Научная статья на тему 'ВЕБ-САЙТ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ'

ВЕБ-САЙТ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тращеев Станислав Викторович, Кочетова Наталья Геннадьевна

Цель исследования - обосновать необходимость дополнения перечня актуальных коммуникативных умений педагогов в условиях профессионального взаимодействия в электронно-цифровой образовательной среде посредством инструментального потенциала авторского тематического веб-сайта. В статье проясняется важность использования электронно-цифровых средств обучения для развития коммуникативных умений современного педагога, подчеркивается актуальность применения «смешанного» формата образования, включающего в себя преимущества электронно-цифровых и традиционно-классических средств обучения для развития коммуникативных умений педагога. Научная новизна исследования заключается в предложении к применению авторского сайта «Педагогическая коммуникация» как основного элемента формирования и корректировки индивидуальной образовательной траектории в контексте развития коммуникативных умений педагога. В результате исследования формализован перечень основных образовательных средств для развития коммуникативных умений педагога и перечислены важные позитивные эффекты от их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тращеев Станислав Викторович, Кочетова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WEBSITE “PEDAGOGICAL COMMUNICATION” AS A MEANS OF DEVELOPING A TEACHER’S COMMUNICATIVE SKILLS IN THE SETTING OF DIGITALISATION OF EDUCATIONAL PROCESSES

The purpose of the study is to substantiate the need to expand the list of teachers’ relevant communicative skills in the setting of professional interaction in the electronic digital educational environment through the instrumental potential of the authors’ thematic website. The paper clarifies the importance of using electronic digital teaching aids for the development of communicative skills of a modern teacher, emphasises the relevance of using a “mixed” format of education, which includes the advantages of electronic digital and traditional classical teaching aids for the development of a teacher’s communicative skills. Scientific novelty of the study lies in proposing the use of the authors’ website “Pedagogical Communication” as the main element in the formation and adjustment of an individual educational trajectory in the context of developing a teacher’s communicative skills. As a result of the study, the list of the main educational tools for the development of a teacher’s communicative skills has been formalised and important positive effects of their use have been specified.

Текст научной работы на тему «ВЕБ-САЙТ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

$ rpQmÔTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 2. С. 234-239 | 2022. Volume 7. Issue 2. P. 234-239

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Веб-сайт «Педагогическая коммуникация»

как средство развития коммуникативных умений педагога

в условиях цифровизации образовательных процессов

Тращеев С. В., Кочетова Н. Г.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость дополнения перечня актуальных коммуникативных умений педагогов в условиях профессионального взаимодействия в электронно-цифровой образовательной среде посредством инструментального потенциала авторского тематического вебсайта. В статье проясняется важность использования электронно-цифровых средств обучения для развития коммуникативных умений современного педагога, подчеркивается актуальность применения «смешанного» формата образования, включающего в себя преимущества электронно-цифровых и традиционно-классических средств обучения для развития коммуникативных умений педагога. Научная новизна исследования заключается в предложении к применению авторского сайта «Педагогическая коммуникация» как основного элемента формирования и корректировки индивидуальной образовательной траектории в контексте развития коммуникативных умений педагога. В результате исследования формализован перечень основных образовательных средств для развития коммуникативных умений педагога и перечислены важные позитивные эффекты от их использования.

The Website "Pedagogical Communication"

as a Means of Developing a Teacher's Communicative Skills

in the Setting of Digitalisation of Educational Processes

Trascheev S. V., Kochetova N. G.

Abstract. The purpose of the study is to substantiate the need to expand the list of teachers' relevant communicative skills in the setting of professional interaction in the electronic digital educational environment through the instrumental potential of the authors' thematic website. The paper clarifies the importance of using electronic digital teaching aids for the development of communicative skills of a modern teacher, emphasises the relevance of using a "mixed" format of education, which includes the advantages of electronic digital and traditional classical teaching aids for the development of a teacher's communicative skills. Scientific novelty of the study lies in proposing the use of the authors' website "Pedagogical Communication" as the main element in the formation and adjustment of an individual educational trajectory in the context of developing a teacher's communicative skills. As a result of the study, the list of the main educational tools for the development of a teacher's communicative skills has been formalised and important positive effects of their use have been specified.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена значительным влиянием тенденции цифровизации образовательных процессов на требования, предъявляемые к коммуникативным умениям педагогов. Данная тенденция опосредует такие новые условия в контексте реализации образовательных процессов, как интенсификация внедрения онлайн-образования в формальную образовательную систему, прогрессивное увеличение количества цифровых информационных баз и источников данных, необходимость совершенствования организационных и педагогических способов осуществления обучения. Таким образом, актуализируется потребность развития таких профессиональных коммуникативных умений педагога, которые позволили бы ему эффективно решать профессиональные задачи не только в реальном, но и виртуальном пространстве.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220023

