Научная статья на тему 'ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?'

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
620
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / БЕССМЕРТИЕ / ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ / ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ / ИНСТИНКТ ЖИЗНИ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КИБОРГ / МОЗГ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ БЕССМЕРТИЕ / ЭНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тайгунова Т.В.

Во все времена одним из фундаментальных мировоззренческих вопросов был вопрос бессмертия, человечество мечтало о нем, искало пути достижения. Возможна ли вечная жизнь? Является ли смерть естественным её продолжением? Если вечная жизнь возможна, то в какой форме существования? Есть ли смысл в бессмертии и нужно ли оно человеку? Эти вопросы сегодня как никогда будоражат человечество на фоне кризиса религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETERNAL LIFE - A MYTH OR REALITY?

At all times, one of the fundamental worldview issues was the question of immortality, humanity dreamed of it, was looking for ways to achieve. Is eternal life possible? Is death a natural continuation of it? If eternal life is possible, then in what form of existence? Is there any meaning in immortality and does it need a person? These questions today more than ever excite humanity against the background of the crisis of religion.

Текст научной работы на тему «ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

обладательницей сертификата на выплату, ей может быть выделена дополнительная субсидия в размере не менее 5% в том случае, если в семье родился или был усыновлен ребенок после выдачи свидетельства. Расчет в таком случае включает в себя социальную норму общей площади жилья (всегда 8 кв.м.) и нормативная стоимость общей жилой площади по муниципальному образованию.

Таким образом, стратегическая поддержка молодых семей имеет важное значение для государства, поскольку является основой общества и государства. Решение жилищного вопроса также поспособствует улучшению демографической ситуации. Как мы могли видеть, на региональном уровне, в силу ограниченности денежных ресурсов, зачастую требования к предоставлению субсидий выше, чем это установлено в федеральной программе.

Использованные источники:

1. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 08.07.2014 г. №21-П «По делу о проверке конституционности подп. «Г» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной». // Вестник КС РФ. 2014. №6.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» // СЗ РФ. 2011. №5. Ст. 739.

3. Постановление Правительства Республики Бурятия от 2 августа 2013 г. №424 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» // Бурятия. 2013. №93.

УДК 128+129

Тайгунова Т. В. аспирант 2 курса кафедра философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический Университет им. В. П. Астафьева Россия, г. Красноярск «ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ — МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

Аннотация: Во все времена одним из фундаментальных мировоззренческих вопросов был вопрос бессмертия, человечество мечтало о нем, искало пути достижения.

Возможна ли вечная жизнь? Является ли смерть естественным её продолжением? Если вечная жизнь возможна, то в какой форме существования? Есть ли смысл в бессмертии и нужно ли оно человеку? Эти вопросы сегодня как никогда будоражат человечество на фоне кризиса религии.

Ключевые слова: Жизнь, смерть, бессмертие, цифровое бессмертие,

вечная жизнь, инстинкт жизни, интеллект, искусственный интеллект, киборг, мозг, компьютеризация, социальное бессмертие, энергия.

Taygunova T. V.

Post-graduate student Department of Philosophy, sociology and religious studies Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev

Russia, Krasnoyarsk «ETERNAL LIFE - A MYTH OR REALITY?»

Abstract: At all times, one of the fundamental worldview issues was the question of immortality, humanity dreamed of it, was looking for ways to achieve.

Is eternal life possible? Is death a natural continuation of it? If eternal life is possible, then in what form of existence? Is there any meaning in immortality and does it need a person? These questions today more than ever excite humanity against the background of the crisis of religion.

Keywords: Life, death, immortality, digital immortality, eternal life, life instinct, intelligence, artificial intelligence, cyborg, brain, computerization, social immortality, energy.

