Научная статья на тему 'ПОСТГУМАНИЗМ И ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

ПОСТГУМАНИЗМ И ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
454
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТГУМАНИЗМ / ТРАНСГУМАНИЗМ / БИОЭТИКА / ИММОРТАЛИЗМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крайнов Андрей Леонидович

В статье анализируется проблема бессмертия в контексте философии постгуманизма, всегда волновавшая человечество. В сказках и мифах, религиозных системах и научных исследованиях она занимает центральное место, что обусловлено естественным стремлением человека жить вечно. В философии постгуманизма данная проблема обретает новые смыслы, переходя из чисто умозрительной метафизической области в сферу практики. Развитие НБИКС-технологий способствует этой метаморфозе. Такие процессы, как цифровизация, создание искусственного интеллекта, развитие генной инженерии, клонирование, проектирование киборгов и роботов-андроидов, крионизация, заставляют по-новому посмотреть на проблему бессмертия. Если в религиозном сознании бессмертие человека интерпретируется как духовное бессмертие, вечная жизнь после физической смерти тела, то в мировоззрении постгуманизма и иммортализма речь идет о телесном бессмертии, воплотить которое способны современные технологии. Таким образом происходит ценностная переориентация в сознании человека, смещающая акценты с будущей загробной жизни на текущую настоящую жизнь. В результате этого меняется не только восприятие жизни, но и вся модель социального поведения. Такие традиционные ценности, как семья и дети, гендерная идентичность и продолжение рода уходят на второй план, оставляя место ценностям постгуманизма, рассматривающим человека как промежуточный этап на пути к совершенству, т. е. к постчеловеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTHUMANISM AND THE PROBLEM OF IMMORTALITY: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article is devoted to the analysis of the problem of immortality in the context of the philosophy of posthumanism. The problem of immortality has always worried humanity. In fairy tales and myths, religious systems and scientific research, it occupies a central place, which relates to the natural desire of a person to live forever. In the philosophy of posthumanism, this problem acquires new meanings, moving from a purely speculative metaphysical field to the sphere of practice. The development of NBICS technologies contributes to this metamorphosis. Processes such as digitalization, the creation of artifi cial intelligence, the development of genetic engineering, cloning, the design of cyborgs and android robots, and cryonization force us to take a fresh look at the problem of immortality. If in the religious consciousness the immortality of a person is interpreted as spiritual immortality - eternal life after the physical death of the body, then in the worldview of posthumanism and immortalism we are talking about bodily immortality, which modern technologies are capable to bring to life. Thus, a value reorientation takes place in the consciousness of a person, shifting the emphasis from the future afterlife to the current present life. As a result, not only the perception of life is changing, but also the whole model of social behavior. Such traditional values as family and children, gender identity and procreation are fading into the background, leaving a place for the values of posthumanism, which consider a person as an intermediate stage on the path to perfection, that is, to a posthuman.

Текст научной работы на тему «ПОСТГУМАНИЗМ И ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 14-18 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 14-18

Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, Россия, 410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 1

Крайнов Андрей Леонидович, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, krainoval@sgau.ru, https:// orcid.org/0000-0002-2129-0065

Аннотация. В статье анализируется проблема бессмертия в контексте философии постгуманизма, всегда волновавшая человечество. В сказках и мифах, религиозных системах и научных исследованиях она занимает центральное место, что обусловлено естественным стремлением человека жить вечно. В философии постгуманизма данная проблема обретает новые смыслы, переходя из чисто умозрительной метафизической области в сферу практики. Развитие НБИКС-технологий способствует этой метаморфозе. Такие процессы, как цифровизация, создание искусственного интеллекта, развитие генной инженерии, клонирование, проектирование киборгов и роботов-андроидов, крионизация, заставляют по-новому посмотреть на проблему бессмертия. Если в религиозном сознании бессмертие человека интерпретируется как духовное бессмертие, вечная жизнь после физической смерти тела, то в мировоззрении постгуманизма и иммортализма речь идет о телесном бессмертии, воплотить которое способны современные технологии. Таким образом происходит ценностная переориентация в сознании человека, смещающая акценты с будущей загробной жизни на текущую настоящую жизнь. В результате этого меняется не только восприятие жизни, но и вся модель социального поведения. Такие традиционные ценности, как семья и дети, гендерная идентичность и продолжение рода уходят на второй план, оставляя место ценностям постгуманизма, рассматривающим человека как промежуточный этап на пути к совершенству, т. е. к постчеловеку. Ключевые слова: постгуманизм, трансгуманизм, биоэтика, иммортализм, цифровизация