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Несмотря на интерес большого количества отечественных ученых к тематике развития коммуникативной компетентности педагогов, включая таких исследователей, как О. Б. Даутова (2018), Е. Л. Ерохина (2020), И. С. Криштофик (2017), Л. Ц. Кагермазова, И. В. Абакумовова, С. Л. Лунин, Е. О. Шульц (2015), И. М. Зинова и Г. Ф. Шайдуллина (2014), Е. Ю. Сысоева (2016), на данный момент не формализовано общепринятого перечня профессиональных коммуникативных умений педагогов, необходимого и достаточного для эффективного комплексного решения педагогом образовательных задач. Кроме того, анализ научных трудов вышеприведенных авторов выявил отсутствие в составе данных коммуникативных умений тех, которые бы напрямую отражали умение педагога взаимодействовать с участниками образовательного процесса и профессиональным сообществом не только в реальной, но также и в электронно-цифровой среде. Как следствие, в уточнении нуждается список наиболее эффективных средств, направленных на развитие профессиональных коммуникативных умений педагога. Решение данной проблемы будет способствовать стандартизации состава актуальных коммуникативных умений современного педагога, повышению эффективности реализации образовательных процессов на базе приобретения педагогами актуальных коммуникативных умений и в результате приведению в соответствие подготовки будущих высококвалифицированных специалистов высоким требованиям рынка труда.

Для достижения указанной цели исследования целесообразно решить следующие задачи:

- дополнить перечень актуальных коммуникативных умений педагога в контексте влияния тенденции цифровизации образовательных процессов;

- обосновать целесообразность использования авторского сайта «Педагогическая коммуникация» как основы для реализации комплекса мер по развитию коммуникативных умений педагога.

Для осмысления средств развития профессиональных коммуникативных умений педагога в контексте тенденции цифровизации образования в статье применяются такие методы исследования, как анализ педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.

Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных авторов: И. М. Зиновой, Г. Ф. Шай-дуллиной (2014), И. С. Криштофик (2017), Л. Ц. Кагермазовой, И. В. Абакумововой, С. Л. Лунина, Е. О. Шульц (2015), Е. Ю. Сысоевой (2016), в которых рассматриваются состав профессиональных коммуникативных умений педагога, а также средства их развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено использование тематического авторского веб-сайта как инструмента построения и корректировки индивидуальной образовательной траектории педагога на базе самодиагностики профессиональных коммуникативных умений педагога. Данный инструмент позволит сократить расход времени на поиск тематических материалов и будет способствовать повышению эффективности построения индивидуальной образовательной траектории педагога в рамках заявленной проблематики.

Перечень актуальных коммуникативных умений педагога в контексте влияния тенденции цифровизации образовательных процессов

Анализ научных статей ученых позволил классифицировать коммуникативные умения педагога, являющиеся необходимыми в процессе эффективного педагогического общения, разделив их на четыре группы применительно к четырем объектам педагогической деятельности: сфера познания, организационная сфера, сфера коммуникаций и личностная сфера (Ерохина, 2020, с. 88; Зинова, Шайдуллина, 2014, с. 964; Криштофик, 2017, с. 33; Кагермазова, Абакумова, Лунин и др., 2015, с. 135; Сысоева, 2016, с. 145). Перечни актуальных коммуникативных умений педагога, предложенные данными учеными в своих трудах, не вступают в противоречие, а дополняют друг друга, подчеркивая многосложность вопроса формализации полного перечня актуальных коммуникативных умений современного педагога. При этом под педагогической категорией «коммуникативные умения» в рамках данного исследования считаем целесообразным понимать «базовый компонент коммуникативной компетентности, сформированный на основе теоретического компонента (коммуникативных знаний) в ходе практической деятельности и получаемых при этом коммуникативных навыков» (Магомеддибирова, 2021, с. 107). В рамках исследования заявленной проблематики особую практическую ценность, на наш взгляд, имеет перечень коммуникативных умений педагога, сформированный И. С. Криштофик (2017), так как данный перечень состоит из измеримых коммуникативных умений, которые в дальнейшем могут быть положены в основу методики определения общего уровня развития данных умений.

