Научная статья на тему 'ВЕБИНАР В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

ВЕБИНАР В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБИНАР / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОСТУПНОСТЬ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / WEBINAR / BLENDED LEARNING / DISTANCE LEARNING / HIGHER EDUCATION / INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / ACCESSIBILITY / FEEDBACK / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Воронина Ирина Романовна, Челнокова Елена Александровна

Современная образовательная ситуация обусловила необходимость качественной разработки содержания учебного процесса в условиях смешанного обучения. Эффективная реализация практической составляющей деятельности студентов в профессиональном образовании достигается посредством использования интерактивных технологий. Использование электронных средств обучения совместно с традиционными - основа системы смешанного обучения в университете, предоставляющего широкие возможности для подготовки специалистов за счет индивидуализации образовательного процесса, мобильности. Одной из наиболее актуальных технологий в системе смешанного обучения, получивших в последнее время широкое распространение в образовательной практике, становится вебинар. В статье рассматриваются особенности вебинара, среди которых выделены: практический характер изучаемого материла; содержательная конкретность, насыщенность; направленность на активизацию обучения студентов, повышение мотивации и др. Среди функций технологии выделяются следующие: коммуникативная, воспитательная, контролирующая, познавательная, обучающая и консультационная. Рассматриваются виды образовательных вебинаров в условиях смешанного обучения, среди которых выделены: обучающие вебинары, тренинги, и информационные семинары. Вебинар - это наиболее эффективная технология, применяемая в смешанном обучении, которая способствует обеспечению мобильности и гибкости подготовки современных специалистов, обеспечивает непрерывность профессионального обучения и предопределяет поиск эффективных средств информационного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Воронина Ирина Романовна, Челнокова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBINAR IN THE SYSTEM OF MIXED EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The current educational situation has necessitated a high-quality development of the content of the educational process in the context of blended learning. Effective implementation of the practical component of students' activities in vocational education is achieved through the use of interactive technologies. The use of e-learning tools in conjunction with traditional ones is the basis of the blended learning system at the university, which provides ample opportunities for training specialists through individualization of the educational process and mobility. One of the most relevant technologies in the blended learning system, which has recently been widely used in educational practice, is the webinar. The article discusses the features of the webinar, among which are highlighted: the practical nature of the material being studied; substantial concreteness, saturation; focus on enhancing student learning, increasing motivation, etc. Among the functions of technology, the following are distinguished: communicative, educational, controlling, cognitive, training and consulting. The types of educational webinars in the context of blended learning are considered, among which are highlighted: educational webinars, trainings, and information seminars. Webinar is the most effective technology used in blended learning, which contributes to the mobility and flexibility of training of modern specialists, ensures the continuity of professional training and determines the search for effective means of information interaction.

Текст научной работы на тему «ВЕБИНАР В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0009

ВЕБИНАР В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

AuthorID: 1058445 SPIN-код: 1900-1994 ORCID: 0000-0003-1778-6372

Воронина Ирина Романовна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 720155 SPIN-код: 6568-6622 ORCID iD: 0000-0001-8673-6032 ScopusAuthorID 57188857236

Челнокова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Современная образовательная ситуация обусловила необходимость качественной разработки содержания учебного процесса в условиях смешанного обучения. Эффективная реализация практической составляющей деятельности студентов в профессиональном образовании достигается посредством использования интерактивных технологий. Использование электронных средств обучения совместно с традиционными - основа системы смешанного обучения в университете, предоставляющего широкие возможности для подготовки специалистов за счет индивидуализации образовательного процесса, мобильности. Одной из наиболее актуальных технологий в системе смешанного обучения, получивших в последнее время широкое распространение в образовательной практике, становится вебинар. В статье рассматриваются особенности вебинара, среди которых выделены: практический характер изучаемого материла; содержательная конкретность, насыщенность; направленность на активизацию обучения студентов, повышение мотивации и др. Среди функций технологии выделяются следующие: коммуникативная, воспитательная, контролирующая, познавательная, обучающая и консультационная. Рассматриваются виды образовательных вебинаров в условиях смешанного обучения, среди которых выделены: обучающие вебинары, тренинги, и информационные семинары. Вебинар - это наиболее эффективная технология, применяемая в смешанном обучении, которая способствует обеспечению мобильности и гибкости подготовки современных специалистов, обеспечивает непрерывность профессионального обучения и предопределяет поиск эффективных средств информационного взаимодействия.