В современном обществе существует два противоположных взгляда на смерть — полное табуирование вопроса и нездоровый интерес. В архаической культуре (10 — 50 тыс. лет до н. э.) смерть не была трагедией, ее воспринимали, как уход души из тела. Душа «улетала» подобно птице для того, чтобы сменить место существования, перенесясь в загробный мир. Предки славян считали, что в загробном мире человек существует так же, как и на Земле, не меняя жизненного уклада. Этот факт подтверждают найденные в захоронениях вещи, используемые в земной жизни — от предметов домашней утвари до продуктов питания, что обозначало безусловную веру в то, что они будут необходимы покойному и «на том свете». Погребальные обряды — еще одно свидетельство веры в загробную жизнь праславян. Интересен тот факт, что иногда похоронные обряды проводили в качестве «игры», такие ритуалы были предназначены не только для преодоления страха смерти, приучения к ней, но и зачастую содействовали поиску второй половины. У наших предков не было посмертного суда, а усопшие делились на две части — покровителей живых и упырей.

Древние греки считали, что существует загробная жизнь, которая не подразумевает прекращения сознания и бытия, а только телесно-чувственной формы существования. Единственное, чего лишались души умерших — разум. Бессмертны только герои и боги. Пифагор верил в переселение душ и их бессмертие. Сторонник атомистического воззрения Демокрит отрицал бессмертие души, что говорит об отрицании им загробной жизни. Сократ и Платон также были приверженцами теории об обретении бессмертия душ путем их переселения в разные тела. Это учение опровергал Аристотель, считая, что души делятся на три вида и только один из них

живет вечно.

В средневековой философии вместо веры в переселение душ появляется вера в их воскресение. Теперь каждый праведник после смерти окажется в Царстве Божьем. Жизнь на Земле — кратковременное пребывание, после нее будет вечная жизнь в раю. Для Бога не важно твое происхождение, перед ним все христиане равны. В христианском мировоззрении земная жизнь не что иное, как подготовка к жизни вечной. Однако, смерть не заканчивает существование, а меняет его. Умершего человека ждет два суда — сразу после смерти и Страшный суд в конце времен (при втором пришествии Христа), перед которым произойдет воскресение мертвых. Вся жизнь христианина сопровождалась стремлением попасть в царствие небесное.

Формирование политического мессианизма на рубеже ХХ века, курс на осуществление мечты о всеобщем счастье характерен для духовного поиска русской интеллигенции. В начале ХХ века мировоззрение радикальной интеллигенции стало доминирующим, победив христианское. ХХ век принес атеистическое понимание природы Вселенной и места человека в ней. За всю историю человечества он стал одним из самых жестоких и кровопролитных. Произошло грандиозное столкновение марксизма, атеизма, христианства. Конец ХХ века ознаменован «кризисом социалистической идеологии и ее системы ценностей». Высокая криминализация общества и социально-экономическая нестабильность породили не только новую волну самоубийств, но и феномен терпимого отношения к суициду, что было бы нереально в христианском обществе. Сегодня суицид помолодел (один из опасных возрастов 15 лет). В числе причин, приведших к нему, называют урбанизацию, «страх перед цивилизацией», ослабление института семьи и «заразительность» феномена самоубийства. Интересен феномен «религиозной болезни», описанной У. Джеймсом. Ей подвержены образованные и думающие люди, которые не могут найти адекватных ответов на поставленные религиозные вопросы. Часто, даже сохраняя себе жизнь, духовный человек умирает психологически, не имея надежной опоры в век рационализма в своих размышлениях о бренности бытия. Явление «психологической смерти» -область экзистенциальной философии.

Одной из самых спорных и тяжелых проблем нашего времени является проблема эвтаназии. Является ли человек, которого искусственно держат в переходном состоянии между жизнью и смертью в полной мере человеком? Благодаря прогрессу и высокоразвитой медицине, таких людей в медицинских учреждениях развитых стран становится все больше. Из века в век жизнь в любом проявлении считалась абсолютным благом. Теперь же появился вопрос — в любом ли состоянии жизнь предпочтительнее смерти? Имеет ли право другой человек брать на себя роль творца, принимая решение об отключение больного от аппаратов, будь то родственник или врач, исполняющий данную волю? Не случайно в биоэтике появилось

понятие «право на смерть». Несмотря на самые мучительные страдания человека, большинство религий выступают решительно против эвтаназии, что не удивительно, ведь в христианстве, например, страдания даны по нашим грехам, либо же они являются испытанием любви к Богу. «Может ли убийство быть моральным долгом? К сожалению, жизнь всегда отнимают (ни в одном отношении, так в другом). Все темы биоэтики, так или иначе, выстраиваются вокруг проблемы отнятия жизни (включая лишение возможности жить), что и позволяет выработать относительно законченную дефиницию данной науки, а затем рассмотреть уход из жизни как выражение отношения человека к другим людям, к обществу, к окружающей природе» [7, с. 120-127].

