Научная статья на тему 'Алгоритм формирования социокультурной компетенции посредством веб-форума'

Алгоритм формирования социокультурной компетенции посредством веб-форума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ФОРУМ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АЛГОРИТМ / INTERNET-FORUM / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасов Алексей Константинович

Статья посвящена вопросу разработки алгоритма формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза посредством веб-форума. Автор разрабатывает собственный алгоритм формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза посредством веб-форума, состоящий из трех этапов и восьми шагов и выявляет особенности данного алгоритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE VIA WEB FORUM

The article addressed the issue of the development of an algorithm for the development of learners' sociocultural competence via Internet-forum. The author develops his own algorithm of sociocultural competence formation of the students of the English faculty by means of studying Internet-forum, consisting of three stages and eight steps and detects the features of this algorithm.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования социокультурной компетенции посредством веб-форума»

УДК 371.3

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-ФОРУМА

© Алексей Константинович ЧЕРКАСОВ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры лингвистики и лингводидактики,

e-mail: gunner07@list.ru

Статья посвящена вопросу разработки алгоритма формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза посредством веб-форума. Автор разрабатывает собственный алгоритм формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза посредством веб-форума, состоящий из трех этапов и восьми шагов и выявляет особенности данного алгоритма.

Ключевые слова: веб-форум; социокультурная компетенция; алгоритм.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов является основной целью обучения иностранному языку. Социокультурная компетенция, согласно современным государственным образовательным стандартам по иностранным языкам [1, 2], наряду с языковой, речевой, компенсаторной и учебно-познавательной компетенциями, является неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции. В современных образовательных стандартах для ВПО и средней общеобразовательной школы социокультурная компетенция определяется как приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям стран / страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах обучения; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения [1, 2].

В научной литературе существуют алгоритмы и технологии развития различных аспектов иноязычной коммуникативной компетенции посредством интернет-технологий. В частности, П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев предлагали технологии развития речевых умений посредством блог-технологии [3, 4,

5], вики-технологии [4, 5], подкастов [5, 6].

Н.С. Петрищева в своем диссертационном исследовании подробно описывает алгоритм формирования социокультурной компетенции у студентов специальности «Юриспруденция» средствами интернет-проектов [7]. Однако вопрос развития социокультурной

компетенции посредством веб-форума не нашел отражения в работах исследователей.

С целью разработки алгоритма формирования социокультурной компетенции в данном исследовании нами было дано определение понятию «веб-форум» и были определены его форматные характеристики. Так, на наш взгляд, веб-форум является одним из средств, на основе которого можно формировать социокультурную компетенцию студентов. Под веб-форумом мы понимаем специальное программное обеспечение для организации общения посетителей веб-сайта. Веб-форум представляет собой набор тем, созданный для обсуждения посетителями какого-либо веб-сайта. Большинство форумов имеет систему приватных сообщений, позволяющих участникам общаться индивидуально. По своей сути веб-форумы схожи с чатами. Среди отличий можно выделить разделение обсуждаемых тем и возможность общения не в реальном времени в веб-форумах, что дает участникам больше времени на обдумывание своего ответа. Характерно и то, что на форумах происходит многоплановое обсуждение, что является несомненным преимуществом при использовании данного интернет-ресурса в обучении иностранному языку. Форматными характеристиками интернет-форума являются:

1) неограниченный доступ к электронному контенту;

2) двунаправленная (с обратной связью) направленность коммуникации;

3) персональная и имперсональная адресация;

4) публичная - при наличии технической возможности перехода в режим приватной коммуникации - сфера общения;

5) совмещение синхронной и асинхронной коммуникации;

6) наличие позиции заголовка, подписи, допустимая длина сообщений, расположение на мониторе элементов программы, возможности использования невербальных средств (смайлики, аватарки, ссылки) и создания креолизованных текстов и т. д.

Учитывая специфику работы с использованием интернет-технологий, в частности, веб-форума и уровень владения языком студентами, нами был предложен следующий алгоритм формирования социокультурной компетенции:

1. Подготовительный этап.

Шаг 1. Установочный.

Преподаватель дает определенный перечень рекомендаций, касающихся дальнейшей работы по обеспечению учащихся заданием, определения возможного объема работы, разъясняется суть задания и критерии оценивания.

Шаг 2. Ознакомительный.

Знакомство с информацией о рамках культуры, характеристиках культуры, о типах взаимоотношений между культурами. Разъясняются трудности, с которыми могут столкнуться студенты в процессе обучения в целях избегания ошибок.

