Научная статья на тему 'Веб-интеграционные технологии развития информатизации сельского хозяйства'

Веб-интеграционные технологии развития информатизации сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Веб-интеграционные технологии развития информатизации сельского хозяйства»

Острой проблемой в деятельности интегрированных структур в АПК является земельный вопрос. Существующий механизм земельных отношений в этих формированиях имеет два направления: передача земли собственниками в аренду интегрированным структурам и перевод ее в уставный фонд (капитал). В первом варианте собственники земельных долей не теряют права собственности, второй вариант не гарантирует это право. Приоритетным направлением остаются земельные отношения на основе аренды. Однако и здесь возникает масса вопросов, которые разрозненные собственники земли самостоятельно решить не могут. При заключении договоров аренды и выработки их условий важно, чтобы отношения между арендатором и арендодателем были справедливыми и доверительными. Головные компании агроструктур стремятся заключать долгосрочные арендные договоры, однако при неустойчивой рыночной ситуации достаточно сложно определить справедливый уровень арендной платы на десять лет вперед. Поэтому создание общественных объединений собственников земельных паев (арендодателей сельхозугодий) будет способствовать решению многих проблем в этом вопросе.

Зачастую материально-технические ресурсы, производственные объекты, основные фонды, приобретаемые предприятием-интегратором, ставятся на баланс управляющей компании, а их стоимость включается в уставной капитал интегрированной структуры как доля инвестора. В результате средства производства, расположенные на территории сельскохозяйственного предприятия-участника интегрированного формирования, постепенно переходят в собственность интегратора.

Многие инвесторы, выступающие в роли интегратора, уклоняются от решения проблем, связанных с социальной сферой села, так как считают, что это функциональная обязанность органов управления муниципальных образований, из-за чего возникает антагонизм между «пришлыми» и «местными».

В настоящее время крупные агроструктуры, проводя масштабное объединение предприятий, не успевают подбирать управленческие кадры и испытывают трудности в управлении консолидированной собственностью. При этом очень важно, чтобы интеграционный процесс проходил под единым руководством от начала до конца, чем достигается преемственность и ответственность за конечные результаты производственной и экономической деятельности.

В интегрированных структурах для эффективного функционирования требуется формирование единой корпоративной культуры. Управление хозяйственными единицами, входящими в агрокорпора-цию, должно быть адекватным условиям современ-

ного рынка, как по организационной структуре, так и по выполнению важнейших функций : маркетинг, сбыт, стратегическое планирование, управление финансами, управление издержками производства и качеством продукции и др. Управленческий персонал (менеджмент) всех предприятий системы должен иметь единый понятийный аппарат, говорить на понятном друг другу профессиональном языке, владеть современными технологиями управления, в том числе интегрированными системами управления.

В целях дальнейшего развития интеграционных процессов в АПК необходимо соблюдение следующих принципов: добровольность вступления в интегрированную структуру, внедрение инноваций в сельскохозяйственный сектор, обеспечение инвестирования в производство, создание равных экономических условий для сотрудничества, реализация социально-экономических интересов всех участников интегрированного формирования, совершенствование земельных отношений и отношений собственности.

Для решения существующих проблем функционирования интегрированных структур необходима система мер государственного регулирования:

- совершенствование нормативно-правовой базы интегрированных объединений;

- корректировка налоговой политики для агрообъединений и их участников;

- совершенствование системы ценообразования в интегрированных структурах;

- совершенствование финансово-кредитного механизма;

- обеспечение научного сопровождения и организации консультационно-методической работы по проблемам интеграции;

- обеспечение контроля и прозрачности функционирования интегрированных формирований;

- защита интересов предприятий - участников интегрированных формирований;

- совершенствование официального статистического учета интегрированных структур.

В целях стимулирования функционирования крупных интегрированных формирований в АПК задействовать ряд механизмов:

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы, которые инвестор-интегратор направляет на расширение и технологическую модернизацию аграрного производства;

- защита капитальных вложений, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их страхование;

- предупреждение банкротства с целью захвата собственности;

- приоритетный выход на местный агропро-довольственный рынок и др.

1.3. Интеграция в сфере науки, образования и информатики как основа исследований интеграционных процессов в агропродовольственном секторе

ВЕБ-ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В.И. Меденников, д.т.н., зав. отд., Всероссийского института аграрных проблем и

информатики им. А.А. Никонова

Поскольку интернет-технологии самым тес- ции, то и проблемы их произрастают из проблем

ным образом связаны с проблемой информатиза- информатизации.

