Научная статья на тему 'Веб-форум в формировании социокультурных умений студентов языкового вуза'

Веб-форум в формировании социокультурных умений студентов языкового вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
500
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ФОРУМ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НОМЕНКЛАТУРА / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / INTERNET-FORUM / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / NOMENCLATURE / LINGUISTIC FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкасов Алексей Константинович

Статья посвящена анализу исследований в области использования веб-форума при развитии социокультурных умений. Автор определяет собственную номенклатуру социокультурных умений студентов языкового вуза, развиваемых посредством веб-форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-FORUM IN DEVELOPMENT OF LANGUAGE UNIVERSITY LEARNERS' SOCIOCULTURAL SKILLS

The paper addressed the analysis of the sphere of the usage of the Internet-forum for the development of learners' sociocultural skills. The author develops his own nomenclature of the sociocultural skills of the English faculty students, which can be developed by using the Internet-forum.

Текст научной работы на тему «Веб-форум в формировании социокультурных умений студентов языкового вуза»

УДК 371.3

ВЕБ-ФОРУМ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

© Алексей Константинович ЧЕРКАСОВ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры лингвистики и лингводидактики,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу исследований в области использования веб-форума при развитии социокультурных умений. Автор определяет собственную номенклатуру социокультурных умений студентов языкового вуза, развиваемых посредством веб-форума.

Ключевые слова: веб-форум; социокультурная компетенция; номенклатура; лингвистические функции.

Основными интернет-технологиями, используемыми в образовательных целях, являются средства синхронной и асинхронной коммуникации. Средства синхронной коммуникации - это интернет-средства, позволяющие общаться в режиме реального времени (чат, видео-чат и аудио-чат). Средства асинхронной коммуникации - это интернет-средства, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени (форумы, электронная и аудио почта, сайты, блоги, вики).

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам и интеграция интернет-средств позволяют реализовать следующие возможности:

1) формировать и совершенствовать навыки чтения;

2) совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов

сети интернет, а также при помощи программы 8куре;

3) совершенствовать умения и навыки письменной речи и говорения, пополнять словарный запас лексики современного английского языка;

4) знакомить студентов с речевым этикетом, особенностями культуры и традиций страны изучаемого языка;

5) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

Интеграция асинхронных средств коммуникации в учебный процесс позволяет студентам совершенствовать навыки письменной и устной речи, аудирования, чтения, развивать умения социокультурной и меж-культурной компетенций; обеспечивает реальную неограниченную аудиторию для студенческих работ, что повышает мотивацию и

ответственность за содержание; знакомит студентов с сетевыми ресурсами, предлагающими много интересной и полезной информации по изучаемым темам, с помощью которых студент решает поставленные преподавателем задачи; стимулирует обсуждение тем и дискуссии на изучаемом языке.

Одной из технологий асинхронных средств коммуникации является веб-форум. Веб-форум - это специальное программное обеспечение для организации общения посетителей веб-сайта. Веб-форум представляет собой набор тем, созданный для обсуждения посетителями какого-либо веб-сайта. Большинство форумов имеет систему приватных сообщений, позволяющих участникам общаться индивидуально. По своей сути вебфорумы схожи с чатами. Среди отличий можно выделить разделение обсуждаемых тем и возможность общения в веб-форумах не в реальном времени, что дает участникам больше времени на обдумывание своего ответа. Характерно и то, что на форумах происходит многоплановое обсуждение, что является несомненным преимуществом при использовании данного интернет-ресурса в обучении иностранному языку.

Веб-форум обладает следующими форматными характеристиками:

— неограниченный доступ к электронному контенту;

— двусторонняя направленность коммуникации (с обратной связью);

— персональная и имперсональная адресация при обсуждении вопросов на вебфоруме;

— публичный / приватный режимы коммуникации;

— совмещение режимов синхронной и асинхронной коммуникации;

— единоличное авторство каждого отдельного комментария / сообщения;

— хронологическое размещение сообщений на веб-форуме.

