Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ: КОМУ ЭТО НУЖНО?'

ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ: КОМУ ЭТО НУЖНО? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
239
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССМЕРТИЕ / ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ / ИММОРТАЛИЗМ / ТРАНСГУМАНИЗМ / ДУХОВНОСТЬ / IMMORTALITY / DIGITAL IMMORTALITY / IMMORTALISM / TRANSHUMANISM / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подсмашный Д.Е., Сафонова Н.В.

Осмысление вопроса цифрового бессмертия осуществляется авторами не с позиции технических возможностей, а с постановки философских вопросов: что есть человек и каков багаж его духовного наследия?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL IMMORTALITY: WHO NEEDS THIS?

Understanding the question of the digital immortality is realized by the authors not from the position of the technical possibilities, but from the position of formulating philosophical questions: what is a person and what is the luggage of his/her spiritual heritage?"

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ: КОМУ ЭТО НУЖНО?»

УДК 129:004.8

Подсмашный Д.Е.

студент

Физико-технический институт Сафонова Н.В., к.филос.н.

доцент

кафедра философии естественнонаучного профиля ФГАОУВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

Россия, г. Симферополь ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ: КОМУ ЭТО НУЖНО?

Аннотация. Осмысление вопроса цифрового бессмертия осуществляется авторами не с позиции технических возможностей, а с постановки философских вопросов: что есть человек и каков багаж его духовного наследия?

Ключевые слова: бессмертие, цифровое бессмертие, иммортализм, трансгуманизм, духовность.

Podsmashny D.E., student Physicotechnical Institute «CFU them. V.I Vernadsky» Russia, Simferopol

Safonova N. V., Candidate of Philosophy, Associate Professor Associate Professor of the Department of Philosophy of the Natural

Science Profile «CFU them. V.I Vernadsky» Russia, Simferopol DIGITAL IMMORTALITY: WHO NEEDS THIS?

Summary. Understanding the question of the digital immortality is realized by the authors not from the position of the technical possibilities, but from the position of formulating philosophical questions: what is a person and what is the luggage of his/her spiritual heritage?"

Keywords: immortality, digital immortality, immortalism, transhumanism, spirituality.

Смерть для человека издавна является одним из самых важных предметов рефлексии, поэтому она является понятием, вокруг которого с ранних этапов развития человеческого общества строятся особые социальные нормы, происходящие из различных религиозных учений, этических норм и ценностей. Регламентируются формы общения с умирающими, места и способы захоронения. В исследовании Муравьева В. В. отмечается, что «Культ умерших, верования и обряды, связанные с покойником, имеют место в религии любого народа» [1, с. 41].

Сейчас со смертью связывают боль, страх и неизвестность. Поэтому в XXI столетии человек, осознавая свою смертность, чаще всего

отождествляет смерть со злом. Изучая отношение к смерти в первобытном обществе и в древних цивилизациях, Муравьев В. В. утверждает, что: «В начале человеческой истории не существовало понимания смерти как небытия... Смерть воспринималась первоначально как загадочное изменение поведения сородича» [там же].

Схожая точка зрения представлена в исследовании Огранович Д. А.: «в архаической культуре смерть не являла собой трагедию или катастрофу, а понималась просто как уход души из тела. ... Человек спокойно воспринимал неизбежность смерти, потому что она была для него всего лишь сменой места существования.» [2].

В работе, посвященной онтологии смерти в русской философской культуре XIX - начала XX вв. Некрасова Н. А. и Разинкова О. И. говорят о «фундаментальном незнании, связанном с необходимостью определения места смерти в поле человеческого бытия», определяют смерть как «главную угрозу бытию» [3].

На современном этапе развития общества, располагая значительными научными знаниями и опытом, человек остается абсолютно беспомощным перед смертью. Борьба людей со смертью сводится к борьбе с причинами преждевременной смерти - болезнями, насилием, авариями, катастрофами и другими бедствиями, с которыми сталкивается человечество. В тоже время существуют и другие теории, например теория ортобиоза Мечникова И. И. -лауреата Нобелевской премии 1908 года. Суть ее состоит в том, что «проблема смерти и страх человека перед ней происходит от того, что он не проживает полностью цикл своей жизни и умирает преждевременно, раньше, чем у него проявится инстинкт смерти» [4].

