Научная статья на тему '«Вечные проблемы» философского диалога'

«Вечные проблемы» философского диалога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
981
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ / МЫСЛЬ И ЯЗЫК / ПОНИМАНИЕ / PHILOSOPHICAL CULTURE / PHILOSOPHICAL DIALOGUE / THOUGHT AND LANGUAGE / UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фомина Марина Николаевна

Статья посвящена вопросам формирования философской культуры. Автор делает анализ понятия философской культуры. Философская культура культура понимания, культура диалога. «Вечные истины» рождаются и существуют в диалоге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Eternal Problems" of Philosophic Dialogue

Article deals with issues of formation of philosophical culture. The author analises the concept of philosophical culture. Philosophical culture is the culture of understanding, culture of dialogue. «Eternal truths» are born in the dialogue and exist in it

Текст научной работы на тему ««Вечные проблемы» философского диалога»

УДК 31

Фомина Марина Николаевна

Marina Fomina

«ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ» ФИЛОСОФСКОГО ДИАЛОГА

"ETERNAL PROBLEMS" OF PHILOSOPHIC DIALOGUE

Статья посвящена вопросам формирования Article deals with Issues of formation of philosophi-философской культуры. Автор делает анализ cal culture. The author analises the concept of philoso-

понятия философской культуры. Философская phical culture. Philosophical culture is the culture of

культура - культура понимания, культура диало- understanding, culture of dialogue. «Eternal truths» are

га. «Вечные истины» рождаются и существуют в born in the dialogue and exist in it

диалоге

Ключевые слова: философская культура, философ- Key words: Philosophical culture, philosophical dialogue, ский диалог, мысль и язык, понимание thought and language, understanding

Философская культура раскрывает ценностно-нравственные ориентации личности и намечает поиск смысла жизни. Она деятельна, активна, располагает к философствованию. Ей необходим не просто слушатель, а участник со-мыслия, т.к. по своей природе она диалогична.

Философская культура личности оформляется на уровне взаимосвязи личности и обстоятельств, которые определяют смысловую заданность его поведения. Благодаря этому, возникают вопросы: почему человек думает; почему сомневается в настоящем; почему стремится познать смысл жизни. Эти вопросы, будучи различны по природе, не имеют предела. Но у них есть общее — они возникают в момент неудовлетворенности настоящим ходом событий, а жизнь дополняет к этому альтернативные позиции, дихотомичность добра и зла. Если в данной ситуации приоритет остается за личностью - рождается философ, если за обстоятельствами - конъюнктурщик.

С рождением философа происходит по-

ворот в прошлое. От Геродота в европейской культуре и Конфуция в восточной — к современности. Мыслители черпают идеалы в прошлом, полагая, что там остался золотой век, т.к. неудовлетворенность действительностью определяет поиск пути, благодаря которому человек способен осознать в себе человеческое. Это обусловлено тем, что философская культура личности вмещает в себя необъятное

— прошлое, настоящее и будущее. Она не дает забыть «былую жизнь», постоянно обращаясь к ней, стремится решить проблемы настоящей: философская культура воскрешает былое, реконструируя его на новом культурном уровне. Поэтому приобретая «новую жизнь», философская мысль направлена в будущее. О. Шпенглер замечает по этому поводу, что великие вопросы эпохи отнюдь не постигаются в контексте преходящего. «Что должны означать понятия «природа» и «дух»... для душевной стихии индуса и русского? Что общего у Толстого... с Данте; что общего у какого-нибудь японца с Парсифалем и Заратуст-

рой, у какого-нибудь индуса с Софоклом?» [1; С. 154]. Философ определяет общность как природу философского знания, которая позволяет в разных философских измерениях говорить «на одном языке», т.к. каждая философская система представляет собой самостоятельную, философско-нравственную ориентацию формирования человеческого в человеке.

Философская культура, создавая новое мировоззрение, взглядом охватывает временной промежуток для постижения не столько настоящего, сколько будущего. Так, в своей последней речи Сократ говорил, обращаясь к афинянам, что они лишаются голоса правды, осудив его на смерть. Здесь проявляется то, что для мыслителя взгляд в прошлое — это постижение будущего. Точка пересечения прошлого и будущего говорит о том, что философская культура исторична, т.к. она разделяет не судьбу своего времени, а участь истории. Поэтому можно сказать, что она обладает «каким-то вечным и неизменным предметом», в котором «великие вопросы во все времена суть одни и те же» [1; С. 176], хотя всегда присутствует надежда, что на них рано или поздно будет найден ответ.

Есть ли вечные истины? Если каждая эпоха предлагает свои проблемы и мужественно ищет пути их решения, то что в этом «вечного»? О. Шпенглер отметил, что в философии человек обретает свое лицо. И чем значительнее человек, тем истиннее философия. Он по-немецки лаконичен и точен: «Нет ничего проще, чем обосновать систему на фоне отсутствующих мыслей. Но даже превосходная мысль мало чего стоит, если ее высказывает тупица. Только жизненная необходимость определяет ранг учения» [1; С. 177], поэтому носитель философской культуры - мыслитель, тем и отличается от всех, что он наиболее зорче и конкретнее видит суть настоящего, в котором преломляется прошлое и прогнозируется будущее.