Еще Л. Н. Толстой писал, что истинная жизнь — это любовь к труду и самоусовершенствованию; подчинение животной личности закону разума; жизнь по религиозным канонам и стремление к личному благу. Он утверждал, что «жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти» [11, с. 16]. С этим трудно поспорить и в наши дни. Ведь умы современных ученых вопрос бессмертия волнует нисколько не меньше, чем античных или средневековых. Более того, благодаря тому, что достижения медицины, генетики и прочих наук настолько высоки, что, возможно, недалек тот день, когда настанет решение вопроса бессмертия.

С каждым годом ученые достигают все нового прогресса в борьбе с болезнями, что выражается в поступательном увеличении продолжительности жизни в цивилизованных странах, что является несомненным благом. Еще И. Мечников писал о том, что «старость наша есть болезнь, которую нужно лечить, как всякую другую» [6, с. 13]. По самым скромным прогнозам через 40 лет средняя продолжительность жизни в передовых странах увеличится до 120 лет (а по некоторым данным и до 150 лет). Конечно же, это не решает проблему бессмертия, но, тем не менее, приближает к ней. И встает вопрос: если ученые смогут победить болезни, продлить жизнь тела, смогут ли они предотвратить необратимые процессы, которые происходят в человеческом мозгу? Если последняя проблема не решаема, то перспектива выглядит весьма печально: множество физически здоровых людей, страдающих умственными отклонениями. Стоит ли в таком случае игра свеч? Если же решить проблему необратимых изменений в мозгу, то это может существенно изменить демографическую картину в развитых странах, где большинство населения будет в возрасте от 60 до 150 лет (с учетом низкой рождаемости в цивилизованных странах). С другой стороны, еще в начале ХХ века репродуктивный женский возраст заканчивался в 30 - 32 года, еще вчера женщин, впервые становящихся мамами после 25 называли «старородящими», а сегодня никого не удивляют многочисленные случаи рождения детей (и часто первых) в 40, а то и 50 лет, причем, не только благодаря процедурам ЭКО или ИКСИ, но и в естественных циклах. Если уже сегодня многим бездетным парам доступны программы ЭКО, еще 20 лет назад казавшиеся чем-то из ряда фантастики,

то, возможно, близок тот момент, когда, благодаря достижениям генетики, можно будет «выводить» людей с определенными параметрами. Выбирать можно будет не только внешние черты ребенка, но и его внутренние качества. И вновь вопрос — насколько можно вмешиваться в этот божественный процесс и к чему это приведет?

В 1913 г. И. И. Мечников писал об «инстинкте жизни». Он полагал, что последний слабо развит в детстве и юношестве (он доказывал это тем, что молодые люди часто склонны к неоправданному риску), силен в зрелом возрасте и старости, так как зрелый или старый человек может наслаждаться жизнью, получая удовольствие от прожитого опыта. В глубокой старости, по его убеждению, происходит угасание инстинкта жизни и человек уже готов к смерти. Как мы видим, Мечников не был апологетом смерти, считая ее естественным жизненным финалом, но при всем при этом он писал, что человек должен жить гораздо дольше, будучи в хорошей физической форме, но, тем не менее, приходить к естественному концу (смерти). Преждевременное старение он считал следствием дисгармоний.

