Научная статья на тему 'Ведомственная галерея А. П. Мельгунова в Ярославле для «Дома призрения, воспитания обучения в нем сирот и неимущих детей» (1784-1790)'

Ведомственная галерея А. П. Мельгунова в Ярославле для «Дома призрения, воспитания обучения в нем сирот и неимущих детей» (1784-1790) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
304
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Касторская Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведомственная галерея А. П. Мельгунова в Ярославле для «Дома призрения, воспитания обучения в нем сирот и неимущих детей» (1784-1790)»

Т.М. Касторская

ВЕДОМСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ А.П. МЕЛЬГУНОВА В ЯРОСЛАВЛЕ ДЛЯ «ДОМА ПРИЗРЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В НЕМ СИРОТ И НЕИМУЩИХ ДЕТЕЙ» (1784-1790)

С именем Ярославского губернатора Алексея Петровича Мельгунова связаны многие изменения в культуре северных городов1. А.П. Мельгунов сделал стремительную карьеру в столице. 28 декабря 1761 года Петр III произвел Мельгунова в генерал-майоры, с февраля 1762 года - в генерал-поручики, в мае того же года назначил членом Особого собрания при императоре. Но вскоре его покровитель был смешен. А.П. Мельгунов, опасаясь опалы со стороны Екатерины II, взошедшей на престол, покидает двор. Но не надолго, в 1764 году А.П. Мельгу-нов назначается Новороссийским губернатором, а через год призывается ко двору, становится сенатором. С 1777 года Мельгунов становится генерал-губернатором Ярославской губернии. Во время правления Екатерины II выполнял важное поручения императрицы, чем заслужил в 1783 году, только что учрежденный орден «Св. Владимира».

В 1768 году по желанию Екатерины II была предпринята попытка создания Кабинета славы всех кавалеров ордена «Св. Владимира» с портретами награжденных. Работа была поручена Д.Г.Левицкому и предназначалась для зала кавалерской думы ордена «Св. Владимира»2. В то время как Д.Г. Левицкому заказали «писать портреты всех кавалеров ордена «Св. Владимира» большого креста», а к 1787 году их было 97. Д.Г. Левицкий избирательно подошел к отбору моделей для галереи, им было выбрано лишь шесть кава-леров3. Один из центральных портретов было изображение А.П. Мельгунова.

В провинциальном варианте поводом для создания ведомстненной портретной галереи было «богоугодное» дело самого А.П. Мельгунова, а именно: создание в Ярославле «Дома для призрения, воспитания и обучения в нем сирот и неимущих детей». В отличие от галереи «кавалеров ордена св. Владимира», идея ее создания была другой, хотя перед глазами А.П. Мельгунова был, вероятно, прототип ансамбля зала Кавалерской думы. По всей видимости, этой аналогией можно объяснить то, что Мельгуновым выбран для реализации замысла - один художник Д.М. Коренев4. Им написаны 17 портретов из 19 представ-

ленных лиц. Поистине, на плечи провинциального художника легла грандиозная задача, ведь его моделями были государственные чиновники, известнейшие люди в Ярославской и Вологодской губернии. Исследователь А.В. Лебедев пишет по поводу Ярославской галереи: «...В данном случае без труда угадывается и конкретный образец, на который ориентировались устроители Ярославского Дома призрения - воспитательный дом в Москве с его портретной галереей»5.

Заметим, данную точку зрения исследователя можно принять только отчасти. Ансамбль созданный в 1765-1773 годах для Московского Воспитательного дома, создавался силами трех художников, двое из которых Д.Г. Левицкий и Ф.С. Рокотов были к тому времени знамениты. Д.Г. Левицким в этой галерее были созданы, правда, с достаточным временным перерывом портреты Б.В. Ухтомского 1765, Н.А. Сеземова 1770-г., П.А. Демидова 1773; Ф.С. Рокотовым в один 1768 год - портреты П.И. Вырубова, С.В. Гагарина, И.Н. Тютчева и Ф.Г Баризьена - портрет Я.А. Шуб-ского 1765 г. Портреты группировались в два триптиха, фланкирующие «сверхполотно», изображавшее главного вкладчика и устроителя Московского Воспитательного дома - П.А. Демидова6.

Необходимо заметить, как в случае со столичным прототипом, где при посредничестве И.И. Бецкого был претворен в жизнь Устав дома, согласно которому опекунов и - при условии определенного денежного взноса - жертвователей - должны были портретировать. Так и в Ярославском варианте - главными персонажами были основные жертвователи и опекуны, то есть в одни ряд попали губернатор А.П. Мельгунов и главный жертвователь - купец И.Я. Кучумов.