Философия, в отличие от других гуманитарных наук, акцентирует в лоне своего понимания проблемы «вечного звучания», которые

передают стремление человека познать не столько вечность, сколько себя. Отсюда проблема преемственности состоит в том, что каждый философ воспринимает и переосмысливает созданные раннее духовные ценности через призму своего понимания: через взгляд личности философа преломляется видение не фактов действительности, а философии, где личное и индивидуальное проецируется. По этому поводу теоретик философии преемственности Э. Баллер отмечал, что «преемственность — это связь между различными этапами или ступенями развития... Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает устойчивость целого» [2; С. 294]. Поэтому можно отметить, что настоящее является точкой пересечения, в которой прошлое одновременно существует с будущим, за счет чего достигается не только устойчивое развитие целого, но и обогащение его новым ценностно-нравственным содержанием.

Философская культура располагает к соучастию. Ведь если говорить о преемственности на уровне культурных факторов, то речь может идти об обычаях, традициях, о специфических особенностях художественного мастерства и т.д. В лоне философской культуры мы сталкивается с ожиданием открытия, возбуждающим наше воображение, проникаем в тайну индивидуального бытия, постигая мысль другого. Мы становимся участниками (или соучастниками) со-мыслия: чужая мысль приобретает новое звучание и через нее открывается нам не просто отвлеченный кто-то, а — «Ты» - как мой собеседник, как мой учитель. «Ты» рядом, «Ты» даешь мне возможность ощутить мысль. Мы находим в словах мыслителя других эпох Себя и через Него, прежде всего, открываем себя для Себя. Происходит процесс не только принятия иной философской культуры, но и ее творца. Со-мыслие имеет одну особенность: открывая себя в «чужой мысли», мы не только даем новое рождение прошлому, но и творим будущее со-мыслие.

Полнота человеческого начала в чело-

веке была представлена как в историческом прошлом, так и в современности благодаря решению «вечных проблем». Как замечает В. Библер, произведения «Илиада», «Гамлет» и Библия — вечные произведения нашей современности. Но «вечные проблемы» оформляют и облик философии как «вечной». Поэтому «вековечность записных тетрадей человечества свойственна. философии. потому, что она свойственна потенциям современного Разума» [3; С. 9], что дает основание сказать -философская культура — вечное в настоящем.

Будучи универсальной, философия прибегает к методу диалогического размышления. Древняя философия показала, что человек приобретает человечность в себе самом, будучи в непосредственном диалоге с другим человеком. Язык хранит не только память веков, но и обращенность к партнеру по диалогу. За счет него достигается не только обмен мыслями между людьми, но и передача знаний от поколения к поколению, что позволяет заметить - диалог предполагает формирование нового планетарного мышления. В данный момент есть необходимость добавить — мышления будущего. А так как философская культура реализуется и существует только в диалоге, то диалог — это и процесс, и результат бытия философской культуры. Следовательно, диалогический метод позволяет проследить, как в философских концепциях и системах конкретного мыслителя консолидируются идеи предшественников, как вырабатывается стиль мышления, благодаря чему «старые идеи» приобретают новое звучание. Поэтому «диа-философия», или философская культура, является залогом человеческого бытия — пока человек не утратил способности мыслить, он будет стремиться к диалогу.

Диалогичность философской культуры раскрывается через «перекличку» во времени и пространстве различных философских образов. «Такое композиционное эхо стягивает отдаленные фрагменты (голос доносится через продолжительные лакуны и пустоты) в единое, хотя и очень странное произведение, в кото-

рое «вставлены», вточены другие, столь же самостоятельные произведения-фрагменты... все это характерно для того онтологического диалогизма (выделено мной — М.Ф.) мысли и бытия, что насущен в жизни людей», — писал В. Библер по поводу философского произведения Поля Валерии [3; С. 10]. Мы же обратились к этим словам ввиду того, что они адекватно отражают суть философской культуры, которая существует только и благодаря только диалоговому пространству.

Культура по своей природе глубоко сим-волична и вечна. Благодаря этому, возникает некий «круг понимания» — круг духовного диалога эпох и народов, поэтому философская культура является не только духовным источником мудрости, но и «почвой» для «вновь рожденной» мысли. Диа-философия предполагает информационный обмен не только между современниками, но и между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. По этому поводу М. Мамардашвили заметил, что если бы все процессы шли только в одном направлении, от жизни к смерти, и никогда не было бы обратного движения, мир выродился бы в хаос.