Эта идея в той или иной форме звучит в разных культурах и цивилизациях. Платон определял философию «как приуготовление к смерти». О том, что к смерти нужно готовиться знают в христианстве. И с этой точки зрения, самая несчастливая смерть - внезапная, а не как привыкло думать большинство неверующих людей - болезненная. По мнению авторов, для создания полноценной теории бессмертия необходима полноценная теория старения. Учеными активно прорабатываются теории, объясняющие старение, однако на данном этапе развития науки не удается до конца объяснить этот процесс, ни с позиций биологии, ни психологии.

Все это порождает в людях мысли о стремлении избежать бессмертия - некоей особой устойчивой форме человеческого существования. Анализу проблем бессмертия, интерпретации отношения людей к бессмертию, исследованию их стремления избегать смерти посвящены работы отечественных ученых, таких как Вишев И. В. [5], Ширяева Е. В. [6], Люрья Н. А. [7], Протопопов И. А. [8] и многих других.

Издавна бессмертие рассматривалась с двух позиций: как бессмертие души и бессмертие тела.

Бессмертие, впервые упомянуто в верованиях древнего Египта (причем это бессмертие напрямую зависело от сохранности тела), позже идея

спасения от смерти становится предметом обещаний многих религий: Христианства, Ислама, Иудаизма, Даосизма и других. Как правило, бессмертие заключается в продолжении существования человеческой личности, души и после смерти.

Одними из первых поставили под сомнение «естественность» и неизбежность смерти представители русского космизма (Федоров Н. Ф., Муравьев В. Н., Сетницкий Н. А., Горский А. К. и др.) [9, с. 44].

Бессмертие также можно разделить по типу религиозно-философских и философских учений. Огурцов А. П. различает четыре:

1) эйдетический, в котором бессмертие обуславливается возможностью приобщения к миру «вечных идей»,

2) христианский, связывающий бессмертие с Воскресением (актом божественной, а не человеческой воли),

3) натуралистический, в котором бессмертие мыслится как «вечность» первоначал материи (атомов, генетического кода и пр.),

4) социокультурный, усматривающий в бессмертии непреходящее значение тех или иных произведений или деяний личности [10, с. 251].

В современных концепциях и теориях философия бессмертия опирается на концепцию трансгуманизма, а именно: иммортализм, предполагающий использование достижений науки и технологий для улучшения умственных и физических способностей людей. Целью трансгуманистов является устранение нежелательных с их точки зрения аспектов человеческого существования: страданий, болезней, старения и, в конечном итоге, смерти.

В современном мире идея бессмертия приобрела неожиданно новые черты: «Всеобщая компьютеризация и, как следствие, появление мира «виртуальных реальностей» ставит по-новому философскую проблему экзистенции смерти» [2].

Одна из многих концепций, рассматриваемых в рамках трансгуманизма, - цифровое бессмертие. По замыслу - это некая совокупность технологий, позволяющая сохранить и передавать личность человека на более долговечном носителе информации, чем человеческое тело, и предоставлять в будущем возможность виртуальной личности общения и существования. Процесс достижения данной формы бессмертия схож с резервным копированием данных. Так, на основе информации, полученной от человека при жизни, копия данной личности будет иметь такой же образ мышления, реакции и, в конечном итоге, поведение.

Рассматриваемая нами концепция конфликтует с достаточно долго просуществовавшей материалистической концепцией, утверждающей, что невозможно отделить сознание от тела. Так, если создание точной копии сознания возможно, то возможно создание нескольких одинаковых копий, вплоть до сохранения живого оригинала одновременно с созданием копий. Тогда все копии будут признаны равнозначными, и каждая из них пойдет своим путем развития, подобно близнецам.

В том же ключе рассуждает Корлисс Ламонт [11] личность - это функция или деятельность тела. Она есть действующее и живущее особым способом тело, тесно связанное с головным мозгом и остальной нервной системой. Так личность не может быть отделена от тела, так же как не может быть отделено дыхание. Значит, личность есть качество тела, а не что-то независимое и отдельно существующее. Ламонт считает личность неотделимым качеством мозга, так же как красный цвет - есть неотделимое качество красной розы.