Шаг 3. Изучающий. Изучение материала для обсуждения.

Студенты знакомятся с материалом, который будет являться предметом обсуждения посредством веб-форума. Этот материал должен отражать культурно-заостренные темы.

2. Процессуальный этап.

Шаг 4. Сбор информационных материалов в сети Интернет.

В соответствии с темой задания студенты собирают необходимую информацию с целью владения материалом и с целью обучения классификации анализа и обобщения информации.

Шаг 5. Интерактивный.

Студенты посещают веб-форум для написания первого сообщения, которое должно включать в себя:

- реакцию на прочитанный текст;

- выражение своего мнения по вопросам данной проблематики;

- выявление сходств и различий в ситуациях по данной проблематике в культуре страны изучаемого языка и родной культуре.

Шаг 6. Дискуссионный.

Студенты должны прочитать сообщения друг друга и отреагировать на них, написав второе сообщение. Данное сообщение должно включать в себясогласие или несогласие с мнениями остальных участников экспериментального обучения и описывать изменения или их отсутствие в мировоззрении студентов по окончании экспериментального обучения.

3. Заключительный этап.

Шаг 7. Рефлексивный.

Студенты обсуждают обучение. Выявляются трудности, с которыми они столкнулись, высказываются пожелания для улучшения процесса обучения.

Шаг 8. Оценочный.

Преподаватель оценивает работу студентов, выявляя сформированность отдельных компонентов социокультурной компетенции.

Видится целесообразным выделить ряд особенностей, характерных для предложенного нами алгоритма формирования социокультурной компетенции посредством вебфорума.

1. Отсутствие в подготовительном этапе обучения студентов пользованию веб-форума и разъяснения по работе в сети Интернет. Это обусловлено тем, что одним из методических условий формирования социокультурной компетенции, на наш взгляд, является сформированность у студентов ИКТ-компетенции. Вслед за П.В. Сысоевыми М.Н. Евстигнеевым [8, 9], под ИКТ компетенцией нами понимается «знания и умения решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информационнокоммуникационных технологий». ИКТ-ком-петенция студента, на наш взгляд, должна включать в себя следующие компоненты:

- знания и умения пользоваться компьютером, а также некоторым программным обеспечением (интернет-браузеры);

- умение извлекать и критически оценивать полученную информацию;

- использовать различные поисковые системы и технологии поиска с учебными целями;

- использовать средства синхронной и асинхронной интернет-коммуникации в обучении иностранному языку.

2. В процессуальном этапе акцент делается на задания, направленные на обучение классификации анализа и обобщения информации и отвечающие принципам культурной рефлексии и культурной вариативности. Нами были выделены следующие задания, отвечающие принципу культурной рефлексии (направленные на):

- осознание учащимися себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде;

- понимание того, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;

- инициацию и принятие участия в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма.

Использование принципа культурной вариативности, предложенный П.В. Сысоевым [10-12], заключается в знакомстве студентов с вариантами разных видов культур, а также сопоставлением элементов иноязычной культуры с аналогичными в родной позволяет увидеть сходства и различия между собственной культурой и изучаемой культурой. Это будет способствовать расширению социокультурного пространства за пределы политических границ родной страны, что, в свою очередь, приведет к осознанию своей роли и значимости в глобальных общечеловеческих процессах и развитию своего общепланетарного мышления.

Предлагаемые нами этапы и шаги формирования социокультурной компетенции посредством веб-форума могут быть использованы с разными целевыми группами обучающихся. Посредством веб-форума могут быть сформированы конкретные умения социокультурной компетенции студентов уровня С1, С2 в процессе его применения.

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 021700 «Филология». М., 2004.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 022600 «Лингвистика и меж-культурная коммуникация». М., 2004.

3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.

5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. Москва; Ростов н/Д, 2010.

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.

7. Петрищева Н.С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция» посредством учебных Интернет-проектов (английский язык): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010.

8. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 2-9.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 16-20.

10. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14.

11. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика: монография. М., 2008.

12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

Поступила в редакцию 15.11.2011 г.

UDC 371.3

ALGORITHM OF DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE VIA WEB FORUM Aleksey Konstantinovich CHERKASOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: gunner07@list.ru

The article addressed the issue of the development of an algorithm for the development of learners’ sociocultural competence via Internet-forum. The author develops his own algorithm of sociocultural competence formation of the students of the English faculty by means of studying Internet-forum, consisting of three stages and eight steps and detects the features of this algorithm.

Key words: Internet-forum; sociocultural competence; algorithm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.