Для цитирования: Крайнов А. Л. Постгуманизм и проблема бессмертия: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 14-18. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-14-18

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Posthumanism and the problem of immortality: Socio-philosophical analysis A. L. Kraynov

Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov, 1 Theatre Squ., Saratov 410012, Russia Andrey L. Kraynov, krainoval@sgau.ru, https://orcid.org/0000-0002-2129-0065

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problem of immortality in the context of the philosophy of posthumanism. The problem of immortality has always worried humanity. In fairy tales and myths, religious systems and scientific research, it occupies a central place, which relates to the natural desire of a person to live forever. In the philosophy of posthumanism, this problem acquires new meanings, moving from a purely speculative metaphysical field to the sphere of practice. The development of NBICS technologies contributes to this metamorphosis. Processes such as digitalization, the creation of artificial intelligence, the development of genetic engineering, cloning, the design of cyborgs and android robots, and cryonization force us to take a fresh look at the problem of immortality. If in the religious consciousness the immortality of a person is interpreted as spiritual immortality - eternal life after the physical death of the body, then in the worldview of posthumanism and immortalism we are talking about bodily immortality, which modern technologies are capable to bring to life. Thus, a value reorientation takes place in the consciousness of a person, shifting the emphasis from the future afterlife to the current present life. As a result, not only the perception of life is changing, but also the whole model of social behavior. Such traditional values as family and children, gender identity and procreation are fading into the background, leaving a place for the values of posthumanism, which consider a person as an intermediate stage on the path to perfection, that is, to a posthuman.

Keywords: posthumanism, transhumanism, bioethics, immortalism, digitalization

For citation: Kraynov A. L. Posthumanism and the problem of immortality: Socio-philosophical analysis. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 14-18 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-14-18 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

https://phpp.sgu.ru

Научная статья УДК 101.1:316

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-14-18

Постгуманизм и проблема бессмертия: социально-философский анализ

А. Л. Крайнов

© Крайнов А. Л., 2022

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью мировоззрения постгуманизма в современном обществе. Этому способствуют достижения в области генной инженерии и кри-оники, развития нейросетей и создания искусственного интеллекта, биомедицинских и нано-технологий. Проблема бессмертия в связи с этим постепенно переходит из области умозрительных спекуляций в сферу праксиса. Следовательно, вопрос о максимальном продлении жизни человека становится доступнее для не искушенного тонкостями религиозных и философских концепций массового сознания.

Цель настоящей работы - проанализировать трансформацию идеи бессмертия человека в контексте философии постгуманизма, показать различные варианты ее реализации в современных моделях бытия постчеловека.

Новизна исследования обусловлена его проблематикой, анализом новейших публикаций по философии постгуманизма и концепции технологического бессмертия человека.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке курсов по социальной философии.

Тайна жизни и смерти до сих пор является неразгаданной, несмотря на торжество научно-технического прогресса. Осознавая свою телесную смертность, человек всегда стремился найти источник бессмертия или максимального продления жизни, что отражено во многих сказках и мифах, легендах и эпосах. К волшебным источникам, способствующим продлить жизнь, относятся молодильные яблоки и живая вода, амброзия и амрита, хаома и эликсир бессмертия. Цари и герои, боги и демоны, - все хотят жить вечно: Гильгамеш отправляется за цветком бессмертия на дно мирового океана, Геракл похищает волшебные яблоки Гесперид, Гаруда крадет амриту у нагов, Иван-царевич едет за тридевять земель в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.

Несбывшиеся мечты о телесном бессмертии отчасти компенсируются верой человека в загробную жизнь. Абсолютно во всех верованиях существует культ предков. Герои античных произведений Орфей, Одиссей и Эней спускаются в загробный мир для общения с умершими родственниками и друзьями. В сказаниях о нартах, «Старшей» и «Младшей Эдде», «Калевале» также имеет место быть общение живых и мертвых. Учение Платона о бесконечном перевоплощении души и индийская вера в реинкарнацию есть не что иное, как попытка тела взять реванш над смертью. Пусть дискретно, но зато бесконечно

телесность возрождается, внушая тем самым человеку веру в преодоление своей смертности.