Можно заметить, что информация на уровне духовного бытия несет ценностно-ориентирующую, нравственно-этическую предопределенность, т.к. она личностно определенна и ценностно значима для человека. Поэтому в философии нет случайных знаний — это результат интеллектуального и духовного поиска. Таким образом, философская культура

— это осмысление происходящего, определение доминирующих тенденций морального облика времени. В различных культурах путь становления философской культуры один — от осмысления действительности к прогнозированию будущего.

Природа онтолого-диалогической картины философской культуры может быть представлена, например, на философском творчестве нескольких мыслителей. Их мысль направлена на постижение действительности с одной целью — помочь человеку обрести человеческое. Их знания реализуются в нравст-

венно-ценностных императивах. Язык философии помогает им не только выразить мысль, но и обрести слушателей. Они не считают себя гениями эпохи и философии. Они предлагают осознать результаты своего «эксперимента» другим. Они прошли этот путь — путь приобретения Себя. Это американский философ, просветитель Генрих Торо, европейский гуманист Альберт Швейцер, великий русский писатель и человек Лев Толстой, дорамба-лама Эрдыни-Хайбзун Галшиев. Они являются представителями разных культур. У каждого своя философская система. Но у них есть общее — в стремлении выйти за пределы эмпирического существования и понять свое предназначение - они прошли один путь. Беспокойство, вызванное неудовлетворением действительностью, направляло их философскую мысль не только на поиск выхода, но и на возможность воплощения своей мысли через «Я».

Когда человек находится в разногласии с самим собой, он делает попытку или найти компромисс, или найти выход из душевного тупика. Борьба между «Я» и «Я-2» — между внешней и внутренней сущностью порой обусловлена тем, что «Я-2» недоволен тем, что делает «Я» и наоборот. И чем больше возникает конфликт между двумя сторонами, тем больше человеческое проявляется в человеке: он испытывает, с одной стороны — недовольство, а с другой — страдание. Достигнув этого состояния, человек осознает, что его жизнь приобретает смысл. Возможно, что подобная коллизия происходила и с Гаутамой, который, прежде чем стал просветленным, прошел длительный путь поиска себя. Это и путь русских святых. Чтобы приобрести себя, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский пошли не путем изменения внешних форм жизни, а слушая голос сердца и совести. Они формировали свой облик, не думая, что совершают тем самым духовный подвиг. Исходя из этого, можно не согласиться с позицией Карла Маркса, что прежние философы лишь стремились объяснить мир. Как в этом случае объяснить поиск Конфуцием достойного пра-

вителя, стремление Сократа «разбудить» афинян, попытку Платона утвердить законы его «Государства» в Сиракузах, «Никомахову этику», написанную Аристотелем для Александра Македонского. Примеров, альтернативных марксовому положению, можно найти много. И дело не в количестве. Дело в том, что философ - это человек, обеспокоенный жизнью другого. Он не дает рекомендаций как жить и как изменить ситуацию «с сегодня на завтра», он дает возможность человеку задуматься о себе.

Жизнь и мысли философа неотделимы друг от друга. Он живет, чтобы думать, т.к. по-другому не может. Он думает, чтобы жить, т.к. другого варианта для него не существует. Он жизнью проверяет ценность своих философско-этических систем. Он, прежде всего, в своих глазах не может потерять веру в себя. Его выбор жизненных систем не случаен. Торо уходит в лес не от жизни, а за тем, чтобы познать ее. Швейцер меняет благополучие и мировую известность на африканскую деревушку, потому что иначе поступить не может. Граф Толстой в 50 лет пересматривает свои жизненные устои и начинает заново жить. Может ли каждый человек идти этим путем? Может. Духовные поиски и моральная неудовлетворенность характеризуют мыслящее существо. Но каждый идет своим путем приобретения и потерь. На этом пути происходит становление философской культуры. Ее нельзя навязать, ее нельзя предложить, ее нельзя сформировать. Ее становление — это не насильственный процесс. Она формируется сама. Она имеет культурные корни и почву, на которой взращивает мысль будущего. Историческая почва — менталитет. Исторические корни философской культуры — картина мировидения. Ее настоящее — озабоченность и обеспокоенность будущим. Ее будущее — обращение к прошлому.

Философская культура, как было отмечено, оформляется на уровне взаимосвязи прошлого и настоящего. Прошлое в данной ситуации воспринимается как «сказанное», «мыслимое». Настоящее — как «со-мыслие».

Литература

1. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенг- тии культуры / Э.А. Баллер. - М.: Наука, 1969.

лер. - М.: Прогресс, 1993.

3. Библер В. На гранях логики культуры / В.

2. Баллер Э.А. Преемственность в разви- Библер. - М.: Высшая школа, 1999.

Коротко об авторе_

Briefly about the author

Фомина М.Н., д-р филос. наук, профессор, проректор по M. Fomina, Doctor of Philosophy, Professor, Vice-rector

инновационному образованию, Читинский государствен- (Innovative Education), Chita State University

ный университет (ЧитГУ) marf 05@mail.ru

Научные интересы: философский диалог, философская Areas of expertise: philosophical dialogue, philosophical

культура личности culture of personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.