Каждая характеристика веб-форума обладает рядом лингводидактических функций. Лингводидактической функцией неограниченного доступа к электронному контенту является то, что студенты не ограничены в объеме размещаемых материалов на странице форума, что можно использовать как при развитии умений письменной речи (описания, повествования, аргументации), так и при

развитии социокультурных умений (выполнять культуроведческие проекты на материале культуры стран изучаемого языка и России; участвовать в дискуссии на изучаемом языке при обсуждении культуроведческих аспектов жизни народов стран изучаемых языков). Двусторонняя направленность коммуникации (с обратной связью) позволяет развивать социокультурное умение участия в дискуссии на изучаемом языке при обсуждении культуроведческих аспектов жизни народов стран изучаемых языков. При помощи персональной и имперсональной адресации при обсуждении вопросов на веб-форуме студенты имеют возможность комментирования как заданной темы, так и конкретного высказывания каждого студента, что способствует стимулированию дискуссии на изучаемом языке. Возможность публичного / приватного режима коммуникации может быть использована для организации сетевого взаимодействия между обучающимися на иностранном языке, а также организации внеаудиторной учебной деятельности студентов, направленной на формирование аспектов языка (лексики, грамматики), видов речевой деятельности (чтения, письма), социокультурной и межкультурной компетенций. Возможность общаться асинхронно посредством веб-форума ликвидирует временные рамки для обдумывания студентами своего комментария (совмещение режимов синхронной и асинхронной коммуникации). Единоличное авторство каждого отдельного комментария / сообщения упрощает процесс контролирования прогресса конкретного студента при развитии социокультурных умений. Хронологическое размещение сообщений на веб-форуме позволяет организовать поэтапную методику развития социокультурных умений.

Среди научных изысканий в области применения веб-форума в образовательных целях особняком стоит исследование Б. Ханны и Дж. де Нуй [1]. Ими было проведено два экспериментальных обучения, целью которых было выявить пользу веб-форума в формировании социокультурной компетенции и развитии навыков письменной речи. Лингвистами была проанализирована переписка четырех англоязычных студентов на форуме французского журнала Le Monde. Двое студентов, используя грамматически

правильно выстроенные предложения, на французском языке представились на форуме и объявили о поиске друзей по переписке. Их сообщения не пользовались большим успехом у пользователей данного интернет-ресурса и получили несколько негативных откликов, несмотря на положительную в целом оценку. Два других студента на том же самом форуме представились как иностранцы и извинились за свой уровень владения французским языком. Более того, один из участников эксперимента в своих сообщениях в большинстве случаев использовал английский язык. Данные студенты были незамедлительно приняты в интернет-сообщество данного форума, их сообщения получили множество положительных откликов, и участники эксперимента получили большое количество друзей по переписке. По мнению исследователей, это свидетельствует о том, что самым важным элементом в общении в сети интернет является позиционирование себя как носителя определенной культуры. Лингвистическая грамотность и дружелюбное отношение к собеседникам уходят на второй план. Учеными был сформулирован вывод о том, что веб-форум может помочь студентам научиться позиционировать себя с точки зрения носителя культуры, тем самым развивая одно из основополагающих социокультурных умений.

Основной вопрос в работах некоторых исследователей - выявление пользы вебфорума как средства коммуникации в формировании таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование. Так, ученым Дж. Милтоном [2] был создан вебфорум “Gong”, в нем участники, помимо передачи текстовых сообщений, имели возможность общаться при помощи специального программного обеспечения, которое записывало и воспроизводило речь участников. Текстовая телекоммуникация наряду с аудиокоммуникацией могла происходить синхронно и асинхронно. Возможность асинхронного общения позволила избежать множества проблем, связанных с синхронной телекоммуникацией.

Российскими учеными производилось крайне мало исследований в области применения веб-форума для образовательных целей, учитывая некоторую запоздалость в развитии сети Интернет в России. Первой науч-

ный интерес в области применения сети интернет в образовательных целях проявила Е.С. Полат. Она проанализировала все доступные на то время интернет-ресурсы с целью выявления их пользы для образовательных целей. Остановимся подробнее на анализе телеконференций, являющихся прародителем современных веб-форумов. Е.С. По-лат отмечала, что посредством телеконференций можно улучшить мотивационную составляющую у обучающихся. Это, прежде всего, связано с асинхронной природой общения в телеконференции. В телеконференциях общение проходит в диалоговом режиме, а следовательно, по мнению автора, у обучающихся развиваются навыки диалогового общения, в частности улучшается качество их письменной речи [3].