Христианство, низвергнув античный космо-центризм, провозглашает духовное бессмертие. Тем не менее идея телесного воскресения является квинтэссенцией Христианства. Чудо о воскрешении Лазаря выступает наиболее значимым чудом, совершенным Христом в своей земной жизни. А само Воскресение Христа есть провозглашение новой телесности. Данная телесность является более тонкой, но именно в ней после всеобщего воскресения из мертвых будут вечно пребывать люди.

Именно идеей всеобщего воскресения был одержим русский философ-космист Николай Фёдоров, который по праву считается одним из основоположников мировоззрений транс- и постгуманизма. В отличие от христианской доктрины он решает воплотить данную идею здесь и сейчас, уповая на всесильную науку и технику. В своей работе «Философия общего дела» он пишет, что человечество научится воссоздавать людей из атомов и молекул, а сам человек сможет принимать всякие телесные формы для того, чтобы жить в разных мирах [1, с. 404]. Оперируя современными понятиями, можно предположить, что с помощью генной инженерии человек будет способен на ходу модифицировать свое тело для пребывания в водной, анаэробной или иных средах.

Будучи космистом, Н. Фёдоров видел в качестве цели существования человечества заселение им Вселенной. Такой масштаб мировоззрения философа был обусловлен его твердой верой в возможность воскресить всех когда-либо живших на Земле людей, начиная с Адама. Так как Земля физически не сможет вместить всех воскресших, место им было уготовлено Фёдоровым в безбрежных космических далях, начиная с планет Солнечной системы. Интересно техническое решение воскрешения предков русским философом. По его мнению, рассеянный прах под воздействием новых технологий будет собираться и организовываться в тела. Сюжет, достойный современной фантастики: наночастицы умершего человека оживают и, соединяясь друг с другом в нужной последовательности, из небытия вырастают в живое тело.

В своей приверженности идеям сциентизма и технофильству философия трансгуманизма, по мнению П. Н. Барышникова, имеет общий вектор направленности с постгуманизмом в сторону киборгизации человеческого тела [2, с. 107]. Несмотря на некоторые отличия между данными направлениями современной философской мысли (трансгуманизм больше акцентирует

внимание на технических способах преодоления смерти и продления жизни, а постгуманизм на том, что эволюция человека еще не завершена, и отрицании антропоцентризма), их проблемное поле в современных реалиях совпадает и детерминировано развитием цифровых технологий. Трансгуманизм, наряду с постгуманизмом, решает вопрос достижения человеком бессмертия через призму искусственного интеллекта, виртуального мира и цифровизации, делая основной упор на технологическое бессмертие.

Согласно Е. В. Федюлиной в новейшей постгуманистической философской мысли существуют две модели реализации человеческого бессмертия: кибернетическая и цифровая [3, с. 85]. Первая основана на активном применении НБИКС-технологий для модификации и киборги-зации человеческого тела. Сюда можно отнести бесконечную замену устаревших человеческих органов новыми, чипизацию человека, замену человеческого тела искусственным, создание андроидов на основе людей и т.д. Вторая модель реализации технологического бессмертия строится на человеческом сознании в цифровом мире. Данный способ продления человеческой жизни заключается в переносе сознания в виртуальный мир, где его существование будет ограничено лишь обесточкой серверов, обеспечивающих функционирование виртуальной вселенной. Если кибернетический постгуманизм близок по своей цели идеям философии трансгуманизма - реализовать телесное бессмертие человека, то цифровой, напротив, нацелен на то, чтобы обессмертить лишь человеческое сознание, т. е. единство познавательных и эмоциональных психических процессов (память, интеллект, эмоции, чувства, мышление, внимание и т.д.) посредством их оцифровки - создания цифрового дубликата человеческого мозга.

С развитием информационных технологий в обыденный и научный лексикон человека входит понятие «цифровая душа». В первом случае это сумма цифровых профилей в социальных сетях и прочей цифровой активности в Интернете, включая логины и пароли ко всем сайтам и базам данных, всю переписку в чатах, посты, а также просмотренные и скачанные файлы. После смерти человека его цифровая душа переходит по наследству к родственникам или тем, кому он ее при жизни завещал, и они продолжают поддерживать его активность в сети, реализуя таким образом его бессмертие. Сегодня есть спрос на продажу и покупку подобных цифровых душ [4].

