расследования в форме дознания.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СОВЕРШАЮЩЕГО КОРРУПЦИОННЫЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

PERSoNAL CHARACTERISTICS oF THE LAW-ENFoRCEMENT

official committing corruption CRIMES

УДК 159.923.3:35.08:343.353

Л.^ БОЧAPHИKОBA,

кандидат юридических наук, доцент;

K.B. ДИДEHKО,

кандидат юридических наук;

И.А. МИXAЙЛОBA,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье представлены характеристика личности и особенности потреб-ностно-мотивационной сферы сотрудника органа внутренних дел, совершившего коррупционное преступление.

Ключевые слова: анализ, личность, коррупция, органы внутренних дел, возраст, семья, образование.

L.N. Bocharnikova, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

K.V. Didenko, the candidate of jurisprudence, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

I.A. Mikhailova, a candidate of Jurisprudence, the assistant professor, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia

Abstract: The article displays the characteristic of the person and the features of motivational required sphere of the law-enforcement official committed a corruption crime.

Keywords: analysis, person, corruption, law-enforcement bodies, age, family, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.