Ключевые слова: вебинар, смешанное обучение, дистанционное обучение, высшее образование, индивидуализация образовательного процесса, интерактивные технологии, доступность, обратная связь, развитие профессиональных компетенций.

WEBINAR IN THE SYSTEM OF MIXED EDUCATION AT THE UNIVERSITY

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Voronina Irina Romanovna, student Chelnokova Elena Alexandrovna, candidate of technical sciences, associate professor Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abstract. Annotation. The current educational situation has necessitated a high-quality development of the content of the educational process in the context of blended learning. Effective implementation of the practical component of students' activities in vocational education is achieved through the use of interactive technologies. The use of e-learning tools in conjunction with traditional ones is the basis of the blended learning system at the university, which provides ample opportunities for training specialists through individualization of the educational process and mobility. One of the most relevant technologies in the blended learning system, which has recently been widely used in educational practice, is the webinar. The article discusses the features of the webinar, among which are highlighted: the practical nature of the material being studied; substantial concreteness, saturation; focus on enhancing student learning, increasing motivation, etc. Among the functions of technology, the following are distinguished: communicative, educational, controlling, cognitive, training and consulting. The types of educational webinars in the context of blended learning are considered, among which are highlighted: educational webinars, trainings, and information seminars. Webinar is the most effective technology used in blended learning, which contributes to the mobility and flexibility of training of modern specialists, ensures the continuity of professional training and determines the search for effective means of information interaction.

Keywords: webinar, blended learning, distance learning, higher education, individualization of the educational process, interactive technologies, accessibility, feedback, development of professional competencies.

ВВЕДЕНИЕ товки студентов к использованию коммуникационных и

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- информационных технологий, формирование у обучаю-ными научными и практическими задачами. щихся профессиональных компетенций в условиях ин-

В последнее время проблема качественной подго- форматизации общества ставится насущной проблемой. 52 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Воронина Ирина Романовна, Челнокова Елена Александровна ВЕБИНАР В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

Эффективная организация образовательного процесса возможна при интеграции электронного (дистанционного) и традиционного обучения. Одним из наиболее продуктивных видов учебных занятий студентов в условиях смешанного обучения является вебинар, предполагающий активность каждого субъекта образовательного процесса. Данная технология направлена на создание единой открытой образовательной среды.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Под смешанным обучением Е. В. Кондакова и Е. В. Андропова понимают технологию, которая объединяет всевозможные ресурсы, методы дистанционного образования и методику обучения лицом к лицу [1]. Другое определение дает Ю. И. Капустина, которая определяет смешанное обучение как организованный, целенаправленный, интерактивный процесс взаимодействия преподавателя и студентов как между собой, так и со средствами обучения. Причем сам образовательный процесс адаптивный к расположению во времени и пространстве обучающихся [2]. Главной движущей силой дистанционного образования в системе смешанного обучения, по мнению Т. Ж. Айдынбай и Г. Ж. Шуйтенов являются средства, методы и технологии обучения, основанные на передовых разработках. Авторы считают, что вебинары, являясь одной из наиболее эффективных образовательных технологий, гарантируют совершенное взаимодействие между студентами и преподавателем [3]. Вопросом подготовки преподавателей занималась С. Д. Калинина, по мнению которой целью освоения технологии вебинаров является формирование у преподавателей компетенции эффективного взаимодействия с обучающимися и повышение информационной культуры [4].

Обосновывается актуальность исследования. Актуальность использования вебинара определяется совершенствованием системы дистанционного образования в системе смешанного обучения в университете. Современные тенденции развития общества и образования актуализируют внимание к созданию наиболее эффективной образовательной дистанционной площадки в вузе, направленной на создание условий для быстрого и непрерывного получения новых знаний студентами. Вебинар становится наиболее эффективной технологией, используемой в смешанном обучении в университете, отвечающей целям современного образования.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе возможностей вебинара в системе смешанного обучение в университете для повышения качества организации образовательной деятельности.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить роль технологии вебинара в системе смешанного обучения в университете;

- рассмотреть виды, особенности, возможности и перспективы вебинара в системе смешанного обучения.