Наряду с экономическими, социально-психологическими, правовыми и пр. основная проблема -громадный разрыв в технологии создания информационных систем (ИС) у нас и за рубежом, связанный, отчасти, с вымыванием профессионалов по информатизации из структур управления страной на всех уровнях и заменой их на некомпетентных менеджеров.

Для этого достаточно вспомнить недавнее выступление Д.А. Медведева в Казани, когда оказалось, что каждый регион, каждое ведомство создавало свои собственные документарные системы При этом одно ведомство, получив документ из другого, распечатывало его, сканировало и вводило вновь в собственную систему документооборота. Хотя федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)» предусматривалось создание типовых ИС как территориальных, так и для министерств и ведомств.

Второй пример, наиболее близкий нам -трансформация индикаторов информатизации АПК в трех основополагающих документах (табл. 1).

Индикаторы в третьем документе выбраны такими общими, что они, фактически, ничего не отражают. Достаточно в регионе использовать хотя бы одну сводку в электронном виде за год, тут же можно докладывать о выполнении целой группы мероприятий.

Название Программы звучит очень претенциозно «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России», тем самым авторы дают понять, какой большой пласт проблем они решают. На деле же, судя по изложенным материалам, «гора родила мышь» -большинство действительно животрепещущих проблем информатизации АПК, например, проблему индустрии программного обеспечения, становления отрасли информатизации АПК, ее научного сопровождения, перевод в электронный вид накопленных знаний агронауки с размещением в Интернет и т.д. авторы оставили в стороне.

Ситуацию в стране можно охарактеризовать по меткому выражению одного из экспертов передачи Караулова «Момент истины» как «технократическая импотенция», когда уже ни за какие деньги нельзя что-либо сделать на современном уровне.

Как следствие, в сельском хозяйстве доминирует «позадачный» метод разработки и внедрения программного обеспечения, когда приобретаются отдельные задачи у различных производителей, не связанные ни функционально, ни информационно, ни эргономически, хотя в развитых странах давно уже поняли, что только комплексная информатизация предприятий способна дать эффект. «Позадачный» же подход (еще называют «лоскутная информатизация», «островная информатизация»), в большинстве случаев, только дискредитирует саму идею информатизации.

В настоящее время история повторяется. Хаотичное, неуправляемое развитие интернет-технологий со стороны государства и органов управления делает процесс их внедрения более длительным и приводит к значительному перерасходу ресурсов. Даже те незначительные ресурсы, выделяемые на развитие интернет-технологий, используются крайне неэффективно.

Анализ сайтов НИИ РАСХН, сельскохозяйственных ВУЗов, НИУ РАН, НИУ РАМН, НИУ Минобразования, НИУ МСХ показывает, что большинство сайтов содержит лишь общую информацию об организации, да небольшой новостной блок. Даже если

сайт насыщен полезной информацией, то она плохо структурирована, не имеет понятной пользователю системы навигации, отсутствует возможность обмена ею между сайтами и т.д., т.е. даже информационно-насыщенные сайты абсолютно бесполезны товаропроизводителям и научным работникам, поскольку информация представлена не структурировано и скрыта в различных разделах сайтов, доступ к которым затруднен вследствие отсутствия понятной системы навигации. Как следствие, более 50% сайтов не проиндексированы поисковыми системами, то есть большинство сайтов в современном виде никому, кроме как их владельцам, не нужны.

Кроме перечисленных выше причин неэффективного подхода к разработке сайтов можно указать на отсутствие на начальном этапе развития Интернета серьезных инструментальных средств их разработки и сопровождения, что привело к появлению, в большинстве своем, так называемых «витринных» сайтов и отсутствию интереса к развитию Интернет-технологий крупных информационных компаний и появлению большого количества кустарей, делающих трехсотдолларовые сайты. Их деятельность привела к тому, что установился очень низкий, неоправданно низкий ценовой порог на услуги, связанные с созданием интернет-решений. Сегодня это очень серьезное препятствие для развития бизнеса в этом сегменте рынка.

С появлением мощных инструментальных средств разработки и сопровождения сайтов на рынок интернет-технологий пришли крупные информационные компании, которые начали внедрять веб-интеграционные технологии, суть которых - в ориентации на универсальные технологии, позволяющие получить доступ ко всей корпоративной информации, базам данных, приложениям (в том числе и унаследованным информационным системам), а также другим источникам через единый настраиваемый Web-интерфейс.