В 1786 году 21 апреля был открыт Дом «для призрения, воспитания и обучения в нём сирот и неимущих детей». Он был выстроен на средства и пожертвования ярославского купечества и дворянства. По-видимому, ещё за несколько лет до открытия Дома возникла мысль украсить благотворительное заведение портретами тех людей, кто способствовал построению и учреждению этого дома. Работа началась в 1784 году и была

Д. Коренев Портрет А.П. Мельгунова

поручена ярославскому художнику Д.М. Кореневу, по крайней мере, два первых портрета датируются именно этим годом, остальные же - началом XIX века. Д.М. Кореневым было написано два парных портрета основателей благотворительного дома. Композиции портретов зеркально повторяют друг друга: фигуры даны почти фронтально, на первом полотне в правом верхнем углу свисает драпировка, справа на столе лежит открытая книга, которую изображённый придерживает левой рукой, на втором - драпировка свисает в левом верхнем углу, стол с книгой находится слева, а рука, лежащая на книге, соответственно правая. Интересно, что на первом портрете изображён именитый дворянин, сенатор, президент камер-коллегии вологодский и ярославский генерал-губернатор А.П. Мельгунов7, на втором -

Д. Коренев Портрет ИЯ. Кучумова 1784 год

ярославский купец и заводчик И.Я. Кучумов. Ситуация, при которой пишутся два парных мужских портрета, да ещё вдобавок, когда изображённые представители разных сословий, очень редкая. Но если она возможна, то невольно возникает мысль о единой стилистической и мировоззренческой основе этих произведений.

На сегодняшний день известно семнадцать бесспорных произведений из этой галереи, а, кроме того, ещё четыре, которые можно отнести туда с высокой степенью вероятности. Но практически вся галерея, семнадцать из девятнадцати портретов, создана кистью Д.М. Коренева.

Сама идея открытия подобных заведений принадлежит императрице, в 1760-1790-х годах Екатерина II попыталась создать систему воспитательных образовательных учреждений. Творчес-

кую разработку и практическое осуществление задуманного Екатерина II поручила И.И. Бецкому8. В 1764 году Екатерина II утвердила разработанное И.И. Бецким «генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»9. Задача ставилась грандиозная: «преодолеть суевере веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение». В соответствии с «генеральным учреждением» были открыты: училище при Академии художеств (1764), общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764), с определением для мещанских девиц (1765); коммерческие училища (1772), воспитательные дома - в Москве (1764), в Петербурге (1770), а также преобразованы кадетские корпуса. В данном случае угадывается образец, на который ориентировались устроители Ярославского дома призрения, на выше упомянутый Воспитательный дом в Москве, с его портретной галереей. А галерея при таком заведении совершенно необходима, ибо рассказывает о тех, кто причастен к «богоугодному делу», тем самым связывает деяния с личностью изображённого.

В одном из выпусков ярославского журнала «Уединённый пошехонец», учреждённого в 1786 году, тем же губернатором А.П. Мельгуновым, можно прочесть литературное подтверждение сделанному: «вся поверхность круга зелёного подобна записной большой книге, в которую каждый льстится вписать своё имя... все отличных дарований люди, какого б состояния ни были, желают себе иметь достопамятники и надписи»10. Перед нами характерный пример отражения столичного явления в зеркале провинциальной культуры. Какова же степень достоверности этого отражения. В общекультурном смысле это «калька», но если внимательно проанализировать эти портреты, то оказывается, что художественный образ и пластический язык этих произведений отличается любопытными особенностями.

Портреты Д.М. Коренева находятся в русле старой концепции, хотя они написаны гораздо позднее столичных образцов, модели одеты в парадные мундиры, при всех регалиях, как требовал традиционный репрезентативный портрет. Просветительский тезис из «Уединённого пошехонца» только и остался на бумаге. Провинциальный художник не решается на новации, он рассказчик, повествователь. В портрете А.П. Мель-гунова меньше аллегорий в отличие от демидовского изображения. Кроме книги на столе, у пор-

третируемого мы видим развёрнутую карту Вологодской и Ярославской губерний, а также архитектурный чертёж постройки в стиле раннего классицизма с аттиком и пилястровой разделкой фасада здания, к которому М.П. Мельгунов имел непосредственное отношение. Единственная деталь аллегорического толка - картина, висящая на заднем плане над столом. Эта «картина в картине» - аллегорическая композиция, состоящая из масонских символов - висячее око и храм-ротонда. Здесь Д.М. Коренев вероятнее всего изображал существующую в действительности картину, а не сочинял её, то есть вполне конкретный предмет, говорящий о герое и о представителе определённого социума. А.П. Мельгунов - генерал-губернатор, один из генерал-губернаторов (на карте его наместничество занимает только часть), он благотворитель, один из учредителей Ярославского дома призрения, он масон, один из братства. Везде как бы подчёркнуто один из немногих.