Используемые методы, методики и технологии. В статье используется метод анализа, синтеза, сравнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Смешанное обучение в университете - это образовательный подход, интегрирующий обучение «лицом к лицу» на традиционных семинарских и лекционных занятиях и дистанционные интернет-занятия, предполагающее самостоятельную работу студентов. Наиболее распространенной и актуальной технологией, используемой в смешанном обучении, являются веб-технологии [4]. Под вебинаром принято понимать занятие в on-line форме, осуществляемое педагогом посредством использования активных методов обучения. Вебинары направлены на выработку умений и навыков профессиональ-

ной деятельности, изучение и закрепление материала студентами, овладение методами коллективной работы, стабилизацию процесса самостоятельной работы и познавательной деятельности.

Особенностями, отличающими вебинар от традиционного практического занятия, являются следующие составляющие: практический характер изучаемого материла; методическая и содержательная конкретность, насыщенность. Вебинар отличается направленностью на активизацию обучения студентов, формирование и развитие их профессионального интереса, повышение мотивации, активное участие каждого в изучении, обсуждении, анализе учебной информации и осуществлении определенной деятельности [5].

Выделяют три модели смешанного обучения, среди которых следующие: интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, их личное взаимодействие, а также самообразование. Особенностями смешанного обучения являются: гибкость образовательной траектории, организация индивидуальной поддержки учебной деятельности, широкое использование организации групповой учебной деятельности, приоритет самостоятельной деятельности учащегося, смена акцентов во взаимоотношениях преподавателя и студентов и др. Вебинар в условиях смешанного обучения представляет собой программную поддержку традиционной лекции, а также позволяет создавать новую область взаимодействия субъектов образовательного процесса [6]. Вебинар способствует индивидуализации образовательного процесса. Основой технологии вебинара служит групповая работа, которая стимулирует развитие навыков онлайн-общения. Формирование индивидуального подхода на занятиях в дистанционной форме достигается благодаря получению обратной связи от преподавателя на вебина-рах. На занятиях создается целенаправленная, контролируемая и интенсивная самостоятельная деятельность. Студентам предоставляется возможность выступать в качестве активных участников процесса обучения, удаленно работая над групповыми и индивидуальными проектами [7].

Цель, контент, задачи занятия, уровень подготовленности аудитории - основополагающие составляющие, учитываемые при подготовке и проведении вебинара и определяющие их стратегию. Выделяют инструментальную, интерактивную и презентационную стратегии ве-бинаров. Суть инструментальной заключается в том, что вебинар применяется в качестве инструмента формирования компетенций обучающихся и источника развития их умений, знаний и навыков. Интерактивная стратегия предполагает не только передачу знаний, но и наличие ответной реакции студента на них. Вебинар в рамках презентационной стратегии осуществляется преимущественно в лекционной форме занятия с целью изучения материала и подразумевает принятие информации без критического отношения к содержанию дисциплины.

Роль преподавателя при создании вебинара заключается в осуществлении определенных ролей, среди которых можно выделить следующие: социальную, организаторскую, педагогическую и техническую. Таким образом, педагог осуществляет отбор необходимых для on-line обучения средств; создает дружественную атмосферу во время занятия; тщательное проектирует и планирует on-line-встречи, чтобы материал вебинаров шел параллельно традиционным лекциям и дополнял их. Педагог выступает в качестве создателя вебинара и должен владеть следующими компетенциями: знаниями нетикета, навыками ораторского мастерства, умениями разрабатывать специализированные для веб-конференций материалы [8]. Работа педагога осуществляется в несколько этапов: сбор материала по курсу, создание интерактивных презентаций, подбор эффективных обучающих веб-ресурсов, подбор необходимых текстовых пособий, определение точного тематического содержания вебинара, его вида и т. д.