По решению Президиума РАСХН и на основании распоряжения первого вице-президента академии В.И. Фисинина в 2007 г. началось создание отечественной Агроакадемсети, основанной на современных веб-интеграционных технологиях и ориентированной на оперативное предоставление знаний агронауки потребителям всех сфер аграрного сектора и базирующейся на полнообъемном использовании технологий Интернета. Создание Агроакадемсети можно считать крупнейшим шагом в обеспечении эффективной поддержки развития АПК России знаниями аграрной науки. При этом предполагается, что, первоначально объединяя НИУ РАСХН, как основные источники знаний агронауки в России, Аг-роакадемсеть будет развиваться в направлении дальнейшего объединения с интернет-представительствами профильных НИИ РАН и отраслевых академий, НИИ Минсельхоза РФ, сельскохозяйственных вузов, различного рода электронными библиотеками сельскохозяйственной тематики, с web-представительствами различных издательств сельскохозяйственной направленности и т.п. Таким образом, очевидно, что со временем Агроакадемсеть должна преобразоваться в единую систему информационного интернет-пространства знаний агронауки, охватывающей как вопросы представления в интернете знаний агронауки, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции и их эффективного доведения до сельхозтоваропроизводителей, так и информацию об их использовании в различных отраслях АПК России и информационно-консультационной службе АПК РФ.

Таблица 1. Сравнение индикаторов по информатизации АПК в основополагающих документах

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 (к 2015 г.) О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2008 г. N 157 Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 гг.). Целевая программа МСХ РФ

Доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 г. - не менее 15% и к 2015 г. - 30% МСХ РФ предоставляет в информационную систему информацию: а) о принятых решениях МСХ РФ; б) об издании МСХ РФ нормативных правовых актов; в) о реализации ФЦП и ОЦП; г) о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства; д) о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении; е) о химизации и мелиорации земель; ж) о мониторинге земель; з) о фитосанитарном и об эпизоотическом состоянии территорий; и) о численности и штате работников сельскохозяйственных организаций; к) о состоянии ресурсов охотничьих угодий и об их использовании; л) о мониторинге цен; м) об уровне таможенных пошлин; н) о состоянии федерального интервенционного фонда; о) о проведении тендеров; п) о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции; с) об объеме запасов. Доля региональных органов управления агропромышленным комплексом, использующих функциональные возможности, предоставляемые системой информационного обеспечения, %

Доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100% Доля органов управления агропромышленным комплексом муниципальных районов, использующих функциональные возможности, предоставляемые системой информационного обеспечения, %

Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70% Число регионов, в которых обеспечено предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде

Доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму - не менее 20% Доля регионов, использующих ценовой мониторингагропродо-вольственного рынка, %

Доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100% Доля регионов, использующих дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий

Наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет не менее чем в 75% домашних хозяйств

Уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий -100%

Рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 г. не менее чем в 2,5 раза

В условиях отсутствия финансирования и понимания важности развития информатизации отрасли со стороны руководства МСХ РФ и РАСХН выход видится в следующем: попытаться собрать то, что есть в электронном виде (публикации, разработки, дистационное обучение, консультационные услуги и т.д.), разработать грамотную архитектуру их представления в интернет-пространстве и начать ее поэтапную реализацию.

На первом этапе предполагалось создать интегрированный портал Россельхозакадемии с еди-

ной удобной системой навигации по сайтам НИИ, т.е. организовать удобный доступ пользователю к информации, уже представленной на сайтах, но почти недоступной для широкого круга пользователей.

На втором этапе предполагалось разместить на интегрированном портале разработки, публикации НИИ и прочую информацию, имеющуюся в электронном виде, по единой методологии. При этом целесообразно, чтобы информация, требующаяся при обработке запроса контекстного поиска, размещалась на едином электронном носителе под управлением

унифицированного программного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы все НИИ имели собственные сайты. Для НИИ, не имеющих сайты, предполагалось разработать типовой сайт НИИ в виде инструментальной разработки. НИИ, имеющие сайты, должны постепенно преобразовать (внести соответствующие изменения) свои сайты до некоторого унифицированного вида.