Портрет парный А.П. Мельгунова - купца И.Я. Кучумова, не содержит, за исключением открытой книги на столе предметов, рассказывающих о деятельности модели. Единственное, что мы знаем о его огромном денежном вкладе: «узнав благонамеренное заведение в здешнем городе сиротского дома, дал в построение около 2000 рублей, но ревность его к благотворениям не осталась ещё при сём потушенною, он уделил. 2000 рублей, в капитал сего дому без возврату»11.

Следует отметить, что если в портрете и нет желания приподнять завесу над делами И.Я. Ку-чумова, то нет в нём и никакой ложной стыдливости. Изображённый достойно несёт своё купеческое звание, совсем не пытаясь скрыть свою социальную принадлежность. В купеческом кафтане он не менее величественен, чем одетый в мундир губернатор А.П. Мельгунов.

Вторая половина XVIII века в России, особенно в северных и верхне-волжских городах, где купечество подчас играло первую скрипку в общественных и экономических делах города, самосознание купеческого сословия не противостояло идеалам аристократического меньшинства. Но, тем не менее, зритель меньше почерпнет информации о купце И.Я. Кучумове, чем о предводителе ярославского дворянства А.П. Мельгунове. Пока ещё бытует средневековое представление

о «благородных» и «неблагородных» занятиях, где «государева служба» относится к первой, а тор-

говля - ко второй. При этом изображения представителей различных сословий обладают общностью мироощущения, единой значимостью. Кроме того, портреты несут общую морализаторскую направленность, раскрытую через тексты в книгах. В обоих случаях это «Новый завет», словами которого основатели приюта обращаются к настоящим и будущим поколениям, которым суждено пребывать в благотворительном Доме12. Это как бы две части одного нравственного завещания: первая, призывающая «не презирать ни одного из малых сих», предназначена для воспитателей; вторая предписывает «повиноваться наставникам... и быть покорными», относящаяся к воспитанникам.

Просветительские установки заказчиков портретной галереи Дома призрения реализовывались в работе Д.М. Коренева схемой парадного портрета. Основное для этих двух портретов явилось не величие героев, а величие их поступков.

Не только А.П. Мельгунов и И.Я. Кучумов принимали участие в «богоугодном деле», но и другие ярославцы, хотя их вклад не сопоставим с остальными, поэтому только два портрета изображены в рост по отношению к остальным по-грудным. Принцип, в соответствии с которым портретный ансамбль организовывался по «конкретным заслугам» моделей, был проведён в жизнь столь последовательно, чем пересилил принцип «сословной иерархии»: в «верхней» части здесь оказался купец, а в «нижней» - губернское дворянство.

В малых портретах из этой галереи все персонажи практически одинаковы: одеты в синие дворянские мундиры с чёрными обшлагами и серебряными пуговицами. Единственное исключение составляют награды, индивидуальные для каждого из представленных. Фигуры на портретах имеют погрудный срез и трёхчетвертной поворот вправо или влево, все работы имеют один размер, примерно 65х50 см. Вероятно однотипность портретов была оговорена в условиях заказа. Подтверждением этому служит то, что неизвестный мастер I половины XIX века при написании портрета А.О. Кожина, предводителя дворянства Ярославской губернии, в точности повторил кореневскую манеру и стиль, пополнив галерею ещё одним пор-третом-близнецом13.

Особенностью галереи в Ярославле можно объяснить неординарностью породившего его

начинания. С другой стороны, любая галерея в чем-то утилитарна, призвана решать определенные практические задачи. В этом смысле комплекс портретов из Ярославского приюта -характернейшее порождение русской культуры

II пол. XVIII века. В эту эпоху, провинция, как правило, идет вслед за столицей, получает оттуда творческий импульс и готовую культурно-художественную формулу, но при этом адаптирует их к местным условиям. На примере портретов ярославских благотворителей, очевидно, что провинциальное искусство - отнюдь не «худший вариант» искусства столичного. Оно ориентировано на последнее, но не тождественно ему. Искусство провинции, несомненно, имеет собственное лицо, по-своему интересное и привлекательное.

Примечания

1 Фортунатов Ф.Н. Заметки и дополнения вологжанина об А.П. Мельгунове // Русский архив. - 1865. - №>12. - С. 934.