Существует несколько форм проведения учебного занятия при организации вебинаров в системе смешанного обучения в университете. Например, одна из наиболее эффективных форм - это веб-конференции, дистанционное занятие в режиме реального времени, где студенческая группа может организовывать общие обсуждения и мероприятия в on-line режиме [9]. Вебинар в такой форме дает возможность организовывать трансляции онлайн-презентаций для студентов, непрерывно работать с приложениями и документами. Особенностью on-line-занятия является возможность объяснения вопроса, проблемы различными способами: мозговым штурмом пресс-конференцией, групповой дискуссией и т.д. Качественное проведение вебинара обеспечивается грамотным сочетанием методов, приемов, методических форм, правильным способом организации, соответствием требованиям вуза и образовательной программы.

Существует несколько видов образовательных ве-бинаров в условиях смешанного обучения, среди которых можно выделить следующие: тренинги, обучающие вебинары и информационные семинары. Тренинг - это серия вебинаров одной тематики, предполагающих синхронное применение дистанционного обучения вместе с традиционными формами [10]. Студенты не просто слушают и воспринимают аудиальную и визуальную информацию, но и делают практические работы. Например, в Мининском университете по каждой изучаемой студентами дисциплине обучающимся необходимо пройти курс, расположенный на электронной платформе вуза «Moodle». Одним из наиболее популярных тренингов, представленных в университете является «Тренинг менеджмент (методическая подготовка бизнес-тренеров)», состоящей из пяти модулей [11]. Студенты могут изучить инновационные методы моделирования программ тренингов различной направленности. Задачами тренинга выступает ознакомление с методами и технологиями эффективного использования средств тренинга в ходе моделирования тренинговых программ под задачи заказчика; отработка умений проведения сопровождения организации-заказчика. Информационный семинар - это бесплатный образовательный семинар, где происходит презентация той или иной образовательной программы с рассмотрением ее особенностей и преимуществ сравнительно с аналогичными существующими программами. Целью такого вебинара длительностью в 1 - 1,5 часа может стать описание кратких программ обучения, демонстрация дополнительных авторских курсов. Следующий вид - обучающий вебинар, задачей которого является ознакомление студентов с вопросами определенной предметной области. В условиях смешанного обучения студент может просматривать дистанционно различные вебинары, касающиеся непосредственно направлений своей специальности, а также изучать дополнительные заинтересовавшие курсы [12].

Дистанционное образовательное пространство в условиях смешанного обучения дает возможность формирования пространства ответственности и свободы, где студенты учатся отвечать за последствия их действий, делать осознанный выбор, а преподавателям дается возможность функционирования в новой роли тьютора, где ключевым инструментом становится образовательная среда, в которой разрушаются границы между on-line-средой и средой классной комнаты. Вебинар как наиболее эффективная технология, применяемая в смешанном обучении способна выполнять ряд ключевых функций для формирования профессиональных компетенций студентов, среди которых контролирующая, познавательная, коммуникативная, воспитательная, обучающая и консультационная. Так, например, суть контролирующей функции заключается в проведении режима опроса или интерактивного голосования. Основой консультационной функции является режим чата, с помощью которого преподаватели и студенты могут в режиме реального времени обмениваться текстовыми сообщениями

[13-19]. Например, электронная платформа «Moodle» Мининского университета предоставляет возможность проведения вебинаров по каждой из представленных дисциплин, где в курсе каждой находится раздел «Чат учебного курса», где студенты могут обсудить организационные вопросы. Так, в электронном учебно-методическом курсе дисциплины «История государства и права зарубежных стран», проводя занятие по теме «Зарубежное государство и право в Новейшее время» студенты могут в чате задавать вопросы, обсуждать материал. Сообщения в этом случае будут доступны только слушателям данного курса. Такие особенности использования вебинара позволяют достичь максимальной эффективности технологии смешанного обучения [20].

В смешанном обучении традиционные лекции и семинары идут параллельно дистанционным лекциям и вебинарам согласно разработанному плану. Технология вебинара дает возможность в полной мере воссоздать условия коллоборативной формы организации образовательного процесса, а именно лабораторного и семинарского занятий, лекций, посредством применения мультимедиа-средств и совместной работы с различными объектами при условии, что обучение происходит удаленно. Проведение вебинара осуществляется в следующих режимах: управление, рисование, презентация, опрос и запись. Например, режим рисования позволяет выделять необходимые элементы презентации с помощью указки или инструментов рисования. Режим опроса подразумевает интерактивную работу с обучающимися, где возможно создание опросной формы для контроля знаний или сбора статистических данных, а впоследствии просмотр и анализ результатов. Так, для организации семинара создается виртуальная «аудитория», которая объединяет субъекты образовательного процесса в электронной форме [21].