Однако в рамках тенденции усиления цифровизации образовательных процессов, под которыми мы рассматриваем в первую очередь экспоненциальное увеличение информационной базы для образования, а также «перенос» обучения в интерактивную электронно-цифровую среду (Урсул, 2020, с. 42), вышеупомянутый перечень умений И. С. Криштофик целесообразно дополнить коммуникативными умениями относительно профессионального взаимодействия в электронно-цифровой среде, формализованными нами в третьем столбце Таблицы 1 применительно к четырем объектам педагогической деятельности. Таким образом, целесообразно рассмотреть 19 коммуникативных умений, составляющих основу коммуникативной компетентности педагога в условиях цифровизации образовательных процессов. Очевидно, что инструменты развития коммуникативных умений педагога должны учитывать специфику профессиональной деятельности педагога, а также способствовать решению актуальных образовательных задач. Тогда инструменты развития коммуникативных умений педагога должны в себя включать как традиционно-классические, так и электронно-

цифровые средства обучения, используемые в рамках концепции непрерывного образования, так как образовательные задачи педагога постоянно трансформируются на протяжении всего его профессионального пути.

Таблица 1. Перечень актуальных коммуникативных умений педагога в контексте цифровизации образовательных процессов

Объект пед. деятельности Перечень коммуникативных умений (по методу И. С. Криштофик) Дополнительные коммуникативные умения

Сфера познания 1. Постановка учебной задачи. 2. Текстовое оформление педагогом способа и результата решения задачи обучающимся. 3. Понимание затруднений ученика в процессе решения учебной задачи. 4. Взаимодействие с учениками в режиме диалога в процессе решения учебной задачи. 5. Умение педагога выявлять и нивелировать барьеры познания и взаимодействия обучающихся, возникающие в процессе использования средств ИКТ для достижения образовательного результата.

Организационная сфера 1. Структурирование педагогических текстов согласно логике, способствующей изменению соотношения между мотивами и целями ребенка. 2. Понимание действий ученика в различных учебных ситуациях. 3. Выбор и использование педагогом школы наиболее эффективных инструментов ИКТ для решения образовательных задач.

Личностная сфера 1. Высказывание личностного отношения (суждения, замечания, вопросы). 2. Эмпатийное слушание. 3. Мотивирующие высказывания. 4. Высказывания, инициирующие процесс самопонимания ребенка. 5. Высокий уровень компьютерной грамотности педагога. 6. Осознание педагогом готовности использования средств ИКТ для повышения мотивации обучающихся.

Сфера коммуникаций 1. Создание насыщенной информационной среды в школе. 2. Совместное с детьми определение норм коммуникации. 3. Предъявление своей позиции (оснований) в коммуникации. 4. Интерпретация смысла текста в контексте ситуации. 5. Знание педагогом школы принципов сетевого этикета, а также основ информационной безопасности.

В Концепции развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 года (2015) содержатся сведения о том, что непрерывное образование возможно реализовать на основе таких способов, как формальное образование, неформальное и информальное образование. Так как под формальным образованием понимается получение знаний в рамках образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то для развития коммуникативных умений педагога наиболее действенными способами являются неформальное образование в части обучения в рамках краткосрочных образовательных программ и мероприятий (это может быть посещение тематических тренингов, мастер-классов, стажировок для обмена опытом и наставничества), а также информальное образование, т.е. обучение, базирующееся на самообразовании и реализации индивидуальной познавательной деятельности.

Примечательной является точка зрения А. Дистервега (1956) о том, что педагог «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» (с. 74). Таким образом, в процессе развития коммуникативных умений педагога на первый план выходит профессиональное самообразование, позволяющее педагогу сформировать оптимальную индивидуальную образовательную траекторию как с помощью реальных, так и с помощью виртуальных образовательных средств.

В научном труде А. Д. Урсула (2020, с. 42) выделяются позитивные особенности электронных средств обучения, к которым автор относит возможность адаптации онлайн-образования к запросам и особенностям отдельной личности, а также возможность более гибкого выбора программ и видов образования. Вместе с тем он подчеркивает, что лучший образовательный результат педагогом достигается с помощью смешанного формата обучения, то есть использования как реальных, так и виртуальных средств образования.