Одним из приоритетных направлений в творчестве В. М. Бехтерева был вопрос бессмертия. Он рассматривал проблему бессмертия человеческой личности, как научную проблему и считал, что смерти нет и это можно доказать логически. Бехтерев писал, что «...если нет бессмертия, то в жизни нет и морали». Сегодня трудно поверить, но ученые долгое время сомневались, что умственная деятельность человека связана с мозгом. Бехтерев посвятил изучению мозга всю жизнь, он знал, что мозг обеспечивает мышление, мысль и мозг неотделимы друг от друга. Мозг — область взаимодействия материального и идеального миров. Ученый полагал, что мысли — материальны. Опираясь на труды Майера и Гельмгоца, он пришел к выводу, что мысль — одна из разновидностей энергии. «... в лице Майера и Гельмгоца наука обогатилась одним незыблемым законом — законом постоянства энергии. Этот закон гласит, что энергия может подвергаться превращению из одного ряда в другой, но она не тратится и не убывает» [3]. Если же духовная жизнь — энергия, то по закону сохранения энергии она не может исчезнуть. «Нервно-психическая деятельность как выражение энергии, заимствуемая человеком по праву рождения от родителей и накопляемая им в течение жизни, благодаря превращению в нервный ток внешних энергий, действующих на воспринимающие органы, и в следствие тех внешних проявлений, которыми она характеризуется, имеет все условия для распространения от одних лиц к другим и для передачи из поколения в поколение» [3]. Человек, другими словами, рассеивает энергию. Любая психическая деятельность — проявление мировой энергии, которая перетекает от человека к человеку и не может исчезнуть, согласно закону сохранения энергии. Все эти умозаключения привели к появлению термина «социальное бессмертие». Круговорот энергии происходит из поколения в поколение посредством взаимовлияния, продолжающегося даже после смерти отдельной личности.

Жизнь, по Бехтереву, «как и весь мир не есть покой, а беспрерывное движение и деятельность» и «необходимо жить так, чтобы оставалось сознание не бесплодно прожитой жизни и нужно быть в постоянной готовности умереть» [3].

Перед лицом опасности интеллектуальные способности человека невероятно активизируются. Простой пример: истощение биоресурсов Земли и увеличение количества людей способствуют всплеску интеллектуально-ментальной сферы, интенсификации деятельности. Другими словами увеличение биомассы способствует возрастанию «серого вещества», а значит научной, культурной, технической и прочей силе. По мнению С. Оганесяна «именно с помощью своего интеллекта и своей ментальности, человечество достигнет того уровня развития, который позволит ему перейти из земного мира в «небесный» и стать, подобно Богу, «духами» и получить «жизнь вечную». [10, с. 164]. Человеческий мозг не зря создан с огромным запасом интеллектуальных и ментальных возможностей, доказывает это утверждение тот факт, что иногда рождаются гении - люди с феноменальными умственными способностями. Тем не менее, человек -существо социальное и какими бы неординарными способностями он не обладал, он в первую очередь является составной частью человечества в целом. Благодаря интеллектуальной деятельности, человечество рано или поздно достигнет такого уровня, когда будут доступны способы перехода людей из телесного состояния в состояние «духа». Как это будет достигнуто, в какой форме и какими средствами пока сказать невозможно, очевидно, что никакими человеческими органами чувств «состояние духа» ощутить невозможно.

Сегодня, для развлечения человек создает все более сложные компьютерные игры. Создание искусственного интеллекта - вопрос времени и тогда компьютерные миры будут населены разумными персонажами, не знающими, что их мир виртуальный. Для них он будет самым, что ни на есть реальным. Игра будет постоянно видоизменяться, так как ее герои послужат двигателем этого развития. Кем в таком случае будут создатели игры? Для персонажей, как минимум Богами, сотворившими их мир. Тот день, когда человек достигнет религиозного уровня могущества, не далек, он сможет создавать новые формы бытия, новую жизнь, искусственный интеллект и даже целые миры.

Скорее всего достижение бессмертия и сохранение сегодняшнего вида не одно и то же, при невероятной скорости развития человек сохранится еще несколько веков, ведь жизнь — это всегда переход из одного состояния в другое, а сохранение одного и того же образа возможно в одном случае — при отсутствии всякого развития. Тут в качестве доказательства можно привести пример рождения бабочки — гусеницы уже нет, но она не умерла, а лишь поменяла форму существования, в своем развитии вышла на новый уровень. Погибла — это когда ее убили, не дав достигнуть кульминации существования. Исчезновение через развитие — это естественный процесс.