Некоторых ученых интересует развитие конкретных видов компетенций посредством веб-форума. Так, О.Ю. Усачева целью своего научного изыскания ставит выявление особенностей структуры формирования дискурсивной компетенции при асинхронной коммуникации посредством веб-форума. Исследователь представляет формирование дискурсивной компетенции участников интернет-коммуникации в формате форума в виде комплекса, включающего три вида компетенций.

1. Форматные компетенции (овладение персональной и имперсональной адресацией, публичной коммуникацией, навыками синхронной и асинхронной коммуникации).

2. Гипержанровые компетенции (владение темой, тактиками общения, типами диалогов).

3. Речежанровые компетенции (овладение речевыми жанрами и субжанрами).

Также исследователь отмечает важность публичного характера порождения дискурса при общении в веб-форуме. Процесс коммуникации в данном случае включает, помимо непосредственных участников, множество читателей, что и является главной отличительной особенностью веб-форума в сравнении с электронной перепиской [4].

Анализ исследований в области приме -нения веб-форума в образовательных целях дал возможность сформулировать вывод о том, что все виды речевой деятельности (продуктивные и рецептивные) могут быть развиты при работе в веб-форуме. Также

учеными, в частности Е.С. Полат [3], было установлено, что работа в веб-форуме повышает мотивацию у обучающихся. Стоит отметить, что О.Ю. Усачевой [4] изучалась проблема формирования дискурсивной компетенции. Б. Ханна и Дж. де Нуй [1], в свою очередь, занимались проблемой формирования социокультурной компетенции посредством веб-форума. При этом учеными была выявлена польза при работе в веб-форуме при развитии такого элемента социокультурной компетенции, как умение позиционировать себя как носителя определенной культуры. Проблема формирования других социокультурных умений посредством веб-форума учеными не рассматривалась. Это и обусловило необходимость определения социокультурных умений студентов языкового вуза, развиваемых посредством веб-форума. Анализ ряда работ В.В. Сафоновой и П.В. Сысоева [5-10], посвященных формированию социокультурной компетенции учащихся и студентов, позволил выделить следующие умения:

- собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию, используя разнообразные интернет-источники;

- готовить культуроведческие материалы, отражающие интересные аспекты культур стран родного и изучаемого языков на родном и изучаемом языках;

- участвовать в дискуссии на изучаемом языке при обсуждении культуроведче-ских аспектов жизни народов стран изучаемых языков;

- проводить аналогии, противопоставления, обобщение при сравнении фактов, явлений культуры, событий в культурной жизни соизучаемых сообществ;

- выступать в качестве культурного посредника между россиянами и представителями соизучаемых культур, помогая устанавливать культурные контакты, поясняя культурные особенности взаимоотношений

людей в англоязычной и русскоязычной среде, прогнозировать возможные коммуникативные недопонимания и конфликты, помогая их предотвращать и снимать;

- выступать в качестве представителя родной страны;

- выполнять культуроведческие проекты на материале культуры стран изучаемого языка и России.

1. Hanna B., Nooy J. A Funny Thing Happened on the Way to the Forum: Electronic Discussion and Foreign Language Learning // Language Learning and Technology. 2003. V. 7. № 1. P. 71-85.

2. Milton J. A developmental model of intercultural sensitivity. Education for the Intercultural Experience. Yarmouth, ME, 2000.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М., 1999.

4. Усачева О.Ю. Анализ дискурса диалогической коммуникации в Интернете: монография. М., 2011.

5. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 1996.

6. Сысоев П.В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 1999.

7. Сысоев П.В. Язык и культура: В поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 4.

8. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография. Тамбов, 2001.

9. Сысоев П.В. Концепция языкового поликуль-турного образования (на материале культуро-ведения США): монография. М., 2003.

10. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика: монография. М., 2008.

Поступила в редакцию 12.01.2012 г.

UDC 371.3

WEB-FORUM IN DEVELOPMENT OF LANGUAGE UNIVERSITYLEARNERS’ SOCIOCULTURAL SKILLS Aleksey Konstantinovich CHERKASOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]

The paper addressed the analysis of the sphere of the usage of the Internet-forum for the development of learners’ sociocultural skills. The author develops his own nomenclature of the sociocultural skills of the English faculty students, which can be developed by using the Internet-forum.

Key words: Internet-forum; sociocultural competence; nomenclature; linguistic functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.