2 Д.Г. Левицкий не закончил работу над портретами, ее объем был велик. В незаконченном виде она находилась до 1803 года в Академии Художеств, откуда были выданы некоторые портреты художнику для завершения. Затем до 1826 года портреты находились в Кабинете его императорского величества, до 1853 года - в Эрмитаже, откуда были переданы в Гатчинский дворец.

3 См.: Кузнецов С. О. Серия портретов владимирских кавалеров Д.Г. Левицкого. Из истории создания и бытования произведений // Д.Г. Левицкий. 1735-1822: Сб. научных трудов / Науч. ред. Г.Н. Голдовский. - Л., 1787. - С. 78-87.

4 Коренев Дмитрий Михайлович (1747 - около 1810) - живописец, портретист. Жил и работал в Ярославле. Учился живописи по-видимому у местных мастеров. Состоял в 3-й гильдии среднего купечества, но торговлей не занимался. Создал большое число портретов ярославских жителей разных сословий. Учеником Д.М. Коренева был его сын Дмитрий Дмитриевич (1786 - около 1848), ставший художником и преподавателем в Ярославле.

5 ЛебедевА.В. Тщанием и усердием: Примитив в России XVIII - сер. XIX века. - М., 1998. - С. 75.

6 Прокофий Акинфиевич Демидов (17101786) - старший сын крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова. Учился в Гамбурге. Не служил. Имел чин действительного стат-

ского советника, полученный на благотворительную деятельность. Основал Московское коммерческое училище, известен многочисленными пожертвованиями на Московский университет и миллионными вкладами строительства Московского Воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял. Был знаменит своими чудачествами, что вызывало негодование Екатерины II, отзывавшемся о нем как «дерзком болтуне». С увлечением придавался занятиям ботаникой, очень любил певчих птиц. Эта сторона деятельности П.А. Демидова, подчеркнута аксессуарами в портрете. П.А. Демидов умер в Москве и был похоронен в Донском монастыре.

7 Мельгунов Алексей Петрович (1722-1788) воспитывался в Сухопутном шляхетском корпусе, был камер-пажом при дворе Елизаветы Петровны, при Екатерине II назначен Новороссийским губернатором, затем сенатором и президентом камер-коллегии, с 1777 года был Ярославским и Вологодским генерал-губернатором. Открыл в Ярославле народное училище и сиротский дом. При нём в Ярославле была масонская ложа. В 1786-1787 годах издавал литературный журнал «Ежемесячное сочинение “Уединённый пошехонец”».

8 Иван Иванович Бецкой (1704-1795), в 17601770-х годах проводил политику Екатерины II в об-

ласти «воспитания обоего пола юношества». Сам получил не плохое образование, много читал, путешествовал. На его педагогические взгляды оказали влияние Дж. Локка, Ж. Руссо. Его фамилия образовалась путем отсечения первого слога от фамилии его отца князя И.Ю. Трубецкого. Бецкой был его внебрачным сыном, родился в Столгольме, где Трубецкой находился в плену (взятым при Нарвском поражении).

9 Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, с прочими в пользу общества установлениями Т. 1. -СПб., 1789.

10 Уединённый пошехонец. - 1786. - С. 478-479.

11 Уединённый пошехонец. - 1786. - С. 352.

12 Текст в книге А.П. Мильгунова: Евангелие от Матфея, XVIII, 5, 10-11; XXIV, 45-47 (на церковно-славянском языке), текст в книге на портрете И.Я. Кучумова; Послание к евреям Ап. Павла, XIII, 14-20 (на церковно-славянском языке).

13 Кожин Александр Осипович (1747-1823) -коллежский советник (с 1801) в 1787-1793 - предводитель дворянства Мышкинского уезда, в 17931804 - предводитель дворянства Ярославской губернии. Ярославские портреты XVIII-XIX веков. Каталог выставки. - М., 1980. - С. 31.

Научные труды преподавателей, поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова

Субетто А.И. XXI ВЕК: СУДЬБА РОССИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЧТО НЕСЕТ ИМ БУДУЩЕЕ? - СПб., 2007. - 49 с. ISBN 5-7591-0789-5.

В работе на основе анализа ряда статей в газете «Завтра» за 2006 год и начала 2007 года, посвященных проекту «Пятой империи», предлагаемой коллективом газеты во главе с А.А. Прохановым, а также теоретической системы Ноосферизма и Ноосферного Социализма, показывается, что проект «Пятой империи» -основная ловушка для идеологии XXI века в России, что единственный общественный идеал - это ноосферный социализм, Ноосферная Россия и Миссия России в XXI веке - возглавить движение человечества к ноосферной форме Бытия, к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта ^^^образовательного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.