Вебинары в условиях смешанного обучения обладают следующими характеристиками: возможность применения педагогов ряда технического обеспечения, например, интерактивные видео, веб-сайты, презентации; возможность индивидуализации образовательного процесса, где каждый студент имеет доступ к созданному педагогом вебинару, который обучающиеся могут просматривать и пересматривать в наиболее удобное для них время. Также характеристиками вебинара является возможность воздействия на обучающегося при помощи жестов, ряда техник речевого воздействия, и мимики; создание комфортных условий обучения; возможность сохранения живого общения между студентом и педагогом [22].

Примером использования технологии вебинаров в системе смешанного обучения в университете может стать электронная платформа «Pruffme» Мининского университета, позволяющая проводить онлайн-конференции, вебинары в режиме реального времени со студентами. Pruffme - это платформа для создания и проведения вебинаров, курсов, тестов и опросов, использующаяся для асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Занятия осуществляются с помощью сети «Интернет», создавая on-line трансляции. Например, при изучении дисциплины «Политология» преподаватель, объясняя тему «Политическая культура» может создать вебинар на платформе «Pruffme» в целях определения подготовленности студентов к промежуточному тесту, что создаст площадку для удаленного общения и обучения [23].

Преимуществами использования вебинара в системе смешанного обучения в университете являются следующие показатели: значительная экономия времени на организацию занятия; высокая доступность для посещения обучающимися; возможность проведения on-line-встречи даже при условии нахождения в разных местах; удобство для студентов и педагогов за счет комфортного восприятия материала в привычной обстановке. Вебинар содержит преимущества традиционного семи-

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Воронина Ирина Романовна, Челнокова Елена Александровна ВЕБИНАР В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

нарского занятия, воспроизводя при этом возможности живого общения между докладчиком и обучающимися и личного общения между студентами. Преимуществом технологии вебинара также является совместимость с рядом организационных методов и форм обучения [24]. Также достоинствами технологии является отсутствие затрат на передвижение к месту проведения и экономия времени; возможность неоднократного доступа к материалам и их просмотра.

Существует ряд программ для проведения веби-наров, наиболее популярными из которых являются FreeConferenceCall.com, Zoom, UberConference, Skype, Apache OpenMeetings и др. Программы используются в зависимости от ряда показателей, к которым относятся желаемые функции (брендинг, запись, и т. д.); количество участников, длительность занятия, потребность в масштабируемости. Например, программа «Skype» имеет следующие преимущества: поддерживает функции голосовых и видеозвонков группы, также позволяет одновременно осуществлять занятие для 25 человек на вебинаре. Отличительной характеристикой программы является ее доступность, простота в использовании и широкие возможности. Совместное использование экрана, групповой чат, обмен файлами - возможности «Skype». Программа «Apache OpenMeetings» дает больше возможностей для осуществления вебинаров, например, она предоставляет возможности голосования, создания опросов. Также содержит систему модернизации, проводник файлов, интегрированный календарь. Apache OpenMeetings предлагает ряд уникальных функций, включая систему управления пользователями и модерации. Сравнительным преимуществом программы «UberConference» является возможность совместного использования экрана и неограниченное количество конференций. UberConference предлагает простые функции для проведения вебинара, что значительно упрощает организационную работу. Сравнительным преимуществом программы является возможность неоднократного просмотра вебинаров для студента благодаря функции записи. Так, программы отличаются своими функциональными возможностями, адаптируют работу для образовательной деятельности в зависимости от цели занятия. Популярность вебинаров достигается за счет сочетания гибкости взаимодействия и удобства передовых технологий. Программы создают условия для мгновенной адаптации информация под студентов, пер-сонализацию донесения информации [25].