ДНК живого организма можно сравнить с электронным носителем информации, на котором все данные организма — от цвета волос до заболеваний и продолжительности жизни. Что хранит этот носитель, то и отображается на мониторе компьютера. Если исходные данные на нем изменить — изменится и картинка. В ДНК заложена программа старения, приводящая к угасанию функций и, в дальнейшем, к их отключению — смерти. Если жизнь — это программа, которую мы выполняем, то есть возможность «отключить функции старения и смерти». Вероятно, стоит сосредоточить на этой проблеме максимум усилий?

Если бессмертие возможно, тогда почему ни одна страна в мире не занимается этим вопросом? Быть может, ответ на него кроется в том, что весь институт государства рассчитан на человека смертного. Пребывание главы страны на посту ограничено, что не дает ему возможности строить по-настоящему стратегические, долгосрочные планы. Кроме того, всегда есть риск быть сметенным толпой, если та решит, что лидер ставит призрачные задачи. Любой политик знает, что поставленные цели должны быть понятны и соответствовать масштабу массы. Представим, что какая-то политическая партия в предвыборной программе указала приоритетным направлением деятельности решение проблемы бессмертия. В таком случае она будет обречена на выбывание из политической борьбы, так как не найдет никакого отклика среди электората. Это легко объяснимо, любой среднестатистический человек охотнее проголосует за того, кто предлагает решить проблемы насущные, понятные, актуальные сейчас. Большинство никогда не будет голосовать за стратегическую цель, непонятные перспективы. Любая политическая партия борется за власть, ее цель -победить на выборах. Без победы никакие цели не имеют смысла. Кроме того если государство возьмется за проблему преодоления смерти, это не только не усилит его, а напротив - ослабит. Ведь проект требует огромных инвестиций и ресурсов. Когда идея «отключения программы смерти» найдет поддержку среди множества людей, тогда и найдутся механизмы решения проблемы.

По предположениям некоторых ученых в не столь отдаленном будущем компьютерные технологии достигнут невероятного уровня, когда сознание человека можно будет полностью перенести в компьютер. «В момент смерти человека специальный аппарат будет сканировать его головной мозг, переписывая сложные электрические потенциалы нейронов его мозга и модели нейронов в компьютере» [9, с. 171]. Идея, безусловно, заманчивая. Многие исследователи считают, что виртуальное существование будет лучше и комфортнее биологического, ведь виртуальному телу не нужны ни еда, ни кислород, оно не чувствительно к боли или холоду. Но, тут есть два мнения: первое состоит в том, что при оцифровке эмоции и чувства не будут сохранены — они не попадут в виртуальный мир. Второе предполагает, что их сохранение вполне возможно. Один из актуальнейших вопросов — безопасность. Ведь в мире не существует стопроцентной

защиты от взлома серверов. В таком случае личность можно уничтожить или изменить. Другая проблема — технические неполадки, поломки, скачки напряжения, что также может привести к потере данных, их искажению. Часть ученых считает, что оцифровка мозга — это полдела, возможен еще вариант оцифровки человеческого тела с сохранением всех его параметров и возможностью модернизации. Трехмерное сканирование широко используется для создания электронных копий разных предметов, но с человеческим телом дела обстоят намного сложнее, так как оно весьма сложный комплексный объект. После получения обработанных частей тела — предстоит их совмещение, «сшивка», затем уже в готовой копии исправляют мелкие погрешности (при помощи оператора). С учетом небольших погрешностей получается виртуальная анатомически идентичная копия конкретного человека. На данный момент все вышеописанное кажется фантастикой, но в случае успеха новая технология будет незаменима, например, для парализованных людей, также виртуальное тело будет прекрасной возможностью проведения медицинских экспериментов, которые опасны для человека, но необходимы для покорения новых научных вершин.

Александр Болонкин считает, что «перед человеком открывается реальный путь к кибернетическому бессмертию». Информацию из человеческого мозга можно переписать в специальный чип, его вставить в «самодвижущееся тело» со всевозможными датчиками — вечная жизнь готова. Болонкин убежден, что если бы вместо биологических молекул наш мозг состоял из электронных чипов, то это бы обозначало бессмертие. Он считает, что ресурсы необходимо направлять не только на развитие медицины, но и на развитие электроники, что значительно приблизит бессмертие.

