УДК 371.3
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-ФОРУМА
© Алексей Константинович ЧЕРКАСОВ
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры лингвистики и лингводидактики,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена методическим условиям развития социокультурных умений посредством вебфорума. К таким методическим условиям автор относит: а) сформированность у студентов к моменту обучения ИКТ-компетентности; б) наличие заданий на культурную рефлексию; в) реализацию принципа культурной вариативности при отборе учебного материала; г) наличие заданий на анализ и обсуждение полученной в ходе исследовательской работы информации; д) наличие четкого пошагового алгоритма реализации.
Ключевые слова: веб 2.0; веб-форум; информационные и коммуникационные технологии; социокультурная компетенция; методические условия.
Основываясь на ряде научных исследований в области развития навыков рецептивной и продуктивной видов речевой деятельности и формирования компонентов социокультурной и межкультурной компетенций посредством интернет-технологий [1-10], видится целесообразным определить методические условия развития социокультурных умений студентов языкового вуза посредством веб-форума. Это позволит оптимизировать процесс обучения и избежать ошибок при проведении обучения посредством вебфорума.
Первым методическим условием развития социокультурных умений студентов языкового вуза посредством веб-форума является сформированность у студентов к моменту обучения ИКТ-компетентности. Определение понятия ИКТ-компетентности являлось целью ряда научных работ. О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева определяют ИКТ-ком-петентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий [11]. В свою очередь, В.Ф. Бурмакинаи, М. Зелман, И.Н. Фалина под ИКТ-компетентностью понимают уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамот-ности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков [12]. Под ИКТ-грамотностью авторы понимают использование цифровых
технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. В рамки ИКТ-грамот-ности авторы включают ряд познавательных действий, посредством выполнения которых формируются навыки и умения ИКТ-ком-петентности:
1) определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
2) доступ к информации - умение собирать и (или) извлекать информацию;
3) управление информацией - умение применять существующую схему организации или классификации;
4) интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию (сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных);
5) оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
6) создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
7) сообщение информации - способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ [12].
В рамках данного исследования, вслед за П.В. Сысоевым и М.Н. Евстигнеевым, под ИКТ-компетентностью нами понимается «способность использовать учебные ин-
тернет-ресурсы, социальные сервисы
веб 2.0 и другие информационно-коммуникационные технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка» [13-14].
Анализ научных работ в сфере ИКТ-ком-петентности позволил нам выявить компонентный состав ИКТ-компетентности студента языкового вуза. ИКТ-компетентность студента языкового вуза, на наш взгляд, должна включать в себя следующие умения:
- производить оценку получаемой информации из сети Интернет для учебных целей;
- использовать средства синхронной и асинхронной интернет-коммуникации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (электронная почта, веб-форум, чат, ICQ, Skype);
- использовать технологии веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (социальные сервисы блогов, вики, подкастов, закладок);
- использовать лингвистический корпус в формировании грамматических и лексических навыков речи;
- использовать информационно-справочные ресурсы сети Интернет для развития речевых умений и формирования социокультурной и межкультурной компетенций [13-14].
Без умений, составляющих ИКТ-компе-тентность, студенты не смогут принять полноценное участие в развитии социокультурных умений посредством веб-форума. В этой связи сформированность у студентов к моменту обучения ИКТ-компетентности является первым методическим условием развития социокультурных умений студентов языкового вуза посредством вебфорума.
Опыт исследований М. Маегер и Ф. Кас-танос указывает на то, что общение средствами синхронной или асинхронной коммуникации само по себе не является залогом успеха при развитии социокультурных умений [15]. Необходимо наличие заданий на культурную рефлексию. Видится целесообразным выделить типы заданий на культурную рефлексию. Вслед за П.В. Сысоевым [16] нами выделяются следующие типы за-
даний на культурную рефлексию, направленные на:
- осознание учащимися себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде;
- понимание того, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;
- выявление учащимися культурных сходств между представителями различных культурных групп стран соизучаемых языков с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределы политических границ стран ИЯ;
- определение учащимися своего места, роли и значимости, а также развитие ответственности в глобальных общечеловеческих процессах;
- инициацию и принятие участия в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма [16].
В рамках данного исследования были использованы следующие типы заданий на культурную рефлексию, направленные на:
- осознание учащимися себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде;
- понимание того, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;
- инициацию и принятие участия в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма.
Таким образом, вторым методическим условием развития социокультурных умений студентов языкового вуза посредством вебфорума является наличие заданий на культурную рефлексию.
Третьим методическим условием развития социокультурных умений студентов языкового вуза посредством веб-форума является реализация принципа культурной вариативности при отборе учебного материала.