Важно отметить, что использование электронно-цифровых средств обучения в контексте развития коммуникативных умений педагога способствует существенному снижению временных и денежных затрат на реализацию самообразования педагогом, так как это позволяет избежать расходов на логистику, организацию и методическое обеспечение. Однако, несмотря на преимущества использования электронно-цифровых средств обучения, они не способны предоставить обучающимся возможности реализации «живой» интеракции, позволяющей заимствовать лучшие практики использования комплексного инструментария средств и методов реального общения. Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что только комплексное использование электронно-цифровых средств обучения (включающих в себя такие инструменты развития коммуникативных умений педагога, как тематические сайты, онлайн-конференции, тематические онлайн-курсы и семинары, электронные ресурсы), а также традиционно-классических средств обучения (программы наставничества, участие в конференциях, тренингах и мастер-классах, программы повышения квалификации, тематическая литература) может быть рассмотрено как совокупность инструментов, достаточных для развития коммуникативных умений современного педагога.

Веб-сайт «Педагогическая коммуникация» как основа для реализации комплекса мер по развитию коммуникативных умений педагога

Развитие профессиональных коммуникативных умений педагога в рамках концепции непрерывного образования должно опираться на диагностику уже имеющихся коммуникативных умений с дальнейшим выбором наиболее эффективных и применимых для конкретного специалиста педагогической сферы инструментов. При этом прогрессивное нарастание информационных баз и образовательных ресурсов существенно усложнило выбор педагогом наиболее эффективных средств развития коммуникативных умений. Таким образом, опосредуется необходимость обеспечения студентов педагогического направления подготовки и молодых педагогов электронными методическими материалами, способствующими повышению их осведомленности о способах диагностики уровня развития коммуникативных умений и инструментах их развития, а также электронными ресурсами, позволяющими им в дальнейшем проводить процедуру повторной самодиагностики уровня профессиональных коммуникативных умений.

В качестве основного инструмента, способствующего комплексному решению вышеперечисленных задач, предлагается считать обеспечение доступа молодых преподавателей и студентов старших курсов направления «Педагогическое образование» к электронным тематическим ресурсам, сконцентрированным на платформе авторского информационного веб-сайта «Педагогическая коммуникация». Данный электронный ресурс был создан нами на базе облачного сервиса Google Sites. Доменное имя данного сайта: https://sites. google.com/site/pedadogisheskayakommunikatsia.

Авторский веб-сайт является открытым электронным ресурсом для всех пользователей Интернета и включает в себя материалы для проведения самодиагностики уровня развития профессиональных коммуникативных умений педагога, перечень актуальных профессиональных коммуникативных умений и классификацию инструментов развития коммуникативных умений педагога. На главной странице сайта содержится информация, кратко объясняющая посетителям сайта цель создания данного электронного ресурса и основную направленность его контента (Рисунок 1).

Страница веб-сайта «Классификация инструментов развития коммуникативных умений» направлена на помощь педагогам в построении индивидуальной образовательной траектории. Данная страница содержит перечень базовых и комплементарных мер, позволяющих выбрать наиболее действенные и удобные инструменты развития коммуникативных умений педагога (Таблица 2). При этом использование комплементарных мер педагогом хотя и не является обязательным, однако в совокупности с базовыми мерами будет способствовать повышению эффективности развития его коммуникативных умений в целом.

Рисунок 1. Главная страница информационного сайта «Педагогическая коммуникация» Таблица 2. Перечень базовых и комплементарных мер по развитию коммуникативных умений педагогов

Перечень базовых мер Перечень комплементарных мер

1. Использование авторского сайта «Педагогическая коммуникация» как источника актуальных инструментов по самодиагностике и развитию коммуникативных умений. 2. Самостоятельное изучение требований ФГОС в контексте реализации образовательных процессов. 3. Участие в тематических тренингах, семинарах и мастер-классах (виртуальных и реальных). 4. Практика создания инструкций разной степени детализации для выполнения учебных заданий. 5. Самостоятельное изучение электронных ресурсов по теме педагогической коммуникации, коммуникативной компетентности и приемов ораторского мастерства. 6. Изучение современных программных средств, используемых в процессе педагогической деятельности. 1. Создание личной «копилки идей» по тематике педагогической коммуникации. 2. Совместная практика постановки микроцелей перед выполнением задания. 3. Разбор кейсов, посвященных решению педагогических ситуаций. 4. Исследование инновационных цифровых средств для реализации образовательного процесса. 5. Прохождение программ повышения квалификации для развития коммуникативной компетентности.