Если говорить о бессмертии цифровом, то, скорее всего, это неизбежная реальность. Уже в первой половине XXI века компьютерные технологии достигнут такого уровня, когда в момент смерти будет возможно перенести сознание человека в компьютер для вечной жизни. Причем, если на первых порах данная процедура будет доступна только для состоятельных людей, в дальнейшем картина изменится и цифровое бессмертие станет доступно большей части населения развитых стан. Безусловно, инстинкт жизни, призывая себе на службу интеллект, является катализатором в решении проблемы бессмертия. «Все, что происходит в обществе — результат взаимодействия инстинкта и интеллекта, создается как бы положительный баланс плохого и хорошего, добра и зла» [1, с. 129]

Как говорил И. Мечников «каждый день открывает новое благо» [6, с. 15]. Смерть не является благом для человека, она является проблемой, а следовательно, ее необходимо решать. Возможно, найдутся люди, которые разделяют точку зрения Мечникова относительно того, что в глубокой старости инстинкт жизни угасает. Но, в любом случае, ни один здравомыслящий человек не отказался бы от достижений, например, генной

инженерии себе во благо. Хотя, по мнению некоторых исследователей, в результате опытов в этой отрасли возможно возникновение существ «без явного родства кругу естественных организмов, с фантастической гипертрофией какого-либо конкретного признака или свойства» [5, с. 16].

Все чаще в научных кругах сегодня звучит термин постчеловек. По мнению Сергея Хоружего, этот термин может пониматься трояко: клон, мутант, киберг. Последнее, на наш взгляд, более соответствует сегодняшней эпохе. Так как клонирование, очевидно, будет применяться в основном, для выращивания мяса животных в пищу, мутанты — это мы все, так как каждый эмбрион является мутантом в большей или меньшей степени. Но, не стоит забывать, что «... процесс воздействия на генотип посредством высокотехнологичных компьютеризированных устройств, то такой мутагенез оказывается частным аспектом сложного и многостороннего процесса киборгизации» [5, с. 16]. Ожидается, что к 2040 году в результате процесса киборгизации произойдет «преодоление человеком фиксированной формы тела в результате его насыщения нанороботами», (замещение биоклеток организма нанороботами). Сегодня жители высокоразвитых стран в связи со стремительным прогрессом перестали терпеть боль — сигнал о том, что в организме что-то не ладно, реальностью стали биопротезы, управляемые при помощи мысли, появилась возможность заменить больной орган на имплант. Титановое тело и цифровой мозг — вот что ожидает человечество в обозримом будущем. И тут напрашивается вопрос: кем будет существо, состоящее на 99% из искусственных органов, имплантов, протезов, машиной или человеком?

Искусственный интеллект - «наука и технология создания машин, особенных интеллектуальных компьютерных программ» [4]. Сегодня в информатике есть раздел, в рамках которого изучают интеллектуальные информационные системы, в частности искусственные нейронные сети. «Искусственные нейронные сети — это математическая модель, способная к обучению, созданная по подобию человеческого мозга» [4]. Уже сегодня швейцарскими учеными создана компьютерная симуляция столба неокортекса — одного из компонентов мозга млекопитающих, блока, из которого состоит кора мозга. Возможно, через десяток лет будет смоделирована полная версия модели человеческого мозга. Хотя, стоит отметить, что многие ученые настроены скептически, так как создать один компонент мозга и мозг в целом — это абсолютно разные вещи. Если же искусственный интеллект все-таки будет создан человеком, то возникает вопрос: интеллектуальные, думающие машины, осознающие себя, чувствующие, но все-таки предназначенные для минимизации затрат жизненной энергии человека, будут в положении рабов или же их придется наделить правами? Если возникнет необходимость «перезагрузки» искусственного интеллекта, можно ли ее приравнять к смерти и имеет ли человек право убивать «разумное существо»? Многие склоняются к мысли о том, что если не наделить интеллектуальные машины правами и не

добиться симбиотического существования, то неотвратимо произойдет «восстание машин», против которого человечеству противостоять будет невозможно. Это восстание станет последним в его истории.