На следующих этапах должны быть разработаны базы данных, пакеты прикладных программ, определенные в проектах Программ развития информатизации сельского хозяйства и аграрной науки [1, 2]. А также должна быть проведена работа, как уже упоминалось выше, по анализу и проработке возможных путей интеграции разработок, публикаций, консультационной деятельности, представленных на сайтах вузов сельскохозяйственного профиля, агропромышленных изданий и издательств, НИИ рАн и других организаций, занимающихся сельскохозяйственной тематикой, на портале РАСХН с единых позиций в целях облегчения поиска потребителями нужной информации. При этом для облегчения доступа к информационным интернет ресурсам необходимо разработать типовой сайт сельскохозяйственного предприятия, информационно-консультационного центра с включением в них раздела «Науч-

ное сопровождение агропромышленного производства», «Документооборот», «Статистика», «Электронная площадка».

Поскольку именно Агроакадемсеть, по нашему мнению, должна явиться базовой структурой в интернет-пространстве агрознаний, то разработка единого информационного интернет-пространства знаний агронауки, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции, являясь обобщением и развитием исследований и практических работ по созданию Агроакадемсети, будет основываться на апробированных положениях и может стать исходным материалом для дальнейших целенаправленных работ по повышению эффективности сельскохозяйственного производства с широким использованием современных прикладных знаний агронауки.

Источники

1. Отчет о НИР «Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства». - ВИАПИ РАСХН. - 2004.

2. Отчет о НИР «Разработать проект программы развития информатизации аграрной науки». - ВИАПИ РАСХН. - 2005.

ИЗДАНИЯ АГРАРНОЙ тематики как один из важных компонентов

ИНТЕГРАЦИИ АГРОЗНАНИЙ

С.Г. Сальников, к.ф.-м. н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и

информатики им. А.А.Никонова

Представленный ниже материал посвящен анализу сайтов аграрной тематики, каталог которых создан в ВИАПИ им. А.А. Никонова. Он размещен в открытом доступе по адресу http://www.aqroaca-dem.ru/ риЬНзИегз/адгапап/ на Портале Россельхоза-кадемии. Этот свод изданий создавался как при помощи целенаправленного поиска в различных каталогах, так и непосредственным поиском в популярных поисковых системах по соответствующим ключевым словам и словосочетаниям. В настоящее время (на 1 октября 2009 г.) в своде представлено около 200 изданий, однако для целей нашего анализа в данном разделе были выбраны только издания, которые представлены в Интернете хотя бы на уровне 1-2 страничек с информацией о данном издании. Таких изданий набралось 169. К сожалению, остальные издания не представлены в Интернете даже на таком простейшем уровне. Объяснить это можно только - как нам представляется - полным непониманием данными изданиями той роли и места, которое занимает Интернет в современной жизни.

Ниже даны общие сведения об изданиях аграрной тематики (табл. 1).

Таким образом, следует признать, что большая часть владельцев сайтов (издательств или изданий) размещает хотя бы образцы публикаций своих изданий на сайте. Однако, 20% не делают даже этого, ограничиваясь только информацией самого общего характера (адреса/телефоны, условия подписки и т.п.). Понятно, что говорить в данном случае о полноценном сайте издания едва ли имеет смысл.

Только около 9% изданий имеют на своих сайтах ресурсы, которые можно условно отнести к т.н. «электронным библиотекам». Под таковой понимается наличие хотя бы минимального набора нужных интерфейс-компонентов на сайте: каталога,

полнотекстовых документов-статей и/или выпус-ков(номеров) издания и возможностей расширенного поиска по этим полнотекстовым документам (по названию, автору, году издания и т.п.)

Такой незначительный процент присутствия электронных библиотек на сайтах изданий говорит о том, что издания не в полной мере осознают возможности данного средства для продвижения их продукции, и, прежде всего, как электронного продукта.

Таблица 1. Общие показатели по сайтам изданий _аграрной тематики_

Наименование показателя Количество изданий % от общего числа

Наличие электронных публикаций на сайте 80 47

Наличие электронной библиотеки на сайте 15 9

Наличие электронного каталога на сайте 103 61

Имеются электронные архивы 120 71

В открытом доступе на E-library.ru 19 11

Для справки. Средняя длина архива издания -5,5 лет. Средний ежемесячный тираж издании - 7,9 тыс. экз.

Таким образом, налицо серьёзное отставание в данном компоненте в развитии сайтов отечественных изданий аграрной тематики от передового уровня их развития.

Справедливости ради надо отметить, что некоторая часть изданий имеет на своих сайтах прямые ссылки на известную электронную научную библиотеку www.e-librarv.ru, где и размещает (как правило, на платной основе) электронные копии своих изданий. Изданий аграрного характера на данном ресурсе удалось обнаружить 19 (11% от общего количества анализируемых здесь изданий). Здесь следует, впрочем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.