Когда говорят о создании копии личности, видят проблему в необходимости достаточного количества информации о человеке, которая будет описывать его поведения и действия. Полагают, что для организации сбора данных необходим комплексный подход и различные источники: история переписок, результаты социальных и психологических тестов, личные записи человека, видео и аудио с его участием. Эту процедуру можно назвать реконструкцией личности, и такая задача противоположна задаче моделирования мозга. Считается, что решение задач такого уровня требует огромных вычислительных мощностей и технологии развитого искусственного интеллекта, не являющихся доступными в настоящий момент. В этой связи реконструкция личности становится гипотетической процедурой отдаленного будущего. Поэтому полагают, что проблема решается на сегодняшний день следующим образом: в наше время имеется возможность лишь создать фундамент для будущего воссоздания личности, а именно записать всю доступную информацию на различные устройства, в том числе сообщения и переписку - то, что человек слышит, видит и говорит и пр.

При этом не учитывают следующие обстоятельства. Человек -существо неожиданное, причем не только для других, но и для самого себя. В произведении братьев Стругацких «Пикник на обочине» эта непостижимая особенность человека замечательно показана: сталкер, нарушающий закон, рискующий жизнью ради денег и совершающий убийство для спасения собственной дочери, больше всего мечтает о том, чтобы все люди были счастливы. Это невозможно вычислить ни из писем, записанных разговоров, даже видеосъемки каждой прожитой минуты жизни. Человек - парадокс и загадка для самого себя. По нашему убеждению, копия личности никогда не станет той самой личностью.

Подведем итог. Бодро шагая путем научно-технического прогресса, отбрасывая духовное наследие, накапливавшееся тысячелетиями, человек пришел к идее цифрового бессмертия, предположив, что все его многогранная сущность может свестись к алгоритму простейших эмоций. Авторы надеются, что стремление к бессмертию по-новому поставит вечные мировоззренческие вопросы, даст мощный импульс для исследования возможностей человеческого существования в контексте бессмертного бытия.

Использованные источники:

1. Муравьев В. В. Идея смерти в древней культуре // Вестник ЧелГУ. - 2008. - №10. - С. 41-52. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-smerti-v-drevney-kulture (дата обращения: 25.05.2018).

2. Огранович Д. А. Идея виртуального бессмертия как современный миф общества потребления //Финансы: Теория и Практика. 2006. - №4. - С. 158165. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-virtualnogo-bessmertiya-kak-sovremennyy-mif-obschestva-potrebleniya (дата обращения: 27.05.2018).

3. Некрасова Н. А., Разинкова О. И. Онтология смерти в русской философской культуре XIX - начала XX вв //Научный вестник МГТУ ГА. -2013. - №5 (191). - С. 71-74. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontologiya-smerti-v-russkoy-filosofskoy-kulture-xix-nachala-xx-vv (дата обращения: 25.05.2018).

4. Мечников И. И. Этюды о природе человека / И. И. Мечников - М.: Книга по Требованию, 2011. - 290 с. - URL: http://static.my-shop.ru/product/pdf/116/1151960.pdf. (дата обращения: 27.05.2018).

5. Вишев И. В. Проблема бессмертия человека: философско-антропологический и религиоведческий аспекты // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2006. - №17 (72). - С. 219 - 222. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bessmertiya-cheloveka-filosofsko-antropologicheskiy-i-religiovedcheskiy-aspekty (дата обращения: 24.05.2018).

6. Ширяева Е. В. Самотрансцендирование человека как основа стремления к бессмертию // ИСОМ. - 2014. - №5. - С. 335-339. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samotranstsendirovanie-cheloveka-kak-osnova-stremleniya-k-bessmertiyu (дата обращения: 21.05.2018).

7. Люрья Н. А. Смерть и бессмертие как этическая проблема // Вестник ТГПУ. - 2006. - №12. - С. 104-106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7smert-i-bessmertie-kak-eticheskaya-problema (дата обращения: 20.05.2018).

8. Протопопов И. А. Проблема доказательства бессмертия души. От Канта к Платону // Вестник РХГА. - 2011. - №4. - С. 219-222. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dokazatelstva-bessmertiya-dushi-ot-kanta-k-platonu (дата обращения: 26.05.2018).

9. Демин И. В. Может ли бессмертие быть целью человеческих устремлений? (осмысление идеи бессмертия в русском космизме и в трансгуманизме) // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2015. - №1. - С. 41-55. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozhet-li-bessmertie-byt-tselyu-chelovecheskih-ustremleniy-osmyslenie-idei-bessmertiya-v-russkom-kosmizme-i-v-transgumanizme (дата обращения: 31.05.2018).

10. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. - Т 1. - М.: Мысль, 2001. -744 с.

11. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. Пер. с англ.-2-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.