Анализ исследований показывает, что в процессе развития социокультурных умений необходимо использовать принцип культурной вариативности, т. е. знакомить студентов с вариантами разных видов культур, а также сопоставлять элементы иноязычной культуры с аналогичными в родной [16]. Анализ переписки, проведенной в 2001 г. между бразильскими и австралийскими педагогами при
помощи e-mail технологий, показал, что развитие социокультурных умений будет проходить эффективнее, если учащиеся будут иметь возможность изучить разные аспекты культуры страны изучаемого языка, а также спроецировать их на аналогичные в своей родной культуре. Это позволит увидеть сходства и различия между собственной культурой и изучаемой культурой. Это будет способствовать расширению социокультурного пространства за пределы политических границ родной страны, что, в свою очередь, приведет к осознанию своей роли и значимости в глобальных общечеловеческих процессах и развитию своего общепланетарного мышления.
Поэтому в качестве третьего методического условия развития социокультурных умений студентов языкового вуза посредством веб-форума нами выделяется реализация принципа культурной вариативности при отборе учебного материала.
Результатом многих научных экспериментов явилось формирование у участников ложных стереотипов о реалиях культуры страны изучаемого языка. Так, результатом экспериментального обучения, проведенного М. Маегер и Ф. Кастанос, стало формирование всеобщей неприязни у участников к иноязычной культуре [15]. Причиной этому, на наш взгляд, стало отсутствие анализа полученной информации. Обучающиеся выступали в роли лишь реципиентов культуроведче-ской информации, при этом один из главенствующих принципов современного образования - принцип проблемного обучения - не был использован. Избежание формирования ложных стереотипов о реалиях культуры страны изучаемого языка является одной из приоритетных методических задач при изучении культуры [1]. Для решения этой задачи, на наш взгляд, необходимо наличие заданий на анализ и обсуждение полученной в ходе исследования информации, что также позволит обучающимся научиться критически оценивать собственную деятельность и достигнутые результаты.
В этой связи наличие заданий на анализ и обсуждение полученной в ходе исследовательской работы информации является четвертым методическим условием развития социокультурных умений студентов языкового вуза посредством веб-форума.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей [1-3, 6-9] указывает на необходимость наличия четкого пошагового алгоритма реализации процесса развития социокультурных умений средствами интернет-технологий. Алгоритм должен состоять из нескольких этапов, которые, в свою очередь, подразделены на шаги, описывающих роли обучающихся, их задачи, роль учителя, а также условия, соблюдение которых позволит избежать неудач при формировании социокультурной компетенции. К таким неудачам могут быть отнесены:
- формирование у участников ложных стереотипов о реалиях культуры страны изучаемого языка;
- неприязнь участников к иноязычной культуре;
- потеря мотивации и интереса для выполнения поставленных задач.
Избежание неудач при развитии социокультурных умений средствами интернет-технологий может быть осуществлено при наличии четкого пошагового алгоритма реализации.
Таким образом, пятым методическим условием развития социокультурных умений студентов языкового вуза посредством вебфорума является наличие четкого пошагового алгоритма реализации.
Проведенный выше анализ работ показывает, что формирование социокультурной компетенции посредством веб-форума может быть эффективным при соблюдении следующих методических условий:
1) сформированность у студентов к моменту начала обучения ИКТ-компетентности;
2) наличие заданий на культурную рефлексию;
3) реализация принципа культурной вариативности при отборе учебного материала;
4) наличие заданий на анализ и обсуждение полученной в ходе исследовательской работы информации;
5) наличие четкого пошагового алгоритма реализации.
1. Апальков В.Г. Методика формирования меж-культурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
2i0
2. Кудрявцева Л.В. Использование междисциплинарных телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США, профильный уровень): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.
3. Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного Интернет-блога (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 8-16.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных
Интернет-технологий. Москва; Ростов н/Д, 2010.
10. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003.
11. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. 2004. № 3. C. 95-99.
12. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. М., 2007.
13. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 2-9.
14. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция в области использования информационно-коммуникационных технологий учителя иностранного языка: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 16-20.
15. Meagher M., & Castanos F. Perceptions of American culture: The impact of an electronically-mediated cultural exchange program on Mexican high school students // Computer-mediated communication. Linguistic, social and cross-cultural perspectives. Amsterdam, 1996. P. 187-201.
16. Сысоев П.В. Концепция языкового поликуль-турного образования (на материале культуро-ведения США): монография. М., 2003.
Поступила в редакцию 9.12.2011 г.
UDC 371.3
METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL SKILLS VIA WEB FORUM Aleksey Konstantinovich CHERKASOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
The article addressed the issue of methodological conditions for the development of sociocultural competence via web forum. To such methodological conditions the author refers (a) the development of learners’ ICT-competence; (b) the use of tasks for cultural reflection; (c) realization of the principle of cultural diversity in materials development; (d) the use of communicative assignments for analysis, discussion and interpretation of information, expression of learners’ personal point of view, organization of social interaction between students; (d) use of pedagogical technology of teaching.
Key words: web 2.0; web forum; ICT; sociocultural competence; methodological conditions.