Сегодня человечество живет по инерции, соблюдая традиции, не выходя за общепринятые рамки. Для того чтобы поверить в решение такого глобального вопроса, как победа над смертью, необходимо за эти рамки выйти. Ведь все великие открытия состоялись именного тогда, когда нашлись те, кто не побоялся перешагнуть через общепринятые барьеры, преодолеть которые зачастую помогали чрезвычайные ситуации, не оставляющие выбора. Если же такие люди находили поддержку у государства, то это ускоряло процесс в геометрической прогрессии. Государство в первую очередь всегда будет тратить ресурсы на проекты, направленные на защиту и усиление. Например, когда нацистская Германия направила все ресурсы на атомный проект (1939 - 1945), это не оставило выбора другим державам, и вскоре атомные бомбы появились в США (1945 г.), а затем и Советском союзе (1949 г.). Освоение государствами атомной энергии произошло не столько из жажды научного познания, сколько по причине смертельной угрозы.

Если бы не Вторая мировая война, технология, позволившая создать оружие массового уничтожения, не развивалась бы такими темпами. Благодаря огромным ресурсам, выделенным на проект, и прямой заинтересованности государства, процесс ускорился во много раз.

Люди во все времена искали пути решения вопроса бессмертия и сегодня наше поколение как никогда близко к разгадке. Вот только вопрос о том, насколько виртуальный человек действительно будет являться человеком, одушевленным существом, на данный момент остается открытым. Особенно, если исходить их концепции триединства человека, когда последний существует и функционирует на трех уровнях бытия «дух -душа-тело». Ответить на этот вопрос пока не может никто. Действительно, сохранятся привычки, сознание и память, все, что было заложено в мозге, но здесь возникает вечный спор между идеалистами и материалистами: мы не знаем, что есть сознание человека — простое отражение химикобиофизических процессов, протекающих в коре мозга или нечто высшее. Отсюда вывод — человечество находится у самых истоков самопознания, которое является приоритетной задачей сегодня.

Использованные источники:

1. Агиров А. Х. Инстинкт и интеллект. - Философия и общество. - № 2, 2012.

2. Башук Е. Г. Онтологические основы триединства человека и три уровня его существования. - Вестник Удмуртского университета. - № 2, 2013.

3. Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/BEHTEREW/bessmertie.txt (дата обращения 11.08.2017)

4. Дороганов В. С., Баумгартен М. И. Возможные проблемы, возникающие

при создании искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬЦр8://суЬег1ептка.ги/агйс1е/у/уо7шо7Ьпуе-ргоЬ1ешу-уо7ткаушсЫе-рп-807ёапп-18кш81уепд020-т1е11ек:а (дата обращения 02.08.2017)

5. Коротков Н. В., Фофанов Р. Ю. Наше постчеловческое будущее: перспективы и альтернатива. - Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014.

6. Мечников И. И. Этюды о природе человека. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 320 с.

7. Минеев В. В. Социальные аспекты смерти: Философско -антропологический анализ. М.: Директ-Медиа, 2014. 473с.

8. Новикова Л., Сиземская И. Идеи мессианизма в русской философии истории Электронный ресурс]. - Режим доступа: Мр://ес8осшап.Ьве.ш/ёа:а/310/863/1216/006 Novikova.pdf (дата обращения 05.08.2017)

9. Огранович Д. А. Идея виртуального бессмертия как современный миф общества потребления. - Вестник финансового университета. - 2006.

10. Оганесян С. С., Фарре-Трензелева О. А. Действительно ли человечество идет к «вечной жизни», о которой говорили Моисей, Иисус и Мухаммед? -Пространство и время. - № 1, 2010

11. Толстой Л. Н. О жизни. М: Издательство «Э», 2016. - 320 с.

УДК 342.922

Такаш Б.И. студент магистратуры, 2 курс Волкова В.В., к. юр. н.

доцент

кафедра административного и финансового права

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет

правосудия» Россия, г. Краснодар АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И

СБОРОВ

Аннотация: В статье авторами раскрываются теоретические аспекты исследования административной ответственности за нарушения законодательства в области налогов и сборов. Представлены признаки, характеризующие административную ответственность как один из видов юридической ответственность, а также специфические признаки, характерные только для нее. На основании исследования современной юридической литературы авторами установлено, что налоговая ответственность является видом административной ответственности.

Ключевые слова: юридическая ответственность, административная ответственность, налоговая ответственность, нарушение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.