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Результаты данного исследования расширяет представления о широких возможностях технологии вебинара в условиях смешанного обучения в университете. Проведенное исследование позволило выявить и структурировать особенности и сформулировать возможности использования вебинара в профессиональном образовании для различных специальностей.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В процессе работы нами были проанализированы возможности использования технологии вебинара как эффективного инструмента образовательной деятельности в условиях смешанного обучения в университете. Использование вебинара в системе смешанного обучения в университете в настоящее время является одной из наиболее эффективных технологий обучения дистанционно. Вебинар не подменяет традиционные лекции и не противоречит плану курсов. Применение данной технологии способствует созданию единого и интеллектуального пространства в образовательном процессе и определяет создание качественного сочетания классических технологий педагогики с информационными. Вебинар способствует повышению уровня эффективности образовательного процесса и требует четкого определения условий их применения. Использование данной технологии в профессиональном образовании является эффективным средством для ста-

новления конкурентоспособных специалистов и в настоящее время является потребностью формирующегося постиндустриального общества.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Использование вебинара в условиях смешанного обучения предоставляет широкие возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов, что обуславливает необходимость в дальнейшем их внедрении в процесс изучения профессиональных дисциплин в системе смешанного обучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

3. Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития [Текст] /И.А. Нагаева //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Ч.: ЧИППКРО - № 3 - 4 (16-17), 2013.

- С. 31 - 37.

4. Орешкина А.К. Теоретические основы развития образовательного пространства системы непрерывного образования в контексте его социальных измерений //Инновационные образовательные технологии. - 2014. - №2(38). - С.4-7.

5. СтародубцевВ.А. Сетевые сервисы в дистанционном инженерном образовании /В. А. Стародубцев, О.Б. Шамина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - №11. - С. 17 - 22.

6. Одинец М.Н., Кайгородцева Н.В. Технологии «вебинар» в образовательных курсах центра «Autodesk-ОмГТУ» //Динамика систем, механизмов и машин - №5 - 2014 - С. 192-194.

7. Асмолов А.Г., Семенов А.П., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие — М., Некс Принт, 2010.

8. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

9. Гущин А.В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования // Приволжский научный журнал. 2013. № 4 (28). С. 235-239.

10. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. -Казань: Бук, 2015. - С. 1520.

11. Кормилицына, Т. В. Новая педагогика и электронное обучение: история и современность / Т. В. Кормилицына //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7. - № 3. - С. 8-14.

12. Карпенко О.М., Фокина В.Н., Басов В.А., Васьковский А.Н. Особенности реализации инновационных видов занятий в учебном процессе Современной гуманитарной академии на базе программного комплекса «Вебинар» // Дистанционное и виртуальное обучение - №6

- 2015 - С. 46-62. URL: www.muh.ru/content/doc/2015/vebinar_statya.pdf (дата обращения 30.03.2020).

13. Булаева М.Н., Петров Ю.Н. Менеджер инженерно-педагогического образования в административно-управленческой деятельности - Н. Новгород, 2012 г.

14. Минеева О.А., Ляшенко М.С., Борщевская Ю.М. Смешанное обучение как средство интенсификации обучения иностранному языку студентов магистратуры // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 115-119.

15. Андриянова М.В. Внутрифирменное обучение персонала в россии: тенденции и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 27-30.

16. ОсадченкоИ.И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 46-49.

17. Гудкова С.А., Емелина М.В. Формирование профессиональной мобильности у выпускников нелингвистических направлений подготовки при обучении иностранному языку // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 17-20.

18. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.

19. АмитроваМ.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.

20. Лапшова А.В. Профессионализм педагога вуза: компетент-ностный подход / в сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 141-143.

21. Миниахметова О.В. Интеграция образовательных технологий в формировании общих компетенций обучающихся профессиональной школы // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. - № 3(4). - М., Изд. «МЦНО»,

2017. - С. 38-44.

22. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.

23. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of open electronic courses in educational activity //European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № S. С. 541-548.

24. Зобов Б.И. О смешанном и корпоративном обучении. // Смешанное и корпоративное обучение («СК0-2007»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума. - п. Дивноморское. - Ростов н/Д: ИПО ПИЮФУ, 2007. С. 9-13.

25. Шукурзод Т.А., Шарипов Ф.Ф. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов //Наука и школа. 2011. № 6. С. 54-56.

Статья поступила в редакцию 04.04.2020 Статья принята к публикации 27. 11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.