Полезным дополнением к построению индивидуальной образовательной траектории, на наш взгляд, является перечень бесплатных, открытых для широкого доступа электронных ресурсов, собранных на странице «Интернет-ресурсы развития коммуникативных умений» авторского сайта. В данный список входят 25 бесплатных интернет-ресурсов, которые классифицированы на 5 разделов по следующей тематике: онлайн-курсы и семинары, образовательные видеопорталы, тематические электронные книги, тематические статьи в электронных журналах, а также инструменты визуализации информации. Список данных интернет-ресурсов постоянно обновляется и дополняется автором, что позволяет пользователям сайта сохранить время на самостоятельный поиск ресурсов и внести предложения по дополнению данного списка при необходимости.

Таким образом, вышеприведенный сайт направлен на снабжение настоящих и будущих педагогов информацией об инструментах самодиагностики и развития коммуникативных умений педагога. При этом преимуществами использования данного сайта для педагогов являются:

1. Возможность проводить самодиагностику наличия коммуникативных умений педагога как основы при выработке комплексной стратегии по формированию и реализации индивидуальной образовательной траектории педагога.

2. Экономия времени педагогов на поиск и ранжирование актуальных инструментов развития коммуникативной компетентности.

3. Возможность повышения мотивации педагогов для дальнейшей реализации индивидуальной образовательной траектории на базе повторного проведения самодиагностики коммуникативных умений и изучения новых ресурсов, приведенных на сайте.

Заключение

В результате данного исследования мы пришли к выводу о том, перечень коммуникативных умений педагога целесообразно формировать на основе объектов педагогической деятельности и формата реализуемой педагогической деятельности (как виртуальной, так и реальной). В качестве инструментов развития коммуникативных умений педагога нами был сформирован перечень базовых и комплементарных мер. При этом использование авторского веб-сайта «Педагогическая коммуникация» целесообразно рассмотреть в составе базовых мер как стартовой точки для построения и реализации индивидуальной образовательной траектории педагога, включающей в себя комплексное использование электронно-цифровых и традиционно-классических образовательных средств на базе реализации принципов последовательности и непрерывности, так как только долгосрочная стратегия развития коммуникативных умений в контексте непрерывного образования может рассматриваться как достаточная мера для приведения профессиональных коммуникативных умений педагога в соответствие вызовам, опосредованным нарастанием глобальной тенденции цифровиза-ции образовательных процессов.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении влияния тенденций цифровизации образовательных процессов на актуализацию профессиональных коммуникативных умений педагога, а также в сборе мнений и рекомендаций по дополнению контента авторского веб-сайта для повышения его эффективности.

Источники | References

1. Даутова О. Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии. СПб.: КАРО, 2018.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

3. Ерохина Е. Л. Инновационная модель формирования коммуникативной компетенции будущего педагога // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141).

4. Зинова И. М., Шайдуллина Г. Ф. Коммуникативная компетентность педагогических работников в условиях перехода к инклюзивному образованию // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-4.

5. Кагермазова Л. Ц., Абакумова И. В., Лунин С. Л., Щульц Е. О. О формировании коммуникативной компетентности будущего педагога_// Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 2015. № 1 (185).

6. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. 2015. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095

7. Криштофик И. С. Развитие и оценка коммуникативной компетентности будущего педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №_5-2 (59).

8. Магомеддибирова З. А. Некоторые пути и средства формирования коммуникативных умений студентов педагогического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6-4 (108).

9. Сысоева Е. Ю. Развитие коммуникативной компетентности преподавателя вуза в системе повышения квалификации // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 11 (67).

10. Урсул А. Д. Цифровизация и образование для устойчивого развития: перспективы взаимосвязи в процессе эволюции // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Тращеев Станислав Викторович1

Кочетова Наталья Геннадьевна2, к. физ.-мат. н., проф.

I 2 Самарский государственный социально-педагогический университет

Trascheev Stanislav Victorovich1 Kochetova Natalia Gennadievna2, PhD

II 2 Samara State University of Social Sciences and Education

tsv_samara@mail.ru, 2 fhodekan@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 08.02.2022; опубликовано (published): 31.03.2022.

Ключевые слова (keywords): коммуникативные умения педагога; цифровизация образовательных процессов; электронно-цифровая образовательная среда; педагогическая коммуникация; индивидуальная образовательная траектория; communicative skills of a teacher; digitalisation of educational processes; electronic digital educational environment; pedagogical communication; individual educational trajectory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.