Особый интерес представляет понятие «цифровая душа» в научном смысле. Известный

американский физик и футуролог Митио Каку на Петербургском международном экономическом форуме (2018 г.) заявил, что полная оцифровка мозга позволит воссоздать человека после смерти. Первые шаги в данном направлении уже сделаны и связаны с успешной передачей воспоминаний от одной мыши к другой через чип в гиппокампе (область головного мозга, отвечающая за перевод информации из кратковременной в долговременную память) [5]. Цифровая душа в прямом смысле этого слова будет содержать все человеческие эмоции и чувства, его память и воспоминания, его нравственную идентичность. Таким образом, умерший телесно воскреснет в новом цифровом мире и новом искусственном теле, в которое его возрожденное сознание можно будет легко импортировать. Речь идет о цифровой копии человека, но она будет не менее реалистична, чем оригинал, и сможет создать иллюзию бессмертия.

Иллюзорность постчеловеческого бытия по большей части обусловлена отсутствием у постчеловека самодостаточности. Его цифровое сознание будет во многом детерминировано и управляемо искусственным интеллектом, которым оно будет собрано на основе данных, заложенных в компьютер. Таким образом в эпоху цифрового постгуманизма существует большая вероятность возникновения усредненного сознания или коллективного. Несмотря на уникальность каждой цифровой души, все они будут собраны по единым технологиям и методам оцифровки, следовательно, будут иметь не Божественную искру в себе, а единый цифровой стандарт, согласно которому их уникальность будет нивелирована до уровня компьютера: один мощнее и быстрее, другой - слабее.

По мнению Е. Л. Яковлевой, постгуманизм может уничтожить человеческую индивидуальность и своеобразие человеческой личности [6, с. 41]. НБИКС-технологии не только улучшат человеческие способности и возможности, но и создадут бесполый гибрид машины и человека -постчеловека. Известный российский философ Фёдор Гиренок также критически относится к идее дигитализации человека, видя в этом утрату человеком самого себя, превращением его в вычислительную машину и базу данных, в числовой пробел мира [7, с. 137].

Френсис Фукуяма в своей работе «Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции» предостерегает о возникновении новой евгеники со всеми вытекающими моральными последствиями на основе применения генной инженерии для модификации человеческого тела [8, с. 108]. Более того, как и Олдос Хаксли в своей антиутопии «О дивный

новый мир», Ф. Фукуяма пишет, что это приведет к созданию людей с заданными свойствами, т. е. параметры ребенка можно будет заказывать [8, с. 113-122]. В результате постобщество будет наполнено кастами постлюдей, будущее которых будет навсегда предопределено еще на стадии зарождения - в пробирке. Вследствие этого новый дивный мир постлюдей будет наполнен конфликтами и социальной напряженностью. Таким образом, степень бессмертия постлюдей, созданных искусственным путем с заданными свойствами и качествами, будет заранее прогнозироваться при их воспроизводстве. Наиболее ценные будут иметь увеличенный срок жизни (или службы).

Технологическое бессмертие, пропагандируемое философией постгуманизма, бесспорно, имеет утилитарную практическую ценность. Цифровые копии людей можно отправлять в космос [5], на военные действия, использовать для выполнения трудных и опасных операций. Постчеловека не жалко, но только с позиций этики антропоцентризма. Недаром философия постгуманизма отрицает любое ее проявление, объясняя это тем, что эволюция человека еще не завершена и нет предела метаморфозам человеческой телесности.

Очень интересно проблема использования постлюдей (репликантов) представлена в фильме Ридли Скота «Бегущий по лезвию» (1981 г.), снятого по мотивам романа Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Представлявшие потенциальную угрозу для человека из-за своей физической силы и мощного интеллекта, репли-канты были генетически запрограммированы на самоуничтожение через 4 года жизни. Торжество антропоцентризма безоговорочно побеждает, причиной чему послужило отсутствие постлюдей в годы съемки фильма и написания романа. Любопытно будет посмотреть данный фильм в эпоху численного превосходства постлюдей, хотя с большой долей вероятности он окажется под запретом, как и все, что связано с идеей превосходства натурального человека.

В результате анализа идеи бессмертия в философии постгуманизма можно сделать следующие выводы.

Философия постгуманизма понимает бессмертие человека как технологическое бессмертие. Загробный мир древних греков и царствие небесное христиан не интересуют представителей данного философского направления, так как они хотят жить сейчас и продлить удовольствие наслаждения земной жизнью максимально долго, полагаясь на всесильную науку и технику. В связи

с этим мировоззрение постгуманизма ближе к мифологии. Молодильные яблоки и живая вода, хоть и не являются техническими продуктами (хотя изначальный смысл мог быть утерян в процессе многократной интерпретации), продлевают земную жизнь героям сказок и мифов. В современных реалиях их функции на себя берут техника и НБИКС-технологии.

В многообразии постгуманистических концепций нет единого представления о том, каким должен быть постчеловек, что объясняется отсутствием на данный момент постлюдей как таковых. Сегодня существует только жалкий эрзац постчеловека в виде роботов-андроидов, наделенных псевдоискусственным интеллектом. Тем не менее в рамках постгуманизма прослеживаются два магистральных подхода к идее постчеловека: кибернетический и цифровой, на основе которых постчеловек представляет собой либо киборга, либо оцифрованное сознание (цифровую душу). Границы бессмертия данных постлюдей будут определены самой техникой и технологиями, задействованными для их создания. И не факт, что постчеловек сможет прожить (или прослужить, так как он будет весь напичкан техникой) дольше обычного человека. Неполадки с аккумуляторами или отключение энергии вмиг уничтожат цифровую душу, а низкокачественные и бракованные детали (человеческим фактором нельзя пренебрегать) выведут из строя любого киборга. Поэтому сегодня философию постгуманизма и, в частности, понимание ею идеи достижения человеком бессмертия можно отнести к разряду научных мифов.

Список литературы

1. Фёдоров Н. Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение) // Фёдоров Н. Ф. Собр. соч. : в 4 т. М. : Прогресс, 1995. Т. 1. С. 388-441.

2. Барышников П. Н. Типология бессмертия в теоретическом поле французского трансгуманизма // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. № 1 (7). С. 98-127.

3. Федюлина Е. В. Идея технологического бессмертия человека в философии постгуманизма // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 4 (38). С. 84-92.

4. Голландский студент решил продать в интернете свою «цифровую душу». URL: https://d-russia.ru/ gollandskij-student-reshil-prodat-v-internete-svoyu-cifrovuyu-dushu.html (дата обращения: 12.09.2021).

5. «Цифровую душу можно отправить в космос». Физик рассказал о близком будущем. URL: https:// ria.ru/20180529/1521531962.html (дата обращения: 12.09.2021).

6. Яковлева Е. Л. Вектор движения : гуманизм - постгуманизм - трансгуманизм - техногуманизм - гуманизм // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 40-42.

7. Гиренок Ф. И. Основные принципы дигитальной философии // Философия хозяйства. 2018. № 6 (120). С.133-139.

8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М. : АСТ, 2004. 349 с.

References

1. Fedorov N. F. Supramoralism, or Universal Synthesis (that is, Universal Unification). In: Fedorov N. F. So-branie sochineniy: v 4 t. [Collected works: in 4 vols.]. Moscow, Progress Publ., 1995, vol. 1, pp. 388-441 (in Russian).

2. Baryshnikov P. N. Typology of Immortality in the Theoretical Field of French Transhumanism. Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberpro-stranstva [Philosophical Problems of Information Technology and Cyberspace], 2014, no. 1 (7), pp. 98-127 (in Russian).

3. Fedyulina E. V. The idea of technological immortality of a man in the philosophy of posthumanism. Vestnik

Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy], 2020, no. 4 (38), pp. 84-92 (in Russian).

4. Gollandskiy student reshil prodat' v internete svoyu «tsifrovuyu dushu» (A Dutch student decided to sell his digital soul on the Internet). Available at: https://d-russia. ru/gollandskij-student-reshil-prodat-v-internete-svoyu-cifrovuyu-dushu.html (accessed 12 September 2021) (in Russian).

5. «Tsifrovuyu dushu mozhno otpravit' v kosmos». Fizik rasskazal o blizkom budushchem ("A digital soul can be sent into space". The physicist spoke about the near future). Available at: https://ria.ru/20180529/1521531962. html (accessed 12 September 2021) (in Russian).

6. Yakovleva E. L. Movement vector: humanism - posthu-manism - transhumanism - technohumanism - humanism. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2014, no. 2, pp. 40-42 (in Russian).

7. Girenok F. I. Basic principles of digital philosophy. Filosofiya khozyaystva [Philosophy of Economy], 2018, no. 6 (120), pp. 133-139 (in Russian).

8. Fukuyama Francis. Nashe postchelovecheskoe buduschee. Posledstviya biotekhnologicheskoi revollyutsii [Our Posthuman Future. Consequences of Biotechnology Revolution]. Moscow, AST Publ., 2004. 349 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 10.10.2021; одобрена после рецензирования 19.10.2021; принята к публикации 20.12.2021 The article was submitted 10.10.2021; approved after reviewing 19.10.2021; accepted for publication 20.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.